• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
• знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
• умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.
• знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
• умения оказывать первую медицинскую помощь.
• развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом.
Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия. Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация зашиты населения. Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах.
Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей. Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров. Велосипедист — водитель транспортного средства.
Безопасное поведение на водоёмах в различных условиях. Безопасный отдых на водоёмах. Оказание помощи терпящим бедствие на воде.
Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке.
Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия. Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия. Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия. Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия.
Обеспечение радиационной безопасности населения. Обеспечение химической защиты населения. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях.
Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Эвакуация населения. Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Здоровье как основная ценность человека. Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность. Репродуктивное здоровье — составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний. Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности
Первая помощь пострадавшим и её значение. Первая помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами (практическое занятие). Первая помощь при травмах (практическое занятие). Первая помощь при утоплении (практическое занятие)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
№ п/п | Тема урока | Планируемые результаты обучения | Виды деятельности учащихся | Примечание | Дата проведения |
Предметные | Личностные УУД | План. | Факт. |
| Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (22 ч) |
| Раздел 1. Основы комплексной безопасности (15 ч) |
| Тема 1. Пожарная безопасность (3 ч) |
1 | Пожары в жилых и общественных зданиях | Знать наиболее распространённые причины пожаров в быту. | Формирование понимания ценности безопасного образа жизни. | Анализируют причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Запоминают права и обязанности граждан в области пожарной безопасности в быту. Выбирают правильный алгоритм безопасного поведения при пожаре, в том числе наиболее эффективные способы предотвращения возгорания, оказания помощи младшим, престарелым и т. д. Характеризуют основные мероприятия, проводимые МЧС России, по совершенствованию пожарной безопасности в стране. Составляют планы своего поведения на случай возникновения пожара в школе, дома, общественном месте (стадион, кинотеатр) и записывают их в дневник безопасности | 1.1 | | |
2 | Профилактика пожаров | Знать задачи Федеральной противопожарной службы. Понимать значимость соблюдения правил пожарной безопасности. | Формирование ответственного отношения к своим поступкам. | 1.2 | | |
3 | Обеспечение личной безопасности при пожарах | Знать правила безопасного поведения при пожаре: в квартире; в общественном месте; на даче. Уметь действовать при пожаре. | Формирование потребности осознанно выполнять правила пожарной безопасности. | 1.3 | | |
| Тема 2. Безопасность на дорогах (3 ч) |
4 | Причины дорожно-транспортных происшествий | Знать причины дорожно-транспортных происшествий. | Формирование нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. | Анализируют причины дорожно-транспортных происшествий. Повторяют правила дорожного движения, запоминают дорожные знаки. Запоминают правильные алгоритмы безопасного поведения на дорогах пешехода, пассажира, водителя велосипеда | 2.1 | | |
5 | Обязанности пешеходов и пассажиров | Знать обязанности пешехода и пассажира; сигналы, подаваемые регулировщиком. Уметь соблюдать правила дорожного движения. | Формирование потребности осознанно выполнять правила поведения на дорогах. | 2.2 | | |
6 | Велосипедист – водитель транспортного средства | Знать основные обязанности велосипедиста; требования, предъявляемые к техническому состоянию велосипеда. Уметь соблюдать правила дорожного движения. | Формирование потребности осознанно выполнять правила поведения на дорогах. | 2.3 | | |
| Тема 3. Безопасность на водоёмах (2 ч) |
7 | Безопасное поведение на водоёмах | Знать правила безопасного поведения на водоёмах в различных условиях. Уметь действовать, если провалились под лёд. Знать правила безопасного поведения на воде: если судорогой свело руки и ноги; если захватило течением; если попали в водоворот; при сильном волнении; с большим количеством водорослей. Уметь действовать в различных опасных ситуациях на воде. | Формирование потребности осознанно выполнять правила поведения на водоёмах. | Характеризуют состояние водоёмов в различное время года. Объясняют правила безопасного поведения на водоёмах. Сравнивают способы обеззараживания воды. Объясняют правила безопасного поведения на воде. Отрабатывают в паре правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде | 3.1,3.2 | | |
8 | Оказание помощи терпящим бедствие на воде | Знать способы транспортировки пострадавшего: буксировка за голову; с захватом под мышками; с захватом под руку; с захватом выше локтей; с захватом за волосы или воротник. | Формирование ценностного отношения к жизни и здоровью других людей. | 3.3 | | |
| Тема 4. Экология и безопасность (2 ч) |
9 | Загрязнение окружающей среды и здоровье человека | Знать основные источники загрязнения атмосферы, почвы и вод. Уметь противодействовать воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. | Формирование необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде. | Ищут в Интернете информацию об экологической обстановке в местах проживания. Анализируют состояние окружающей среды. Запоминают приёмы по защите личного здоровья в местах с неблагоприятной экологической обстановкой | 4.1 | | |
10 | Безопасное поведение при неблагоприятной экологической обстановке | Знать способы усиления возможностей организма противостоять воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. | Формирование понимания ценности безопасного образа жизни. | 4.2 | | |
| Тема 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия (5 ч) |
11 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера | Знать термины: авария, катастрофа, чрезвычайная ситуация; объекты экономики, возникновение на которых производственных аварий может привести к возникновению ЧС техногенного характера. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки. Формирование понимания ценности безопасного образа жизни. | Характеризуют причины возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их возможные последствия по масштабу распространения. Различают чрезвычайные ситуации техногенного характера в соответствии с их классификацией. Составляют алгоритм своего поведения во время характерной чрезвычайной ситуации техногенного характера, возможной в регионе своего проживания. Анализируют расположение потенциально опасных объектов в районе проживания и степень исходящих от них опасностей. | 5.1 | | |
12 | Аварии на радиационно опасных объектах | Знать радиационно опасные объекты; понятие – лучевая болезнь; последствия однократного общего облучения. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки. | 5.2 | | |
13 | Аварии на химически опасных объектах | Знать классификацию АХОВ по характеру воздействия на человека. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки. | 5.3 | | |
14 | Аварии на взрывопожароопасных объектах | Знать последствия пожаров и взрывов, приводить примеры предприятий, относящихся к взрывопожароопасным объектам. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки. | 5.4 | | |
15 | Аварии на гидротехнических сооружениях | Знать гидродинамически опасные объекты и последствия аварий на них. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки. | 5.5 | | |
| Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 ч) |
| Тема 6. Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций (4 ч) |
16 | Обеспечение радиационной защиты населения | Знать основные способы защиты населения от последствий радиационных аварий. Уметь действовать при радиационных авариях. | Формирование потребности осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности. | Характеризуют основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по обеспечению радиационной безопасности населения, его химической защите и защите от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах и гидротехнических сооружениях. Анализируют рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Отрабатывают в паре (в группе) правила безопасного поведения в условиях различных чрезвычайных ситуаций техногенного характера | 6.1 | | |
17 | Обеспечение химической защиты населения | Знать средства индивидуальной защиты органов дыхания, кожи. Уметь их использовать. | Формирование потребности осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности. | 6.2 | | |
18 | Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах | Уметь действовать при внезапном обрушении здания; в завале. | Формирование потребности осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности. | 6.3 | | |
19 | Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях | Знать и уметь действовать при угрозе затопления и в случае катастрофического затопления. | Формирование потребности осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности. | 6.4 | | |
| Тема 7. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера (3 ч) |
20 | Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях | Знать способы оповещения. Уметь действовать по сигналу «Внимание, всем!». | Формирование потребности осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности. | Объясняют порядок оповещения населения и организацию его эвакуации (в комплексе с другими мероприятиями) в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Характеризуют основные мероприятия, проводимые в стране, по инженерной защите населения (укрытие людей в защитных сооружениях гражданской обороны и др.) | 7.1 | | |
21 | Эвакуация населения | Знать виды эвакуации. Уметь действовать по сигналу «Внимание, всем!». | Формирование потребности осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности. | 7.2 | | |
22 | Мероприятия по инженерной защите населения | Знать классификацию убежищ. Соблюдать правила поведения в защитных сооружениях. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки. | 7.3 | | |
| Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (11 ч) |
| Раздел 4. Основы здорового образа жизни (7 ч) |
| Тема 8. Здоровый образ жизни и его составляющие (7 ч) |
23 | Здоровье как основная ценность человека | Знать определение – здоровье. Знать факторы, оказывающие влияние на здоровье человека. | Формирование ответственного отношения к своему здоровью. | Характеризуют особенности индивидуального здоровья, его духовную, физическую и социальную составляющие. Объясняют общие понятия о репродуктивном здоровье как общей составляющей здоровья человека и общества. Обосновывают значение здорового образа жизни для сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Анализируют собственные поступки и их влияние на личное благополучие. Формулируют правила соблюдения норм здорового образа жизни для профилактики неинфекционных заболеваний и вредных привычек, записывают правила в дневник безопасности. Формулируют кратко своё понимание здоровья человека и указывают критерии, по которым можно оценить его уровень. По итогам изучения раздела «Основы здорового образа жизни» пишут реферат на одну из тем, предложенных в учебнике. | 8.1,8.2 | | |
24 | Репродуктивное здоровье человека | Знать определение – репродуктивное здоровье. | Формирование ответственного отношения к своему здоровью. | 8.3 | | |
25 | Здоровый образ жизни и сохранение здоровья человека | Изучить факторы, которые положительно влияют на здоровье человека; жизненные ориентиры, способствующие формированию здорового образа жизни. | Формирование ответственного отношения к своему здоровью. | 8.4 | | |
26 | Здоровый образ жизни и профилактика неинфекционных заболеваний | Изучить основные неинфекционные заболевания; причины их возникновения и профилактика. | Формирование ответственного отношения к своему здоровью. | 8.5 | | |
27 | Вредные привычки | Продолжить формировать понимание о пагубном воздействии наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека. | Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. | 8.6 | | |
28 | Профилактика вредных привычек | Формировать здоровый образ жизни. | Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. | 8.7 | | |
29 | Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности | Обобщить знания по пройденным темам. | Формирование понимания ценности безопасного образа жизни. | 8.8 | | |
| Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 ч) |
| Тема 9. Первая помощь при неотложных состояниях (4 ч) |
30 | Первая помощь пострадавшим | Знать правила оказания первой помощи пострадавшим при: кровотечении, переломе; правила наложения повязок на верхние и нижние конечности, грудь, голову. Уметь оказывать первую помощь. | Формирование ответственного отношения к своим поступкам. Формирование ценностного отношения к жизни и здоровью людей. | Анализируют возможные последствия неотложных состояний и значение своевременного оказания первой помощи. Отрабатывают в паре приёмы оказания первой помощи при отравлениях АХОВ, при травмах, при утоплении. По итогам изучения раздела «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи» пишут реферат на одну из тем, предложенных в учебнике. | 9.1 | | |
31 | Первая помощь при отравлении химическими веществами | Знать правила оказания первой помощи при отравлении АХОВ. | Формирование ответственного отношения к своим поступкам. | 9.2 | | |
32 | Первая помощь при травмах | Уметь оказывать первую помощь при переломе, вывихе, растяжении связок. | Формирование ответственного отношения к своим поступкам. | 9.3 | | |
33 | Первая помощь при утоплении, остановке сердца, коме | Знать правила оказания первой помощи при утоплении. Уметь оказывать первую помощь при утоплении. | Формирование ответственного отношения к своим поступкам. | 9.4 | | |
34 | | | | | | | |
| | | | | | | |
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата проведения | Фактическая дата проведения |
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (23 ч) |
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (16 ч) |
Тема 1. Пожарная безопасность (3 ч) |
1 | Пожары в жилых и общественных зданиях | 1 | | |
2 | Профилактика пожаров | 1 | | |
3 | Обеспечение личной безопасности при пожарах | 1 | | |
Тема 2. Безопасность на дорогах (3 ч) |
4 | Причины дорожно-транспортных происшествий | 1 | | |
5 | Обязанности пешеходов и пассажиров | 1 | | |
6 | Велосипедист – водитель транспортного средства | 1 | | |
Тема 3. Безопасность на водоёмах (3 ч) |
7 | Безопасное поведение на водоёмах | 1 | | |
8 | Оказание помощи терпящим бедствие на воде | 1 | | |
9 | Контрольная работа №1 | 1 | | |
Тема 4. Экология и безопасность (2 ч) |
10 | Загрязнение окружающей среды и здоровье человека | 1 | | |
11 | Безопасное поведение при неблагоприятной экологической обстановке | 1 | | |
Тема 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия (5 ч) |
12 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера | 1 | | |
13 | Аварии на радиационно опасных объектах | 1 | | |
14 | Аварии на химически опасных объектах | 1 | | |
15 | Аварии на взрывопожароопасных объектах | 1 | | |
16 | Аварии на гидротехнических сооружениях | 1 | | |
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 ч) |
Тема 6. Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций (4 ч) |
17 | Обеспечение радиационной защиты населения | 1 | | |
18 | Обеспечение химической защиты населения | 1 | | |
19 | Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах | 1 | | |
20 | Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях | 1 | | |
Тема 7. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера (3 ч) |
21 | Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях | 1 | | |
22 | Эвакуация населения | 1 | | |
23 | Мероприятия по инженерной защите населения | 1 | | |
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (11 ч) |
Раздел 4. Основы здорового образа жизни (7 ч) |
Тема 8. Здоровый образ жизни и его составляющие (7 ч) |
24 | Здоровье как основная ценность человека | 1 | | |
25 | Репродуктивное здоровье человека | 1 | | |
26 | Здоровый образ жизни и сохранение здоровья человека | 1 | | |
27 | Здоровый образ жизни и профилактика неинфекционных заболеваний | 1 | | |
28 | Вредные привычки | 1 | | |
29 | Профилактика вредных привычек | 1 | | |
30 | Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности | 1 | | |
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 ч) |
Тема 9. Первая помощь при неотложных состояниях (4 ч) |
31 | Первая помощь пострадавшим | 1 | | |
32 | Первая помощь при отравлении химическими веществами | 1 | | |
33 | Первая помощь при травмах | 1 | | |
34 | Первая помощь при утоплении, остановке сердца, коме | 1 | | |
35 | Контрольная работа №2 | 1 | | |
ИТОГО | 35 |