СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Домоводство"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету "Домоводство"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Домоводство"»

Муниципальное казенное образовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Одинцовская общеобразовательная школа «Надежда»






УТВЕРЖДАЮ


Директор_______ К.С. Махнач


Приказ № от_______2022 г.

















Рабочая программа

по предмету: «Домоводство»

8 класс (надомное обучение)










Составитель: Малынова Э.С., учитель 1 КК










2022-2023 учебный год






Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету: «Домоводство» для обучающихся 8 классов с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на основе:

письма МО РФ от 03.04.2003г. номер 27/27 22-6;

программно-методического материала «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И. М. Бгажноковой.


Место предмета в учебном плане

Рабочая программа составлена на 34 часа (по 1 часу в неделю при 34 учебных неделях).


Описание методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса

Учебное оборудование:

технические средства (мультимедийный проектор, компьютер)

учебные  (стол, доска)

Учебные средства:

Программно-методические материалы под ред. И.М. Бгажноковой./ «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта», Москва, ВЛАДОС, 2016;

Т.А. Девяткова Л.Л. Кочетова Социально- бытовая ориентировка М. Владос 2003 г;

В.В. Гладкая Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М. НЦ ЭНАС 2006 г.


Результаты изучения учебного предмета


Базовые учебные действия

Программа формирования базовых учебных действий (БУД) обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) направлена на формирование готовности у детей к овладению содержания АООП по предмету, реализуется в процессе всего школьного обучения.

Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками:

  • спокойное пребывание в новой среде;

  • перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта;

  • принятие контакта, инициированного взрослым;

  • установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса;

  • ориентация в учебной среде (пространство, материалы, расписание) класса;

  • планирование учебного дня;

  • ориентация в расписании дня (последовательности событий/занятий, очередности действий);

  • следование расписанию дня.

Формирование учебного поведения:

  • поддержание правильной позы;

  • направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание;

  • подражание простым движениям и действиям с предметами;

  • выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.);

  • принятие помощи взрослого;

  • использование по назначению учебных материалов;

  • выполнение простых действий с одним предметом (по подражанию);

  • выполнение действий с предметами (по подражанию);

  • выполнение простых действий с картинками (по подражанию);

  • соотнесение одинаковых предметов (по образцу);

  • соотнесение одинаковых изображений (по образцу);

  • выполнение простых действий с предметами и изображениями (по образцу);

  • соотнесения предмета с соответствующим изображением (по образцу);

  • выполнение простых действий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по образцу);

  • сидение за столом в течение определенного периода времени на групповом занятии;

  • выполнение движений и действий с предметами по подражанию и по образцу на групповом занятии;

  • выполнение речевых инструкций на групповом занятии;

  • выполнение задания в течение определенного временного промежутка на групповом занятии;

  • принятие помощи учителя на групповом занятии;

Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками, самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

  • выполнение задания полностью (от начала до конца);

  • выполнение задания в течение периода времени, обозначенного наглядно (при помощи таймера, будильника, песочных часов);

  • выполнение задания с заданными качественными параметрами;

  • переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.



Основное содержание учебного предмета


Жилище (2 ч)
      Сезонные работы в доме, их виды. Подготовка квартиры (дома) к осени (зиме).
      Работы во дворе, в огороде, на участке.
      Подготовка материалов для утепления окон.
Квартира (3 ч)
      Планировка квартиры. Функциональное назначение всех помещений квартиры и дома. План обустройства прихожей.
      Гостиная, ее функциональное предназначение.
      План обустройства (зонирование) гостиной.
      Сон — здоровье человека. Режим сна. Почему снятся тревожные сны. Обустройство комнаты для сна.
      Помещение для детей (детская комната).
      Кухня, ее оборудование.
      Санузел и ванная комната. Правила безопасного поведения в кухне, в ванной комнате.
      Подсобные помещения в квартире, их оборудование.
Растения в доме (3 ч)
      Растения в доме, их назначение: оздоровление, эстетика быта. Виды комнатных растений (3—5 видов). Экзотические растения (лимонное дерево, кактус и др.).
      Цветущие растения, их особенности. Уход за декоративными растениями: подкормка, температурный, световой режим.
      Посуда, ее виды для комнатных растений.
      Интерьер комнаты с растениями.
      Советы цветоводу.
      Практические работы: посадка, полив, формирование кроны.
      Огород на подоконнике (балконе). Практические работы: посадка лука, посев петрушки, укропа.  
Зимние вещи (2 ч)
      Зимняя одежда, использование, хранение шерстяных, меховых, кожаных вещей. Уход за зимней одеждой. Починка одежды. Штопка шерстяных вещей.
      Правила использования зимней обуви.
Гигиена тела, нижнее белье (2 ч)
      Гигиенический режим по уходу за телом (ванная, душ, баня). Ежедневные гигиенические процедуры. Режим смены белья, носков, чулок. Хранение вещей индивидуального пользования.

Стираем белье (3 ч)
Моющие средства, их виды. Техника безопасности при использовании моющих средств.

Условные обозначения на упаковках с моющими средствами и на белье. Стиральная машина-правила обращения.

Подготовка вещей к стирке. Правила замачивания, кипячения, отбеливания.

Кухня (4 ч)
      Оборудование кухни, оформление кухни.
      Правила пользования газовой, электрической плитой, уход за ними (в сельской местности — дровяной или угольной печью, плитой).
      Техника безопасности при пользовании нагревательными приборами.
      Холодильник, морозильник (устройство, назначение). Правила пользования электроприборами на кухне. Соковыжималка, кофемолка, миксер, мясорубка, овощерезка. Техника безопасности, уход за бытовыми приборами.
      Кухонная утварь (шумовка, дуршлаг, мясорубка, половник — разливная ложка, вилка большая, ножницы, ножи, лопаточки, прихватки, полотенце, салфетки). Правила гигиены и хранения.
      Деревянный инвентарь (разделочная доска, скалки, пестики, хлебница). Уход за деревянными изделиями.
      Посуда на кухне (кастрюли, сковородки, миски). Правила ухода и хранения.
      Предметы для сервировки стола (тарелки: суповая, для второго блюда, для десерта, блюдце). Чашки, ложки, вилки, ножи (назначение, чистка, хранение).
      Посуда для круп и сыпучих продуктов, уход за ними.
Организация питания (9 ч)
      Питание и здоровье человека. Режим питания. Продукты питания, их виды.
      Мясо и мясопродукты, правила хранения.
      Молоко и молочные продукты, правила хранения.
      Яйца, жиры, правила хранения.
      Овощи, грибы, правила хранения.
      Плоды, ягоды, правила хранения.
      Мука, мучные продукты, крупа, правила хранения.
      Меню на неделю (в зависимости от сезона и питательной ценности продуктов).
      Полуфабрикаты, виды, способы приготовления.
      Первичная обработка продуктов: мытье, очистка, размораживание, просеивание, переработка, нарезка. Техника безопасности при работе с режущими инструментами.
      Тепловая обработка продуктов: варка, жарение, тушение, выпечка, запекание, приготовление на пару. Техника безопасности при работе с горячей посудой.

Сад и огород (6 ч)
      Растения сада и огорода (повторение). Витаминная и пищевая ценность овощей, фруктов, ягод.
      Выращивание овощей, пряной зелени (семена, почва, посев).
      Правила хранения овощей, фруктов, ягод.
      Овощные и фруктовые салаты. Фруктовый мусс, коктейли из соков.
      Экскурсии в сад, теплицы, на выставки.


Тематическое планирование



Тема

Количество часов

1

Наше жилище (2 ч)

2

2

Квартира (3 ч)

3

3

Растения в доме (3 ч)

3

4

Зимние вещи (2 ч)

2

5

Гигиена тела, нижнее белье (2 ч)

2

6

Стираем белье (3 ч)

3

7

Кухня (4 ч)

4

8

Организация питания (9 ч)

9


Итого:

68



Календарно-тематическое планирование


Название раздела, темы

Плановая дата

Фактическая дата


Примечания


Наше жилище (2)




1

Сезонные работы в доме, их виды. Подготовка квартиры к осени.

6.09



2

Работы во дворе, в огороде, на участке. Подготовка материалов для утепления окон.

13.09




Квартира (3)




3

Планировка. Функциональное назначение всех помещений квартиры и дома.

20.09



4

План обустройства прихожей, гостиной, кухни, детской комнаты, санузла и ванной комнаты.

27.09



5

Сон- здоровье человека. Режим сна. Почему снятся тревожные сны. Обустройство комнаты для сна.

4.10




Растения в доме (3)




6

Растения и их назначение: оздоровление, эстетика быта. Виды комнатных растений. Экзотические растения.

18.10



7

Цветущие растения, их особенности. Уход за декоративными растениями.

25.10



8

Посуда, ее виды для комнатных растений. Интерьер комнаты с растениями. Советы цветоводу.

1.11




Зимние вещи (2)




9

Использование, хранение шерстяных, меховых, кожаных вещей.

8.11



10

Уход за зимней одеждой. Штопка шерстяных изделий. Правила ухода за зимней обувью.

15.11




Гигиена тела, нижнее белье (2)




11

Гигиенический режим, уход за телом. Ежедневные гигиенические процедуры.

29.11



12

Режим смены белья, носок, чулок. Хранение вещей индивидуального пользования.

6.12




Стираем белье (3)




13

Моющие средства, их виды. Техника безопасности при использовании моющих средств.

13.12



14

Условные обозначения на упаковках с моющими средствами и на белье. Стиральная машина-правила обращения.

20.12



15

Подготовка вещей к стирке. Правила замачивания, кипячения, отбеливания.

27.12




Кухня (4)




16

Оборудование и оформление кухни.

10.01



17

Правила пользования газовой, электрической плитой, уход за ними.

17.01



18

Холодильник, морозильник. Правила пользования электроприборами на кухне.

24.01



19

Кухонная утварь. Правила гигиены и хранения. Посуда на кухне, правила ухода и хранения.

31.01




Организация питания семьи (9)




20

Питание и здоровье человека. Режим питания. Продукты питания, их виды.

7.02



21

Мясо и мясопродукты, правила хранения. Молоко и молочные продукты, яйца, жиры правила хранения.

14.02



22

Овощи, грибы, плоды, ягоды, мука, мучные продукты, крупа, правила хранения.

28.02



23

Меню на неделю. Полуфабрикаты, виды, способы приготовления.

7.03



24

Первичная обработка продуктов. Техника безопасности при работе с режущими инструментами.

14.03



25

Тепловая обработка продуктов. Техника безопасности при работе с горячей посудой.

21.03



26

Молоко. Способы хранения и кипячения молока.

28.03



27

Домашние заготовки. Продукты для длительного хранения. Сушка, замораживание, соление, консервирование.

11.04



28

Хранение и консервирование продуктов. Быстрое приготовление варенья.

18.04




Сад и огород (6)




29

Растения сада и огорода. (повторение)

25.04



30

Витаминная и пищевая ценность овощей, фруктов, ягод.

2.05



31

Выращивание овощей, пряной зелени.

9.05



32

Правила хранения овощей, ягод, фруктов.

16.05



33

Овощные и фруктовые салаты.

23.05



34

Повторение.

23.05


















СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

От ______2022г. №________

__________________ Д.Н. Трубецкая




СОГЛАСОВАНО

Протокол методического объединения

От _________2022. №_______

Председатель ШМО____________А.Л. Денисова