СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОБЖ 8 класс

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа к УМК "Основы безопасности жизнедеятельности 8-9» Н.Ф.Виноградова, Д.В.Смирнов, Л.В.Сидоренко, А.Б.Таранин содержит пояснительную записку с тематическим планированием с УУД и календарно-тематическим планированием

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОБЖ 8 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа  по основам безопасности жизнедеятельности  для 8 класса разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г №1897, с внесёнными изменениями: приказ №1577 от 31.12.2015) для 5-8 классов;

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к исполнению при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями на 01.03.2017);

- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденный МО РФ от 05.03.2004 №1089;

- образовательной программы МБОУ Натальевской СОШ;

- учебного плана МБОУ Натальевской СОШ на 2021 – 2022 учебный год;

- требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования;

- примерной программы по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», авторской программы предметной линии учебников Н.Ф.Виноградовой, Москва, Вентана-Граф, 2020 год;

- УМК «Основы безопасности жизнедеятельности 8-9» Н.Ф.Виноградова, Д.В.Смирнов, Л.В.Сидоренко, А.Б.Таранин;

- основной образовательной программы МБОУ Натальевская СОШ.

Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится так, чтобы были достигнуты следующие цели:

  • безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

  • понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;

  • принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;

  • антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;

  • отрицательное отношение учащихся к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;

  • готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.

Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:

  • формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

  • формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;

  • выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.

Главная задача курса 8 класса – дать учащимся знания, умения, навыки выживания в различных жизненных ситуациях.

Логическим продолжением курса является внеурочная работа, которая включает в себя мероприятия, направленные на формирование навыков безопасного поведения и навыков здорового образа жизни, проведение тренировочных эвакуаций.



МЕСТО В УЧЕБНОМ ПЛАнЕ

Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации вводит обязательное изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования. В 8 классе на его изучение выделяется 35 часов в год, из расчета 1 час в неделю.

Примерная программа рассчитана на 35 учебных часов. Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов в год, на основе учебного плана МБОУ Натальевской СОШ. В 8 классе фактически будет 35 уроков.


  1. Планируемые результаты

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные результаты:

  • усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих
    жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

  • усвоение  гуманистических,  демократических   и  традиционных ценностей многонационального российского общества;  воспитание  чувства  ответственности  и  долга  перед Родиной,

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира:

  • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

  • развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственною поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • формирование анти экстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  •  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной
    задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанною выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять поняли, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы,

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы дли решения учебных и познавательных задач;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

  • освоение приемок действии в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;

  • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметные результаты:

  • формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защита личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

  • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

  • понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

  • понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и зашиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и  терроризма;

  • понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;

  • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

  • формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;

  • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

  • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;

  • знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • умение оказать первую помощь пострадавшим;

  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

  • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

Обучающийся научится:

- действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

• соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

• оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;

• пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

• вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;

• действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.

Обучающийся получит возможность научиться:

• обеспечивать личную безопасность на улицах и дорогах;

• соблюдать меры предосторожности и правила поведения пассажиров в общественном транспорте;

• пользоваться бытовыми приборами и инструментами;

• проявлять бдительность при угрозе террористического акта.


Требования к речи обучающихся.


Развёрнутый ответ обучающихся должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать их умение применять полученные знания на практике.

Оценка устных ответов обучающихся:


Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:

• полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

• изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию;

• показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

• продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

• отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

  Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если: он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

• в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие общего содержания ответа;

• допущены один или два недочета при освещении содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

• допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

• неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;

• имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, исправленные после нескольких  вопросов;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

• не раскрыто основное содержание учебного материала;

• обнаружено незнание или непонимание обучающимся большей или наибольшей части материала;


Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков

Все тестовые задания оцениваются:

- правильный ответ – 1 балл;

- отсутствие ответа или неправильный ответ – 0 баллов

Критерии оценивания:

«2» - менее 25% правильных ответов.

«3» - от 25% до 50% правильных ответов.


«4» - от 50% до 75% правильных ответов

«5» - от 75% и более правильных ответов


.

Проверка тетрадей обучающихся.

Тетради обучающихся, в которых выполняются письменные работы, проверяются выборочно, но каждая тетрадь проверяется не реже одного раза в четверть. Все проверяемые работы по усмотрению учителя оцениваются, и оценки могут быть выставлены в классный журнал. При выставлении оценок могут учитываться психологические функции – могут быть промежуточные оценки, которые не ставятся в журнал, но вносятся в дневник и тетрадь.

Оценивается учителем:

- развёрнутые устные ответы и письменные работы,

- контрольные, тестовые, самостоятельные, практические работы,

- зачёты,

- доклады,

- рефераты,

- рецензия на ответ обучающегося.

Работа с одарёнными обучающимися.

С обучающимися, показывающими хорошие и устойчивые знания по ОБЖ, проводятся дополнительные практические и теоретические занятия с последующим привлечением их к соревнованиям: «Безопасное колесо», «Школа выживания», «Орлёнок», «Юный пожарный», «Юнармия».

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Региональные компоненты.


Изучение Правил дорожного движения в 8 классе проводится согласно приказу №510/1627 2001года Министерства образования Ростовской области в объёме 9 часов.

«Терроризм и безопасность человека» в объёме 6 часов.


Правила дорожного движения


Тема 1 «Разметка проезжей части, улиц и дорог» (Урок 22)

Тема 2 «Движение пешеходов индивидуально» ( Урок 25)

Тема 3 «Движение пешеходов группами и в колоннах» (Урок 26)

Тема 4 «Правила поведения участников дорожного движения» (Урок 29)

Тема 5 «Назначение номерных знаков и надписей на ТС» (Урок 30)

Тема 6 «Остановочный путь автомобиля» (Урок 31)

Тема 7 «Черепно-мозговые травмы при ДТП» (Урок 33)

Тема 8 «Зачёт по правилам дорожного движения» (Урок 34)


Интеграция вопросов о терроризме в рабочую программу

курса ОБЖ в 8 классе.

Тема 1.

Урок 2. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. (Уголовная ответственность за заведомо ложное сообщение по телефону об угрозе теракта, захват заложников.)

Тема 2.

Урок 3. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. (Уголовная ответственность за заведомо ложное сообщение по телефону об угрозе теракта, захват заложников.)

Тема 3.

Урок 14. Причины возникновения пожаров и взрывов и их последствия. (Действия учащихся при взрыве и угрозе взрыва.)

Тема 4.

Урок 15. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах. Пожары и паника. (Как действовать если вы попали после взрыва в завал, если нету возможности выбраться, если получена травма.)

Тема 5.

Урок 23. Правила безопасного поведения при авариях с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ. (Порядок действия при получении письма с белым порошком.)

Тема 6.

Урок 24. Правила безопасного поведения при радиационных авариях. (Правила поведения при применении террористами радиоактивных и химических веществ. Порядок действий в здании, на улице.)


Региональная программа полностью реализует требования регионального образовательного стандарта «Безопасность жизнедеятельности», который обеспечивает овладение выпускниками общеобразовательных учреждений необходимый минимум знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях характерных для Ростовской области, как части Северо-Кавказского региона.

Цели программы  интеграция вопроса «Терроризм и безопасность человека» включены в рабочую программу 8 класса.

Ведется работа с родителями и учениками об уголовной ответственности подростков за ложные сообщения по телефону и др.

Со всеми участниками образовательного процесса систематически проводится информационно-разъяснительная работа, направленная на повышение организованности, бдительности, готовности к действиям в чрезвычайной ситуации.

Содержание программы 8 класс

Тема 1. Введение. Почему это нужно знать? (3 час)

Почему человеку необходимы знания о безопасности жизни? Задачи предмета ОБЖ. Что такое чрезвычайная ситуация, классификация чрезвычайных ситуаций. При каких условиях можно избежать или уменьшить отрицательные последствия чрезвычайных ситуаций?

Тема 2. Здоровый образ жизни. Что это? (10 часов)

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Физическое здоровье и условия его сохранения. Психическое здоровье человека. Эмоциональное благополучие и здоровье человека. Внешние признаки здорового человека: уверенная походка, правильная осанка, приятное выражение лица, активность. Факторы, определяющие физическое здоровье человека: наследственность, экология, условия проживания, медицинское обслуживание, желание и воля человека. Физическая культура и здоровье. Психическое здоровье и условия его сохранения: осознание человеком своего «Я», объективная оценка своих возможностей, способностей, успешности деятельности. Адекватность реакций на различные жизненные ситуации, способность к самооценке, самоуправлению с учётом социальных норм и правил; стремление планировать свою жизнедеятельность при смене жизненных ситуаций, в том числе при чрезвычайных. Социальные факторы, отрицательно воздействующие на психическое здоровье человека: социальные конфликты, нестабильность в обществе, нарушение взаимоотношений людей и др. Эмоциональное здоровье подростка и условия его сохранения: благополучная адаптация к коллективу сверстников, демократический стиль отношений со взрослыми и сверстниками, интересная познавательная среда, объективная самооценка, правильная организация жизни и деятельности и др. Негативные факторы воздействия на эмоциональное здоровье и благополучие подростка: проблемы в семейных отношениях, неумение общаться (дружить), неблагоприятный школьный климат, необъективная оценка своего «Я» и др. Что такое репродуктивное здоровье. Влияние семьи на здоровье подрастающего поколения, его психическое и эмоциональное благополучие. Социальные (общественные) институты и организации, участвующие в охране жизни и здоровья граждан.

Тема 3. Опасности, подстерегающие нас в повседневной жизни (9 часов)

Причины и последствия пожара. Первичные средства пожаротушения. Правила поведения при пожаре. Правила пользования электроприборами. Компьютер и безопасное его использование. Чрезвычайные ситуации в быту: утечка бытового газа, химические вещества. Правила пользования электроприборами. Правила поведения при заливе квартиры Меры безопасности при пользовании пиротехникой Разумная предосторожность при выборе места игр и отдыха. Внимательное отношение к объявлениям технических, экологических, санитарных служб. Поведение на улицах населённого пункта. Опасное время суток. Меры предосторожности в лифте и на лестнице. Правила поведения при нападении. Опасные игры. Неразорвавшиеся боеприпасы. Экстремальные виды спорта и развлечений. Способность предвидеть последствия своего поведения, умение справиться с эмоциями при выборе занятий и развлечений.

Тема 4. Опасности, с которыми мы сталкиваемся на природе (5 час)

Ядовитые растения нашей местности, их влияния на здоровье человека. Правила сбора грибов, которые помогут избежать отравления. Поведение в лесу при встречах с опасными животными. Гроза в лесу.

Водоём зимой и летом. Причины возникновения опасных ситуаций на воде. Действия в неожиданных ситуациях. Выполнение правил поведения при купании. Умения отдыхать на воде. Правила катания на лодке. Помощь утопающему.

Приёмы проведения искусственного дыхания. Правила поведения на льду.

Расширение кругозора. Ядовитые растения, мифы о грибах, опасные земноводные.

Тема 5. Современный транспорт и безопасность (8 часов)

Транспорт в современном мире. Чрезвычайные ситуации на дорогах. Дорожно-транспортные происшествия. Причины и последствия. Нарушение ПДД как главная причина дорожных происшествий. Опасные игры на дорогах. Правила безопасного поведения пешехода, пассажира и велосипедиста. Знаки дорожного движения для велосипедистов. Поведение в дорожно-транспортных происшествиях. Опасные ситуации в метро. Правила поведения на станции метро, эскалаторе, в вагоне поезда. Поведение в салоне авиалайнера. Пожар на борту лайнера или другие чрезвычайные ситуации: правила поведения. Авиакатастрофы. Железнодорожные катастрофы: правила поведения. Опасные игры на железнодорожном транспорте. Отрицательное отношение к ним.



3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тематический блок с указанием количества часов на его освоение

Основные виды деятельности учащихся

Планируемые результаты

Учебно –методическое обеспечение

Личностные

Метапредметные

Предметные

Ученик научится

Ученик получит возможность

Почему это нужно знать

(3 ч)

Чтение и оценка учебных текстов для ответа на вопрос «Почему проблема здорового образа жизни волновала общество уже в древности?»; выделение главной мысли учебного текста.

Формулируют

суждения.

Усваивают правила построения тезисов и антитезисов

Рассуждают о значимости поставленных вопросов

Аргументировано оценивают свои и чужие поступки.

Выбирают, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях (моральные проблемы), и отвечать за свой выбор.

Определяют свои собственные возможности и позицию.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира:


• формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

Коммуникативные

ученик научится:

Соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии.

Пользоваться адекватными речевыми клише в монологе (публичном выступлении), диалоге, дискуссии.

Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать их.

Координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего.

Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.

Спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы.

Получит возможность научиться:

продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

Предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

- применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабаты­вать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных воз­можностей;


Анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения   и   возможные   последствия,   проектировать модели личного безопасного поведения;

- оказывать первую медицинскую помощь;

усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности.

УМК «Основы безопасности жизнедеятельности 8-9» Н.Ф.Виноградова,

Д.В.Смирнов, Л.В.Сидоренко,

А.Б.Таранин

Здоровый образ жизни. Что это?

(10 ч)

Читают и оценивают учебные тексты. Выделяют главную мысль учебного текста; высказывание версий о смысле пословиц и поговорок. Построение схем «Здоровье человека», «Физическое здоровье человека». Создают памятки «Правила закаливания». Оценивают своё физическое развитие; создание программы закаливания. Составляют план ответа на вопрос «Особенности развития мальчиков и девочек». Рассуждают о значимости изучаемых тем. Формулируют

суждения.

Усваивают правила построения тезисов и антитезисов.

1.Аргументировано

оценивают свои и

чужие поступки.

2. Понимают

ценность здорового и безопасного образа

жизни.

3. Определяют свои

собственные возможности и позицию.

4. Формируют готовность и

способность

к саморазвитию и самообразованию на

основе полученных знаний.


Регулятивные УУД

Ученик научится:

- формулировать понятия, что такое опасность и безопасность;

- навыкам безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

- оценивать свои поступки, уметь находить пути решения поставленных задач.

Ученик получит возможность научиться:

- моделировать личные подходы к собственной безопасности в нестандартной ситуации;

- алгоритмам действия в опасной или чрезвычайной ситуации техногенного и социального характера;

Познавательные УУД

Ученик научится:

- анализировать причины возникновения опасности, обобщать и сравнивать;

- видеть причины опасности и понимать их влияние на человека и окружающую среду.

Ученик получит возможность научиться:

- понимать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;

- отыскивать необходимую информацию, анализировать ее и делать выводы.

Коммуникативные

ученик научится:

Соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии.

Пользоваться адекватными речевыми клише в монологе (публичном выступлении), диалоге, дискуссии.

Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать их.

Координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего.

Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.

Спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы.

Получит возможность научиться:

продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

- Анализировать состояние своего здоровья;

-характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств;

-использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни как средство физического совершенствования;

понимать необходимость безопасного и здорового образа жизни;

классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье; характеризовать факторы, потенциально опасные для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи и др.), и их возможные последствия;

- Расширить знания о здоровом образе жизни, ситуациях, которые нарушают его, и причинах их возникновения.

- Освоить основные понятия и научную терминологию;

- использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной составляющих.

УМК «Основы безопасности жизнедеятельности 8-9» Н.Ф.Виноградова,

Д.В.Смирнов, Л.В.Сидоренко

А.Б.Таранин

Опасности, подстерегающие нас в повседневной жизни

(9 часов )


Анализируют причины возникновения пожаров и ЧС в жилых и общественных зданиях. Запоминают права и обязанности граждан в области пожарной безопасности в быту. Выбирают правильный алгоритм безопасного поведения при пожаре и ЧС в быту, в том числе наиболее эффективные способы предотвращения возгорания, оказания помощи младшим, престарелым и т. д. Характеризуют основные мероприятия, проводимые МЧС России, по совершенствованию пожарной безопасности в стране. Составляют планы своего поведения на случай возникновения пожара и ЧС в школе, дома, общественном месте (стадион, кинотеатр) и записывают их в дневник безопасности. Читают и оценивают учебные тексты. Разыгрывают сценки на материале «Медицинской странички».

Разыгрывают сценки общения

с мошенниками, хулиганами, психологическая готовность к встрече с опасными незнакомцами.

Аргументировано оценивают свои и чужие поступки.


Выбирают, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях (моральные проблемы), и отвечать за свой выбор.


Определяют свои собственные возможности и позицию.

Регулятивные УУД

Ученик получит возможность научиться:

- моделировать личные подходы к собственной безопасности в нестандартной ситуации;

- алгоритмам действия в опасной или чрезвычайной ситуации техногенного и социального характера;

Ученик научится:

- формулировать понятия, что такое опасность и безопасность;

- навыкам безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

- оценивать свои поступки, уметь находить пути решения поставленных задач.

Познавательные УУД

Ученик получит возможность научиться:

- понимать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;

- отыскивать необходимую информацию, анализировать ее и делать выводы.

Ученик научится:

- анализировать причины возникновения опасности, обобщать и сравнивать;

- видеть причины опасности и понимать их влияние на человека и окружающую среду.

Коммуникативные УУД

Ученик получит возможность научиться:

- принимать точку зрения собеседника,

- понимать право существования иного мнения.

Ученик научится:

- формулировать свои мысли;

- работать в коллективе.

предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

- применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабаты­вать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных воз­можностей;

классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций при использовании бытовых приборов контроля качества окружающей среды и продуктов питания;

безопасно, использовать бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания;

безопасно использовать бытовые приборы;

безопасно использовать средства бытовой химии;

безопасно использовать средства коммуникации; адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;

безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;

безопасно применять первичные средства пожаротушения

анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения   и   возможные   последствия,   проектировать модели личного безопасного поведения;

- оказывать первую медицинскую помощь;

усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности.

Исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности;

- готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в быту повреждениях и травмах.

УМК «Основы безопасности жизнедеятельности 8-9» Н.Ф.Виноградова,

Д.В.Смирнов,Л.В.Сидоренко

А.Б.Таранин

Опасности, с которыми мы сталкиваемся на природе

(5 час)


Характеризуют самые

распространенные съедобные и ядовитые грибы. Излагают правила сбора грибов. Определяют

правила поведения при встрече с опасными животными.

Излагают правила поведения при грозе в лесу.

Характеризуют состояние водоёмов в различное

время года.

Объясняют правила безопасного поведения  на

водоёмах.

Сравнивают способы обеззараживания воды.

Объясняют правила безопасного поведения на

воде.

Отрабатывают в паре правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде. Отрабатывают приемы проведения искусственного дыхания. Учатся оказывать первую помощь провалившемуся под лед. Читают и оценивают учебные тексты.


Усваивают основы экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Аргументировано обосновывают опасности на природе.

Определяют свои

собственные возможности и позицию. объективные и субъективные трудности пребывания на природе.

Совершенствуют готовность и

способность

к саморазвитию и самообразованию на

основе полученных знаний.

Познавательные:

1. Формулируют

суждения.

2. Усваивают правила

построения тезисов и

антитезисов.

3. Определяют

понятия.

4. Читают и оценивают

учебные тексты.

Выделяют главное и преобразовывают информацию.

Формулировать

вопросы разного вида

к тексту.

7. Составлять

логическую схему.

Коммуникативные:

1. Владеют основами

самоконтроля,

самооценки принятия

решений и

осуществления осознанного выбора

в учебной и

познавательной

деятельности.

2. Излагают своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его,

подтверждая

фактами,

З. Выстраивают

отношения с людьми и разрешают конфликты.

Регулятивные:

1. Умеют

самостоятельно

определять цели

своего обучения,

ставить и

формулировать для

себя новые задачи в

учёбе и

познавательной деятельности.

2. Умеют самостоятельно планировать пути

достижения целей

защищённости.

3. Умеют

контролировать

свою деятельности в процессе достижения цели.

- Понимать необходимость сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

- разрабатывать личный план по охране окружающей природной среды в местах проживания; план самостоятельной подготовки к активному отдыху на природе и обеспечению безопасности отдыха; планировать безопасное поведение в условиях чрезвычайных ситуаций с учётом особенностей обстановки в регионе;

оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;

определять состояния оказания неотложной помощи;

оказывать первую помощь при отравлениях;

оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей.


Прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций на природе по их характерным признакам;

усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности.

УМК «Основы безопасности жизнедеятельности 8-9» Н.Ф.Виноградова,

Д.В.Смирнов,Л.В.Сидоренко

А.Б.Таранин

Современный транспорт и безопасность (8 часов)

Сравнение и дифференциация видов транспорта, анализ информации, представленной в рассказе учителя.

Определяют виды транспортных средств. Учатся оказывать первую помощь пострадавшим при ДТП.

Анализируют причины дорожно-транспортных происшествий. Повторяют правила дорожного движения, запоминают дорожные знаки. Запоминают алгоритмы безопасного поведения на дорогах пешехода, пассажира, водителя велосипеда.

Определяют метро как транспорт повышенной опасности. Запоминают как себя вести в метро. Рассказы обучающихся «Моё поведение в метро», алгоритмизация поведения в условиях ЧС в метро.

Излагают правила поведения на борту, в том числе и в нестандартных ситуациях. Запоминают, как вести себя при крушении поезда и пожаре в метро.

Аргументировано оценивают свои и чужие поступки.

Выбирают, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях (моральные проблемы), и отвечать за свой выбор.

Определяют свои собственные возможности и позицию.

Совершенствуют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе полученных знаний.

Регулятивные УУД

Ученик получит возможность научиться:

- моделировать личные подходы к собственной безопасности в нестандартной ситуации;

- алгоритмам действия в опасной или чрезвычайной ситуации на транспорте;

Ученик научится:

- формулировать понятия, что такое опасность и безопасность;

- навыкам безопасного поведения на дорогах;

- оценивать свои поступки, уметь находить пути решения поставленных задач.

Познавательные УУД

Ученик получит возможность научиться:

- понимать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций на транспорте;

- отыскивать необходимую информацию, анализировать ее и делать выводы.

Ученик научится:

- анализировать причины возникновения опасности, обобщать и сравнивать;

- видеть причины опасности и понимать их влияние на человека и окружающую среду.

Коммуникативные УУД

Ученик получит возможность научиться:

- принимать точку зрения собеседника,

- понимать право существования иного мнения.

Ученик научится:

- формулировать свои мысли;

- работать в коллективе.

Сравнивать и дифференцировать виды транспорта, анализировать информацию;

соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного средства;

анализировать причины дорожно-транспортных происшествий;

оказывать первую помощь пострадавшим при ДТП.




Запомнить алгоритмы безопасного поведения на дорогах пешехода, пассажира, водителя велосипеда;

безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста;

алгоритмизировать поведение в условиях ЧС и в нестандартных ситуациях в различных транспортных средствах


УМК «Основы безопасности жизнедеятельности 8-9» Н.Ф.Виноградова,

Д.В.Смирнов,

Л.В.Сидоренко

А.Б.Таранин

















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 класс

N

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Формы контроля

План

Факт


Это нужно знать (3 ч)

1

Немного истории

1

07.09.


беседа

2

Окружающая среда и безопасность

Антитеррор: «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» (Уголовная ответственность за заведомо ложное сообщение по телефону об угрозе теракта; захват заложников).

1

14.09.


Беседа

опрос

3

Какие знания и умения вы получите, изучая предмет ОБЖ

Антитеррор: «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» (Уголовная ответственность за заведомо ложное сообщение по телефону об угрозе теракта; захват заложников)

1

21.09.


Беседа

опрос


Здоровый образ жизни. Что это? (10 ч)


4

Зависит ли здоровье от образа жизни.

1

28.09.


Беседа

опрос

5

Физическое здоровье человека.


1

05.10.


Беседа

опрос

6

О закаливании и гигиене.

1

12.10.


Беседа

опрос

7

Правильное питание

1

19.10.


Беседа

опрос

8

Проблемы экологии питания. Поговорим о диете.

1

26.10.


Беседа

опрос

9

Психическое здоровье человека.

1

09.11.


Беседа

опрос

10

Работа на компьютере

1

16.11.


Беседа

опрос

11

Социальное здоровье человека

1

23.11.


Беседа

опрос

12

Репродуктивное здоровье подростков и его охрана.


1

30.11.


Беседа

опрос

13

Обобщающий урок по теме «Здоровый образ жизни».

1

07.12.


Беседа

Опрос


Опасности, подстерегающие нас в повседневной жизни (9 ч)


14

Как вести себя при пожаре.

Антитеррор: «Причины возникновения пожаров и взрывов и их последствия» (Действия обучающихся при взрыве и угрозе взрыва)

1

14.12.


Беседа

опрос

15

Ожоги. Средства пожаротушения.

Антитеррор: «Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах. Пожары и паника.» (Как действовать, если вы попали после взрыва в завал, если нет возможности выбраться, если получена травма).

1

21.12.


Беседа

опрос

16

Чрезвычайные ситуации в быту.


1

28.12.


Беседа

опрос

17

Залив жилища. Опасное электричество.


1

11.01.


Беседа

опрос

18

Разумная предосторожность.

1

18.01.


Беседа

опрос

19

О мерах предосторожности в лифте и на лестнице. Если нападение произошло. Вам звонят в дверь.

1

25.01.


Беседа

опрос

20

Опасные игры.


1

01.02.


Беседа

21

Если вы хотите заняться экстремальными видами спорта и играми. Первая помощь при переломах.

1

08.02.


Беседа

опрос

22

Обобщающий урок по теме «Опасности, подстерегающие нас в повседневной жизни».

ПДД: «Разметка проезжей части, улиц и дорог».


1

15.02.


Беседа

опрос


Опасности, с которыми мы сталкиваемся на природе (5 ч)


23

Лес – это серьёзно. Ядовитые растения. О грибах съедобных и несъедобных.

Антитеррор: «Правила безопасного поведения при авариях с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ» (Порядок действия при получении письма с белым порошком)

1

22.02.


Беседа

опрос

24

Неожиданные встречи в лесу. Если гроза застала вас в лесу.

Антитеррор: «Правила безопасного поведения при радиационных авариях» (правила поведения при применении террористами радиоактивных и химических веществ. Порядок действия в здании, на улице.)

1

01.03.


Беседа

опрос

25

Водоём зимой и летом. О причинах возникновения опасных ситуаций на воде. Чтобы избежать неприятностей. Как помочь тонущему.

ПДД: «Движение пешеходов индивидуально»

1

15.03.


Беседа

опрос

26

Как спастись, если провалился под лёд. Правила зимней рыбалки.

ПДД: «Движение пешеходов группами и в колоннах»

1

29.03.


Беседа

опрос

27

Обобщающий урок по теме «Опасности, с которыми мы сталкиваемся на природе»


1

05.04.




Современный транспорт и безопасность (8 ч)


28

Современный транспорт и безопасность. Транспорт в современном мире.

1

12.04.



29

ЧС на дорогах. Почему транспорт является источником опасности. ДТП. Причины и последствия.

ПДД: «Правила поведения участников дорожного движения»

1

19.04.


Беседа

опрос

30

Как себя вести в ДТП.

ПДД: «Назначение номерных знаков и надписей на ТС»

1

26.04.


Беседа

опрос

31

Опасные ситуации в метро. Правила поведения в метро.

ПДД: «Остановочный путь автомобиля».

1

03.05.


Беседа

опрос

32

Авиакатастрофы. Перед полётом. Правила поведения на борту авиалайнера. Разгерметизация самолёта. Аварийная посадка.

1

10.05.


Беседа

опрос

33

Железнодорожные катастрофы. Если произошло крушение поезда. Зацепинг – опасное развлечение. ПДД: «Черепно-мозговые травмы при ДТП»


17.05.


Зачёт

34

Террористические акты на транспорте. ЧС на транспорте.

ПДД: «Зачёт по правилам дорожного движения».


24.05.


Опрос



Особенность рабочей программы

Особенность рабочей программы состоит в том, что она адаптирована для детей с ОВЗ и составлена с учетом специфики обучающихся, имеющих отклонения в развитии высших психических функций. Для данной категории обучающихся характерны:

• незрелость эмоционально-волевой сферы;

• сниженный уровень познавательной деятельности;

• недостаточная сформированность предпосылок к усвоению новых знаний и предметных понятий, у многих обучающихся недостаточно развиты навыки чтения и образно-эмоциональная речевая деятельность;

• отсутствие у большинства обучающихся словесно-логической памяти;

• несовершенность мыслительных операций: мышление, память, внимание, восприятие;

• отсутствие умения самостоятельно сравнивать, обобщать, классифицировать новый учебный материал без специальной педагогической поддержки;

Календарно-тематическое планирование составлено с учетом реализации коррекционных целей и задач урока, предусматривающих постепенное введение в содержание обучения разделов, способствующих восполнению пробелов предшествующего обучения, формированию готовности к восприятию наиболее сложного программного материала.

Реализация программы предполагает применение на уроках коррекционно-развивающих, объяснительно-иллюстративных и игровых педагогических технологий, которые оптимально подходят для обучающихся с ОВЗ, способствуют развитию элементарных мыслительных операций (сравнение, обобщение, анализ), восполнению пробелов в знаниях, обучающихся с задержкой психического развития.