Структура программы
Пояснительная записка.
Содержание программы.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Контроль знаний.
Учебно-методический комплекс. Литература.
Календарно-тематическое планирование.
1.Пояснительная записка
Программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений под редакцией А.Т.Смирнова «Основы безопасности жизнедеятельности» и разработана в соответствии c Федеральным Базисным учебным планом и с Обязательным минимумом содержания основных образовательных программ, и изучается на базовом уровне.
Настоящая программа представляет собой часть комплексной учебной программы по основам безопасности жизнедеятельности для 5-11 классов.
Программа рассчитана на 1 час в неделю за счет средств Федерального компонента.
В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде – природной, техногенной, и социальной.
При разработке содержания данной программы принималась во внимание специфика содержания курса ОБЖ, которая заключается в следующем:
- учёт основных закономерностей развития теории безопасности;
- интегративность;
- направленность на формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.
Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих задач:
- формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества.
- выработку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им.
- формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учётом своих возможностей.
2. Тематический план.
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Содержание темы | Требование к уровню подготовки учащихся |
Основы безопасности личности, общества и 24 государства |
I. | Основы комплексной безопасности | 12 | | |
Глава 1 | Национальная безопасность России в современном мире | 4 | Россия в мировом сообществе. Национальные интересы России в современном мире. Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. Формирование современного уровня культуры населения в области безопасности жизнедеятельности. | Иметь представления: о национальных интересах России в современном мире, об основных угрозах национальным интересам и национальной безопасности России. Знать: для чего необходимо повышение уровня культуры населения в области безопасности жизнедеятельности. |
2. | Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и национальная безопасность России. | 3 | Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация. Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия | Знать: потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности. Уметь: предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам. |
3. | Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России | 3 | Военная угроза национальной безопасности России. Международный терроризм — угроза национальной безопасности России. Наркотизм и национальная безопасность России. | Знать: государственную политику противодействия наркотизму. Иметь представления: о военной угрозе национальной безопасности России, о формах международного терроризма. |
4. | Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта | 2 | Виды террористических актов, их цели и способы осуществления. Правила поведения при угрозе террористического акта. | Знать: правила безопасного поведения при автономном существовании человека в природной среде. Уметь: организовать свою деятельность для обеспечения выживания при автономии в природной среде. |
II | Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций | 12 | | |
5. | Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени | 3 | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. | Знать: систему взглядов, принятых в Российской Федерации, по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. |
6. | Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени | 5 | Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Эвакуация населения. Аварийно -спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения. | Знать: наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного техногенного и социального характера, их последствия и классификацию. Уметь: принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций. |
7 | Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации | 4 | Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. Система борьбы с терроризмом. Государственная политика противодействия наркотизму. Профилактика наркомании | Знать: основные меры по профилактике наркомании; законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по организации борьбы с терроризмом; правила поведения при угрозе террористического акта; государственную политику противодействия наркотизму. Уметь действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности. |
Основы медицинских знаний и здорового 10 образа жизни |
III | Основы здорового образа жизни | 8 | | |
8 | Основы здорового образа жизни. | 3 | Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Здоровый образ жизни и его составляющие. Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России. | Обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни. |
9 | Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье | 3 | Ранние половые связи и их последствия. Инфекции, передаваемые половым путем. Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе. | Знать: о инфекциях, передаваемых половым путем. Иметь понятие: о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Уметь использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для соблюдения мер профилактики инфекционных заболеваний |
10 | Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья | 2 | Брак и семья. Семья и здоровый образ жизни человека. Основы семейного права в Российской Федерации. | Знать основы семейного права в Российской Федерации. Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для ведения здорового образа жизни для самовоспитания качеств, необходимых для создания прочной семьи |
IV | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. | 2 | | |
11 | Оказание первой медицинской помощи | 2 | Первая медицинская помощь при массовых поражениях (практическое занятие по плану преподавателя). Первая медицинская помощь при передозировке в приеме психоактивных веществ. | Уметь: оказать первую помощь при неотложных состояниях. Обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для оказания первой помощи пострадавшим. |
ВСЕГО | 34 | | |
3 Требование к качеству освоения программного материала
Знать:
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
- основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности;
- систему взглядов, принятых В Российской Федерации, по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;
- наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
- основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;
- законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по организации борьбы с терроризмом;
- правила поведения при угрозе террористического акта;
-государственную политику противодействия наркотизму
- основные меры по профилактике наркомании.
Уметь:
- предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
- принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты.
- оказать первую помощь при неотложных состояниях.
Обладать:
компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:
– обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
— подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях;
— оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
— выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.
Ресурсное обеспечение рабочей программы
Латчук В.Н., Марков В.В., Фролов М.П. Основы безопасностижизнедеятельности. 5-9 кл.: Дидактические материалы. – М.: Дрофа; ДИК, 2000
Основы безопасности жизнедеятельности. Автономное существование в природных условиях. 9 кл. Элективный курс О.В. Павлова. Волгоград, Учитель, 2007
Т.А. Репина. Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс. Тетрадь для проверочных работ. Саратов, «Лицей», 2009.
А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа 5-11 классы. М. Просвещение, 2009.
А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для общеобразовательных учреждений. 9 класс. 3-е издание. М. Просвещение, 2009.
А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные разработки. 5-9 Основы безопасности жизнедеятельности: справ. Для учащихся/ под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук Рос. акад. образования, М.: Просвещение, 2007.
А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные разработки. 5-9 кл. М.Просвещение, 2009
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. М.Просвещение, 2008.
Календарно-тематическое планирование по ОБЖ 9 класс
№ урока | Название темы, раздела, урока. | Содержание изучаемого материала в соответствии с ФГОС ОО | Кол-во часов | Тип урока | Форма урока | ИКТ | Дата |
По плану | Факт |
Основы комплексной безопасности |
Национальная безопасность России в современном мире |
1 | Россия в мировом сообществе. | | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | | | 3.09 | |
2 | Национальные интересы России в современном мире. | | 1 | Комбинированный | | | 10.09 | |
3 | Основные угрозы национальным интересам и безопасности России | | 1 | Комбинированный | | | 17.09 | |
4 | Формирование современного уровня культуры населения в области безопасности жизнедеятельности. | | 1 | Комбинированный | | | 24.09 | |
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и национальная безопасность России. |
5 | Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация. | Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и поведение в случае их возникновения. | 1 | Комбинированный | | | 1.10 | |
6 | Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия. | Чрезвычайные ситуации природного характера и поведение в случае их возникновения. | 1 | Комбинированный | | | 8.10 | |
7 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия | Чрезвычайные ситуации техногенного характера и поведение в случае их возникновения. | 1 | Комбинированный | | | 15.10 | |
Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России | |
8 | Военная угроза национальной безопасности России | | 1 | Комбинированный | | | 22.10 | |
9 | Международный терроризм — угроза национальной безопасности России. | Меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта. Поведение при похищении или захвате в качестве заложника. | 1 | Комбинированный | | | 29.10 | |
10 | Наркотизм и национальная безопасность России. | Меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта. Поведение при похищении или захвате в качестве заложника. | 1 | Комбинированный | | | 12.11 | |
Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта |
11 | Виды террористических актов, их цели и способы осуществления. | Меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта. Поведение при похищении или захвате в качестве заложника. | 1 | Комбинированный | | | 19.11 | |
12 | Правила поведения при угрозе террористического акта. | Меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта. Поведение при похищении или захвате в качестве заложника. | 1 | Комбинированный | | | 26.11 | |
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций |
Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени |
13 | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). | Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и поведение в случае их возникновения. | 1 | Комбинированный | | | 3.12 | |
14 | Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. | | 1 | Комбинированный | | | 10.12 | |
15 | МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. | | 1 | Комбинированный | | | 17.12 | |
Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени |
16 | Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. | Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и поведение в случае их возникновения. | 1 | Комбинированный | | | 24.12 | |
17 | Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. | Средства коллективной защиты и правила пользования ими | 1 | Комбинированный | | | 14.01 | |
18 | Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. | Действия населения по сигналу «Внимание всем!» и сопровождающей речевой информации. | 1 | Комбинированный | | | 21.01 | |
19 | Эвакуация населения. | Эвакуация населения. | 1 | Комбинированный | | | 28.01 | |
20 | Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения. | Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и поведение в случае их возникновения. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | | | 4.02 | |
Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации |
21 | Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. | Меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта. | 1 | Комбинированный | | | 11.02 | |
22 | Система борьбы с терроризмом. | Меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта. Поведение при похищении или захвате в качестве заложника. | 1 | Комбинированный | | | 18.02 | |
23 | Государственная политика противодействия наркотизму. | | 1 | Комбинированный | | | 25.02 | |
24 | Профилактика наркомании | Вредные привычки и их профилактика. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | | | 4.03 | |
Основы здорового образа жизни |
Основы здорового образа жизни |
25 | Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность | Здоровый образ жизни. | 1 | Комбинированный | | | 11.03 | |
26 | Здоровый образ жизни и его составляющие. | Здоровый образ жизни. | 1 | Комбинированный | | | 18.03 | |
27 | Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России. | Здоровый образ жизни. | 1 | Комбинированный | | | 1.04 | |
Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье |
28 | Ранние половые связи и их последствия. | Здоровый образ жизни. Факторы, разрушающие здоровье. Вредные привычки и их профилактика. | 1 | Комбинированный | | | 8.04 | |
29 | Инфекции, передаваемые половым путем. | Здоровый образ жизни. Факторы, разрушающие здоровье. | 1 | Комбинированный | | | 15.04 | |
30 | Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе. | Здоровый образ жизни. Факторы, разрушающие здоровье. | 1 | Комбинированный | | | 22.04 | |
Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья |
31 | Брак и семья. Семья и здоровый образ жизни человека. | | 1 | Комбинированный | | | 29.04 | |
32 | Основы семейного права в Российской Федерации. | | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | | | 6.05 | |
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи |
Оказание первой медицинской помощи. |
33 | Первая медицинская помощь при массовых поражениях. Первая медицинская помощь при передозировке в приеме психоактивных веществ. | Первая медицинская помощь. Первая медицинская помощь при отравлениях | 1 | Урок комплексного применения ЗУН учащимися. | Практикум | | 13.05 | |
34 | Контрольная работа за курс 9 класса | | 1 | | | | 20.05 | |
ВСЕГО ЧАСОВ | | 34 |