СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Изобразительное искусство» 3 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмо­ционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становле­ния интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности. 

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Изобразительное искусство» 3 класс»

«Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Салымская средняя общеобразовательная школа № 2»











«Рассмотрено»

Руководитель МО

Олышевко И.В.

Протокол № 1 от « 31 » августа 2018г.

«Утверждено»

Директор школы

Алифирова Т.А.

Приказ № _______от_______________








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Изобразительное искусство» 3 класс

учителя начальных классов

Айтыкиной Амины Худжатловны,

высшая квалификационная категория,

на 2018-2019 учебный год
























РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Изобразительное искусство»

3 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе Фе­дерального государственного стандарта начального общего образования (2009 года), при­мерной программы начального общего образования по изобразительному искусству для об­разовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений автора Б.М. Неменского «Изобразительное искусство. 1-4 классы» (учебно­методический комплект «Школа России»).

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмо­ционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становле­ния интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» - формирование художествен­ной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироот- ношений, выработанных поколениями. Эти ценности, как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формиро­вания нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и ис­кусстве, т.е. зоркости души ребёнка.

Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

  • овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;

  • развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческо­го воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания пре­красного, воспитание интереса и любви к искусству.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка - главный смысловой стержень программы.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художествен­ной деятельности для визуальных пространственных искусств:

  • изобразительная художественная деятельность;

  • декоративная художественная деятельность;

  • конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности - изобразительный, декора­тивный и конструктивный - в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, ук­рашение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах дея­тельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмот­рены следующие основные виды занятий:

  • рисование с натуры (рисунок, живопись),

  • рисование на темы и иллюстрирование (композиция),

  • декоративная работа,

  • лепка,

  • аппликация с элементами дизайна,

  • беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Тема третьего класса - «Искусство вокруг нас». Здесь показано присутствие простран­ственно-визуальных искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнает, какую роль играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике - везде, все люди живут, трудятся и созидают окру­жающий мир.

Практическая творческая работа с целью овладения практическими умениями и навы­ками представлена в следующих направлениях:

  • использование различных художественных материалов, приемов и техник;

  • изображение предметного мира, природы и человека в процессе работы с натуры, по памяти, по представлению и на основе фантазии;

  • передача характера, эмоционального состояния и своего отношения к природе, чело­веку, обществу;

  • выражение настроения художественными средствами;

  • компоновка на плоскости листа и в объеме задуманного художественного образа;

  • использование в художественно-творческой деятельности основ цветоведения;

  • использование знаний графической грамоты;

  • использование навыков моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыков изображения средствами аппликации и коллажа;

  • передача в творческих работах особенностей художественной культуры разных (зна­комых по урокам) народов, особенностей понимания ими красоты природы, человека, на­родных традиций;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • сотрудничество с товарищами в процессе совместного воплощения общего замысла.

В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в 3 классе отводится 34 часа в год, 1 час в неделю.


Для реализации программного содержания используется учебное пособие:

  1. Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С., Гуров Г.Е., Лепская Н.А., Ломоносова М.Т., Островская О.В. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ Под редакцией Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2012.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Содержание программного материала

Количество часов

1.

Вводный урок

1 ч

2.

Искусство в твоём доме

3.

Искусство на улицах твоего города

4

Художник и зрелище

11 ч

5.

Художник и музей


ИТОГО

34 часа


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (34 ЧАСА)


Вводный урок (1 час)

В работе каждому художнику помогают три волшебных Брата-Мастера: Мастер Изображе­ния, Мастер Постройки и Мас­тер Украшения. Художествен­ные материалы.

Искусство в твоём доме (7 часов)

Вещи бывают нарядными, праздничными или тихими, уют­ными, деловыми, строгими; од­ни подходят для работы, другие - для отдыха; одни служат де­тям, другие - взрослым. Как должны выглядеть вещи, ре­шает художник и тем самым создаёт пространственный и предметный мир вокруг нас, в котором выражаются наши представления о жизни. Каж­дый человек бывает в роли ху­дожника.

Искусство на улицах твоего города (7 часов)

Деятельность художника на улице города (или села). Зна­комство с искусством начинает­ся с родного порога: родной улицы, родного города (села), без которых не может возник­нуть чувство Родины.

Художник и зрелище (11 часов)

Художник необходим в театре, цирке, на любом празднике. Жанрово-видовое разнообра­зие зрелищных искусств. Театрально-зрелищное искус­ство, его игровая природа. Изо­бразительное искусство - не­обходимая составная часть зрелища.

Художник и музей (8 часов)

Художник создает произведе­ния, в которых он, изображая мир, размышляет о нём и вы­ражает своё отношение и пе­реживание явлений действи­тельности. Лучшие произведе­ния хранятся в музеях. Знаком­ство со станковыми видами и жанрами изобразительного ис­кусства. Художественные музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов.


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета


Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ


Обучение в третьем классе строится на приобщении детей к миру искусства через по­знание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Детей подводят к по­ниманию того, что предметы имеют не только утилитарное назначение, но являются также носителями духовной культуры, и так было всегда - от древности до наших дней. Задача - введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.

В результате изучения изобразительного искусства третьеклассник научится:

  • понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание художест­венного смысла окружающего предметного мира;

  • понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются носи­телями духовной культуры;

  • понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения;

  • понимать, что форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми кра­соты, удобства, в ней выражены чувства людей и отношения между людьми, их мечты и заботы;

  • работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты;

  • использовать элементарные приемы изображения пространства;

  • правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции;

  • называть новые термины; прикладное искусство, книжная иллюстрация, искусство книги, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;

  • называть разные типы музеев (художественные, архитектурные, музеи-мемориалы);

  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);

  • называть народные игрушки (дымковские, филимоновские, городецкие, богородские);

  • называть известные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, Гжель);

  • использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага).

Третьеклассник получит возможность научиться:

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе­дневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;

  • воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;

  • оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

  • использовать приобретённые навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художест­венной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;

  • использовать приобретенные знания и умения в коллективном творчестве, в процес­се совместной художественной деятельности;

  • использовать выразительные средства для воплощения собственного художествен­но-творческого замысла;

  • анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных произве­дениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно использовать худо­жественные термины и понятия;

  • осваивать основы первичных представлений о трёх видах художественной деятель­ности: изображение на плоскости и в объёме; постройка или художественное конструирова­ние на плоскости, в объёме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА


Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах третьеклассников, которые они должны приобрести в процессе освоения курса «Искусство вокруг нас» по программе «Изобразительное искусство»;

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и ми­ра в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельно­го человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, на­блюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей (потребности общения с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в само­стоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной от­зывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотно­сить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержа­ния и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универ­сальных способностей третьеклассников, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравни­вать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, клас­сификации по родовидовым признакам;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выпол­нения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учеб- но-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, вы­полнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделирова­нию и т. д.;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с по­ставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организо­вать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более вы­соких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт третьеклассников в художественно­творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искус­ства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

  • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале худо­жественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструиро­вании);

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполне­ния художественно-творческих работ;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства;

  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музе­ев своего региона;

  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жиз­ни: в доме, на улице, в театре, на празднике.


СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ


Объектом оценки результатов освоения программы по предмету «Изобразительное ис­кусство» является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно­практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе теку­щего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценива­ния, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Преодолению не успешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью-то неудачу и способствует лучшему пониманию результа­та. Система коллективных работ дает возможность каждому ребенку действовать конструк­тивно в пределах своих возможностей.

Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки.

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оце­ниваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изу­чаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, уме­нию работать самостоятельно или в группе).

Критериями оценивания работ являются следующие параметры: оформление (ори­гинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов), техника вы­полнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изобра­жения), техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка за­данной теме, название рисунка).


Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») - учащийся полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практи­ке; верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все ком­поненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

«4» («хорошо») - учащийся полностью овладел программным материалом, но при из­ложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.

«3» («удовлетворительно») - учащийся слабо справляется с поставленной целью урока; допускает неточность в изложении изученного материала.

«2» («плохо») - учащийся допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с по­ставленной целью урока.


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Печатные пособия

Таблицы в соответствии с основными разделами программы 3 класса:

  • портреты русских и зарубежных художников;

  • таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;

  • таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;

  • схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, че­ловека;

-таблицы по народным промыслам, декоративно-прикладному искусству;

Альбом с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематиче­скими линиями рабочей программы.

Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте.


Технические средства обучения

Оборудование рабочего места учителя:

  • классная доска с креплениями для таблиц;

  • магнитная доска;

  • персональный компьютер с принтером;

  • ксерокс;

  • аудиомагнитофон;

  • CD/DVD-проигрывател ь;

  • телевизор с диагональю не менее 72 см;

  • проектор для демонстрации слайдов;

  • мультимедийный проектор;

  • экспозиционный экран размером 150x150 см.



Учебно-практическое оборудование

  • учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;

  • набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с про­граммой;

  • краски акварельные или гуашевые;

  • кисти беличьи № 5, 10, 20;

  • кисти из щетины № 3, 10, 13;

  • ёмкости для воды;

  • стеки (набор);

  • пластилин \ глина;

  • ножницы;

  • подставка для натуры.

Модели и натуры

  • гербарии;

  • изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;

  • гипсовые орнаменты.

Оборудование класса

  • ученические столы двухместные с комплектом стульев;

  • стол учительский с тумбой;

  • шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного обо­рудования и пр.;

  • -демонстрационная подставка (для образцов, изготавливаемых изделий);

  • настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п


Дата

Корректировка

Тема урока

Тип урока

Основные виды учебной деятельности

Планируемые предметные результаты освоения материала

Универсальные учебные действия

Вводный урок (1 час)

1.

06.09


Мастера Изо­бражения, По­стройки и Укра­шения. Художе­ственные мате­риалы.

Урок вве­дения в но­вую тему.

Игровая, образная форма приобще­ния к искусству: три Брата-Мастера - Мастер Изображения, Мастер Укра­шения и Мастер Постройки. Исполь­зование различных художественных материалов.

Понимать, что создание вещи - это большая работа, в которой участвуют рабочие, инженеры и художники.

Составление плана и по­следовательности дейст­вий. Строить рассуждения в форме связи простых суж­дений об объекте, его строении. Учитывать пра­вила в планировании и кон­троле способа решения.

Искусство в твоём доме (7 часов)

2.

13.09


Твои игрушки.

Урок-фантазия.

Характеризовать и эстетически оце­нивать разные виды игрушек, мате­риалы, из которых они сделаны. Выявлять в воспринимаемых образ­цах игрушек работу Мастеров По­стройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней.

Создавать выразительную пласти­ческую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветово­го решения.




Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек (украшения). Учиться видеть и объяснять образное содержание конструк­ции и украшения предмета. Называть народные игрушки: дымковские, филимоновские, городецкие, Богородские. Создавать игрушки из любых подручных материалов.

Составление плана и по­следовательности дейст­вий. Осуществление само­контроля и корректировки хода работы, и конечного результата.

3.

20.09


Посуда у тебя дома.

Комбинированный урок.

Характеризовать связь между фор­мой, декором посуды (ее художест­венным образом) и ее назначением. Уметь выделять конструктивный образ (образ формы, постройки) и характер декора, украшения (деятельность каж­дого из Братьев-Мастеров в процессе создания образа посуды).

Овладевать навыками создания вы­разительной формы посуды и ее де­корирования в лепке, а также навы­ками изображения посудных форм, объединённых общим, образным решением.


Понимать зависимость формы и декора посуды от материала (фарфор, фаянс, дерево, ме­талл, стекло).

Узнавать образцы посуды, соз­данные мастерами промыслов (Гжель, Хохлома).

Выполнять лепку посуды с рос­писью по белой грунтовке.

Проектировать изделие: создавать образ в соответ­ствии с замыслом и реали­зовывать его. Осуществ­лять анализ объектов с вы­делением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суж­дений об объекте, его строении.

4.

27.09


Обои и шторы у тебя дома.

Урок-фантазия.

Рассказывать о роли художника и этапах его работы (постройка, изо­бражение, украшение) при создании обоев и штор.

Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в соз­дании эскиза обоев или штор для комнаты в соответствии с ее функ­циональным назначением.


Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты. Создавать эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей чёткое назначение (спальня, гос­тиная, детская).

Понимать значение слова «ритм».

Оценивать по заданным критериям. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его.

5.

04.10


Мамин платок.

Урок-сказка.

Понимать зависимость характера узора, цветового решения платка от того, кому и для чего он предназна­чен. Знать и объяснять основные варианты композиционного решения росписи платка (с акцентировкой изобразительного мотива в центре, по углам, в виде свободной роспи­си), а также характер узора (расти­тельный, геометрический). Обрести опыт творчества и художественно - ­практические навыки в создании эс­киза росписи платка (фрагмента).


Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариан­тов росписи ткани на примере платка.

Различать постройку (компози­цию), украшение (характер деко­ра), изображение (стилизацию) в процессе создания образа платка. Создавать эскиз платка для ма­мы, девочки или бабушки (празд­ничного или повседневного).

Строить рассуждения в форме связи простых суж­дений об объекте, его строении. Учитывать пра­вила в планировании и кон­троле способа решения.

6.

11.10


Твои книжки.

Урок-проект.

Понимать роль художника и Братьев-Мастеров в создании книги (мно­гообразие форм книг, обложка, ил­люстрации, буквицы и т.д.). Узнавать и называть произведения нескольких художников-иллюстраторов детской книги.

Создавать проект детской книжки- игрушки.


Знать и называть отдельные эле­менты оформления книги (облож­ка, иллюстрации, буквицы). Разрабатывать детскую книж­ку-игрушку с иллюстрациями.

Овладевать навыками кол­лективной работы при вы­полнении учебных практи­ческих работ и реализации несложных проектов. Осу­ществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

7.

18.10


Открытки.

Комбини­рованный урок.

Понимать и уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров в создании форм открыток, изображе­ний на них.

Приобретать навыки выполнения лаконичного выразительного изо­бражения.


Создавать эскиз открытки или декоративной закладки (возмож­но исполнение в технике гратта­жа, гравюры наклейками или графической монотипии).

Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректи­ровать свою работу. Оце­нивать по заданным крите­риям.

8.

25.10


Труд художника для твоего дома (обобщение темы).

Урок-игра.

Участвовать в творческой обучаю­щей игре, организованной на уроке, в роли зрителей, художников, экс­курсоводов, Братьев-Мастеров. Осознавать важную роль художника, его труда в создании среды жизни человека, предметного мира в каж­дом доме.


Представлять любой предмет с точки зрения участия в его соз­дании волшебных Братьев- Мастеров. Участвовать в выстав­ке и обсуждении детских работ.

Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректи­ровать свою работу. Оцени­вать по заданным критери­ям. Формулировать собст­венное мнение и позицию.

Искусство на улицах твоего города (7 часов)

9.

.11


Памятники архитектуры.

Урок вве­дения в но­вую тему.

Воспринимать и оценивать эстети­ческие достоинства старинных и со­временных построек родного города (села).

Раскрывать особенности архитек­турного образа города. Понимать, что памятники архитектуры - это достояние народа, которое необхо­димо беречь. Различать в архитек­турном образе работу каждого из Братьев-Мастеров.


Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Изучать и изображать один из архитектурных памятников своих родных мест.

Понимать значение слов «па­мятники архитектуры».

Участвовать в обсуждении содержания и выразитель­ных средств. Понимать ценность искусства в соот­ветствии гармонии челове­ка с окружающим миром. Давать оценку своей рабо­те и работе товарища по заданным критериям.




10.

.11


Парки, скверы, бульвары.

Урок-проект.

Сравнивать и анализировать парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, парк-мемориал и др.).

Создавать образ парка в технике коллажа, гуаши или выстраивая объемно-пространственную компо­зицию из бумаги.

Называть разновидности пар­ков. Изображать парк, сквер (возможен коллаж) или строить игровой парк из бумаги.

Овладевать приемами кол­лективной творческой рабо­ты при выполнении учеб­ных практических работ и реализации несложных проектов.

11.

.11


Ажурные ограды.

Комбини­рованный урок.

Сравнивать между собой ажурные ограды и другие объекты (деревян­ные наличники, ворота с резьбой, дымники и т.д.), выявляя в них об­щее и особенное. Различать дея­тельность Братьев-Мастеров при создании ажурных оград.


Понимать назначение и роль ажурных оград в украшении го­рода. Создавать проект ажурной решетки или ворот.

Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку объекту. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его.

12.

.11


Волшебные фонари.

Комбини­рованный урок.

Различать фонари разного эмоцио­нального звучания.

Уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров при создании на­рядных обликов фонарей.


Графически изображать или конструировать формы фонаря из бумаги.

Воспринимать, сравнивать, анализировать объекты, отмечать особенности формы и украшений.

13.

.12


Витрины.

Урок-проект.

Фантазировать, создавать творче­ский проект оформления витрины магазина. Овладевать композицион­ными и оформительскими навыками в процессе создания образа витрины.

Объяснять связь художествен­ного оформления витрины с профилем магазина.

Создавать проект оформления витрины любого магазина.

Участвовать в творческой деятельности при выполне­нии учебных практических работ и реализации не­сложных проектов. Осуще­ствлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

14.

.12


Удивительный транспорт.

Урок-фантазия.

Характеризовать, сравнивать, обсу­ждать разные формы автомобилей и их украшение.

Видеть, сопоставлять и объяснять связь природных форм с инженер­ными конструкциями и образным решением различных видов транс­порта. Фантазировать, создавать образы фантастических машин.


Видеть образ в облике машины. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (назем­ных, водных, воздушных).

Обретать новые навыки в конструировании из бумаги. Анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректи­ровать свою работу.

15.

.12


Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы).

Урок обоб­щения и система­тизации знаний. Урок- выставка.

Беседа о роли художника в создании облика города.

Игра в экскурсоводов, которые рас­сказывают о своём городе, о роли художников, которые создают худо­жественный облик города (села). Создавать из отдельных детских ра­бот, выполненных в течение четвер­ти, коллективную композицию.


Создавать коллективное панно «Наш город (село)» в технике коллажа, аппликации (панорама улицы из нескольких склеенных в полосу рисунков, с включением в них ажурных оград, фонарей, транспорта, дополненных фигур­ками людей).

Овладевать приемами кол­лективной творческой дея­тельности. Участвовать в занимательной образова­тельной игре в качестве экскурсоводов.

Художник и зрелище (11 часов)

16.

.01


Художник в цирке.

Урок вве­дения в но­вую тему.

Придумывать и создавать красочные выразительные рисунки или аппли­кации на тему циркового представ­ления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами. Учиться изображать яркое, весёлое, подвижное.


Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (созда­ние красочных декораций, кос­тюмов, циркового реквизита и т.д.). Выполнять рисунок или аппликацию на тему циркового представления.

Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректи­ровать свою работу. Оце­нивать по заданным крите­риям. Формулировать собственное мнение и по­зицию.

17.

.01


Художник в театре.

Урок-беседа.

Сравнивать объекты, элементы те­атрально-сценического мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращение простых ма­териалов в яркие образы.


Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля.

Понимать значения слов «деко­рация», «макет».

Осуществлять поиск ин­формации, используя мате­риалы представленных ри­сунков и учебника, выде­лять этапы работы.

18.

.01


Театр на столе.

Урок-проект.

Создавать «Театр на столе» - кар­тинный макет с объёмными (лепны­ми, конструктивными) или плоскост­ными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль. Овла­девать навыками создания объёмно-­пространственной композиции.


Создавать театр на столе: кар­тонный макет и персонажей сказ­ки для игры в спектакль. Стро­ить свою работу с разной по­следовательностью, делать вы­воды на основе личного опыта и наблюдений.

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реа­лизации несложных проек­тов. Моделировать театр на столе и давать оценку ито­говой работе.

19.

.01


Театр кукол.

Урок-беседа.

Беседа об истоках развития куколь­ного театра (Петрушка - герой ярма­рочного веселья), о разновидностях кукол: перчаточные, тростевые, кук­лы-марионетки. Познакомиться с куклами из коллекции С. Образцова.


Иметь представление о разных видах кукол (перчаточные, тро­стевые, марионетки) и их исто­рии, о кукольном театре в наши дни.

Осуществлять анализ объ­ектов с выделением суще­ственных и несуществен­ных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

20.

.02


Мы – художники кукольного театра.

Комбини­рованный урок.

Придумывать и создавать вырази­тельную куклу (характерную головку куклы, характерные детали костюма, соответствующие сказочному персо­нажу); применять для работы пла­стилин, бумагу, нитки, ножницы, кус­ки ткани.

Использовать куклу для игры в ку­кольный спектакль.


Создавать куклу к кукольному спектаклю.

Пользоваться пластилином, тканью и реализовывать с их помощью свой замысел.

Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректи­ровать свою работу. Оце­нивать по заданным крите­риям. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям.

21.

.02


Конструирование сувенирной куклы.

Урок-фантазия.

Придумывать и создавать сувенир­ную куклу; применять для работы различные материалы.

Создавать сувенирную куклу. Пользоваться различными ма­териалами.

Видеть и понимать много­образие видов и форм ку­кол; конструировать раз­личные формы; давать эс­тетическую оценку выпол­ненных работ, находить их недостатки и корректиро­вать их.

22.

.02


Театральные маски.

Урок-беседа.

Беседа о масках разных времён и народов. Отмечать характер, на­строение, выраженные в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу. Объяс­нять роль маски в театре и на празднике.


Понимать значение слова «грим». Называть виды масок: театральные, обрядовые, карна­вальные.

Осуществлять анализ объ­ектов с выделением суще­ственных и несуществен­ных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

23.

.02


Конструирование масок.

Урок-фантазия.

Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театраль­ному представлению или празднику.

Конструировать выразитель­ные и острохарактерные маски. Пользоваться различными ма­териалами.

Видеть и понимать многооб­разие видов и форм масок; конструировать различные формы; давать эстетическую оценку выполненных работ, находить их недостатки и корректировать их.

24.

.03


Афиша и плакат.

Комбини­рованный урок.

Иметь представление о назначении театральной афиши, плаката (при­влекает внимание, сообщает назва­ние, лаконично рассказывает о са­мом спектакле). Уметь видеть и оп­ределять в афишах-плакатах изо­бражение, украшение и постройку. Иметь творческий опыт создания эски­за афиши к спектаклю или цирковому представлению; добиваться образного единства изображения и текста.


Понимать значение театраль­ной афиши и плаката как рекла­мы и приглашения в театр. Ос­ваивать навыки лаконичного, декоративно-обобщенного изо­бражения (в процессе создания афиши или плаката).

Создавать эскиз-плакат к спек­таклю или цирковому представ­лению.

Осуществлять анализ объек­тов с выделением сущест­венных и несущественных признаков; строить рассуж­дения в форме связи простых суждений об объекте.

25.

.03


Праздник в городе.

Урок-проект.

Фантазировать о том, как можно ук­расить город к празднику Победы (9 Мая), Нового года или на Масле­ницу, сделав его нарядным, красоч­ным, необычным.

Создавать в рисунке проект оформ­ления праздника.


Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города.

Выполнять рисунок проекта оформления праздника.

Создавать элементарные композиции на заданную тему, давать эстетическую оценку выполненных работ, находить их недостатки и корректировать их.

26.

.03


Школьный карна­вал (обобщение темы).

Урок обоб­щения и система­тизации знаний.

Придумывать и создавать оформле­ние к школьным и домашним празд­никам.

Участвовать в театрализованном пред­ставлении или веселом карнавале. Овладевать навыками коллективно­го художественного творчества.


Понимать, какую роль.играет праздничное оформление для организации праздника.

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реа­лизации несложных проек­тов; моделировать.

Художник и музей (8 часов)

27.

.04


Музей в жизни города.

Урок вве­дения в но­вую тему.

Беседовать о самых значительных му­зеях искусств России - Государствен­ной Третьяковской галерее, Государст­венном русском музее, Эрмитаже, Му­зее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Иметь представление о разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций.


Понимать значения слов «му­зей», «экспозиция», «коллек­ция». Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являют­ся национальным достоянием.

Участвовать в обсуждении содержания и выразитель­ных средств. Понимать ценность искусства в соот­ветствии гармонии челове­ка с окружающим миром.

28.

.04


Картина - особый мир.

Урок-дискуссия.

Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного ис­кусства.

Понимать значение словосоче­тания «музей искусства». Иметь представление о том, что карти­на - это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и пережи­ваниями.

Участвовать в обсуждении содержания и выразитель­ных средств. Понимать ценность искусства в соот­ветствии гармонии челове­ка с окружающим миром.

29.

.04


Картина-пейзаж.

Урок раз­вития умений и навыков.

Рассматривать и сравнивать карти­ны-пейзажи, рассказывать о на­строении и разных состояниях, кото­рые художник передает цветом (ра­достное, праздничное, грустное, та­инственное, нежное и т.д.). Изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением.

Называть имена крупнейших русских художников- пейзажистов.

Изображать пейзаж по пред­ставлению. Выражать настрое­ние в пейзаже цветом. Понимать значение словосоче­таний «настроение природы», «оттенки цвета».

Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректи­ровать свою работу. Оце­нивать по заданным крите­риям. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям.

30.

.04


Картина-портрет.

Урок раз­вития умений и навыков.

Рассказывать об изображенном на портрете человеке (какой он, каков его внутренний мир, особенности его характера).

Создавать портрет кого-либо из до­рогих, хорошо знакомых людей (ро­дители, одноклассник, автопортрет) по представлению, используя выра­зительные возможности цвета.

Иметь представление об изо­бразительном жанре - портрете и нескольких известных карти­нах-портретах.

Создавать портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых лю­дей или автопортрет (по пред­ставлению).

Осуществлять анализ объ­ектов с выделением суще­ственных и несуществен­ных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

31.

.04


Картина- натюрморт.

Урок фор­мирования умений и навыков.

Воспринимать картину-натюрморт как своеобразный рассказ о челове­ке - хозяине вещей, о времени, в котором он живёт, его интересах. Изображать натюрморт по пред­ставлению с ярко выраженным на­строением (радостное, праздничное, грустное и т.д.).

Развивать живописные и композици­онные навыки.

Понимать значение слова «на­тюрморт». Понимать, что в на­тюрморте важную роль играет настроение, которое художник передаёт цветом. Называть имена нескольких художников, работавших в жанре натюр­морта.

Создавать натюрморт по пред­ставлению с выражением на­строения.

Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректи­ровать свою работу. Оце­нивать по заданным крите­риям.

32.

.05


Картины истори­ческие и бытовые.

Урок фор­мирования умений и навыков.

Рассказывать, рассуждать о наибо­лее понравившихся (любимых) кар­тинах, об их сюжете и настроении. Развивать композиционные навыки. Изображать сцену из своей повседневной жизни (дома, в школе, на улице и т.д.), выстраивая сюжетную композицию.

Осваивать навыки изображения в смешанной технике (рисунок воско­выми мелками и акварель).

Иметь представление о карти­нах исторического и бытового жанра. Создавать в рисунке сцены из своей повседневной жизни в семье, в школе, на улице или изображать яркое общезна­чимое событие.

Осуществлять анализ объ­ектов с выделением суще­ственных и несуществен­ных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении.

33.

.05


Скульптура в му­зее и на улице.

Комбини­рованный урок.

Рассуждать, эстетически относиться к произведению искусства (скульпту­ре), объяснять значение окружающе­го пространства для восприятия скульптуры. Объяснять роль скульп­турных памятников. Лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения.

Называть несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образ­ах. Называть виды скульптуры (скульптуры в музеях, скульптур­ные памятники, парковая скульп­тура), материалы, которыми ра­ботает скульптор. Вылепливать фигуру человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.


Участвовать в творческой деятельности при выполне­нии учебных практических работ и реализации не­сложных проектов; модели­ровать.

34.

.05


Художественная выставка (обоб­щение темы).

Урок-выставка.

Участвовать в организации выставки детского художественного творчест­ва, проявлять творческую актив­ность. Проводить экскурсии по вы­ставке детских работ.

Понимать роль художника в жизни каждого человека и рас­сказывать о ней. Понимать зна­чение слов: «пьедестал», «скульптура-памятник», «парко­вая скульптура».

Участвовать в обсуждении содержания и выразитель­ных средств художествен­ных произведений. Стро­ить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении.