СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Литература" для 7 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе для 7 класса состоит из 3 разделов, включающих планируемые результаты освоения предмета, содержание учебного предмета и календарно-тематическое планирование. Отдельным разделом стоит нормативно-правовая база реализации рабочей программы. Календарно-тематическое планирование состоит из следующих разделов: номер урока, тема урока, количество часов, сроки прохождения (план и факт), виды и формы контроля.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Литература" для 7 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

346400, г. Новочеркасск , ул. Александровская, 112-а

Рассмотрена на заседании МО

учителей гуманитарного_цикла____________

Руководитель МО

Галкина Т.И.___________________

от 27.08._____2019__

протокол №__1_


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 2 _____________ О.С.Цветкова

от _ 28.08 _______2019


приказ № _165







СОГЛАСОВАНО

Председатель МС

_Галкина Т.И.__________

от _27.08.___________2019_

протокол № _1__


Принято на заседании педагогического совета

от _27.08.__________ 2019_


протокол № __1_




Рабочая программа


по предмету «Литература»_________

в 7-Б классе

на 2019/2020 учебный год



Разработал учитель Масикова Г.В._______

(фамилия, инициалы)

высшая__________

(квалификационная категория)











2019



Нормативная правовая база реализации рабочей программы


1. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом № 1897 Министерства образования и науки РФ 17.12.2010)

  1. Федеральный перечень учебников с изм. и доп. (Утвержден приказами Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345, от 08.05.2019 № 233).

  2. Учебный план МБОУ СОШ № 2 г. Новочеркасска на 2019-2020 уч. год.

5. УМК: Примерная программа по литературе , 5-9 кл., программа по литературе В.Я.Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2014) к учебнику В.Я.Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2014) , согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ; учебник Литература: 7 кл. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И..: Учеб.-хрестоматия: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2017.


На изучение литературы в 7 классе согласно Учебному плану МБОУСОШ № 2 на

2019-2020 учебный год отводится 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год в

соответствии с календарным учебным графиком школы. На реализацию программы по

литературе в 7-Б классе в 2019-2020 учебном году запланировано 63 часа (календарно-

тематическое планирование предмета составлено с учетом государственных

праздничных дней, определенных Правительством РФ).


1. Планируемые результаты освоения предмета

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса


Личностные результаты:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России-и мира, творческой деятельности эстетического характера.


  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Метапредметные результаты

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.


Предметные результаты:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

  • понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;


Планируемые результаты изучения предмета «Литература»

Личностные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа.

- Уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё.

- Оценивать свои и чужие поступки.

- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.


Ученик получит возможность научиться:

- Понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.


Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Планированию пути достижения цели.

- Установлению целевых приоритетов.

- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).


Ученик получит возможность научиться:

- Учитывать условия выполнения учебной задачи.

- Выделять альтернативные способы достижения цели.

- Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.

- Аргументировать свою точку зрения.

- Задавать вопросы.

- Осуществлять контроль.

- Составлять план текста.

Ученик получит возможность научиться:

- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).


Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;

- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.


Ученик получит возможность научиться:

- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Предметные результаты обучения

Ученик научится:

- видеть черты русского национального характера в героях русских былин;

- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

- выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

- пересказывать былины, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для былин художественные приёмы;

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;

- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;


Ученик получит возможность научиться:

- рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор;

- сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;

- сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;


II. Содержание учебного предмета «Литература » в 7 классе с указанием форм организации занятий

Введение (1 час).

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (3 ч.)

Былины. (3 ч.)

«Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула - носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства - основные черты характера Ильи Муромца.

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели.

Теория. Предание (развитие представления). Гипербола (развитие представления). Былина (начальные представления).

Пословицы и поговорки.

Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория. Афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представления).

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (2 ч.)

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви, верности.

Теория. Поучение (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 ч.+ 1 ч.рр)

Михаил Васильевич Ломоносов (1ч.)

Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский nрестолея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо родины важнейшей чертой гражданина.

Теория.Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин.(1ч.)

Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи ... », «На птичку ... », «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (30)

Александр Сергеевич Пушкин (6 ч.). Краткий рассказ о поэте. «Полтава»( «Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн ... »), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра 1 и Карла ХII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория.Летопись.

«Борис Годунов» (сцена вЧудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Гуманизм повести.

Теория. Повесть (развитие представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов (3 ч.+ 1 р.р.).

Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы. «Когда волнуется желтеющая нива ... », «Молитва», «Ангел».

Теория. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь (4 ч.+1 рр) .Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.

Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория. Литературный герой (развитие понятия). Роды литературы: эпос (начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев (2 ч.).

Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

«Бирюк». Для чтения и обсуждения.

Теория. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов (2 ч.).

Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины» ("Княгиня Трубецкая"). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом...». Боль поэта за судьбу народа. Некрасовская муза. Для чтения и обсуждения.

Теория. Поэмы (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Алексей Константинович Толстой (1ч.)Краткий рассказ о писателе.Роман «Василий Шибанов» Историческая тематика в творчестве Толстого. Нравственная проблематика произведения.

Теория. Роман.(начальное понятие).

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (2 ч.).

Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира и юмор в «Повести ...». «Дикий помещик». Художественное мастерство писателя-сатирика в обличении социальных пороков.

Теория. Гротеск (начальное понятие).

Лев Николаевич Толстой (2 ч.).

Краткий рассказ о писателе. «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия).

Антон Павлович Чехов (3 ч.).

Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова.

Теория. Сатира и юмор как формы комического.

«Край ты мой, родимый край» (1 ч.+1 рр)

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе (В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. А. Фет, Ф. И. Тютчев, И.А.Бунин и др.). Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Тестирование по курсу 19 в. -1 ч.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА (24ч.)

Иван Алексеевич Бунин (2 ч.).

Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. Стихотворения и рассказы И. А. Бунина (по выбору учителя и учащихся).

«Лапти». Для чтения и обсуждения.

Максим Горький (4 ч.).

Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело).Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль», «Данко». Создание легенды.

Теория. Понятие об идее произведения. Портрет как средство характеристики героя.

Леонид Николаевич Андреев (1 ч.).

Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Владимир Владимирович Маяковский (2 ч.).

Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче ... ». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гyманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме.

Андрей Платонович Платонов (2ч.+1рр).

Краткий рассказ о писателе. «Юшка». Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка - незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. «В прекрасном и яростном мире».Прекрасное - вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои Платонова.

Борис Леонидович Пастернак. (1 ч.)

Лирика. Чтение и анализ стихов.

Александр Трифонович Твардовский (1 ч.).

Краткий рассказ о поэте. «Снега потемнеют синие ... », «Июль -макушка лета.. », «На дне моей жизни .. » - воспоминания о детстве, подведение итогов жизни, размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория. Лирический герой (развитие понятия).

Час мужества (1 ч.)

Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов-участников войны (А. Ахматова.«Клятва», «Песня мира», К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины ... », стихи А. Твардовского А. Суркова, Н. Тихонова и др.). Ритмы и образы военной лирики.

Федор Александрович Абрамов (1 ч.).

Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов (1 ч.).

Краткий рассказ о писателе. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков (1 ч.).

Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характеров героев - сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного поступка.

Дмитрий Сергеевич Лихачев (1 ч.).

«Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представления). Воспоминания, мемуары как публицистические жанры (начальные представления).

Михаил Зощенко (1 ч.)

«Беда».Смеяться или плакать."Тихая моя родина…" (2ч.)

Стихотворения о родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Песни на стихи поэтов 20 века.(1ч.)

Краткое изучение творчества поэтов.(И.А.Гофф, Б.Ш.Окуджава, А.Н.Вертинский).

Тестирование по курсу 20 в.— 1 час

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (4 ч.)

Роберт Бернс. (1ч.)

Особенности творчества Роберта Бернса. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. (1ч.)

«Ты кончил жизни путь, герой! .. ». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу родины.

Итоговая контрольная работа - 1 час.


Тематическое планирование по литературе в 7 классе


п/п

Название разделов

Кол-во часов

1

Введение

1

2

Устное народное творчество

3

3

Древнерусская литература

2

4

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

3

5

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

30

6

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА

20

7

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

4

Итого


63













Календарно-тематическое планирование уроков по литературе

в 7- Б классе

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Виды и формы контроля

план

факт


I четверть

18 час.




1.

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы

1

02.09

02.09

Организация совместной учебной деятельности


УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

3




2.

Предание как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях.

1

03.09


Организация совместной учебной деятельности

3.

Понятие о былине. Собирание былин. «Вольга и Микула Селянинович», «Садко».

1

09.09


Беседа. Фронтальный опрос

4.

Карело-финский эпос «Калевала». Пословицы и поговорки.

1

10.09


Выборочное чтение. Анализ прочитанного


ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

2




5

«Поучение» Владимира Мономаха. Нравственные заветы Древней Руси.

1

16.09


Выборочное чтение. Анализ прочитанного

6

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Высокий моральный облик героини.

1

17.09


Беседа. Фронтальный опрос


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

18 ВЕКА.

2




7

М.В. Ломоносов. Слово о поэте. «К статуе Петра Великого», Ода на день восшествия...»

1

23.09


Выборочное чтение. Анализ прочитанного

8

Г.Р. Державин. «Признание», «На птичку». Последние стихи Державина.

1

24.09


Выборочное чтение. Анализ прочитанного


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА

30




9

Контроль знаний. Тестирование по изученным разделам.


30.09


Тестирование

10

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава». Поэтическое изображение полтавской битвы.

1

01.10


Выборочное чтение. Анализ прочитанного

11

Прославление деяний Петра. «Медный всадник». Образ автора в поэме.

1

07.10


Выборочное чтение. Анализ прочитанного

12

А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Развитие понятия о балладе.

1

08.10


Беседа. Фронтальный опрос

13

А.С. Пушкин «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Пушкин-драматург. Образ Пимена.

1

14.10


Выразительное чтение. Анализ прочитанного

14

А.С. Пушкин «Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение маленького человека.

1

15.10


Беседа. Выборочное чтение. Анализ прочитанного

15

Внеклассное чтение. «Повести Белкина».

1

21.10


Выборочное чтение. Анализ прочитанного

16

М. Ю Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

1

22.10


Организация совместной учебной деятельности

17

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита достоинства и идеалов.

1

28.10


Выборочное чтение. Анализ прочитанного

18

Лирика Лермонтова. Проблема гармонии природы и человека. Анализ стихотворения. Практическая работа.

1

29.10


Выразительное чтение


II четверть

14 час




19

Урок развития речи. Сочинение по творчеству Пушкина и Лермонтова.

1

11.11


Сочинение.

20

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Эпоха и герои.

1

12.11


Организация совместной учебной деятельности

21

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести.


1

18.11


Выборочное чтение. Анализ прочитанного

22

Подготовка к сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

1

19.11


Подготовка к сочинению

23

Уроки развития речи. Сочинение по повести «Тарас Бульба».

1

25.11


Сочинение.

24

Внеклассное чтение. Цикл «Миргород»

1

26.11


Выборочное чтение. Анализ прочитанного

25

И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника»: «Бирюк».

1

02.12


Беседа. Фронтальный опрос

26


Стихотворения в прозе Тургенева «Русский язык», «Близнецы», «Два богача».

1

03.12


Выборочное чтение. Анализ прочитанного

27


Н.А. Некрасов. Слово о поэте. Поэма «Русские женщины», «Княгиня Трубецкая».

1

09.12


Организация совместной учебной деятельности

28

Стихотворения Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.

1

10.12


Выразительное чтение

29

А.К. Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин».

1

16.12


Организация совместной учебной деятельности

30

М.Е. Салтыков-Щедрин . Слово о писателе. «Сказки»: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

1

17.12


Организация совместной учебной деятельности

31

«Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске.

1

23.12


Беседа. Фронтальный опрос

32

Л.Н. Толстой «Детство».(Главы). Автобиографический характер

1

24.12


Выборочное чтение. Анализ прочитанного


III четверть

18 час




33

Главный герой повести. Его чувства, поступки, внутренний мир

1

13.01


Индивидуальная и фронтальная проверка

34

А.П. Чехов «Хамелеон». Слово о писателе. Живая картина нравов. Смысл названия рассказа.

1

14.01


Организация совместной учебной деятельности

35

Внеклассное чтение. Два лица России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник».

1

20.01


Выборочное чтение. Анализ прочитанного

36

Внеклассное чтение. Смех и слезы в рассказах А.П. Чехова

1

21.01


Выборочное чтение. Анализ прочитанного

37

«Край ты мой, родимый край...» Стихотворения русских поэтов 19 века о природе.

1

27.01


Выразительное чтение

38

Контроль знаний. Тестирование по разделу «Русская литература 19 века»

1

28.01


Тестирование


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА.

20




39

И.А.Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность отношений детей и взрослых.

1

03.02


Организация совместной учебной деятельности

40

Внеклассное чтение. И.А.Бунин «Лапти». Нравственный смысл рассказа.

1

04.02


Выборочное чтение. Анализ прочитанного

41

М. Горький. Слово о писателе. «Детство».(Главы). Автобиографический характер рассказа.

1

10.02


Выборочное чтение. Анализ прочитанного

42

Понятие о теме и идее произведения

1

11.02


Беседа. Фронтальный опрос

43

Подготовка к домашнему сочинению по повести. Практическая работа.

1

17.02


Подготовка к сочинению. Практическая работа.

44

«Легенда о Данко»

из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».

1

18.02


Выборочное чтение. Анализ прочитанного

45

Л.Н. Андреев. Слово о писателе.

1

25.02


Выборочное чтение. Анализ прочитанного

46

В.В. Маяковский. Слово о поэте. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

1

02.03


Организация совместной учебной деятельности

47

Внеклассное чтение. Стихотворения В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Понятие о лирическом герое.

1

03.03


Выборочное чтение. Анализ прочитанного

48

А.П. Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя.

1

10.03


Беседа. Фронтальный опрос

49

«В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности.

1

16.03


Выборочное чтение. Анализ прочитанного

50

Урок развития речи. Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

1

17.03


Подготовка к сочинению


IV четверть

13 час




51

Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. Стихотворение «Никого не будет в доме...»

1

30.03


Организация совместной учебной деятельности

52

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Философские проблемы в лирике Твардовского.

1

31.03


Выборочное чтение. Анализ прочитанного

53

Внеклассное чтение. Час мужества. Трудности и радости военных лет в стихотворениях Симонова, Ахматовой и др.

1

06.04


Выборочное чтение. Анализ прочитанного

54

Ф.А. Абрамов. Слово о писателе. «О чём плачут лошади». Понятие о лирической традиции.

1

07.04


Организация совместной учебной деятельности

55

Е.И. Носов. Слово о писателе. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа.

1

13.04


Выборочное чтение. Анализ прочитанного

56

Ю.П. Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки.

1

14.04


Выборочное чтение. Анализ прочитанного

57

Д.С. Лихачёв. Слово о писателе. «Земля родная» как духовное напутствие.

1

20.04


Выборочное чтение. Анализ прочитанного

58

М.Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное.

1

21.04


Организация совместной учебной деятельности

59

Итоговая контрольная работа. Тестирование по литературе 19 и 20 века.

1

27.04


Контрольная работа


ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

4 ч.




60

Роберт Бернс. Слово о поэте. «Честная бедность». Представление поэта о справедливости.

1

28.04


Организация совместной учебной деятельности

61

Джордж Гордон Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь герой!..».

1

12.05


Выборочное чтение. Анализ прочитанного

62

Итоговая контрольная работа

1

18.05


Контрольная работа

63

Итоговый урок. Задания для летнего чтения.


1

19.05


Организация совместной учебной деятельности


Итого:

63 часа





17