СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Человек" 6 класс Вариант 2

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету "Человек" для 6 класса Вариант 2

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Человек" 6 класс Вариант 2»

Областное казенное общеобразовательное учреждение «Тёткинская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»



«Рассмотрена и принята»

на заседании педагогического совета Протокол № 6

от 07.06.2024 г





«Согласована»

Зам. директора по УР


__________Сергиенко Н.И.

«Утверждаю»

Директор ОКОУ «Тёткинская школа-интернат »

_____________Бабкина Н.Н.

Приказ №12/1 от «05» 07.2024г







Рабочая программа учебного предмета

«Человек»














Учитель: Тарасова Е.А.

Класс: 6 А

Всего часов в год: 34

Всего часов в неделю: 1

Срок реализации: 1 год















пгт. Тёткино, 2024 г.




  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету «Человек» для 6 А класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями на основе следующих документов:

1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273-ФЗ.

2. Приказ Министерства просвещения РФ от 24.11.22г. №1026 «Об утверждении ФАООП УОИН»;

3. Приказ МО РФ №1599 от 19.12.14г. «Об утверждении ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями»;

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к исполнению при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями на 26 января 2016 года. Документ с изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки России от июня 2015 года № 576; приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 года № 1529;

приказом Минобрнауки России от 26 января 2016 года № 38, от 05.07.2017г.; приказом Минобрнауки России от 23 декабря 2020 года № 766.

5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28. 09. 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

6. АООП ОКОУ «Тёткинская школа-интернат».

7. Положение о рабочей программе учебного предмета ОКОУ «Тёткинская школа интернат».

8. Учебный план ОКОУ «Тёткинская школа-интернат» на 2024-2025 учебный год.

В учебном плане предмет представлен с расчетом 1 час в неделю, 34 учебные недели, 34 часа.

Цели:

- формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.

- осознание общности и различий с другими людьми;

- развитие способности выражать свои потребности социально-приемлемыми способами вербально или используя средства альтернативной коммуникации.

Задачи:

- формировать представления о возрастных изменениях человека;

- формировать умение жить по режиму дня;

- формирование умений определять своё самочувствие (как хорошее, или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослому;

- формировать умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром, вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета);

- формировать умения обслуживать себя;

- формировать умения следить за своим внешним видом;

- формировать представление о своей семье, социальной роли, бытовой и досуговой деятельности.

  1. Личностные результаты освоения учебного предмета:

Программа направлена на то, чтобы каждый ученик, как субъект учебно–познавательной деятельности, мог проявить свои личностные качества:

- проявлять познавательный интерес;

- проявлять и выражать свои эмоции;

- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;

- участвовать в совместной, коллективной деятельности;

- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;

- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.

Предметные результаты освоения учебного предмета:

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.  

1)Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.

-Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.

-Представление о собственном теле.

-Отнесение себя к определенному полу.

-Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.

-Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы.

-Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения;

2)Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.

-Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.

-Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.

3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.

-Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.

-Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения  туалета).

-Умение следить за своим внешним видом.

4)Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.

-Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.

3.Содержание программы

Программа представлена следующими разделами

Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание: представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и профилактика болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных и вредных привычках, возрастных изменениях. Навыки, связанные с гигиеной тела. Части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, спина, руки, ноги, пальцы); предметы санитарии и гигиены: мыло, мыльница, мочалка, расческа, зубная щетка, зубная паста, ножницы, ванна, полотенце; действия, связанные с гигиеной тела: мыть, вытирать, чистить, полоскать, причесываться.

Закреплять навыки одевания и обувания под присмотром учителя (родителя).

Освоение содержания раздела «Семья» предполагает формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях. Ребенок с ТМНР учится соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье. Важно, чтобы образцом культуры общения для ребенка являлись доброжелательное и заботливое отношение к окружающим, спокойный приветливый тон. Ребенок учится понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию с ними.

Освоение содержания раздела «Прием пищи» включает следующее содержание: Правильное питание, овощи и фрукты в жизни человека, культура поведения в столовой,

правила этикета при приеме пищи, посуда, сервировка стола, «К нам пришли гости, накроем на стол», правила мойки овощей и фруктов, профилактика пищевых отравлений.

Освоение содержания раздела «Туалет» включает следующее содержание: «Туалет» «Оборудование туалетной комнаты. Средства гигиены». Снимание нижнего белья. «Кнопка слива», «Смывание унитаза», «Туалетная бумага», «Отматывание бумаги», «Одевание нижнего белья», «Изнаночная и лицевая сторона», «Раковина. Части раковины. «Гигиенические процедуры после посещение туалета», «Мытье рук, вытирание рук», «Моё личное полотенце».


Содержание программы обеспечивает: личностно-ориентированный подход во взаимодействии ребенка со взрослым; формирование у ученика комплекса личностных качеств и навыков социального поведения (самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его и т.д.).

Основной формой организации процесса обучения является урок. На уроках детально отрабатываются все трудовые операции по санитарно – гигиеническим требованиям и самообслуживанию.


4. Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Дата

По плану

фактически

1

Повторение. Туалет. Правила посещения туалета.

03.09


2

Представления о себе. Возраст и его изменения.

10.09


3

Внутренние органы человека. Головной мозг.

17.09


4

Сердце.

24.09


5

Легкие.

01.10


6

Расположение внутренних органов.

08.10


7

Назначения внутренних органов.

15.10


8

Обобщающий урок по разделам «Туалет», «Представления о себе».

22.10


9

Гигиена тела. Подстригание и подпиливание ногтей.

12.11


10

Нанесение и удаление покрытия с ногтевой поверхности.

19.11


11

Очищение носового хода.

26.11


12

Мытье, вытирании и сушка волос.

03.12


13

Косметические средства.

10.12


14

Гигиена тела интимной зоны.

17.12


15

Обобщающий урок по разделу «Гигиена тела».

24.12


16

Семья. Я - член семьи.

14.01


17

Социальные роли других членов семьи.

21.01


18

Бытовая и досуговая деятельность членов семьи.

28.01


19

Профессия членов семьи.

04.02


20

Рассказ «Моя семья».

11.02


21

Прием пищи. Уборка стола после еды.

18.02


22

Использование ножа и вилки во время приема пищи.

25.02


23

Культура поведения в столовой.

04.03


24

Культура поведения за столом.

11.03


25

Обобщающий урок по разделам «Семья», «Приём пищи».

18.03


26

Обращение с одеждой и обувью. Мой внешний вид.

25.03


27

Мой внешний вид.

08.04


28

Сезонные головные уборы.

15.04


29

Сезонные виды одежды.

22.04


30

Шнуровка обуви.

29.04


31

Зашнуруй свою обувь. Практическое занятие.

06.05


32

Правый – левый ботинок.

13.05


33

Застегивание верхней одежды на кнопки.

20.05


34

Обобщающий урок по теме.






5. Методические материалы

1. Примерная адаптированная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2.

2. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя/В. В. Воронкова, С. А. Казакова. - М.: ВЛАДОС, 2014.