Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по технологии, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, базисного учебного плана, авторского тематического планирования учебного материала С.Н. Вангородский и требований к результатам общего образования, представленных в Федеральном образовательном государственном стандарте общего образования, с учетом преемственности с примерными программами для начального общего образования.
Федеральный базисный учебный план отводит на изучение ОБЖ 9 классе 34 часов, в год из расчета 1 часа в неделю. В учебном плане МБОУ СОШ №5 на текущий учебный год количество часов, отведенных на изучение ОБЖ, соответствует федеральному базисному учебному плану.
Для реализации рабочей программы используется УМК С.Н Ванголодский, М.И. Кузнецов, В.Н. Латчук, В.В. Марков
Планируемые результаты освоения рабочей программы
Основы безопасности жизнедеятельности
сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на основе освоенных знаний и умений, системного и комплексного понимания значимости безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций для личности, общества и государства;
сформированность социально ответственного отношения к ведению здорового образа жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесения иного вреда собственному здоровью и здоровью окружающих;
сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия в обеспечении мер безопасности личности, общества и государства;
понимание и признание особой роли России в обеспечении государственной и международной безопасности, обороны страны, противодействии основным вызовам современности: терроризму, экстремизму, наркобизнесу;
сформированность чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к выполнению конституционного долга – защите Отечества;
знание и понимание роли государства и общества в решении задачи обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
владение знаниями причин, механизмов возникновения и последствий распространенных видов опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, социального (в том числе криминального характера);
владение знаниями и умениями применять меры и средства индивидуальной защиты, приемы рационального и безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
знание основ медицинских знаний и владение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах, отморожениях, отравлениях;
владение умениями оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать обоснованные решения в опасной (чрезвычайной) ситуации с учетом реальных условий и возможностей;
владение основами экологической культуры, методами проектирования собственной безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.
Личностные результаты освоения образовательной программы основного общего образования:
Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях
Метапредметные результаты освоения образовательной программы основного общего образования включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Межпредметными называются понятия, которые в разных учебных дисциплинах обозначены одним и тем же термином и имеют одинаковое значение и смысл
Закон
Свойство
Система
ПРОГРЕСС
КАЧЕСТВО
ПОНЯТИЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
АДЕКВАТНОСТЬ
ЗАКОНОМЕРНОСТЬ
Конкретный перечень межпредметных понятий, на уровень сформированности которых следует обратить внимание, определяется на предметных методических объединениях МБОУ СОШ №5. Условно его можно разделить на две группы результатов (овладение межпредметными понятиями):
в области предметов социально-гуманитарного цикла;
в области предметов естественнонаучного цикла.
Условием формирования межпредметных понятий является:
овладение обучающимися основами читательской компетенции:
скорость чтения
правильность чтения
понимание текста, рефлексия на него и его использование (общая ориентация в содержании и понимание целостного смысла; выявление информации; интерпретация текста; рефлексия на содержание; рефлексия на форму текста)
приобретение навыков работы с информацией:
систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей;
Регулятивные универсальные учебные действия:
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Умение осуществлять контроль результата заданным и/или самостоятельно определенным критериям.
Cамостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
Навыки работы с информацией:
выбирать, анализировать, ранжировать, систематизировать и интерпретировать информацию различного вида, давать оценку ее соответствия цели информационного поиска;
находить требуемый источник с помощью электронного каталога и поисковых система Интернета; сопоставлять информацию, полученную из разных источников;
характеризовать\оценивать источник в соответствии с задачей информационного поиска;
самостоятельно формулировать основания для извлечения информации из источника (текстового, иллюстративного, графического), учитывая характер полученного задания;
работать с двумя и более источниками (в том числе разных видов), содержащими прямую и косвенную информацию;
распознавать достоверную и недостоверную информацию; реализовывать предложенный учителем способ проверки достоверности информации;
определять несложную противоречивую информацию, самостоятельно находить способы ее проверки;
подбирать иллюстративную, графическую и текстовую информацию в соответствии с поставленной учебной задачей;
соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в сети Интернет;
участвовать в коллективном сборе информации (опрос, анкетирование), группировать полученную информацию в соответствии с предложенными критериями.
Умение выбирать способ решения задачи из изученных, оценивать целесообразность и эффективность выбранного алгоритма.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Умение выбирать методы познания окружающего мира (наблюдение, исследование, опыт, проектная деятельность и пр.) в соответствии с поставленной учебной задачей.
Умение формулировать обобщения и выводы по результатам выполненной работы, проведенного наблюдения, опыта, исследования, презентовать полученные результаты
Умение дать объективную самооценку результату своей работы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью:
определять жанр выступления и в соответствии с ним отбирать содержание коммуникации; учитывать особенности аудитории;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
выделять общую точку зрения в дискуссии;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ):
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
9 класс (второй год обучения):
В результате второго года изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» ученик научится:
применять на практике нормы законодательства Российской Федерации в целях обеспечения охраны природы, личной, семейной, общественной и национальной безопасности;
понимать роль государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
называть основные нормы и институты в области гражданской обороны;
приводить примеры опасных и чрезвычайных ситуаций в социальной среде, выявлять признаки опасных явлений и процессов в социальных группах и общественных местах, проводить анализ их причин и последствий;
характеризовать опасности и риски различных социальных (в том числе возрастных) групп, использовать простейшие методы прогнозирования вариантов развития опасных ситуаций в целях предупреждения проявления их негативных последствий на практике;
использовать проверенные источники информации, относящиеся к социальным опасностям: угрозам национальным интересам, образу жизни, обычаям и традициям народов России анализировать полученную информацию и передавать ее в правоохранительные органы;
соблюдать правила личной безопасности при посещении торгово-экономических, массовых культурных, спортивных, зрелищных и иных мероприятий; выявлять признаки недобросовестной рекламы, предвидеть конфликтные ситуации при приобретении товаров и услуг, способы страхования от рисков в финансовой, транспортной, туристической и бытовой сфере;
понимать личную и общественную значимость современной культуры безопасности жизнедеятельности;
выявлять простейшие признаки подделки денежных знаков; распознавать признаки мошенничества, перечислять рекомендуемые правила поведения, меры уголовной ответственности за фальшивомонетничество и мошенничество;
соблюдать основные правила бесконфликтного и безопасного поведения в семье, школе, в общественных местах, на объектах городской инфраструктуры и по месту жительства; использовать простейшие приемы разрешения конфликтов и управления чувствами и эмоциями в опасных ситуациях;
выявлять признаки опасных явлений в информационных системах, в социальных сетях интернет-пространства, моделировать возможные варианты предупреждения их негативного воздействия в своей жизнедеятельности;
соблюдать правила гигиены, информационно-психологической безопасности при контактах с электронными СМИ, при работе на компьютере, использовании мобильной связи и Интернете;
формировать установку на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
анализировать характер и возможные последствия опасных действий и конфликтных ситуаций при взаимоотношениях людей в различных социальных группах (семья, этнические и религиозные группы, коллектив класса, группа сверстников); давать правовую и нравственную оценку этим действиям;
распознавать признаки правонарушений и бытового насилия в семье, в школе, среди сверстников и применять законные меры и средства для своей защиты;
выявлять признаки эмоционального неблагополучия человека, указывающие на возможность потенциального суицида, и принимать доступные меры психологической поддержки в целях профилактики данного явления;
осознавать нормы личной ответственности за правонарушения и преступления в природной, техногенной и социальной сферах;
выявлять опасные объекты и явления криминогенного характера, выделять существенные признаки угроз, предлагать возможные варианты их устранения;
характеризовать содержание и признаки проявления терроризма и экстремизма, давать этим явлениям должную правовую и нравственную оценку с позиции активного непринятия;
осознавать высокую общественную опасность экстремизма и терроризма для личности, общества и государства, соблюдать правила антитеррористической защищенности;
приводить примеры и давать правовую оценку опасным социальным явлениям и событиям криминального характера в местах своего проживания, предлагать возможные варианты их предупреждения;
соблюдать правила безопасного общения в разных социальных и возрастных группах (дома, в школе, на объектах потребительского рынка, в других общественных местах, в информационном пространстве);
предвидеть возможности возникновения опасных ситуаций в личной и семейной жизни по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
осознавать последствия совершения преступлений сексуального характера; соблюдать правила безопасного поведения в социуме и при возникновении угрозы насилия;
характеризовать основные угрозы семейной безопасности, проблемы подросткового поведения и отношений с родителями, определять границы гендерных отношений, учитывая их последствия для здоровья, личной и имущественной безопасности;
использовать знание основ экологической культуры и применять в процессе жизнедеятельности приборы и простые способы контроля качества продуктов и мониторинга окружающей среды, методы проектирования личной экологической безопасности в среде обитания;
применять приемы и средства оказания первой помощи в неотложных случаях, в опасных и чрезвычайных ситуациях;
понимать необходимость подготовки граждан к военной службе
Содержание
Основы безопасности личности, общества и государства
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
колендарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел/Тема. 9 класс | Кол-во часов | Дата проведения | Планируемые УУД | Вид контроля, измерители | Домашнее задание | Базовый минимум | Основные понятия, навыки |
Раздел: Основы безопасности личности, общества и государства |
1-2 | Национальные интересы России в современном мире | 2 | | Коммуникативные Регулятивные | Беседа, опрос | П.1.1, 1.2 Выучить определения | Знать принципы внешнеполитических интересов России | Внешняя политика, внутренняя политика |
3 | Основные угрозы национальным интересам и безопасности России | 1 | | Познавательные | Фронтальный опрос | П 1.3 | Национальная безопасность России в современном мире | Национальная безопасность, суверенитет государства |
4-5 | Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности | 2 | | Коммуникативные Регулятивные | Беседа | П 1.4 | Знание правил поведения в различных чрезвычайных ситуациях. Организация аварийно-спасательных операций в зоне ЧС | Инженерная защита населения отЧС, мониторинг и прогнозирование ЧС, эвакуация населения |
6-7 | Классификация опасных и чрезвычайных ситуаций. | 2 | | Предметные | Индивидуальный опрос | П 2.1, 2.2, 2.3 выучить определения | Знать классификацию ЧС и ключевые определения | Безопасность, жизненно важные интересы, опасность, авария катастрофа, стихийное бедствие |
8 | Военная угроза национальной безопасности | 1 | | Коммуникативные Регулятивные | Фронтальный опрос | П 3.1 | Знать основные современные внешние и трансграничные угрозы РФ | Оборона государства, геополитика, внешняя угроза |
9-10 | Международный терроризм – угроза национальной безопасности России | 2 | | Познавательные | Доклад | П 3.2, доклад | Знать отличительные особенности террористической деятельности | Терроризм, конспирация, террористический акт |
11-12 | Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) | 2 | | Познавательные | Самостоятельная работа | П 4.1 | Знать основные задачи РСЧС, органы управления РСЧС, силы и средства РСЧС, цель создания РСЧС | РСЧС, состав сил и средств РСЧС |
13-14 | Гражданская оборона РФ | 2 | | Коммуникативные Регулятивные | | П 4.2 | Знать основное назначение гражданской обороны. Знать права и обязанности граждан РФ в области гражданской обороны | Гражданская оборона, |
15 | МЧС России | 1 | | Коммуникативные Регулятивные | | П 4.3 | Знать структуру МЧС России, задачи МЧС, основные проводимые мероприятия и приоритетные направления деятельности МЧС | МЧС, |
16 | Мониторинг и прогнозирование ЧС | 1 | | Предметные | Решение ситуационных задач | П 5.1, 5.2 | Знать способы прогнозирования ЧС, знать способы уменьшения масштабов последствий ЧС, | Инженерная защита, прогнозирование ЧС |
17, 18 | Оповещение населения про угрозе ЧС. Эвакуация. | 2 | | Предметные | Решение ситуационных задач | П 5.3, 5.4, 5.5 | Знать способы оповещения населения при угрозе ЧС, сущность и способы эвакуации при угрозе ЧС | Локальные и автоматизированные системы оповещения |
19 | Виды террористических акций, их цели и способы существования | 1 | | Предметные | Фронтальный опрос | П 6.1 | Знать основные черты характеристики современного терроризма | Семь черт современного терроризма |
20, 21 | Система борьбы с терроризмом | 2 | | Коммуникативные Регулятивные | | П 6.2, 6.3 | Знать законодательную и правовую базу по организации борьбы с терроризмом. Знать действия правоохранительных органов по выявлению террористических организаций и борьбе с ними | Спецоперация, санитарная зона, буферная зона |
22, 23, 24 | Правила поведения при угрозе террористического акта | 3 | | Предметные Коммуникативные Регулятивные | Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, решение ситуационных задач | П 6.4 | Знать правила поведения при террористической угрозе разного характера. Понимать значение бдительности и наблюдательности граждан. | Виды террористических актов |
25, 26 | Государственная политика противодействия наркомании | 2 | | Познавательные Предметные Коммуникативные Регулятивные | Индивидуальный опрос | П 6.5, 6.6 | Знать концепцию государственной политики по предупреждению и борьбе с наркоманией | Наркомания, наркотизм, психотропные вещества |
Раздел 2 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни |
27, 28 | Репродуктивное здоровье человека – как индивидуальная и общественная ценность | 2 | | Познавательные Предметные Коммуникативные Регулятивные | Беседа | П 7.1, 7.2 | Знать составляющие ЗОЖ, факторы влияющие на здоровье человека | Здоровье, рациональное питание, физическое, духовное социальное благополучие |
29 | Репродуктивное здоровье человека | 1 | | Коммуникативные Регулятивные | Беседа, фронтальный опрос | П 7.3 | Знать политику РФ в области демографии | Репродуктивная биология, демография |
30, 31 | Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье человека | 2 | | Познавательные Предметные Коммуникативные Регулятивные | Самостоятельная работа | П 8.1, 8.2, 8.3 | Знать о вреде ранних половых связей, об инфекциях, передаваемых половым путем, о ВИЧ | ИППП, ВИЧ, |
32, 33 | Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья | 2 | | Коммуникативные Регулятивные | | П 9.1, 92, 9.3 | Знать функции семьи в обществе, знать основы семейного права | Брак, семья, семейное право |
34 | Оказание первой медицинской помощи | 1 | | Коммуникативные Регулятивные | Решение ситуационных задач, практические упражнения | П 10.1, 10.2 | Знать правила оказания первой медицинской помощи при массовых поражениях | ИВЛ, непрямой массаж сердца, |
Всего 34 часа |