Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 24»
Петропавловск – Камчатского городского округа
Согласовано Руководитель МО учителей начальных классов ____________ Е.Т. Белова «___» _____________ 2018 г | Утверждаю Зам. директора МАОУ «Средняя школа № 24» ____________ А.Д. Коротких «___» ____________ 2018 г |
Рабочая программа
учебного предмета «Окружающий мир»
по УМК «Школа России»
3 класс
Составитель: В. В. Антонова
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2018 -2019 учебный год
Раздел i. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена на основании нормативно-правовых документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержден приказом Минобрнауки РФ 06 октября 2009 г. № 373.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 11, 12, 13).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ «Средняя школа № 24», утверждена приказом директора от 31.08.2015г. № 1.
Учебный план МАОУ «Средняя школа № 24» на 2018 -2019 учебный год.
Положение о системе оценок, формах, порядке и периодичности промежуточной аттестации и порядке перевода учащихся 1-4 классов МАОУ «Средняя школа № 24» от 29.08.2014г.
Примерная и авторская программа начального общего образования по УМК «Школа России» под редакцией Плешакова А.А..
При составлении рабочей программы осуществлена корректировка примерной программы в плане изменения числа тем, последовательности их изложения и перераспределения часов.
Рабочая программа составлена с учётом реализации этнокультурного и регионального компонента. Интеграция в уроки регионального и этнокультурного компонента ориентирована на формирование у младших школьников представлений о природе родного края, формированию экологических знаний учащихся, вооружение их навыками грамотного использования природных ресурсов.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цели и задачи курса
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Задачи внедрения этнокультурного и регионального компонента в уроки окружающего мира:
формирование целостных знаний о родном крае,
обогащение учащихся новыми сведениями о родном крае, расширение кругозора,
развитие творческих и исследовательских умений,
воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию малой родины, положительного эмоционально-ценностного отношения к себе, жителям своего края и окружающей среде региона.
Работая над материалом этнокультурного и регионального компонента и используя его на уроках, важно придерживаться определённых принципов: систематичности, доступности, наглядности и разнообразности материала, связи НРК с учебной и воспитательной работой, взаимосвязи местного и общего исторического, географического материала.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МАОУ «Средняя школа № 24» на 2018 - 2019 учебный год, рабочая программа по окружающему миру рассчитана на 68 часов в год при 2 часах в неделю (34 учебные недели).
При составлении программы введена корректировка примерной программы в плане изменения числа тем, последовательности их изложения и перераспределения часов.
Раздел ii. ПЛАНИРУЕМЫЕ Результаты освоения учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Личностные УУД
У обучающихся будут сформированы:
умения оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека;
осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности);
чувство любви к своей стране, сопричастности к её истории и культуре;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России.
Ученик получит возможность для формирования:
умений знать и принимать на личностном уровне ценность жизни – саморазвитие;
осознания своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России.
Регулятивные УУД
Ученик научится:
составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем, знать алгоритм планирования учебных действий;
знать уточненную структуру учебной деятельности, уметь ее осознанно осуществлять при введении нового знания под руководством учителя и выполнять самооценку;
знать алгоритм самоконтроля исполнительских учебных действий, уметь его применять, приобрести опыт самооценки учебной деятельности;
знать алгоритм рефлексии и самооценки учебной деятельности, уметь соотносить результат учебной деятельности с целью, отвечать на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?».
Ученик получит возможность научиться:
самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД
Ученик научится:
пользоваться алгоритмом выявления места и причины затруднения в результате выполнения пробного действия, уметь его применять;
основным приёмам эффективного запоминания и приобрести опыт их применения; пользоваться алгоритмом сравнения, наблюдения и обобщения объектов, приобрести опыт их применения;
понимать, что такое модель, уметь использовать модели для фиксирования новогознания.
Ученик получит возможность научиться:
знать структуру проектирования − цель, план, сроки, средства, способ, − приобрести опыт построения практико-ориентированных проектов;
знать основные правила поиска и представления информации, уметь их использовать для решения задач;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий; делать выводы на основе обобщения знаний; составлять простой план учебно-научного текста
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
применять правила успешного выступления;
применять правила понимания информации;
применять правила построения диалога, уметь строить диалог со сверстниками;
понимать основные правила сотрудничества в командной работе, приобретёт опыт работы в команде.
Ученик получит возможность научиться:
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Планируемые результаты освоения программы
по разделам курса
Раздел «Человек и природа»
Ученик научится:
определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
вырабатывать правильную осанку;
понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
соблюдать правила безопасного поведения в природе;
осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам.
Ученик получит возможность научиться:
осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе; использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней; понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни.
Раздел «Человек и общество»
Ученик научится:
находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
находить на карте страны — соседи России и их столицы;
понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
понимать, как ведётся хозяйство семьи;
рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника).
Ученик получит возможность научиться:
раскрывать роль экономики в нашей жизни;
различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе;
правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям.
Раздел III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3-й класс. «Окружающий мир» (68 ч)
Автор: Плешаков А.А.
Как устроен мир (7 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: Что нас окружает?
Эта удивительная природа (18 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы: Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (8 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.
Чему учит экономика (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с различными монетами
Путешествие по городам и странам (13 ч)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Содержание программного материала | Количество часов |
1 | Как устроен мир | 7 ч |
2 | Эта удивительная природа | 18 ч |
3 | Мы и наше здоровье | 10 ч |
4 | Наша безопасность | 8 ч |
5 | Чему учит экономика | 12 ч |
6 | Путешествия по городам и странам | 13 ч |
| Итого: | 68 ч |
Мониторинг результатов усвоения программы
График проведения проверочных работ
№ урока | Вид работы | Раздел |
7 | Проверочная работа | Как устроен мир |
25 | Проверочная работа | Эта удивительная природа |
35 | Проверочная работа | Мы и наше здоровье |
43 | Проверочная работа | Наша безопасность |
54 | Проверочная работа | Чему учит экономика |
64 | Проверочная работа | Путешествия по городам и странам |
Календарно-тематическое планирование
3 КЛАСС, УМК «Школа России»
№ урока | Дата | Тема урока | Интеграция регионального и этнокультурного компонента | Часов по плану | Примечание | |
по плану | по факту | |
ЧАСТЬ 1. Глава 1. «Как устроен мир» 7 ч | |
-
| | | Экскурсия Природа. Ценность природы для людей | | 1 ч | | |
-
| | | Человек | | 1 ч | | |
-
| | | Общество | | 1 ч | | |
-
| | | Что такое экология | | 1 ч | | |
-
| | | Природа в опасности! Охрана природы | Особо охраняемые природные территории Камчатского края | 1 ч | | |
-
| | | Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». Проверочная работа | | 1 ч | | |
-
| | | Презентация проекта: «Богатства, отданные людям» | Знаменитые люди, которые вошли в историю Камчатского края | 1 ч | | |
Глава 2. «Эта удивительная природа» 18 ч | |
-
| | | Тела, вещества, частицы | | 1 ч | | |
-
| | | Разнообразие веществ | | 1 ч | | |
-
| | | Воздух и его охрана Практическая работа | Проблема загрязнения воздуха в нашем городе и крае | 1 ч | | |
-
| | | Вода. | Проблемы охраны водных ресурсов нашего края | 1 ч | | |
-
| | | Превращения и круговорот воды Практическая работа | | 1 ч | | |
-
| | | Берегите воду! | | 1 ч | | |
-
| | | Что такое почва? Практическая работа | Своеобразие почвенного покрова Камчатки | 1 ч | | |
-
| | | Разнообразие растений | Лекарственные растения нашего края | 1 ч | | |
-
| | | Солнце, растения и мы с вами | | 1 ч | | |
-
| | | Размножение и развитие растений Практическая работа | | 1 ч | | |
-
| | | Охрана растений | Редкие виды растений Камчатского края | 1 ч | | |
-
| | | Разнообразие животных | Редкие виды животных Камчатского края | 1 ч | | |
-
| | | Кто что ест? | | 1 ч | | |
-
| | | Размножение и развитие животных | | 1 ч | | |
-
| | | Охрана животных | Заповедная Земля – Кроноцкий заповедник | 1 ч | | |
-
| | | В царстве грибов | Съедобные и ядовитые грибы Камчатки | 1 ч | | |
-
| | | Великий круговорот жизни | | 1 ч | | |
-
| | | Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа | | 1 ч | | |
Глава 3. «Мы и наше здоровье» 10 ч. | | | | | 1 ч |
-
| | | Организм человека | | 1 ч | | |
-
| | | Органы чувств | | 1 ч | | |
-
| | | Надёжная защита организма Практическая работа | | 1 ч | | |
-
| | | Опора тела и движение | | 1 ч | | |
-
| | | Наше питание | | 1 ч | | |
-
| | | Презентация проекта: «Школа кулинаров» | Традиционные блюда коренных народов Камчатки | 1 ч | | |
-
| | | Дыхание и кровообращение | | 1 ч | | |
-
| | | Умей предупреждать болезни | | 1 ч | | |
-
| | | Здоровый образ жизни Практическая работа | Звёзды Камчатского спорта | 1 ч | | |
-
| | | Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье». Проверочная работа | | 1 ч | | |
ЧАСТЬ 2. Глава 4. «Наша безопасность» 8 ч | |
-
| | | Огонь, вода и газ | | 1 ч | | |
-
| | | Чтобы путь был счастливым | | 1 ч | | |
-
| | | Экскурсия Дорожные знаки | | 1 ч | | |
-
| | | Презентация проекта: «Кто нас защищает» | | 1 ч | | |
-
| | | Опасные места | Опасные места в окрестностях нашей школы | 1 ч | | |
-
| | | Природа и наша безопасность | Природные опасности Камчатки | 1 ч | | |
-
| | | Экологическая безопасность | Проблемы экологии нашего края | 1 ч | | |
-
| | | Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». Проверочная работа | | 1 ч | | |
Глава 5. «Чему учит экономика» 12 ч | |
-
| | | Для чего нужна экономика | | 1 ч | | |
-
| | | Природные богатства и труд людей – основа экономики | | 1 ч | | |
-
| | | Полезные ископаемые. Практическая работа. | Богатства земли камчатской (месторождения полезных ископаемых) | 1 ч | | |
-
| | | Растениеводство | Сельское хозяйство Камчатского края - отрасли растениеводства | 1 ч | | |
-
| | | Животноводство | Сельское хозяйство Камчатского края - отрасли животноводства | 1 ч | | |
-
| | | Какая бывает промышленность | Промышленность Камчатского края | 1 ч | | |
-
| | | Что такое деньги Практическая работа | | 1 ч | | |
-
| | | Государственный бюджет. | | 1 ч | | |
-
| | | Семейный бюджет | | 1 ч | | |
-
| | | Экономика и экология | | 1 ч | | |
-
| | | Обобщение знаний по теме «Чему учит экономике». Проверочная работа | | 1 ч | | |
-
| | | Презентация проекта: «Экономика родного края» | Экономика родного края (промышленные, сельскохозяйственные предприятия края, чем интересны, история) | 1 ч | | |
Глава 6. «Путешествие по материкам и странам» 13 ч | | | | | 1 ч |
-
| | | Золотое кольцо России | | 1 ч | | |
-
| | | Наши ближайшие соседи | | 1 ч | | |
-
| | | На севере Европы | | 1 ч | | |
-
| | | Что такое Бенилюкс | | 1 ч | | |
-
| | | В центре Европы | | 1 ч | | |
-
| | | По Франции и Великобритании | | 1 ч | | |
-
| | | На юге Европы | | 1 ч | | |
-
| | | По знаменитым местам мира | | 1 ч | | |
-
| | | Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». Проверочная работа | | 1 ч | | |
-
| | | Презентация проекта: «Музей путешествий» | | 1 ч | | |
-
| | | Урок – игра «Путешествие по городам и странам» | | 1 ч | 2 ч.-резерв | |
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
Основная литература
Для реализации цели и задач обучения курсу «Окружающий мир» по данной программе используется УМК издательства «Просвещение»:
Плешаков А.А.
Мир вокруг нас. Учебник. 3 класс, с приложением на электронном носителе, в 2-х частях. М.: Просвещение, 2016.
Плешаков А.А., Крючкова Е.А.
Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс, в 2-х частях. М.: Просвещение, 2017.
Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З. Д.
Тесты к учебнику для 3 класса «Окружающий мир». М.: Просвещение, 2017.
Плешаков А.А.
От земли до неба. Атлас-определитель. М.: Просвещение, 2015.
Плешаков А.А.
Зеленые страницы. М.: Просвещение, 2015.
Плешаков А.А., Румянцев А. А.
Великан на поляне, или первые уроки экологической этики. М.: Просвещение, 2015.
Дополнительная литература (интеграция регионального и этнокультурного компонента)
Камчатский край. Краеведческий сайт http://www.kamchatsky-krai.ru/geography/oopt/
Зыков В. Насекомые Камчатки: Экскурсия в мир дикой природы: научно-популярное издание / В. Зыков, Л. Лобкова; природный парк "Налычево". — Елизово, 2009. — 64 с.: ил.
Зыков В. Бабочки Камчатки: Мини-определитель / Владимир Зыков, Людмила Лобкова ; авт. текста Людмила Лобкова ; авт. фото: Владимир Зыков, М. Жуков, В. Кириченко, Е. Лобков; Камч. лига независимых экспертов. — Елизово, 2004. — [24] с.: ил.
Справочник-определитель редких и охраняемых видов животных и растений Камчатского края / отв. редактор О. А. Чернягина. –
Петропавловск-Камчатский : Камчатпресс, 2013. – 124 с.
Озёра Камчатки http://www.topkam.ru/attractions/lakes
Земноводные и пресмыкающиеся Камчатки http://www.kamchatsky-krai.ru/photografii/fauna/zemnovodnyje/zemnovodnyje.htm
Сорта культурных растений Камчатки http://domorost.ru/maps/country/rossiya/region/kamchatskij-kraj/type/variety
Грибы Камчатки http://gribnikoff.ru/gribmesto/griby-kamchatki/
Традиционная кухня Камчатки https://sgastronomy.ru/tradicionnaya-kukhnya-kamchatki/
Промышленность Камчатского края https://www.sites.google.com/site/rybnyjkraj/