Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Петровскозаводская средняя общеобразовательная школа»
Сармановского муниципального района Республики Татарстан
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО «Начальная школа» ______________И.И.Мазитова протокол №___ от «___»________2020 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР: ____________________ С.Г.Тимофеева «____»_______________ 2020 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы: _______________Р.Р.Нуртдинов приказ № _____ от «____»______________2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по основам религиозных культур и светской этики в 4 классе
Принято на заседании
педагогического Совета
протокол № ___
от « _____ » ____________2020 г.
Составитель: учитель начальных классов Ардыханова Г.А.
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Основа религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» для 4 класса разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г № 373, нормами законодательства РФ: Конституции РФ, «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», «О свободе совести и религиозных объединениях», авторской учебной программы М.Т. Студеникина к учебнику «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики». 4 класс, Москва «Русское слово», 2012 г., «Основы религиозных культур народов России» для 4 класса А.Н. Сахаров, К.А. Кочегаров / М.: Русское слово, 2011 г. планируемых результатов начального общего образования и учебного плана МБОУ «Петровскозаводская средняя общеобразовательная школа» на 2020-2021 г.
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всем мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без ущерба для качества образования, становления личности.
Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно - нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них.
Его изучение направлено на достижение следующих целей:
• развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
• знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;
• воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
На уроках светской этики учитель устанавливает и реализует межпредметные связи с русским языком, литературой, историей, изобразительным искусством, предметом «Окружающий мир».
Межпредметные связи присутствуют как в основных и дополнительных текстах, так в вопросах и заданиях к ним.
Курс этики считается светским, однако он небезразличен к религиозным ценностям верующих людей. В ознакомительном порядке учащиеся узнают об основных религиях россиян, о религии, распространенной на той территории, где находится школа. Они знакомятся с обрядами, узнают подробности о религиозных праздниках и традициях верующих.
Планируемые результаты освоения программы.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
В результате изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе должны быть достигнуты определенные результаты.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих знаний и умений:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, долг, нравственность, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о мировых религиозных культурах и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
– совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему);
– совместно с учителем составлять план решения проблемы;
– работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.
Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг;
– отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов;
– добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.);
– читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий;
– перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средства формирования познавательных УУД – это учебный материал и задания учебников, направленные на реализацию 1-й линии развития, а также технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
– доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы;
– слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения;
– договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.
Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), работа в малых группах.
Личностные результаты:
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
- воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- воспитание доброжелательности;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
- воспитание умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Освоение школьниками учебного содержания должно обеспечить:
- формирование первоначальных представлений об основах мировых религиозных культур;
- формирование уважительного отношения к разным духовным традициям;
- знакомство с ценностями: Отечество, долг, нравственность, милосердие, миролюбие и их понимание как основы культуры многонационального народа России;
- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
В соответствии с учебным планом программа на изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики» рассчитан на 34 часа из расчета 1 час в неделю (34 учебные недели).
В случае совпадения уроков с праздничными днями предполагается выполнение программы:
-
За счет часов выделенных на повторение материала;
-
За счет объединения уроков по одной теме.
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:
Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: учебник М.Т. Студеникина для 4 класса. – 4-е изд. – Москва: ООО «Русское слово», 2014. (Начальная инновационная школа), «Основы религиозных культур народов России» учебник А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова для 4 класса Москва: ООО Русское слово, 2011 г.
Содержание учебного предмета
№ | Тема раздела | Содержание | Количество часов |
1 | Россия – Родина моя | Введение в предмет. Народы России, их духовно-нравственная культура. Истоки вежливых слов. Значение вежливости. Россия – Родина моя Понятие Родины. Древняя Русь. Происхождение названий Русь, русские. Наша Родина – Россия, ее географическое положение, природа, население. Радушие и доброжелательность россиян. Россия – многонациональное государство. Национальность и раса. Древние города России, их памятники культуры. | 2 |
2 | Этика и этикет. | Этика и этикет. Понятия этика, мораль (нравственность). Назначение этики, ее категории. Понятие этикет, его происхождение и назначение. Нормы этикета, их развитие и совершенствование. Современные правила поведения, манеры поведения человека, их характеристики. | 2 |
3 | Вежливость | Вежливость. Понятия вежливость, уважение. Происхождение слов здравствуйте, спасибо, пожалуйста, их значения. Обычай рукопожатия, обычай снимать головной убор. Этикет приветствия в школе и дома, на улице. Отношение к недостаткам и слабостям людей. Обида словом, извинение. Этикет разговорной речи. | 2 |
4 | Добро и зло | Добро и зло Понятия добро и зло. Слова с корнем добро. Добра и зло в русских народных сказках, былинах. Правила разговорной речи: громкость голоса, интонация, мимика, жесты. Язык жестов. Значение слов. Влияние слова на взаимоотношения людей. Проявление тактичности и сдержанности в споре. Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать – начало доброго отношения к людям. Благожелательность. Забота о родных и близких. Бескорыстная помощь нуждающимся в ней людям. Повседневные проявления доброты. | 2 |
5 | Дружба и порядочность | Дружба и порядочность. Понятие и проявление дружбы. Роль доверия в укреплении дружбы. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях.Честность, доброта, порядочность, трудолюбие, понимание, бескорыстие, справедливость. Взаимопонимание, требовательность и ответственность. Проявление дружбы в сказках, произведениях детской литературы. Понятия-синонимы друг, приятель, товарищ. Правила дружбы. Отношения в классном коллективе | 2 |
6 | Честность и искренность | Честность и искренность. Понятия честность и искренность. Из истории традиций по выявлению честности и лжи. Значение выражений о честности («честное слово», «честно исполнять свой долг», «жить по совести, честно» и др.). Что значит быть честным с самим собой, с окружающими. Честность, правдивость и тактичность. Позитивные качества честности. Искренность –составная часть честности. Честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов. | 1 |
7 | Гордость и гордыня | Гордость и гордыня. Понятия гордость и гордыня. Чувство собственного достоинства человека, самоуважения. Порядочность и скромность. Зазнайство и гордыня, зависть. Воспитание положительных качеств личности, тренинги. Гордость за хорошие дела и поступки героев России. | 1 |
8 | Обычаи и обряды русского народа. | Обычаи и обряды русского народа. Что такое обычай и обряд. Из истории обряда бракосочетания на Руси. Решение вопросов женитьбы и замужества. Сваты. Помолвка. Венчание. Обычай встречи молодых хлебом - солью. Этикет царского обеда. Особенности бракосочетания в современной России. | 2 |
9 | Терпение и труд | Терпение и труд. Значения слова терпение. Что такое труд. Трудовые дела в школе и дома, их последовательность и систематичность. Постоянные домашние поручения и их выполнение. Значение труда в жизни человека и общества. Свободный и посильный труд. Повседневные дела и техника безопасности в работе. Твои любимые дела. Потребность в труде. Сочетание труда умственного и физического. Учеба – важнейший труд школьника. | 4 |
10 | Семья | Семья. Семья – объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных связях. Из истории семьи. Семья на Руси. Имя и фамилия. Фамилия – наследственное семейное имя. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной семье. Крепость и стабильность семьи. Родословная семьи. | 2 |
11 | Семейные традиции | Семейные традиции. Традиция – передача из поколения в поколение правил поведения в семье, семейных обычаев и обрядов. Разнообразие традиций, собственные традиции семьи, их создание. | 2 |
12 | Сердце матери | Сердце матери. Роль матери в семье. День матери в России. Традиция празднования Дня матери у народов мира. Материнская любовь. Мать и счастье – нераздельные понятия. Мать – творец человека. Подарить радость маме. Ответственность мамы за своих детей, помощь детей своим родителям. Бережное отношение детей к родителям, родным и близким. Подарочный этикет. | 2 |
13 | Правила твоей жизни | Правила твоей жизни. Сознательная дисциплина учащихся в школе. Правила приема пищи в школе. Этикет школьного праздника. Самообслуживание учащихся. Поддержание порядка и чистоты в школе и дома, во дворе дома и на улице. Помощь детей родителям. Распорядок дня ученика. Культура общения сверстников. Особенности общения детей между собой и с посторонними взрослыми людьми, соблюдение правил личной безопасности. Внимательное отношение к маленьким детям, престарелым и инвалидам, помощь им. | 2 |
14 | Праздники народов России. | Праздники народов России. Христианские праздники. Происхождение Масленицы. Семь дней Масленицы. Великий пост. Старинные праздники: Пасха, Рождество Христово, святки, Крещенский сочельник, Крещение. Праздничный застольный этикет. Курбан-байрам, день Сангхи, обряды народов, свобода совести. | 2 |
15 | Защитники Отечества | Защитники Отечества. 23 февраля – День защитника Отечества. Состав Вооруженных сил РФ. Страницы боевой славы Родины с ХIII до ХХ в.: Невская битва, сражение на Чудском озере, Куликовская битва, борьба с поляками в ХVII в., подвиги полководца А.В. Суворова, Отечественная война 1812 г., Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Охрана сухопутных, воздушных и водных границ страны. Защита Родины – долг каждого гражданина РФ, служба в Вооруженных силах РФ – почетная обязанность каждого мужчины. | 1 |
16 | Религиозные культуры | Религиозные культуры Культура и религия. Христианство на Руси и в России. Пророк Мухаммад и возникновение ислама. Иудаизм - древняя религия евреев. Направления и обряды буддизма | 4 |
17 | Итоговое повторение | Итоговое повторение. Проект. | 1 |
| Всего: | | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема | Основные виды учебной деятельности учащихся |
План | Факт |
Россия – Родина моя (2 ч.) |
1/1 | | | Введение в предмет. Россия - Родина моя. | Знать,что такое этикет и её значение в жизни человека |
2/2 | | | Россия - Родина моя. | Иметь представление о понятиях: Родина, Россия, национальность, раса; кто такие славяне. Уметь: показывать границы Российской Федерации на карте, объяснять значение однокоренных слов, происхождение названия Русь; пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов |
Этика и этикет (2ч.) |
3/1 | | | Этика и этикет | Иметь представление о понятиях: этика, этикет, светский. Уметь: проявлять дружелюбие, культуру своего поведения; формулировать вопросы к тексту и отвечать на них |
4/2 | | | Этика и мораль | Иметь представление о понятиях: этика, этикет, манеры нравственность (мораль). Уметь: следовать правилам хорошего тона; объяснять практические ситуации проявления этики и этикета в повседневной жизни; проявлять стремление к добрым делам и поступкам |
Вежливость (2ч.) |
5/1 | | | Вежливость | Иметь представление о понятиях: вежливость, уважение, тактичность, скромность. Уметь: осознанно использовать слова вежливости в разных жизненных ситуациях; соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома; уметь подобрать к термину новое значение; говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения |
6/2 | | | Этикет приветствия | Иметь представление о понятиях: вежливость, уважение, тактичность, скромность. Уметь: осознанно использовать слова вежливости в разных жизненных ситуациях; соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома; уметь подобрать к термину новое значение; говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения |
Добро и зло (2 ч.) |
7/1 | | | Добро и зло | Иметь представление о понятиях: добро, доброта, забота, жадность, зло, тактичность, сдержанность. Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов; соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком; применять правила разговорной речи; проявлять заботу о родных и близких, нуждающихся в помощи людях |
8/2 | | | Благожелательность | Иметь представление о понятиях: благожелательность, бездушие. Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов; соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком; применять правила разговорной речи; проявлять заботу о родных и близких, нуждающихся в помощи людях |
Дружба и порядочность (2 ч.) |
9/1 | | | Дружба и порядочность | Иметь представление о понятиях: дружба, бескорыстие, порядочность, доверие, честность, трудолюбие, бескорыстность, справедливость, ответственность. Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе; проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважение друг к другу; избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок |
10/2 | | | Отношения в классном коллективе | Иметь представление о понятиях: дружба, бескорыстие, порядочность, доверие, честность, трудолюбие, бескорыстность, справедливость, ответственность. Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе; проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважение друг к другу; избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок |
Честность и искренность (1 ч.) |
11/1 | | | Честность и искренность | Иметь представление о понятиях: честность, искренность, правдивость, тактичность, репутация, закон. Уметь: сравнивать и сопоставлять; критически осмысливать; оценивать позитивные качества честности; проявлять честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов; решать практические задачи и рассмотреть часто возникающие ситуации; соотносить иллюстрацию с текстом |
Гордость и гордыня (1 ч.) |
12/1 | | | Гордость и гордыня | Иметь представление о понятиях: гордость, гордыня, самоуважение, человечность, скромность, тщеславие. Уметь: проявлять порядочность и скромность, гордость за свои поступки героев России; раскрывать авторский замысел художественного произведения, выявлять в нём этические понятия гордость и гордыня |
Обычаи и обряды русского народа (2 ч.) |
13/1 | | | Обычаи и обряды русского народа | Иметь представление о понятиях: обычаях, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание. Уметь: подобрать нужные пословицы и поговорки; соотносить рисунок с текстом; пользоваться словарём в конце учебника; составлять план сообщения; работать с разнообразными источниками информации |
14/2 | | | Этикет царского стола. | Иметь представление о правилах этикета за столом. Уметь: подобрать нужные пословицы и поговорки; соотносить рисунок с текстом; пользоваться словарём в конце учебника; составлять план сообщения; работать с разнообразными источниками информации |
Терпение и труд (4 ч.) |
15/1 | | | Терпение и труд | Иметь представление о понятиях: терпение, труд, прилежание, старание, профессия, отдых, лень. Уметь: заниматься самообслуживающим трудом; выполнять порученное дело, практические задания; бережно относиться к материальным и духовным ценностям; давать определения понятий; отгадывать ребусы, решать кроссворды |
16/2 | | | Моё любимое дело | Уметь составлять план сообщения; работать с разнообразными источниками информации |
17-18/ 3-4 | | | Моё любимое дело (проект) | Уметь представлять и защищать свой творческий проект; уметь слушать одноклассников, задавать вопросы |
Семья (2 ч.) |
19/1 | | | Семья | Иметь представление о понятиях: род, родословие, семья, фамилия, христианство, христиане. Уметь: проявлять взаимопомощь, стремиться совершать добрые дела; соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи; изготовить аппликацию; ответить на вопросы анкеты; написать эссе; подготовить фотогазету |
20/2 | | | Родословная семьи. | Иметь представление о понятиях: род, родословие, семья, фамилия. Уметь составлять родословную своей семьи |
Семейные традиции (2 ч.) |
21/1 | | | Семейные традиции | Иметь представление о понятиях: традиция, семья, семейная этика, любовь, забота. Уметь: поддерживать дружеские отношения в семье; обосновать свой ответ, сформулировать собственные выводы; выявить различия понятий, дать их определение; соотнести части пословиц; написать мини – сочинение. |
22/2 | | | Традиции моей семьи | Уметь составлять рассказ о традициях своей семьи |
Сердце матери (2 ч.) |
23/1 | | | Сердце матери | Иметь представление о понятиях: семья, счастье, забота, терпение. Уметь: проявлять внимательное и уважительное отношение к своим близким, к маме; анализировать рассказы для детей; участвовать в классных играх; структурировать учебный материал по предложенному плану |
24/2 | | | Бережное отношение к родителям | Иметь представление о понятиях: семья, счастье, забота, терпение. Уметь: проявлять внимательное и уважительное отношение к своим близким; анализировать рассказы для детей; участвовать в классных играх; структурировать учебный материал по предложенному плану |
Правила твоей жизни (2 ч.) |
25/1 | | | Правила твоей жизни | Иметь представление о понятиях: правила, дисциплина, честность, равнодушие, сочувствие, вежливость. Уметь: выполнять требования соблюдения дисциплины; заниматься самообслуживанием; поддерживать чистоту в школе и дома; соблюдать распорядок дня; выполнять правила личной безопасности; определить свою позицию, обосновать поступок |
26/2 | | | Культура общения со сверстниками и взрослыми | Иметь представление о понятиях: правила, дисциплина, честность, равнодушие, сочувствие, вежливость, личная безопасность. Уметь: определять свою позицию, обосновать поступок; относиться с вниманием к инвалидам, маленьким детям, престарелым, оказывать необходимую помощь, выполнять правила личной безопасности |
Праздники народов России (2 ч.) |
27/1 | | | Праздники народов России | Иметь представление о понятиях: праздник, религия, христианство, крещение. Уметь: выполнять правила поведения на праздниках; проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям, к их религии; соблюдать этикет; пользоваться справочниками и словарями |
28/2 | | | Праздники народов России | Иметь представление о понятиях: праздник, религия, мусульманство, буддизм, свобода совести. Уметь: выполнять правила поведения на праздниках; проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям, к их религии; соблюдать этикет; пользоваться справочниками и словарями |
Защитники Отечества (1 ч.) |
29/1 | | | Защитники Отечества | Иметь представление о понятиях: Отечество, защитник, патриот, воин. Уметь: уважительно относиться к защитникам отечества, ветеранам Великой Отечественной войны 1945-1945 г.г.; подготовить сообщение о патриотах России; определять значение красных дат календаря; планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность. |
Религиозные культуры(4ч) |
30/1 | | | Культура и религия. | Иметь представление о мировых религиозных культурах и их роли в истории и современности России; осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни |
31/2 | | | Христианство на Руси и в России | Иметь представление об основных этапах появления и развития христианства на Руси Уметь: выполнять правила поведения на праздниках; проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям, к их религии; соблюдать этикет; пользоваться справочниками и словарями |
32/3 | | | Пророк Мухаммад и возникновение ислама | Знать основные события жизни и деятельности пророка Мухаммада. Понимать Смысл понятия шариат, осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни |
33/4 | | | Иудаизм - древняя религия евреев Направления и обряды буддизма | Знать основную причину появления еврейского Населения в России , иметь представление о роли монашества и монастырей в буддизме Уметь слушать собеседника, вести диалог |
Итоговое повторение (1 ч.) |
34/1 | | | Резервный урок (проект) | Иметь представление о понятиях: основное содержание учебника, важнейшие понятия |
Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы
1. «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» учебник М.Т. Студеникина для 4 класса. – 4-е изд. – Москва: ООО «Русское слово», 2014. (Начальная инновационная школа)
2. «Основы религиозных культур народов России» учебник А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова для 4 класса Москва: ООО Русское слово, 2011г.
Интернет – поддержка учебников и дополнительные материалы:
1. http: //1-4.prosv.ru Сайт «Начальная школа»
2. http://pedsovet.su/ Методические разработки в помощь учителю.
11