СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОБЖ в 11 классе.

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОБЖ в 11 классе.»


Пояснительная записка.

                                     

Программа для 11-х классов предназначена для изучения тем в области безопасности жизнедеятельности учащимися с учетом их потребностей в повышении уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства. Данная программа реализует положения государственного образовательного стандарта второго поколения.

Изучение «Основ безопасности жизнедеятельности» в 11-х классах предусмотрено Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений Российской Федерации в объеме 34 ч (из расчета по 1 ч в неделю).

        В курсе ОБЖ для 11 классе завершается обучение учащихся правилам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. В соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности  военной службе" письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации оп 14 07 98 г №1133/14-12 в программу курса ОБЖ для обучающихся 11 классе введен раздел "Основы военной службы" Раздел Основы военной службы" органически связан с другими разделами курса и направлен прежде всего на подготовку подрастающего поколения к службе в Вооруженных Силах, выполнению конституционного долга по защите Отечества, патриотическое (военно -  патриотическое воспитание) старшеклассников.

       В ходе изучения курса ОБЖ учащиеся получают сведения об обороне государства, их организационной структуре, функции и основных боевых задачах, об основных воинских обязанностях. В программе реализованы требования Федеральных законов "06 обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "О гражданской обороне", "О защите населения  территории от чрезвычайных ситуаций природного  техногенного характера" и постановлений Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 43  "О федеральной целевой программе "Создание  развитие Российской системы предупреждения  действий в чрезвычайных ситуациях", от 24 июля 1995 года № 738 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций"

. Настоящая программа является основой для разработки рабочей программы курса ОБЖ общеобразовательных учреждениях.

Данная примерная программа курса ОБЖ для обучающихся в 10-11 классах общеобразовательных учреждений разработана авторским коллективом в составе: А.Т.Смирнов, Хренников Б.О.Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 11 классе направлено на достижение следующих целей:

-воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;   ответственного  отношения   к  сохранению  окружающей  природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;

-развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и Социального характера;   потребности   вести   здоровый   образ   жизни;    необходимых моральных, физических и психологических  качеств для  выполнения  конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества;

-освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного  и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства;

-формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.

Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися  в основной общеобразовательной школе, и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.

«Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» предназначен для формирования у обучаемых знаний о здоровом образе жизни, основных инфекционных и неинфекционных заболеваниях, средствах их профилактики и правилах оказания первой медицинской помощи. Раздел состоит из четырех тем.

«Основы военной службы» предусматривает изучение основных положений, раскрывающих содержание обязательной подготовки молодежи к военной службе. Раздел состоит из семи тем, в которых последовательно раскрывается содержание обязательной подготовки граждан к военной службе. В процессе изучения тематики раздела учащиеся получат начальные знания в области обороны, ознакомятся с основными положениями Военной доктрины Российской Федерации; получат сведения о Вооруженных Силах Российской Федерации, их структуре и предназначении для обеспечения национальной безопасности страны; уяснят роль и значение военно-патриотического воспитания молодежи в деле подготовки граждан России к выполнению конституционного долга по защите Отечества.


Общая характеристика учебного предмета.


Программа для 11-х классов предназначена для изучения тем в области безопасности жизнедеятельности учащимися.

Данная программа реализует положения государственного образовательного стандарта второго поколения.

Раздел «Основы военной службы" органически связан с другими разделами курса и направлен прежде всего на подготовку подрастающего поколения к службе в Вооруженных Силах, выполнению конституционного долга по защите Отечества, патриотическое (военно - патриотическое воспитание) старшеклассников.

Данная примерная программа курса ОБЖ для обучающихся в 10-11 классах общеобразовательных учреждений разработана авторским коллективом в составе: А.Т.Смирнов, Хренников Б.О.

Цели обучения.

Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 11 классе направлено на достижение

следующих целей:

• воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества и

государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;

• развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человекав условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и Социального характера;

потребности вести здоровый образ жизни; необходимых моральных, физических и

психологических качеств для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина

России по защите Отечества;

• освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства;

• формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты;

оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.

Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует

знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в основной

общеобразовательной школе, и способствует формированию у них цельного представления в областибезопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.

«Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» предназначен для формирования у обучаемых знаний о здоровом образе жизни, основных инфекционных и неинфекционных заболеваниях, средствах их профилактики и правилах оказания первой медицинской помощи. Раздел состоитиз четырех тем.

«Основы военной службы» предусматривает изучение основных положений,

раскрывающих содержание обязательной подготовки молодежи к военной службе. Раздел состоит изсеми тем, в которых последовательно раскрывается содержание обязательной подготовки граждан к военной службе. В процессе изучения тематики раздела учащиеся получат начальные знания в области обороны, ознакомятся с основными положениями Военной доктрины Российской Федерации; получатсведения о Вооруженных Силах Российской Федерации, их структуре и предназначении дляобеспечения национальной безопасности страны; уяснят роль и значение военно-патриотического воспитания молодежи в деле подготовки граждан России к выполнению конституционного долга по защите Отечества. методы и формы обучения:

• Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ целесообразно

использовать разнообразные методы и формы обучения. Перцептивные: (словесные,

наглядные, практические) рассказ, лекция, беседа, семинары демонстрация, практические

занятия. Соревнования


Планируемые результаты освоения учебного предмета ОБЖ в11 класе.


В результате учебного процесса учащиеся получают весь комплекс знаний умений и навыков

запланированного учебного процесса;

- общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий.

В учебном процессе используются методы рассказа, показа, тренировок при изучении тем

практической направленности. Информационная тематика предполагает большее использование назанятиях анализа ситуаций, объяснительно-репродуктивной, информационно поисковой,

исследовательскойдеятельности учащихся.

- логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами)учебного

(образовательного) плана;

Практически вся тематика ОБЖ базируется на знаниях получаемых учащимися при изучении другихобщеобразовательных предметов. Поэтому на уроках ОБЖ непременно используется межпредметнаясвязь: физкультура-ЗОЖ; история-ОВС; биология-ЗОЖ, оказание ПМП; география-выживание вприроде, химия-опасные в-ва,экологическая безопасность; физика-природные явления, техногенныеаварии и катастрофы.

- система оценки достижений учащихся;

Деятельность учащихся на уроках ОБЖ оценивается с позиций современных образовательных

технологий: личностного подхода в обучении, развивающего обучения и успешности деятельности учащихся. Задания носят посильный развивающий характер. Оценивание имеет форму стимулирования обучения и саморазвития школьника в рамках возможностей учащихся.

- инструментарий для оценивания результатов;

Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос,

викторины и практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности главная составляющая учебного процесса.


Содержание учебного предмета.


1. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

 Основы здорового образа жизни.   Правила личной гигиены и здоровье. Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма. Нравственность  и здоровье.   Формирование правильного взаимоотношения полов

Семья и ее значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни (психологический фактор, культурный фактор, материальный  фактор).  Качества,  которые необходимо воспитать в себе молодому человеку для создания прочной семьи. Семья в современном обществе. Законодательство о семье Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Имущественные права супругов. Права и обязанности родителей. Инфекции, передаваемые половым путем, формы передачи, причины, способствующие заражению ИППП. Меры профилактики. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью. СПИД и его профилактика. ВИЧ-инфекция и СПИД, краткая характеристика и пути заражения. СПИД — это финальная стадия инфекционного заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). Профилактика СПИДа. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией.

2.  Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.

 Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте. Сердечная недостаточность, основные понятия и определения. Инсульт, его возможные причины и возникновение. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.

Первая медицинская помощь при ранениях. Виды ран и общие правила оказания первой медицинской помощи. Способы остановки кровотечения. Правила наложения давящей повязки. Правила наложения жгута. Борьба с болью. Первая медицинская помощь при травмах. Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. Профилактика травм опорно-двигательного аппарата. Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме. Первая медицинская помощь при травмах груди, живота, в области таза, при повреждении позвоночника.  Первая медицинская помощь при остановке сердца Понятия клинической смерти и реанимации. Возможные причины клинической смерти и ее признаки. Правила проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких. Правила сердечно-легочной реанимации.

3.  Воинская обязанность.

 Основные понятия о воинской обязанности .Воинская обязанность, определение воинской обязанности и ее содержания. Воинский учет, обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.Организация воинского учета и его предназначение Организация воинского учета. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет.  Обязательная подготовка граждан к военной службе Основное содержание обязательной подготовки граждан к военной службе. Основные требования к индивидуально-психологическим и профессиональным качествам молодежи призывного возраста для комплектования различных воинских должностей (командные, операторские, связи и наблюдения, водительские и др). Добровольная подготовка граждан к военной службе Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе. Занятие военно-прикладными видами спорта. Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования. Обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования при первоначальной постановке граждан на воинский учет. Предназначение медицинского освидетельствования. Категории годности к военной службе. Организация профессионально-психологического отбора граждан при первоначальной постановке их на воинский учет. Увольнение с военной службы. Запас Вооруженных Сил РФ, его предназначение, порядок освобождения граждан от военных сборов.

4. Особенности военной службы

 Правовые основы военной службы, Конституция РФ,  Федеральные законы «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О   воинской обязанности и военной службе». Военная служба — особый вид федеральной государственной службы. Конституция РФ и вопросы военной службы. Законы РФ, определяющие правовую основу военной службы. Статус военнослужащего, права и свободы военнослужащего. Льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по призыву. Военные аспекты международного права.  Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ — закон воинской жизни

Общевоинские уставы — нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и быт военнослужащих. Устав внутренней службы Вооруженных Сил РФ, Устав гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил РФ, Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ, Строевой устав Вооруженных Сил РФ, их предназначение и основные положения.  Военная присяга — клятва воина на верность Родине — России. Военная присяга — основной и нерушимый закон воинской жизни. История принятия военной присяги в России. Текст военной присяги. Порядок приведения военнослужащих к военной присяге. Значение военной присяги для выполнения каждым военнослужащим воинского долга.  Прохождение военной службы по призыву. Призыв на военную службу. Время призыва на военную службу, организация призыва. Порядок освобождения граждан от военной службы и предоставления отсрочек. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части. Время военной службы, организация проводов военнослужащих, уволенных в запас. Воинские звания военнослужащих ВС РФ. Военная форма одежды.  Прохождение военной службы по контракту Основные условия прохождения военной службы по контракту.Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Права и ответственность военнослужащих. Общие права военнослужащих. Общие обязанности военнослужащих. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная). Военная дисциплина, ее сущность и значение. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву. Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.).

5. Военнослужащий — защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил России

 Военнослужащий — патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества. Основные качества военнослужащего, позволяющие ему с честью и достоинством носить свое воинское звание — защитника Отечества: любовь к Родине, ее истории, культуре, традициям, народу, высокая воинская дисциплина, преданность Отечеству, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости, конституционного строя России, народа и Отечества.  Военнослужащий -специалист,   в совершенстве владеющий оружием и военной техникой

Требования воинской деятельности,  предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина. Виды воинской деятельности и их особенности. Основные элементы воинской деятельности и их предназначение. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск.. Общие требования воинской деятельности к военнослужащему. Военнослужащий   —подчиненный,   строго   соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. Единоначалие — принцип строительства Вооруженных Сил РФ.

6. Вузы  Вооруженных сил. Виды военных образовательных учреждений профессионального образования. Правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования. Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил РФ. Международная   (миротворческая)   деятельность  Вооруженных Сил РФ. Участие Вооруженных Сил РФ в миротворческих операциях как средство обеспечения национальной безопасности России. Нормативно-правовые основы участия России в миротворческих операциях. Подготовка и обучение военнослужащих миротворческого контингента.


Реализация воспитательного потенциала на уроках ОБЖ в11 классе.

Предмет ОБЖ занимает особое положение в школьной программе. Так как основы безопасности жизнедеятельности неразрывно связаны с самой жизнью. Этот предмет максимально приближен к реальной действительности, которая окружает школьников в стенах образовательного учреждения и за его стенами на улице, среди посторонних людей, в семье, в обществе и т.д.

Цель уроков по основам безопасности жизнедеятельности :

1. Использование воспитательных возможностей организации урока.

2. Воспитание интереса к учению, к процессу познания (способы создания и поддержания интереса, активизации познавательной деятельности обучающихся).

3. Воспитание сознательной дисциплины (умение учителя показать важность учебно-познавательной деятельности, учебной и трудовой дисциплины).

4. Формирование умений и навыков организации обучающимися своей деятельности (организация самостоятельной работы, соблюдение техники безопасности и гигиенических правил, связанных с осанкой и организацией рабочего места).

5. Воспитание культуры общения (организация общения на уроке, формирования учителем умений слушать, высказывать и аргументировать свое мнение).

6. Формирование и развитие оценочных умений (комментирование оценок учителем, обсуждение оценок с учениками, коллективное оценивание, взаимопроверка и оценивание обучающимися друг друга).

7. Воспитание гуманности (характер отношений «учитель – ученик», регулирование учителем отношений между обучающимися).

8. Использование воспитательных возможностей, обусловленных спецификой учебного предмета.

9. Использование воспитательных возможностей содержания образования (связывание педагогом учебного материала с жизнью, с потребностями учащихся, с общественной с моралью, с актуальными нравственными проблемами).


Тематический план по ОБЖ в 11 класса.


№ п/п

Темы


Модуль воспитательной программы

«Школьный урок»

Кол-во часов

1

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Интегрированный урок по теме «История организации первой медицинской помощи»



Мастер-классы по оказанию первой помощи при различных ранах, поражениях и т.д.

14

2

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Информационный час «Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом».

5

3

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.

Интегрированный урок по теме «История организации первой медицинской помощи»

9

4

Основы воинской службы.

Урок –конференция

 «Дни воинской славы России». 

20

5

Воинская обязанность.

Интерактивная викторина по ОБЖ "Основы воинской службы"


5

6

Особенности военной службы.

Урок по ОБЖ «Памяти поколений - дни воинской славы».


8

7

Военнослужащий — защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил России.

Тематические классные часы «Я гражданин»

4

8

ВУЗы Вооруженных сил.


3

Всего



34


Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс

    • Раздел 1. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Основы здорового образа жизни. 14 ч

      • Урок 1. Правила личной гигиены и здоровья. 2 ч

      • Урок 2. Нравственность и здоровье. 1 ч

      • Урок 3. Психологическое состояние человека. 1 ч

      • Урок 4. Семья и общество. 1 ч

      • Урок 5. Оказание первой медицинской помощи. Раны и кровотечения. 4 ч

      • Урок 6. Ушибы, растяжения, переломы, вывихи. Повязки. 2 ч

      • Урок 7. ПМП при острой сердечной недостаточности. Инсульт. 3 ч

    • Раздел 2. Основы военной службы. 20 ч

      • Урок 1. Войны в истории человечества и России. 1 ч

      • Урок 2. Военная служба – особый вид государственной службы. 1 ч

      • Урок 3. Исполнение обязанностей военной службы. 1 ч

      • Урок 4. Воинская обязанность. 1 ч

      • Урок 5. Военный учет граждан. 1 ч

      • Урок 6. Медицинское освидетельствование граждан. 1 ч

      • Урок 7. Уставы ВС РФ. 2 ч

      • Урок 8.Размещение военнолужащих, рапределение времени и поведневный порядок жизни воинской части.2 ч

      • Урок 9. Воинские звания и знаки отличия. 2 ч

      • Урок 10. Военная форма одежды. 2 ч

      • Урок 11. Прохождение военной службы по контракту. 1 ч

      • Урок 12. Права и ответственность военнослужащих 1 ч

      • Урок 13. Увольнение с военной службы. 1 ч

      • Урок 14. Защита Отечества. Совершенствование мастерства военнослужащих. 1 ч

      • Урок 15. Офицеры РФ. 1 ч

      • Урок 16. Контрольная работа. 1 ч


















Календарно-тематическое планирование по ОБЖ в 11 классе.

под редакцией Смирнова А.Т., Б. О. Хренникова


п/п

Название темы

Кол-во часов

Дата

по плану

Дата

по факту

1.

Правила личной гигиены и здоровья.

2



2.

Нравственность и здоровье.

1



3

Психологическое состояние человека


2



4

Семья и общество


1



5

Оказание первой медицинской помощи. Раны и кровотечения.


2



6

Ушибы, растяжения, переломы, вывихи. Повязки.

2



7

ПМП при острой сердечной недостаточности. Инсульт.


2



8

Травмы груди, живота и таза

1



9

    • Основы военной службы. 20 ч





10

Войны в истории человечества и России

1



11

Военная служба – особый вид государственной службы


1



12

Исполнение обязанностей военной службы

1



13

Воинская обязанность

1



14

Военный учет граждан

1



15

Подготовка граждан к военной службе

1



16

Медицинское освидетельствование

Граждан


1



17

Организация призыва

1



18

Устав ВС РФ

2




19

Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части

1



20

Воинские звания и знаки отличия

1



21

Воинские звания и знаки отличия.


1



22

Военная форма одежды


1



23

Военная форма одежды

1




24

Прохождение военной службы по контракту


1



25

Права и ответственность военнослужащих


1



26

Увольнение с военной службы


1



27

Защита Отечества. Совершенствование мастерства военнослужащих


1



28

Офицеры РФ


1



29

Контрольная работа

1



Итого: 34 час.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!