Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы «Литературное чтение» авторов Климанова Л.Ф., Горецкий В.А. (М.: Просвещение, 2018г.) и в соответствии со следующими нормативно-правовыми, инструктивно-методическими документами:
Закон РФ «Об образовании» от 21 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2018 г. № 345 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2019/2020 учебный год» ;
Приказ №1576 от 31.12.2015 «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования и науки Р.Ф. от 6 октября 2009 г. №373»
Основная образовательная программа начального общего образования (ОП НОО) и учебный план МОУ СОШ №15
В соответствии с учебным планом МОУ СОШ № 15 предмет "литературное чтение" изучается в 3 классе 4 часа в неделю. Данная программа составлена на 136 часов. С учетом Годового календарного графика МОУ СОШ № 15 и календаря праздничничных дат на 2019-2020 учебный год программа по предмету будет пройдена полностью за 34 недели.
Результаты изучения (предметные, метапредметные, личностные)
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Содержание учебного предмета
1.Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, т. е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс прочтения доступных по объему и жанру произведений, осмысления цели чтения и выбора вида чтения; выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений - логического и др., соответствующих смыслу текста.
2.Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текстов определяет специфические умения: участвовать в диалоге (задавать вопросы по тексту и отвечать на них); создавать монолог (отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания); воплощать свои жизненные впечатления в словесном образе, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.
3.Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение; создание собственных мини-сочинений (рассказ по картинке), написание отзыва.
4. Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текстов. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения, научно-популярного текста (без использования терминологии); воссоздавать картины жизни, представленные автором; устанавливать причинно-следственные связи в художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимать авторскую позицию в произведениях; выделять главную мысль текста (с помощью учителя).
5. В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника. Этот отбор обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы
6..Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения обучаемыми с целью ознакомления их с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.
7.. Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим звеном содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Введении (1 ч) | 1 |
2 | Раздел 1. Самое великое чудо на свете | 4 |
3 | Раздел 2. Устное народное творчество | 14 |
4 | Раздел 3. Поэтическая тетрадь 1 | 11 |
5 | Раздел 4. Великие русские писатели | 24 |
6 | Раздел 5. Поэтическая тетрадь 2 | 6 |
7 | Раздел 6. Литературные сказки | 8 |
8 | Раздел 7. Были-небылицы | 10 |
9 | Раздел 8. Поэтическая тетрадь 1 | 6 |
10 | Раздел 9. Люби живое | 16 |
11 | Раздел 10. Поэтическая тетрадь 2 | 8 |
12 | Раздел 11. Собирай по ягодке – наберешь кузовок | 12 |
13 | Раздел 12. По страницам детских журналов | 8 |
14 | Раздел 13. Зарубежная литература | 8 |
Литература
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция).
1. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др. Литературное чтение : Учебник: 3 класс. В 2-х частях 2015 г.
2. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др. Литературное чтение. Методическое пособие. Москва, «Просвещение», 2015г.
Приложение №1
Календарно – тематическое планирование по литературному чтению
в 3 классе на 2019-2020 уч. г. (136 часа, 4 час в неделю)
№ п/п | Тема урока | Дата |
План | Факт |
Введении (1 ч) |
1 | Вводный урок по курсу литературного чтения. Знакомство с учебником | | |
Раздел 1. Самое великое чудо на свете (4 ч) |
2 | Самое великое чудо на свете | | |
3 | Рукописные книги древней Руси | | |
4 | Первопечатник Иван Федоров | | |
5 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Самое великое чудо на свете» | | |
Раздел 2. Устное народное творчество (14 ч) |
6 | Устное народное творчество | | |
7 | Русские народные песни | | |
8 | Докучные сказки | | |
9 | Народные художественные промыслы, произведения прикладного искусства | | |
10 | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | | |
11 | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | | |
12 | Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк» | | |
13 | Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк» | | |
14 | Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк» | | |
15 | Русская народная сказка «Сивка-бурка» | | |
16 | Русская народная сказка «Сивка-бурка» | | |
17 | Русская народная сказка «Сивка-бурка» | | |
18 | Проект «Сочиняем волшебную сказку» | | |
19 | Проверим и оценим свои достижения по разделу «Устное народное творчество» | | |
Раздел 3. Поэтическая тетрадь 1 (11 ч) |
20 | Поэтическая тетрадь 1 | | |
21 | Проект «Как научиться читать стихи». На основе научно-популярной статьи Я. Смоленского | | |
22 | Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья» | | |
23 | А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рож над жаркой нивой…» | | |
24 | А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рож над жаркой нивой…» | | |
25 | Биографический урок | | |
26 | И.С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…» | | |
27 | И.С. Никитин «Встреча зимы» | | |
28 | И.З. Суриков «Детство» | | |
29 | И.З. Суриков «Зима» | | |
30 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая тетрадь 1» | | |
Раздел 4. Великие русские писатели (24 ч) |
31 | Великие русские писатели | | |
32 | А.С. Пушкин – великий русский поэт | | |
33 | Отрывки из поэмы А.С. Пушкина «Цыганы», романа «Евгений Онегин» | | |
34 | Отрывки из поэмы А.С. Пушкина «Цыганы», романа «Евгений Онегин» | | |
35 | А.С. Пушкин «Зимний вечер» | | |
36 | А.С. Пушкин «Зимний вечер» | | |
37 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном т могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне-лебеди» | | |
38 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном т могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне-лебеди» | | |
39 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном т могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне-лебеди» | | |
40 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном т могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне-лебеди». Сравнение народной и литературной сказок | | |
41 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном т могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне-лебеди». Сравнение народной и литературной сказок | | |
42 | И.А. Крылов – великий русский баснописец. Басня как жанр литературы | | |
43 | И.А. Крылов «Мартышка и Очки» | | |
44 | И.А. Крылов «Зеркало и Обезьяна» | | |
45 | И.А. Крылов «Ворона и Лисица» | | |
46 | М.Ю. Лермонтов – выдающийся русский поэт | | |
47 | Лирические стихотворения – творения М.Ю. Лермонтова | | |
48 | Лирические стихотворения – творения М.Ю. Лермонтова | | |
49 | Л.Н. Толстой – великий русский писатель. Детство Л.Н. Толстого | | |
50 | Л.Н. Толстой «Акула» | | |
51 | Л.Н. Толстой «Прыжок» | | |
52 | Л.Н. Толстой «Лев и собачка» | | |
53 | Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов | | |
54 | Проверим свои и оценим свои достижения по разделу «Великие русские писптели» | | |
Раздел 5. Поэтическая тетрадь 2 (6 ч) |
55 | Поэтическая тетрадь 2 | | |
56 | Н.А. Некрасов «Славная осень! Здоровый, ягодный …», «Не ветер бушует над бором…» | | |
57 | Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» | | |
58 | К.Д. Бальмонт «Золотое слово» | | |
59 | И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги …» | | |
60 | Проверим свои и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая тетрадь 2» | | |
Раздел 6. Литературные сказки (8 ч) |
61 | Литературные сказки | | |
62 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки» (призказка) | | |
63 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост» | | |
64 | В.М. Гаршин «Лягушка-путешественица» | | |
65 | В.М. Гаршин «Лягушка-путешественица» | | |
66 | В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович» | | |
67 | В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович» | | |
68 | Проверим свои и оценим свои достижения по разделу «Литературные сказки» | | |
Раздел 7. Были-небылицы (10 ч) |
69 | Были-небылицы | | |
70 | М. Горький «Случай с Евсейкой» | | |
71 | М. Горький «Случай с Евсейкой» | | |
72 | К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей» | | |
73 | К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей» | | |
74 | К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей» | | |
75 | А.И. Куприн «Слон» | | |
76 | А.И. Куприн «Слон» | | |
77 | А.И. Куприн «Слон» | | |
78 | Проверим свои и оценим свои достижения по разделу «Были-небылицы» | | |
Раздел 8. Поэтическая тетрадь 1 (6 ч) |
79 | Поэтическая тетрадь 1 | | |
80 | С. Черный «Что ты тискаешь утенка?», «Воробей», «Слон» | | |
81 | А.А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона» | | |
82 | А.А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона» | | |
83 | С.А. Есенин «Черемуха». Сравнение стихотворений разных поэтов на одну и туже тему | | |
84 | Проверим свои и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая тетрадь 1» | | |
Раздел 9. Люби живое (16 ч) |
85 | Люби живое | | |
86 | М.М. Пришвин «Моя Родина» | | |
87 | И.М. Соколов-Микитов «Листопадничек» | | |
88 | И.М. Соколов-Микитов «Листопадничек» | | |
89 | В.И. Белов «Мальчик провинился», «Еще про Мальку» | | |
90 | В.И. Белов «Мальчик провинился», «Еще про Мальку» | | |
91 | В.В. Бианки «Мышонок Пик» | | |
92 | В.В. Бианки «Мышонок Пик» | | |
93 | В.В. Бианки «Мышонок Пик» | | |
94 | Б.С.Житков «Про обезьянку» | | |
95 | Б.С.Житков «Про обезьянку» | | |
96 | Б.С.Житков «Про обезьянку» | | |
97 | Б.С.Житков «Про обезьянку» | | |
98 | В.П. Астафьев «Капалуха» | | |
99 | В.Ю. Драгунский «Он живой и светится…» | | |
100 | Проверим свои и оценим свои достижения по разделу «Люби живое» | | |
Раздел 10. Поэтическая тетрадь 2 (8 ч) |
101 | Поэтическая тетрадь | | |
102 | С.Я. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…» | | |
103 | А.Л. Барто «Разлука» | | |
104 | А.Л. Барто «В театре» | | |
105 | С.В. Михалков «Если» | | |
106 | Е.А. Благинина «Кукушка», «Котенок» | | |
107 | Проект «Праздник поэта» | | |
108 | Проверим свои и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая тетрадь 2» | | |
Раздел 11. Собирай по ягодке – наберешь кузовок (12 ч) |
109 | Собирай по ягодке – наберешь кузовок1 | | |
110 | Б.В. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» | | |
111 | А.П. Платонов «Цветок на земле» | | |
112 | А.П. Платонов «Цветок на земле» | | |
113 | А.П. Платонов «Еще мама» | | |
114 | М.М. Зощенко «Золотые слова» | | |
115 | М.М. Зощенко «Золотые слова» | | |
116 | М.М. Зощенко «Великие путешественники» | | |
117 | М.М. Зощенко «Великие путешественники» | | |
118 | Н.Н. Носов «Федина задача» | | |
119 | Н.Н. Носов «Телефон» | | |
120 | Проверим свои и оценим свои достижения по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» | | |
Раздел 12. По страницам детских журналов (8 ч) |
121 | По страничкам детских журналов | | |
122 | Л.А. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» | | |
123 | Ю.И. Ермолаев «Проговорился» | | |
124 | Ю.И. Ермолаев «Воспитатели» | | |
125 | Ю.И. Ермолаев «Воспитатели» | | |
126 | Г.Б. Остер «Как получаются легенды | | |
127 | Р.С. Сев «Веселые стихи» | | |
128 | Проверим свои и оценим свои достижения по разделу «По страницам детских журналов» | | |
Раздел 13. Зарубежная литература (8 ч) |
129 | Зарубежная литература | | |
130 | Древнегреческие мифы «Храбрый Персей» | | |
131 | Древнегреческие мифы «Храбрый Персей» | | |
132 | Древнегреческие мифы «Храбрый Персей» | | |
133 | Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок» | | |
134 | Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок» | | |
135 | Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок» | | |
136 | Проверим свои и оценим свои достижения по разделу «Зарубежная литература» | | |
4