Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Краснопресненская средняя общеобразовательная школа»
филиал «Ст.-Пшеневская СОШ»
Ковылкинского муниципального района
Республики Мордовия
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО Зам.директора-заведующий Директор МБОУ «Краснопресненская СОШ»
гуманитарного цикла филиалом «Ст.-Пшеневская СОШ» ___________Загороднова Г.Н.
_________Любавина М.А. ___________Ваганова Н.А. Приказ № от
Протокол № 1 от 31 августа 2020 г. « »____________2020 г. « »_____________2020 г.
Рабочая программа
по основам безопасности жизнедеятельности
для 8 класса
Составитель: учитель истори
Любавин А.М.
2020- 2021 учебный год
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 8 классе
Ученик должен знать:
потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности; правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях; соблюдение мер пожарной безопасности в быту и на природе; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности; основные поражающие факторы при авариях на химических и радиационных объектах; правила поведения населения при авариях; классификация АХОВ по характеру воздействия на человека; организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных объектах.
Ученик должен уметь:
предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам; принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций; действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности; пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:
– обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
— подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных;
— оказания первой медицинской помощи пострадавшим.
2. Содержание учебного предмета
Структурно программа курса состоит из трех основных разделов: безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, основы медицинских знаний, основы здорового образа жизни. Актуальность данной программы обусловлена тем, что в последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России, а современную школу стали называть «школой болезней».
Изучение курса, позволяет обучающимся получить систематизированное представление о личном здоровье, здоровом образе жизни, здоровье населения, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Содержание курса включает теорию здорового образа жизни, защиты человека в различных ситуациях, первой медицинской помощи, а также практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, правилам поведения в экстремальных ситуациях (через решение ситуационных задач, практических навыков эвакуации, занятий в игровой форме, изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций).
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности и культура здоровья» направлен на формирование у учащихся активных и сознательных действий в настоящем и будущем, ориентированных на:
- улучшение собственного физического и психического здоровья;
- отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;
- нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью;
- сознательное участие в охране здоровья и формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта;
- адекватное поведение в случае болезни, особенно хронической, направленной
на выздоровление.
Логическим продолжением курса является внеурочная работа, которая включает в себя мероприятия направленные на формирование навыков безопасного поведения и навыков здорового образа жизни, проведение тренировочных эвакуаций по различным вводным.
Раздел I.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ (11 часов)
Тема 1. Пожарная безопасность. (3 часа)
Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние «человеческого фактора» на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.
Тема 2. Безопасность на дорогах. (3 часа)
Причины дорожно-транспортного травматизма. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.
Тема 3. Безопасность на водоемах. (3 часа)
Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.
Тема 4. Экология и безопасность. (2 часа)
Загрязнение окружающей природной среды понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые на защите здоровье населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
Раздел II.
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ
ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА И БЕЗОПАСНОСТЬ (12 часов)
Тема 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия. (9 часов)
Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения.
Потенциально основные объекты экономики. Аварии на радиационных, химически опасных и пожаров – взрывоопасных объектах. Причины их возникновения и возможные последствия. Аварии на гидродинамических объектах. Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Тема 6. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. (3 часа)
Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Организация защиты населения при авариях на радиационных и химически опасных объектах.
Раздел III.
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (12 часов)
Тема 7. Основы здорового образа жизни. (8 часов)
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и безопасность, основные составляющие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества и обеспечения их безопасности. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека. Вредные привычки и их профилактика.
Тема 8. Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи. (4 часа)
Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здорового человека. Средства оказания первой медицинской помощи. Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком.
3. Календарно-тематический план по ОБЖ 8 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата проведения |
план | факт |
1 четверть |
1. | Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни | 11 | | |
1.1 | Пожарная безопасность Пожары в жилых и общественных зданиях, их причина и последствия. | 1 | | |
1.2 | Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения | 1 | | |
1.3 | Права. Обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожаре. | 1 | | |
1.4 | Безопасность на дорогах. Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизм людей. | 1 | | |
1.5 | Организация дорожного движения. Обязанности пешеходов и пассажиров. | 1 | | |
1.6 | Велосипедист – водитель транспортного средства. | 1 | | |
1.7 | Безопасность на водоемах. Безопасное поведение на водоемах в различных условиях. | 1 1 | | |
1.8 | Безопасный отдых на водоемах. | 1 | | |
2 четверть |
1.9 | Оказание помощи терпящим бедствие на воде. | 1 | | |
1.10 | Экология и безопасность. Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека. | 1 | | |
1.11 | Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке. | 1 | | |
2. | Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения | 12 | | |
2.1 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера | 1 | | |
2.2 | Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия. | 1 | | |
2.3 | Обеспечение радиационной безопасности населения | 1 | | |
2.4 | Аварии на химически опасных объектах и их возможнее последствия | 1 | | |
3 четверть |
2.5 | Промежуточный контроль | 1 | | |
2.6 | Обеспечение химической защиты населения | 1 | | |
2.7 | Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия. Обеспечение защиты населения от последствий взрывопожароопасных объектах. | 1 | | |
2.8 | Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия. | 1 | | |
2.9 | Обеспечение защиты населения от аварий на гидротехнических сооружениях | 1 | | |
2.10 | Организация защиты населения от ЧС техногенного характера Организация оповещения населения о ЧС техногенного характера. | 1 | | |
2.11 | Эвакуация населения | 1 | | |
2.12 | Мероприятия по инженерной защите населения от ЧС техногенного характера. | 1 | | |
3. | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.( | 11 | | |
3.1 | Основы здорового образа жизни. Общие понятия о здоровье как основной ценности человека. | 1 | | |
3.2 | Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность. | 1 | | |
3.3 | Репродуктивное здоровье - составляющая здоровья человека и общества. | 1 | | |
4 четверть |
3.4 | Промежуточная аттестация | 1 | | |
3.5 | Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. | 1 | | |
3.6 | Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний | 1 | | |
3.7 | Вредные привычки и их влияние на здоровье. | 1 | | |
3.8 | Профилактика вредных привычек. | 1 | | |
3.9 | Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности | 1 | | |
3.10 | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение | 1 | | |
3.11 | Первая медицинская помощь при отравлении АХОВ и травмах. | 1 | | |
| Итого: | 34 | | |