Российская Федерация
Московская область
Муниципальное общеобразовательное учреждение-средняя общеобразовательная школа № 13 с углубленным изучением отдельных предметов
(МОУ школа № 13 с УИОП)
| | УТВЕРЖДАЮ |
| | Директор МОУ школа № 13 с УИОП г. о. Жуковский ___________________/Е.Ф.Тебякина/ |
| | Приказ № 300 от 30. 06. 2022 г. |
Приложение к Основной Образовательной Программе
Начального Общего Образования
учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (основы религиозных культур и светской этики)
(базовый уровень)
Учителя: Титова И.А., Бахметьева Н.А., Василькова Т.В., Карпичева Е.П.
| |
Классы: | 4-А, 4-Б, 4-В, 4-Г |
Количество часов: | Всего 34 часа | в неделю 1ч. |
На основе авторской программы Е.В.Саплиной, А.И.Саплина «Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» изд-во М.: Астрель, 2014. |
УМК: «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ» | |
2022-2023 учебный год
1. Планируемые результаты освоения программы по основам духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики в 4 классе
Требования к личностным результатам:
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
Развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.
Основное содержание курса «Основы мировых религиозных культур и светской этике.
Планируемые результаты
К результатам освоения программы курса относятся:
Личностные результаты
других Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование отношений к иному мнению, истории, религии и культуре других народов;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам людей.
Предметные результаты
Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимание значения нравственности веры и религии в жизни человека и общества;
формирование первичных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традиций народов России;
осознание ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жаров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 КЛАСС (34 ч)
Моя Родина – Россия (5 часов). Страна, государство. Как устроено наше государство. Органы власти. Символы государства. Народы, живущие на территории России. Национальные обычаи и традиции. Многонациональное государство.
Отечество, патриоты, патриотизм. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Основы традиционных религий России (15 часов). Культура и религия. Возникновение религий. Традиционные религии России: христианство, ислам, иудаизм, буддизм.
Христианство. История возникновения, основы христианского учения, семья, семейные ценности, краткий экскурс в историю христианства в России, храмы и монастыри, религиозные обряды, искусство. Таинства православной церкви. Христианские праздники. Христианские конфессии России (католики, протестанты).
Ислам. История возникновения, основы учения мусульман, семья, семейные ценности. Мечеть, минарет, религиозные обряды, искусство. Ислам в России (кратко). Праздники ислама.
Иудаизм. История возникновения, основы учения иудаизма, семья, семейные ценности. Традиции и обычаи, праздники иудаизма, религиозные обряды, искусство. Иудаизм в России.
Буддизм. История возникновения, основы буддийского учения, семья, семейные ценности. Храмы и обряды буддизма, праздники, религиозные ритуалы, искусство. Буддизм в России.
Основы светской этики (14 часов). Светская этика и ее значение в жизни человека. Мораль, нравственность, культура. Золотое правило нравственности.
Семья, семейные ценности, традиции. Роль семьи в жизни человека. Семейные праздники как одна из форм человеческой памяти.
Милосердие. Нравственный смысл поступков человека. Проявление милосердий в обществе.
Добро и зло. Совесть. Важнейшие этические понятия. Нравственные и безнравственные поступки. Моральная ответственность за свое поведение.
Свобода и ответственность. Нравственный выбор человека. Оценка своего поведения.
Честь и достоинство. Доброе имя человека. Уважение и самоуважение человеческой личности. Кодекс чести.
Общение. Внешний и внутренний круг общения. Роль общения в жизни человека. Речь, этикет.
Дружба. Основные слагаемые дружбы: терпение, доверие, искренность, уважение. Роль дружбы в жизни человека.
Труд. Важность труда в жизни человека. Нравственный труд. Творчество.
3. Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема урока | Характеристика основных видов деятельности ученика (на основе учебных действий) по теме | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохожде-ния | | | |
Моя Родина – Россия (5 ч) | | | |
1 | Введение в предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» | Уметь объяснять значение понятий «нравственность», «культура». Различать культурные и материальные ценности. Приводить примеры памятников культуры и архитектуры. Отвечать на вопросы учителя (с опорой на иллюстративный материал) Задавать вопросы по иллюстрациям сверстникам и взрослым. Выделять смысл эпиграфа, пословиц. Обсуждать материалы темы. Высказывать свое мнение, предположение. Рассказывать, используя географическую карту, о расположении нашей страны, ее границах, морях, реках. Показывать и называть крупные города РФ. Рассказывать, что изображено на иллюстрациях учебника. Высказывать свое отношение к родной стране, своему народу. Извлекать из учебника необходимую информацию. Рассказывать, что изображено на иллюстрациях учебника. Давать устные ответы. Находить информацию о патриотах страны, использовать региональный компонент. Обсуждать материалы видеопросмотра. Участвовать в проектной работе. Представлять результат своей деятельности. Соотносить текст и иллюстрации. Кратко характеризовать культурные традиции народов нашей страны. Делать обобщение. Составлять логический рассказ о событии, правильно употреблять ключевые слова темы. | 02.09-09.09 | 2.09 9.09 | | | |
2 | Страна. Государство. | 12.09-16.09 | 16.09 | | | |
3 | Отечество. Патриотизм. | 19.09-23.09 | 23.09 | | | |
4 | Наше многонациональное государство. | 26.09-30.09 | 30.09 | | | |
5 | Размышляем. Обсуждаем. Мозаика заданий. | 03.10-07.10 | 7.10 | | | |
| | Итого: 5ч | | | | | |
Основы традиционных религий России (17 часов). | | | |
6 | Возникновение религий. | Извлекать из учебника необходимую информацию. Давать устные ответы, основываясь на иллюстрационном ряде. Выделять смысл эпиграфа, пословиц. Обсуждать материал темы. Готовить рассказ по иллюстрациям. Отвечать на вопросы учителя. Обсуждать материал темы. Извлекать из учебника необходимую информацию. Давать устные ответы, основываясь на иллюстрационном ряде. Задавать вопросы учителю и сверстникам по иллюстрациям учебника. Рассказывать на основе жизненного опыта о семье. Самостоятельно изучать тексты из вариативной части. Рекомендовать прочитанные по теме книги. Работать с текстом учебника. Соотносить текст и иллюстрации. Анализировать пословицы. Работать с иллюстрациями. Читать текст учебника. Отвечать на вопросы учебника. Работать с иллюстрациями. Анализировать художественные публицистические тексты. Уметь работать со справочной литературой. Участвовать в проектной работе. Представлять результаты своей деятельности. | 17.10-21.10 | 21.10 | | | |
7 | Размышляем. Обсуждаем. с.34-35 | 24.10-28.10 | 28.10 | | | |
8 | Традиционные религии России. | 31.10-03.11 | | | | |
9 | Христианство. Основы Христианского учения. | 07.11-11.11 | 11.11 | | | |
10 | Христианство в России. Христианские храмы и монастыри. | 14.11-18.11 | 18.11 | | | |
11 | Таинства православной церкви. Семья в христианстве. | 28.11-02.12 | 2.12 | | | |
12 | Главные христианские праздники. Размышляем. Обсуждаем. с.47-49 | 05.12-09.12 | 9.12 | | | |
13 | Другие христианские конфессии России. | 12.12-16.12 | 16.11 | | | |
14 | Ислам. Учение мусульман.Семья и брак. | 19.12-23.12 | 23.12 | | | |
15 | Ислам в России. Праздники ислама. Размышляем. Обсуждаем. | 26.12-30.12 | 30.12 | | | |
16 | Иудаизм. Книги иудеев. Нравственное положение иудаизма. Семья. | 09.01-13.01 | 13.01 | | | |
17 | Иудаизм в России. Традиции и обычаи. Праздники иудеев. Размышляем. Обсуждаем. | 16.01-20.01 | 20.01 | | | |
18 | Буддизм. Нравственные положения буддизма. Семья. Буддийские книги. | 23.01-27.01 | 27.01 | | | |
19 | Буддизм в России. Храмы и обряды буддизма. Праздники буддистов. | 30.01-03.02 | 3.02 | | | |
20 | Размышляем. Обсуждаем. Мозаика заданий. | 06.02-10.02 | 10.02 | | | |
21 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Религии России» | 13.02-17.02 | 17.02 | | | |
22 | Проекты по теме «Религиозные праздники». | 27.02-03.03 | 3.03 | | | |
| | Итого: 17ч | | | | | |
Основы светской этики (12 часов). | | | 13-17.03 |
23 | Что такое светская этика. Мораль. | Извлекать из учебника необходимую информацию. Соотносить текст и иллюстрации. Кратко характеризовать культурные традиции народов нашей страны. Отвечать на вопросы учителя. Работать со словарем. Искать дополнительный материал. Применять знания из «Литературного чтения» и «Окружающего мира» Готовить рассказ по иллюстрациям. Работать с иллюстрациями. Анализировать художественные публицистические тексты. Уметь работать со справочной литературой. Участвовать в проектной деятельности. | 06.03-10.03 | 10.03 | | | |
24 | Размышляем. Обсуждаем. с.84-85 | 13.03-17.03 | 17.03 | | | |
25 | Семья. Родословная семьи. Размышляем. Обсуждаем. | 20.03-24.03 | 24.03 | | | |
26 | Милосердие. Размышляем. Обсуждаем. | 27.03-31.03 | 31.03 | | | |
27 | Добро и зло. Совесть. | 10.04-14.04 | 1 4.04 | | | |
28 | Размышляем. Обсуждаем. с.97-99 | 17.04-21.04 | | | | |
29 | Свобода и ответственность. Размышляем. Обсуждаем. | 24.04-28.04 | 21.04 | | | |
30 | Честь и достоинство. Размышляем. Обсуждаем. | 02.05-05.05 | 28.04 | | | |
31 | Общение. Размышляем. Обсуждаем. | 10.05-12.05 | 5.05 | | | |
32 | Дружба. Размышляем. Обсуждаем. | 15.05-19.05 | 12.05 | | | |
33 | Труд. Размышляем. Обсуждаем. | 22.05-26.05 | 19.05 | | | |
34 | Обобщающий урок по теме: «Моя любимая Родина». Творческие работы (проекты). Мозаика заданий. | 29.05-31.05 | 26.05 | | | |
| | Итого: 12ч | | | | | |
| | ИТОГО ЗА ГОД: 34 часа | | | | | |
В соответствии с учебным планом МОУ школа №13 с УИОП предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (основы религиозных культур и светской этики) изучается в 4 классе 1 час в неделю. Общий объем учебного времени составляет 34 часа в год. Данная рабочая программа составлена на 34 часа. С учетом Годового календарного графика МОУ школа №13 с УИОП и календаря праздничных дат на 2022/2023 учебный год программа по предмету будет пройдена полностью за 34 учебные недели.
«Согласовано» на заседании ШМО учителей начальных классов Рук. ШМО: _____________Афентьева О.А. Протокол № 5 от 24 июня 2022г. |
«Согласовано» Зам. директора по УВР ______________Трубенкова О.А. " 24" июня 2022 г. |