Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 24»
Петропавловск – Камчатского городского округа
Согласовано Руководитель МО учителей начальных классов ____________ Е.Т. Белова «___» _____________ 2017 г | Утверждаю Зам. директора МАОУ «Средняя школа № 24» ____________ А.Д. Коротких «___» ____________ 2017 г |
Рабочая программа
учебного предмета «Окружающий мир»
по УМК «Школа России»
2 класс
Составитель: В.В. Антонова
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2016-2017 учебный год
Раздел i. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена на основании нормативно-правовых документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержден приказом Минобрнауки РФ 06 октября 2009 г. № 373.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 11, 12, 13).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ «Средняя школа № 24», утверждена приказом директора от 31.08.2017 г. № 1.
Учебный план МАОУ «Средняя школа № 24» на 2017-2018 учебный год.
Положение о системе оценок, формах, порядке и периодичности промежуточной аттестации и порядке перевода учащихся 1-4 классов МАОУ «Средняя школа № 24» от 29.08.2014г.
Примерная и авторская программа начального общего образования по УМК «Школа России» под редакцией А. А. Плешакова.
.
При составлении рабочей программы осуществлена корректировка примерной программы в плане изменения числа тем, последовательности их изложения и перераспределения часов.
Рабочая программа составлена с учётом реализации этнокультурного и регионального компонента. Интеграция в уроки регионального и этнокультурного компонента ориентирована на формирование у младших школьников представлений о природе родного края, формированию экологических знаний учащихся, вооружение их навыками грамотного использования природных ресурсов.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цели и задачи курса
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Задачи внедрения этнокультурного и регионального компонента в уроки окружающего мира:
формирование целостных знаний о родном крае,
обогащение учащихся новыми сведениями о родном крае, расширение кругозора,
развитие творческих и исследовательских умений,
воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию малой родины, положительного эмоционально-ценностного отношения к себе, жителям своего края и окружающей среде региона.
Работая над материалом этнокультурного и регионального компонента и используя его на уроках, важно придерживаться определённых принципов: систематичности, доступности, наглядности и разнообразности материала, связи НРК с учебной и воспитательной работой, взаимосвязи местного и общего исторического, географического материала.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МАОУ «Средняя школа № 24» на 2017 - 2018 учебный год, рабочая программа по окружающему миру рассчитана на 68 часов в год при 2 часах в неделю (34 учебные недели).
При составлении программы введена корректировка примерной программы в плане изменения числа тем, последовательности их изложения и перераспределения часов.
Раздел ii. ПЛАНИРУЕМЫЕ Результаты освоения учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Личностные УУД
У обучающихся будут сформированы:
более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка;
представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;
эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;
этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Планируемые результаты освоения программы
по разделам курса
Раздел «Человек и природа»
Ученик научится:
различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
различать объекты и явления неживой и живой природы;
находить связи в природе, между природой и человеком;
проводить наблюдения и ставить опыты;
измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
сравнивать объекты природы, делить их на группы;
ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
различать внешнее и внутреннее строение тела человека
правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
различать водные объекты, узнавать их по описанию;
читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны.
Ученик получит возможность научиться:
оценивать отношение людей к окружающему миру;
соблюдать и оценивать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и
в лесу.
Раздел «Человек и общество»
Ученик научится:
находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где
живут учащиеся;
различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
приводить примеры народов России;
сравнивать город и село, городской и сельский дома;
узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
различать виды транспорта;
приводить примеры учреждений культуры и образования;
определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
приводить примеры семейных традиций;
соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила
культурного поведения в школе и других общественных местах;
Ученик получит возможность научиться:
уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников.
Раздел III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2-й класс. «Окружающий мир» (68 ч)
Автор: Плешаков А.А.
Где мы живем (4 ч)
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Экскурсия: Что нас окружает?
Природа (19 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды
от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.
Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (9 ч)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.
Здоровье и безопасность (10 ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение (7 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия (19 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсии: Весенние изменения в природе.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Содержание программного материала | Количество часов |
1 | Где мы живём? | 4 ч |
2 | Природа | 19 ч |
3 | Жизнь города, села | 9 ч |
4 | Здоровье и безопасность | 10 ч |
5 | Общение | 7 ч |
6 | Путешествия | 19 ч |
| Итого: | 68 ч |
Мониторинг результатов усвоения программы
График проведения проверочных работ
№ урока | Вид работы | Раздел |
4 | Проверочная работа | Где мы живём? |
23 | Проверочная работа | Природа |
32 | Проверочная работа | Жизнь города, села |
42 | Проверочная работа | Здоровье и безопасность |
49 | Проверочная работа | Общение |
67 | Проверочная работа | Путешествия |
Календарно-тематическое планирование
2 КЛАСС, УМК «Школа России»
№ урока | Дата | Тема урока | Интеграция регионального и этнокультурного компонента | Часов по плану | Примечание |
по плану | по факту |
ЧАСТЬ 1. Глава 1. «Где мы живём» 4 ч |
1. | | | Где мы живём Родная страна. Семья народов России. | Государственная символика Камчатского края (герб, флаг, гимн) | 1 ч | |
2 | | | Город и село. | Города Камчатского края (Петропавловск – Камчатский, Елизово, Вилючинск) | 1 ч | |
3 | | | Природа и рукотворный мир. Экскурсия «Что нас окружает?» | | 1 ч | |
4 | | | Проверочная работа по разделу «Где мы живём?» Презентация проекта «Родной город» | Памятники нашего города | 1 ч | |
Глава 2. «Природа» 19 ч |
5 | | | Неживая и живая природа. Связи между неживой и живой природой. | | 1 ч | |
6 | | | Явления природы. Практическая работа: «Как измерить температуру?» | | 1 ч | |
7 | | | Что такое погода. | Климатические особенности нашего края | 1 ч | |
8 | | | Экскурсия В гости к осени | Сезонные изменения (осень) | 1 ч | |
9 | | | Звёздное небо. | | 1 ч | |
10 | | | Заглянем в кладовые земли. Практическая работа: «горные породы и минералы» | Геологические открытия Камчатки | 1 ч | |
11 | | | Про воздух… Красота неба. | | 1 ч | |
12 | | | …И про воду. Красота воды. | Достопримечательность Кроноцкого заповедника – озеро Кроноцкое (самое большое пресноводное озеро края) | 1 ч | |
13 | | | Какие бывают растения. | Деревья, кустарники и травы Камчатки. | 1 ч | |
14 | | | Какие бывают животные. | Земноводные Камчатского края | 1 ч | |
15 | | | Невидимые нити. | Игорь Акимушкин «Невидимые нити природы» (примеры) | 1 ч | |
16 | | | Дикорастущие и культурные растения. | Культурные растения Камчатки | 1 ч | |
17 | | | Дикие и домашние животные. | | 1 ч | |
18 | | | Комнатные растения. Практическая работа: «Как ухаживать за комнатными растениями?» | | 1 ч | |
19 | | | Животные живого уголка. | | 1 ч | |
20 | | | Про кошек и собак. | | 1 ч | |
21 | | | Красная книга. | | 1 ч | |
22 | | | Будь природе другом. Презентация проекта «Красная книга, или Возьмём под защиту». | Красная книга Камчатского края (растения и животные) | 1 ч | |
23 | | | Проверочная работа по разделу «Природа». | | 1 ч | |
Глава 3. «Жизнь города и села» 9 ч |
24 | | | Что такое экономика. | | 1 ч | |
25. | | | Из чего что сделано. | | 1 ч | |
26 | | | Как построить дом. | | 1 ч | |
27 | | | Какой бывает транспорт. | | 1 ч | |
28 | | | Культура и образование. | Культурные учреждения Камчатского края | 1 ч | |
29 | | | Все профессии важны. Презентация проекта «Профессии». | Профессии нашего края | 1 ч | |
30 | | | Экскурсия В гости к зиме | Сезонные изменения (зима) | 1 ч | |
31 | | | Зимние явления в неживой и живой природе. | | 1 ч | |
32 | | | Проверочная работа по разделу: «Жизнь города и села». | Достопримечательности родного города (экскурсия) | 1 ч | |
ЧАСТЬ 2.. Глава 4. «Здоровье и безопасность» 10 ч |
33 | | | Строение тела человека. | | 1 ч | |
34 | | | Если хочешь быть здоров. | | 1 ч | |
35 | | | Берегись автомобиля! | Сводки ДТП на дорогах Камчатского края и города | 1 ч | |
36 | | | Практическая работа: «Школа пешехода». Основные правила безопасности пешехода | | 1 ч | |
37 | | | Домашние опасности. | | 1 ч | |
38 | | | Пожар! Правила противопожарной безопасности. Вызов пожарных по телефону. | Сводка о пожарах и причинах возгорания по Камчатскому краю | 1 ч | |
39 | | | На воде и в лесу. Правила безопасного поведения в воде и в лесу. | | 1 ч | |
40 | | | Опасные незнакомцы. | | 1 ч | |
41 | | | Опасные ситуации при контактах с незнакомыми людьми. Действия в ситуациях «Потерялась», «Мамина подруга» и т.д. | Сводка о пропавших людях в нашем крае | 1 ч | |
42 | | | Проверочная работа по разделу «Здоровье и безопасность». | | 1 ч | |
Глава 5. «Общение» 7 ч |
43 | | | Наша дружная семья. | Уклад жизни в семьях коренных народов нашего края | 1 ч | |
44 | | | Презентация проекта «Родословная». | | 1 ч | |
45 | | | В школе. Этика общения | | 1 ч | |
46 | | | Правила вежливости. Практическая работа: «Правила этикета». | | 1 ч | |
47 | | | Ты и твои друзья. Правила поведения в гостях. | | 1 ч | |
48 | | | Мы – зрители и пассажиры. | | 1 ч | |
49 | | | Проверочная работа по разделу по разделу «Общение». | | 1 ч | |
Глава 6. «Путешествия» 19 ч |
50 | | | Путешествия Посмотри вокруг. | | 1 ч | |
51 | | | Ориентирование на местности. | | 1 ч | |
52 | | | Ориентирование на местности. Практическая работа: «Компас» | | 1 ч | |
53 | | | Формы земной поверхности. Равнины и горы. Холмы и овраги. Красота гор. | «Домашние» вулканы Камчатки Легенда о Гамулах (Боги вулканов) | 1 ч | |
54 | | | Водные богатства. | Водные богатства родного края. | 1 ч | |
55 | | | Экскурсия В гости к весне Наблюдения над весенними явлениями природы. | Сезонные изменения (весна) | 1 ч | |
56 | | | Россия на карте. Практическая работа: «Как читать карту. Правила показа объектов на настенной карте» | Камчатский край на карте России (основные объекты учимся показывать на карте) | 1 ч | |
57 | | | Презентация проекта «Города России». | | 1 ч | |
58 | | | Путешествие по Москве. | | 1 ч | |
59 | | | Московский Кремль. | | 1 ч | |
60 | | | Город на Неве. | | 1 ч | |
61 | | | Путешествие по планете. Карта мира. Океаны и материки (континенты), их изображение на карте. | | 1 ч | |
62 | | | Путешествие по материкам. Части света: Европа и Азия. | | 1 ч | |
63 | | | Северная и Южная Америка. | | 1 ч | |
64 | | | Африка и Австралия. | | 1 ч | |
65 | | | Страны мира. Вокруг света с фотоаппаратом. Презентация проекта «Страны мира» | | 1 ч | |
66 | | | Впереди лето. | Сезонные изменения (лето) | 1 ч | |
67 | | | Проверочная работа по разделу: «Путешествия». | | 1 ч | |
68 | | | Урок – игра «Мы путешественники» | | 1 ч | |
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
Основная литература
Для реализации цели и задач обучения курсу «Окружающий мир» по данной программе используется УМК издательства «Просвещение»:
Плешаков А.А.
Мир вокруг нас. Учебник. 2 класс, с приложением на электронном носителе, в 2-х частях. М.: Просвещение, 2014.
Плешаков А.А., Крючкова Е.А.
Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс, в 2-х частях. М.: Просвещение, 2016.
Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З. Д.
Тесты к учебнику для 2 класса «Окружающий мир». М.: Просвещение, 2016.
Плешаков А.А.
От земли до неба. Атлас-определитель. М.: Просвещение, 2015.
Плешаков А.А.
Зеленые страницы. М.: Просвещение, 2015.
Плешаков А.А., Румянцев А. А.
Великан на поляне, или первые уроки экологической этики. М.: Просвещение, 2015.
Дополнительная литература (интеграция регионального и этнокультурного компонента)
Камчатский край. Краеведческий сайт http://www.kamchatsky-krai.ru/geography/oopt/
Зыков В. Насекомые Камчатки: Экскурсия в мир дикой природы: научно-популярное издание / В. Зыков, Л. Лобкова; природный парк "Налычево". — Елизово, 2009. — 64 с.: ил.
Зыков В. Бабочки Камчатки: Мини-определитель / Владимир Зыков, Людмила Лобкова ; авт. текста Людмила Лобкова ; авт. фото: Владимир Зыков, М. Жуков, В. Кириченко, Е. Лобков; Камч. лига независимых экспертов. — Елизово, 2004. — [24] с.: ил.
Справочник-определитель редких и охраняемых видов животных и растений Камчатского края / отв. редактор О. А. Чернягина. –
Петропавловск-Камчатский : Камчатпресс, 2013. – 124 с.
Озёра Камчатки http://www.topkam.ru/attractions/lakes
Земноводные и пресмыкающиеся Камчатки http://www.kamchatsky-krai.ru/photografii/fauna/zemnovodnyje/zemnovodnyje.htm
Сорта культурных растений Камчатки http://domorost.ru/maps/country/rossiya/region/kamchatskij-kraj/type/variety