39

Пояснительная записка
Рабочая программа по письму и развитию речи для обучающихся 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида составлена в соответствии с «Программой специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы» под редакцией В.В.Воронковой. (Сборник 1. М., «Владос», 2000), учебник Русский язык 5класс» СКОУ VIII вида (авторы Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская, М., Просвещение, 2017г.)
Программа по письму и развитию речи рассчитана на 5часов в неделю, 170 часов в год.
Программа по письму и развитию речи определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе VIII вида. Она направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание.
Программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
ЦЕЛЬ:
- развитие речи как средства общения и способа коррекции познавательной деятельности обучающихся.
ЗАДАЧИ:
-формировать знания обучающихся о частях речи, их значение, главных и второстепенных членах предложения;
-формировать знания о наиболее распространённых правилах правописания слов;
-формировать умения и навыки работы с деформированным текстом;
- развивать навыки связной устной и письменной речи;
содержательная часть программы. Первостепенное внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, обеспечивающим реализацию коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей.
Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим в коррекционной школе. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных обучающихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Уроки письма и развития речи в специальном (коррекционном) образовательном учреждении имеют коммуникативно-речевую направленность, делают более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач и обеспечивают:
Познавательно-развивающее значение на основе коррекции речи и мышления у школьников;
Познавательно-образовательную роль в коммуникативной функции речи;
Воспитательную направленность как средство адаптации к жизни.
Содержание школьного курса письма и развития речи в 5-9 классах.
Грамматика и правописание.
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Звуки и буквы.
В 5- 9 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу. Обучающиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.
Слово.
С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова, приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др. части речи изучаются в том объеме, который необходим обучающимся для выработки практических навыков устной и письменной речи - обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.
Предложение.
Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к обогащению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Связная речь.
Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т.к. возможности школьников с психическим недоразвитием, излагать свои мысли в письменной форме, весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию во 2-4 классах. Подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую обучающимся 5-9 классов овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.
В этих же классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и т.д.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).
Графические навыки у обучающихся формируются главным образом во 2-4 классах, хотя внимание к четкому и аккуратному письму имеет место и в старших классах.
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и рабочей программой по данной дисциплине и состоит из ряда тем
Содержание курса письма и развития речи в 5 классе.
Грамматика, правописание и развитие речи.
Повторение.
Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации.
Звуки и буквы.
Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, ё, и, ю, я. Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. Буквы е, ё, ю, я в начале слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Алфавит.
Слово.
Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Образование слов при помощи приставок и суффиксов. Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне. Непроверяемые гласные и согласные в корне. Правописание приставок. Приставка и предлог. Разделительный ъ.
Части речи.
Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. Умение различать части речи по вопросам и значению.
Имя существительное.
Понятие об имени существительном. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Изменение имён существительных по числам. Род имён существительных. Умение различать род. Мягкий знак после шипящих в корне у существительных женского рода и его отсутствие у существительных мужского рода. Изменение существительных по падежам. Умение различать падежи по вопросам. Понятие о 1,2,3-м склонениях существительных. Первое склонение имён существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 1,2,3-го склонений. Правописание падежных окончаний существительных 1,2,3-го склонений. Упражнения в правописании падежных окончаний имён существительных 1,2,3-го склонения. Упражнения с именами существительными, относящимися к разным склонениям.
Предложение.
Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные. Однородные члены предложения. Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах.
Развитие речи.
Заполнение дневника учащимся.
Работа с деформированным текстом.
Изложение по предложенному учителем плану.
Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, серии картин, материалам наблюдений.
Составление рассказа по опорным словам, после разбора с учителем.
Деловое письмо: адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо родителям.
Повторение пройденного за год.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся 5класса (VIII вида)
Обучающиеся должны знать:
- алфавит;
- способ проверки написания гласных и согласных (путем изменения формы слова).
Обучающиеся должны уметь:
- различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;
- подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
- проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова;
- обозначать мягкость согласных буквой ь;
- разбирать слово по составу;
- выделять имя существительное как часть речи;
- строить простое распространенное предложение;
- связно высказываться письменно и устно (с помощью учителя);
- пользоваться школьным орфографическим словарем.
Словарь:
(57 слов)
Адрес, бензин, беседа, библиотека, благодарю, болото, ботинки, верблюд, веревка, верстак, география герой, горизонт, грамота, граница, долото, до свидания, естествознание железо, забота, запад, защита, здравствуй, знамя, инструмент, канал, каникулы, картон, коллекция, колонна, компас, конверт, космос, матрос, металл, область, овраг, орден, остров, отряд, охота, охрана, пассажир, победа, природа, равнина, ракета, расстояние, салют, свобода, север, стамеска, станок, столица, творог, физкультура.
Объем текстов контрольных работ в 5 классе – 45-50 слов.
Оценка за контрольные работы:
«Пять» – без ошибок
«Четыре» – 1 -2 ошибки
«Три» – 3- 5 ошибок
«Два» – 6 -8 ошибок
«Единица» – 8 и более ошибок
Формы организации учебного процесса:
В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений.
При обучении письму и развитию речи используются следующие принципы:
- коррекционно-речевой направленности;
- доступности обучения;
- систематичности и последовательности;
- наглядности в обучении;
- индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.
При последовательном изучении курса русского языка может быть использован разный уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.
Формы работы:
Основными видами классных и домашних письменных работ обучающихся являются:
тренировочные упражнения, словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д.
В конце каждой темы проводится контрольная работа.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.).
Основные виды контрольных работ в 5-8 классах – диктанты.
В числе видов грамматического разбора следует использовать задание на опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов предложения на основе установление связей слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам.
Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
Оценка знаний обучающихся осуществляется по результатам письменных, устных повседневных работ обучающихся, текущих и итоговых контрольных работ.
Промежуточная аттестация проводится один раз в четверть в форме контрольного диктанта.
Методы урока:
- словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
- наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр
- практические – упражнения, карточки, тесты
Для реализации основных целей и задач курса письма и развития речи применяются разнообразные
Типы уроков:
- объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала);
- закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);
- обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
- комбинированный урок;
-нестандартные уроки (литературная гостиная, урок-викторина, урок-игра и др.)
Используются ТСО: видеофрагменты фильмов (DVD), компьютерные презентации, музыкальные композиции (ПК, магнитофон).
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Краткое содержание темы | Обязательный минимум ЗУН | При |
I. | Повторение. | 7 ч. | Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации. Коллективное составление текста по серии картинок. | Строить простое распространенное предложение; Связно высказываться: устно, письменно (с помощью учителя); Пользоваться орфографическим словарем. | |
II. | Звуки и буквы. | 13 ч. | Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, ё, и, ю, я. Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Буквы е, ё, ю, я в начале слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Алфавит. | Различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме. Обозначать мягкость согласных буквой ь. Проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова. | |
III. | Состав слова | 27 ч | Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов. Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Правописание приставок. Приставки и предлог. Разделительный ъ. Записка. | Разбирать слово по составу; Подбирать группы родственных слов (несложные случаи). Уметь выделять на письме окончание, приставку, суффикс. Отличать приставку от предлога. Знать правило правописания разделительного ъ. Оформлять деловые бумаги. | |
IV. | Части речи. | 81 ч. | Понятие об имени существительном. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Изменение имен существительных по числам (единственное и множественное число). Род имен существительных. Мягкий знак (ь) после шипящих на конце слов у существительных женского рода (ночь, мышь) и его отсутствие у существительных мужского рода (мяч, нож). Изменение существительных по падежам. Понятие о 1, 2, 3-м склонениях существительных. Упражнения в правописании падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3-го склонения. Упражнения в одновременном склонении имен существительных, относящихся к различным склонениям (конь, лошадь; забор, ограда; тетрадь, книга). Коллективное составление рассказа. Адрес на конверте. Поздравительная открытка. Письмо. | Выделять имя существительное как часть речи. Умение определять падеж сущ-го Умение различать падежи по вопросам. Изменять сущ. по числам. Умение различать род (мужской и женский род, средний род).Умение определять склонение сущ-го. Составление рассказа по коллективно составленному плану, по вопросам учителя. Правила написания деловых бумаг. | |
V. | Предложение. Текст. | 25 ч. | Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространенные и распространенные. Однородные члены предложения. Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах. Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, серии картин, материалам наблюдений. Письмо другу. | Уметь находить в тексте главные и второстепенные члены предложения. Знать однородные члены предложения. Уметь расставлять знаки препинания при однородных членах предложения. Уметь составлять связный рассказ по картине с помощью учителя. | |
VI. | Повторение. | 17 часов | Дифференциация орфограмм. Практикум по определению орфограмм. Корень. Родственные слова. Безударная гласная в слове. Части речи. Повторение. Дифференциация частей речи. Решение орфографических задач. | Уметь разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов. Подбирать группы родственных слов. Название частей речи, их значение, использование в речи; Главные и второстепенные члены предложения. Находить однородные члены предложения. Способ проверки написания гласных и согласных (путем изменения формы слова). Писать изложение по предложенному плану. Пользоваться орфографическим словарем. | |
Календарно - тематическое планирование
1 четверть- 40 часов
№ п/п | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Развитие связной речи. Словарная работа | Дата 2018-19 уч.год | Тип урока | примечание |
по плану | по факту |
| Повторение | 7 | | | | | |
1 | Предложение. Повторение. | 1 | Составление предложений с опорой на схему стр. 5 упр.3 | 03.09 | 03.09 | практический | |
2 | Связь слов в предложении | 1 | Работа с деформированным текстом Стр7 упр.8 | 04.09 | 04.09 | Комбинированный | |
3-5 | Главные и второстепенные члены предложения | 3 | Составление предложений по данным схемам Здравствуй, до свидания | 05.09 06.09 07.09 | 05.09 06.09 07.09 | Комбинированный | |
6 | Различие предложений по интонации | 1 | Работа по таблице и схемам благодарю | 10.09 | 10.09 | Комбинированный | |
7 | Контрольная работа по теме «Предложение» | 1 | | 11.09 | 11.09 | Повторительно-обобщающий | |
| Звуки и буквы | 13 | | | | | |
8 | Звуки и буквы. | 1 | Составление предложений Стр.22 упр.34 Пассажир расстояние | 12.09 | 12.09 | Комбинированный | |
9 | Звуки гласные и согласные | 1 | Составление сказки по опорным словам | 13.09 | 13.09 | Комбинированный | |
10 | Согласные твердые и мягкие | 1 | Работа с деформированным текстом Стр.24 упр.38 область | 14.09 | 14.09 | комбинированный | |
11 | Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, ё, и, ю, я | 1 | Решение орфографических задач | 17.09 | 17.09 | Комбинированный | |
12 | Звонкие и глухие согласные | 1 | Восстановление текста по опорным словам стр. 28 упр.44 | 18.09 | 18.09 | комбинированный | |
13 | Правописание звонких и глухих согласных на конце слов | 1 | Работа по карточкам | 19.09 | 19.09 | комбинированный | |
14 | Буквы е, ё, ю, я в начале слова и после гласных | 1 | Решение орфографических задач | 20.09 | 20.09 | комбинированный | |
15 | Гласные ударные и безударные | 1 | Составление предложений по опорным картинкам | 21.09 | 21.09 | комбинированный | |
16-18 | Правила написания безударных гласных путем изменения формы слова | 3 | Работа с деформированным текстом Стр.35 упр.57(2) каникулы | 24.09 25.09 26.09 | 24.09 25.09 26.09 | комбинированный | |
19 | Контрольные вопросы и задания по теме «Звуки и буквы». Алфавит | 1 | Восстановление деформированного текста | 28.09 | 28.09 | Повторительно-обобщающий | |
20 | Контрольный диктант по итогам повторения | 1 | | 27.09 | 27.09 | практический | |
| Состав слова | 27 | | | | | |
21-22 | Корень и однокоренные слова | 2 | Составление предложений по опорным словам стр.41 упр.61 Граница охрана | 01.10 02.10 | 01.10 02.10 | комбинированный | |
23-24 | Окончание | 2 | Составление словосочетаний стр.45 упр.69 инструмент | 03.10 04.10 | 03.10 04.10 | комбинированный | |
25-26 | Приставка. Упражнения в образовании слов при помощи приставки | 2 | Восстановление деформированного текста стр.49 упр.75 Решение орфографических задач Стр.50 упр.78 | 05.10 08.10 | 05.10 08.10 | комбинированный | |
27-28 | Суффикс. Образование слов при помощи суффикса | 2 | Составление словосочетаний и предложений Железо металл | 09.10 10.10 | 09.10 10.10 | комбинированный | |
29 | Контрольные вопросы и задания по теме «Однокоренные слова» | 1 | Решение орфографических задач | 11.10 | 11.10 | Повторительно-обобщающий | |
30-32 | Правописание проверяемых безударных гласных | 3 | Решение орфографических задач стр.61 упр. 96 север | 12.10 15.10 16.10 | 12.10 15.10 16.10 | комбинированный | |
33-35 | Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. | 3 | Составление словосочетаний и предложений стр.66 упр.105 физкультура | 17.10 18.10 19.10 | 17.10 18.10 19.10 | комбинированный | |
36 | Контрольный диктант за 1 четверть | 1 | Работа по карточкам | 23.10 | 23.10 | комбинированный | |
37-38 | Непроверяемые гласные и согласные в корне слова | 2 | Составление словосочетаний и предложений Беседа верблюд библиотека | 22.10 24.10 | 22.10 24.10 | комбинированный | |
39-40 | Приставка и предлог | 2 | Работа с текстом стр.80 упр.130 | 25.10 26.10 | 25.10 26.10 | комбинированный | |
2 четверть- 40 часов-1ч=39ч. (1ч - резерв) 05.11- пр.день |
1-2 | Звонкие и глухие согласные в середине слова | 2 | Работа по карточкам | 06.11 07.11 | 06.11 07.11 | Повторительно-обобщающий | |
3-4 | Разделительный ъ знак после приставок | 2 | Составление словосочетаний и предложений | 08.11 09.11 | 08.11 09.11 | комбинированный | |
5 | Упражнения и задания на закрепление по теме «Состав слова» | 1 | Составление текста к рисунку стр.85 упр.140 | 12.11 | 12.11 | практический | |
6 | Р.р. Работа по картине А.А.Пластова «Фашист прилетел» | 1 | Составление текста к картине стр.85 упр.141 | 13.11 | 13.11 | комбинированный | |
| Части речи | 3 | | | | | |
7 | Общее понятие о частях речи: существительное, прилагательное, глагол | 1 | Составление словосочетаний и предложений | 14.11 | 14.11 | Объяснение нового материала | |
8-9 | Умение различать части речи по вопросам и значению | 2 | Восстановление текста стр.94 упр.152 Долото забота | 15.11 16.11 | 15.11 16.11 | практический | |
| Имя существительное | 78 | | | | | |
10 | Понятие об имени существительном | 1 | Решение задач стр.103 упр.163 | 19.11 | 19.11 | Объяснение нового материала | |
11 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные | 1 | Закончи предложения, опираясь на иллюстрацию стр.106 упр.167 | 20.11 | 20.11 | комбинированный | |
12 | Собственные и нарицательные имена существительные | 1 | Столица космос | 21.11 | 21.11 | комбинированный | |
13-14 | Изменение имен существительных по числам | 2 | Составление предложений по опорным словам ботинки | 22.11 23.11 | 22.11 23.11 | комбинированный | |
15-16 | Род имен существительных | 2 | Составление словосочетаний и предложений | 26.11 27.11 | 26.11 27.11 | комбинированный | |
17 | Проверочная работа по теме «Род и число имен существительных» | 1 | Работа по карточкам | 28.11 | 28.11 | практический | |
18-19 | Правописание имен существительных мужского и женского рода с шипящей на конце | 2 | Составление словосочетаний и предложений | 29.11 30.11 | 29.11 30.11 | комбинированный | |
20 | Упражнения на закрепление по теме «Род имен существительных» | 1 | Адрес конверт | 03.12 | 03.12 | Повторительно-обобщающий | |
21 | Контрольный диктант по теме «Правописание имен существительных с шипящей на конце слова» | 1 | Правописание существительных с шипящей | 04.12 | 04.12 | практический | |
22 | Деловое письмо. Адрес на конверте | 1 | Умение писать адрес | 05.12 | 05.12 | Объяснение нового материала | |
23 | Падежи имен существительных И.п. имен существительных | 1 | Составление предложений по опорным словам Овраг канал | 06.12 | 06.12 | Объяснение нового материала | |
24 | Р.п. имен существительных | 1 | Восстановление деформированного текста Стр.138 упр.219 | 07.12 | 07.12 | комбинированный | |
25 | Д.п. имен существительных | 1 | Работа с деформированным текстом | 10.12 | 10.12 | комбинированный | |
26 | В.п. имен существительных | 1 | Составление предложений по опорным словам стр.141 упр.225 верёвка | 11.12 | 11.12 | комбинированный | |
27 | Т.п. имен существительных | 1 | Составление текста по опорным словам | 12.12 | 12.12 | комбинированный | |
28 | П.п. имен существительных | 1 | Составление словосочетаний и предложений стр. 146 упр. 232 природа | 13.12 | 13.12 | комбинированный | |
29 | Упражнения на закрепление по теме «Падежи имен существительных» | 1 | Работа с деформированным текстом по картине стр.149 упр.236 | 14.12 | 14.12 | Повторительно-обобщающий | |
30 | 1 склонение имен существительных | 1 | Восстановление деформированного текста естествознание Стр.151 упр.239, 240 | 17.12 | 17.12 | комбинированный | |
31 | Контрольный диктант за 2 четверть | 1 | | 18.12 | 18.12 | практический | |
32 | 2 склонение имен существительных | 1 | Составление рассказа стр.155 упр.246 | 19.12 | 19.12 | комбинированный | |
33 | 3 склонение имен существительных | 1 | Составление рассказа по опорным словам | 20.12 | 20.12 | комбинированный | |
34-35 | Имена существительные 1,2 и 3 склонения | 2 | Составление рассказа по опорным словам | 21.12 24.12 | 21.12 24.12 | Повторительно-обобщающий | |
36 | Деловое письмо. Поздравительная открытка | 1 | Составлять поздравительный текст | 25.12 | 25.12 | Объясн.нового материала | |
37 | Первое склонение имен существительных в единственном числе | 1 | Работа с деформированным текстом | 26.12 | 26.12 | Повторительно-обобщающий | |
38 | И.п. имен существительных 1 склонения | 1 | Работа с деформированным текстом стр. 164 упр. 260 | 27.12 | 27.12 | комбинированный | |
39 | Р.п. имен существительных 1 склонения | 1 | Составление словосочетаний и предложений творог | 28.12 | 28.12 | комбинированный | |
40 | Резерв на повторение | 21 | | | | | |
3 четверть- 50 часов-1ч= 49ч., по факту-49ч. (1ч- резерв) 08.03- пр.день |
1-2 | Д .п. имен существительных 1 склонения | 2 | Восстановление деформированного текста стр.172 упр.275 | 14.01 15.01 | 14.01 15.01 | комбинированный | |
3-4 | В .п. имен существительных 1 склонения | 2 | Восстановление деформированного текста стр. 175 упр.280 Защита грамота | 16.01 17.01 | 16.01 17.01 | комбинированный | |
5-6 | Т.п. имен существительных 1 склонения | 2 | Составление предложений из отдельных слов Свобода стамеска | 18.01 21.01 | 18.01 21.01 | комбинированный | |
7-8 | П. п. имен существительных 1 склонения | 2 | | 22.01 23.01 | 22.01 23.01 | | |
9 | Контрольная работа по теме «Падежи имен существительных 1 склонения». | 1 | ракета | 24.01 | 24.01 | | |
10 | Деловое письмо. Письмо родителям | 1 | Писать текст родителям с помощью плана | 25.01 | 25.01 | Объяснение нового материала |
|
11 | Второе склонение имен существительных. | 1 | Составление предложений | 28.01 | 28.01 | комбинированный | |
12 | И.п. имен существительных 2 склонения | 1 | Составление предложений по опорным словам и рисункам стр.188 упр.298 | 29.01 | 29.01 | комбинированный | |
13-14 | Р.п. имен существительных 2 склонения | 2 | Восстановление деформированного текста | 30.01 31.01 | 30.01 31.01 | комбинированный | |
15-16 | Д.п. имен существительных 2 склонения | 2 | Работа с деформированным текстом стр. 196 упр.310 | 01.02 04.02 | 01.02 04.02 | комбинированный | |
17-18 | В.п. имен существительных 2 склонения | 2 | Составление текста по опорным словам и рисунку стр.198 упр.314 | 05.02 06.02 | 05.02 06.02 | комбинированный | |
19-20 | Т.п. имен существительных 2 склонения | 2 | Остров матрос салат | 07.02 08.02 | 07.02 08.02 | комбинированный | |
21-22 | П.п. имен существительных 2 склонения | 2 | Отряд компас | 11.02 12.02 | 11.02 12.02 | комбинированный | |
23-24 | Упражнения на закрепление по теме «Падежи имен существительных | 2 | Составление словосочетаний и предложений по опорным словам | 13.02 14.02 | 13.02 14.02 | Повторительно-обобщающий | |
25 | Контрольная работа по теме «Падежи имен существительных 2 склонения» | 1 | Составление рассказа по опорным словосочетаниям | 15.02 | 15.02 | практический | |
26 | Третье склонение имен существительных | 1 | Составление словосочетаний и предложений | 18.02 | 18.02 | комбинированный | |
27 | И.п. имен существительных 3 склонения | 1 | Составление предложений стр.215 упр.339 | 19.02 | 19.02 | комбинированный | |
28-30 | Р. Д. и П. падежи имен существительных 3 склонения | 3 | Восстановление деформированного текста стр.218 упр.346 картон | 20.02 21.02 22.02 | 20.02 21.02 22.02 | комбинированный | |
31-32 | В.п. имен существительных 3 склонения | 2 | Запад горизонт | 25.02 26.02 | 25.02 26.02 | комбинированный | |
33-34 | Т.п. имен существительных 3 склонения | 2 | Составление словосочетаний и предложений Стр.223 упр.354 орден | 27.02 28.02 | 27.02 28.02 | комбинированный | |
35 | Контрольная работа по теме «Падежи имен существительных 3 склонения» | 1 | Составление диалога стр.226 упр.360 салют | 01.03 | 01.03 | Повторительно-обобщающий | |
36-40 | Падежные окончания имен существительных 1,2 и 3 склонений | 5 | Составление предложений по опорным словам знамя | 04.03-07.03 11.03 | 04.03-07.03 11.03 | комбинированный | |
41 | Р.р. Составление рассказа-сочинения по опорным словам | 1 | Составлять рассказ по опорным словам | 12.03 | 12.03 | Комбиниров. | |
42-44 | Главные и второстепенные члены предложения | 3 | | 13.03 14.03 15.03 | 13.03 14.03 15.03 | комбинирован | |
Предложение 25 |
45-46 | Главные и второстепенные члены предложения |
2 | Составление предложений из словосочетаний бензин | 18.03 19.03 | 18.03 19.03 | комбинирован | |
47 | Контрольный диктант за 3 четверть | 1 | | 20.03 | 20.03 | практический | |
48-49 | Нераспространенные и распространенные предложения | 2 | Составление предложений из данных словосочетаний | 21.03 22.03 | 21.03 22.03 | комбинирован | |
50 | Резерв на повторение | 1 | | | | | |
4 четверть-40 часов-5= 35ч. по факту- 35ч. (5ч.-резерв) 01.05 по 03.05, 09.05-10.05 –пр.дни |
1-3 | Однородные члены предложения | 3 | Работа с деформированным текстом | 01.04 02.04 03.04 | 01.04 02.04 03.04 | комбинирован | |
4-6 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 3 | Восстановление деформированного текста Верстак станок | 04.04 05.04 08.04 | 04.04 05.04 08.04 | комбинирован | |
7-9 | Перечисление без союзов и с одиночным союзом и | 3 | Составление предложений стр.245 упр.391 | 09.04 10.04 11.04 | 09.04 10.04 11.04 | комбинирован | |
10-12 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 3 | Восстановление связного текста | 12.04 15.04 16.04 | 12.04 15.04 16.04 | комбинирован | |
13-16 | Упражнения на закрепление по теме «Знаки препинания в предложениях с однородными членами» | 4 | Составление предложений | 17.04 18.04 19.04 22.04 | 17.04 18.04 19.04 22.04 | Повторительно-обобщающий | |
17-18 | Контрольный диктант по теме «Предложения с однородными членами» | 2 | Писать грамотно, ставить знаки препинания | 23.04 24.04 | 23.04 24.04 | практический | |
19 | Деловое письмо | 1 | | 25.04 | 25.04 | Объяснение нового материала | |
| Повторение | 17 | | | | | |
20-23 | Склонение имен существительных 1,2 и 3 склонения | 4 | Работа по карточкам | 26.04 29.04 30.04 | 26.04 29.04 30.04 | практический | 3ур.пр.дн. |
24-25 | Изложение по данному плану и опорным словам | 2 | Составление предложений по опорным словам | 06.05 07.05 | 06.05 07.05 | комбинирован | |
26-27 | Приставка и предлог | 2 | Работа с деформированным текстом стр.255 упр. 408 | 08.05 13.05 | 08.05 13.05 | комбинирован | |
28 | Контрольный диктант за год | 1 | Писать грамотно под диктовку | 14.05 | 14.05 | комбинирован | |
29-30 | Ударные и безударные гласные в корне | 2 | Составление рассказа по картине | 15.05 16.05 | 15.05 16.05 | комбинирован | |
31 | Звонкие и глухие согласные в корне | 1 | Работа по карточкам | 17.05 | 17.05 | комбинирован | |
32 | Звонкие и глухие согласные в корне | 1 | | 20.05 | 20.05 | Урок - игра | |
33-37 | Однородные члены предложения | 5 | Восстановление текста стр.255 упр.410 | 21.05 22.05 23.05 24.05 27.05 | 21.05 22.05 23.05 24.05 27.05 | комбинирован | |
36-40 | Резерв на повторение изученного | 5-3 | | 28.05 29.05 | 28.05 29.05 | | |
Тематика контрольных диктантов и работ:
Контрольная работа по теме «Предложение» (1 четверть)
Контрольный диктант по итогам повторения (1 четверть) (административная)
Контрольный диктант по теме «Правописание имен существительных и шипящей на конце» (2 четверть)
Контрольный диктант за полугодие (2 четверть) (административный)
Контрольная работа по теме «Падежи имен существительных 1 склонения» (3 четверть)
Контрольная работа по теме «Падежи имен существительных 2 склонения» (3 четверть)
Контрольная работа по теме «Падежи имен существительных 3 склонения» (3 четверть)
Контрольный диктант за 3 четверть (3 четверть) (административный)
Контрольная работа по теме «Главные и второстепенные члены предложения» (4 четверть)
Контрольный диктант по теме «Предложения с однородными членами предложения» (4 четверть)
Контрольный диктант за год (4 четверть)
Учебно-методическое обеспечение
класс | 5 |
Образовательная область | Письмо и развитие речи |
Ф.И.О. педагога Квалификационная категория | Ванькова Людмила Ивановна 1 категория |
Учебная программа | Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждения VIII вида под ред. В.В.Воронковой 5-9 классы Сборник 1. М., «Владос», 2000. |
Учебник | Н.Г.Галунчикова, Э.В. Якубовская, Русский язык. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, М. «Просвещение», 2008. Н.Г.Галунчикова, Э.В. Якубовская, Русский язык. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, М. «Просвещение», 2017. |
Методические пособия | А.К.Аксенова «Развитие речи на уроках грамматики и правописания» М. «Просвещение», 2002. Е.Я.Кудрявцева «Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида» 5-7 классы. М. «Владос», 2003. Т.П.Шабалкова «Сборник диктантов и изложений» 5-9 классы. Волгоград, «Учитель», 2007. Е.П.Плешакова. Коррекционное обучение Русский язык. Коррекционно-развивающие задания и упражнения. Волгоград. «Учитель», 2006. М.Е.Прокопенко «Русский язык и чтение. – речевые разминки, - зрительные диктанты, - игровые упражнения» 5-7 классы. Волгоград. «Учитель», 2009. |
Учебные пособия для обучающихся | Н.Г.Галунчикова, Э.В. Якубовская Рабочая тетрадь по русскому языку №1, №2, №3, №4 М. «Просвещение», 2002. И.В.Веркеенко «Упражнения и проверочные задания по русскому языку» М. «Владос», 2005. О.В.Узорова, Е.А.Нефедова «3000 учебных примеров и заданий по русскому языку на все правила и орфограммы» ООО «Астрель», 2005. Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 5 класса (печатный и электронный варианты) Н.Г.Галунчикова, Э.В. Якубовская, Русский язык. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, М. «Просвещение», 2017. |
Примерные тексты контрольных работ и диктантов
1 четверть
Контрольная работа по теме «Предложение»
Часть 1.
Задание 1. Ответь на вопросы.
Как связаны между собой слова в предложении?
________________________________________________________________________
Как называются главные члены предложения?
________________________________________________________________________
Как называются остальные слова в предложении?
________________________________________________________________________
Часть 2.
Задание 1. Прочитай. Письменно ответь на вопросы.
Мальчики гуляли в лесу. На дереве они увидели гнездо, из которого слышался писк птенцов. Ребята решили взять птенчиков. Один из них полез на дерево, но ветка сломалась. Он упал на землю и ушиб ногу.
Вопросы:
Где гуляли ребята? ________________________________________________________________
Что они увидели? _______________________________________________________________
Что сделал Коля? ________________________________________________________________
Как он был наказан? _______________________________________________________________
Задание 2. В первом предложении подчеркни подлежащее, сказуемое и второстепенные члены предложения.
Задание 3. Ответь письменно на вопросы по картинкам.




Кто отдыхал под кустом?_________________________________________________
Кто заметил следы зайца?_________________________________________________
Что сделала сорока?______________________________________________________
Почему убежал заяц?_____________________________________________________
Контрольный диктант по теме «Правописание имен существительных и шипящей на конце»
(2 четверть)
Поход
Мы с товарищем отправились в дальний поход. Скоро миновали огороды. Прошли поле, где желтела рожь, и вошли в лес. Здесь мы решили провести ночь. Мы поставили шалаш, развели костёр. Кругом была тишь. Только под горой шумел ключ. Мы положили у костра плащ, прилегли и задремали. Первый луч солнца разбудил нас.
Контрольная работа по теме «Падежи имен существительных 1 склонения»
(3 четверть)
Задание 1. Вспомни.
К 1-му склонению относятся имена существительные ________ и _______ рода, с окончаниями -___, -____.
Имена сущ. 1 скл. в И.п. имеют окончания -___, -___.
Имена сущ. 1 скл. в Р.п. имеют окончания -___, -___.
Имена сущ. 1 скл. в Д.п. имеют окончания -___.
Имена сущ. 1 скл. в В.п. имеют окончания -___, -___.
Имена сущ. 1 скл. в Т.п. имеют окончания -___, -___, -___.
Имена сущ. 1 скл. в П.п. имеют окончание -___.
Часть 2.
Задание 1. Запиши, раскрывая скобки. Определи склонение и падеж.
Цени (дружба, забота)______________________________.
Гнездо (белка, птичка)_______________________________.
Соловей распевал на (ветка, рябина)_______________________________.
Задание 2. Напиши полные ответы на вопросы.
Где сидели птицы? (осина, рябина, липа)_______________________________________________________________________
Над чем пролетел самолёт?_______________________________________________________________________
Задание 3. Составь словосочетания. Определи падеж.
Варенье из (вишня) - _________________________________.
Занятие (лепка) - ____________________________________.
Цветы (черёмуха) - __________________________________.
Приём в (поликлиника) - _____________________________.
Задание 4. Допиши окончания имён существительных. Определи падеж.
Саша отправил посылку тёт_ Зин_ в деревн_. Мама послала телеграмму бабушк_ Кат_. Папа сбросил снег с крыш_. Я принёс книги в библиотек_.
Задание 5. Допиши словарное слово.
Боевой ______________ вернулся после трудного задания.
Контрольная работа по теме «Падежи имен существительных 2 склонения»
(3 четверть)
Задание 1. Вспомни.
Ко 2-му склонению относятся имена существительные ________ и _______ рода, с окончаниями -___, -___, на ________________, на____, на____.
Неодушевлённые имена сущ. 2 скл. в И. и В.п. имеют окончания -___, -___, на__________________, ___, ____.
Имена сущ. 2 скл. в Р.п. имеют окончания -___, -___.
Одушевлённые имена сущ. 2 скл. в Р. и В.п. имеют окончания -___, -___.
Имена сущ. 2 скл. в Д.п. имеют окончания -___, -____.
Имена сущ. 2 скл. в Т.п. имеют окончания -___, -___.
Имена сущ. 2 скл. в П.п. имеют окончание -___.
Часть 2.
Задание 1. Из данных слов выпиши имена существительные второго склонения.
Лагерь, календарь, север, берег, яблоко, солнце, хозяйка, морковь, картофель, овёс, рожь, конь, лошадь.
_______________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Слова в скобках поставь в нужном падеже. Определи падеж.
Купался в (озеро) ____________________________.
Увлекался (спорт) ______________________________.
Набросилась на (Колобок)____________________________.
Задание 3. Вставь пропущенные буквы. Определи склонение и падеж существительных.
Не покажись слов__, а покажись дел__. Ястреб с голуб__ не друзья. Красна птица пени__, а человек умени__.
Задание 4. Из данных слов составь предложения. Имена существительные поставь в нужном падеже.
Наша, живёт, семья, в, дом, новом.
Мы, на, путешествуем, большом, пароход.
Класс, наш, лес, отдыхал, в.
Задание 5. Вставь пропущенные буквы в словарных словах.
Ж_лезо, м_талл, б_нзин.
Карточка
Тема « Существительные 1-го и 2-го склонения», 5класс
Задание: спиши, допиши окончания существительных, определи склонение и падеж имен существительных, окончания выдели.
Образец: на улице ( 1скл., П.п.).
С песн…( ), с молок…( ), к дом….( ), у лес….( ), к задач…( ), у лис…( ), к портфел….( ), на работ…( )с халв…( ), со сметан…( ).
Контрольная работа
по теме «Правописание безударных окончаний
имен существительных 1 и 2 склонения», 5 класс
Задание 1. Вставьте окончание:
В почерк.., от площадк.., к тайн.., к столиц.., на вокзал.., у болтушк.., на артист.., о юбк.., от вишн.., на баранк.., без задач…, от берёзк.. ,к берёзк.., от ветк.., к ветк.., к яблон.., на капуст.., к площадк.., в печал.., в клетк.., без крыш…,в холод…, из деревн.., по букв…, в фонтан….
Задание 2. Прочитай слова и выполни следующие задания:
Картина, дворняжка, абзац, почка, крышка, театр, море, тоннель, город, место, карета, тигр, суп, мышонок.
1) Выпиши существительные второго склонения, поставив их в предложный падеж.
_________________________________________________________________________________________________________________________
2) Образуй и запиши с любыми из этих слов 6 словосочетаний глагол + сущ. в предложном падеже.
__________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Вставьте верное окончание, укажите в скобках склонение существительных и падеж:
Прошли по тропинк.. ( ), находились около речк..( ), висело на ветк...( ) вишн.. .( ), идти по улиц….( ),шли от дяд…( ) к тёт…( )
Задание 4. Составьте предложение с именем существительным 2 склонения в дательном падеже.
_____________________________________________________________
Задание 5. Если соглашаешься с высказыванием, поставь плюс, если не соглашаешься, поставь минус.
1. | У имён существительных 2 склонения, никогда не пишется окончание -и. | |
2. | У имён сущ.-ых 1 склонения в предложном падеже пишется окончание -и. | |
3. | У имён сущ.-ых 1 склонения в дательном и предложном падеже пишется окончание -е. | |
4. | У имён сущ.-ых 2 склонения в форме родительного падежа окончание -е. | |
5. | У имён сущ.-ых 1 склонения в форме родительного падежа окончание -и. | |
Задание 6. Определи падеж:
у кота, на медведя, от слона, под коня, без зайца, около жирафа, мимо кабана, в комара.
Контрольная работа
по теме «Правописание безударных окончаний
имен существительных 1 и 2 склонения», 5 класс
Задание 1. Вставьте окончание:
В почерк.., от площадк.., к тайн.., к столиц.., на вокзал.., у болтушк.., на артист.., о юбк.., от вишн.., на баранк.., без задач…, от берёзк.. ,к берёзк.., от ветк.., к ветк.., к яблон.., на капуст.., к площадк.., в печал..
Задание 2. Прочитай слова и выполни следующие задания:
Почка, крышка, театр, море, тоннель, город, место, карета, тигр, суп, мышонок.
Выпиши существительные второго склонения, поставив их в предложный падеж.
_____________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Вставьте верное окончание, укажите в скобках склонение существительных и падеж:
Прошли по тропинке ( 1скл. Д.п.), находились около речк..( ), висело на ветк...( ) вишн.. .( ), идти по улиц….( ),шли от дяд…( ) к тёт…( )
Задание 4. Составьте предложение с именем существительным 2 склонения в дательном падеже.
_____________________________________________________________
Задание 5. Определи падеж:
у кота ( Р.п.) на медведя, от слона, под коня, без зайца, около жирафа, мимо кабана, в комара.
Контрольная работа по теме «Имя существительное»
(Третье склонение имён существительных в единственном числе)
Задание 1. Вспомни.
К 3-му склонению относятся имена существительные ____________рода, на ___.
Имена сущ. 3 скл. в Р., Д. и П.п. имеют окончание -___.
Неодушевлённые имена сущ. 3 скл. в И. и В.п. оканчиваются на___.
Имена сущ. 3 скл. В Т.п. имеют окончание -___.
Часть 2.
Задание 1. В каждой строчке найди лишнее слово. Определи его склонение.
Конь, лошадь, олень________________________________
Морковь, картофель, пень____________________________
Журавль, жизнь, корень _____________________________
Задание 2. Слова в скобках поставь в нужном падеже. Определи падеж.
Рисует в (тетрадь)______________________________________.
Сверчок за (печь) _______________________________________.
Гусеницы на (капуста) ___________________________________.
Задание 3. Письменно ответь на вопросы, используя слова в скобках. Определи их падеж.
Чья любовь согревает нас? (мать).______________________________________________
Где написали упражнение? (тетрадь).___________________________________________
Что фермеры убрали с полей? (рожь).___________________________________________
Задание 4. Подбери к данным выражения близкие по смыслу
Спокойной ноч_ (____ п.) - ______________________________________________
Говорить по совест_ (_____п.) - ____________________________________________
На краю пропаст_ (____п.) - _______________________________________________
(пожелание спокойного сна, находиться в опасности, говорить откровенно).
Задание 5. Вставь пропущенные буквы в словарных словах.
К_лонна , к_никулы.
Контрольная работа по теме «Главные и второстепенные члены предложения»
(4 четверть)
Задание 1. Вспомни.
Главные члены предложения – это____________________ и ___________________.
Все члены предложения кроме подлежащего и сказуемого являются ___________________________.
Предложение, которое состоит только из главных членов называется ______________________________.
Предложение, в котором, кроме главных членов, есть второстепенные, называется ______________________________.
Слова в предложении, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову в предложении называются ____________________________________________.
Между однородными членами ставятся ________________________.
Часть 2.
Задание 1. Составь распространённые предложения, используя слова в скобках. Подчеркни подлежащее одной чертой, сказуемое – двумя чертами.
Наступило утро (чудесный). _______________________________________________
Ребята приехали (лагерь, в). _________________________________________________
Они разделись и бегут (речка, к). ____________________________________________
Задание 2. Расставь знаки препинания между однородными членами предложения.
Запестрели цветами поля пригорки долины. Светлой струйкой ручейки вьются пенятся и журчат. Чудесные серёжки свисают с веток осины орешника ольхи.
Задание 3. Выделенные словосочетания замени однородными членами предложения. Расставь знаки препинания.
Ребята посадили в саду фруктовые деревья (сливы яблони груши).
_________________________________________________________________________
В огороде они посадили овощи (морковь капуста свекла).
_________________________________________________________________________
В школьном цветнике выращивают цветы (розы астры георгины).
__________________________________________________________________________
Задание 4. Вставь пропущенные буквы. Расставь знаки препинания.
Начинаются сильные м_розы сн_гопады метели и в_юги. З_мля реки _зёра и кустыпокрылись ровным слоем снега. Ледяной ветер дует в поле и в лесу.
Задание 5. Вставь пропущенные буквы в словарных словах.
Г_р_зонт, г_ография, б_бл__тека, б_седа, гр_ница, д_л_то.
Контрольный диктант по теме «Предложения с однородными членами предложения»
4 четверть
Март.
Наступил март. Дни стали тёплые, светлые. Снег везде почернел, пропитался водой. Он стал рыхлым, точно его изъели червяки. Ветви у деревьев покраснели. Вода подступала всё больше. Маленький Сережа каждое утро лез к окну посмотреть грачей. Это были первые вестники с далекого юга. Они летали, кричали и осматривали старые гнезда.
Учебно-методическое обеспечение
класс | 5 |
Образовательная область | Письмо и развитие речи |
Ф.И.О. педагога Квалификационная категория | Ванькова Людмила Ивановна 1 категория |
Учебная программа | Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждения VIII вида под ред. В.В.Воронковой 5-9 классы Сборник 1. М., «Владос», 2000. |
Учебник | Н.Г.Галунчикова, Э.В. Якубовская, Русский язык. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, М. «Просвещение», 2008. Н.Г.Галунчикова, Э.В. Якубовская, Русский язык. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, М. «Просвещение», 2014. |
Методические пособия | А.К.Аксенова «Развитие речи на уроках грамматики и правописания» М. «Просвещение», 2002. Е.Я.Кудрявцева «Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида» 5-7 классы. М. «Владос», 2003. Т.П.Шабалкова «Сборник диктантов и изложений» 5-9 классы. Волгоград, «Учитель», 2007. Е.П.Плешакова. Н.А.Сенина. «Русский язык. Тесты для промежуточной аттестации. Тренировочная тетрадь» Ростов – на- Дону,2012. Коррекционное обучение Русский язык. Коррекционно-развивающие задания и упражнения. Волгоград. «Учитель», 2006. М.Е.Прокопенко «Русский язык и чтение. – речевые разминки, - зрительные диктанты, - игровые упражнения» 5-7 классы. Волгоград. «Учитель», 2009. А.Г.Зикеев «Практическая грамматика на уроках русского языка».Ч.№2М.; «Владос»,2013. |
Учебные пособия для обучающихся | Н.Г.Галунчикова, Э.В. Якубовская Рабочая тетрадь по русскому языку №1, №2, №3, №4 М. «Просвещение», 2002. И.В.Веркеенко «Упражнения и проверочные задания по русскому языку» М. «Владос», 2005. О.В.Узорова, Е.А.Нефедова «3000 учебных примеров и заданий по русскому языку на все правила и орфограммы» ООО «Астрель», 2005. Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 5 класса (печатный и электронный варианты) Н.Г.Галунчикова, Э.В. Якубовская, Русский язык. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, М. «Просвещение», 2014. |