Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 24»
Петропавловск – Камчатского городского округа
Согласовано Руководитель МО учителей начальных классов ____________ Е.Т. Белова «___» _____________ | Утверждаю Зам. директора МАОУ «Средняя школа № 24» ____________ А.Д. Коротких «___» ____________ |
Рабочая программа
учебного предмета «Окружающий мир»
по УМК «Школа России»
для 1 - 4 класса
с учётом регионального компонента
Составитель: В.В. Антонова
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2015 учебный год
Раздел i. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена на основании нормативно-правовых документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержден приказом Минобрнауки РФ 06 октября 2009 г. № 373.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 11, 12, 13).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ «Средняя школа № 24», утверждена приказом директора от 31.08.2015 г. № 1.
Учебный план МАОУ «Средняя школа № 24» на учебный год.
Положение о системе оценок, формах, порядке и периодичности промежуточной аттестации и порядке перевода учащихся 1-4 классов МАОУ «Средняя школа № 24» от 29.08.2014г.
Примерная и авторская программа начального общего образования по УМК «Школа России» под редакцией Плешакова А.А. (1 – 4 класс)
При составлении рабочей программы осуществлена корректировка примерной программы в плане изменения числа тем, последовательности их изложения и перераспределения часов.
Рабочая программа составлена с учётом реализации этнокультурного и регионального компонента. Интеграция в уроки регионального и этнокультурного компонента ориентирована на формирование у младших школьников представлений о природе родного края, формированию экологических знаний учащихся, вооружение их навыками грамотного использования природных ресурсов, знакомством с культурой коренных народов родного края, развитие интереса у детей к культуре коренных народов, их традициям и обычаям.
Рабочая программа прошла успешную апробацию с 2015 года.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цели и задачи курса
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Задачи внедрения этнокультурного и регионального компонента в уроки окружающего мира:
формирование целостных знаний о родном крае,
обогащение учащихся новыми сведениями о родном крае, расширение кругозора,
развитие творческих и исследовательских умений,
воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию малой родины, положительного эмоционально-ценностного отношения к себе, жителям своего края и окружающей среде региона.
Работая над материалом этнокультурного и регионального компонента и используя его на уроках, важно придерживаться определённых принципов: систематичности, доступности, наглядности и разнообразности материала, связи НРК с учебной и воспитательной работой, взаимосвязи местного и общего исторического, географического материала.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МАОУ «Средняя школа № 24» на 2016-2017 учебный год, рабочая программа по окружающему миру рассчитана на 66 часов в год при 2 часах в неделю
(33 учебные недели). При составлении программы введена корректировка примерной программы в плане изменения числа тем, последовательности их изложения и перераспределения часов.
Раздел ii. ПЛАНИРУЕМЫЕ Результаты освоения учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Личностные УУД
У обучающегося будут сформированы:
- представления о здоровье и семье, как главных ценностях жизни, знания о простейших
правилах и приемах сохранения и поддержки своего здоровья;
- умения оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения
общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры.
Ученик получит возможность для формирования:
- умения самостоятельно определять и объяснять самые простые общие для всех
людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- умения в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила
поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающиеся научатся:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- узнавать основную цель и результат учебной деятельности, ее два основных этапа.
- приобретать опыт осознанного прохождения 6 шагов учебной деятельности
(повторение необходимого; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование
своего затруднения; переход к обдумыванию; выявление причины затруднения);
- основным функциям ученика и учителя на уроке;
- правилам поведения на уроке, умению их применять;
- грамотно обращаться к семье за помощью в самостоятельном выполнении домашнего
задания;
- самостоятельно проверять свою работу по образцу
Ученик получит возможность научиться:
- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией
учебника;
- работать по предложенному учителем плану;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- грамотно фиксировать свое индивидуальное затруднение по результатам выполнения
пробного действия;
- формулировать причину затруднения, как свою конкретную проблему (отсутствие у
меня определенных знаний, умений);
- основным приемам развития внимания, приобретёт опыт их применения;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Ученик получит возможность научиться:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
- простейшим правилам работы в паре и в группе, умению их применять;
- слушать и понимать речь других;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи на уровне
предложения или небольшого текста.
Учащийся получит возможность:
-выполнять различные роли при работе в группе;
-совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им
Планируемые результаты освоения программы
по разделам курса
Раздел «Человек и природа»
Ученик научится:
проводить опыты с водой, снегом и льдом;
различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);
описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);
соотносить времена года и месяцы;
находить на глобусе холодные и жаркие районы;
объяснять причины возникновения дождя и ветра;
перечислять цвета радуги в правильной последовательности;
ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;
мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;
обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой природе, между живой и неживой
природой;
поведения.
Ученик получит возможность научиться:
проводить несложные наблюдения в окружающей среде;
определять с помощью атласа-определителя растения и животных;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и
неживой природы, выделять их существенные признаки;
изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или
известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных
объектов природы;
Раздел «Человек и общество»
Ученик научится:
правильно называть родную страну, родной город (малую родину);
различать флаг и герб России;
узнавать некоторые достопримечательности столицы;
называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;
различать прошлое, настоящее и будущее;
объяснять, как люди помогают друг другу жить.
Ученик получит возможность научиться:
оценивать правильность поведения людей в природе и в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения);
осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными
группами.
Раздел III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1-й класс. «Окружающий мир» (66 ч)
Автор: Плешаков А.А.
Введение (4 ч)
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.
Что и кто? (20 ч)
Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.
Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).
Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям.
Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.
Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.
Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника.
Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом.
Как, откуда и куда? (12 ч)
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом.
Канализация и очистные сооружения.
Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).
Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.
Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.
Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).
Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.
Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Изготовление простейшей кормушки для птиц.
Где и когда? (10 ч)
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.
Холодные и жаркие районы Земли.
Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.
Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.
Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.
Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
Почему и зачем? (20 ч)
Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.
Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.
Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.
Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.
Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.
Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.
Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.
Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.
Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.
Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.
Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение.
Космические станции.
Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.
Практическая работа: Простейшие правила гигиены.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Содержание программного материала | Количество часов |
1 | Введение | 4 ч |
2 | Что и кто? | 20 ч |
3 | Как, откуда и куда? | 12 ч |
4 | Где и когда? | 10 ч |
5 | Почему и зачем? | 20 ч |
| Итого: | 66 ч |
Мониторинг результатов усвоения программы
График проведения проверочных работ
№ урока | Вид работы | Раздел |
24 | Проверочная работа | Что и кто? |
36 | Проверочная работа | Как, откуда и куда? |
46 | Проверочная работа | Где и когда? |
65 | Проверочная работа | Почему и зачем? |
Календарно-тематическое планирование
1 КЛАСС, УМК «Школа России»
№ урока | Дата | Тема урока | Интеграция регионального и этнокультурного компонента | Часов по плану | Примечания |
по плану | по факту |
Введение 4 ч. |
-
| | | Задавайте вопросы! Урок-игра. | | 1ч | |
-
| | | Экскурсия «Что такое наша школа» | | 1ч | |
-
| | | Экскурсия «Что у нас на школьном дворе» | | 1ч | |
-
| | | Экскурсия «Что мы знаем о правилах дорожного движения» | | 1ч | |
ЧАСТЬ 1. Глава 1. «Что и кто?» 20 ч |
-
| | | Что такое Родина? | Моя малая Родина – мой город Петропавловск - Камчатский | 1 ч | |
-
| | | Что мы знаем о народах России? | Коренные народы Камчатского края | 1 ч | |
-
| | | Что мы знаем о Москве? | | 1 ч | |
-
| | | Презентация проекта «Моя малая Родина». | Фоторассказ о своей малой Родине | 1 ч | |
-
| | | Экскурсия «Что у нас над головой?» | | 1 ч | |
-
| | | Экскурсия Что у нас под ногами? | Полезные ископаемые Камчатского края | 1 ч | |
-
| | | Что общего у растений? | | 1 ч | |
-
| | | Что растёт на подоконнике? Практическая работа: Распознавание комнатных растений | | 1 ч | |
-
| | | Экскурсия «Что растёт на клумбе?» | | 1 ч | |
-
| | | Что это за листья? Практическая работа: работа с гербарием | Лиственные деревья Камчатского края | 1 ч | |
-
| | | Что такое хвоинки? Практическая работа: работа с гербарием | Хвойные деревья Камчатского края | 1 ч | |
-
| | | Кто такие насекомые? | Насекомые Камчатского края | 1 ч | |
-
| | | Кто такие рыбы? | Рыбы Камчатского края | 1 ч | |
-
| | | Кто такие птицы? | Птицы Камчатского края | 1 ч | |
-
| | | Кто такие звери? | Звери Камчатского края | 1 ч | |
-
| | | Что окружает нас дома? | | 1 ч | |
-
| | | Что умеет компьютер? | | 1 ч | |
-
| | | Что вокруг нас может быть опасным? | | 1 ч | |
-
| | | На что похожа наша планета? Практическая работа: знакомство с глобусом | Представление коренных народов Камчатки о происхождении Земли | 1 ч | |
-
| | | Обобщение по разделу «Что и кто?» Проверочная работа по разделу «Что и кто?» | | 1 ч | |
Глава 2. «Кто, откуда и куда?» 12ч |
-
| | | Как живёт семья? | | 1 ч | |
-
| | | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | | 1 ч | |
-
| | | Откуда в наш дом приходит электричество? | Электростанции нашего края (ТЭЦ, ГЭС,ГеоЭС) | 1 ч | |
-
| | | Как путешествует письмо? | | 1 ч | |
-
| | | Куда текут реки? | Крупные реки Камчатки – реки Камчатка и Пенжина | 1 ч | |
-
| | | Откуда берутся снег и лёд? | | 1 ч | |
-
| | | Как живут растения? | Главное дерево полуострова – каменная берёза (берёза Эрмана) | 1 ч | |
-
| | | Как живут животные? | Обзор жизни камчатского бурого медведя | 1 ч | |
-
| | | Как зимой помочь птицам? Практическая работа: изготовление простейших кормушек | Всероссийская акция от Кроноцкого заповедника: «Покормите птиц!» | 1 ч | |
-
| | | Откуда берётся и куда девается мусор? | Проблемы мусора в нашем крае | 1 ч | |
-
| | | Откуда в снежках грязь? Практическая работа: свойства снега и льда | | 1 ч | |
-
| | | Проверочная работа по разделу «Кто, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья» | | 1 ч | |
ЧАСТЬ 2 Глава 3. «Где и когда?» 10ч |
-
| | | Когда учиться интересно? | История нашей школы | 1 ч | |
|
-
| | | Когда придёт суббота? | | 1 ч | |
-
| | | Когда наступит лето? | Камчатка в разные времена года (сезонные изменения) | 1 ч | |
-
| | | Где живут белые медведи? | Сибирский белый медведь на Камчатке (Красная книга Камчатки) | 1 ч | |
-
| | | Где живут слоны? | | 1 ч | |
-
| | | Где зимуют птицы? | Перелётные птицы нашего края | 1 ч | |
-
| | | Когда появилась одежда? | | 1 ч | |
-
| | | Когда изобрели велосипед? | | 1 ч | |
-
| | | Когда мы станем взрослыми? Обобщение по разделу «Где и когда?» | | 1 ч | |
-
| | | Проверочная работа по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа» | | 1 ч | |
Глава 4. «Почему и зачем?» 20 ч |
-
| | | Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? | | 1 ч | |
-
| | | Почему Луна бывает разной? | | 1 ч | |
-
| | | Почему идёт дождь и дует ветер? | | 1 ч | |
-
| | | Почему звенит звонок? | | 1 ч | |
-
| | | Почему радуга разноцветная? | | 1 ч | |
-
| | | Почему мы любим кошек и собак? | | 1 ч | |
-
| | | Почему мы не будем рвать цветы, и ловить бабочек? | Бабочки Камчатского края | 1 ч | |
-
| | | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | Техника безопасности и правила поведения в лесах Камчатки | 1 ч 1 ч | |
|
-
| | | Зачем мы спим ночью? | | 1 ч | |
-
| | | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | | 1 ч | |
-
| | | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа: правила гигиены | | 1 ч | |
-
| | | Зачем нам телефон и телевизор? | | 1 ч | |
-
| | | Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? | | 1 ч 1 ч | |
|
-
| | | Зачем строят корабли? | | 1 ч | |
-
| | | Зачем строят самолёты? | | 1 ч | |
-
| | | Почему в автомобиле, поезде, самолёте, на корабле нужно соблюдать правила безопасности? | | 1 ч | |
|
-
| | | Зачем люди осваивают космос? | | 1 ч | |
-
| | | Почему мы часто слышим слово «экология»? Обобщение по разделу «Почему и зачем?» | Экологические проблемы Камчатского края | 1 ч | |
-
| | | Проверочная работа по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы» | | 1 ч | |
66 | | | Урок – игра «Экологическое путешествие в лес» | | 1 ч | |
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
Основная литература
Для реализации цели и задач обучения курсу «Окружающий мир» по данной программе используется УМК издательства «Просвещение»:
Плешаков А.А.
Мир вокруг нас. Учебник. 1 класс, с приложением на электронном носителе, в 2-х частях. М.: Просвещение, 2014.
Плешаков А.А., Крючкова Е.А.
Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс, в 2-х частях. М.: Просвещение, 2016.
Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З. Д.
Тесты к учебнику для 1 класса «Окружающий мир». М.: Просвещение, 2016.
Плешаков А.А.
От земли до неба. Атлас-определитель. М.: Просвещение, 2015.
Плешаков А.А.
Зеленые страницы. М.: Просвещение, 2015.
Плешаков А.А., Румянцев А. А.
Великан на поляне, или первые уроки экологической этики. М.: Просвещение, 2015.
Дополнительная литература (интеграция регионального и этнокультурного компонента)
Камчатский край. Краеведческий сайт
http://www.kamchatsky-krai.ru/geography/oopt/
Мифы и сказания народов Камчатки
http://www.topkam.ru/kamchatka/tales/
Зыков В. Насекомые Камчатки: Экскурсия в мир дикой природы: научно-популярное издание / В. Зыков, Л. Лобкова; природный парк "Налычево". — Елизово, 2009. — 64 с.: ил.
Зыков В. Бабочки Камчатки: Мини-определитель / Владимир Зыков, Людмила Лобкова ; авт. текста Людмила Лобкова ; авт. фото: Владимир Зыков, М. Жуков, В. Кириченко, Е. Лобков; Камч. лига независимых экспертов. — Елизово, 2004. — [24] с.: ил.
Справочник-определитель редких и охраняемых видов животных и растений Камчатского края / отв. редактор О. А. Чернягина. –
Петропавловск-Камчатский : Камчатпресс, 2013. – 124 с.
Сказки земли Камчатки http://kamchatkaland.ru/note/skazki-kamchatki