Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Войскоровская основная общеобразовательная школа»
| Приложение к адаптированной основной образовательной программе образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом от 30.08.2018 № 111 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по письму и развитию речи
5-9 класс
Составитель: учитель русского языка и литературы
.
Глинка И.С.
Войскорово
2018
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по письму и развитию речи для 5-9 классов для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: /авторы программ: А.К.Аксёнова, А.П.Антропов, И.М. Бгажнакова/-М. «Просвещение» 2010. Под редакцией И.М. Бгажнаковой. Допущено Министерством Образования РФ (Электронный вариант)
Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по адаптированной основной образовательной программе образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами учебного предмета для обеспечения реализации целей и задач адаптированной образовательной программы школы, достижения планируемых результатов изучения предмета «Письмо и развитие речи».
Для достижения целей и задач изучения предмета «Письмо и развитие речи», выбран учебно-методический комплекс:
Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская. Русский язык: учебник для спец (корр.) образовательных учреждений VIII вида, - М.: Просвещение
2. Общая характеристика учебного предмета
Программа определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности учащихся с умственной интеллектуальной недостаточностью. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим для социальной адаптации. Особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений.
При обучении используются следующие принципы:
принцип коррекционно-речевой направленности,
воспитывающий и развивающий принципы,
принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении,
принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значение таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.
При последовательном изучении курса русского языка может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развитий типологических и индивидуальных особенностей учеников. Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Программный материал расположи концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол), включены в содержание 5 и последующих классов постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем. Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает следующие разделы:
Основные разделы | Пояснение |
Звуки и буквы | В 5-9 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору, учащиеся продолжают работу над правильным обозначением звуков буквами на письме. |
Слово | С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. |
| В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и в приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др. Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи - обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма. |
Предложение | Изучение предложений имеет особое значение для подготовки умственно отсталого школьника к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки. |
Связная речь | Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности умственно отсталых школьников излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию.В 5-9 классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.). |
Графические навыки | формируются главным образом во 2-4 классах, хотя внимание к четкому и аккуратному письму должно иметь место и в старших классах. |
3. Цели и задачи рабочей программы
Цели программы:
Развивать устную и письменную речь учащихся в единстве с развитием их мышления и формированием школьника как личности;
Закрепить навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
Воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Задачи рабочей программы:
Вырабатывать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию;
Повышать уровень общего развития учащихся;
Учить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
Обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями;
Развивать нравственные качества школьников.
4. Место предмета в учебном плане
Объем часов на изучение учебного предмета по адаптированной образовательной программе для обучающихся с УО (ИН) легкой степени определяется индивидуальным учебным планом в зависимости от способа получения образования.
Согласно учебному плану для обучающихся по АООП ОО для детей с УО (ИН) лёгкой степенина изучение предмета отводится:
5 класс – 5ч. в неделю, 34 учебных недель, 170 часов
6 класс – 4ч. в неделю, 34 учебных недель, 136 часов
8 класс – 4ч. в неделю, 34 учебных недель, 136 часов
9 класс-- 4ч. в неделю, 34 учебных недель, 136 часов
5.Общие учебные умения, навыки, способы деятельности
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются: тренировочные упражнения, словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты. Письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. В конце каждой темы проводится контрольная работа.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.). Основные виды контрольных работ в 5-9 классах - диктанты. В числе видов грамматического разбора следует использовать задание на опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов предложения на основе установление связей слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам.
Методы урока
На уроках русского языка используются следующие методы урока:
словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
наглядные - наблюдение, демонстрация, просмотр
практические - упражнения, карточки, тесты
Для реализации основных целей и задач курса русского языка применяются разнообразные ТИПЫ УРОКОВ:
урок изучения нового учебного материала;
урок закрепления и применения знаний;
урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
урок контроля знаний и умений.
Нетрадиционные формы уроков:
интегрированный,
урок-игра
урок-экскурсия,
практическое занятие,
заочная экскурсия,
урок - путешествие.
На уроках русского языка предусматривается:
работа с учебным и научно-популярным текстом, с дидактическим рисунком или иллюстрациями, с условными обозначениями, таблицами и схемами, с различными моделями;
выполнение практических работ и мини-исследований;
моделирование объектов и процессов;
уроки с элементами исследования
6. Содержание рабочей программы
5 класс
Рабочая программа по письму и развитию речи рассчитана на 170 часов – по 5часов в неделю
Программа по письму и развитию речи включает разделы: «Повторение», «Звуки и буквы», «Слово. Состав слова», «Части речи», «Предложение»
Повторение
Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации.
Звуки и буквы
Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твёрдые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, ё, и, ю, я.
Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. Буквы е, ё, ю, я в начале слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путём изменения формы слова. Алфавит.
Состав слова
Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова.
Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Правописание приставок. Приставка и предлог.
Разделительный ъ.
Части речи
Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. Умение различать части речи по вопросам и значению.
Имя существительное
Понятие об имени существительном. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые.
Изменение имён существительных по числам (единственное и множественное число).
Род имён существительных, умение различать род (мужской и женский род, средний род).
Мягкий знак (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода (ночь, мышь) и его отсутствие у существительных мужского рода (мяч, нож).
Изменение существительных по падежам. Умение различать падежи по вопросам.
Понятие о 1, 2, 3-м склонениях существительных.
Первое склонение имён существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 1-го склонения. Окончания -ы, -и в родительном падеже (из комнаты, из деревни), окончание -е в дательном и предложном падежах (к деревне, в деревне), окончания -ей, -ой в творительном падеже (за деревней, за страной).
Второе склонение имён существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 2-го склонения. Окончания -а, -я в родительном падеже (с озера, с поля), окончания -у, -ю в дательном падеже (к огороду, к морю), -е в предложном падеже (в городе, в море), окончания -ом, -ем в творительном падеже (за полем, за деревом).
Третье склонение имён существительных в единственном числе. Правописание падежных окончаний существительных 3-го склонения. Окончание -и в родительном, дательном и предложном падежах (с лошади, к лошади, на лошади), окончание -ью в творительном падеже (сиренью).
Упражнения в правописании падежных окончаний имён существительных 1, 2, 3-го склонения. Упражнения в одновременном склонении имён существительных, относящихся к различным склонениям (конь, лошадь; забор, ограда; тетрадь, книга).
Предложение
Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространённые и распространённые.
Однородные члены предложения. Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах.
Связная речь (упражнения в связной письменной речи даются в процессе изучения всего программного материала по письму и развитию речи).
Заполнение дневника учащимися.
Работа с деформированным текстом.
Изложение по предложенному учителем плану (примерная тематика: из жизни животных, школьные дела, поступки учащихся).
Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, серии картин, материалам наблюдений.
Составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем (примерная тематика: жизнь класса, школы, проведение каникул, игры зимой).
Деловое письмо: адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо родителям.
Повторение пройденного за год
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ раздела | Содержание | Знания | Умения | Кол-во часов |
1. Предложение | Предложение. Предложения распространенные и нераспространенные. Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации. | Понятия: Подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространенные и распространенные. Предложения повествовательные, восклицательные, вопросительные. | Уметь различать члены предложения, дифференцировать предложения распространенные и нераспространенные. | 12 ч |
2. Звуки и буквы. | Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквой «Ь». Обозначение мягкости согласных буквами «Е», «Ё», «Ю», «Я», «И». Буквы «Е», «Ё», «Ю», «Я» в начале слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. Алфавит. | Понятия: Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Гласные ударные и безударные. Алфавит. Словарные слова: космос, свобода, физкультура. | Уметь правильно обозначать звуки буквами на письме. Уметь употреблять правило правописания слов с разделительным мягким знаком. | 10 ч |
3. Слово. Состав слова. | Корень и однокоренные слова. Окончание. Приставка. Образование слов при помощи приставок. Суффикс. Образование слов при помощи суффикса и приставки. Правописание безударных гласных в корне слова. Непроверяемые безударные гласные в корне слова. Правописание согласных в корне слова. Звонкие глухие согласные. Непроизносимые согласные. Правописание приставок. Приставки и предлоги. Буква «Ъ» после приставок | Понятия: Корень, приставка, суффикс, окончание. Однокоренные слова. Согласные непроизносимые. Приставки и предлоги. Словарные слова: верстак, инструмент, матрос, победа, ракета, природа, болото, география, естествознание, благодарю, до свидания, ботинки, верблюд, творог, защита, здравствуй, коллекция, столица, остров. | Уметь подбирать группы родственных слов (несложные случаи). Проверять написание в корне безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова. Разбирать слово по составу. | 34ч |
4. Части речи. | Общее понятие о частях речи: имя существительное, прилагательное, глагол. Имя существительное. Имена существительные собственные и нарицательные. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Число имен существительных. Род имен существительных. Правописание имен существительных женского и мужского рода с шипящей (ж, ш, ч, щ) на конце слов. Изменение имен существительных по падежам. Именительный падеж: кто? что? Родительный падеж: кого? чего? Дательный падеж: кому? чему? Винительный падеж: кого? что? Творительный падеж: кем? чем? Предложный падеж: о ком? о чем? Закрепление пройденного материала. Три склонения имен существительных. Первое склонение имен существительных в единственном числе. Второе склонение имен существительных в единственном числе. Третье склонение имен существительных в единственном числе. Падежи и падежные окончания имен существительных. | Имя существительное. Имена существительные собственные и нарицательные. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Единственное и множественное число имен существительных. Род имен существительных. Падежи имен существительных. Склонение имен существительных. Словарные слова: равнина, картон, запад, север, веревка, салат, пассажир, грамота, овраг, отряд, железо, металл, бензин, колонна, каникулы, компас. | Уметь выделять имя существительное как часть речи. | 88ч |
5. Предложение | Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Нераспространенные и распространенные предложения. Однородные члены предложения. | Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные. Однородные члены предложения. | Уметь строить простое распространенное предложение. | 16ч |
6. Повторение | Повторение пройденного 10ч |
Содержание учебного предмета
6 класс
Повторение.
Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации. Коллективное составление текста по серии картинок.
Звуки и буквы. Текст
Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, ё, и, ю, я. Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Буквы е,ё, ю, я в начале слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Алфавит.
Слово.
Текст. Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка,суффикс. Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов. Правописание проверяемых
безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова.
Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Правописание приставок. Приставки и предлог. Разделительный ъ. Записка.
Части речи.
Понятие об имени существительном. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.
Изменение имен существительных по числам (единственное и множественное число).
Род имен существительных. Мягкий знак (ь) после шипящих на конце слов у существительных женского рода (ночь, мышь) и его отсутствие у существительных мужского рода (мяч, нож). Изменение существительных по падежам. Понятие о 1, 2, 3-м склонениях существительных. Упражнения в правописании падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3-го склонения. Упражнения в одновременном склонении имен существительных, относящихся к различным склонениям (конь, лошадь; забор, ограда; тетрадь, книга). Коллективное составление рассказа. Адрес на конверте. Поздравительная открытка. Письмо.
Предложение.
Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространенные и распространенные. Однородные члены предложения. Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах. Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, серии картин, материалам наблюдений. Письмо другу.
Повторение.
Дифференциация орфограмм. Практикум по определению орфограмм. Корень. Родственные слова. Безударная гласная в слове. Части речи. Повторение. Дифференциация частей речи. Решение орфографических задач.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся -6 класс
№п/п | Тема | Содержание | Знания | Умения | Кол-во часов |
1 | Предложение. | Предложение. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные. Однородные члены предложения. Перечисление без союзов и с одиночным союзом «И». Знаки препинания при однородных членах. | Понятия: Подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространенные и распространенные. Однородные члены предложения. Словарные слова: фанера. | Уметь различать члены предложения, Дифференцировать предложения распространенные и нераспространенные, выделять однородные члены предложения. | 4ч |
2. | Звуки и буквы. | Алфавит. Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Звонкие и глухие согласные. Слова с разделительным «Ь». | Понятия: Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Согласные мягкие и твердые. Согласные звонкие и глухие. Разделительный мягкий знак. Словарные слова: вокруг. | Уметь правильно обозначать звуки буквами на письме. Уметь употреблять правило правописания слов с разделительным мягким знаком. | 9ч |
3. | Слово. Состав слова. | Корень. Однокоренные слова. Приставка, суффикс. Окончание. Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание проверяемых звонких и глухих согласных в корне слова. Двойные и непроизносимые согласные. Приставка и предлог. Разделительный твердый знак «Ъ» после приставок. Правописание приставок. | Понятия. Однокоренные слова. Корень. Приставка. Суффикс. Окончание. Приставка и предлог. Словарные слова: мужчина, женщина, семена, сейчас, теперь, телеграмма, середина, договор, выкройка | Уметь подбирать группы родственных слов (несложные случаи). Проверять написание в корне безударных гласных, звонких и глухих согласных путем подбора родственных слов. Разбирать слово по составу. | 23 ч |
4. | Части речи. Имя существительное. | Повторение понятия имени существительного, имени прилагательного, глагола. Значение имени существительного. Род имени существительного. Падеж имени существительного. Правописание падежных окончаний. Склонение имен существительных. Множественное число имен существительных. Именительный и винительный падежи. Дательный падеж. Творительный падеж. Предложный падеж. Родительный падеж. Знакомство с именами существительными, употребляемыми только в единственном или только во множественном числе. | Понятия: Части речи. Имя существительное. Род имен существительных. Падеж имен существительных. Склонение имен существительных. Словарные слова: смородина, медаль, кефир, печенье, сметана, шоколад, перрон. | Уметь выделять имя существительное как часть речи. | 36ч |
5. | Части речи. Имя прилагательное. | Понятие имени прилагательного. Изменение имен прилагательных по родам. Изменение имен прилагательных по числам. Склонение имен прилагательных в единственном числе. Именительный и винительный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода. Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. Деловое письмо: оформление поздравительной открытки. Творительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. Предложный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. Деловое письмо: заметка в стенгазету. Склонение имен прилагательных женского рода. Родительный, дательный и предложный падежи имен прилагательных женского рода. Творительный падеж имен прилагательных женского рода. Винительный падеж имен прилагательных женского рода. Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода. Закрепление пройденного материала. Склонение имен прилагательных во множественном числе. Родительный и предложный падежи. Дательный и творительный падежи. | Понятия: Имя прилагательное. Род имен прилагательных. Число имен прилагательных. Склонение имен прилагательных. Словарные слова: командир, шоссе, сосед, экватор, прекрасный, календарь, апельсин, мандарин, добыча, конфета, сервиз. | Уметь выделять имя прилагательное как части речи. | 48ч |
6. | Синтаксис и пунктуация. | Однородные члены предложения. Сложное предложение. Обращение. Дифференциация простого и сложного предложения. | Понятия: Простое предложение. Простые предложения с однородными членами. Сложное предложение. Обращение. Словарные слова: балкон, фонтан. | Уметь различать предложения простые и сложные. Уметь строить простое распространенное предложение. | 13ч |
7. | Повторение. | | 3ч |
Содержание учебного предмета
8класс
Повторение
Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложениях. Простое предложение с однородными членами. Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов.
Состав слова.
Однокоренные слова; подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи, разбор их по составу.
Единообразное написание звонких и глухих согласных, ударных и безударных гласных в корнях слов.
Образование слов с помощью приставок и суффиксов.
Правописание приставок с о и а (от-, до-, по-, про-, за-, на-), приставка пере-, единообразное написание приставок на согласные вне зависимости от произношения (с-, в-, над-, под-, от-).
Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных.
Части речи.
Имя существительное.
Основные грамматические категории имени существительного. Склонение имен существительных.
Правописание падежных окончаний существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые существительные.
Имя прилагательное. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже. Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. Имена прилагательные на –ий, -ья, -ье, их склонение и правописание.
Личные местоимения.
Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных местоимений.
Род местоимений 3-го лица единственного числа.
Глагол.
Значение глагола
Неопределенная форма глагола на –ть, -чь, -ти.
Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам.
Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение). Различение окончаний глаголов I и II спряжения (на материале наиболее употребительных слов).
Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения.
Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения, глаголов с –ться, -тся.
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
Предложение
Простое предложение. Предложения распространенные и нераспространенные. Главные и второстепенные члены предложений. Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах.
Обращение. Знаки препинания при обращении.
Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложений.
Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Сравнение простых предложений с однородными членами, соединенными союзами и, а, но со сложными предложениями с теми же союзами.
Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. Постановка знаков препинания перед этими словами.
Связная речь
Изложение по рассказу с оценкой описываемых событий.
Сочинение по картинам русских и отечественных художников (в связи с прочитанными произведениями).
Сочинение по личным наблюдениям, на материале экскурсий. Практической деятельности, основе имеющихся знаний.
Сочинения творческого характера («Кем хочу быть и почему», «Чему научила меня школа»).
Отзыв о прочитанной книге.
Деловое письмо; заметка в стенгазету (об участии в общешкольных мероприятиях, о производственном практике, выборе профессии и др.), заявление (о приеме на работу, об увольнении с работы, о материальной помощи и др.), автобиография, анкета, доверенность, расписка.
Повторение пройденного за год.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся -8 класс
№ п/п Тема | Кол-во часов | Содержание | Знания | Умения |
1. Повторение. | 10 ч | Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении. Простое предложение с однородными членами. Сложное предложение с союзами И, А, НО и без союзов. | Особенности однородных членов предложения, постановка запятой между ними. Правила пунктуации в сложных предложениях без союзов и с союзами И, А, НО. | Отличать простое предложение от сложного. Выделять в предложении главные и второстепенные члены. Распознавать однородные члены в предложении, соблюдать интонацию перечисления. Применять правила постановки запятой в сложных предложениях без союзов и с союзами. |
2. Состав слова. | 11 ч | Однокоренные слова; подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи, разбор их по составу. Единообразное написание звонких и глухих согласных, ударных и безударных гласных в корнях слов. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Правописание приставок с О и А. Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных. Описание картины И. Шевандровой «В сельской библиотеке». | Части слова. Правила правописания. Способы образования сложных слов. | Разбирать слова по составу. Подбирать однокоренные слова. Образовывать слова с помощью приставок и суффиксов. Применять правила правописания при письме. Образовывать сложные слова при помощи соединительных гласных ОиЕ. Составлять текст, отражающий содержание картины; правильно строить предложения. |
3. Части речи. | 79 ч на все части речи | Части речи. Отличительные признаки. | | |
4. Имя существительное | 15 ч | Значение имени существительного в речи. Основные грамматические категории имени существительного. Склонение имен существительных. Правописание падежных окончаний существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые существительные. Морфологический разбор имени существительного. Описание картины Б. Кустодиева «Масленица». Сочинение-рассказ по картине Решетникова «Опять двойка». | Грамматические признаки имени существительного. Три склонения имени существительного. Правила правописания существительных с шипящей на конце; правописание падежных окончаний существительных в единственном и множественном числе. | Относить слова к определенной грамматической категории. Определять склонение имен существительных. Применять правила правописания при письме и объяснять их. Производить морфологический разбор. |
5. Имя прилагательное | 13 ч | Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже. Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. Имена прилагательные на –ИЙ, -ЬЯ, -ЬЕ, их склонение и правописание. Морфологический разбор имени прилагательного. Сочинение по картине «Поход князя Игоря». | Грамматические признаки имени прилагательного. Правила правописания окончаний имен прилагательных. | Относить слова к определенной грамматической категории. Ставить вопросы к прилагательному; определять род, число, падеж существительного и связанных с ними прилагательных. Производить морфологический разбор имени прилагательного. |
6. Местоимение. | 12 ч | Личное местоимение как часть речи. Лицо и число местоимений. Правописание личных местоимений. Род местоимений 3 лица единственного числа. | Грамматические признаки местоимений. Лицо и число местоимений. Правописание личных местоимений. Изложение. Деловое письмо «Заявление». | Употреблять личные местоимения; указывать лицо и число. Склонять личные местоимения. Применять правило правописания личных местоимений с предлогами. |
7. Глагол. | 39 часов | Значение глагола. Неопределенная форма глагола. Изменение глагола по временам и лицам. Спряжение глаголов. Различение окончаний глаголов 1 и 2 спряжения. Правописание безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения. Деловое письмо «Анкета». Сочинение-рассуждение «Мой день рождения». | Грамматические признаки глагола. Время, число, лицо глаголов. Спряжение глаголов. Правила правописания безударных личных окончаний глаголов. | Относить слова к определенной грамматической категории. Указывать время глаголов. Определять число, род, лицо глаголов. Указывать спряжение глаголов. Выделять личные окончания глаголов. Объяснять правописание глаголов, применять правило при письме. |
8. Предложение. | 24 часа | Простое предложение. Предложения распространенные и нераспространенные. Главные и второстепенные члены предложения. Простое предложение с однородными членами; знаки препинания при однородных членах. Обращение, знаки препинания при обращении. Виды предложений при интонации. Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и без союзов. Сложные предложения с союзными словами, знаки препинания перед ними. Сочинение-описание картины В.Маковского «Свидание». | Главные и второстепенные члены предложения; роль главных членов предложения. Особенности распространенных и нераспространенных предложений. Особенности однородных членов. Правила постановки запятой в предложении с однородными членами. Выделение знаками обращения в предложении. Правила постановки запятой в сложных предложениях без союзов и с союзами. Виды предложений по интонации. | Выделять главные и второстепенные члены в предложении. Определять однородные члены в предложении, указывать какими частями речи они выражены. Объяснять постановку знаков препинания. Находить в предложении слова-обращения; выделять их на письме, объяснять знаки препинания. Распознавать повествовательные, вопросительные и побудительные предложения, употреблять их в речи. |
9. Повторение. | 12 часов | Правописание гласных, согласных, разделительного твердого знака в приставках. Правописание гласных и согласных в корне слова. Сложные предложения без союзов, с союзами и союзными словами. | Правила правописания приставок. Правила правописания гласных и согласных в корне слова. | Объяснять и применять правила правописания. Чертить схемы предложений. Находить в предложении главные члены. Объяснять и применять правила постановки запятой в сложных предложениях перед союзами и союзными словами. |
Содержание учебного предмета
9 класс
Повторение
Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. Обращение. Сложное предложение с союзами и, а, но, со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.
Звуки и буквы
Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Гласные ударные и безударные. Обозначение мягкости согласных буквой ь. Обозначение звонких и глухих согласных на письме. Буквы е,ё,ю, я в начале слова. Разделительные ь и ъ знаки. Количество звуков и букв в слове.
Слово
Состав слова. Разбор слов по составу. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Единообразное написание ряда приставок на согласную вне зависимости от произношения.
Правописание приставок, меняющих конечную согласную, в зависимости от произношения: без (бес-), воз- (вос-), из (ис-), раз- (рас-).
Сложные слова. Образование сложных слов с помощью соединительных гласных и без соединительных гласных. Сложносокращенные слова.
Имя существительное. Роль существительного в речи. Основные грамматические категории имени существительного. Правописание падежных окончаний имен существительных. Несклоняемые имена существительные.
Имя прилагательное. Роль прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным. Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
Личные местоимения.Роль личных местоимений в речи. Правописание личных местоимений.
Глагол. Роль глагола в речи. Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов. Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа. Частица не с глаголами.
Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные количественные и порядковые. Правописание числительных от 5 до 20; 30; от 50 до 80 и от 500 до 900; 4; 200; 300;400; 40; 90; 100.
Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия. Правописание наречий с о и а на конце.
Части речи. Существительное, глагол, прилагательное, числительное, наречие, предлог. Употребление в речи.
Предложение
Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения, предложения распространенные и нераспространенные, с однородными членами, обращение.
Сложное предложение. Предложения с союзами и, а, и без союзов, предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.
Составление простых и сложных предложений. Постановка знаков препинания в предложениях.
Прямая речь (после слов автора). Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней; большая буква в прямой речи.
Связная речь
Изложение.
Сочинение творческого характера с привлечением сведений из личных наблюдений, практической деятельности, прочитанных книг.
Деловое письмо: стандартные деловые бумаги, связанные с поступлением на работу на конкретное предприятие; автобиография, доверенность, расписка.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ раздела | Кол-во часов | Содержание | Знания | Умения |
1. Повторение. Предложение. | 9ч | Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные предложения с однородными членами. Обращение, знаки препинания при обращении. Сложное предложение. Предложения с союзами и без союзов. Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи. | Главные и второстепенные члены предложения; роль главных членов предложения. Особенности однородных членов. Правила постановки знаков препинания при однородных членах, при обращении, в сложных предложениях с союзом и без союза, при оформлении прямой речи. | Выделять главные и второстепенные члены предложения. Определять однородные члены предложения, указывать какими частями речи они выражены. Указывать связь однородных членов предложения с относящимися к ним словами. Объяснять постановку знаков препинания. Находить в предложении слова-обращения; выделять их на письме; объяснять знаки препинания. Оформлять прямую речь при письме. |
2. Звуки и буквы. | 6ч | Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные. Звонкие и глухие согласные. Ударные и безударные гласные. Разделительный мягкий и твердый знаки. | Алфавит. Группы гласных и согласных. Парные звонкие и глухие согласные. Непарные согласные. Правила написания мягкого и твердого знаков в словах. Правила правописания ударных и безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова; способы проверки слов. | Располагать слова в алфавитном порядке. Проверять написание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне; распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне и подбирать проверочные слова, сравнивать написание корня в проверочном и проверяемом словах. Отличать разделительный мягкий от разделительного твердого знака. |
3.Состав слова. Текст. 4. Имя существительное. | 17ч 14ч | Значение имени существительного в речи. Грамматические признаки имени существительного. Склонение имени существительного. Ударные и безударные окончания. Морфологический разбор имени существительного. Существительные с шипящей на конце. | Значение имени существительного в речи. Грамматические признаки. Три склонения имен существительных. Правило правописания имен существительных с шипящей на конце; правило правописания безударных падежных окончаний. | Относить слова определенной грамматической категории. Распознавать имена собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные существительные. Определять склонение имен существительных. Применять правило правописания безударных падежных окончаний в единственном и множественном числе. Производить морфологический разбор имени существительного. Объяснять правописание существительных, оканчивающихся на шипящий. |
5. Имя прилагательное. | 14ч | Роль прилагательного в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. Безударные окончания прилагательных. Правописание прилагательных на –ИЙ, -ЬЯ, -ЬЕ, -ЫЕ. Морфологический разбор имени прилагательного. | Грамматические признаки имени прилагательного. Правило правописание окончаний имен прилагательных. | Относить слова определенной грамматической категории. Ставить вопросы к прилагательным; определять род, число, падеж существительных и связанных с ними прилагательных. Проверять безударные окончания прилагательных способом постановки вопроса; выделять окончания прилагательных. Проводить морфологический разбор имени прилагательного. |
6. Местоимение. | 12ч | Личное местоимение как часть речи. Лицо и число местоимений. Склонение. Личные местоимения с предлогами. Правописание местоимений 3 лица. Заметка-сочинение. | Грамматические признаки местоимения Лицо и число местоимений. Правописание личных местоимений 3 лица. | Употреблять личные местоимения; указывать лицо и число. Склонять личные местоимения; определять падеж. Применять правило правописания личных местоимений с предлогами. Правильно строить предложения, осуществлять контроль за письмом. |
7. Глагол. | 25ч | Различение глаголов по значению. Грамматические признаки глаголов. Род и число глаголов прошедшего времени. Правописание глаголов неопределенной формы на –СЯ. Правописание частицы НЕ с глаголами. Изменение глагола по лицам и числам. Правописание глаголов 2 лица единственного числа. Спряжение глаголов. Правописание окончаний 1 и 2 спряжений. Правописание безударных окончаний. Повелительная форма глаголов. Правописание глаголов повелительной формы. Мягкий знак в глаголах. Описание картины В.Поленова «Московский дворик». Сочинение-рассуждение. | Грамматические признаки глагола. Род, число и лицо глаголов. Спряжение глаголов. Повелительная форма глаголов единственного и множественного числа. Правила правописания глаголов неопределенной формы; частица НЕ с глаголами. Правила правописания глаголов 1 и 2 спряжения. Правило правописания Ь в глаголах. | Относить слова к определенной грамматической категории. Указывать время глаголов. Определять число, лицо и род глаголов. Указывать спряжение глаголов. Выделять личные окончания глаголов. Объяснять правописание глаголов 2 лица единственного числа; применять правило при письме. Обосновывать написание НЕ с глаголами. Заменять глаголы повелительной формы единственного числа на множественное и наоборот. |
8. Наречие. | 11ч | Наречие как часть речи. Наречия, обозначающие время, место, способ действия. Правописание наречий с А и О на конце. Наречия в памятках по трудовому обучению. | Грамматические признаки наречия. Значение наречий. Правило правописания наречий с А и О на конце. | Относить слова к определенной грамматической категории. Находить в предложении наречия, ставить к ним вопросы от глаголов. Указывать значение наречий. Объяснять написание наречий с О и А на конце. Восстанавливать последовательность операций при изготовлении изделия. |
9. Имя числительное. | 12ч | Имя числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые. Правописание числительных от 5 до 20 и 30, от 50 до 80, от 500 до 900, правописание числительных 90, 200, 300, 400. Числа в деловых бумагах. | Грамматические признаки имени числительного. Правописание числительных. Правила написания чисел в доверенности, расписке, объявлении, телеграмме. | Ставить вопросы к числительным; определять количественные и порядковые числительные. Правильно оформлять доверенность. |
10. Части речи. 11. Повторение. | 8ч 8 ч | Части речи. Отличительные признаки прилагательного и порядкового числительного. Различение прилагательного и наречия. Различие имени существительного и местоимения. | Части речи. Грамматические признаки частей речи. | Определять части речи. Отличать имя прилагательное от порядкового числительного. Отличать прилагательное от наречия. Отличать имя существительное от местоимения. |
7.Требования к уровню подготовки выпускников
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки школьников, которые содержат следующие компоненты:
знать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;
уметь – перечень конкретных умений и навыков.
Основные требования к умениям учащихся
5 класс
1-й уровень – базовый уровень
• списывать текст целыми словами и словосочетаниями, структурно сложные слова – по слогам;
• писать под диктовку текст с изученными орфограммами (40—45 слов);
участвовать в обсуждении темы текста, в выделении основной мысли;
коллективно составлять текст и записывать его под руководством учителя (до 50 слов);
подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу с помощью учителя;
различать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по вопросам, с опорой на таблицу;
находить решение орфографической задачи ( с помощью учителя);
пользоваться школьным орфографическим словарём под руководством учителя.
2-й уровень – минимально допустимый уровень
• списывать текст целыми словами и словосочетаниями, структурно сложные слова – по слогам;
• писать под диктовку текст после предварительного разбора изученных орфограмм;
• исправлять текст с помощью учителя;
• подбирать однокоренные слова с помощью учителя;
проверять безударные гласные, сомнительные согласные на основе изменения формы слова ( с помощью учителя);
• учится пользоваться школьным орфографическим словарем с помощью учителя.
6 класс
1-й уровень – базовый уровень
• списывать текст целыми словами и словосочетаниями;
• писать под диктовку текст с изученными орфограммами (55—60 слов);
• делить текст на предложения;
• выделять тему текста, участвовать в обсуждении основной мысли;
• самостоятельно воспроизводить текст, воспринятый частями (свободный диктант) после предварительной отработки каждой части (до 60 слов);
• подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу (простые случаи самостоятельно);
• доказывать принадлежность слов к определенным частям речи, ориентируясь на их значение и вопрос с помощью опорных таблиц;
• находить решение орфографических задач с помощью учителя или самостоятельно;
• пользоваться школьным орфографическим словарем.
2-й уровень – минимально допустимый уровень
• списывать текст целыми словами;
• писать под диктовку текст с предварительно разобранными трудными орфограммами;
• участвовать в обсуждении темы и идеи текста;
• исправлять текст с помощью учителя;
• подбирать однокоренные слова с помощью учителя;
• различать части речи по вопросам с помощью учителя;
• пользоваться школьным орфографическим словарем с помощью учителя.
7 класс
1-й уровень – базовый уровень
писать под диктовку текст с изученными орфограммами (65—70 слов);
писать изложения по данному плану с предварительной отработкой лексического материала;
подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы;
образовывать одну часть речи от другой и правильно употреблять их в речи;
определять изученные грамматические признаки частей речи с опорой на таблицу;
находить орфограммы и решать орфографическую задачу;
пользоваться школьным орфографическим словарем.
2-й уровень – минимально допустимый уровень
• писать под диктовку текст с предварительный анализом;
исправлять текст с помощью учителя;
подбирать однокоренные слова с помощью учителя;
различать части речи с опорой на таблицу или с помощью учителя, правильно употреблять их в предложении;
решать орфографические задачи, опираясь на таблицу или с помощью учителя.
8 класс
1-й уровень – базовый уровень
• писать под диктовку текст с изученными орфограммами (70—80 слов);
писать изложения или сочинения по данному плану с предварительной отработкой лексического материала:
находить в тексте речевые недочеты и исправлять их с помощью учителя;
использовать в устной речи сложноподчинённые предложения при ответе на вопрос;
определять части речи, использую сложные предложения для доказательства;
подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы;
находить орфограммы и решать орфографические задачи (самостоятельно и с помощью учителя);
пользоваться школьным орфографическим словарем.
2-й уровень – минимально допустимый уровень
• писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным разбором;
принимать участие в составлении плана, отборе речевого материала для создания текста;
исправлять текст;
составлять предложения, опираясь на картину, собственный опыт;
решать орфографические задачи с помощью учителя.
9 класс
1-й уровень – базовый уровень
• писать под диктовку текст с изученными орфограммами (70—80 слов);
писать изложения или сочинения по данному плану с предварительной отработкой лексического материала:
находить в тексте речевые недочеты и исправлять их с помощью учителя;
использовать в устной речи сложноподчинённые предложения при ответе на вопрос;
определять части речи, использую сложные предложения для доказательства;
подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы;
находить орфограммы и решать орфографические задачи (самостоятельно и с помощью учителя);
пользоваться школьным орфографическим словарем.
2-й уровень – минимально допустимый уровень
• писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным разбором;
принимать участие в составлении плана, отборе речевого материала для создания текста;
исправлять текст;
составлять предложения, опираясь на картину, собственный опыт;
решать орфографические задачи с помощью учителя.
8. Перечень учебно-методического обеспечения
Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская. Русский язык. 5 кл.: учебник для спец (корр.) образовательных учреждений VIII вида, - изд. 7,- М.: Просвещение
Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская. Русский язык. 6 кл.: учебник для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/- 9-е изд., - М.: Просвещение.
Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская. Русский язык. 7 кл.: учебник для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/- 9-е изд., - М.: Просвещение.
Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская. Русский язык. 8 кл.: учебник для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/- 9-е изд., - М.: Просвещение.
Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская. Русский язык. 9 кл.: учебник для спец. (коррекц) образват. учреждений, VIII вида /- 7-е изд., - М.: Просвещение.
16