СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса с учётом регионального компонента

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена с учётом реализации этнокультурного и регионального компонента. Интеграция в уроки регионального и этнокультурного компонента ориентирована на формирование у младших школьников представлений о природе родного края, формированию экологических знаний учащихся, вооружение их навыками грамотного использования природных ресурсов, знакомством с культурой коренных народов родного края, развитие интереса у детей к  культуре коренных народов, их традициям и обычаям.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса с учётом регионального компонента»




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 24»

Петропавловск – Камчатского городского округа






Согласовано

Руководитель МО учителей начальных классов

____________ Е.Т. Белова

«___» _____________ 2018 г



Утверждаю

Зам. директора МАОУ «Средняя школа № 24»

____________ А.Д. Коротких

«___» ____________ 2018 г






Рабочая программа

учебного предмета «Окружающий мир»

по УМК «Школа России»

3 класс








Составитель: В. В. Антонова

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории







2018 -2019 учебный год



Раздел i. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена на основании нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержден приказом Минобрнауки РФ 06 октября 2009 г. № 373.

  2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 11, 12, 13).

  3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

  4. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ «Средняя школа № 24», утверждена приказом директора от 31.08.2015г. № 1.

  5. Учебный план МАОУ «Средняя школа № 24» на 2018 -2019 учебный год.

  6. Положение о системе оценок, формах, порядке и периодичности промежуточной аттестации и порядке перевода учащихся 1-4 классов МАОУ «Средняя школа № 24» от 29.08.2014г.

  7. Примерная и авторская программа начального общего образования по УМК «Школа России» под редакцией Плешакова А.А..


При составлении рабочей программы осуществлена корректировка примерной программы в плане изменения числа тем, последовательности их изложения и перераспределения часов.

Рабочая программа составлена с учётом реализации этнокультурного и регионального компонента. Интеграция в уроки регионального и этнокультурного компонента ориентирована на формирование у младших школьников представлений о природе родного края, формированию экологических знаний учащихся, вооружение их навыками грамотного использования природных ресурсов.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Цели и задачи курса

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.


Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.


Задачи внедрения этнокультурного и регионального компонента в уроки окружающего мира:

  • формирование целостных знаний о родном крае,

  • обогащение учащихся новыми сведениями о родном крае, расширение кругозора,

  • развитие творческих и исследовательских умений,

  • воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию малой родины, положительного эмоционально-ценностного отношения к себе, жителям своего края и окружающей среде региона.

Работая над материалом этнокультурного и регионального компонента и используя его на уроках, важно придерживаться определённых принципов: систематичности, доступности, наглядности и разнообразности материала, связи НРК с учебной и воспитательной работой, взаимосвязи местного и общего исторического, географического материала. 


Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом МАОУ «Средняя школа № 24» на 2018 - 2019 учебный год, рабочая программа по окружающему миру рассчитана на 68 часов в год при 2 часах в неделю (34 учебные недели).

При составлении программы введена корректировка примерной программы в плане изменения числа тем, последовательности их изложения и перераспределения часов.



Раздел ii. ПЛАНИРУЕМЫЕ Результаты освоения учебного предмета

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета

Личностные УУД

У обучающихся будут сформированы:

  • умения оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека;

  • осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности);

  • чувство любви к своей стране, сопричастности к её истории и культуре;

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России.

Ученик получит возможность для формирования:

  • умений знать и принимать на личностном уровне ценность жизни – саморазвитие;

  • осознания своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России.

Регулятивные УУД

Ученик научится:

  • составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем, знать алгоритм планирования учебных действий;

  • знать уточненную структуру учебной деятельности, уметь ее осознанно осуществлять при введении нового знания под руководством учителя и выполнять самооценку;

  • знать алгоритм самоконтроля исполнительских учебных действий, уметь его применять, приобрести опыт самооценки учебной деятельности;

  • знать алгоритм рефлексии и самооценки учебной деятельности, уметь соотносить результат учебной деятельности с целью, отвечать на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?».

Ученик получит возможность научиться:

  • самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД

Ученик научится:

  • пользоваться алгоритмом выявления места и причины затруднения в результате выполнения пробного действия, уметь его применять;

  • основным приёмам эффективного запоминания и приобрести опыт их применения; пользоваться алгоритмом сравнения, наблюдения и обобщения объектов, приобрести опыт их применения;

  • понимать, что такое модель, уметь использовать модели для фиксирования новогознания.

Ученик получит возможность научиться:

  • знать правила систематизации и включения нового знания в систему знаний;

знать структуру проектирования − цель, план, сроки, средства, способ, − приобрести опыт построения практико-ориентированных проектов;

  • знать основные правила поиска и представления информации, уметь их использовать для решения задач;

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий; делать выводы на основе обобщения знаний; составлять простой план учебно-научного текста

Коммуникативные УУД

Ученик научится:

  • применять правила успешного выступления;

  • применять правила понимания информации;

  • применять правила построения диалога, уметь строить диалог со сверстниками;

  • понимать основные правила сотрудничества в командной работе, приобретёт опыт работы в команде.

Ученик получит возможность научиться:

  • доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

  • договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Планируемые результаты освоения программы
по разделам курса

Раздел «Человек и природа»

Ученик научится:

  • определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;

  • различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;

  • классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;

  • пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;

  • приводить примеры растений и животных из Красной книги России;

  • использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;

  • устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;

  • вырабатывать правильную осанку;

  • понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;

  • соблюдать правила безопасного поведения в природе;

  • осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам.

Ученик получит возможность научиться:

  • осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;

  • различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;

  • проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;

  • исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;

  • обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе; использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;

  • выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней; понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;

  • оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

  • понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни.

Раздел «Человек и общество»

Ученик научится:

  • находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;

  • осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;

  • находить на карте страны — соседи России и их столицы;

  • понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;

  • объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;

  • понимать, как ведётся хозяйство семьи;

  • рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника).

Ученик получит возможность научиться:

  • раскрывать роль экономики в нашей жизни;

  • различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;

  • обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;

  • приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;

  • использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе;

  • правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;

  • соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям.

Раздел III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

3-й класс. «Окружающий мир» (68 ч)

Автор: Плешаков А.А.

Как устроен мир (7 ч)

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (меж­ду неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

Человек – часть природы, разумное существо. Внутрен­ний мир человека. Восприятие, память, мышление, вообра­жение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Эко­логия – наука о связях между живыми существами и окру­жающей их средой. Роль экологии в сохранении природно­го дома человечества. Воздействие людей на природу (отри­цательное и положительное). Меры по охране природы.

Экскурсия: Что нас окружает?

Эта удивительная природа (18 ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для жи­вых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источни­ки загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Эконо­мия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании поч­вы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непроду­манной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Ды­хание и питание растений. Размножение и развитие расте­ний. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насеко­мые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные жи­вотные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пира­мида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпоч­ных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (орга­низмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Практические работы: Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.


Мы и наше здоровье (10 ч)

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при неболь­ших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осан­ка. Значение физического труда и физкультуры для разви­тия скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витами­ны. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организ­ме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жиз­ни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.

Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.


Наша безопасность (8 ч)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Без­опасность при езде на велосипеде, автомобиле, в обществен­ном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении без­опасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, инфор­мационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: бал­кон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на ули­це, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Пра­вила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загряз­ненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как за­щититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.


Чему учит экономика (12 ч)

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физи­ческий и умственный труд. Зависимость успеха труда от об­разования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономи­ке. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подзем­ных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электро­энергетика, металлургия, машиностроение, легкая промыш­ленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значе­ние. Построение безопасной экономики – одна из важней­ших задач общества в XXI веке.

Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с различными монетами

Путешествие по городам и странам (13 ч)

Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримеча­тельности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, располо­жение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися па­мятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человече­ства – долг всего общества и каждого человека.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Содержание программного материала

Количество часов

1

Как устроен мир

7 ч

2

Эта удивительная природа

18 ч

3

Мы и наше здоровье

10 ч

4

Наша безопасность

8 ч

5

Чему учит экономика

12 ч

6

Путешествия по городам и странам

13 ч


Итого:

68 ч


Мониторинг результатов усвоения программы

График проведения проверочных работ


урока

Вид работы

Раздел

7

Проверочная работа

Как устроен мир

25

Проверочная работа

Эта удивительная природа

35

Проверочная работа

Мы и наше здоровье

43

Проверочная работа

Наша безопасность

54

Проверочная работа

Чему учит экономика

64

Проверочная работа

Путешествия по городам и странам


Календарно-тематическое планирование

3 КЛАСС, УМК «Школа России»

урока

Дата



Тема урока

Интеграция регионального

и этнокультурного

компонента

Часов

по плану

Примечание


по плану

по факту


ЧАСТЬ 1.

Глава 1. «Как устроен мир»

7 ч




Экскурсия Природа. Ценность природы для людей


1 ч





Человек


1 ч





Общество


1 ч





Что такое экология


1 ч





Природа в опасности! Охрана природы

Особо охраняемые природные территории Камчатского края

1 ч





Обобщение знаний по теме «Как устроен мир».

Проверочная работа


1 ч





Презентация проекта: «Богатства, отданные людям»

Знаменитые люди, которые вошли в историю Камчатского края

1 ч



Глава 2. «Эта удивительная природа»

18 ч




Тела, вещества, частицы


1 ч





Разнообразие веществ


1 ч





Воздух и его охрана

Практическая работа

Проблема загрязнения воздуха в нашем городе и крае

1 ч





Вода.

Проблемы охраны водных ресурсов нашего края

1 ч





Превращения и круговорот воды

Практическая работа


1 ч





Берегите воду!


1 ч





Что такое почва?

Практическая работа

Своеобразие почвенного покрова Камчатки

1 ч





Разнообразие растений

Лекарственные растения нашего края

1 ч





Солнце, растения и мы с вами



1 ч





Размножение и развитие растений

Практическая работа


1 ч





Охрана растений

Редкие виды растений Камчатского края

1 ч





Разнообразие животных

Редкие виды животных Камчатского края

1 ч





Кто что ест?


1 ч





Размножение и развитие животных


1 ч





Охрана животных

Заповедная Земля – Кроноцкий заповедник

1 ч





В царстве грибов

Съедобные и ядовитые грибы Камчатки

1 ч





Великий круговорот жизни



1 ч





Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа


1 ч



Глава 3. «Мы и наше здоровье»

10 ч.





1 ч



Организм человека


1 ч





Органы чувств


1 ч





Надёжная защита организма

Практическая работа


1 ч





Опора тела и движение


1 ч





Наше питание


1 ч





Презентация проекта: «Школа кулинаров»

Традиционные блюда коренных народов Камчатки

1 ч





Дыхание и кровообращение


1 ч





Умей предупреждать болезни


1 ч





Здоровый образ жизни

Практическая работа

Звёзды Камчатского спорта

1 ч





Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье».

Проверочная работа


1 ч



ЧАСТЬ 2.

Глава 4. «Наша безопасность»

8 ч




Огонь, вода и газ


1 ч





Чтобы путь был счастливым


1 ч





Экскурсия Дорожные знаки


1 ч





Презентация проекта: «Кто нас защищает»


1 ч





Опасные места

Опасные места в окрестностях нашей школы

1 ч





Природа и наша безопасность

Природные опасности Камчатки

1 ч





Экологическая безопасность

Проблемы экологии нашего края

1 ч





Обобщение знаний по теме «Наша безопасность».

Проверочная работа


1 ч



Глава 5. «Чему учит экономика»

12 ч




Для чего нужна экономика


1 ч





Природные богатства и труд людей – основа экономики


1 ч





Полезные ископаемые.

Практическая работа.

Богатства земли камчатской

(месторождения полезных ископаемых)

1 ч





Растениеводство

Сельское хозяйство Камчатского края - отрасли растениеводства

1 ч





Животноводство

Сельское хозяйство Камчатского края - отрасли животноводства

1 ч





Какая бывает промышленность

Промышленность Камчатского края

1 ч





Что такое деньги

Практическая работа


1 ч





Государственный бюджет.



1 ч





Семейный бюджет



1 ч





Экономика и экология



1 ч





Обобщение знаний по теме «Чему учит экономике». Проверочная работа


1 ч





Презентация проекта: «Экономика родного края»

Экономика родного края (промышленные, сельскохозяйственные предприятия края, чем интересны, история)

1 ч



Глава 6. «Путешествие по материкам и странам»

13 ч





1 ч



Золотое кольцо России



1 ч





Наши ближайшие соседи



1 ч





На севере Европы



1 ч





Что такое Бенилюкс



1 ч





В центре Европы



1 ч





По Франции и Великобритании



1 ч





На юге Европы



1 ч





По знаменитым местам мира



1 ч





Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». Проверочная работа


1 ч





Презентация проекта: «Музей путешествий»



1 ч





Урок – игра «Путешествие по городам и странам»



1 ч

2 ч.-резерв



















Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:


Основная литература


Для реализации цели и задач обучения курсу «Окружающий мир» по данной программе используется УМК издательства «Просвещение»:

  1. Плешаков А.А.

Мир вокруг нас. Учебник. 3 класс, с приложением на электронном носителе, в 2-х частях. М.: Просвещение, 2016.

  1. Плешаков А.А., Крючкова Е.А.

Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс, в 2-х частях. М.: Просвещение, 2017.

  1. Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З. Д.

Тесты к учебнику для 3 класса «Окружающий мир». М.: Просвещение, 2017.

  1. Плешаков А.А.

От земли до неба. Атлас-определитель. М.: Просвещение, 2015.

  1. Плешаков А.А.

Зеленые страницы. М.: Просвещение, 2015.

  1. Плешаков А.А., Румянцев А. А.

Великан на поляне, или первые уроки экологической этики. М.: Просвещение, 2015.


Дополнительная литература (интеграция регионального и этнокультурного компонента)


  1. Камчатский край. Краеведческий сайт http://www.kamchatsky-krai.ru/geography/oopt/


  1. Зыков В. Насекомые Камчатки: Экскурсия в мир дикой природы: научно-популярное издание / В. Зыков, Л. Лобкова; природный парк "Налычево". — Елизово, 2009. — 64 с.: ил.


  1. Зыков В. Бабочки Камчатки: Мини-определитель / Владимир Зыков, Людмила Лобкова ; авт. текста Людмила Лобкова ; авт. фото: Владимир Зыков, М. Жуков, В. Кириченко, Е. Лобков; Камч. лига независимых экспертов. — Елизово, 2004. — [24] с.: ил.


  1. Справочник-определитель редких и  охраняемых видов животных и растений Камчатского края / отв. редактор О. А. Чернягина. –

Петропавловск-Камчатский : Камчатпресс, 2013. – 124 с.


  1. Озёра Камчатки http://www.topkam.ru/attractions/lakes

  2. Земноводные и пресмыкающиеся Камчатки http://www.kamchatsky-krai.ru/photografii/fauna/zemnovodnyje/zemnovodnyje.htm

  3. Сорта культурных растений Камчатки http://domorost.ru/maps/country/rossiya/region/kamchatskij-kraj/type/variety

  4. Грибы Камчатки http://gribnikoff.ru/gribmesto/griby-kamchatki/

  5. Традиционная кухня Камчатки https://sgastronomy.ru/tradicionnaya-kukhnya-kamchatki/

  6. Промышленность Камчатского края https://www.sites.google.com/site/rybnyjkraj/