Окружающий социальный мир, 4 класс (обучение на дому).
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы общего образования составляют:
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013г., филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург.
В учебном плане содержится предмет «Окружающий социальный мир». На изучение данного предмета отводится 1 час в неделю. Всего в год – 34 часа. Из них:
I ч. – ч. IIч. – ч.
IIIч. – ч. IVч. – ч.
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.
Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе.
Содержание материала по программе «Окружающий социальный мир» является основой формирования представлений, умений и навыков по предметам «Изобразительная деятельность», «Домоводство», «Труд» и др. Так знания, полученные ребенком в ходе работы по разделу «Посуда», в дальнейшем расширяются и дополняются на занятиях по домоводству, где ребенок учится готовить, сервировать стол и т.д.
Процесс формирования представлений по окружающему социальному миру у учащихся с выраженным нарушением интеллекта неразрывно связан с наиболее важной коррекционной задачей – социально-бытовая адаптация этой категории детей. В связи с этим обучение носит прежде всего ярко выраженную практическую направленность. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Материал подбирается по объему и компонуется по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка. В течение всего пропедевтического периода обучения уроки строятся на комплексной основе и включают игровую, изобразительную, конструктивную и практическую деятельность.
Учебный предмет «Окружающий социальный мир» находится в основной части учебного плана и относится к образовательной области «Человек».
Цель обучения предмета в четвертом классе – формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.
Основными задачами программы «Окружающий социальный мир» являются: знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения).
Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема | Колич. часов | Сроки | Основные элементы содержания | Практика |
Школа. |
1. | Вводное занятие | 1 | | Актуализация знаний через видеоматериалы | |
2-3. | Школьные принадлежности | 2 | | Формирование представлений о школьных принадлежностях через практические, игровые упражнения. | Формирование представлений о школьных принадлежностях. |
4-5. | Распорядок школьного дня. | 2 | | Формирование представлений о распорядке школьного дня, через просмотр презентации, игровых упражнений. | Формирование представлений о распорядке школьного дня. |
6-7. | Правила учебного поведения. | 2 | | Формирование представления о правилах учебного поведения, через практические упражнения. | Формирование представления о правилах учебного поведения. |
8. | Закрепление пройденного материала. | 1 | | Закрепление представлений о школе, нормах поведения. Через игру. | Закрепление представлений о школе, нормах поведения. |
Дом |
9-10-11. | Части дома. | 3 | | Формирование представления о частях дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Через просмотр демонстрационных материалов, практическую и изобразительную, конструктивную деятельность. | Формирование представления о частях дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). |
12-13-14. | Типы домов. Помещения квартиры, дома. | 3 | | Формирование представлений о типах домов (одноэтажные /многоэтажные, каменные/ деревянные), через просмотр презентации, конструктивную деятельность. Формирование представлений о помещениях квартиры (комната, кухня, ванная комната, туалет). Ориентация в помещениях своего дома. Через игровые упражнения. | Формирование представлений о типах домов (одноэтажные /многоэтажные, каменные/ деревянные. Формирование представлений о помещениях квартиры (комната, кухня, ванная комната, туалет). |
15-16. | Места общего пользования в доме. Домашний уют. | 2 | | Формирование представлений о местах общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт), через дидактические упражнения. Игровую деятельность. | Формирование представлений о местах общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт). |
17-18-19. | Предметы мебели, посуды. | 3 | | Формирование представлений о предметах мебели и посуды. Через просмотр демонстрационных материалов, практическую, конструктивную, изобразительную деятельность. | Формирование представлений о предметах мебели, посуды. |
20-21. | Электроприборы в доме. | 2 | | Формирование представления об электроприборах (телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, магнитофон, видеоплеер, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен), через просмотр презентации, игровые дидактические упражнения. | Формирование представления об электроприборах. |
Транспорт |
22-23-24. | Наземный транспорт. Профессии людей, работающих на транспорте. | 3 | | Формирование представлений о наземном транспорте (легковой и грузовой автомобиль, трактор, автобус). Через просмотр демонстрационных материалов, игровую, конструктивную деятельность. | Формирование представлений о наземном транспорте |
25-26- 27. | Воздушный транспорт. Профессии людей, работающих на транспорте. | 3 | | Формирование представлений о воздушном транспорте (самолёт, вертолёт). Через просмотр демонстрационных материалов, игровую, конструктивную деятельность. | Представление о воздушном транспорте (самолёт, вертолёт). |
28-29-30. | Водный транспорт. Профессии людей, работающих на транспорте. | 3 | | Формирование представлений о водном транспорте (корабль, теплоход). Через просмотр демонстрационных материалов, игровую, конструктивную деятельность. | Формирование представлений о водном транспорте |
31-32-33. | Водный транспорт. Профессии людей, работающих на транспорте. | 3 | | Формирование представлений о водном транспорте (корабль, теплоход). Через просмотр демонстрационных материалов, игровую, конструктивную деятельность. | Формирование представлений о водном транспорте |
34. | Закрепление пройденного материала. | 1 | | Закрепление представлений о транспорте (воздушный, наземный, водный). Через игру. | Закрепление представлений о транспорте. |
Содержание предмета
Программа первого класса предполагает работу по следующим разделам: «Квартира, дом, двор», «Школа», «Транспорт».
Школа.
Расположения учебных принадлежностей. Ориентация в распорядке школьного дня. Представления о профессиях людей, работающих в школе, о школьных принадлежностях (школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, кисточка, пластилин и т.д.). Соблюдение правил учебного поведения. Соблюдение общепринятых норм поведения дома, на улице, в общественных местах.
Квартира, дом, двор.
Представление о частях дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол), типах домов. Ориентация в помещениях своего дома. Представление о помещениях квартиры (комната, кухня, ванная комната, туалет). Представление о предметах мебели (стол, стул, диван, шкаф, кровать). Представление о предметах посуды, предназначенных для сервировки стола (тарелка, кружка, ложка, вилка, нож) и для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник). Места общего пользования в доме. Формирование представлений об убранстве дома. Электроприборы в доме.
Транспорт.
Представление о наземном транспорте. Представление о воздушном транспорте. Представление о водном транспорте. Профессии людей, работающих на транспорте.
Предполагаемые предметные результаты обучения.
Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.
Представления о профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, директор и т.д.).
Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности.
Умение организовывать свободное время с учетом своих интересов.
Предполагаемые личностные результаты обучения.
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
Учебно-методическое обеспечение.
адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2);
комплект рабочих тетрадей - Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я - говорю!»: «Я в семье», «Я – ребёнок». Комплект предназначен для работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения в интеллектуальной деятельности.
«Ступеньки грамоты» ч. 1 и 2., авторы: Н.В. Гальская, Л.М. Сахар. И следующее пособие - «Я и окружающий мир» - пособие для детей с особенностями психофизического развития, авторы: Т.В. Демьяненок, Ю.Н. Кислякова, И.Ю. Оглоблина.
Система оценки по предмету «Окружающий социальный мир».
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
Результаты мониторинга указаны в таблице.
3