Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе рабочей программы «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс к линии УМК под редакцией Ю.Л.Воробьева, автор Б.И.Мишин, М.: Дрофа, 2017.
Цели изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» направлен на достижение следующих целей:
воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, ответственности перед Родиной;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил безопасного поведения на транспорте, на дорогах, в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
формирование основ экологической культуры;
осознание значения и ценности семьи в жизни человека и общества;
воспитания уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи.
Этот курс предназначен для решения следующих задач:
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства через осознание значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
формирование понимания личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
формирование понимания роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций, от экстремизма и терроризма;
формирование антиэкстремистской и антитеррористической позиции;
формирование понимания необходимости сохранения природы и окружающей среды;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций и их последствий для личности, общества и государства;
умение оказать первую помощь;
умение принимать обоснованные решения в конкретной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
овладение основами экологического планирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.
Содержание учебного материала учитывает возрастные особенности, познавательные интересы и развитие логического мышления обучающихся.
Учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» является интегрированным учебным предметом. Она требует овладения обучающимися широким спектром научных и прикладных знаний. Эта дисциплина входит в единую систему непрерывного целенаправленного педагогического учебно-воспитательного процесса.
Планируемые результаты
Выпускник научится:
• классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности;
• использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве;
• использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и продуктов питания с применением бытовых приборов;
• классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций при применении бытовых приборов контроля качества окружающей среды и продуктов питания;
• безопасно применять бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания;
• безопасно использовать бытовые приборы;
• безопасно использовать средства бытовой химии;
• безопасно использовать средства коммуникации;
• классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера;
• предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
• безопасно вести себя в криминогенной ситуации на улице и применять необходимые способы самозащиты;
• безопасно вести себя в криминогенной ситуации в подъезде, лифте, квартире и применять необходимые способы самозащиты;
• безопасно вести себя при карманной краже, попытке мошенничества и применять необходимые способы самозащиты;
• адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;
• адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;
• безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;
• безопасно применять первичные средства пожаротушения;
• соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода, велосипедиста, пассажира транспортного средства;
• безопасно использовать средства индивидуальной защиты;
• характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера для личности, общества и государства;
• предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного характера;
• классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
• безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;
• безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
• комплектовать минимально необходимый набор вещей, документов и продуктов питания на случай эвакуации;
• адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва, при взрыве;
• адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении (попытке похищения) или захвате в заложники и при проведении мероприятий по освобождению заложников;
• адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления людей;
• оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;
• использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;
• классифицировать средства оказания первой помощи;
• оказывать первую помощь при кровотечении;
• извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей;
• оказывать первую помощь при ушибах, растяжениях, вывихах, переломах, ожогах, обморожениях и общем переохлаждении, отравлениях, тепловом (солнечном) ударе, укусе насекомых и змей.
Выпускник получит возможность научиться:
• безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста;
• анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;
анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
• анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма;
• предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность;
• владеть основами самоконтроля и самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности;
• классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;
• оказывать первую помощь при неинфекционных и инфекционных заболеваниях, остановке сердечной деятельности, коме, поражении электрическим током;
• использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая интернет-ресурсы и другие базы данных;
• усваивать приёмы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
• исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предложения и проводить несложные эксперименты для доказательства предложений по обеспечению личной безопасности;
• творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности.
Место предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в базисном учебном плане
При составлении рабочей программы учитывались базисный учебный план по курсу ОБЖ, в соответствие с которым, на изучение курса ОБЖ в 8 классах отводится 35 часов в год (1 час в неделю).
Содержание тем учебного курса
№ п/п | Наименование разделов и тем | Содержание | Количество часов |
| Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера. Безопасность и защита человека. Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного характера | Аварии, катастрофы, чрезвычайные ситуации техногенного характера. Источники ЧС техногенного характера и их последствия. Основные причины и стадии развития техногенных происшествий. | 3 |
| Пожары и взрывы | Пожары. Взрывы. Условия и причины возникновения пожаров и взрывов. Последствия пожаров и взрывов. Правила безопасного поведения при пожарах и угрозе взрыва. | 5 |
3 | Аварии с выбросом опасных химически веществ | Опасные химические вещества и объекты. Характеристика АХОВ и их поражающих факторов. Причины и последствия аварий на химически опасных объектах. Правила поведения и защитные меры при авариях на ХОО. Первая помощь пострадавшим от АХОВ. | 5 |
4 | Аварии с выбросом радиоактивных веществ | Радиоактивность и радиационно опасные объекты. Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения и биологические эффекты. Характеристика очагов поражения при радиационных авариях и принципы защиты. Правила поведения и действия населения при радиационных авариях и радиоактивном загрязнении местности. | 4 |
5 | Гидродинамические аварии | Гидродинамические аварии и гидротехнические сооружения. Причины и виды гидродинамических аварий. Последствия гидродинамических аварий. Меры по защите населения от последствий гидродинамических аварий. Правила поведения при угрозе и во время и после гидродинамических аварий | 4 |
6 | Нарушения экологического равновесия | Экология и экологическая безопасность. Биосфера и человек. Загрязнение атмосферы. Загрязнение почв. Загрязнение природных вод. Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ. Характеристика экологической обстановки в России | 6 |
7 | Безопасное поведение на улицах и дорогах | Правила для велосипедистов. Мотовелосипед и мопед. Мотоцикл. Правила пользования и движения. Водитель – главный участник дорожного движения. Проезд перекрестка. Экстремальные ситуации аварийного характера. Защита при угрозе террористического акта. Оказание первой помощи пострадавшему. Первая помощь при ушибах, растяжениях и вывихах | 8 |
ИТОГО | 35 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока | Элементы содержания |
По плану | Фактически |
Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера. Безопасность и защита человека. |
Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного характера(3ч) |
1. | 07.09 | | Аварии, катастрофы, чрезвычайные ситуации техногенного характера. | Производственная авария, классификация ЧС по масштабу распространения и тяжести последствий. Виды аварий и катастроф. |
2. | 14.09 | | Источники ЧС техногенного характера и их последствия. | Основные источники ЧС техногенного характера. Последствия ЧС техногенного характера. |
3. | 21.09 | | Основные причины и стадии развития техногенных происшествий. | Основные стадии развития техногенных аварий. Причины техногенных происшествий. |
Пожары и взрывы(5ч) |
4. | 28.09 | | Пожары. | Основные понятия. Группы возгораемости материалов. Способы прекращения горения. Признаки развития обстановки при пожаре. |
5. | 05.10 | | Взрывы. | Основные определения. Причины взрывов. Признаки наличия взрывчатых веществ. |
6. | 12.10 | | Условия и причины возникновения пожаров и взрывов. | Условия возникновения пожаров и взрывов. Основные причины пожаров и взрывов. |
7. | 19.10 | | Последствия пожаров и взрывов. | Основные поражающие факторы пожаров и взрывов. Вторичные последствия пожаров и взрывов. |
8. | 26.10 | 09.11 | Правила безопасного поведения при пожарах и угрозе взрыва. | Меры пожарной безопасности. Безопасное поведение при пожаре и угрозе взрыва. |
Аварии с выбросом опасных химически веществ(5ч) |
9. | 09.11 | 16.11 | Опасные химические вещества и объекты. | Аварийно химически опасные вещества (АХОВ). Основные потребители АХОВ. |
10. | 16.11 | 16.11 | Характеристика АХОВ и их поражающих факторов. | Основные характеристики АХОВ: стойкость, относительная плотность, скорость токсического воздействия. Классы опасности химических веществ для организма человека. |
11. | 23.11 | | Причины и последствия аварий на химически опасных объектах. | Основные причины аварий на химически опасных объектах. Характеристики зоны химического заражения. Ингаляционные токсодозы. |
12. | 30.11 | | Правила поведения и защитные меры при авариях на ХОО. | Защитные мероприятия при авариях на ХОО. Правила поведения населения при химических авариях. Средства индивидуальной защиты. |
13. | 07.12 | | Первая помощь пострадавшим от АХОВ. | Мероприятия по оказанию первой помощи пострадавшим от АХОВ. |
Аварии с выбросом радиоактивных веществ (4 ч) |
14. | 14.12 | | Радиоактивность и радиационно опасные объекты. | Явление радиоактивности. Виды радиационно опасных объектов. |
15. | 21.12 | | Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения и биологические эффекты. | Ионизирующее излучение. Характеристика основных видов ионизирующего излучения и приемы защиты от них. |
16. | 28.12 | | Характеристика очагов поражения при радиационных авариях и принципы защиты. | Характеристика очагов поражения при радиационных авариях. Защита от излучения. |
17. | 18.01 | | Правила поведения и действия населения при радиационных авариях и радиоактивном загрязнении местности | Правила поведения и действия населения при радиационных авариях и радиоактивном загрязнении местности. |
Гидродинамические аварии (4 ч) |
18. | 25.01 | | Гидродинамические аварии и гидротехнические сооружения. | Гидродинамические аварии и виды гидротехнических сооружений. |
19. | 01.02 | | Причины и виды гидродинамических аварий. | Основные причины и виды гидродинамических аварий. |
20. | 08.02 | | Последствия гидродинамических аварий. | Поражающие факторы гидродинамических аварий, вторичные и остаточные факторы. Прямой и косвенный ущерб. |
21. | 15.02 | | Меры по защите населения от последствий гидродинамических аварий. Правила поведения при угрозе и во время и после гидродинамических аварий | Основные меры по защите населения от последствий гидродинамических аварий. Правила поведения при угрозе и во время гидродинамических аварий. |
Нарушения экологического равновесия(6ч) |
22. | 22.02 | | Экология и экологическая безопасность. | Экология. Экологическая система. Экологическая безопасность. Экологический кризис. |
23. | 29.02 | | Биосфера и человек. | Понятия биосфера, мутагенез, виды загрязнения биосферы. |
24. | 07.03 | | Загрязнение атмосферы. | Основные источники загрязнения атмосферы. ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». |
25. | 14.03 | | Загрязнение почв. | Основные причины загрязнения почв. |
26. | 21.03 | | Загрязнение природных вод. | Потенциальные источники и загрязнители природных вод. |
27. | 04.04 | | Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ. Характеристика экологической обстановки в России | Предельно допустимая концентрация загрязняющих веществ (ПДК). Характеристика экологической обстановки в России. |
Безопасное поведение на улицах и дорогах (8ч) |
28. | 11.04 | | Правила для велосипедистов. | Уход за велосипедом. Правила движения для велосипедистов. Дополнительные требования для велосипедистов. |
29. | 18.04 | | Мотовелосипед и мопед. Мотоцикл. Правила пользования и движения. | Правила движения для водителей мотовелосипедов, мопедов и мотоциклов. |
30. | 25.04 | | Водитель – главный участник дорожного движения. | Обязанности водителей, предусмотренные правилами дорожного движения. |
31. | 02.05 | | Проезд перекрестка. | Правила проезда перекрестков. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. |
32. | 09.05 | | Экстремальные ситуации аварийного характера. | Экстремальные ситуации аварийного характера. |
33. | 16.05 | | Защита при угрозе террористического акта. | Что делать при обнаружении взрывного устройства. Угроза захвата заложников. |
34. | 23.05 | | Оказание первой помощи пострадавшему. | Искусственная вентиляция легких и непрямой массаж сердца. |
35. | 30.05 | | Первая помощь при ушибах, растяжениях и вывихах | Первая помощь при растяжениях, ушибах и вывихах. |
| Всего 35 часов |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности. / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер.;
Ваши шансы избежать беды: учебное пособие / сборник ситуационных задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» ;
Евлахов В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности.
Сайты, используемые при подготовке уроков, сообщений, докладов и рефератов.
Название сайта | Электронный адрес |
МЧС России | http://www.emercom.gov.ru |
Министерство природных ресурсов РФ | http://www.mnr.gov.ru |
Энциклопедия безопасности | http://www.opasno.net |
Образовательные ресурсы Интернета - Безопасность жизнедеятельности | http://www.alleng.ru |
Федеральный российский общеобразовательный портал | http://www.school.edu.ru |
Федеральный портал «Российское образование» | http://www.edu.ru |
Портал компании «Кирилл и Мефодий» | http://www.km.ru |
Образовательный портал «Учеба» | http://www.uroki.ru |
20