Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ликинская общеобразовательная школа
Одинцовского городского округа Московской области
УТВЕРЖДАЮ
И.о. директор_____________
Приказ № ___ от _________ 2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «ПРАВО»
10 класс
среднее общее образование
(ФКГОС ООО)
Составитель: Новикова С.А.,
учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории
2019 – 2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета право 10 класс разработана на основе, авторской программы А.Ф. Никитина «Основы права. 10-11 класс». М.: Дрофа - 2014
Рабочая программа реализуется через учебно-методический комплекс:
Право. 10-11 класс: базовый и углублённый уровни / А. Ф. Никитин, Т. И. Никитина. – М.: Дрофа - 2016
Согласно учебному плану МБОУ Ликинской СОШ на реализацию программы отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год
Сроки реализации программы 2018-2019 учебный год.
Раздел 1. Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения обучающиеся должны:
Знать/понимать:
- систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятия и принципы правосудия; органы и способы международно - правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;
Уметь:
- характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;
- объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;
- различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;
- приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- поиска, анализа и использования правовой информации;
- анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;
- изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
- применение правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);
- осуществление учебных исследований и проектов по правовой тематике;
- выбора, соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;
- обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.
Раздел 2. Содержание учебного предмета право 10 класс
Раздел1. История и теория государства и права (12 час.)
Связь и зависимость государства и права. Основные теории происхождения государства и права: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, органическая, психологическая, расовая, материалистическая.
Развитие права в России до 19 века. Влияние на правовую мысль Киевской Руси религиозно-символического мышления. Первые памятники философско-правовой мысли. Русская правда. Судебник 1497г. Соборное Уложение 1649г. Государственно-правовые реформы Петра I. «Наказ» Екатерины II. Российское право в 19-начале 20 века. Совершенствование правовой системы в царствование Александра I. Деятельность М.М.Сперанского. Совершенствование системы управления, издание Полного собрания законов и Свода законов Российской империи Николаем I. Отмена крепостного права. Реформы местного самоуправления и судебная. Развитие правовой системы в начале 20 века. Манифест 17 октября 1905г. Деятельность государственной думы. Основные государственные законы – конституционные законы России.
Советское право 1917-1953г.г. Замена права «революционным правосознанием». Революционный террор. Репрессии 30-х г.г. «Сталинская» Конституция СССР 1936 г.
Советское право 1954-91г.г. Критика культа личности. Консервация административно-командной системы управления. Начало правозащитного, диссидентского движения. Принятие Конституции СССР 1977г. Кризис общества «развитого социализма».
Реформа российского права после 1991г. Распад СССР. Попытки превратить Россию в модернизированное государство с рыночной экономикой. «Изъятие» у населения сберегательных вкладов, аферы финансовых пирамид. Проведение приватизации в стране. Принятие Конституции РФ, Гражданского Кодекса РФ, Уголовного Кодекса РФ и др.
Раздел 2.Вопросы теории государства и права (11 часов)
Понятие государства. «Общественный», «классовый», «политико-правовой» подходы к рассмотрению сущности государства. Признаки и функции государства. Форма правления, форма государственного устройства, политический режим. Понятие права. Система права. Законодательство. Отрасли и институты права. Признаки права. Объективное и субъективное право. Назначение права. Формы реализации (источники) права. Правовая норма, ее структура. Виды норм права.
Понятие и признаки правового государства. Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей. Гарантированность прав человека.
Раздел 3. Конституционное право (21 часов)
Понятие конституции, ее виды. Конституционное право России, его виды и источники. Конституционная система. Понятие конституционализма.
Конституционный кризис начала 90-х г.г. Принятие Конституции РФ и ее общая характеристика. Достоинства и недостатки Основного закона России.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Содержание вступительной части Конституции. Российская Федерация - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Социальное государство. Светское государство. Человек, его права и свободы – высшая ценность. Многонациональный народ России – носитель суверенитета и источник власти. Субъекты осуществления государственной власти. Прямое действие Конституции РФ.
Федеративное устройство России. Равенство субъектов Федерации. Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации. Виды субъектов РФ. Федеральное законодательство и законы субъектов РФ. Проблема сепаратизма.
Президент Российской Федерации. Статус главы государства. Гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Полномочия
Президента РФ. Условия досрочного прекращения полномочий Президента или отрешение его от должности.
Федеральное собрание Российской Федерации. Парламенты в европейской политической традиции. Парламентаризм. Две палаты Федерального Собрания – Совет Федерации и Государственная дума, их состав и способы формирования. Комитеты и комиссии обеих палат. Предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы. Порядок принятия и вступления в силу законов РФ.
Правительство РФ, его состав и порядок формирования. Полномочия Правительства РФ. Досрочное прекращение полномочий Правительства РФ.
Судебная власть в РФ. Судебная система: федеральные суды и суды субъектов РФ. Принципы судопроизводства. Присяжные заседатели. Прокуратура РФ как единая централизованная система. Функции прокуратуры. Генеральный прокурор РФ.
Местное самоуправление. Решение вопросов местного значения. Муниципальная собственность. Самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Структура и формирование местного самоуправления.
Раздел 4. Права человека (19 часов)
Содержание второй главы Конституции РФ. Права, свободы и обязанности человека и гражданина. Значение Всеобщей декларации прав человека. Виды прав человека. Положения философии прав человека.
Международные договоры о правах человека. Содержание международного Билля о правах человека.
Гражданские права. Равенство прав и свобод людей. Право на жизнь. Запрет рабства и пыток. Равенство перед законом. Принцип презумпции невиновности. Право на свободу передвижения. Право на свободу совести.
Политические права. Право на свободу убеждений. Право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через избранных представителей.
Экономические, социальные и культурные права. Право владеть имуществом. Право на социальное обеспечение и на осуществление прав в экономической, социальной и культурной областях. Право на труд, на свободный выбор работы. Право на отдых. Право на образование. Право участвовать в культурной и научной жизни общества.
Права ребенка. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка.
Избирательные права граждан. Активное избирательное право. Принципы демократических выборов. Избирательное законодательство.
Избирательный процесс. Основные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.
Итоговое повторение (3 часа)
Раздел 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы
N№п/п | Наименование разделов и тем | Общее количество часов на изучение | Количество контрольных работ |
11 | Раздел 1. История и теория государства и права | 12 | 1 |
2 | Раздел 2. Вопросы теории государства и права | 13 | 1 |
3 | Раздел 3. Конституционное право | 21 | 1 |
4 | Раздел 4. Права человека | 20 | 1 |
5 | Итоговое повторение | 2 | 1 |
6 | ИТОГО | 68 | 5 |
Приложение
№ п/п | Темы разделов и уроков | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
| Раздел 1. Человек в обществе | | | |
1 | Происхождение государства и права | 1 | | |
2 | Право Древнего мира | 1 | | |
3 | Право Европы в Средние века и Новое время. | 1 | | |
4 | Становление права Нового времени в США | 1 | | |
5 | Развитие права в России. IX – начало XIX в. | 1 | | |
6 | Российское право в XIX – начале XX в. | 1 | | |
7 | Советское право в 1917–1953 гг. | 1 | | |
8 | Советское право в 1954–1991 гг. | 1 | | |
9 | Современное российское право | 1 | | |
10 | Повторение по теме «История и теория государства и права | 1 | | |
11 | Итоговое тестирование по теме: «История и теория государства и права» | 1 | | |
12 | Повторение по теме: «Человек в обществе» | 1 | | |
| Раздел 2. Теория государства и права | | | |
13 | Государство, его признаки и формы | 1 | | |
14 | Понятие права. | 1 | | |
15 | Система права | | | |
16 | Правовая норма | 1 | | |
17 | Источники права | 1 | | |
18 | Понятие и признаки правового государства | 1 | | |
19 | Законность и правопорядок. | 1 | | |
20 | Верховенство закона. Законность | 1 | | |
21 | Принцип разделения властей | 1 | | |
22 | Право и другие сферы общества | 1 | | |
23 | О российской философии права | 1 | | |
24 | Итоговое тестирование по теме: «Вопросы теории государства и права» | 1 | | |
25 | Анализ теста | 1 | | |
| Раздел 3. Конституционное право | | | |
26 | Понятие конституции, ее виды. | 1 | | |
27 | Конституционализм | 1 | | |
28 | История принятия Конституции в РФ | 1 | | |
29 | Конституции в России. | 1 | | |
30 | Общая характеристика Конституции Российской Федерации. | 1 | | |
31 | Основы конституционного строя | 1 | | |
32 | Конституционный строй РФ | 1 | | |
33 | Гражданство в Российской Федерации | 1 | | |
34 | Федеративное устройство | 1 | | |
35 | Президент Российской Федерации | 1 | | |
36 | Вопросы входящие в ведомство Президента РФ | 1 | | |
37 | Федеральное Собрание. | 1 | | |
38 | Государственная Дума и Совет Федерации | 1 | | |
39 | Законотворческий процесс в Российской Федерации. | 1 | | |
40 | Исполнительная власть в РФ | 1 | | |
41 | Судебная власть в РФ | 1 | | |
42 | Местное самоуправление | 1 | | |
43 | Прокуратура | 1 | | |
44 | Итоговое тестирование по теме: «Вопросы теории государства и права» | 1 | | |
45 | Анализ теста | 1 | | |
46 | Права и свободы человека и гражданина | 1 | | |
| Раздел 4. Права человека | | | |
47 | Международные договоры о правах человека | 1 | | |
48-49 | Гражданские права | 2 | | |
50 | Политические права | 1 | | |
51 | Экономические, социальные и культурные права | 1 | | |
52 | Право на благоприятную окружающую среду | 1 | | |
53 | Права ребенка | 1 | | |
54 | Нарушения прав человека. | 1 | | |
55 | Защита прав человека в мирное время | 1 | | |
56-57 | Международная защита прав человека в условиях военного времени. | 2 | | |
58 | Избирательное право. | 1 | | |
59-60 | Типы избирательных систем | 2 | | |
61 | Избирательная система в РФ | 1 | | |
62 | Избирательный процесс | 1 | | |
63 | Итоговое тестирование по теме: «Права человека» | 1 | | |
64 | Анализ теста | 1 | | |
65 | Итоговое тестирование по всем темам | 1 | | |
66 | Итоговое повторение | 1 | | |
67-68 | Резерв | 2 | | |
СОГЛАСОВАНО
Руководитель ШМО
_________________ В.В. Чернышова
протокол заседания
методического объединения учителей
от «____»__________2019г. №______
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
_____________Т.Г. Сазонова
«____»_____________2019г.
7