Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
п. Ключи
| Согласовано заместитель директора по УВР ______________________ | Утверждено приказом директора МБОУ СОШ №4 № _____ от « ____» __________ 2014г |
Рабочая программа
занятий субботней школы «Грамотейка»
( подготовка детей к школе)
на 2019-2020 уч.год
Павлова Наталья Анатольевна
учитель начальных классов.
2019г
Пояснительная записка
Рабочая программа для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет) науч. рук. Н. А. Федосова (М. : Просвещение, 2012), рекомендованной Министерством образования РФ. Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую. Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями. Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.
Программа «Грамотейка» решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе.
Основные задачи: сохранение и укрепление здоровья; развитие личностных качеств; формирование ценностных установок и ориентаций; развитие творческой активности; формирование и развитие психических функций познавательной сферы; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных умений; развитие умений действовать по правилам.
Общая характеристика программы
Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; инвариативна и готовит к любой системе школьного образования.
Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.
Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий; многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная).
Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность; конструирование и моделирование. Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.
Учебный план
№ | Название курса | Количество часов |
1 | Окружающий мир и развитие речи | 30 |
2 | Письмо и развитие мелкой моторики | 30 |
3 | Математика и логическое мышление | 30 |
Место занятий в учебном плане
Программа предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих курсов: «Окружающий мир и развитие речи», «Математика и логическое мышление», «Письмо и развитие мелкой моторики». Адаптационные занятия организуются на базе школы и имеют следующую временную структуру: 3 занятия в день, 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 30 минут с 10-минутным перерывом. Программа рассчитана на 30 недель. Общее количество занятий – 90.
Ценностные ориентиры
На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс.
Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами:
физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими навыками: самостоятельно одевается, раздевается; ухаживает за одеждой и обувью; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами;
знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; использует вербальные и невербальные способы общения; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме.
В соответствии с принципом обучения деятельности занятия с дошкольниками строятся с использованием проблемно-диалогической технологии, адаптированной к данному возрасту. Старшим дошкольникам не только сообщаются готовые знания, но и организуется такая их деятельность, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для решения жизненных задач. Такой подход позволяет обеспечить преемственность между дошкольным этапом и начальной школой как на уровне содержания, так и на уровне технологии, когда обучение строится на деятельностной основе.
Общая схема организации занятия (30 мин).
1. Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию (3–5 мин).
Детям предлагается дидактическая игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе ее в деятельности ребенка не возникало затруднения. Дети сначала фиксируют в речи свои шаги, затем выполняют действия. Каждый ребенок должен принять участие в игре.
Необходимое условие – четкое объяснение правил игры. В результате каждый ребенок должен:
- понимать, что от него требуется в игре;
- определить, может он играть в эту игру или не может;
- определить, хочет он играть в эту игру или не хочет.
2. Затруднение в игровой ситуации (1–3 мин).
В конце игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы это не знаем, мы это еще не умеем...). Учитель выявляет детские вопросы и вместе с детьми определяет тему занятия.
В результате ребятами делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.
3. Открытие нового знания или умения (5–7 мин).
Учитель с помощью подводящего диалога на основе предметной деятельности детей приводит их к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ действия.
4. Воспроизведение нового в типовой ситуации (5 мин).
На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение. Выполняется работа в тетради (2–3 мин.). В конце создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала. Происходит самооценка ребенком своей деятельности по освоению нового: дети или убеждаются в том, что они справились с заданием, или исправляют свои ошибки.
5. Повторение и развивающие задания.
Проводятся по желанию педагога при наличии свободного времени.
6. Итог занятия.
Дети фиксируют в речи: а) что нового узнали; б) где новое пригодится.
Учитель прививает старшим дошкольникам следующие учебные умения: слушать объяснения взрослого, выполнять задание, не мешая друг другу, проявлять активность и интерес к предлагаемой деятельности. Учитель поддерживает усилия дошкольников качественно выполнить задание с помощью похвалы, положительной оценки; поощряет высказывания и суждения дошкольников, способствует становлению у детей положительной самооценки.
Учебные занятия «Окружающий мир и развитие речи».
Учитывая необходимость подготовки ребенка к школе, особое внимание следует уделять развитию познавательно-речевой деятельности дошкольников.
Задачи работы по развитию речи с детьми 5,5–6,5 лет:
Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря.
Развитие грамматического строя речи.
Развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.
Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей.
Обучение звуко-слоговому анализу слов.
Развитие мелкой моторики руки.
Учебные занятия «Математика и логическое мышление».
Учитывая необходимость подготовки ребенка к школе необходимо уточнить и систематизировать знания и умения, которыми дошкольники уже обладают, и пополнить их багаж знаниями и умениями, которые обеспечат их успешное дальнейшее обучение.
Задачи работы по развитию математических способностей с детьми 5,5–6,5 лет:
1. Формирование знаний о расположении предмета в пространстве, о направлении движения, о последовательности событий, о временных представлениях.
2. Подготовка к формированию понятия числа на основе сравнения групп предметов и выявления отношений «больше», «меньше», «столько же» на основе составления пар.
3. Формирование умения вести счет предметов в пределах 10 и устанавливать порядковый номер предмета.
4. Подготовка к рассмотрению действий с числами и решению задач.
5. Систематизация и формирование новых знаний о геометрических фигурах.
6. Развитие внимания и памяти, креативности и вариативности мышления.
7. Формирование познавательной мотивации, интереса к математике и процессу обучения в целом.
Результаты освоения программы (УУД)
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами (предпосылками к их достижению) дошкольной подготовки является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);
- в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);
- при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;
- понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;
- выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;
- объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.
Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат.
Метапредметными результатами (предпосылками к их формированию) дошкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
- учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;
- учиться оценивать результаты своей работы.
Познавательные УУД:
- учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
- сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки);
- классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
- учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
- учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).
Коммуникативные УУД:
- называть свои фамилию, имя, домашний адрес;
- слушать и понимать речь других;
- учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;
- учиться оформлять свои мысли в устной форме;
- строить понятные для партнера высказывания;
- уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;
- совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;
- сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;
- учиться выполнять различные роли при совместной работе.
Предметными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих умений.
Развитие речи и подготовка к обучению грамоте:
- отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения;
- задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного произведения;
- рассказывать наизусть небольшое стихотворение;
- конструировать словосочетания и предложения;
- определять количество слов в предложении;
- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
- выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать слова на заданную букву;
- делить слова на слоги, выделяя ударный слог;
- различать звуки и буквы;
- узнавать и различать буквы русского алфавита;
- правильно держать ручку и карандаш;
- аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру.
Введение в математику:
- продолжать заданную закономерность;
- называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;
- вести счет предметов в пределах 10;
- соотносить число предметов и цифру;
- сравнивать группы предметов с помощью составления пар;
- составлять математические рассказы и отвечать на поставленные учителем вопросы: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;
- классифицировать объекты по форме, цвету, размеру, общему названию;
- устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше – позже, вчера – сегодня – завтра;
- распознавать известные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;
- обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку и изображать простейшие фигуры «от руки»;
- ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета, а также на листе бумаги.
Содержание программы
«Окружающий мир и развитие речи» ( 30 ч)
Для речевого развития дошкольников характерен довольно богатый словарь, который продолжает расширяться в том числе и за счет пассивной лексики. У большинства детей завершается формирование грамматического строя речи, и дети начинают постепенно осваивать грамматику текста (используют в речи средства связи между предложениями; при составлении собственного текста оформляют его вводным и заключительным предложением).
Роль педагога состоит в том, чтобы создавать ситуации активного говорения, общения, освоения образцов речи. Учитывая необходимость подготовки ребенка к школе, особое внимание следует уделять развитию фонематического слуха и правильного звукопроизношения, мелкой моторики руки.
Задачи работы по развитию речи с детьми 5 – 6 лет:
1) обогащение активного, пассивного, потенциального словаря;
2) развитие грамматического строя речи;
3) развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка;
4) развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей;
5) обучение звуко-слоговому анализу слов;
6) развитие мелкой моторики руки;
7) формирование элементарных представлений об окружающем мире.
Содержание работы
1. Лексическая и грамматическая работа:
– обогащение словарного запаса детей; наблюдение над много-значными словами в речи;
– употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).
2. Развитие связной речи:
– ответы на вопросы, участие в диалоге;
– подробный пересказ текста по зрительной опоре;
– составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок;
3. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:
– знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением;
– знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; ударные и безударные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
– выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
– выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;
– «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
4. Обучение звуко-слоговому анализу:
– звуковой анализ состава слогов и слов;
– дифференциация понятий «звук» и «буква»;
– соотнесение букв и звуков.
5. Формирование элементарных представлений об окружающем мире:
– Моя семья. Взаимоотношения в семье. Взаимопомощь в семье. Профессии моих родителей.
– Магазин. Продавец и покупатель. Правила поведения в магазине.
– Времена года: лето, осень, зима, весна. Дни недели.
– Природа и человек. Мир растений. Мир животных. Влияние человека на растения и животных. Труд человека. Значение воды на Земле. Значение воздуха на Земле.
– Наш дом. Земля как планета. Космос – Вселенная.
Календарно-тематическое планирование
«Окружающий мир и развитие речи»
№ | Тема занятия | Дата |
1 | Как прекрасен этот мир. Слово и предложение. | |
2 | Наш дом. Слова – предметы. | |
3 | Природа и человек. Слова – признаки предметов. | |
4 | Природа – наш учитель. Слова – действия предметов. | |
5 | Космос – вселенная. Слово и предложение. Схема предложения. | |
6 | Земля как планета. Слово и предложение. Схема предложения. | |
7 | Времена года. Живые и неживые предметы. | |
8 | Значение воды на земле. Звуки. | |
9 | Маленькие человечки. Гласные и согласные звуки. | |
10 | Значение воздуха на земле. Гласные и согласные звуки. | |
11 | Разнообразие природы. Твердые и мягкие согласные звуки. | |
12 | Живая природа. Твердые и мягкие согласные звуки. | |
13 | Мир растений. Твердые и мягкие согласные звуки. | |
14 | Природа и человек. Слово и предложение. Текст. | |
15 | Труд человека. Слово и предложение. Текст. | |
16 | Из истории жилища. Слог и слово. | |
17 | Из истории часов. Деление слов на слоги. | |
18 | Из истории домашней плиты. Деление слов на слоги. | |
19 | Из истории ручки. Деление слов на слоги. | |
20 | Путешествие в прошлое живой природы. Ударные и безударные слоги. | |
21 | Линия жизни человека. Ударные и безударные слоги. | |
22 | Праздник сказки. Звуковой состав слова. Модели слов. | |
23 | Моя семья. Звуковой состав слова. Модели слов. | |
24 | Профессии наших родителей. Звуковой состав слова. Модели слов. | |
25 | Мы на кухне. Звонкие и глухие согласные звуки. | |
26 | Приключения знакомых вещей. Звонкие и глухие согласные звуки. | |
27 | Дни недели. Звонкие и глухие согласные звуки. | |
28 | В магазине. Звуковой состав слова. Модели слов. | |
29 | Инструменты. Звуковой состав слова. Модели слов. | |
30 | Мои любимые игрушки. Звуковой состав слова. Модели слов. | |
В результате работы дети могут:
• конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;
• отвечать на вопросы педагога;
• задавать свои вопросы;
• подробно пересказывать текст по зрительной опоре;
• составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
• выделять звук в начале слова;
• различать звуки и буквы;
• узнавать и называть буквы русского алфавита;
• соединять звуки в слоги;
• элементарные правила поведения в городе и природе;
• о правилах личной безопасности;
• о службах помощи;
• свой адрес, название страны, города;
• родственные отношения;
• о сезонных изменениях в природе;
«Математика и логическое мышление» ( 30 ч)
Основные цели:
Развитие у детей интереса к математическим знаниям;
Развитие самостоятельности, сообразительности, творческого воображения, гибкости мышления;
Развитие умения сравнивать и обобщать, доказывать правильность суждений.
Предметное содержание
Количество и счет
Количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном порядке. Количественный состав чисел из двух меньших чисел в пределах 10. Образование чисел путем присчитывания 1.
Деление целого на части, сравнение и уравнение множеств по числу. Упорядочивание групп предметов (в пределах 10) по возрастанию и убыванию их численности.
Геометрические фигуры
Ознакомление с плоскими геометрическими фигурами - кругом, квадратом, прямоугольником, овалом, треугольником, трапецией, ромбом.
Ознакомление с объемными фигурами - шаром, кубом, параллелепипедом, цилиндром.
Выделение сходных и отличительных признаков геометрических фигур. Изображение отдельных элементов геометрических фигур (отрезок, точка).
Определение формы реальных предметов, сравнение их с геометрическими фигурами. Самостоятельное воссоздание силуэтов из геометрических фигур.
Составление геометрических фигур из палочек и преобразование их.
Свойства предметов
Сравнение, классификации по свойствам (цвет, форма, величина, материал) с выделением одновременно 2-3 свойств. Упорядочивание предметов по размеру, массе.
Ориентирование во времени
Ориентировка в частях суток, днях, недели, временах года, выделение их последовательности и использование слов: вчера, сегодня, завтра, раньше, скоро.
Определение и условное обозначение временных отношений: сутки-неделя, неделя-месяц, месяц-год.
Ориентирование в пространстве
Выделение пространственных отношений: направо - налево, назад - вперед, на, под, над. Определение расположения предмета по отношению к себе.
Ориентирование на плоскости листа бумаги в клетку
Выделение пространственных отношений на листе бумаги (условными знаками).
Задачи на логическое мышление
Формировать умение осуществлять действия в соответствии с воспринятой последовательностью, объяснять этапность выполнения действий разнообразного содержания.
• Самостоятельное создание различных символов и знаков. Выполнение действий по знаковым обозначениям.
Задачи на сложение и вычитание в пределах 10
Сложение, вычитание, присчитывание и отсчитывание по единице. Формирование арифметического действия и способы его выполнения. Самостоятельное придумывание задач, загадок.
Календарно-тематическое планирование
«Математика и логическое мышление»
№ | Тема занятия | Дата |
1 | Один – много. Свойства предметов (цвет). Дни недели. | |
2 | Столько же. Свойства предметов (форма). Знак «=». | |
3 | Столько же. Больше Знак «». Группировка. | |
4 | Столько же. Знак « | |
5 | Счет до двух. «Найди пару». Число и цифра 1. | |
6 | Число и цифра 2. Пара. Сравнение. «Третий лишний». | |
7 | Длиннее – короче. Сравнение. «Четвертый лишний». Части суток. | |
8 | Ориентировкам в пространстве: справа, слева, впереди, позади, вверху, внизу. | |
9 | Число и цифра 3. Вычитание. | |
10 | Ориентировка на плоскости: выше, ниже, между, посередине. Раньше, позже. | |
11 | Предыдущее и последующее числа. | |
12 | Раньше, позже. Впереди, сзади. | |
13 | Число и цифра. Вверху, внизу. | |
14 | Геометрические фигуры: квадрат. | |
15 | Число и цифра 5. Знакомство с задачей. | |
16 | Задача. Структура задачи. | |
17 | Впереди, сзади. Точка, линия, отрезок. Прямая и кривая линии. | |
18 | Геометрические фигуры: круг, овал. Замкнутая и незамкнутая линии. | |
19 | Прямоугольник. Месяцы. | |
20 | Порядковый счет. Ритм. | |
21 | Геометрические фигуры: треугольник, квадрат. | |
22 | Число и цифра 6. | |
23 | Многоугольники. | |
24 | Сравнение длине. | |
25 | Число и цифра 7. | |
26 | Сравнение по ширине и по толщине. | |
27 | Число и цифра 8 «Веселый счет». | |
28 | Число и цифра 9. «Найди общие элементы». | |
29 | Число и цифра 0. | |
30 | Число 10. счет от 1 до 10. Символы. Обратный счет. | |
В результате работы дети могут:
• называть числа от 1 до 10;
• продолжить заданную закономерность;
• производить классификацию объектов по цвету, форме, размеру, общему названию;
• устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше, позже, вчера – сегодня – завтра;
• сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, массе, вместимо-сти как непосредственно (визуально, приложением, наложением), так и с помощью произвольно выбранных мерок (мерных стаканчиков, полосок бумаги, шагов и т.д.);
• распознавать известные геометрические фигуры среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;
• объединять группы предметов (части) в целое, выделять часть из целого; объяснять свои действия и называть число элементов в каждой части или целом;
• составлять с помощью педагога простые арифметические задачи по рисункам: составлять математические рассказы и отвечать на поставленный педагогами вопрос: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;
• обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку «от руки»;
• ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета.
«Письмо и развитие мелкой моторики» ( 30 ч)
Большинство детей, начинающих школьное обучение, испытывают значительные трудности в овладении техникой письма. Причин тому несколько:
недоразвитие мелкой мускулатуры руки (пальчиковой);
однообразие, монотонность организации обучения;
маленький размер и сложность элементов современной русской каллиграфии и др.
Кроме того, во время освоения письма часто страдает зрительная и нервная системы ребенка. Избежать колоссальных затрат физических, умственных, нервных сил, снизить нагрузку на ребенка в процессе обучения письму можно, организовав подготовительную работу.
Цель работы – подготовить ребенка физически и психологически к освоению письма в школе.
Для достижения данной цели в процессе обучения предстоит решать следующие задачи:
Образовательные
Формировать прочных навыков самостоятельного письма печатными буквами.
Ознакомить с прописными буквами.
Освоить основных элементов русского прописного письма.
Развивающие
Развивать мелкую моторику пальцев путем работы с карандашом, выполнения графических заданий, пальчиковых игр, штриховок и т. д.
Создавать условия для формирования у детей устойчивой мотивации к овладению навыками письма, вызывая чувство удовлетворенности от работы.
Развивать абстрактное мышление детей, формируя навыки работы со знаками (буквами) – символами.
Развивать мыслительные процессы детей: зрительное и слуховое восприятие, память, логику, аналитическое мышление (расчленяя и синтезируя объект), творческие способности.
Воспитывающие
Воспитывать трудолюбие, добросовестность, аккуратность.
Вызывать у детей заинтересованность в освоении навыков письма, стремление учиться писать в школе.
Вырабатывать у детей положительное отношение к письму, подвести их к осознанию того, что «писать красиво – легко и приятно».
Воспитывать любовь и уважение к родному языку: его богатству, красоте, гармоничности.
Календарно-тематическое планирование
«Письмо и развитие мелкой моторики»
№ | Тема занятия | Дата |
1 | Вводное занятие. Мои тетрадь и карандаш. | |
2 | Основные элементы печатных букв. | |
3 | Печатные буквы из вертикального прямоугольника П, Н, Г, Е, Ц. | |
4 | Печатные буквы из квадрата Ш, Щ, М, Т, ы. | |
5 | Печатные буквы с наклонными элементами Л, А, И, У, Х. | |
6 | Печатные буквы из кругов О, С, Э, Ю. | |
7 | Комбинированные печатные буквы Р, Ф, Б, Я, В, З. | |
8 | Комбинированные печатные буквы Ч, Д, К, Ж, Й. | |
9 | Печатные буквы (обобщение). | |
10 | Рисование геометрических фигур. | |
11 | Рисование короткой и длиной наклонной палочки. | |
12 | Рисование короткой и длиной наклонной палочки. | |
13 | Написание короткой палочки с закруглением внизу. | |
14 | Написание короткой палочки с закруглением вверху. | |
15 | Написание длинной палочки с закруглением внизу. | |
16 | Написание короткой палочки с закруглением вверху и внизу. | |
17 | Написание длинной палочки с закруглением вверху и внизу. | |
18 | Написание короткой палочки с закруглением внизу влево. | |
19 | Написание длинной палочки с закруглением внизу влево. | |
20 | Написание элементов букв. | |
21 | Написание длинной палочки с петлей внизу. | |
22 | Написание длинной палочки с петлей внизу. | |
23 | Написание длинной палочки с петлей вверху. | |
24 | Написание длинной палочки с петлей вверху. | |
25 | Написание длинной палочки с петлей вверху и внизу. | |
26 | Написание длинной палочки с петлей вверху и внизу. | |
27 | Малый овал. | |
28 | Большой овал. | |
29 | Написание элементов букв. | |
30 | Пишу красиво (итоговое занятие). | |
В результате работы дети могут:
• обводить по контуру фигуры, простейшие сюжетные композиции;
• штриховать различными способами фигуры, сюжетные картинки;
• воспроизводить основные элементы русского прописного письма.
Литература
Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет / [Н. А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дедюшкина и др. ; науч. рук. Н. А. Федосова.] – М. : Просвещение, 2012.
Подготовительные занятия к школе : рабочая программа, мониторинг учебных навыков, конспекты занятий / авт.-сост. Е. В. Минкина, Е. А. Семятина. – Волгоград : Учитель, 2011.
Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Н. Е. Вераксы. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
19