СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса с учётом регионального компонента

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена с учётом реализации этнокультурного и регионального компонента. Интеграция в уроки регионального и этнокультурного компонента ориентирована на формирование у младших школьников представлений о природе родного края, формированию экологических знаний учащихся, вооружение их навыками грамотного использования природных ресурсов, знакомством с культурой коренных народов родного края, развитие интереса у детей к  культуре коренных народов, их традициям и обычаям.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса с учётом регионального компонента»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 24»

Петропавловск – Камчатского городского округа






Согласовано

Руководитель МО учителей начальных классов

____________ Е.Т. Белова

«___» _____________




Утверждаю

Зам. директора МАОУ «Средняя школа № 24»

____________ А.Д. Коротких

«___» ____________





Рабочая программа

учебного предмета «Окружающий мир»

по УМК «Школа России»

для 1 - 4 класса

с учётом регионального компонента






Составитель: В.В. Антонова

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории









2015 учебный год


Раздел i. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена на основании нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержден приказом Минобрнауки РФ 06 октября 2009 г. № 373.

  2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 11, 12, 13).

  3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

  4. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ «Средняя школа № 24», утверждена приказом директора от 31.08.2015 г. № 1.

  5. Учебный план МАОУ «Средняя школа № 24» на учебный год.

  6. Положение о системе оценок, формах, порядке и периодичности промежуточной аттестации и порядке перевода учащихся 1-4 классов МАОУ «Средняя школа № 24» от 29.08.2014г.

  7. Примерная и авторская программа начального общего образования по УМК «Школа России» под редакцией Плешакова А.А. (1 – 4 класс)

При составлении рабочей программы осуществлена корректировка примерной программы в плане изменения числа тем, последовательности их изложения и перераспределения часов.

Рабочая программа составлена с учётом реализации этнокультурного и регионального компонента. Интеграция в уроки регионального и этнокультурного компонента ориентирована на формирование у младших школьников представлений о природе родного края, формированию экологических знаний учащихся, вооружение их навыками грамотного использования природных ресурсов, знакомством с культурой коренных народов родного края, развитие интереса у детей к культуре коренных народов, их традициям и обычаям.

Рабочая программа прошла успешную апробацию с 2015 года.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Цели и задачи курса

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.


Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.


Задачи внедрения этнокультурного и регионального компонента в уроки окружающего мира:

  • формирование целостных знаний о родном крае,

  • обогащение учащихся новыми сведениями о родном крае, расширение кругозора,

  • развитие творческих и исследовательских умений,

  • воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию малой родины, положительного эмоционально-ценностного отношения к себе, жителям своего края и окружающей среде региона.

Работая над материалом этнокультурного и регионального компонента и используя его на уроках, важно придерживаться определённых принципов: систематичности, доступности, наглядности и разнообразности материала, связи НРК с учебной и воспитательной работой, взаимосвязи местного и общего исторического, географического материала. 


Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом МАОУ «Средняя школа № 24» на 2016-2017 учебный год, рабочая программа по окружающему миру рассчитана на 66 часов в год при 2 часах в неделю

(33 учебные недели). При составлении программы введена корректировка примерной программы в плане изменения числа тем, последовательности их изложения и перераспределения часов.



Раздел ii. ПЛАНИРУЕМЫЕ Результаты освоения учебного предмета


Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета


Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

- представления о здоровье и семье, как главных ценностях жизни, знания о простейших

правилах и приемах сохранения и поддержки своего здоровья;

- умения оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения

общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

- опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры.

Ученик получит возможность для формирования:

- умения самостоятельно определять и объяснять самые простые общие для всех

людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

- умения в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила

поведения, делать выбор, какой поступок совершить.


Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Обучающиеся научатся:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- узнавать основную цель и результат учебной деятельности, ее два основных этапа.

- приобретать опыт осознанного прохождения 6 шагов учебной деятельности

(повторение необходимого; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование

своего затруднения; переход к обдумыванию; выявление причины затруднения);

- основным функциям ученика и учителя на уроке;

- правилам поведения на уроке, умению их применять;

- грамотно обращаться к семье за помощью в самостоятельном выполнении домашнего

задания;

- самостоятельно проверять свою работу по образцу

Ученик получит возможность научиться:

- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией

учебника;

- работать по предложенному учителем плану;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку

деятельности класса на уроке.


Познавательные УУД

Обучающийся научится:

- грамотно фиксировать свое индивидуальное затруднение по результатам выполнения

пробного действия;

- формулировать причину затруднения, как свою конкретную проблему (отсутствие у

меня определенных знаний, умений);

- основным приемам развития внимания, приобретёт опыт их применения;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Ученик получит возможность научиться:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой

жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД

Обучающиеся научатся:

- простейшим правилам работы в паре и в группе, умению их применять;

- слушать и понимать речь других;

- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи на уровне

предложения или небольшого текста.

Учащийся получит возможность:

-выполнять различные роли при работе в группе;

-совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им


Планируемые результаты освоения программы
по разделам курса

Раздел «Человек и природа»

Ученик научится:

  • проводить опыты с водой, снегом и льдом;

  • различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);

  • описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);

  • соотносить времена года и месяцы;

  • находить на глобусе холодные и жаркие районы;

  • объяснять причины возникновения дождя и ветра;

  • перечислять цвета радуги в правильной последовательности;

  • ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;

  • мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;

  • обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой природе, между живой и неживой

природой;

  • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного

поведения.

Ученик получит возможность научиться:

  • проводить несложные наблюдения в окружающей среде;

  • определять с помощью атласа-определителя растения и животных;

  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и

неживой природы, выделять их существенные признаки;

  • изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;

  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или

известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных

объектов природы;

  • соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены.

Раздел «Человек и общество»

Ученик научится:

  • правильно называть родную страну, родной город (малую родину);

  • различать флаг и герб России;

  • узнавать некоторые достопримечательности столицы;

  • называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;

  • различать прошлое, настоящее и будущее;

  • объяснять, как люди помогают друг другу жить.

Ученик получит возможность научиться:

  • оценивать правильность поведения людей в природе и в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения);

  • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными

группами.




Раздел III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1-й класс. «Окружающий мир» (66 ч)

Автор: Плешаков А.А.


Введение (4 ч)

Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.

Что и кто? (20 ч)

Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.

Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.

Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).

Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям.

Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.

Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.

Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.

Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.

Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.

Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.

Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.

Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника.  

Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом.

Как, откуда и куда? (12 ч)

Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом.

Канализация и очистные сооружения.

Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).

Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.

Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.

Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).

Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.

Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Изготовление простейшей кормушки для птиц.

Где и когда? (10 ч)

Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.

Холодные и жаркие районы Земли.

Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.

Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.

Одежда людей в прошлом и теперь.

История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.

Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.

Почему и зачем? (20 ч)

Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.

Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.

Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.

Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.

Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.

Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.

Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.

Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.

Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.

Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.

Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.

Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.

Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение.

Космические станции.

Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.

Практическая работа: Простейшие правила гигиены.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Содержание программного материала

Количество часов

1

Введение

4 ч

2

Что и кто?

20 ч

3

Как, откуда и куда?

12 ч

4

Где и когда?

10 ч

5

Почему и зачем?

20 ч


Итого:

66 ч



Мониторинг результатов усвоения программы



График проведения проверочных работ


урока

Вид работы

Раздел

24

Проверочная работа

Что и кто?

36

Проверочная работа

Как, откуда и куда?

46

Проверочная работа

Где и когда?

65

Проверочная работа

Почему и зачем?


Календарно-тематическое планирование

1 КЛАСС, УМК «Школа России»


урока

Дата

Тема урока

Интеграция регионального и этнокультурного

компонента

Часов

по плану

Примечания

по плану

по факту

Введение 4 ч.



Задавайте вопросы!

Урок-игра.





Экскурсия «Что такое наша школа»






Экскурсия «Что у нас на школьном дворе»






Экскурсия «Что мы знаем о правилах дорожного движения»



ЧАСТЬ 1.

Глава 1. «Что и кто?»

20 ч



Что такое Родина?


Моя малая Родина – мой город Петропавловск - Камчатский

1 ч




Что мы знаем о народах России?


Коренные народы Камчатского края

1 ч




Что мы знаем о Москве?


1 ч




Презентация проекта «Моя малая Родина».


Фоторассказ о своей малой Родине

1 ч




Экскурсия «Что у нас над головой?»



1 ч




Экскурсия Что у нас под ногами?


Полезные ископаемые Камчатского края

1 ч




Что общего у растений?



1 ч




Что растёт на подоконнике?

Практическая работа: Распознавание комнатных растений


1 ч




Экскурсия «Что растёт на клумбе?»



1 ч




Что это за листья?

Практическая работа: работа с гербарием


Лиственные деревья Камчатского края

1 ч




Что такое хвоинки?

Практическая работа: работа с гербарием


Хвойные деревья Камчатского края

1 ч




Кто такие насекомые?


Насекомые Камчатского края

1 ч




Кто такие рыбы?


Рыбы Камчатского края

1 ч




Кто такие птицы?


Птицы Камчатского края

1 ч




Кто такие звери?


Звери Камчатского края

1 ч




Что окружает нас дома?



1 ч




Что умеет компьютер?



1 ч




Что вокруг нас может быть опасным?



1 ч




На что похожа наша планета?

Практическая работа: знакомство с глобусом


Представление коренных народов Камчатки о происхождении Земли

1 ч




Обобщение по разделу «Что и кто?»

Проверочная работа по разделу «Что и кто?»



1 ч


Глава 2. «Кто, откуда и куда?»

12ч



Как живёт семья?


1 ч




Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?



1 ч




Откуда в наш дом приходит электричество?


Электростанции нашего края (ТЭЦ, ГЭС,ГеоЭС)

1 ч




Как путешествует письмо?



1 ч




Куда текут реки?


Крупные реки Камчатки – реки Камчатка и Пенжина

1 ч




Откуда берутся снег и лёд?



1 ч




Как живут растения?


Главное дерево полуострова – каменная берёза (берёза Эрмана)

1 ч




Как живут животные?


Обзор жизни камчатского бурого медведя

1 ч




Как зимой помочь птицам?

Практическая работа: изготовление простейших кормушек


Всероссийская акция от Кроноцкого заповедника: «Покормите птиц!»

1 ч




Откуда берётся и куда девается мусор?


Проблемы мусора в нашем крае

1 ч




Откуда в снежках грязь?

Практическая работа: свойства снега и льда



1 ч




Проверочная работа по разделу «Кто, откуда и куда?»

Презентация проекта «Моя семья»


1 ч


ЧАСТЬ 2

Глава 3. «Где и когда?»

10ч



Когда учиться интересно?


История нашей школы

1 ч




Когда придёт суббота?



1 ч




Когда наступит лето?


Камчатка в разные времена года (сезонные изменения)


1 ч




Где живут белые медведи?


Сибирский белый медведь на Камчатке (Красная книга Камчатки)


1 ч




Где живут слоны?



1 ч




Где зимуют птицы?


Перелётные птицы нашего края

1 ч




Когда появилась одежда?



1 ч




Когда изобрели велосипед?



1 ч




Когда мы станем взрослыми?

Обобщение по разделу «Где и когда?»



1 ч




Проверочная работа по разделу «Где и когда?»

Презентация проекта «Мой класс и моя школа»


1 ч


Глава 4. «Почему и зачем?»

20 ч



Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?



1 ч




Почему Луна бывает разной?



1 ч




Почему идёт дождь и дует ветер?



1 ч




Почему звенит звонок?



1 ч




Почему радуга разноцветная?



1 ч




Почему мы любим кошек и собак?



1 ч




Почему мы не будем рвать цветы, и ловить бабочек?


Бабочки Камчатского края

1 ч




Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

Техника безопасности и правила поведения в лесах Камчатки

1 ч

1 ч




Зачем мы спим ночью?



1 ч




Почему нужно есть много овощей и фруктов?



1 ч




Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Практическая работа: правила гигиены



1 ч




Зачем нам телефон и телевизор?



1 ч




Зачем нужны автомобили? Зачем нужны

поезда?



1 ч

1 ч




Зачем строят корабли?



1 ч




Зачем строят самолёты?




1 ч




Почему в автомобиле, поезде, самолёте, на корабле нужно соблюдать правила безопасности?



1 ч




Зачем люди осваивают космос?



1 ч




Почему мы часто слышим слово «экология»?

Обобщение по разделу «Почему и зачем?»


Экологические проблемы Камчатского края

1 ч




Проверочная работа по разделу «Почему и зачем?»

Презентация проекта «Мои домашние питомцы»



1 ч


66



Урок – игра «Экологическое путешествие в лес»



1 ч


Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:


Основная литература


Для реализации цели и задач обучения курсу «Окружающий мир» по данной программе используется УМК издательства «Просвещение»:

  1. Плешаков А.А.

Мир вокруг нас. Учебник. 1 класс, с приложением на электронном носителе, в 2-х частях. М.: Просвещение, 2014.

  1. Плешаков А.А., Крючкова Е.А.

Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс, в 2-х частях. М.: Просвещение, 2016.

  1. Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З. Д.

Тесты к учебнику для 1 класса «Окружающий мир». М.: Просвещение, 2016.

  1. Плешаков А.А.

От земли до неба. Атлас-определитель. М.: Просвещение, 2015.

  1. Плешаков А.А.

Зеленые страницы. М.: Просвещение, 2015.

  1. Плешаков А.А., Румянцев А. А.

Великан на поляне, или первые уроки экологической этики. М.: Просвещение, 2015.


Дополнительная литература (интеграция регионального и этнокультурного компонента)


  1. Камчатский край. Краеведческий сайт

http://www.kamchatsky-krai.ru/geography/oopt/


  1. Мифы и сказания народов Камчатки

http://www.topkam.ru/kamchatka/tales/


  1. Зыков В. Насекомые Камчатки: Экскурсия в мир дикой природы: научно-популярное издание / В. Зыков, Л. Лобкова; природный парк "Налычево". — Елизово, 2009. — 64 с.: ил.


  1. Зыков В. Бабочки Камчатки: Мини-определитель / Владимир Зыков, Людмила Лобкова ; авт. текста Людмила Лобкова ; авт. фото: Владимир Зыков, М. Жуков, В. Кириченко, Е. Лобков; Камч. лига независимых экспертов. — Елизово, 2004. — [24] с.: ил.


  1. Справочник-определитель редких и  охраняемых видов животных и растений Камчатского края / отв. редактор О. А. Чернягина. –

Петропавловск-Камчатский : Камчатпресс, 2013. – 124 с.


  1. Сказки земли Камчатки http://kamchatkaland.ru/note/skazki-kamchatki