СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство"  ДНР

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 2 класс»





Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство»

2 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерная программа начального общего образования по предмету «Изобразительное искусство» для 1–4 классов «Природа и художник» соответствует требованиям нового Государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также Примерной программе по изобразительному искусству для начальной школы (авт. Т.А.Копцева, В.П. Копцев, Е.В. Копцев). Приоритетная цель начального художественного образования – развитие культуры творческой личности школьника. В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего образования будут реализованы следующие задачи:  развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни: воспитание зрительской культуры (способности «смотреть и видеть» – культуры эстетического восприятия, формирование эмоционально-ценностного, неравнодушного отношения к миру природы, миру животных, миру человека, миру искусства); формирование социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;  овладение элементарной художественной грамотой – азбукой изобразительного искусства, совершенствование навыков индивидуальной творческой деятельности, умения сотрудничать, работать в паре, группе или коллективно, всем классом в процессе изобразительной, декоративной и конструктивной деятельности;  освоение первоначальных знаний о пластических искусствах, их роли в жизни человека и общества, формирование на доступном возрасту уровне представлений о важных темах жизни, нашедших отражение в произведениях живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, приобщение к традициям родного края, к достижениям мировой художественной культуры;  развитие умения использовать цвет, линию, штрих, пятно, композицию, ритм, объём и как средства художественного выражения в процессе работы с разными изобразительными материалами: карандашом, фломастерами, маркером, ручками, акварелью, гуашью, пластилином, углём, тушью, пастелью, цветной бумагой и др., знакомство с языком изобразительного искусства. Программа по изобразительному искусству рассчитана на четыре года обучения. Система художественно-творческих занятий имеет концентрический принцип построения. Каждая новая ступень вбирает в себя содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности. 1класс – «Я – Художник и природа родного края». 2класс – «Я – Художник и природа Земли в прошлом, настоящем и будущем». 3класс – «Я – Художник и природа разных стран мира». 4 класс – «Я – Художник, природа и я». Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий. Содержание каждого года основывается на четырёх блоках: «Художник и мир природы», «Художник и мир животных», «Художник и мир человека», «Художник и мир искусств». Темы внутри каждого блока могут быть переставлены, педагог сам решает порядок их прохождения. Отличительной особенностью программы является включение в её содержание регионального компонента, а в 4 классе вся программа построена в рамках регионального содержания, что является пропедевтических курсом для изучения «Искусствоведческого краеведения» в 5 классе. В основе реализации программы по изобразительному искусству лежит системно деятельностный подход, который предполагает реализацию определённых методических принципов. Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории (личностно ориентированное обучение). 5 Выстраиванию личной траектории развития каждого учащегося способствуют:  его самостоятельная работа на занятии изобразительным искусством под руководством педагога и дома (работа по собственному замыслу);  работа в паре, в группе или выполнение коллективных работ (например, коллективного панно «Весна» или др.);  участие в организации и проведении интегративных занятий (например, «Театр», «Танец» и др.) и праздников искусств, участие в проектной интегративной деятельности (например, «Театр кукол» и др.);  участие в организации и проведении выставки результатов изобразительного творчества (групповая или персональная, передвижная или стационарная, одной картины или рисунков всех работ с одного урока и т. п.);  участие в реализации серии художественных проектов (например, «Подарок»: «Школьник – школе», «Школьник – детскому саду», «Школьник – студенту» и т. п.). Такая работа может включать оформление альбомов, книг, открыток, создание коллективного панно, тематических выставок, а в 3–4 классах – выполнение презентаций (например, «Портрет», «Автопортрет», «Образ мамы», «Будущая профессия», «Пассажирский транспорт», «Древо жизни» и т. п.); участвуя в проекте «Украсим стены школы», учащиеся при поддержке взрослых придумывают и реализуют планы оформления своего образовательного учреждения (например, создают серии коллективных панно: «Времена года», «Культуры мира», «День-ночь» или др.). Принцип продуктивности обучения. Художественное развитие учащихся начальной школы рассматривается как актуализация и становление их способности создавать и самостоятельно воспринимать (понимать, оценивать) художественные произведения и результаты собственной творческой деятельности. Принцип природосообразности обучения предполагает учёт возрастных, психофизиологических фаз и стадий развития изобразительного творчества и индивидуальных особенностей творческого роста каждого учащегося. Принцип культуросообразности позволяет организовать педагогическую работу с опорой на лучшие достижения мирового и отечественного изобразительного искусства, изучение которых станет основой формирования художественной культуры школьника. Принцип диалогичности основан на демократическом стиле взаимоотношений учителя и учащегося. Учебный диалог предполагает игровые ситуации. Проживание многопозиционных ролей («я – художник», «я – зритель», «я – слушатель», «я – эксперт», «я – экскурсовод» и т.п.) способствует выработке необходимых умений и навыков «проживания» и «нахождения» в искусстве.

Планируемые результаты освоения программы

В процессе изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования учащийся достигнет следующих личностных результатов:

 в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;

 в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественно-образному познанию мира, умение применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности;

 в трудовой сфере – навыки использования различных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование), стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства проявятся в:

 умении видеть и воспринимать предметы художественной культуры в окружающей жизни (техника, музей, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

 желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

 активном использовании языка изобразительного искусства и выразительных возможностей различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка, музыки и др.);

 обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;

 умении организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

 способности принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать результаты своей учебной, художественнотворческой деятельности.

Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявятся в следующем:

 в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях мира и художественных музеях своего региона и других стран мира;

 в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественнотворческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, животным, человеку, обществу и искусству; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;

 в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека в разных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные и индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности;

 в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка). Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по изобразительному искусству В начальной школе учебные достижения учащихся первых классов общеобразовательных учреждений оцениваются вербально.

Результаты освоения предмета выпускником начальной школы



Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, предметных и метапредметных результатов (универсальные учебные действия: коммуникативные, регулятивные, познавательные, работа с информацией, совместная деятельность как основа умения учиться) в соответствии с требованиями ГОС НОО.



Оценивание результатов деятельности учащихся

Рекомендуется использовать следующие документы:

  • Государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ МОН ДНР№665 от 25.07.2018г.).

  • «Критерии оценивания учебных достижений обучающихся в системе начального общего образования», составлены в соответствии с законом «Об образовании» ДНР (постановление НС ДНР № 1-23311-НС от 19.06.2015).

  • Методические рекомендации «Пятибалльная система оценивания учебных достижений школьников Донецкой Народной Республики, утверждёнными решением научно - методического совета Донецкого ИППО (протокол №1 от 29.01.2015г.).

  • «Инструкция о проведении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные учебные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования» (приказ МОН ДНР № 3585 от 03.08.2015г.).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Объектами проверки и оценивания результатов художественного образования являются

основные компетентности:

 Предметные (интерпретационные и деятельностно-творческие);

 Межпредметные эстетические (эстетические оценки и восприятие);

 Ключевые (общекультурные, информационно-комуникативные, социальные).

Во 2 классе оценивание учащихся проводится по мотивационной шкале, то

есть оценивание без баллов.

Мотивационное оценивание осуществляется по 3 главным аспектам:

Художественно-теоретическая деятельность (на элементарном уровне)

Знание специальной художественной терминологии, понимание художественных

особенностей направлений, стилей, видов, жанров, законов развития искусства.

Восприятие искусства (на элементарном уровне)

Способность эмоционального восприятия произведений искусства, определение их

связи с жизненными явлениями; умение обосновывать личностное эстетическое отношение к художественному произведению и автору; способность интерпретировать художественно культурные явления.

Художественно-практическая деятельность (на элементарном уровне)

Использование художественно-теоретического материала, приобретенныххудожественных умений, навыков в практической работе и во внеурочной деятельности.



Уровни

Критерии оценивания учебных достижений учащихся

высокий

Художественно-теоретическая деятельность Учащийся (учащаяся) на элементарном уровне имеет прочные, основательные знания тематического художественного материала (виды, жанры, авторы, произведения изобразительного искусства) в рамках программы, способен систематизировать, обобщать, осознанно воспринимать и воспроизводить визуальные образы, широко применять ассоциативные связи между произведениями изобразительного искусства, произведениями других видов искусства и жизненными явлениями; выделяет главные положения в учебном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы. Восприятие искусства Учащийся (учащаяся) на элементарном уровне свободно владеет языком визуального искусства, художественно интерпретирует содержание произведений изобразительного искусства; выражает личное эстетическое отношение к ним, обладает высоким уровнем художественно-эстетического мышления в развитии миропознания и мироощущения. Художественно-практическая деятельность Учащийся (учащаяся) на элементарном уровне осознанно использует сведения об особенностях композиционного решения при передаче движения объекта, учебного материала о закономерностях колористического решения художественного образа, о способах изображения предметов реалистического, декоративного, стилизованного, фантазийного и абстрактного характера. Демонстрирует свободное владение изобразительной грамотой, программным учебным материалом, передает основные закономерности композиционного, колористического, объемно-пластического, светотеневого, перспективного решения при изображении единичного объекта, натюрморта, пейзажа, портрета; выполняет композиции по заданному мотиву или сюжету, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; выделяет композиционный центр, умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное; грамотно завершает работу. Самостоятельно использует полученные художественные умения, навыки и способности в художественнопрактической деятельности. На высоком уровне владеет изобразительной грамотой. Полностью справляется с поставленной целью урока. Инициирует готовность к сотворчеству с учителем.

Достаточный

Художественно-теоретическая деятельность Учащийся (учащаяся) на элементарном уровне демонстрирует осознанное использование учебного теоретического материала, но допускает несущественные неточности в использовании специальной художественной терминологии. Не всегда систематизирует и обобщает художественный материал. Восприятие искусства Учащийся (учащаяся) на элементарном уровне умеет воспринимать и воспроизводить визуальные образы определенного уровня, достаточно полно анализирует художественно-образное содержание произведения, но имеет стандартное мышление, ему не хватает собственных выводов, ассоциаций, обобщений; на достаточном уровне владеет специальной художественной терминологией при анализе художественных произведений в процессе их восприятия и интерпретации, отвечает без особых затруднений на вопросы учителя. Художественно-практическая деятельность Учащийся (учащаяся) на элементарном уровне воспроизводит содержание учебного материала, основанного на заучивании терминов, понятий, законов, без объяснения их смысла, изображает объект с использованием композиционных и колористических схем, предложенных учителем. Демонстрирует осознанное использование учебного теоретического материала, сведений о композиционном и цветовом (светотеневом) решении образа, передает в рисунке общие и отличительные (индивидуальные) признаки объекта, самостоятельно выбирает сюжет композиции, использует нетрадиционные размеры формата для решения художественного замысла. Гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; выделяет композиционный центр, умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное. На достаточном уровне владеет изобразительной грамотой. Испытывает потребность в периодической коррекции учителя.

Средний

Художественно-теоретическая деятельность Учащийся (учащаяся)) на элементарном уровне демонстрирует узнавание основных видов и жанров искусства, представленных учителем на слайдах, учебных таблицах и индивидуальных карточках-заданиях, узнает и различает отдельные специальные художественные термины, обнаруживает усвоение обязательного уровня учебной программы; предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы. Восприятие искусства Учащийся (учащаяся) на элементарном уровне не всегда умеет воспринимать и воспроизводить визуальные образы, имеет недостаточно сформировано художественное мышление, не всегда последовательно и логично характеризует отдельные художественные явления, его рассказ требует уточнений и дополнительных вопросов; не всегда умеет самостоятельно сделать анализ художественного произведения, сравнение, выводы 9 относительно восприятия произведений изобразительного искусства. Художественно-практическая деятельность Учащийся (учащаяся) на элементарном уровне воспроизводит отдельные фрагменты художественных образов на репродуктивном уровне. Степень сходства изображения с предметами не соответствуют реальной действительности. Испытывает затруднения в стилизованном рисунке, декоративном и пропорциональном изображении. Удовлетворительно владеет объемно-пластической выразительностью и качеством конструктивного построения формы. На элементарном уровне владеет изобразительной грамотой. Не может завершить практическую работу. Слабо справляется с поставленной целью урока. Нуждается в периодической теоретической и практической помощи учителя.

Начальный

Художественно-теоретическая деятельность Учащийся (учащаяся) на элементарном уровне имеет отдельные представления об изученном материале, владеет незначительной частью тематического материала, имеет ограниченный терминологический и словарный запас. Большая часть обязательного уровня учебных программ не усвоена, допускает грубые ошибки в ответе. Восприятие искусства Учащийся (учащаяся) на элементарном уровне имеет слабо сформированный уровень восприятия художественных образов. Воспринимает и воспроизводит отдельные фрагменты художественных образов с конкретным образно-художественным содержанием, однозначно их характеризует. Учащийся затрудняется дать характеристику даже эмоционально-образного содержания художественного произведения. Художественно-практическая деятельность Учащийся (учащаяся) на элементарном уровне имеет элементарные навыки и умения творческой художественной деятельности. На низком уровне владеет композиционным решением, не согласовывает компоненты изображения, не выделяет пропорциональное отношение частей к целому, обнаруживает незнание и непонимание объемно-пластическим и перспективным изображением. Не владеет на элементарном уровне изобразительной грамотой, не может сосредоточиться при выполнении практической работы. Не справляется с поставленной целью урока. Требует постоянно теоретической и практической помощи учителя.

Недостаточный

Художественно-теоретическая деятельность Восприятие искусства Художественно-практическая деятельность Учащийся (учащаяся) на элементарном уровне выявляет полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала, не может ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу. Не выполняет практическую работу. Требует постоянно теоретической и практической помощи учителя.









Место предмета в учебном плане

Количество часов в школьном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится в 1-4 классах по 1 часу из базисного учебного плана: 2 класс- 33 часа

Календарное планирование

Тема урока, раздела

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Дата (план)

Дата

(факт)

ХУДОЖНИК И ПРИРОДА ЗЕМЛИ

В ПРОШЛОМ, НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ (33часа)

ТЕМА 1. ХУДОЖНИК И МИР ПРИРОДЫ (8 часов)

1

1. Творческая папка художника

Создают рисунок на свободную тему или на тему «Как я провёл лето» любым графическим материалом. Оформить рисунок на обложку Творческой папки



2

2. Лучезарное солнце

Создают лучезарное солнце на восходе, в зените или на закате. Придумать своей работе оригинальное название; выполнять оригинальный рисунок на тему «Лучезарное солнце».



3

3. Деревья-долгожители

Создают дерево-великан с использованием разных графических материалов.



4

4. Осенний листопад

Создают осенние деревья в технике расплавленного пластилина



5

5. Необычные цветы

Создают иллюстрации к любой сказке, в которой главный герой меньше цветка.



6

6. Камни-самоцветы

Создают образ малахитовой вазы или цветка в различных техниках (аппликация,



7

7. День и ночь

Создают композиции «Ночь», «Лунный свет», «Ночь – день» с использованием графических материалов.



8

8.Бусы из ягод и гирлянды цветов

Создают эскизы бус с использованием тёплой и холодной цветовой гаммы (в технике лепки, аппликации и т. д.).




8 а. Мир природы дарит нам материалы для творчества

Создают тематический рисунок «Аист на крыше», «Птенцы в гнезде» или др.; изготовить гнездо из веточек деревьев; создать из природных или других материалов (глины, соленого теста или пластилина) макет «Дом-гнездо», «Сказочный дом», «Дом, в котором я бы хотел жить».



ТЕМА 2. ХУДОЖНИК И МИР ЖИВОТНЫХ (8 часов)

9

1. Тайны подводного мира

Создают Создают сказочный подводный дворец для русалочки или Нептуна; изобразить с натуры разные по форме раковины моллюсков



10

2. Динозавры

Создают композицию на тему «У динозавров тоже есть мамы и папы» или др. Сочинить сказку «Я в царстве динозавров».



11

3. Черепахи

Нарисовать иллюстрацию к литературным произведениям о черепахах (загадки, рассказы, мифы, сказки); создать в любой технике индивидуальную или коллективную композицию «Три поколения черепах» или др.



12

4. Насекомые-гиганты

Создают сюжетную композицию «Попрыгунья-стрекоза», «Я встретил гигантское насекомое» иди др.



13

5. По страницам истории животного мира. Мамонт

Создают иллюстрацию к своей сказке «В царстве мамонтов» или стихотворению; выполнить эскизы ювелирных украшений (гребень, браслет или др.), др.; сочинить небольшую сказку «Я в царстве мамонтов».




5 а. Пейзаж родной земли

Создают изображение природы и животных родного края: пейзаж «Ориентиры древней степи»; анималистическую композицию «Северный олень», «Пещерный медведь»



14

6. Животные в зоопарке

Создают иллюстрацию к стихотворению или рисунок по представлению после посещения зоопарка; зарисовки животных с натуры, по фотографии.



15

7. Фантастические животные

Создают образ дракона с использованием проволоки или других материалов (гуаши, фломастеров или пластилина).



16

8. Новогодний подарок

Создают сумочку для новогодних подарков или упаковку (конверт) для открыток или др.



ТЕМА 3. ХУДОЖНИК И МИР ЧЕЛОВЕКА (10 часов)

17

1. Ты – художник

Создают эскиз пригласительного билета или афиши для выставки детского рисунка (праздника, концерта, спектакля, театральной постановки, циркового представления или др



18

2. Семейный праздник

Создают сюжетную композицию «Любимый семейный праздник» или др.



19

3. Портрет

Создают портрет или автопортрет в окружении предметов, свидетельствующих об интересах и увлечениях портретируемого (девочка любит читать, мальчик любит играть в футбол, мама в нарядной шляпе на даче и др.).



20

4. Парный портрет

нарисовать жениха и невесту («Серебряная свадьба», «Молодожёны», «Весёлые жених и невеста», «Золотой юбилей» или др.).



21

5. Портрет пожилого человека

Создают портрет пожилого человека (любимый прадед, добрый дед, красивая бабушка, мудрая прабабушка или др.)..



22

6. Художник рисует высоких людей

Создают иллюстрацию «Дядя Стёпа милиционер», «Дядя Стёпа достаёт воздушного змея», «Дядя Стёпа у врача», «Гулливер в окружении маленьких человечков» или др..



23

7. Чудеса света

Создают чудо света; композицию на тему «Мы едем, едем, едем в далёкие края…» или др.



24

8. Необычные скульптуры

создать сказочного или мифологического героя в различных техниках.




8 а. Башня до небес

Создают иллюстрацию на библейский сюжет о Вавилонской башне; изобразить чудо башню до небес; создать композицию «Величественная башня», «Высокая башня», «Телевизионная башня» или др.



25

9. Каждый народ – художник

создать рисунок на тему «Национальный танец»; создать коллективную композицию



26

10. Красота вещей

Создают натюрморт с натуры или по представлению «Пасхальный стол», «Традиционная национальная посуда» или др.




ТЕМА 4. ХУДОЖНИК И МИР ИСКУССТВ (7 часов)

27

1. В мире книг

создают шрифтовую композицию, состоящую из букв имени; оформить шрифтовой композицией обложку Творческой папки.



28

2. В мире музыки

Создают картину «Утро», «Сумерки» в технике акварели «по-сырому» или др.



29

3. Кукольный театр

Создают (индивидуально или коллективно) куклу для кукольного спектакля на основе бумажного или полиэтиленового пакета.



30

4. Мир архитектуры. Лицо родного города

Беседа о роли художника в создании облика города.

Создают коллективную работу.




31

5. Мир архитектуры. Лицо родного города

Создают (индивидуально или коллективно) архитектурную композицию родного города.



32

6 Музей под открытым небом

Создают интерьер сказочного дворца; выполнить рисунок зала музея или фасада здания Эрмитажа; создать композицию «Торжественный зал», «Красный зал», «Серебряный зал», «Голубой зал», «Я в залах музея»



33

7. Музей под открытым небом

Создают (индивидуально или коллективно) красивое архитектурное сооружение «Главный храм моего города», «Старый дом», «Деревянный теремок», «Здание музея»