СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по письму

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по письму»

Пояснительная записка

В связи с изменениями в федеральных государственных образовательных стандартах (Приказ Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020г. №712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»

1 сентября 2021 года были внесены изменения в следующие пункты:

Рабочие программы учебных предметов, курсов содержат:

  1. планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

  2. содержание учебного предмета, курса;

  3. тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

(в ред. Приказа Минпросвещения России от 11.12. 2020 №712)








Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с основным положением федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Р.Ф. 26.11.2010г. № 1241);

Разработана на основе: Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина М.: Просвещение, 2014; Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения «Начальная школа. Стандарты второго поколения» составитель Е.С.Савинов.

Рассматриваемая программа реализуется с помощью учебника «Русский язык», авторы Канакина В. П., Горецкий В. Г., Москва, Просвещение, 2016 г. Данная линия учебников рекомендована Министерством образования и науки Р.Ф.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Цели и задачи.

Основными целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;




Общая характеристика учебного предмета

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

1. формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2. развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

3. развитие коммуника­тивных умений;

4. развитие нравственных и эстетических чувств;

5. развитие способностей к творческой деятель­ности.

Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный (заключительный)— повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, репродукций картин художников и т. п.).

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Овладение первичными навыками клавиатурного письма. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

• раздельное написание слов;

• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);

• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

• перенос слов по слогам без стечения согласных;

• знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.



ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувства других людей и сопереживания им.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эф- фективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с за- дачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществление взаимного контроля в совместной деятельности, адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как

государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого эти-

Тема

Количество часов

По плану

Факт

1

Речь устная и письменная. Урок мира . Урок безопасности.

1



2

Предложение.

1



3

Устная речь. Слово и слог.

1



4

Письменная речь. Слог и ударение.

1



5

Слова и звуки в нашей жизни.

Международный день распространения грамотности . 8.09

1



6

Деление слова на слоги.

1



7

Слог – слияние.

1



8

Гласные и согласные звуки.

1



9

Звуки и буквы.

1



10

Гласная буква А.

1



11

Гласная буква О.

1



12

Гласная буква И.

1



13

Гласная буква Ы.

1



14

Гласная буква У.

1



15

Гласные буквы и звуки.

1



16

Согласная буква Н.

1



17

Согласная буква С.

1



18

Согласная буква К.

1



19

Согласная буква Т.

1



20

Согласные буквы. Правописание имен собственных.

1



21

Согласная буква Л.

1



22

Чтение слов с Л.

1



23

Согласная буква Р.

1



24

Согласная буква В.

1



25

Гласная буква Е.

1



26

Чтение слов с Е.

1



27

Согласная буква П.

1



28

Чтение слов с П.

1



29

Согласная буква М. Москва – столица России.

1



30

Чтение слов с М.

1



31

Согласная буква З.

1



32

Чтение слов с З. звонкие и глухие звуки.

1



33

Согласная буква Б.

1



34

Чтение слов с Б.

1



35

Согласная буква Д.

1



36

Чтение слов с Д.

1



37

Гласная буква Я. России – Родина моя.

1



38

Чтение слов с Я.

1



39

Чтение слов с Е и Я.

1



40

Согласная буква Г.

1



41

Чтение слов с Г.

1



42

Согласная буква Ч.

1



43

Чтение слов с Ч.

1



44

Буква Ь.

1



45

Разделительный мягкий знак.

1



46

Согласная буква Ш.

1



47

Чтение слов с Ш.

1



48

Согласная буква Ж.

1



49

Чтение слов с Ж и Ш.

1



50

Гласная буква Ё.

1



51

Чтение слов с Ё.

1



52

Согласная буква Й.

1



53

Чтение слов с Й.

1



54

Согласная буква Х.

1



55

Чтение слов с Х.

1



56

Твердые и мягкие согласные.

1



57

Гласная буква Ю.

1



58

Чтение слов с Ю.

1



59

Согласная буква Ц.

1



60

Чтение слов с Ц.

1



61

Гласная буква Э.

1



62

Чтение слов с Э.

1



63

Согласная буква Щ.

1



64

Чтение и словарная работа.

1



65

Согласная буква Ф. российский флот.

1



66

Чтение слов с Ф.

1



67

Буква Ъ.

1



68

Правописание слов с Ь и Ъ.

1



69

Разделительные знаки.

1




Послебукварный период




1

Оформление предложений.

1



2

Слова, отвечающие на вопросы «Кто?» и «Что?».

1



3

Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?» и «Что сделать?».

1



4

Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «какая?», «Какое», «Какие».

1



5

Предлоги.

1



6

Местоимения.

1



7

Диктант.

1



8

Безударные гласные в корне слова.

1



9

Звонкие и глухие согласные в конце слова.

1



10

Правописание ЖИ-ШИ.

1



11

Правописание ЧА-ЩА.

1



12

Правописание ЧУ-ЩУ.

1



13

Правописание ЧК, ЧН, ЩН.

1



14

Заглавная буква в словах.

1



15

Деление слов на слоги..

1



16

Словарный диктант

1



17

Основа предложения.

1



18

Алфавитный порядок слов

1























Русский язык

45

По плану

Факт









Наша речь

2



1


Язык и речь, их значение в жизни людей.

1



2


Виды речи. Устная и письменная речь.

1





Текст, предложение , диалог

3



3


Текст и предложение . Предложение.

1



4


Диалог.

1





Слова, слова, слова…

4



5


Роль слов в речи.

1



6


Слова-названия предметов и явлений, признаков предметов, действий предметов.

1



7


Вежливые слова.

1



8


Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова.

1





Слово и слог. Ударение

6



9


Слово и слог.

1



10


Деление слов на слоги.

1



11


Перенос слов

1



12


Ударение (общее представление)

1



13


Ударные и безударные слоги.

1





Звуки и буквы.

35



14


Звуки и буквы

1



15


Звуки и буквы

1



16


Алфавит. Значение алфавита.

1



17


Контрольное списывание

1



18


Гласные звуки и буквы

1



19


Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в словах.

1



20


Гласные звуки и буквы. Слова с буквой Э.

1



21


Ударные и безударные гласные звуки.

1



22


Обозначение ударного гласного буквой на письме.

1



23


Особенности проверяемых и проверочных слов.

1



24


Правописание гласных в ударных и безударных слогах

1



25


Правописание гласных в ударных и безударных слогах

1



26


Проверочный диктант.

1



27


Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука.

1



28


Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука.

1



29


Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука.

1



30


Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки.

1



31


Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки.


1



32


Слова с удвоенными согласными.

1



33


Слова со звуком [й] и буквой «Й»

1



34


Твёрдые и мягкие согласные звуки.

1



35


Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости.

1



36


Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я, Ь.

1



37


Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.

Словарный диктант

1



38


Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос слов с мягким знаком.

1



39


Контрольный диктант

1



40


Согласные звонкие и глухие звуки

1



41


Парные глухие и звонкие согласные звуки на конце слова

1



42


Шипящие согласные звуки.

Проект «Скороговорки»

1



43


Буквосочетания чк, чн, чт.


1



44


Буквосочетание жи-ши, ча-ща,чу-щу

1



45


Заглавная буква в словах.

Итоговый урок.

1