Рабочая программа по праву составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень). Разработана на основе авторской программы А.Ф.Никитина: Правоведение. 10-11 классы: /А.Ф.Никитин. Базовый уровень – М.: Просвещение, 2006. (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации).
Рабочая программа рассчитана на 34учебных часов в 10 классах, из расчета 1 час в неделю.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Право» на этапе среднего (полного) общего образования, в X классах по 34 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
Примерная программа рассчитана на 34 учебных часа и является продолжением изучения правовой сферы в курсе обществознания в основной средней школе. При этом в ней предусмотрен резерв времени для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
В старшей школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимых для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).
Право как учебный предмет создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся и будет способствовать развитию правовой культуры, воспитанию цивилизованного правосознания и уважения к закону у подрастающего поколения.
Содержание правового образования на данном уровне выстроено с учетом образовательных целей ступени, социальных потребностей и опыта взрослеющей личности. К основным содержательным линиям образовательной программы курса права для 10 классов общеобразовательной школы (базовый уровень) относятся следующие:
Курс также включает темы, связанные с освоением способов составления простых документов, понимания юридических текстов, получения и использования необходимой информации, квалифицированной юридической помощи и т.п.
Условием решения образовательных задач правового обучения и воспитания на базовом уровне является образовательная среда, обеспечивающая участие обучающихся в выработке и реализации правил и норм, регулирующих отношения в конкретной школе.
Изучение права в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
Результаты изучения курса «Право» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной и правовой среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.
Тема 1. История государства и права- 4 час.
Связь и зависимость государства и права. Основные теории происхождения государства и права: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, органическая, психологическая, расовая, материалистическая.
Развитие права в России до 19 века. Влияние на правовую мысль Киевской Руси религиозно-символического мышления. Первые памятники философско-правовой мысли. Русская правда. Судебник 1497г. Соборное Уложение 1649г. Государственно-правовые реформы Петра I. «Наказ» Екатерины II. Российское право в 19-начале 20 века. Совершенствование правовой системы в царствование Александра I. Деятельность М.М.Сперанского. Совершенствование системы управления, издание Полного собрания законов и Свода законов Российской империи Николаем I. Отмена крепостного права. Реформы местного самоуправления и судебная. Развитие правовой системы в начале 20 века. Манифест 17 октября 1905г. Деятельность государственной думы. Основные государственные законы – конституционные законы России.
Советское право 1917-1953г.г. Замена права «революционным правосознанием». Революционный террор. Репрессии 30-х г.г. «Сталинская» Конституция СССР 1936 г.
Советское право 1954-91г.г. Критика культа личности. Консервация административно-командной системы управления. Начало правозащитного, диссидентского движения. Принятие Конституции СССР 1977г. Кризис общества «развитого социализма».
Реформа российского права после 1991г. Распад СССР. Попытки превратить Россию в модернизированное государство с рыночной экономикой. «Изъятие» у населения сберегательных вкладов, аферы финансовых пирамид. Проведение приватизации в стране. Принятие Конституции РФ, Гражданского Кодекса РФ, Уголовного Кодекса РФ и др.
Понятие государства. «Общественный», «классовый», «политико-правовой» подходы к рассмотрению сущности государства. Признаки и функции государства. Форма правления, форма государственного устройства, политический режим. Понятие права. Система права. Законодательство. Отрасли и институты права. Признаки права. Объективное и субъективное право. Назначение права. Формы реализации (источники) права. Правовая норма, ее структура. Виды норм права.
Понятие и признаки правового государства. Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей. Гарантированность прав человека.
Понятие конституции, ее виды. Конституционное право России, его виды и источники. Конституционная система. Понятие конституционализма.
Конституционный кризис начала 90-х г.г. Принятие Конституции РФ и ее общая характеристика. Достоинства и недостатки Основного закона России.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Содержание вступительной части Конституции. Российская Федерация - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Социальное государство. Светское государство. Человек, его права и свободы – высшая ценность. Многонациональный народ России – носитель суверенитета и источник власти. Субъекты осуществления государственной власти. Прямое действие Конституции РФ.
Федеративное устройство России. Равенство субъектов Федерации. Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации. Виды субъектов РФ. Федеральное законодательство и законы субъектов РФ. Проблема сепаратизма.
Президент Российской Федерации. Статус главы государства. Гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Полномочия
Президента РФ. Условия досрочного прекращения полномочий Президента или отрешение его от должности.
Федеральное собрание Российской Федерации. Парламенты в европейской политической традиции. Парламентаризм. Две палаты Федерального Собрания – Совет Федерации и Государственная дума, их состав и способы формирования. Комитеты и комиссии обеих палат. Предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы. Порядок принятия и вступления в силу законов РФ.
Правительство РФ, его состав и порядок формирования. Полномочия Правительства РФ. Досрочное прекращение полномочий Правительства РФ.
Судебная власть в РФ. Судебная система: федеральные суды и суды субъектов РФ. Принципы судопроизводства. Присяжные заседатели. Прокуратура РФ как единая централизованная система. Функции прокуратуры. Генеральный прокурор РФ.
Местное самоуправление. Решение вопросов местного значения. Муниципальная собственность. Самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Структура и формирование местного самоуправления.
Содержание второй главы Конституции РФ. Права, свободы и обязанности человека и гражданина. Значение Всеобщей декларации прав человека. Виды прав человека. Положения философии прав человека.
Международные договоры о правах человека. Содержание международного Билля о правах человека.
Гражданские права. Равенство прав и свобод людей. Право на жизнь. Запрет рабства и пыток. Равенство перед законом. Принцип презумпции невиновности. Право на свободу передвижения. Право на свободу совести.
Политические права. Право на свободу убеждений. Право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через избранных представителей.
Экономические, социальные и культурные права. Право владеть имуществом. Право на социальное обеспечение и на осуществление прав в экономической, социальной и культурной областях. Право на труд, на свободный выбор работы. Право на отдых. Право на образование. Право участвовать в культурной и научной жизни общества.
Права ребенка. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка.
Избирательные права граждан. Активное избирательное право. Принципы демократических выборов. Избирательное законодательство.
Избирательный процесс. Основные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.
№ урока | Наименование раздела программы. Тема урока | Кол-во час. | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Вид контроля, измерителя | Дата-план | Дата - факт |
Раздел I История и теория государства и права. | 9 час. | | | |
Тема 1 История государства и права | 4 час. | | | |
1 | Происхождение государства и права. | 1 | Связь и зависимость государства и права. Основные теории происхождения государства и права: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, органическая, психологическая, расовая, материалистическая. | Характеризовать основные теории происхождения государства и права. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал . Знать основные положения урока. | Самостоятельная практическая работа: составление таблицы. Заполнение таблицы. | | |
2 | Из истории российского права | 1 | Развитие права в России до 19 века. Влияние на правовую мысль Киевской Руси религиозно-символического мышления. Первые памятники философско-правовой мысли. Российское право в 19-начале 20 века. Совершенствование системы управления, издание Полного собрания законов и Свода законов Российской империи Николаем I. Отмена крепостного права. Реформы местного самоуправления и судебная. Манифест 17 октября 1905г. Основные государственные законы – конституционные законы России. Советское право. «Сталинская» Конституция СССР1936 г. Принятие Конституции СССР 1977г. Кризис общества «развитого социализма». | Характеризовать развитие права в России. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал . Знать основные положения урока. | Устный опрос, проблемные задания | | |
3 | Реформа российского права после 1991г. | 1 | Распад СССР. Проведение приватизации в стране. Принятие Конституции РФ, Гражданского Кодекса РФ, Уголовного Кодекса РФ и др. | Характеризовать реформу российского права после 1991г. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал . Знать основные положения урока. | Практические задания по разбору проблемных вопросов | | |
4 | Тест « История государства и права» | 1 | Связь и зависимость государства и права. Основные теории происхождения государства и права. Развитие права в России до 19 века. Советское право. Реформа российского права после 1991г. | Знать основные понятия темы «История государства и права». Уметь выполнять тестовые задания уровня А, В; | Тестовая диагностическая работа | | |
Тема 2 Вопросы теории государства и права | 5 час. | |
5 | Что такое государство | 1 | Понятие государства. Различные подходы к рассмотрению сущности государства. Признаки и функции государства. Форма правления, форма государственного устройства, политический режим. | Знать понятие государства, признаки и функции, формы правления, государственного устройства и политического режима. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал | Самостоятельная практическая работа: составление таблицы. Заполнение таблицы. | | |
6 | Что такое право? | 1 | Понятие права. Система права. Отрасли и институты права. Признаки права. Объективное и субъективное право. Назначение права. | Знать понятие права, систему права, отрасли и институты права, признаки права. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал. | Устный опрос, проблемные задания | | |
7 | Что такое право? | 1 | Формы реализации (источники) права. Правовая норма, ее структура. Виды норм права. | Знать формы реализации (источники) права, виды норм права. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал. | Устный опрос, проблемные задания. Составление схемы. | | |
8 | Правовое государство | 1 | Понятие и признаки правового государства. Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей. Гарантированность прав человека. | Знать понятие правового государства. Характеризовать признаки правового государства. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал. | Устный опрос, проблемные задания. Составление схемы. | | |
9 | Контрольная работа «Государство и право» | 1 | Развитие права в России. Понятие государства. Признаки и функции государства. Форма правления, форма государственного устройства, политический режим. Понятие права. Система права. Виды норм права. Правовое государство, его признаки. | Знать основные понятия раздела «История и теория государства и права». Уметь выполнять тестовые задания уровня А, В и С; давать развернутый аргументированный ответ по вопросам раздела. | Контрольная диагностическая работа | | |
Раздел II Конституционное право | 24 часа | |
Тема 3 Конституция Российской Федерации | 24 часа | | | | | |
10 | Понятие Конституции | 1 | Понятие конституции, ее виды. | Знать понятия: Конституция, виды конституций. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал. | Самостоятельная практическая работа: составление таблицы. Заполнение таблицы. | | |
11 | Общая характеристика Конституции РФ | 1 | Конституционное право России, его источники. Конституционная система. Понятие конституционализма. Конституционный кризис начала 90-х г.г. Принятие Конституции РФ и ее общая характеристика. Достоинства и недостатки Основного закона России. | Знать общую характеристику Конституции РФ. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал. | Практические работа по изучению содержания документа. | | |
12 | Основы конституционного строя | 1 | Основы конституционного строя Российской Федерации. Содержание вступительной части Конституции. Российская Федерация - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. | Знать основы конституционного строя РФ. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал. | Практические работа по изучению содержания документа. | | |
13 | Основы конституционного строя | 1 | Социальное государство. Светское государство. Человек, его права и свободы – высшая ценность. Многонациональный народ России – носитель суверенитета и источник власти. Субъекты осуществления государственной власти. Прямое действие Конституции РФ. | Знать основы конституционного строя РФ. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал. | Устный опрос, проблемные задания | | |
14 | Тест «Основы конституционного строя» | 1 | Основы конституционного строя Российской Федерации. | Знать понятия: Конституция, основы конституционного строя. Уметь выполнять тестовые задания уровня А, В; | Тестовая диагностическая работа | | |
15 | Федеративное устройство | 1 | Федеративное устройство России. Равенство субъектов Федерации. Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации. Виды субъектов РФ. Федеральное законодательство и законы субъектов РФ. Проблема сепаратизма. | Характеризовать федеративное устройство РФ, виды субъектов. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал. | Практические работа по изучению содержания документа. | | |
16 | Президент РФ | 1 | Президент Российской Федерации. Статус главы государства. Гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Полномочия Президента РФ. Условия досрочного прекращения полномочий Президента или отрешение его от должности. | Знать статус Президента РФ, его полномочия. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал. | Практические работа по изучению содержания документа. | | |
17 | Федеральное Собрание | 1 | Федеральное собрание Российской Федерации. Парламенты в европейской политической традиции. Парламентаризм. Две палаты Федерального Собрания – Совет Федерации и Государственная дума, их состав и способы формирования. | Знать устройство Федерального собрания РФ. Состав и способ формирования обеих палат парламента. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал. | Практические работа по изучению содержания документа. | | |
18 | Федеральное Собрание | 1 | Комитеты и комиссии обеих палат. Предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы. Порядок принятия и вступления в силу законов РФ. | Знать Предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал. | Устный опрос, проблемные задания | | |
19 | Правительство РФ | 1 | Правительство РФ, его состав и порядок формирования. Полномочия Правительства РФ. Досрочное прекращение полномочий Правительства РФ. | Знать состав и порядок формирования Правительства РФ. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал. | Практические работа по изучению содержания документа. | | |
20 | Судебная власть. Прокуратура. | 1 | Судебная власть в РФ. Судебная система: федеральные суды и суды субъектов РФ. Принципы судопроизводства. Присяжные заседатели. Прокуратура РФ как единая централизованная система. Функции прокуратуры. Генеральный прокурор РФ. | Характеризовать систему судебной власти в РФ, принципы судопроизводства, функции прокуратуры РФ. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал. | Устный опрос, проблемные задания | | |
21 | Местное самоуправление | 1 | Местное самоуправление. Решение вопросов местного значения. Муниципальная собственность. Самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Структура и формирование местного самоуправления. | Знать структуру и формирование местного самоуправления. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал. | Устный опрос, проблемные задания | | |
22 | Права и свободы человека и гражданина | 1 | Содержание второй главы Конституции РФ. Права, свободы и обязанности человека и гражданина. Значение Всеобщей декларации прав человека. Виды прав человека. Положения философии прав человека. | Знать содержание второй главы Конституции РФ, виды прав человека и гражданина. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал. | Практические работа по изучению содержания документа. | | |
23 | Международные договоры о правах человека | 1 | Международные договоры о правах человека. Содержание международного Билля о правах человека. | Знать Международные договоры о правах человека. Содержание международного Билля о правах человека. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал. | Практические работа по изучению содержания документа. | | |
24 | Гражданские права | 1 | Гражданские права. Равенство прав и свобод людей. Право на жизнь. Запрет рабства и пыток. Равенство перед законом. Принцип презумпции невиновности. Право на свободу передвижения. Право на свободу совести. | Знать гражданские права человека. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал. | Устный опрос, проблемные задания | | |
25 | Политические права | 1 | Политические права. Право на свободу убеждений. Право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через избранных представителей. | Знать политические права человека. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал. | Устный опрос, проблемные задания | | |
26 | Экономические, социальные и культурные права | 1 | Экономические, социальные и культурные права. Право владеть имуществом. Право на социальное обеспечение и на осуществление прав в экономической, социальной и культурной областях. Право на труд, на свободный выбор работы. Право на отдых. Право на образование. Право участвовать в культурной и научной жизни общества. | Знать экономические, социальные и культурные права человека. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал. | Устный опрос, проблемные задания | | |
27 | Тест «Права и свободы человека». Права ребенка | 1 | Права ребенка. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка. | Знать права ребенка, Декларацию прав ребенка, Конвенцию о правах ребенка. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал. | Тестовая диагностическая работа | | |
28 | Избирательное право | 1 | Избирательные права граждан. Активное избирательное право. Принципы демократических выборов. Избирательное законодательство. | Знать избирательные права граждан, принципы демократических выборов. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал. | Практические работа по изучению содержания документа | | |
29 | Избирательный процесс | 1 | Избирательный процесс. Основные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. | Знать этапы избирательного процесса, основные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал. | Устный опрос, проблемные задания | | |
30 | Тест «Избирательное право. Избирательный процесс». | 1 | Основные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. | Характеризовать особенности основных избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал. | Тестовая диагностическая работа | | |
31 | Зачет «Конституционное право» | 1 | Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. Все основные понятия по теме «Конституционное право». | Знать основные понятия по теме «Конституционное право», характеризовать сущностные особенности понятий. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. | Устный индивидуальный опрос | | |
32-33 | Итоговая контрольная работа за 10 класс | 1 | Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. Все основные понятия по теме «Конституционное право». | Знать основные понятия раздела «Конституционного права». Уметь выполнять тестовые задания уровня А, В и С; давать развернутый аргументированный ответ по вопросам раздела. | Контрольная диагностическая работа | | |
34 | Резерв | 1 | | | | | |