ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена с учётом:
- Федерального Закона « Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012г. ;
- ФГОС НОО, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6октября 2009 г. № 373 (с изменениями от 28.10.2015г. №08-1786);
- ООП НОО МБОУ «Каратузская СОШ»
- Устава школы;
- учебного плана МБОУ «Каратузская СОШ», годового календарного графика школы на 2019-2020 учебный год, утверждённых приказом №03-02-292 от 31.08.2019г.;
- примерной программы по предмету «Окружающий мир».
Основная цель обучения по предмету «Окружающий мир» - представить в обобщённом виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически грамотные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.
Место предмета в учебном плане.
Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 4-го класса рассчитана на 68часов (2 ч. в неделю).
Планируемые личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения предмета
Личностными результатами изучения окружающего мира в начальной школе являются:
- первая относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребёнка как школьника:
готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с её участниками.
- вторая группа личностных результатов передаёт социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учётом изменений среды обитания.
Предметными результатами изучения окружающего мира в начальной школе являются: осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение, опыт, эксперимент, измерение);
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Метапредметными результатами изучения окружающего мира в начальной школе являются:
- способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательство и др.);
под регулятивными действиями понимается владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
под коммуникативными действиями понимается способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описание, повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
Требования к уровню подготовки учащихся:
научатся:
- называть (приводить примеры):
признаки живого организма; признаки, характерные для человека (в отличие от животных);
основные органы и системы органов человека и их функции;
правила здорового образа жизни;
права гражданина и ребенка в России;
основных правителей российского государства (князь, первый царь, первый и последний императоры);
народы, населяющие Россию.
- различать (соотносить):
год и век, арабские и римские цифры;
искусственные тела (изделия) и тела природы;
полезные и вредные привычки;
эмоциональные состояния и чувства окружающих (страх, радость и др.);
события, персоналии и их принадлежность конкретной исторической эпохе (Древняя Русь, Московская Русь, Россия, современная Россия).
- решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
раскрывать значение нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной систем, органов человека;
применять правила здорового образа жизни в самостоятельной повседневной деятельности (уход за зубами, защита органов дыхания, органов чувств, двигательный режим и др.);
раскрывать причины отдельных событий в жизни страны, причины возникновения войн и даты основных войн в истории России;
узнавать по тексту, к какому времени относится это событие (я соответствии с программой);
составлять связный рассказ на следующие темы: «Человек — биологическое существо», «Как быть здоровым», «Как развить свою память», «Если случилась беда», «Чем человек отличается от животных», «Какими были школа и образование в разные исторические времена», «Родной край»;
объяснять значение понятий «человек — живой организм», «здоровый образ жизни», «вредные привычки», «государство», «права ребенка»;
в повседневной жизни применять правила нравственного поведения (в отношении к взрослым, детям, знакомым и незнакомым);
работать с географической и исторической картами; выполнять задания па контурной карте, представленные в рабочей тетради.
получат возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Содержание курса «Окружающий мир».
Введение (1ч)
Человек — часть природы. Природа — источник существования человека. Зависимость жизни и благополучия человека от природы.
Человек — живое существо (организм) (29 ч)
Человек — живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.
Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура.
Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.
Дыхательная система. Ее органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).
Кровеносная система. Ее органы. Кровь, ее функции. Сердце — главный орган кровеносной системы. Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.
Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения — почки. Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.
Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.
Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.
Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка. Значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и деятельности ребенка для его развития. Охрана детства. Права ребенка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.
Ты и твое здоровье. Человек и его здоровье. Знание своего организма — условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание.
Вредные привычки.
ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными. Детские болезни (общее представление о гриппе, аллергии и др.).
Человек — часть природы. Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребенка.
Человек среди людей.
Доброта, справедливость, забота о больных и стариках — качества культурного человека. Умеем ли мы общаться?
ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.
Расширение кругозора школьников. Предшественники человека. Отличие человека от животного (прямохождение, речь, сознание, деятельность, творчество). Передача отношения человека к природе в верованиях, искусстве, литературе Детские болезни, их причины и признаки заболевания. Правила поведения во время болезней.
Человек и общество, в котором он живет (34 ч)
Родная страна от края до края. Природные зоны России: Арктика, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыня, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей).
Почвы России. Почва — среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв.
Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина (особенности, положение на карте).
Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. «Кремлевские» города. Улицы, история и происхождение названий.
Россия, и ее соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов).
Человек и культура. Человек — творец культурных ценностей. Что такое культура? Школы, книги, библиотеки в разные времена (исторические эпохи). О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Федоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине XVIII века. Первые университеты в России. М.В. Ломоносов. Школа и образование в XIX веке, в Советской России. Возникновение и развитие библиотечного дела.
Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублев. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.
Искусство России XVIII века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Баженова. Изобразительное искусство XVIII века. Возникновение публичных театров.
Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры. А.С. Пушкин — «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В.А. Жуковский, А.Н. Плещеев, Н.А.Некрасов, В.И. Даль, А.А. Фет, Л.Н. Толстой и др.).
Искусство России XX века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения coветского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения художников России (К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К. Малевич и др.). Поэты ХIX века (М.И. Цветаева, С.А. Есенин, В.В. Маяковский, I) Л. Пастернак, А.Т. Твардовский и др.). Детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.). Композиторы и их произведения (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович).
Гражданин и государство. Россия — наша Родина. Права и обязанности граждан России.
Расширение кругозора школьников. Какие расы живут на Земле. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. Первые книги по истории России.
Правители древнерусского и российского государства. Первый царь, императоры России. Символы царской власти и России. Первый Президент России. Государственная Дума современной России.
Человек — воин. Почему люди воюют. Войны в Древней Руси. Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Монгольское иго и борьба русских людей за независимость родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.
Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов.
Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.
Расширение кругозора школьников. Борьба русского народа с польскими захватчиками в XVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.
Экскурсии. В биологический (краеведческий), художественный музеи, музей художника, писателя, композитора (с учетом местных условий).
Практические работы. Составление режима дня школьника для будней и выходных. Подсчет пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок. Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и др.).
Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради).
Проверочные уроки «Проверь себя» (4 ч.)
Тематическое планирование
№ | Содержание программного материала | Количество часов |
1 | Человек – живое существо (организм). | 16 |
2 | Ты и твое здоровье | 12 |
3 | Человек — часть природы | 2 |
4 | Человек среди людей | 4 |
5 | Родная страна: от края до края | 11 |
6 | Человек – творец культурных ценностей | 12 |
7 | Человек – защитник своего Отечества | 5 |
8 | Гражданин и государство | 6 |
| Итого | 68 |
Практическая часть программы
Формы работы | Содержание |
Экскурсии | В лес (лесопарк), поле, на луг, места сельскохозяйственного труда. Экскурсии в музей, на предприятие, в учреждения культуры и быта. |
Опыты | Измерение пульса. Измерение давления. Проверим своё обоняние. Проверим свой вкус. Измерение пульса при спокойной работе в классе и при ответе на трудный вопрос. Измерение роста и веса младшего школьника. Состав почвы. |
Практические работы | Составление режима дня для будней и выходных. Правила оказания первой медицинской помощи. Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами. |
1.Календарно-тематическое планирование по окружающему миру
№ | Дата | Тема урока | Примечание |
план | факт |
Человек – живое существо (организм) . (16 часов) |
| | | Общее строение организма человека. | |
| | | Нервная система. Головной и спинной мозг. | |
| | | Двигательная система организма человека. | |
| | | Пищеварительная система. | |
| | | Пищеварительная система. Тест. | |
| | | Дыхательная система. Тест. | . |
| | | Кровеносная система. Кровь и ее значение. Сердце – главный орган кровеносной системы. Опыт «Измерение пульса». | |
| | | Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества. | |
9 | | | Кожа. | |
10 | | | Как человек воспринимает окружающий мир. | |
11 | | | Зрение. Гигиена зрения. Опыт «Рассмотрим предметы». | |
12 | | | Слух. Гигиена слуха. | |
13 | | | Обоняние, вкус, осязание, их роль в жизни человека. Опыты «Проверим своё обоняние»; «Проверим свой вкус». | |
14 | 17.10 | 17.10 | Мир чувств. Опыт «Измерение пульса при спокойной работе в классе и при ответе на трудный вопрос». | |
15 | | | Контрольная работа за 1 четверть. | |
16 | | | Внимание. Память. Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. | |
Ты и твое здоровье. (12 часов) |
17-18 | | | Режим дня. | |
19 | | | Правила закаливания. | |
20 | | | Можно ли снять усталость? | |
21-22 | | | Поговорим о вредных привычках. | |
23 | | | Когда дом становится опасным. | |
24 | | | Когда дом становится опасным. | |
25 | | | Улица полна неожиданностей. | |
26 | | | Улица полна неожиданностей. | 5.12 - 11 кл. писали сочинение |
27 | | | Если случится беда. Практическая работа «Правила оказания первой медицинской помощи». | |
28 | | | Если случится беда. | . |
Человек — часть природы (2 часа) |
29 | | | Чем человек отличается от животных. | |
30 | | | Итоговая контрольная работа за полугодие. От рождения до старости (развитие человека). Опыт «Измерение роста и веса младшего школьника». | |
Человек среди людей (4 часов) |
31 | | | Поговорим о доброте. Тест «Ты и твоё здоровье. Человек часть природы» | |
32 | | | Что такое справедливость. | |
33 | | | О смелости. | |
34 | | | Умеешь ли ты общаться. | |
Родная страна: от края до края. (11 часов) |
35 | | | Природные зоны России. Зона арктических пустынь и тундра. | |
36 | | | Природные зоны России. Тайга. | |
37 | | | Природные зоны России. Тайга и зона смешанных лесов. | |
38 | | | Природные зоны России. Степи и пустыни. | |
39 | | | Почвы России. Опыт «Состав почвы». | |
40 | | | Рельеф России. | |
41 | | | Рельеф России. | |
42 | | | Как возникали и строились города. | |
| | | Россия и ее соседи. Япония. | |
| | | Россия и ее соседи. Китай. | |
| | | Россия и ее соседи. Финляндия-наш северный сосед. Королевство Дания. | |
Человек – творец культурных ценностей (12часов) |
| | | Что такое культура. | |
| | | Из истории письменности. | |
| | | О первых школах и книгах. Контрольная работа по теме «Природные зоны, рельеф, Россия и её соседи, культура». Проверь себя. | |
| | | О первых школах и книгах. Работа над ошибками. | |
| | | Чему и как учились в России при Петре I. | |
| | | Русское искусство до XVIII века. | |
| | | Русское искусство до XVIII века. | |
| | | Искусство России XVIII века. | |
| | | Искусство России XVIII века. | |
| | | «Золотой век» русской культуры (XIX век). | |
| | | «Золотой век» русской культуры (XIX век). | |
| | | Искусство России ХХ века. | |
Человек – защитник своего Отечества. (5 часов) |
| | | Как Русь боролась с половцами. | |
| | | Битва на Чудском озере. Куликовская битва. Отечественная война 1812 года. | |
| | | ВПР по окружающему миру. | |
| | | Великая Отечественная война 1941–1945 гг. | |
| | | Великая Отечественная война 1941–1945 гг. | |
Гражданин и государство (6ч.) |
| | | Великая Отечественная война 1941–1945 гг. | |
| | | Гражданин и государство. Символика России. Контрольная работа за IV четверть. | |
| | | П. А. Тест «Проверь себя». Повторение пройденного за год. | |
66 | | | Работа над ошибками. Если случится беда | |
67 | | | Права и обязанности граждан. | |
68 | | | Умеешь ли ты общаться. | |