Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа №15”
Рассмотрено на заседании МС Протокол от «27 » августа 2021 г. № 1 | Согласовано заместитель директора школы по УВР __________ М.Б.Заитова « 30» августа 2021 г. | Утверждено приказом МБОУ «СОШ № 15» от «30» августа 2021 г. № 369 |
Рабочая программа
по учебному предмету “Основы безопасности жизнедеятельности”
9а,9б,9в классах
основное общее образование
2021-2022 учебный год.
Составитель: Лоза Наталья Петровна- учитель ОБЖ
2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса составлена на основе авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов под общей редакцией В.Н.Латчука (Москва «Дрофа»2017 г.)
Сроки реализации программы.
Предполагаемая программа рассчитана на изучение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 9 классе в течение 35 часов учебного времени. Минимальное количество часов в неделю 1 час.
В связи с тем, что уроки выпадают на праздничные дни, темы уроков №1 и №2 «Правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства» и «Угрозы национальной безопасности Российской Федерации. Международный терроризм»; №11 и №12 «Безопасное поведение девушек» и «Психологические основы самозащиты в криминогенных ситуациях. Пути выхода из конфликтных ситуаций» будут объеденены и проведены за один урок.
Фактически количество часов составляет 33 часа
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
• усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, а также правил поведения на дорогах и на транспорте;
• формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни;
• усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание патриотизма, чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию,
Осознанному выбору профессии и построению индивидуальной траектории дальнейшего образования;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества, учитывающего социальное, культурное, языковое и духовное многообразие современного мира;
• формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил и форм поведения в различных группах и сообществах;
• развитие правового мышления и компетентности при решении моральных проблем, формирование моральных качеств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебной, исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
• формирование основ финансовой грамотности и усвоение правил безопасного поведения в сфере финансовых отношений;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• формирование антиэкстремистского и антитеррористического мышления и поведения, потребностей соблюдать нормы здорового и разумного образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать и ставить перед собой новые задачи
в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы в этих видах деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение согласовывать свои действия в опасных и чрезвычайных ситуациях с прогнозируемыми результатами, определять их способы, контролировать и корректировать их в соответствии с изменениями обстановки;
• умение оценивать собственные возможности при выполнении учебных задач в области безопасности жизнедеятельности и правильность их решения;
• овладение навыками принятия решений, осознанного выбора путей их выполнения, основам и самоконтроля и самооценки в учебной и познавательной деятельности;
• умение формулировать понятия в области безопасности жизнедеятельности, анализировать и выявлять причинно-следственные связи внешних и внутренних опасностей среды обитания и их влияние на деятельность человека;
• умение воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни, опасных и чрезвычайных ситуациях;
• освоение приемов действий и способов применения средств защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• умение работать индивидуально и в группе, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
• умение правильно применять речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей при решении различных учебных и познавательных задач;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий для решения задач обеспечения безопасности;
• формирование и развитие мышления безопасной жизнедеятельности, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике, для профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
• формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе осознания и понимания необходимости защиты личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
• формирование убеждения в необходимости безопасного, здорового и разумного образа жизни;
• понимание значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности для личности и общества;
• понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
• понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
• формирование установки на здоровый и разумный образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, табакокурение и нанесение иного вреда здоровью;
• формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
• понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
• знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, их последствий для личности,
общества и государства;
• знание безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, умение применять их на практике;
• умение оказать первую самопомощь и первую помощь пострадавшим;
• умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по их характерным признакам, а также на основе информации из различных источников;
• умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:
1.Основы безопасности личности, общества и государства. Современный комплекс проблем безопасности.
Правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства. Краткое содержание основных правовых актов.
Угрозы национальной безопасности Российской Федерации. Понятие о национальной безопасности и основные направления ее обеспечения.
Международный терроризм. Понятие о терроризме. Цели террористических организаций. Типы терроризма и их характеристика.
Террористическая и экстремистская деятельность.
Наркотизм и национальная безопасность. Понятие о наркотизме, наркомании.
Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности. Понятие о гражданской обороне.
Цели, задачи и структура РСЧС.
Режимы функционирования, силы и средства РСЧС.
Международное гуманитарное право. Сфера применения и ответственность за нарушение норм.
Защита раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, медицинского и духовного персонала. Правовая защита раненых, больных и потерпевших кораблекрушение.
Защита военнопленных и гражданского населения.
Защита от мошенников. Уголовная ответственность за мошенничество.
Безопасное поведение девушек.
Психологические основы самозащиты в криминогенных ситуациях. Пути выхода из конфликтных ситуаций.
Своевременная уплата налогов — долг каждого гражданина России. Источники финансового обеспечения деятельности государства.
Защита от финансового мошенничества.
Основы безопасности при пользовании услугами банков.
Страхование как защита от рисков в финансовой сфере.
2.Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи. Профилактика травм в старшем школьном возрасте.
Причины травматизма и пути его предотвращения.
Безопасное поведение дома и на улице.
Безопасное поведение в школе, на занятиях физкультурой и спортом.
Профилактика осложнения ран. Асептика и антисептика.
Травмы головы, позвоночника и спины.
Экстренная реанимационная помощь.
Основные инфекционные заболевания.
3.Основы здорового образа жизни. Здоровье и здоровый образ жизни.
Здоровье человека.
Здоровый образ жизни как путь к достижению высокого уровня здоровья и современные методы оздоровления.
Факторы риска во внешней среде и их влияние на внутреннюю среду организма человека и его здоровье.
Понятие личной гигиены. Гигиена кожи и одежды.
Гигиена питания и воды.
Гигиена жилища и индивидуального строительства.
Физиологическое и психологическое развитие подростков. Особенности физиологического развития в период полового созревания.
Роль взаимоотношений в формировании репродуктивной функции.
Виды конфликтов. Правила поведения в конфликтных ситуациях.
Суицидальное поведение в подростковом возрасте. Понятие о суициде.
Курение табака и его влияние на здоровье.
Употребление алкоголя. Алкоголь и его влияние на здоровье человека.
Наркомания и токсикомания. Понятие о наркомании и токсикомании.
Тематическое планирование уроков ОБЖ в 9-х классах на 2021-2022
№ п\п | Тема | Кол-во часов | Дата 9а | 9б | 9в | |
Основы безопасности личности, общества и государства (15ч) Современный комплекс проблем безопасности (5ч) | |
1 | Правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства | 1 | 08.09 | 08.09 | 08.09 | |
2 | Угрозы национальной безопасности Российской Федерации. Международный терроризм | 1 | 15.09 | 15.09 | 15.09 | |
3 | Террористическая и экстремистская деятельность | 1 |
4 | Наркотизм и национальная безопасность | 1 | 22.09 | 22.09 | 22.09 | |
5 | Гражданская оборона как составная часть системы национальной безопасности | 1 | 29.09 | 29.09 | 29.09 | |
Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) (2ч) |
6 | Цели, задачи и структура РСЧС | 1 | 06.10 | 06.10 | 06.10 | |
7 | Режим функционирования, силы и средства РСЧС | 1 | 13.10 | 13.10 | 13.10 | |
Международное гуманитарное право (2ч) |
8 | Международное гуманитарное право. Сфера применения и ответственности за нарушение норм | 1 | 20.10 | 20.10 | 20.10 | |
9 | Защита раненных, больных, потерпевших кораблекрушение, медицинского и духовного персонала. Защита военнопленных и гражданского населения. | 1 | 27.10 | 27.10 | 27.10 | |
Безопасное поведение в криминогенных ситуациях (3ч) |
10 | Защита от мошенников | 1 | 10.11 | 10.11 | 10.11 | |
11 | Безопасное поведение девушек | 1 | 17.11 | 17.11 | 17.11 | |
12 | Психологические основы самозащиты в криминогенных ситуациях. Пути выхода из конфликтных ситуаций | 1 |
Основы финансовой безопасности (3ч) |
13 | Своевременная уплата налогов-долг каждого гражданина России | 1 | 24.11 | 24.11 | 24.11 | |
14 | Защита от финансового мошенничества | 1 | 01.12 | 01.12 | 01.12 | |
15 | Основы безопасности при пользовании услугами банков. Страхование как защита от рисков в финансовой сфере | 1 | 08.12 | 08.12 | 08.12 | |
Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи (7ч) Профилактика травм в старшем школьном возрасте (3ч) |
16 | Причины травматизма и пути его предотвращения | 1 | 15.12 | 15.12 | 15.12 | |
17 | Безопасное поведение дома и на улице | 1 | 22.12 | 22.12 | 22.12 | |
18 | Безопасное поведение в школе, на занятиях физической культурой и спортом | 1 | 12.01 | 12.01 | 12.01 | |
Основы медицинских знаний (4ч) |
19 | Профилактика осложнения ран. Асептика и антисептика | 1 | 19.01 | 19.01 | 19.01 | |
20 | Травмы головы, позвоночника и спины | 1 | 26.01 | 26.01 | 26.01 | |
21 | Экстренная реанимационная помощь | 1 | 02.02 | 02.02 | 02.02 | |
22 | Основные неинфекционные заболевания | 1 | 09.02 | 09.02 | 09.02 | |
Основы здорового образа жизни (13 ч) Здоровье и здоровый образ жизни (3ч) |
23 | Здоровье человека | 1 | 16.02 | 16.02 | 16.02 | |
24 | Здоровый образ жизни как путь к достижению высокого уровня здоровья и современные методы оздоровления | 1 | 02.03 | 02.03 | 02.03 | |
25 | Факторы риска во внешней среде и их влияние на внутреннюю среду организма человека и его здоровье | 1 | 09.03 | 09.03 | 09.03 | |
Личная гигиена (3ч) |
26 | Понятие личной гигиены. Гигиена кожи и одежды | 1 | 16.03 | 16.03 | 16.03 | |
27 | Гигиена питания и воды | 1 | 23.03 | 23.03 | 23.03 | |
28 | Гигиена жилища и индивидуального строительства | 1 | 06.04 | 06.04 | 06.04 | |
Физиологические и психологические особенности организма подростка (4ч) |
29 | Физиологическое и психологическое развитие подростков | 1 | 13.04 | 13.04 | 13.04 | |
30 | Роль взаимоотношений в формировании репродуктивной функции | 1 | 20.04 | 20.04 | 20.04 | |
31 | Виды конфликтов. Правила поведения в конфликтных ситуациях | 1 | 27.04 | 27.04 | 27.04 | |
32 | Суицидальное поведение в подростковом возрасте | 1 | 04.05 | 04.05 | 04.05 | |
Факторы, разрушающие здоровье человека (3ч) |
33 | Курение табака и его влияние на здоровье | 1 | 11.05 | 11.05 | 11.05 | |
34 | Употребление алкоголя | 1 | 18.05 | 18.05 | 18.05 | |
35 | Наркомания и токсикомания | 1 | 25.05 | 25.05 | 25.05 | |
| | | | | | |