Рабочая программа по письму и развитию речи 8 класс
Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе Базовой образовательной программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида : 5-9 кл..В 2 сб./ Под редакцией Воронковой В.В. М.: Гуманит.- изд. центр Владос, 2001. –Сб. 1. -232 с. и учебного плана учреждения.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»);
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказа Комитета образования и науки Курской области от 10.01-07-02/9744 от 06.11.2015 г. и Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН» 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599 Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель:
Формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков, совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, воспитание интереса к родному языку, воспитание гражданственности, нравственных качеств, трудолюбия, самостоятельности.
Задачи:
Формирование прочных навыков грамотного письма, развитие орфографической зоркости, функций фонематического анализа.
Обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме на основе работы со словом, предложением, текстом.
Овладение нормами русского литературного языка, обогащение и активизация словаря учащихся, совершенствование грамматического строя речи, развивать навыки словоизменения, словообразования.
Развивать умения делать словесно-логические обобщения, учить выделять главное, существенное.
Развивать навыки межличностного взаимодействия, готовить к самостоятельной жизни, к труду, к общению.
Основные направления коррекционной работы
Коррекция высших психических функций: восприятия, внимания, памяти, речи, мышления.
Корригировать интерес к предмету.
Развивать фонематический слух, коррекция нарушений устной и письменной речи.
Корригировать импрессивную и экспрессивную стороны речи, развивать диалогическую речь.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.
Корригировать интеллектуальные, творческие возможности учащихся.
Согласно учебному плану в 8 классе на уроки письма и развития речи отведено 103 часа, т.е. по 3 часа в неделю.
Содержание рабочей программы соответствует учебной программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида : 5-9 кл..В 2 сб./ Под редакцией Воронковой В.В. М.: Гуманит.- изд. центр Владос, 2001. –Сб. 1. -232 с.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Учащиеся должны уметь:
писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложения;
разбирать слова по составу; образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
различать части речи;
строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами; сложное предложение;
писать изложение и сочинение по плану и опорным словосочетаниям;
оформлять деловые бумаги по образцам;
пользоваться словарем
Учащиеся должны знать:
наиболее распространенные правила правописания слов
Содержание учебного предмета
Звуки и буквы. В 8 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.
Слово. В 8 классе продолжается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи.
Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке), Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный набор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др.
Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи – обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.
Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Связная речь. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т.к. возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию. Подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся 8 классов овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.
В этих же классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.)
Графические навыки у учащихся формируются главным образом во 2-4 классах, хотя внимание к четкому и аккуратному имеет место и в старших классах.
В системе школьного образования учебный предмет «Письмо и развитие речи» занимает важное место: является не только объектом изучения, но и средством обучения, средством познания действительности и входит в общеобразовательную область. Письмо и развитие речи обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развивает память, речь, воображение, мышление, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности.
Письмо и развитие речи неразрывно связано со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Тема раздела | Четверть | Итого |
1 | 2 | 3 | 4 | |
1 | Повторение. Предложение | 6 | | | | |
2 | Состав слова | 17 | | | | |
Части речи |
3 | Имя существительное | | 7 | | | |
4 | Имя прилагательное | | 11 | | | |
5 | Личные местоимения | | | 5 | | |
6 | Глагол | | | 14 | 4 | |
7 | Предложение | | | | 14 | |
8 | Повторение пройденного за год | | | | 10 | |
9 | Развитие речи | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
10 | Контрольные диктанты | 1 | 2 | 2 | 2 | 7 |
| Итого | 26 ч. | 22ч. | 23ч. | 32ч. | 103 ч. |
Используемая литература
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. Сборник 1 / под ред. В. В. Воронковой.- М.: ВЛАДОС, 2001.
Галунчикова, Н.Г. Русский язык. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская. – М.: Просвещение, 2010.
Гапонова, Т. И. Тексты контрольных работ и грамматических заданий по русскому языку для учащихся 5 – 9 классов специальных (коррекционных) учреждений / Т. И. Гапонова. – Хабаровск: ХК ИППК, 2001.
Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе: учеб.пособие для студентов-дефектологов / А. К. Аксенова. – М.: Просвещение, 1999.
Аксенова, А. К. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5 – 9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для учителя. / А. К. Аксенова, Н. Г. Галунчикова. – М.: Просвещение, 2002.
8. Словари: 1. Словарь русского языка / под ред. С. И. Ожегова. – М., 2009.