СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса с учётом регионального компонента

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена с учётом реализации этнокультурного и регионального компонента. Интеграция в уроки регионального и этнокультурного компонента ориентирована на формирование у младших школьников представлений о природе родного края, формированию экологических знаний учащихся, вооружение их навыками грамотного использования природных ресурсов, знакомством с культурой коренных народов родного края, развитие интереса у детей к  культуре коренных народов, их традициям и обычаям.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса с учётом регионального компонента»




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 24»

Петропавловск – Камчатского городского округа





Согласовано

Руководитель МО учителей начальных классов

____________ Е.Т. Белова

«___» _____________ 2015 г



Утверждаю

Зам. директора МАОУ «Средняя школа № 24»

____________ А.Д. Коротких

«___» ____________ 2015 г








Рабочая программа

учебного предмета «Окружающий мир»

по УМК «Школа России»

4 класс






Составитель: В. В. Антонова

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории









2015 -2016 учебный год


Раздел i. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена на основании нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержден приказом Минобрнауки РФ 06 октября 2009 г. № 373.

  2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 11, 12, 13).

  3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

  4. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ «Средняя школа № 24», утверждена приказом директора от 31.08.2015г. № 1.

  5. Учебный план МАОУ «Средняя школа № 24» на 2015 -2016 учебный год.

  6. Положение о системе оценок, формах, порядке и периодичности промежуточной аттестации и порядке перевода учащихся 1-4 классов МАОУ «Средняя школа № 24» от 29.08.2014г.

  7. Примерная и авторская программа начального общего образования по УМК «Школа России» под редакцией Плешакова А.А..

При составлении рабочей программы осуществлена корректировка примерной программы в плане изменения числа тем, последовательности их изложения и перераспределения часов.

Рабочая программа составлена с учётом реализации этнокультурного и регионального компонента. Интеграция в уроки регионального и этнокультурного компонента ориентирована на формирование у младших школьников представлений о природе родного края, формированию экологических знаний учащихся, вооружение их навыками грамотного использования природных ресурсов.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Цели и задачи курса

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.


Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.


Задачи внедрения этнокультурного и регионального компонента в уроки окружающего мира:

  • формирование целостных знаний о родном крае,

  • обогащение учащихся новыми сведениями о родном крае, расширение кругозора,

  • развитие творческих и исследовательских умений,

  • воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию малой родины, положительного эмоционально-ценностного отношения к себе, жителям своего края и окружающей среде региона.

Работая над материалом этнокультурного и регионального компонента и используя его на уроках, важно придерживаться определённых принципов: систематичности, доступности, наглядности и разнообразности материала, связи НРК с учебной и воспитательной работой, взаимосвязи местного и общего исторического, географического материала. 


Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом МАОУ «Средняя школа № 24» на 2015 - 2016 учебный год, рабочая программа по окружающему миру рассчитана на 68 часов в год при 2 часах в неделю (34 учебные недели).

При составлении программы введена корректировка примерной программы в плане изменения числа тем, последовательности их изложения и перераспределения часов.




Раздел ii. ПЛАНИРУЕМЫЕ Результаты освоения учебного предмета

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета

Личностные УУД

У ученика будут сформированы:

  • уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

  • умение делать осознанный выбор в учебной деятельности и приобрести положительный опыт личностного самоопределения;

  • установка на безопасный здоровый образ жизни.

Ученик получит возможность для формирования:

  • способности к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;

  • способности выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.


Регулятивные УУД

Ученик научится:

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • вырабатывать в диалоге с учителем критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

  • следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения практической задачи.

Ученик получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.


Познавательные УУД

Ученик научится:

  • использовать правила систематизации и включения нового знания в систему знаний;

  • использовать алгоритм классификации, вывода по аналогии, уметь их выполнять;

  • использовать основные правила поиска и представления информации;

  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями;

  • осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения.

Ученик получит возможность научиться:

  • контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

  • на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия.


Коммуникативные УУД

Ученик научится:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

  • применять знание основных правил сотрудничества в командной работе, правил создания договоренности в совместной работе, приобрести опыт их применения;

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.


Ученик получит возможность научиться:

  • отличать спор от дискуссии, функции «организатора» и «критика»;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.


Планируемые результаты освоения программы
по разделам курса

Раздел «Человек и природа»

Ученик научится:

  • проводить несложные астрономические наблюдения;

  • изготавливать модели планет и созвездий;

  • использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;

  • приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из международной Красной книги;

  • находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон России — основные природные зоны;

  • объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;

  • приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России;

  • давать краткую характеристику своего края;

  • различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться атласом-определителем для распознавания (определения) объектов неживой и живой природы;

  • давать краткую характеристику природных сообществ своего края;

  • выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью моделей;

  • рассказывать об охране природы в своём крае;

  • различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края.

Ученик получит возможность научиться:

  • рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;

  • анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;

  • выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей;

  • оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и национальных парков России;

  • оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах.

Раздел «Человек и общество»

Ученик научится:

  • понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;

  • находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России,

  • узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;

  • называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни

страны;

  • называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства;

  • понимать, в чём различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории;

  • раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран;

  • называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны,

  • рассказывать о традициях и праздниках народов России;

  • соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»;

  • читать историческую карту;

  • перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;

  • с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля;

  • описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества;

  • показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды истории, места некоторых важных исторических событий;

  • рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России;

  • соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;

  • называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;

  • находить в домашнем архиве исторические свидетельства;

  • использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом и настоящем.

Ученик получит возможность научиться:

  • объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребёнка;

  • приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом;

  • составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них;

  • описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их достопримечательности;

  • раскрывать связь современной России с её историей;

  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке;

  • участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде.

Раздел III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

4-й класс. «Окружающий мир» (68 ч)

Автор: Плешаков А.А.


Земля и человечество (9 ч)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы. Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года. Знакомство с картой звездного неба. Глобус и географическая карта. Знакомство с историческими картами.


Природа России (10 ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы. Равнины и горы России. Моря, озера и реки России. Зона Арктических пустынь. Тундра. Леса России. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.


Родной край – часть большой страны (13 ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Практические работы. Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края.


Страницы всемирной истории (6 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.


Страницы истории Отечества (20 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской.

Куликовская битва.

Иван III. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв.

Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр I – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине II. Дворяне и крестьяне. Век русской славы. А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр II. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай II – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.

Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.


Современная Россия (10 ч)

Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России. Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России. Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Содержание программного материала

Количество часов

1

Земля и человечество

9 ч

2

Природа России

10 ч

3

Родной край – часть большой страны

13 ч

4

Страницы Всемирной истории

6 ч

5

Страницы истории Отечества

20 ч

6

Современная Россия

10 ч


Итого:

68 ч


Мониторинг результатов усвоения программы

График проведения проверочных работ


урока

Вид работы

Раздел

9

Проверочная работа

Земля и человечество

19

Проверочная работа

Природа России

32

Проверочная работа

Родной край – часть большой страны

38

Проверочная работа

Страницы Всемирной истории

58

Проверочная работа

Страницы истории Отечества

66

Проверочная работа

Современная Россия



Календарно-тематическое планирование

4 класс, УМК «Школа России»


урока

Дата



Тема урока

Интеграция регионального

и этнокультурного

компонента

Часов

по плану

Примечание

по плану

по факту

ЧАСТЬ 1.

Глава 1. «Земля и человечество»

9 ч



Мир глазами астронома.

Практическая работа: Демонстрация смены дня и ночи на теллурии


1 ч




Планеты Солнечной системы



1 ч




Звездное небо – Великая книга Природы

Практическая работа: знакомство с картой звёздного мира

Карта звёздного неба над Петропавловском - Камчатским

1 ч




Мир глазами географа.

Практическая работа: поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте

Основные географические объекты Камчатского края на карте

1 ч




Мир глазами историка,

знакомство с историческими картами


1 ч




Когда и где? Работа с лентой времени.


1 ч




Мир глазами эколога.

Экологические проблемы Камчатки

1 ч




Сокровища Земли под охраной человечества

Всемирное наследие – Вулканы Камчатки


1 ч




Международная Красная книга.

Проверочная работа по теме «Земля и человечество»


1 ч


Глава 2. «Природа России»

10 ч



Равнины и горы России

Практическая работа: поиск и показ на физической карте равнин и гор.

Горы Камчатки (Срединный и Восточный хребет)

1 ч




Моря, озера и реки России

Практическая работа: поиск и показ на физической карте озёр и рек.

Основные водные объекты Камчатки

1 ч




Зона арктических пустынь


1 ч




Зона тундры

Зона тундры Камчатского края

1 ч




Лесная зона России.

Зона лесов Камчатского края

1 ч




Лес и человек Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов.

Сохраним лес! Борьба с пожарами в Камчатском крае.

1 ч




Зона степей.


1 ч




Зона пустынь


1 ч




У Чёрного моря.


1 ч




Обобщение по разделу «Природа России»

Проверочная работа по теме «Природа России».


1 ч


Глава 3. «Родной край – часть большой страны»

13 ч



Наш край.

Практическая работа: работа с картой края.

Показ основных географических объектов на карте Камчатского края

1 ч




Поверхность нашего края

Практическая работа: чтение плана местности

Вулканы Камчатского края

1 ч




Водные богатства нашего края.

Практическая работа: показ на карте водоемов родного края.

Водоёмы родного края

1 ч




Наши поземные богатства.

Практическая работа: рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств.

Геологические открытия

1 ч




Земля - кормилица.

Важнейшие виды почв края. Охрана почв в нашем крае

1 ч




Жизнь леса

Стланниковые, лиственные и хвойные леса нашего края

1 ч




Жизнь луга

Виды лугов Камчатского края. Растения и животные.

1 ч




Жизнь в пресных водоёмах.

Растения и животные пресных водоёмов Камчатского края

1 ч




Растениеводство в нашем крае, его отрасли.

Практическая работа:

знакомство с культурными растениями (гербарные образцы).

Овощеводство и ягодничество в нашем крае.

1 ч




Животноводство в нашем крае


Разведение домашних животных и таёжные промыслы.

1 ч




Коренные народы Севера

Быт и культура (традиции и обряды) коренных народов нашего края

1 ч




Обобщение по разделу
«Родной край – часть большой страны»

Проверочная работа

Что даёт Камчатский край стране? Развитие нашего края.

1 ч




Презентация проекта «Родной край – часть большой страны».

Работа по одной из выбранной темы проекта (стр. 204 – 205)

1 ч


ЧАСТЬ 2.

Глава 4. «Страницы всемирной истории»

6 ч



Начало истории человечества.



1 ч




Мир древности: далёкий и близкий.


1 ч




Средние века: время рыцарей и замков.


1 ч




Новое время: встреча Европы и Америки


1 ч




Новейшее время: история продолжается сегодня


1 ч




Обобщение по разделу «Страницы всемирной истории»

Проверочная работа по теме «Страницы всемирной истории»



1 ч


Глава 5. «Страницы истории Отечества»

20 ч



Жизнь древних славян.



1 ч




Во времена Древней Руси. Крещение Руси


1 ч




Страна городов


1 ч




Из книжной сокровищницы Древней Руси


1 ч




Трудные времена на Русской земле.


1 ч




Русь расправляет крылья


1 ч




Куликовская битва


1 ч




Иван Третий


1 ч




Мастера печатных дел.


1 ч




Патриоты России


1 ч




Пётр Великий (1672 – 1725 г)

1697 г. – присоединение Камчатки к России (экспедиция В. В. Атласова)

1703 г. – открытие казаками во главе с Р. Преснецовым Авачинской бухты

1 ч




Михаил Васильевич Ломоносов

(1711 – 1765 г)

1726 г. – освоение юга Камчатки

1728 г – экспедиция В. Беринга

1737 г – Вторая Камчатская экспедиция (материалы С. П. Крашенинникова)

17 октября 1740 г. – День рождения города

1743 г. – основание первых русских поселений

1 ч




Екатерина Великая (1729 – 1796 г.)

1787 г. экспедиция Ж. Ф. Лаперуза

Первое покорение Авачинского вулкана с научными целями

1 ч




Отечественная война 1812 года

9 апреля 1812 года было утверждено новое положение о преобразовании управления Камчаткой, состоявшее из 90 пунктов

1 ч




Страницы истории Россия в XIX века

1850 г – назначен первым камчатским военным губернатором В.С. Завойко

1854 г – победа над англо-французской эскадрой (оборона Петропавловска)

1 ч




Россия вступает в XX век

Город не развивался (забытость и убогость, численность города на 1900 г – 383 чел)

1 ч




Страницы истории в 20–30-е годы XX века

1922 г - в Петропавловск прибыл отряд из 300 красных воинов под командованием М. П. Вольского и комиссара В. М. Кручины

1923 г. – разгром остатков белогвардейцев под руководством Г. И. Чубарова

1 ч




Великая Отечественная война и Великая Победа

1945 г – Курильский десант

1 ч




Страна, открывшая путь в космос

"Золотой век" Петропавловска-Камчатского (1956–1991)

- развитие города, промышленности

1 ч




Обобщение по разделу «Страницы истории России»

Проверочная работа по теме: «Страницы всемирной истории».


1 ч


Глава 6. «Современная Россия»

10 ч



Основной закон России и права человека.


1 ч




« Дети имеют право на особую заботу и помощь»


1 ч




Мы – граждане России


1 ч




Славные символы России.

Символы Камчатского края

1 ч




Такие разные праздники

Практическая работа: работа с календарём

Традиционные праздники коренных народов севера

1 ч




Путешествие по России.

По Дальнему востоку


1 ч




Путешествие по России.

По северу европейской части России


1 ч




Обобщающий урок по разделу «Современная Россия»

Проверочная работа по разделу: «Современная Россия»


1 ч




Презентация проекта «История моей страны»

Работа по одной из выбранной темы проекта (стр. 204 – 205)

1 ч




Урок – игра «Самый умный – Путешествие по страницам истории»


1 ч




















Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

Основная литература


Для реализации цели и задач обучения курсу «Окружающий мир» по данной программе используется УМК издательства «Просвещение»:

  1. Плешаков А.А.

Мир вокруг нас. Учебник. 3 класс, с приложением на электронном носителе, в 2-х частях. М.: Просвещение, 2015.

  1. Плешаков А.А., Крючкова Е.А.

Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс, в 2-х частях. М.: Просвещение, 2015.

  1. Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З. Д.

Тесты к учебнику для 4 класса «Окружающий мир». М.: Просвещение, 2015.

  1. Плешаков А.А.

От земли до неба. Атлас-определитель. М.: Просвещение, 2015.

  1. Плешаков А.А.

Зеленые страницы. М.: Просвещение, 2015.

  1. Плешаков А.А., Румянцев А. А.

Великан на поляне, или первые уроки экологической этики. М.: Просвещение, 2015.


Дополнительная литература (интеграция регионального и этнокультурного компонента)


  1. Камчатский край. Краеведческий сайт http://www.kamchatsky-krai.ru/geography/oopt/


  1. Зыков В. Насекомые Камчатки: Экскурсия в мир дикой природы: научно-популярное издание / В. Зыков, Л. Лобкова; природный парк "Налычево". — Елизово, 2009. — 64 с.: ил.


  1. Зыков В. Бабочки Камчатки: Мини-определитель / Владимир Зыков, Людмила Лобкова ; авт. текста Людмила Лобкова ; авт. фото: Владимир Зыков, М. Жуков, В. Кириченко, Е. Лобков; Камч. лига независимых экспертов. — Елизово, 2004. — [24] с.: ил.


  1. Справочник-определитель редких и  охраняемых видов животных и растений Камчатского края / отв. редактор О. А. Чернягина. –

Петропавловск-Камчатский : Камчатпресс, 2013. – 124 с.


  1. Озёра Камчатки http://www.topkam.ru/attractions/lakes

  2. Сорта культурных растений Камчатки http://domorost.ru/maps/country/rossiya/region/kamchatskij-kraj/type/variety

  3. Карта звёздного неба

http://www.abc2home.ru/znaki_zodiaka/sozvezdiya/stellar_sky_petropavlovsk.html

  1. Экологические проблемы Камчатки

http://kamchatkaland.ru/note/ekologicheskie-problemyi-kamchatki

  1. Природный парк «Вулканы Камчатки»

http://vulcanikamchatki.ru

  1. Пирагис, Александр. Камчатка в лицах, XVIIXXI вв.: краткий биогр. спр. / Александр Пирагис. — Петропавловск-Камчатский: холд. комп. «Новая книга», 2015. — 400 с. — (Б-ка «Новой книги». Сер. «Камчатские биографии»).

  2. Пирагис, Александр. Петропавловск-Камчатский. Улицы города рассказывают / Александр Пирагис. — Изд. 2-е, с доп. и изм. — Петропавловск-Камчатский : холд. комп. "Новая книга", 2000. — 128 с., [8] с. ил. — Имен. указ.: с. 120–123 ; указ. улиц: с. 124–126. — 4000 экз.