СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Окружающему миру, 1-4 класс "Планета знаний"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана с ФГОСТ

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Окружающему миру, 1-4 класс "Планета знаний"»

2.2.6.Рабочая программа начального общего образованияпо учебному предмету «Окружающий мир. 1 – 4 классы» ( « Планета знаний»)

  • Планируемые результаты освоения программы по окружающему миру

К концу 1 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У обучающихся будут сформированы:

-ориентация на выполнение основных правил безопасности поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;

- понимание необходимости выполнения правил личной гигиены для сохранения здоровья;

- понимание необходимости бережного отношения к природе;

- адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

- понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;

- понимание Родины, как родного края, родной природы, семьи, друзей;

- понимание своей сопричастности к жизни страны;

- внимательного отношения к красоте окружающего мира, природы своей Родины.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Человек и природа

Обучающиеся научатся:

- называть характерные признаки времён года;

-различать и называть части растений;

- ухаживать за комнатными растениями;

- выполнять правила поведения в природе, узнавать и называть некоторые охраняемые растения и животные;

- различать и называть части тела человека;

- называть органы чувств и рассказывать об их значении;

- приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;

- рассказывать о значении домашних животных в жизни человека;

- приводить примеры представителей разных групп животных(насекомых, рыб, птиц, зверей).

Обучающиеся получат возможность научиться:

- различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;

- характеризовать особенности времён года (состояние неба, тепло или холодно, виды осадков, состояния растений и животных);

- называть основные возрастные периоды жизни человека;

- рассказывать о мире невидимых существ и их роли в распространении болезней:

- называть некоторые отличительные признаки основных групп животных( насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);

- рассказывать о способах движения и питания животных;

- рассказывать об условиях, необходимых для жизни растений и животных;

- различать деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные деревья;

- рассказывать, как развивается растение из семени;

- выращивать растение одним из изученных способов.

Человек и общество

Обучающиеся научатся:

- называть своё имя, отчество, фамилию, дату рождения, домашний адрес;

- выражать приветствие, благодарность, просьбу;

- выполнять элементарные правила личной гигиены, пользоваться предметами личной гигиены;




- рассказывать о профессиях родителей и работников школы;

- проявлять уважительное отношение к окружающим людям;

-выполнять основные правила безопасного поведения, дома, в школе, на улице. В природе и общественных местах;

- приводить примеры видов труда людей;

- узнавать герб и флаг России, называть её столицу;

- различать и называть виды транспорта( наземный, водный, воздушный).

Обучающиеся получат возможность научиться:

- различать виды эмоционального состояния человека;

-воспроизводить гимн России.

Метапредметные

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

-определять последовательность изучения материала опираясь на иллюстрационный ряд «маршрутного листа» (под руководством учителя);

- определять своё продвижение в овладении содержанием курса, что уже усвоено и что предстоит усвоить с опорой на маршрутные листы.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- осуществлять контроль за усвоением учебного материала при выполнении заданий учебника;

- замечать исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников;

- осуществлять взаимопроверку при работе в паре.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

- понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

-называть и различать окружающие предметы и их признаки;

- устанавливать правильную последовательность событий(времён года, месяцев, дней недели, времён суток).

Обучающиеся получат возможность научиться:

- осуществлять поиск информации при выполнении заданий и подготовке проектов;

- сравнивать объекты, выделяя сходства и различия

- группировать различные предметы по заданному признаку.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

- отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

- выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

- высказывать эмоционально – ценностное отношение к природе родного края, к своей семье, здоровому образу жизни;

- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- быть терпимее к другим мнениям учитывать их в совместной работе, приходить к общему решению, работая в паре;

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности( под руководством учителя).

Планируемые результаты

К концу 2 класса

Личностные

У обучающихся будут сформированы:

- положительная мотивация к изучению курса «Окружающий мир»;

- внимательное и бережное отношение к природе родного края, понимание важности соблюдения правил экологической безопасности;

- понимание необходимости правильно вести себя дома, на улице, в гостях;

- понимание значения взаимопомощи в семье;

- способность оценивать свое поведение и поведение других детей в соответствии с нравственными нормами и правилами этикета.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

- положительное отношение к учебе, как к интеллектуальному труду;

- ориентация на соблюдение правил поведения в общественных местах;

- понимания ценности семейных отношений;

- способность ставить себя на место других людей в различных жизненных ситуациях.

Предметные:

Человек и природа

Обучающиеся научатся:

- понимать значение наблюдений, опытов, и измерений для познания мира;

- давать характеристику погоды по результатам наблюдений за неделю;

- приводить примеры приборов и инструментов;

- пользоваться термометром для измерения температуры воздуха, воды и тела человека;

- различать тела природы и изделия;

- приводить примеры тел и веществ;

- приводить примеры источников энергии;

- рассказывать об исследованиях глубин морей и океанов;

- рассказывать об исследованиях космоса;

- называть планеты земной группы: Меркурий, Венеру, Марс;

- рассказывать о нашей планете - Земле, нашей звезде — Солнце, о спутнике Земли — Луне;

- рассказывать о значении камня в жизни человека;

- называть условия необходимые для жизни растений и животных;

- приводить примеры растений и животных разных мест обитания(опушка леса, березового леса, ельника, соснового леса, озера или пруда);

- различать времена года по характерным признакам(по продолжительности дня, положению солнца на небосклоне, температуре воздуха, виду осадков, состоянию растений и животных);

- сравнивать результаты наблюдений за природой в разные времена года.

Обучающиеся получат возможность научиться:

-рассказывать о некоторых ученых и изобретателях;

- приводить примеры источника звука и объяснять вред шума;

- рассказывать о путешествии как способе познания мира, о великих географических открытиях;

- называть планеты Солнечной системы;

-отличать планету от звезды;

- показывать на глобусе материки и океаны;

- приводить примеры веществ в разных состояниях(твердом, жидком, газообразном);

- рассказывать об использовании электрической энергии;

- рассказывать о значении звука, света, цвета в жизни человека;

- понимать, что такое окружающий среда;

- приводить примеры разнообразия условий жизни растений и животных (опушка леса, березовый лес, ельник, сосновый лес, озеро или пруд);

- приводить примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни и некоторых взаимосвязей в живой природе;

- рассказывать о влиянии деятельности человека на живую природу;

- проводить наблюдения и опыты с использованием простейших приборов и инструментов.

Человек и общество

Обучающиеся научатся:

- выполнять правила безопасного обращения с электроприборами;

- понимать значение науки и труда в жизни общества;

- рассказывать о некоторых знаменитых путешественниках, значении их открытий в жизни общества.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- понимать, что часть общества и часть природы;

осознавать то, что в обществе люди зависят друг от друга;

- рассказывать об условиях, необходимых для полноценного развития человека(общение, познания);

- понимать значение искусства как способа познания мира.

Метапредметные

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

- понимать свое продвижение в овладении содержанием курса 2 класса;

- понимать цель выполняемых действий, ставить учебную задачу под руководством учителя;

-намечать план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности под руководством учителя

- следовать при выполнении заданий инструкциям учителя;

- проводить наблюдения и опыты по предложенному плану;

- оценивать правильность выполнения заданий;

- осуществлять само и взаимопроверку работ, корректировать выполнения задания;

- оценивать задания по следующим параметрам: выполнено полностью или частично, в чем проявилась сложность выполнения.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- развивать и тренировать свою наблюдательность;

- ставить цели проведения наблюдений и опытов;

- осуществлять контроль при проведении наблюдений и опытов;

Ус.4-5- планировать собственное участие в проектной деятельности( с опорой на шаблон в рабочей тетради).

Познавательные

Обучающиеся научатся:

- фиксировать результаты наблюдений в дневнике наблюдений с помощью условных знаков;

- понимать информацию. Представленную в таблицах и схемах на страницах учебника;

- понимать значение справочников, словарей, энциклопедий;

- пользоваться справочником, помещенным в учебнике;

- понимать значение знаков и символов в жизни общества

Обучающиеся получат возможность научиться:

- пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями для поиска информации при подготовке проекта;

- осуществлять описание объектов природы;

- сравнивать и группировать объекты природы по заданным признака;

- устанавливать некоторые причинноследственные связи изменений в погоде;

- обобщать результаты наблюдений за погодой, делать простые выводы.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

- сотрудничать с одноклассниками при выполнении игровых заданий;

- понимать и передавать содержание прочитанных текстов;

- слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения ставить вопросы друг другу, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- высказывать свое мнение при обсуждении различных жизненных ситуаций;

- соблюдать в повседневной жизни основные нормы речевого этикета и правила общения( приветствовать, общаться, благодарить, поздравлять);

- сотрудничать со сверстниками и взрослым

Планируемые результаты

к концу 3 класса

Личностные

У обучающихся будут сформированы:

- понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;

- ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и природы;

- ориентация на выполнение правил здорового образа жизни на основе знаний об организме человека;

- осознание своей этнической принадлежности;

- восприятие историко

- чувство гордости за свою Родину.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

- осознание себя как гражданина России;

- уважение к истории и культуре народов, населяющих Россию;

- понимание влияния эмоций на здоровье человека и необходимости управлять своими эмоциями.

Предметные:

Человек и природа

Обучающиеся научатся:

- приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе;

- объяснять, что такое экология;

- понимать, что такое горизонт, линия горизонта;

- называть основные и промежуточные стороны горизонта;

- находить стороны горизонта по Солнцу и компасу;

- объяснять, что такое явление природы, приводить при меры явлений природы;

- рассказывать о трех состояниях воды в природе и пере ходе воды из одного состояния в другое, круговороте воды в природе;

- устанавливать с помощью опытов легко определяемые свойства воды, воздуха, горных пород и почвы;

- характеризовать различные водные объекты (родник, озеро, река, пруд, водохранилище, море, океан);

- объяснять, как возникают облака, туман, изморозь, ветер;

- рассказывать о значении воды, воздуха, горных пород и почвы в жизни человека, необходимости их охраны и рационального использования; • характеризовать органы растений и животных и их значение;

- характеризовать особенности движения, питания, дыхание размножения и развития животных;

- различать основные группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые) и животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);

- приводить примеры взаимосвязей между компонентами неживой и живой природы;

- рассказывать о влиянии человека на живую природу и необходимых мерах ее охраны;

- характеризовать важнейшие системы органов человека и их функции;

- выполнять основные правила личной гигиены;

- проводить простейшие опыты с растениями и фиксировать их результаты.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- различать существенные и несущественные признаки;

- приводить примеры физических и химических явлений природы;

- рассказывать об использовании энергии воды и ветра;

- рассказывать о четырех царствах живой природы;

- рассказывать о строении листовых и цветочных почек, цветка и семени;

- рассказывать о грибах и бактериях и их значении в при роде и жизни человека;

- объяснять особенности питания и дыхания растений;

- характеризовать условия прорастания семян;

- рассказывать о предках культурных растений и домашний животных;

- приводить примеры взаимосвязей в неживой и живой природе;

- выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания.

Человек и общество

Обучающиеся научатся:

- характеризовать территории расселения народов нашей страны на основе исторической карты;

- рассказывать, используя карту, о природных условия, в которых живут народы нашей страны;

- описывать устройство города, жизнь и быт горожан;

- различать символы государства;

- показывать на политической карте РФ столицу России — город Москву;

- описывать государственные награды, рассказывать об их происхождении;

- характеризовать главный закон страны;

- рассказывать об устройстве нашего государства;

- раскрывать основные права и обязанности ребенка.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- узнавать об обычаях и традициях своего народа;

приводить примеры традиций и обычаев;

- устанавливать связи между традициями народа и хозяйственной деятельностью региона; -рассказывать об истории возникновения своего города (села); рассказывать о памятниках культуры своего го рода, села, края;

- рассказывать о символах своего города; раскрывать взаимосвязь символики с хозяйственной, политической и культурной жизнью города;

- объяснять историю происхождения и развития основных символов государства;

- приводить примеры подвигов и личных поступков людей, которые отмечены государственными наградами.

Метапредметные

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

- понимать цель познавательной деятельности;

- планировать свои действия при выполнении заданий учебника;

- осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- самостоятельно планировать свои действия при выполнении учебных заданий;

- самостоятельно осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий; - ставить цель собственной познавательной деятельности и планировать ее (в рамках проектной деятельности).

Познавательные

Обучающиеся научатся:

- доказывать то или иное свойство изучаемого объекта путем постановки несложных опытов; - сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам;

- находить необходимую информацию в учебнике;

- получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;

- моделировать процессы развития растений и животных по заданиям учебника и рабочих тетрадей;

- понимать информацию, представленную на исторической карте.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- получать дополнительную информацию по изучаемой теме, пользуясь справочной литературой;

- самостоятельно моделировать некоторые природные процессы.

- ориентироваться на «ленте времени»; указывать хронологические рамки и периоды основных исторических процессов;

- устанавливать причинноследственные связи между историческими событиями и их

последствиями (под руководством учителя)

- сравнивать исторические события.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

- выполнять парные и групповые задания в классе и на экскурсиях;

- совместно проводить опыты, обсуждая их результаты и делая выводы.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- распределять обязанности и контролировать друг друга при выполнении учебных заданий и проектов.

Планируемые результаты

к концу 4 класса


Личностные

У обучающихся будут сформированы:

- положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;

- способность к самооценке;

- осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие;

- знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение;

- понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе;

- чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;

- понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье;- умение оценивать трудность предлагаемого задания;

- адекватная самооценка;

- чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;- установка на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении;- осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы;- осознанное положительное отношение к культурным ценностям;

- основы экологической культуры;-

- уважительное отношение к созидательной деятельности человека на благо семьи, школы, страны;

- целостное представление о природе и обществе как компонентах единого мира.

Предметны

Человек и природа

Обучающиеся научатся:

- проводить самостоятельно наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы; фиксировать результаты;

- давать характеристику погоды (облачность, осадки, температура воздуха, направление ветра) по результатам наблюдений за неделю и за месяц;

- различать план местности и географическую карту;

- читать план с помощью условных знаков;

- различать формы поверхности суши (равнины, горы, холмы, овраги), объяснять, как Солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши, как изменяется поверхность суши в результате деятельности человека;

- показывать на карте и глобусе материки и океаны, горы,

- равнины, моря, крупные реки, границы России, некоторые города России;

- приводить примеры полезных ископаемых и доказывать

- необходимость их бережного использования;

- объяснять, что такое природное сообщество, приводить

- примеры признаков приспособленности организмов к условиям жизни в сообществах, некоторых взаимосвязей

- между обитателями природных сообществ, использования природных сообществ и мероприятий по их охране;

- характеризовать особенности природы своего края: формы поверхности, важнейшие полезные ископаемые, водоёмы, почву, природные и искусственные сообщества;

- рассказывать об использовании природы своего края и её охране;

- устанавливать связи между объектами и явлениями природы (в неживой природе, между неживой и живой природой, в живой природе, между природой и человеком);

- рассказывать о форме Земли, её движении вокруг оси и Солнца, об изображении Земли на карте полушарий;

- объяснять, что такое природные зоны, характеризовать

- особенности природы и хозяйственной деятельности человека в основных природных зонах России, особенности природоохранных мероприятий в каждой природной зоне;

- выполнять правила поведения в природе.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- рассказывать о грозных явлениях природы, объяснять зависимость погоды от ветра;

- предсказывать погоду по местным признакам;

- характеризовать основные виды почв;

- характеризовать распределение воды и суши на Земле;

- объяснять, что такое экосистема, круговорот веществ в природе, экологическая пирамида, защитная окраска животных;

- приводить примеры приспособленности растений природных сообществ к совместной жизни;

- объяснять причины смены времён года;

- применять масштаб при чтении плана и карты;

- отмечать на контурной карте горы, моря, реки, города и другие географические объекты;

- объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком;

- давать оценку влиянию деятельности человека на природу;

- определять причины положительных и отрицательных изменений в природе в результате хозяйственной деятельности человека и его поведения;

- делать элементарные прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;

- участвовать в мероприятиях по охране природы.


Человек и общество

Обучающиеся научатся:

  • различать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн); показывать на карте границы Российской Федерации;

  • различать права и обязанности гражданина, ребёнка;

  • описывать достопримечательности столицы и родного края; показывать их на карте;

  • описывать основные этапы развития государства (Древняя Русь, Московское царство, Российская империя, Российское государство);

  • называть ключевые даты и описывать события каждого этапа истории (IX в. — образование государства у восточных славян; 988 г. — крещение Руси; 1380 г. — Куликовская битва; 1613 г. — изгнание иностранных захватчиков из Москвы, начало новой династии Романовых; 1703 г. — основание Санкт-Петербурга; XVIII в. —создание русской армии и флота, новая система летоисчисления; 1755 г. — открытие Московского университета; 1812 г. — изгнание Наполеона из Москвы; 1861 г. — отмена крепостного права; февраль 1917 г. — падение династии Романовых; октябрь 1917 г. — революция;

  • 1922 г. — образование СССР; 1941–1945 гг. — Великая Отечественная война; апрель 1961 г. — полёт в космос Гагарина; 1991 г. — распад СССР и провозглашение Российской Федерации суверенным государством);

  • соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком; соотносить дату исторического события с «лентой времени»;

  • находить на карте места важнейших исторических событий российской истории;

  • рассказывать о ключевых событиях истории государства;

  • рассказывать об основных событиях истории своего края.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • описывать государственное устройство Российской Федерации, основной положения Конституции;

  • сопоставлять имена исторических личностей с основными этапами развития государства (князь Владимир, Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван III, Иван IV, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, царь Алексей Михайлович, император Пётр I, Екатерина II, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, М.В. Ломоносов, М.И. Кутузов, Александр II, Николай II, В.И. Ленин, И.В. Сталин, маршал Г.К. Жуков, действующий президент РФ);

  • характеризовать основные научные и культурные достижения своей страны;

  • описывать культурные достопримечательности своего края.


Метапредметные


Регулятивные

Обучающиеся научатся:

  • принимать и сохранять цель познавательной деятельности;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

  • осуществлять пошаговый и итоговый контроль;

  • осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.


Познавательные

Обучающиеся научатся:

  • находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;

  • понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты;

  • использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений;

  • осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков;

  • проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам;

  • устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе;

  • обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы;

  • выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;

  • устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя);

  • сравнивать исторические события, делать обобщения.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • моделировать цепи питания и схему круговорота веществ в природе;

  • сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания;

  • сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий;

  • устанавливая причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии;

  • сравнивать исторические и литературные источники;

  • строить логическую цепочку рассуждений на основании исторических источников;

  • собирать краеведческий материал, описывать его.


Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

• сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очередность действий, осуществлять взаимопроверку.

Обучающиеся получат возможность научиться:

распределять обязанности при работе в группе;

учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение.


2. Содержание учебного предмета, курса

1 класс: (66часов)

Раздел «Пришла пора учиться» (13 часов)

Что изучает предмет «Окружающий мир».

Ты и твоё имя. Ты учишься в школе. Устройство школьного здания. Занятия в школе. Правила поведения в школе. Профессии работников школы. Взаимоотношение учитель — ученик, ученик — ученик. Необходимость бережного отношения к школьному имуществу.

Во дворе школы. Устройство школьного двора. Дорога в школу. Основные правила безопасного поведения на улице.

Твой распорядок дня.

Экскурсия по школе, экскурсия в школьный музей, экскурсия на пришкольный участок.

Раздел «Человек» (13 часов)

Как развивается человек: младенец, дошкольник, младший школьник, подросток, взрослый, старый. Основные особенности каждого возрастного периода.

Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств человека: глаза, нос, уши, язык, кожа и их значение.

Человеку важно быть здоровым. Основные части тела человека: голова, шея, туловище, руки, ноги.

Элементарные правила гигиены. Осанка. Основные условия здорового образа жизни: правильное питание, соответствующая погоде одежда, закаливание, занятия физкультурой и спортом. Предупреждение инфекционных заболеваний.

Эмоциональное состояние от восприятия явлений окружающего мира: грусть, веселье, злость, испуг, спокойствие, удивление и т.п. Способность замечать эмоциональное состояние окружающих людей, сопереживать им. Первые представления о самонаблюдении и самоконтроле. Значение внимательности и наблюдательности в жизни человека.

Раздел «Природа в жизни человека» (21 час)

Природа живая и неживая. Явления природы. Первые представления о воде и воздухе.

Времена года. Временные периоды: год, месяц, неделя, сутки. Общее представление о сезонных ритмах. Особенности погоды в разные времена года. Сезонные изменения в жизни растений и животных.

Мир растений. Строение растения (на примере цветкового):корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения.

Ядовитые растения.

Как развивается растение. Условия жизни растений: свет, тепло, вода, воздух, почва. Комнатные растения, уход за ними. Значение комнатных растений в жизни человека.

Мир животных. Где живут животные. Строение и многообразие животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Движение и питание животных. Дикие и домашние животные. Уход за домашними животными. Значение домашних животных в жизни человека.

Необходимость бережного отношения к растениям и животным. Редкие растения и животные, их охрана. Красная книга.

Экскурсия в ближайший сквер(изменения в природе - зима),

Раздел «Человек среди людей» (17часов)

Наша страна — Россия. Столица, герб, флаг, гимн. Представление о народах, населяющих нашу страну.

Дом, домашний адрес. Общее представление о городе и селе. Как строят дома.

Семья, её состав. Статус ребёнка в семье(сын, дочь, внук, внучка, брат, сестра). Родственные связи. Внимательное и заботливое отношение членов семьи друг к другу, обязанности членов семьи, профессии родителей. Отдых в семье. Основные правила безопасного поведения дома.

Основные формы культурного поведения в обществе: приветствие, Выражение благодарности, умение высказать просьбу, умение вести себя за столом, дома и в гостях, в транспорте и общественных местах.

Экскурсии в парк им. Гагарина (изменения в природе весна)

2 класс (68часов)

Как люди познают мир(16ч)

Первые представления о науке как способе познания мира. Люди науки — ученые, разнообразие их профессий.

Наблюдения, опыты, измерения, фиксация результатов. Общее представление о приборах и инструментах. Измерение температуры воздуха и воды при помощи термометра, определение времени по ночам. Организация наблюдений за сезонными изменениями в природе.

Знакомство с источниками информации: энциклопедия, словари, справочники. Значение и использование символов и знаков человеком.

Искусство как способ познания мира.

Мы живем на планете Земля (15ч)

Первые представления о космосе: звезды, созвездия, планеты. Солнечная система. Наша планета Земля. Первые представления о форме Земли. Спутник Земли — Луна. Глобус — модель Земли. Материки и океаны. Вращение Земли вокруг оси, смена дня и ночи. Космические исследования: наблюдения за планетами и звездами с помощью приборов; искусственные спутники Земли; первый полет человека в космос. Как человек изучал земной шар: некоторые географические открытия, исследование морей и океанов.

Природа вокруг нас (24ч)

Первые представления о телах и веществах: твердых, жидких, газообразных; энергии, свете, цвете и звуке в природе и жизни человека. В мире камня. Знакомство с разнообразием и использованием камня человеком. Красота камня. Общее представление об окружающей среде. Разнообразие условий жизни растений и животных на суше и в воде. Растения и животные — обитатели суши, их приспособленность к условиям жизни на примере леса.

Растения и животные — обитатели водоемов, признаки их приспособленности к условиям жизни. Общее представление о взаимосвязях между растениями и животными в природе. Влияние человека на живую природу, необходимость бережного отношения к природе.

Люди вокруг нас(13ч)

Первые представления о человеке как о социальном существе: человек — член общества.

Роль общения с другими людьми в развитии человека. Роль труда в жизни человека и общества. Значение совместного труда в обществе. Семья — ячейка общества. Состав семьи, бюджет, деньги. Распределение обязанностей в семье. Посильная помощь детей другим членам семьи. Этика и культура поведения человека в обществе. Поведение дома, на улице, в гостях. Нежелательные привычки, их преодоление. Освоение правил поведения в обществе.

Экскурсии: в лиственный лес, хвойный лес, к водоему.

3 класс (68 ч)

Природа вокруг нас (8 ч)

Окружающая человека среда. Экология — наука о взаимодействии человека и всех других живых существ с окружающей средой. Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование по Солнцу,, компасу и местным признакам. Разнообразие явлений природы, физические и химические явления. Тела и вещества, их свойства. Первые представления о строении вещества.

Вода, воздух, горные породы и почва (16 ч)

Три состояния воды. Свойства воды в жидком состоянии: текучесть, прозрачность, цвет, запах, вкус, теплопроводность, способность растворять другие вещества. Свойства снега и льда. Свойства воды в газообразном со стоянии. Вода в природе: родники, водные объекты (озеро, река, море, океан — естественные водные объекты; пруд, водохранилище— искусственные). Облака, роса, туман, иней, изморось. Круговорот воды в природе. Значение воды в жизни человека. Энергия падающей воды. Необходимость рационального использования воды, ох рана воды от загрязнения. Воздух — необходимое условие жизни. Состав воздуха: азот, кислород, углекислый газ. Примеси в воздухе. Свойства воздуха: занимает место, не имеет цвета и запаха, плохо проводит тепло, сжимаем и упруг, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается. Ветер. Использование энергии ветра человеком. Загрязнение воздуха дымом, пылью, другими газами. Необходимость охраны воздуха от загрязнения. Горные породы, их разнообразие: твердые, жидкие, газообразные. Горные породы как полезные ископаемые. Некоторые доступные для наблюдения свойства полезных ископаемых: песка, глины, гранита, известняка. Использование важнейших полезных ископаемых человеком. Добыча и охрана полезных ископаемых. Почва и ее состав: перегной, песок, глина, вода, воздух. Главное отличие почвы от горной породы — плодородие. Как образуется почва. Значение и охрана почвы.

О царствах живой природы (16 ч)

Четыре царства живой природы — растения, животные, грибы, бактерии. Отличие живых существ от тел неживой природы. Основные среды обитания живых существ: наземновоздушная, водная, почвенная, другие живые существа. Первые представления о растении как организме. Органы растения: корень, побег, цветок и плод, их значение в жизни растения. Вещества, из которых состоит растение. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Как человек научился выращивать растения. Предки культурных растений. Питание и дыхание растений. Испарение воды листьями растений. Размножение растений. Расселение плодов и семян. Развитие растений из семени. Значение растений в природе и жизни человека. Влияние деятельности человека на мир растений. Редкие и исчезающие растения своей местности. Охрана растений. Первые представления об организме животного. Отличие животных от растений. Разнообразие животных: черви, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Как человек приручил животных. Наши домашние животные и их предки. Как животные воспринимают окружающий мир. Передвижение, дыхание, питание, размножение и развитие животных. Значение животных в природе и жизни человека. Необходимость бережного отношения к животным. Меры по ох ране животных. Грибы, особенности их строения и разнообразие. Значение грибов в природе и жизни человека. Бактерии, их значение в природе и жизни человека.

Человек (10 ч)

Человек — часть живой природы. Общее представление об организме человека. Отличие человека от животных. Окружающая среда и здоровье человека. Кожа. Гигиена кожи. Первая помощь при ранениях, ушибах, ожогах, обморожении. Скелет, его значение для организма. Осанка и здоровье. Как сохранить правильную осанку. Мышцы. Работа мышц. Значение физической культуры и труда для укрепления мышц. Кровеносная система, ее значение. Необходимость укрепление органов кровообращения. Дыхательная система. Гигиена дыхания. Предупреждение простудных заболеваний. Пищеварительная система, ее значение. Гигиена питания. Зубы и уход за ними. Выделение. Значение удаления из организма ненужных и вредных продуктов жизнедеятельности. Органы чувств, их значение и гигиена. Нервная система, ее значение в организме человека. Гигиена нервной системы. Эмоции и темперамент.

Человек в обществе (18 ч)

Народы, живущие на территории России. Национальные обычаи, традиции. Города России. История возникновения. Имя города, символы города. История города в памятниках и достопримечательностях. Москва — столица России. Герб Москвы. Москва в исторических памятниках. Государственные символы России. История происхождения герба, флага, гимна. Государственные награды. Основной закон страны. Конституция. Права и обязанности ребенка. Как устроено наше государство. Органы власти. Экскурсии: ориентирование на местности, знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы, изучение влияния деятельности человека на природу.

4 класс (68 ч)

Наш край 22 ч

Значение природных условий края для жизни и деятельности людей.

Погода: температура воздуха, облачность, осадки, ветер.

Изменчивость погоды. Предсказание погоды.

Вид местности. Рисунок местности, план местности, карта местности. Масштаб и условные знаки. Из истории создания карт.

Формы поверхности суши: равнина, гора, холм, долина, овраг, балка. Изменение форм поверхности суши в результате естественного разрушения горных пород.

Формы поверхности суши, созданные человеком: карьер, отвалы, насыпь, курган.

Полезные ископаемые нашего края. Их значение в жизни человека.

Почвы нашего края, их виды. Охрана почв.

Природные сообщества: луг, лес, водоём. Разнообразие организмов в сообществах, их приспособленность к условиям.

Жизни и взаимосвязи. Влияние деятельности человека на природные сообщества, их рациональное использование и охрана.

Искусственные сообщества: поле и сад. Выращивание зерновых, овощных, технических, плодовых и ягодных растений. Животные искусственных сообществ, их связь с растениями. Уход за искусственными сообществами — условие их существования.

Экскурсии: в смешанный лес, к водоёму, на луг или в поле.


Наша Родина на планете Земля 12 ч

Форма и размеры Земли. Карта полушарий. Материки и океаны.

Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Тепловые пояса.

Распределение света и тепла — основная причина разнообразия условий жизни на Земле.

Путешествие по материкам: пустыня Африки, экваториальные леса Южной Америки, Антарктида, Австралия, Евразия.

Наша Родина на карте. Формы поверхности России: равнины, горы. Основные водоёмы России: реки, озера, моря.

Некоторые крупные города России.

Основные природные зоны России: зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степи. Особенности природных условий в каждой зоне, разнообразие организмов, их приспособленность к условиям жизни и взаимосвязи.

Зависимость жизни и деятельности людей от природных условий каждой зоны. Влияние деятельности человека на природные зоны. Охрана природы в каждой природной зоне.

Основные экологические проблемы России. Причины нарушения природного равновесия и пути преодоления сложившейся ситуации.

Международное сотрудничество по охране природы. Ответственность людей за будущее планеты Земля.

История нашей Родины 28 ч

Что изучает история. Источники знаний о прошлом (былины, легенды, летописи, находки археологов). История на карте.

История Отечества. Знакомство с основными этапами и

событиями истории государства.

Древняя Русь. Образование государства. Крещение Руси.

Культура, быт и нравы древнерусского государства.

Российское государство в XIII—XVII вв.

Нашествие монголо-татар. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Александр Невский. Объединение земель вокруг Москвы. Иван III. Конец ордынского ига. Грозный царь Иван IV.

Смутное время на Руси. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Начало династии Романовых. Культура, быт и нравы государства в XIV—XVII вв. Российское государство в XVIII—XIX вв.

Пётр I — царь-реформатор. Строительство Петербурга. Создание русского флота. Быт и нравы Петровской эпохи. Правление Екатерины I. Жизнь дворян, крепостных

крестьян. Военные успехи: А.В. Суворов и Ф.Ф. Ушаков.

Культура, быт и нравы Екатерининской эпохи. М.В. Ломоносов и создание первого университета.

Правление Александра I. Война с Наполеоном. Бородинское сражение. Полководец М.И. Кутузов.

Реформы в России, отмена крепостного права. Александр II — царь-освободитель. Культура, быт и нравы в России XIX в.

Россия в XX в. Революция в России и свержение самодержавия. Жизнь

и быт людей в 20—30-е годы.

Великая Отечественная война (1941—1945). Крупнейшие битвы Великой Отечественной войны. Тыл в годы войны.

Основные вехи развития России во 2-й половине XX века.

Основные достижения страны в науке и культуре. Изменения в быту и повседневной жизни. Ближние и дальние соседи России.



Национальные, региональные и этнокультурные особенности 1 класс

п/п

урока

Тема урока

Содержание учебного материала, учитывающего национальные, региональные и этнокультурные особенности

Раздел: пришла пора учиться

1

3

Что такое окружающий мир

Экскурсия по школе. Ус.4-5/диск/

2

5

Экскурсия « Во дворе школы»

Экскурсия на пришкольный участок

У. с.14-15

3

7

Экскурсия « Вот и лето прошло»

Экскурсия в школьный музей /диск/

4

9

Экскурсия « Дорога в школу»

Экскурсия на прикольный участок, знакомство с перекрестком. У.с.6 - 7

/диск/

5

12

Экскурсия « Осень»

Экскурсия на школьный двор для наблюдения объектов окружающего мира и сбора природного материала

Раздел: природа в жизни человека

6

30

Экскурсия «Зима»

Экскурсия на пришкольный участок.

У. с.19,26-27

7

36

Деревья, кустарники, травы.

Прогулка на пришкольный участок для наблюдения лиственных и хвойных деревьев, кустарников и травянистых растений /диск/

8

41

Насекомые, птицы, рыбы, звери.

Птицы Челябинской области

У. с.46-47 Кн/ч с.68-70 /диск/

9

42

Насекомые, птицы, рыбы, звери.

Насекомые и рыбы Челябинской области У. с.48-49/диск/

10

43

Жизнь животных.

Животные Челябинской области

У. с. 50-51/диск/

11

45

Домашние животные.

Беседа по итогам экскурсии в Челябинский зоопарк Кн/ч с.70-72, 66-67 /диск/

12

46

Береги природу, человек!

Красная книга растений и животных Челябинской области У. с.44-45,52-55 Кн/ч с.48,59-62 /диск/

Раздел: человек среди людей

13

49

Наша Родина

Беседа по итогам обзорной экскурсии по городу У. с.60-67 /диск/

14

56

Экскурсия в природу «Весна».

Экскурсия на пришкольный участок

У. с.68-79 /диск/

2 класс

п/п

урока

Тема урока

Содержание учебного материала, учитывающего национальные, региональные и этнокультурные особенности

Раздел: Как люди познают мир

1

4

Экскурсия в лес

Экскурсия на пришкольный участок

2

5

Экскурсия к водоему

Беседа по итогам экскурсия на реку Миасс Кн/ч с.33-35 /диск/

3

13

Осень.

Экскурсия на пришкольный участок. Учебник Окружающий мир Моя малая Родина У. с.31-35 /диск/

Раздел: Мы живем на планете Земля

4

19

Солнечная система.

Экскурсия в передвижной планетарий

5

31

Зима. Экскурсия. Наблюдения за зимними изменениями в природе

Экскурсия на пришкольный участок.

У. с.31-35/диск/ Кн/ч с.31-43

Раздел: Природа вокруг нас

6

42

В мире камня.

Экскурсия в минералогический музей.

У. с.56-62 /диск/ Кн/ч с.19-26

7

45

В мире живо природы. На опушке.

Учебник Окружающий мир «Моя малая Родина» У. с.72-77/диск/

8

47

В березовой роще

У. с.72-77/диск/ Кн/ч с.45-46

9

49

В ельнике

У. с.72-77/диск/ Кн/ч с.41-43

10

51

У лесного озер

У. с.89-91/диск/

11

53

В сосновом лесу

У. с.72-77/диск/ Кн/ч с.43-45

12

54

Берегите лес

У. с.72-77/диск/

13

55

Весна. Экскурсия. Наблюдения за весенними изменениями в природе

Экскурсия на пришкольный участок

У. с.31-35/диск/ Кн/ч с.12-13

14

68

Лето. Экскурсия. Наблюдения за летними изменениями в природе

Экскурсия на пришкольный участок

У. с.31-35/диск/ Кн/ч с.12-13


3 класс

п/п

урока

Тема урока

Содержание учебного материала, учитывающего национальные, региональные и этнокультурные особенности

Раздел: Природа вокруг нас

1

2

Экскурсия «Знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы»

Экскурсия на пришкольный участок

У. с.103-104 /диск/ Кн/ч с.8-11

2

3

Экскурсия «Изучение влияния деятельности человека на природу»

Беседа по итогам экскурсии в парк им. Гагарина /диск/ Кн/ч с.73-74

3

6

Экскурсия «Ориентирование на местности»

Беседа по итогам экскурсии «Экологическая тропа» в Шершневский бор /диск/

Раздел Вода ,воздух, горные породы и почва

4

13

Водные объекты (река, озеро, море, пруд, водохранилище)

У. с.51-55/диск/

5

16

Использование и охрана воды.

У. с.116-118 /диск/ Кн/ч с.28-34

6

20

Охрана воздуха

У. с.116-118 /диск/ Кн/ч с.25

7

21

Горные породы

У. с.56-62 /диск/ История Урала с.68-71

8

23

Использование, добыча и охрана полезных ископаемых

У. с.56-62 /диск/Кн/ч с.19-36

9

24

Почва

У. с.63-71 /диск/ Кн/ч с.35-37

Раздел: О царствах живой природы

10

31

Охрана растений. Экскурсия в оранжерею

Беседа по итогам экскурсии в оранжерею У. с.116-124 /диск/ Кн/ч с.48-52

11

39

Охрана животных.

У. с.116-124 /диск/

Раздел : Человек в обществе

12

51

Народы нашей страны.

Народы населяющие Южный Урал

У. с.11, 109-115 История Урала с.29-42

13

57

Улицы города.

Доклады об улицах, названных в честь земляков — героев.

14

60

Экскурсия «Улицы и памятные места родного го рода

Обзорная экскурсия по родному городу. У. с.12-19 /диск/


4 класс

п/п

урока

Тема урока

Содержание учебного материала, учитывающего национальные, региональные и этнокультурные особенности

Раздел: Наш край

1

3

Экскурсия в смешанный лес

У. с.72-78 /диск/

2

4

Экскурсия на луг или в поле

У. с.78-81 /диск/

3

5

Наша местность на плане и карте

У. с.4-5 /диск/ Кн/ч с.6-7

4

11

Изменения в нашем крае.


5

13

Почвы в Уральском регионе

У. с.63-71 /диск/ Кн/ч с.35-37

6

18

Водоемы нашего края.

У. с.51-55/диск/

7

21

Сад

У. с.105-106 /диск/

Раздел: Наша Родина на планете Земля

8

28

Карта России. Уральские горы

У. с.49-51, У. с.8-11

9

32

Степи. Природная зона нашего края.

У. с. 81-86 /диск/

Раздел: История нашей Родины ( Московское царство)

10

42

Как жили люди на Руси в XIV—XVI веках. Жизнь людей на нашей на территории Южного Урала.

Беседа по итогам экскурсии в краеведческий музей

«История Урала» с. 12-18, У.с.12-16

11

51

Отмена крепостного права.

Отмена крепостного права в нашем крае.

«История Урала» с.39-42 /диск/

История нашей Родины (Российское государство)

12

58

Великая Отечественная война. Южный Урал и его роль в войне.

Экскурсия в школьный музей

«История Урала» с.92-96 /диск/

13

63

Города Урала и Сибири. Города Южного Урала

У. с. 20-25 /диск/



  • Тематическое планирование


1 класс

Тема раздела (количество часов)

Содержание учебного предмета

Пришла пора учиться (13ч)

Что изучает предмет «Окружающий мир».Ты и твоё имя. Ты учишься в школе. Устройство школьного здания. Занятия в школе. Правила поведения в школе. Профессии работников школы. Взаимоотношение учитель — ученик, ученик — ученик. Необходимость бережного отношения к школьному имуществу.

Во дворе школы. Устройство школьного двора. Дорога в школу. Основные правила безопасного поведения на улице.

Твой распорядок дня.

Экскурсия по школе, экскурсия в школьный музей, экскурсия на пришкольный участок

Человек (13ч)

Как развивается человек: младенец, дошкольник, младший школьник, подросток, взрослый, старый. Основные особенности каждого возрастного периода.

Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств человека: глаза, нос, уши, язык, кожа и их значение.

Человеку важно быть здоровым. Основные части тела человека: голова, шея, туловище, руки, ноги.

Элементарные правила гигиены. Осанка. Основные условия здорового образа жизни: правильное питание, соответствующая погоде одежда, закаливание, занятия физкультурой и спортом. Предупреждение инфекционных заболеваний.

Эмоциональное состояние от восприятия явлений окружающего мира: грусть, веселье, злость, испуг, спокойствие, удивление и т.п. Способность замечать эмоциональное состояние окружающих людей, сопереживать им. Первые представления о самонаблюдении и самоконтроле. Значение внимательности и наблюдательности в жизни человека.

Человек среди людей (17ч)

Наша страна — Россия. Столица, герб, флаг, гимн. Представление о народах, населяющих нашу страну.

Дом, домашний адрес. Общее представление о городе и селе. Как строят дома.

Семья, её состав. Статус ребёнка в семье(сын, дочь, внук, внучка, брат, сестра). Родственные связи. Внимательное и заботливое отношение членов семьи друг к другу, обязанности членов семьи, профессии родителей. Отдых в семье. Основные правила безопасного поведения дома.

Основные формы культурного поведения в обществе: приветствие, Выражение благодарности, умение высказать просьбу, умение вести себя за столом, дома и в гостях, в транспорте и общественных местах.

Экскурсии в парк им. Гагарина (изменения в природе весна)


Природа в жизни человека (21ч)

Природа живая и неживая. Явления природы. Первые представления о воде и воздухе.

Времена года. Временные периоды: год, месяц, неделя, сутки. Общее представление о сезонных ритмах. Особенности погоды в разные времена года. Сезонные изменения в жизни растений и животных. Мир растений. Строение растения (на примере цветкового):корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Ядовитые растения.

Как развивается растение. Условия жизни растений: свет, тепло, вода, воздух, почва. Комнатные растения, уход за ними. Значение комнатных растений в жизни человека.

Мир животных. Где живут животные. Строение и многообразие животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Движение и питание животных. Дикие и домашние животные. Уход за домашними животными. Значение домашних животных в жизни человека.

Необходимость бережного отношения к растениям и животным. Редкие растения и животные, их охрана. Красная книга. Экскурсия в ближайший сквер(изменения в природе - зима),


2 класс

Тема раздела (количество часов)

Содержание учебного предмета

Как люди познают мир (16ч)

Первые представления о науке как способе познания мира. Люди науки — ученые, разнообразие их профессий.

Наблюдения, опыты, измерения, фиксация результатов. Общее представление о приборах и инструментах. Измерение температуры воздуха и воды при помощи термометра, определение времени по ночам. Организация наблюдений за сезонными изменениями в природе.

Знакомство с источниками информации: энциклопедия, словари, справочники. Значение и использование символов и знаков человеком.

Искусство как способ познания мира.

«Мы живем на планете Земля» (15ч)

Первые представления о космосе: звезды, созвездия. планеты. Солнечная система. Наша планета Земля. Первые представления о форме Земли. Спутник Земли — Луна. Глобус — модель Земли. Материки и океаны. Вращение Земли вокруг оси, смена дня и ночи. Космические исследования: наблюдения за планетами и звездами с помощью приборов; искусственные спутники Земли; первый полет человека в космос. Как человек изучал земной шар: некоторые географические открытия, исследование морей и океанов.

«Природа вокруг нас» (24ч)

Первые представления о телах и веществах: твердых, жидких, газообразных; энергии, свете, цвете и звуке в природе и жизни человека. В мире камня. Знакомство с разнообразием и использованием камня человеком. Красота камня. Общее представление об окружающей среде. Разнообразие условий жизни растений и животных на суше и в воде. Растения и животные — обитатели суши, их приспособленность к условиям жизни на примере леса.

Растения и животные — обитатели водоемов, признаки их приспособленности к условиям жизни. Общее представление о взаимосвязях между растениями и животными в природе. Влияние человека на живую природу, необходимость бережного отношения к природе.

Люди вокруг нас(13ч)

Первые представления о человеке как о социальном существе: человек — член общества.

Роль общения с другими людьми в развитии человека. Роль труда в жизни человека и общества. Значение совместного труда в обществе. Семья — ячейка общества. Состав семьи, бюджет, деньги. Распределение обязанностей в семье. Посильная помощь детей другим членам семьи. Этика и культура поведения человека в обществе. Поведение дома, на улице, в гостях. Нежелательные привычки, их преодоление. Освоение правил поведения в обществе. Экскурсии: в лиственный лес, хвойный лес, к водоему.

3 класс

Тема раздела (количество часов)

Содержание учебного предмета

Природа вокруг нас (8ч)

Окружающая человека среда. Экология — наука о взаимодействии человека и всех других живых существ с окружающей средой. Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование по Солнцу,, компасу и местным признакам. Разнообразие явлений природы, физические и химические явления. Тела и вещества, их свойства. Первые представления о строении вещества.

Вода, воздух, горные породы и почва (16ч)

Три состояния воды. Свойства воды в жидком состоянии: текучесть, прозрачность, цвет, запах, вкус, теплопроводность, способность растворять другие вещества. Свойства снега и льда. Свойства воды в газообразном со стоянии. Вода в природе: родники, водные объекты (озеро, река, море, океан — естественные водные объекты; пруд, водохранилище— искусственные). Облака, роса, туман, иней, изморось. Круговорот воды в природе. Значение воды в жизни человека. Энергия падающей воды. Необходимость рационального использования воды, ох рана воды от загрязнения. Воздух — необходимое условие жизни. Состав воздуха: азот, кислород, углекислый газ. Примеси в воздухе. Свойства воздуха: занимает место, не имеет цвета и запаха, плохо проводит тепло, сжимаем и упруг, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается. Ветер. Использование энергии ветра человеком. Загрязнение воздуха дымом, пылью, другими газами. Необходимость охраны воздуха от загрязнения. Горные породы, их разнообразие: твердые, жидкие, газообразные. Горные породы как полезные ископаемые. Некоторые доступные для наблюдения свойства полезных ископаемых: песка, глины, гранита, известняка. Использование важнейших полезных ископаемых человеком. Добыча и охрана полезных ископаемых. Почва и ее состав: перегной, песок, глина, вода, воздух. Главное отличие почвы от горной породы — плодородие. Как образуется почва. Значение и охрана почвы.


О царствах живой природы (16 ч)


Четыре царства живой природы — растения, животные, грибы, бактерии. Отличие живых существ от тел неживой природы. Основные среды обитания живых существ: наземновоздушная, водная, почвенная, другие живые существа. Первые представления о растении как организме. Органы растения: корень, побег, цветок и плод, их значение в жизни растения. Вещества, из которых состоит растение. Разнообразие растений: водоросли, мхи,

папоротники, хвойные, цветковые. Как человек научился выращивать растения. Предки культурных растений. Питание и дыхание растений. Испарение воды листьями растений. Размножение растений. Расселение плодов и семян. Развитие растений из семени. Значение растений в природе и жизни человека. Влияние деятельности человека на мир растений. Редкие и исчезающие растения своей местности. Охрана растений. Первые представления об организме животного. Отличие животных от растений. Разнообразие животных: черви, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Как человек приручил животных. Наши домашние животные и их предки. Как животные воспринимают окружающий мир. Пере движение, дыхание, питание, размножение и развитие животных. Значение животных в природе и жизни человека. Необходимость бережного отношения к животным. Меры по ох ране животных. Грибы, особенности их строения и разнообразие. Значение грибов в природе и жизни человека. Бактерии, их значение в природе и жизни человека.

Человек (10 ч)


Человек — часть живой природы. Общее представление об организме человека. Отличие человека от животных. Окружающая среда и здоровье человека. Кожа. Гигиена кожи. Первая помощь при ранениях, ушибах, ожогах, обморожении. Скелет, его значение для организма. Осанка и здоровье. Как сохранить правильную осанку. Мышцы. Работа мышц. Значение физической культуры и труда для укрепления мышц. Кровеносная система, ее значение. Необходимость укрепление органов кровообращения. Дыхательная система. Гигиена дыхания. Предупреждение простудных заболеваний. Пищеварительная система, ее значение. Гигиена питания. Зубы и уход за ними. Выделение. Значение удаления из организма ненужных и вредных продуктов жизнедеятельности. Органы чувств, их значение и гигиена. Нервная система, ее значение в организме человека. Гигиена нервной системы. Эмоции и темперамент.

Человек в обществе (18 ч)


Народы, живущие на территории России. Национальные обычаи, традиции. Города России. История возникновения. Имя города, символы города. История города в памятниках и достопримечательностях. Москва — столица России. Герб Москвы. Москва в исторических памятниках. Государственные символы России. История происхождения герба, флага, гимна. Государственные награды. Основной закон страны. Конституция. Права и обязанности ребенка. Как устроено наше государство. Органы власти. Экскурсии: ориентирование на местности, знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы, изучение влияния деятельности человека на природу.

4 класс

Тема раздела (количество часов)

Содержание учебного предмета

Наш край (22 ч)

Значение природных условий края для жизни и деятельности людей.

Погода: температура воздуха, облачность, осадки, ветер.

Изменчивость погоды. Предсказание погоды.

Вид местности. Рисунок местности, план местности, карта местности. Масштаб и условные знаки. Из истории создания карт.

Формы поверхности суши: равнина, гора, холм, долина, овраг, балка. Изменение форм поверхности суши в результате естественного разрушения горных пород.

Формы поверхности суши, созданные человеком: карьер, отвалы, насыпь, курган.

Полезные ископаемые нашего края. Их значение в жизни человека.

Почвы нашего края, их виды. Охрана почв.

Природные сообщества: луг, лес, водоём. Разнообразие организмов в сообществах, их приспособленность к условиям.

Жизни и взаимосвязи. Влияние деятельности человека на природные сообщества, их рациональное использование и охрана.

Искусственные сообщества: поле и сад. Выращивание зерновых, овощных, технических, плодовых и ягодных растений. Животные искусственных сообществ, их связь с растениями. Уход за искусственными сообществами — условие их существования.

Экскурсии: в смешанный лес, к водоёму, на луг или в поле.

Наша Родина на планете Земля (12 ч)

Форма и размеры Земли. Карта полушарий. Материки и океаны.

Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Тепловые пояса.

Распределение света и тепла — основная причина разнообразия условий жизни на Земле.

Путешествие по материкам: пустыня Африки, экваториальные леса Южной Америки, Антарктида, Австралия, Евразия.

Наша Родина на карте. Формы поверхности России: равнины, горы. Основные водоёмы России: реки, озера, моря. Некоторые крупные города России.

Основные природные зоны России: зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степи. Особенности природных условий в каждой зоне, разнообразие организмов, их приспособленность к условиям жизни и взаимосвязи.

Зависимость жизни и деятельности людей от природных условий каждой зоны. Влияние деятельности человека на природные зоны. Охрана природы в каждой природной зоне.

Основные экологические проблемы России. Причины нарушения природного равновесия и пути преодоления сложившейся ситуации.

Международное сотрудничество по охране природы. Ответственность людей за будущее планеты Земля.

История нашей Родины ( 28 ч)


Что изучает история. Источники знаний о прошлом (былины, легенды, летописи, находки археологов). История на карте.

История Отечества. Знакомство с основными этапами и событиями истории государства.

Древняя Русь. Образование государства. Крещение Руси. Культура, быт и нравы древнерусского государства.

Российское государство в XIII—XVII вв.

Нашествие монголо-татар. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Александр Невский. Объединение земель вокруг Москвы. Иван III. Конец ордынского ига. Грозный царь Иван IV.

Смутное время на Руси. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Начало династии Романовых. Культура, быт и нравы государства в XIV—XVII вв. Российское государство в XVIII—XIX вв.

Пётр I — царь-реформатор. Строительство Петербурга. Создание русского флота. Быт и нравы Петровской эпохи. Правление Екатерины I. Жизнь дворян, крепостных крестьян. Военные успехи: А.В. Суворов и Ф.Ф. Ушаков.

Культура, быт и нравы Екатерининской эпохи. М.В. Ломоносов и создание первого университета.

Правление Александра I. Война с Наполеоном. Бородинское сражение. Полководец М.И. Кутузов.

Реформы в России, отмена крепостного права. Александр II — царь-освободитель. Культура, быт и нравы в России XIX в.

Россия в XX в. Революция в России и свержение самодержавия. Жизнь и быт людей в 20—30-е годы.

Великая Отечественная война (1941—1945). Крупнейшие битвы Великой Отечественной войны. Тыл в годы войны.

Основные вехи развития России во 2-й половине XX века. Основные достижения страны в науке и культуре. Изменения в быту и повседневной жизни. Ближние и дальние соседи России.