СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОБЖ 9 класс

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса в соответствии с ФГОС ООО  к учебнику под редакцией Ю.Л. Воробьёва.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОБЖ 9 класс»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»


















Рабочая программа

учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

(базовый уровень)

для 9 «А» класса

















Составитель

Москотельникова Наталья Владимировна,

учитель ОБЖ

первой квалификационной категории



























г. Воскресенск



Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для

9 «А» класса составлена в соответствии с:

  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г № 1897, в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, от 31 декабря 2015 г. № 1577),  

  • образовательной программой основного общего образования в соответствии ФК ГОС МОУ «СОШ №9»;

  • Программы для общеобразовательных учреждений, ОБЖ. 5-9 кл. Латчук В.Н.

  • авторское тематическое и поурочное планирование по основам безопасности жизнедеятельности к учебникам " Основы безопасности жизнедеятельности" для 9 класса под редакцией Ю. Л. Воробьева.

Для реализации программного содержания используется учебник по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» 9 класс, Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т.; под редакцией Воробьева Ю.Л., Астрель-АСТ, 2016г.

Уровень и направленность рабочей программы: основная общеобразовательная программа, базовый уровень.

В соответствии с учебным планом МОУ «СОШ №9» на изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 9 классе отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

  • развитие духовных и физических качеств, обеспечивающих защищённость личных и общественных интересов от внешних и внутренних угроз;

  • понимание важности сохранения своего здоровья и формирования потребности соблюдения норм здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности в конкретной ситуации;

  • формирование культуры безопасной жизнедеятельности;

  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды и к жизни человека, а также к своей жизни; воспитание понимания необходимости обеспечения личной и общественной безопасности.

Метапредметные результаты

Регулятивные:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • навыки смыслового чтения.

Коммуникативные:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ - компетенции);

  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты

Ученик научится:

  • Квалифицировать и описывать потенциально опасные бытовые ситуации и объекты экономики, расположенные в районе проживания, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, наиболее вероятные для региона проживания

  • Анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций в повседневной жизни и их последствия, в том числе возможные причины и последствия пожаров, дорожно-транспортных происшествий (ДТП), загрязнение окружающей  природной среды, ЧС природного и техногенного характера;

  • Выявить и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в возникновении опасных ситуаций; обосновать необходимость повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны в современных условиях;

  • Формировать модель личного безопасного поведения по соблюдению правил пожарной безопасности в повседневной жизни, по поведению на дорогах в качестве пешехода, пассажира или водителя велосипеда, по минимизации отрицательного влияния на здоровье неблагоприятной окружающей среды;

  • Руководствоваться рекомендациями специалистов по безопасному поведению в условиях ЧС природного и техногенного характера.

  • Характеризовать в общих чертах организационные основы по защите населения РФ от ЧС мирного и военного времени; объяснять необходимость подготовки граждан к защите Отечества; устанавливать взаимосвязь между нравственной и патриотической проекцией личности и необходимостью обороны государства от внешних врагов;

  • Характеризовать РСЧС: классифицировать основные задачи, которые решает РСЧС, по защите населения страны от ЧС природного и техногенного характера; обосновывать предназначение функциональных и территориальных подсистем РСЧС; характеризовать силы и средства, которыми располагает РСЧС для защиты населения страны от ЧС природного и техногенного характера;

  • Характеризовать гражданскую оборону как составную часть системы обеспечения национальной безопасности России; классифицировать основные задачи, возложенные на гражданскую оборону по защите населения Российской Федерации от ЧС мирного и военного времени; различать факторы, которые определяют развитие гражданской обороны в современных условиях; характеризовать и обосновывать основные обязанности граждан в области гражданской обороны;

  • Характеризовать МЧС России: классифицировать основные задачи, которые решает МЧС России, по защите населения страны от ЧС мирного и военного времени; давать характеристику силам МЧС России, которые обеспечивают немедленное реагирование при возникновении  ЧС;

  • Характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по защите населения от ЧС мирного и военного времени;

  • Анализировать систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, которые она в себя включает;

  • Описывать основные задачи системы инженерных сооружений, которая существует в районе проживания для защиты населения от ЧС природного и техногенного характера;

  • Описывать существующую систему оповещения населения при угрозе возникновения ЧС;

  • Анализировать мероприятия, принимаемые МЧС России, по использованию современных технических средств для информации населения о ЧС;

  • Характеризовать эвакуацию населения как один из основных способов защиты населения от ЧС мирного и военного времени; различать виды эвакуаций; составлять перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации;

  • Моделировать свои действия по сигналам оповещения о ЧС в районе проживания при нахождении в школе, на улице, в общественном месте (театре, библиотеке и др.), дома.  Характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни как средства физического совершенствования;

  • Анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья;

  • Систематизировать знания о репродуктивном здоровье, как единой составляющей здоровья личности и общества.

  • Характеризовать различные повреждения и травмы, наиболее часто встречающиеся в быту, и их возможные последствия для здоровья;

  • Характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим; классифицировать средства, используемые при оказании первой помощи; соблюдать последовательность действий при оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее часто случающихся в быту; определять последовательность оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях;

  • Выполнять в паре/втроем приемы оказания само- и взаимопомощи.

 Ученик получит возможность научиться:

  • Формулировать основные задачи, стоящие перед образовательным учреждением, по защите обучающихся и персонала от последствий ЧС мирного и военного времени;

  • Подбирать материал и готовить занятие на тему «Основные задачи гражданской обороны по защите населения  от последствий ЧС мирного военного времени»;

  • Обсуждать тему «Ключевая роль МЧС России в формировании культуры безопасности  жизнедеятельности у населения Российской Федерации»;

  • Различать инженерно-технические сооружения, которые используются в районе проживания для защиты населения от ЧС техногенного характера, классифицировать их по предназначению и защитным свойствам.

  • Негативно относиться к любым видам террористической и экстремистской деятельности;

  • Характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обществу и национальной безопасности России;

  • Анализировать основные положения нормативно-правовых актов Российской Федерации по противодействию терроризму и экстремизму и обосновывать необходимость комплекса мер, принимаемых в РФ по противодействию терроризму;

  • Воспитывать у себя личные убеждения и качества, которые способствуют формированию антитеррористического поведения и анти экстремистского мышления;

  • Обосновывать значение культуры безопасности жизнедеятельности в противодействии идеологии терроризма и экстремизма;

  • Моделировать последовательность своих действий при угрозе террористического акта;

  • Формировать личные убеждения, способствующие профилактике вовлечения в террористическую деятельность;

  • Формировать индивидуальные основы правовой психологии для противостояния идеологии насилия;

  • Формировать индивидуальные качества, способствующие противодействию экстремизму и терроризму;

  • Использовать здоровье сберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной составляющих;

  • Готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в быту повреждениях и травмах.

Основное содержание учебного предмета

Введение. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности. (1 ч)

Основные угрозы и опасности для жизни человека и окружающей среды. Влияние человека на окружающую среду. Культура безопасности жизнедеятельности. Законы РФ: «О защите населения от ЧС природного и техногенного характера», «О безопасности», «Об охране окружающей среды», О гражданской обороне», «О пожарной безопасности».

Раздел I. Основы безопасности личности, общества и государства (17ч)

Тема 1. Национальная безопасность России в современном мире (5ч)

Россия в мировом сообществе и национальная безопасность. Геополитическое положение, экономика Российской Федерации. Глобализация.

Национальные интересы России. Национальная безопасность, её составные части. Стратегические цели национальной безопасности.

Основные угрозы национальным интересам России и пути обеспечения её безопасности. Международные отношения. Национальная оборона. Военная безопасность. Защита конституционного строя.

Организация обороны Российской Федерации. ФЗ РФ «Об обороне», Военная доктрина РФ, Вооружённые Силы РФ. Основные направления организации обороны. Военное положение.

Правовые основы обороны государства и воинской обязанности. Защита Отечества, долг, обязанность. Призыв на военную службу. Первоначальная постановка на воинский учёт. Обязательная подготовка к военной службе.

Тема 2. Организация защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (10 ч)

МЧС России – федеральный уполномоченный орган в сфере гражданской обороны (ГО) и чрезвычайных ситуаций. История МЧС. Спасательные операции МЧС. Мониторинг и прогнозирование ЧС природного, техногенного характера.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), сё структура и задачи. Уровни РСЧС. Режимы функционирования РСЧС.

Законодательные, нормативные и правовые основы обеспечения безопасности. Извлечения из Федерального закона Российской Федерации «О безопасности».

Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны. Гражданская оборона: мирное и военное время. Задачи ГО.

Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения. Ядерное оружие и его виды. История ядерного оружия. Понятия «эпицентр ядерного взрыва», «световое излучение», «радиоактивное заражение», «электромагнитный импульс». Защита от ядерного оружия. Ядерное сдерживание. Химическое оружие. История химического оружия. Отравляющие вещества и их виды. Понятие «очаг химического поражения», «зона химического поражения». Запрещение химического оружия. Биологическое (бактериологическое) оружие. Вопросы применения бактериологического оружия. Понятия «эпидемия», очаг биологического поражения», «обсервация», «карантин». Заражающие средства: вирусы, грибки, токсины.

Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Оповещение населения. Порядок оповещения. Значение речевой информации. Автоматизированная информационная управляющая система (АИУС РСЧС).

Защитные сооружения гражданской обороны. Средства защиты. Понятие «защитные сооружения», «убежища», «противорадиационные укрытия», «щели». Принцип устройства защитных сооружений.

Чрезвычайные ситуации мирного времени. Стихийные бедствия и опасные природные явления: геологические, геокриологические, гидрометеорологические, процессы биогенного характера.

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Система мониторинга. Сейсмические наблюдения и прогноз землетрясений. Сейсмоопасные зоны России. Мониторинг геологических процессов и подземных вод. Мониторинг антропогенного воздействия на природную среду, водной среды водохозяйственных систем в местах водозабора и сброса сточных вод.

Тема 3. Терроризм как угроза национальной безопасности Российской Федерации (2 ч)

Терроризм и безопасность человека. Экстремизм. Национализм. Основные правила поведения человека, ставшего заложником.

Международный терроризм и безопасность России. Статистика международного терроризма. Политический экстремизм. Субъект терроризма. Противодействие терроризму.


Раздел II. Основы формирования здорового образа жизни (11ч)

Тема 1. Понятие о здоровье. (1ч)

Понятие о здоровье. Здоровье. Физическое здоровье человека. Система оценивания состояния здоровья человека.

Тема 2. Факторы, разрушающие здоровье. (3ч)

Табакокурение и его вред. Токсины: смолы, никотин, токсичные газы, цианистый водород, и окись азота, ацетон, аммоний, кадмий и формальдегид. Заболевание дыхательных путей, органов пищеварения, мочеполовых органов, сердечнососудистые заболевания. Пассивное курение. Первая помощь при отравлении табаком.

Алкоголь и его вред. Заболевание печени, сердечнососудистой системы. Отравление алкоголем.

Наркотики и их вред. СПИД, гепатит, онкологические заболевания.

Тема 3. Факторы, формирующие здоровье. (7ч)

Рациональное питание. Принципы рационального питания. Калорийность продуктов. Сбалансированное питание. Заболевания пищеварительной системы.

Основы подбора продуктов питания. Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества.

Советы, как выбрать безопасные продукты. Срок хранения продуктов. Состав продуктов. Спреды. Нутриенты. Умами. Глутамат натрия, Консерванты. Эмульгаторы. Нитраты.

Гигиена одежды. Гигиенические свойства одежды. Синтетические ткани и их свойства.

Занятия физической культурой. Физические упражнения состояния здоровья человека. Аэробные и анаэробные упражнения. Разумная физическая активность.

Туризм как вид отдыха. Виды туризма. Адаптация к нагрузкам. Акклиматизация и реакклиматизация. Оздоровительные задачи. Рюкзак. Палатка. Туристское снаряжение. Правила разведения костра. Ориентирование на местности. Движение по азимуту.

Подведение итогов за курс ОБЖ основной школы. (4ч)

Рекомендации специалистов МЧС по действиям в чрезвычайных ситуациях. Правила поведения при химической, радиоактивной, гидродинамической авариях. Аварии на транспорте. Правила поведения при внезапном обрушении здания, при пожаре и угрозе взрыва; во время землетрясения, при извержении вулкана. Правила поведения во время гололёда и гололедицы, при угрозе сильной метели и снежном заносе. Как вести себя во время схода снежной лавины, во время грозы, наводнения, при оползне, при угрозе селевого потока, во время урагана, бури, смерча. Правила поведения при пожарах в быту, при утечке газа.

Правила оказания первой помощи. Правила оказания первой помощи при разных видах травм. Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца. Виды кровотечений и возможная первая помощь.

Резерв учебного времени (1ч).




8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!