Областное казенное общеобразовательное учреждение «Тёткинская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
«Рассмотрена и принята» на заседании педагогического совета Протокол № 6 от 07.06.2024 г | «Согласована» Зам. директора по УР __________Сергиенко Н.И. | «Утверждаю» Директор ОКОУ «Тёткинская школа-интернат » _____________Бабкина Н.Н. Приказ №12/1 от «05» 07.2024г | |
Рабочая программа учебного предмета
«Человек»
Учитель: Тарасова Е.А.
Класс: 6 А
Всего часов в год: 34
Всего часов в неделю: 1
Срок реализации: 1 год
пгт. Тёткино, 2024 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Человек» для 6 А класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями на основе следующих документов:
1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273-ФЗ.
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 24.11.22г. №1026 «Об утверждении ФАООП УОИН»;
3. Приказ МО РФ №1599 от 19.12.14г. «Об утверждении ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями»;
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к исполнению при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями на 26 января 2016 года. Документ с изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки России от июня 2015 года № 576; приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 года № 1529;
приказом Минобрнауки России от 26 января 2016 года № 38, от 05.07.2017г.; приказом Минобрнауки России от 23 декабря 2020 года № 766.
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28. 09. 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
6. АООП ОКОУ «Тёткинская школа-интернат».
7. Положение о рабочей программе учебного предмета ОКОУ «Тёткинская школа интернат».
8. Учебный план ОКОУ «Тёткинская школа-интернат» на 2024-2025 учебный год.
В учебном плане предмет представлен с расчетом 1 час в неделю, 34 учебные недели, 34 часа.
Цели:
- формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
- осознание общности и различий с другими людьми;
- развитие способности выражать свои потребности социально-приемлемыми способами вербально или используя средства альтернативной коммуникации.
Задачи:
- формировать представления о возрастных изменениях человека;
- формировать умение жить по режиму дня;
- формирование умений определять своё самочувствие (как хорошее, или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослому;
- формировать умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром, вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета);
- формировать умения обслуживать себя;
- формировать умения следить за своим внешним видом;
- формировать представление о своей семье, социальной роли, бытовой и досуговой деятельности.
Личностные результаты освоения учебного предмета:
Программа направлена на то, чтобы каждый ученик, как субъект учебно–познавательной деятельности, мог проявить свои личностные качества:
- проявлять познавательный интерес;
- проявлять и выражать свои эмоции;
- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
- участвовать в совместной, коллективной деятельности;
- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;
- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.
Предметные результаты освоения учебного предмета:
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
1)Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.
-Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.
-Представление о собственном теле.
-Отнесение себя к определенному полу.
-Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.
-Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы.
-Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения;
2)Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.
-Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.
-Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.
3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
-Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.
-Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета).
-Умение следить за своим внешним видом.
4)Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
-Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.
3.Содержание программы
Программа представлена следующими разделами
Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание: представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и профилактика болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных и вредных привычках, возрастных изменениях. Навыки, связанные с гигиеной тела. Части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, спина, руки, ноги, пальцы); предметы санитарии и гигиены: мыло, мыльница, мочалка, расческа, зубная щетка, зубная паста, ножницы, ванна, полотенце; действия, связанные с гигиеной тела: мыть, вытирать, чистить, полоскать, причесываться.
Закреплять навыки одевания и обувания под присмотром учителя (родителя).
Освоение содержания раздела «Семья» предполагает формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях. Ребенок с ТМНР учится соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье. Важно, чтобы образцом культуры общения для ребенка являлись доброжелательное и заботливое отношение к окружающим, спокойный приветливый тон. Ребенок учится понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию с ними.
Освоение содержания раздела «Прием пищи» включает следующее содержание: Правильное питание, овощи и фрукты в жизни человека, культура поведения в столовой,
правила этикета при приеме пищи, посуда, сервировка стола, «К нам пришли гости, накроем на стол», правила мойки овощей и фруктов, профилактика пищевых отравлений.
Освоение содержания раздела «Туалет» включает следующее содержание: «Туалет» «Оборудование туалетной комнаты. Средства гигиены». Снимание нижнего белья. «Кнопка слива», «Смывание унитаза», «Туалетная бумага», «Отматывание бумаги», «Одевание нижнего белья», «Изнаночная и лицевая сторона», «Раковина. Части раковины. «Гигиенические процедуры после посещение туалета», «Мытье рук, вытирание рук», «Моё личное полотенце».
Содержание программы обеспечивает: личностно-ориентированный подход во взаимодействии ребенка со взрослым; формирование у ученика комплекса личностных качеств и навыков социального поведения (самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его и т.д.).
Основной формой организации процесса обучения является урок. На уроках детально отрабатываются все трудовые операции по санитарно – гигиеническим требованиям и самообслуживанию.
4. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата |
По плану | фактически |
1 | Повторение. Туалет. Правила посещения туалета. | 03.09 | |
2 | Представления о себе. Возраст и его изменения. | 10.09 | |
3 | Внутренние органы человека. Головной мозг. | 17.09 | |
4 | Сердце. | 24.09 | |
5 | Легкие. | 01.10 | |
6 | Расположение внутренних органов. | 08.10 | |
7 | Назначения внутренних органов. | 15.10 | |
8 | Обобщающий урок по разделам «Туалет», «Представления о себе». | 22.10 | |
9 | Гигиена тела. Подстригание и подпиливание ногтей. | 12.11 | |
10 | Нанесение и удаление покрытия с ногтевой поверхности. | 19.11 | |
11 | Очищение носового хода. | 26.11 | |
12 | Мытье, вытирании и сушка волос. | 03.12 | |
13 | Косметические средства. | 10.12 | |
14 | Гигиена тела интимной зоны. | 17.12 | |
15 | Обобщающий урок по разделу «Гигиена тела». | 24.12 | |
16 | Семья. Я - член семьи. | 14.01 | |
17 | Социальные роли других членов семьи. | 21.01 | |
18 | Бытовая и досуговая деятельность членов семьи. | 28.01 | |
19 | Профессия членов семьи. | 04.02 | |
20 | Рассказ «Моя семья». | 11.02 | |
21 | Прием пищи. Уборка стола после еды. | 18.02 | |
22 | Использование ножа и вилки во время приема пищи. | 25.02 | |
23 | Культура поведения в столовой. | 04.03 | |
24 | Культура поведения за столом. | 11.03 | |
25 | Обобщающий урок по разделам «Семья», «Приём пищи». | 18.03 | |
26 | Обращение с одеждой и обувью. Мой внешний вид. | 25.03 | |
27 | Мой внешний вид. | 08.04 | |
28 | Сезонные головные уборы. | 15.04 | |
29 | Сезонные виды одежды. | 22.04 | |
30 | Шнуровка обуви. | 29.04 | |
31 | Зашнуруй свою обувь. Практическое занятие. | 06.05 | |
32 | Правый – левый ботинок. | 13.05 | |
33 | Застегивание верхней одежды на кнопки. | 20.05 | |
34 | Обобщающий урок по теме. | | |
5. Методические материалы
1. Примерная адаптированная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2.
2. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя/В. В. Воронкова, С. А. Казакова. - М.: ВЛАДОС, 2014.