Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
346400, г. Новочеркасск , ул. Александровская, 112-а
Рассмотрена на заседании МО учителей гуманитарного_цикла____________ Руководитель МО Галкина Т.И.___________________ от _27.08._________2019_ протокол №__1_ | | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ № 2 _____________ О.С.Цветкова от ____28.08________ 2019_ приказ № _165__ |
| | |
СОГЛАСОВАНО Председатель МС Галкина Т.И.___________ от 27.08.___________2019_ протокол № _1__ | | Принято на заседании педагогического совета от _27.08.__________ 2019_ протокол № _1__ |
Рабочая программа
по предмету «Литература»_______________
в 5-а классе
на 2019/2020 учебный год
Разработал учитель __Масикова Г.В._________________
_______высшая_______________
(квалификационная категория)
2019
Нормативная правовая база реализации рабочей программы
1. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом № 1897 Министерства образования и науки РФ 17.12.2010)
Федеральный перечень учебников с изм. и доп. (Утвержден приказами Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345, от 08.05.2019 № 233).
Учебный план МБОУ СОШ № 2 г. Новочеркасска на 2019-2020 уч. год.
5. УМК: Примерная программа по литературе , 5-9 кл., программа по литературе В.Я.Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2014) к учебнику В.Я.Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2014) , согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ; учебник Литература: 5 кл. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И..: Учеб.-хрестоматия: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2017.
На изучение литературы в 5 классе согласно Учебному плану МБОУ СОШ № 2 на 2019-2020 учебный год отводится 3 часа в неделю, что составляет 102 часа в год в соответствии с календарным учебным графиком школы. На реализацию программы по литературе в 5-а классе в 2019-2020 учебном году запланировано 98 часов (календарное тематическое планирование предмета составлено с учетом государственных праздничных дней, определенных Правительством РФ).
I. Планируемые результаты освоения предмета
Предметные
1) в познавательной сфере:
* понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление в них нравственных ценностей и их современного звучания;
* умение анализировать литературное произведение;
* определение в произведении элементов сюжета, композиции, выразительных средств языка;
2) в ценностно-ориентированной сфере:
* приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы,
* формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
* понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
* осмысленное чтение литературных произведений разных жанров;
* умение пересказывать произведения или их отрывки, отвечать на вопросы, создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
* написание сочинений, творческих работ, рефератов на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
* эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса;
* понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
* совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
* использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии и др.)
Метапредметные
* умение поднимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
* умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов;
* умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Планируемые результаты изучения предмета «Литература»
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа.
- Уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё.
- Оценивать свои и чужие поступки.
- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Ученик получит возможность научиться:
- Понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих
способностей и моральных качеств личности.
- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить
свои взаимоотношения с их учетом.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Планированию пути достижения цели.
- Установлению целевых приоритетов.
- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я
не знаю и не умею?»).
Ученик получит возможность научиться:
- Учитывать условия выполнения учебной задачи.
- Выделять альтернативные способы достижения цели.
- Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль
(«как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.
- Аргументировать свою точку зрения.
- Задавать вопросы.
- Осуществлять контроль.
- Составлять план текста.
Ученик получит возможность научиться:
- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников,
поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить
к общему решению в совместной деятельности.
- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе
строить сообщение в устной форме;
- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в
коллективной организации деятельности);
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным
основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Ученик получит возможность научиться:
- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом
факте;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно
выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Предметные результаты обучения
Ученик научится:
- учитывать жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать
фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного
рассказывания;
- пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых
композиционных элементов, используя в своей речи характерные для сказок художественные
приёмы;
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю,
современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы;
выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано
формулируя своё отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных
форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
Ученик получит возможность научиться:
- рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор;
- сочинять сказку и/или придумывать сюжетные линии;
- сравнивая произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального
характера;
- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного
чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне
тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного
текста;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
II. Содержание учебного предмета «Литература » в 5 классе
Введение.
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество.
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, частушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.
Русские народные сказки.
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.
Из древнерусской литературы.
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись.
Из литературы XVIII века.
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.
Из литературы XIX века.
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.
Антоний Погорельский. Краткий рассказ о писателе.
«Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика. Юмор.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«Мороз, Красный нос» (отрывок из поэмы «Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Чудная картина», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая…»» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дины. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение. Сюжет.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор.
Поэты XIX века о Родине и родной природе.
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро»; Ф.И. Тютчев «Как весел грохот летних бурь…»;А.Н. Майков «Ласточки»; И.С. Никитин «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); И.З.Суриков «Зима»(отрывок). Выразительное чтение стихотворений.
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века.
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом..», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы, Родины. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.
Поэты о Великой Отечественной войне (1941 - 1945гг.) Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе.
И.Бунин «Помню - долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Алёнушка»; Д. Кедрин «Алёнушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон-Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор.
Юлий Черсанович Ким. Краткий рассказ о писателе.
«Рыба – кит». Стихотворение-шутка.
Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии.
Из зарубежной литературы.
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада.
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо»(отрывок). Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе. «Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера» (отрывок). Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Тематическое планирование по литературе в 5-А классе
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов |
5-а |
1. | Введение | 1 |
2. | Устное народное творчество | 10 |
3. | Древнерусская литература | 2 |
4. | Литература XVIII века | 2 |
5. | Литература XIX века | 42 |
6. | Литература XX века | 34 |
7. | Зарубежная литература | 7 |
| ИТОГО: | 98 |
III. Календарно-тематическое планирование по литературе
в 5-ых классах
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата | Виды и формы контроля |
план | факт | |
5-А | 5-А |
| I четверть 5-А – 27 часов |
| Введение. | 1 час | | |
1 | Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества. | 1 | 02.09 | | Организация совместной учебной деятельности |
| Устное народное творчество | 10 час. | | |
2 | Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор. | 1 | 04.09 | | Беседа, фронтальный опрос |
3 | Сказка как вид народной прозы. | 1 | 05.09 | | Индивидуальная и фронтальная проверка |
4 | «Царевна – лягушка». Образ Василисы Премудрой. | 1 | 09.09 | | Чтение по ролям, анализ прочитанного. |
5 | «Царевна – лягушка». Образ Ивана-Царевича. | 1 | 11.09 | | Анализ прочитанного. |
6 | «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания. | 1 | 12.09 | | Организация совместной учебной деятельности |
7 | Образ главного героя сказки. | 1 | 16.09 | | Индивидуальная и фронтальная проверка |
8 | Герои сказки в оценке автора-народа. | | 18.09 | | Чтение по ролям, анализ прочитанного. |
9 | Вн. чт. «Мои любимые русские народные сказки». РР Составление волшебной сказки | 1 | 19.09 | | Составление волшебной сказки |
10 | Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель» | 1 | 23.09 | | Беседа, фронтальный опрос |
11 | Контрольная работа по теме «Фольклор». | 1 | 25.09 | | Контрольная работа |
| Древнерусская литература (2ч.) | 2 часа | | |
12 | «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». | 1 | 26.09 | | Организация совместной учебной деятельности |
13 | «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». ВЧ Русские летописи. | | 30.09 | | Беседа, фронтальный опрос |
| Литература XVIII века | 2 часа | | |
14 | М.В. Ломоносов. Стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру…» Роды и жанры литературы. | 1 | 02.10 | | Организация совместной учебной деятельности |
15 | М.В. Ломоносов. Стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру…» Роды и жанры литературы. | 1 | 03.10 | | Беседа, фронтальный опрос |
| Литература XIX века | 42 часа | | |
16 | И.А. Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Волк на псарне»- отражение исторических событий | 1 | 07.10 | | Организация совместной учебной деятельности |
17 | Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Обличение человеческих пороков в баснях | 1 | 09.10 | | Индивидуальная и фронтальная проверка |
18 | Вн. чт. Жанр басни в мировой литературе | 1 | 10.10 | | Выборочное чтение, анализ прочитанного |
19 | РР Басни Крылова. Анализ и исполнение | 1 | 14.10 | | Выразительное чтение, анализ прочитанного. |
20 | В.А. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна» | 1 | 16.10 | | Организация совместной учебной деятельности |
21 | В.А. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна» | 1 | 17.10 | | Беседа, фронтальный опрос |
22 | «Спящая царевна» как литературная сказка. | 1 | 21.10 | | Индивидуальная и фронтальная проверка |
23 | В.А. Жуковский. Начало литературного творчества. Жанр баллады. «Кубок» | 1 | 23.10 | | Выразительное чтение, анализ прочитанного. |
24 | А.С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок «Няне» | 1 | 24.10 | | Организация совместной учебной деятельности |
25 | А.С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок «Няне» | 1 | 28.10 | | Беседа, фронтальный опрос |
26 | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 1 | 30.10 | | Индивидуальная и фронтальная проверка |
27 | Основные образы сказки | 1 | 31.10 | - | Выборочное чтение, анализ прочитанного. |
| II четверть 5-А – 21 час |
28 | РР Сопоставление сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского «Со сказкой о мертвой царевне…» А.С. Пушкина | 1 | 11.11 | | Выборочное чтение Сопоставление сказок |
29 | РР Стихи и проза. Рифма и ритм | 1 | 13.11 | | Выразительное чтение |
30 | Контрольная работа по творчеству И.А.Крылова, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина. | 1 | 14.11 | | Контрольная работа |
31 | Русская литературная сказка. А. Погорельский. Сказка «Черная курица, или Подземные жители» | 1 | 18.11 | | Организация совместной учебной деятельности |
32 | Русская литературная сказка. А. Погорельский. Сказка «Черная курица, или Подземные жители» | 1 | 20.11 | | Беседа, фронтальный опрос |
33 | Русская литературная сказка. А. Погорельский. Сказка «Черная курица, или Подземные жители» | 1 | 21.11 | | Индивидуальная и фронтальная проверка |
34 | В.М. Гаршин. Сказка «Attaleaprinceps» | 1 | 25.11 | | Организация совместной учебной деятельности |
35 | М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Патриотический пафос стихотворения | 1 | 27.11 | | Беседа, фронтальный опрос |
36 | Художественные особенности стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» | 1 | 28.11 | | Выразительное чтение |
37 | Н.В. Гоголь. Общее знакомство со сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повесть «Заколдованное место». | 1 | 02.12 | | Организация совместной учебной деятельности |
38 | Н.В. Гоголь. Общее знакомство со сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повесть «Заколдованное место». | 1 | 04.12 | | Беседа, фронтальный опрос |
39 | ВЧ Повести из сборника Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». | 1 | 05.12 | | Выборочное чтение, анализ прочитанного. |
40 | Н.А. Некрасов. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа | 1 | 09.12 | | Организация совместной учебной деятельности |
41 | Н.А. Некрасов. «Мороз, Красный нос» (отрывок из поэмы). Изображение судьбы русской женщины. | 1 | 11.12 | | Контрольная работа |
42 | Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Анализ стихотворения | 1 | 12.12 | | Анализ стихотворения |
43 | И.С. Тургенев. Рассказ «Муму». Знакомство с героями | 1 | 16.12 | | Выборочное чтение, анализ прочитанного. |
44 | Герасим и его окружение. Духовные и нравственные качества героя. | 1 | 18.12 | | Беседа, фронтальный опрос |
45 | Герасим и Муму. Счастливый год | 1 | 19.12 | | Индивидуальная и фронтальная проверка |
46 | Превосходство Герасима над челядью. Протест против крепостничества | 1 | 23.12 | | Беседа, фронтальный опрос |
47 | РР Сочинение-отзыв о прочитанной повести И.С. Тургенева «Муму» | 1 | 25.12 | | Сочинение-отзыв |
48 | Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева | 1 | 26.12 | | Контрольная работа |
| III четверть 5-А – 28 часов |
49 | «Чудные картины» А.А. Фета | 1 | 13.01 | | Выразительное чтение |
50 | Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. | 1 | 15.01 | | Организация совместной учебной деятельности |
51 | Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристики героев. | 1 | 16.01 | | Индивидуальная и фронтальная проверка |
52 | Тема дружбы в рассказе. | 1 | 20.01 | | Беседа, фронтальный опрос |
53 | Под страхом смерти. | 1 | 22.01 | | Выборочное чтение, анализ прочитанного. |
54 | РР Обучение сочинению по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». | 1 | 23.01 | | Обучение сочинению |
55 | А.П. Чехов. «Хирургия». Юмористический рассказ. | 1 | 27.01 | | Организация совместной учебной деятельности |
56 | О смешном в литературном произведении. Особенности чеховского юмора | 1 | 29.01 | | Беседа, фронтальный опрос |
57 | РР Русские поэты ХIХ века о Родине, родной природе и о себе. | 1 | 30.01 | | Выразительное чтение |
| Литература XX века (34ч.) | 34 часа | | |
58 | И.А. Бунин. Рассказ «Косцы» | 1 | 03.02 | | Выборочное чтение |
59 | И.А. Бунин. Рассказ «Косцы» | 1 | 05.02 | | Беседа, фронтальный опрос |
60 | В.Г.Короленко. Повесть «В дурном обществе». | 1 | 06.02 | | Организация совместной учебной деятельности |
61 | В.Г.Короленко. Повесть «В дурном обществе». Вася и его отец | 1 | 10.02 | | Индивидуальная и фронтальная проверка |
62 | Новые знакомые Васи | 1 | 12.02 | | Выборочное чтение, анализ прочитанного. |
63 | Тыбурций Драб – «замечательная личность» | 1 | 13.02 | | Выборочное чтение, анализ прочитанного. |
64 | РР Подготовка к сочинению по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» | 1 | 17.02 | | Индивидуальная и фронтальная проверка |
65 | ВЧ А. И. Куприн «Тапёр», «Белый пудель» | 1 | 19.02 | | Выборочное чтение, анализ прочитанного. |
66 | С.А. Есенин. Стихотворения «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» | 1 | 20.02 | | Выразительное чтение |
67 | С.А. Есенин. Стихотворения «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» | 1 | 26.02 | | Выразительное чтение |
68 | П.П. Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка». Сила характера Данилы-мастера | 1 | 27.02 | | Организация совместной учебной деятельности |
69 | П.П. Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка». Сила характера Данилы-мастера | 1 | 02.03 | | Беседа, фронтальный опрос |
70 | Образ хозяйки Медной горы. Понятие о сказе. | 1 | 04.03 | | Индивидуальная и фронтальная проверка |
71 | Вн. чт. П.П. Бажов «Малахитовая шкатулка». | 1 | 05.03 | | Выборочное чтение, анализ прочитанного. |
72 | К.Г. Паустовский. Сказка «Теплый хлеб». | 1 | 11.03 | | Организация совместной учебной деятельности |
73 | К.Г. Паустовский. Сказка «Теплый хлеб» | 1 | 12.03 | | Индивидуальная и фронтальная проверка |
74 | Контрольная работа по творчеству С.А Есенин, П.П. Бажов. | 1 | 16.03 | | Контрольная работа |
75 | К.Г. Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы» | 1 | 18.03 | | Выборочное чтение, анализ прочитанного. |
76 | С.Я. Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» | 1 | 19.03 | | Организация совместной учебной деятельности |
| IV четверть 5-А – 22 часа |
77 | Положительные и отрицательные герои в пьесе-сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» | 1 | 30.03 | | Беседа, фронтальный опрос |
78 | Положительные и отрицательные герои в пьесе-сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». | 1 | 01.04 | | Индивидуальная и фронтальная проверка |
79 | А.П. Платонов. Рассказ «Никита» | 1 | 02.04 | | Выборочное чтение, анализ прочитанного. |
80 | Тема человеческого труда в рассказе «Никита». | 1 | 06.04 | | Индивидуальная и фронтальная проверка |
81 | В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро» | 1 | 08.04 | | Организация совместной учебной деятельности |
82 | В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро» | 1 | 09.04 | | Беседа, фронтальный опрос |
83 | Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро» | 1 | 13.04 | | Выборочное чтение, анализ прочитанного. |
84 | Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро» | 1 | 15.04 | | Выборочное чтение, анализ прочитанного. |
85 | РР Подготовка к сочинению по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро» | 1 | 16.04 | | Подготовка к сочинению |
86 | К. М. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете». Дети и война | 1 | 20.04 | | Выразительное чтение |
87 | А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста» | 1 | 22.04 | | Беседа, фронтальный опрос |
88 | РР Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе. | 1 | 23.04 | | Выразительное чтение |
89 | РР Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе. | 1 | 27.04 | | Выразительное чтение |
90 | Писатели улыбаются. Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь- Робинзон». | 1 | 29.04 | | Организация совместной учебной деятельности |
91 | Писатели улыбаются. Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь- Робинзон». | 1 | 30.04 | | Беседа, фронтальный опрос |
| Зарубежная литература | | 7 час | | |
92 | Роберт Льюис Стивенсон «Вересковый мед» | 1 | 06.05 | | Беседа, фронтальный опрос |
93 | Роберт Льюис Стивенсон «Вересковый мед» | 1 | 07.05 | | Индивидуальная и фронтальная проверка |
94 | Даниель Дефо «Робинзон Крузо» | 1 | 13.05 | | Беседа, фронтальный опрос |
95 | Даниель Дефо «Робинзон Крузо» | 1 | 14.05 | | Выборочное чтение, анализ прочитанного. |
96 | Х.-К. Андерсен «Снежная королева». Кай и Герда | 1 | 18.05 | | Организация совместной учебной деятельности |
97 | Итоговый тест за курс 5 класса | 1 | 20.05 | | Тест |
98 | Итоговый урок | 1 | 21.05 | | Организация совместной учебной деятельности |
| Итого: | 98 часов | | |
16