СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "математические представления"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "математические представления"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза Ивана Даниловича Черняховского»

(МАОУ «СОШ № 5 им. И.Д.Черняховского»)








Рабочая программа

адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями 8.1.) муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза Ивана Даниловича Черняховского»

образовательная область «Математика»

предмет «Математические представления»

1 класс

на 2020 – 2021 учебный год




Составитель:

Казко М.Ю.

учитель – дефектолог












город Черняховск

2020 год


Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Математические представления» разработана на основе адаптированной образовательной программы для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью МАОУ "СОШ № 5 им. И.Д. Черняховского",  базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (II вариант) из Приказа Минобразования РФ от 10.04.2002 N 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»

Образовательная область «Математика» представлена программой «Математические представления».

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др. У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п.

Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-либо общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д. Умение пересчитывать предметы пригодится при выборе ингредиентов для приготовления блюда, отсчитывании заданного количества листов в блокноте, определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов и т.д. Зная цифры, ребенок сможет сообщить дату рождения, домашний адрес, номер телефона, различить дни на календаре, номер автобуса, сориентироваться в программе телевизионных передач и др. Представления об объемных геометрических телах и плоскостных геометрических фигурах, их свойствах пригодятся ребенку на занятиях по аппликации, лепке, рисованию, труду. Освоение навыков простейших измерений, умения пользоваться инструментами (мерной кружкой, весами и т.д.) помогут ребенку отмерить нужное количество моющего средства, необходимое для стирки белья, определенное количество крупы для приготовления каши, отмерить ткань для пошива кухонного полотенца.


Общая характеристика учебного предмета

Временные представления.

Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). Соотнесение действия с временным промежутком («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»). Составление последовательности событий. Определение времени по часам (целого часа, с точностью до получаса, четверть часа, с точностью до 5 минут). Соотнесение времени с началом и концом деятельности.

Количественные представления.

Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом). Преобразование множеств (увеличение множества, уменьшение множества, уравнивание множеств). Представление о числовой последовательности. Пересчет предметов. Узнавание цифр. Соотнесение цифры с количеством предметов. Написание цифры. Представление множества двумя другими множествами. Решение задач на увеличение на несколько единиц. Решение задач на уменьшение на несколько единиц. Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Представление о денежном знаке. Размен денег.

Представления о величине.

Различение по величине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по величине. Составление упорядоченного ряда (по убыванию, по возрастанию). Различение по длине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по длине. Различение по ширине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Измерение с помощью мерки.

Представление о форме.

Различение круглых и некруглых геометрических тел. Различение некруглых геометрических тел. Соотнесение геометрических тел с названием («шар», «куб», «призма», «параллелепипед»). Соотнесение геометрического тела с геометрической фигурой (куб – квадрат, шар – круг, треугольная призма – треугольник, параллелепипед – прямоугольник). Соотнесение предмета с геометрическим телом, геометрической фигурой. Рисование геометрической фигуры («треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «круг»).

Пространственные представления.

Пространственные представления (верх, низ, перед, зад, право, лево). Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»). Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперѐд», «назад», «вправо», «влево»). Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона»). Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление картинки из нескольких частей. Составление ряда из предметов, изображений. Определение месторасположения предметов в ряду.

Основные содержательные линии

Основные содержательные линии курса «Математические представления» представлены разделами:

  • «Количественные представления»

  • «Представления о форме»

  • «Представления о величине»

  • «Пространственные представления»

  • «Временные представления»

Цель обучения

Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.

Место предмета в базисном учебном плане

Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по курсу: «Математические представления». В базисном учебном плане на изучение предмета отводится 2 часа в неделю, всего на изучение программного материала отводится 68 часов.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Возможные результаты образования данной категории обучающихся

  1. Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления.

    • Уметь различать и сравнивать предметы по форме, величине.

    • Уметь ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости.

    • Уметь различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много).

    • Уметь различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.

  2. Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.

    • Уметь соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.

    • Уметь пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах.

    • Уметь представлять множество двумя другими множествами в пределах 5-ти.

    • Уметь обозначать арифметические действия знаками.

    • Уметь решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц.

  3. Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.

    • Уметь обращаться с деньгами, рассчитываться ими и разумно пользоваться карманными деньгами и т.д.

    • Уметь определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами.

    • Уметь устанавливать взаимно-однозначные соответствия.

    • Уметь распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др.

Календарно - тематический план по предмету: «Математические представления»

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Примечания

1

Количественные представления

20


2

Представления о форме

14


3

Представления о величине

11


4

Пространственные представления

16


5

Временные представления

7



Итого

68


Учебно-тематическое планирование по предмету: «Математические представления» 1 – 4 класс компенсирующего обучения

№ темы

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Вид

контроля

1

1 четверть

Временные представления.

18

7



1

Части суток («утро», «день», «вечер», «ночь»).

1

Комбинированный

Текущий

2-3

Временные промежутки («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»).

2

Комбинированный

Текущий

4

Составление последовательности событий.

1

Комбинированный

Текущий

5-6

Определение времени по часам.

2

Комбинированный

Текущий

7

Соотнесение времени с началом и концом деятельности.

1

Комбинированный

Текущий

8

Количественные представления.

Нахождение одинаковых предметов.

11

1


Комбинированный

Текущий

9

Разъединение множеств.

1

Комбинированный

Текущий

10

Объединение предметов в единое множество.

1

Комбинированный

Текущий

11

Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»).

1

Комбинированный

Текущий

12

Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).

1

Комбинированный

Текущий

13-14

Преобразование множеств (увеличение множества, уменьшение множества, уравнивание множеств).

2

Комбинированный

Текущий

15

Числовой ряд.

1

Комбинированный

Текущий

16

Пересчет предметов.

1

Комбинированный

Текущий

17

Число и цифра 1.

1

Комбинированный

Текущий

18

Число и цифра 2. Соотнесение цифры с количеством предметов.

1

Комбинированный

Текущий


Итого:

18



1

2 четверть

Количественные представления.

14

9

1

Число и цифра 2.

1

Комбинированный

Текущий

2

Представление множества двумя другими множествами.

1

Комбинированный

Текущий

3-4

Решение задач на увеличение на несколько единиц.

2

Комбинированный

Текущий

5-6

Решение задач на уменьшение на несколько единиц.

2

Комбинированный

Текущий

7

Выполнение арифметических действий на калькуляторе.

1

Комбинированный

Текущий

8

Представление о денежном знаке.

1

Комбинированный

Текущий

9

Размен денег.

1

Комбинированный

Текущий

10

Представления о величине.

Различение по величине однородных и разнородных предметов.

5


1



Комбинированный

Текущий

11

Сравнение предметов по ширине.

1

Комбинированный

Текущий

12

Различение предметов по высоте.

1

Комбинированный

Текущий

13

Сравнение предметов по высоте.

1

Комбинированный

Текущий

14

Различение предметов по весу.

1

Комбинированный

Текущий


Итого:

14



2

3 четверть.

Представления о величине.

20

6

1-2

Сравнение предметов по весу.

2

Комбинированный

Текущий

3-4

Измерение с помощью мерки.


2

Комбинированный

Текущий


5-6

Число и цифра 3.


2

Комбинированный

Текущий

7

Представление о форме. Различение круглых и некруглых геометрических тел.

14

1



Комбинированный

Текущий

8

Различение некруглых геометрических тел.

1

Комбинированный

Текущий

9

Соотнесение геометрических тел с названием («шар», «куб»).

1

Комбинированный

Текущий

10

Соотнесение геометрических тел с названием(«призма», «параллелепипед»).

1

Комбинированный

Текущий

11-12

Соотнесение геометрического тела с геометрической фигурой: куб – квадрат, шар – круг.

2

Комбинированный

Текущий

13-14

Соотнесение геометрического тела с геометрической фигурой: треугольная призма – треугольник, параллелепипед – прямоугольник.

2

Комбинированный

Текущий

15-16

Соотнесение предмета с геометрическим телом, геометрической фигурой.

2

Комбинированный

Текущий

17

Число и цифра 4. Рисование геометрической фигуры: «треугольник».

1

Комбинированный

Текущий

18

Рисование геометрической фигуры: «квадрат».

1

Комбинированный

Текущий

19

Рисование геометрической фигуры: «прямоугольник».

1

Комбинированный

Текущий

20

Рисование геометрической фигуры: «круг».

1

Комбинированный

Текущий


Итого:

20



2

4 четверть.

Пространственные представления.

16

16

1-2

Число и цифра 5. Пространственные представления (верх, низ, перед, зад, право, лево).

2

Комбинированный

Текущий

3-4

Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко»).

2

Комбинированный

Текущий

5

Определение месторасположения предметов в пространстве («сверху», «снизу»)

1

Комбинированный

Текущий

6

Определение месторасположения предметов в пространстве («спереди», «сзади», «справа», «слева»).

1

Комбинированный

Текущий

7-8

Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперёд», «назад», «вправо», «влево»).

2

Комбинированный

Текущий

9

Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина»).

1

Комбинированный

Текущий

10

Ориентация на плоскости («правая сторона», «левая сторона»).

1

Комбинированный

Текущий

11-12

Составление предмета из двух и нескольких частей.

2

Комбинированный

Текущий

13-14

Составление картинки из нескольких частей.

2

Комбинированный

Текущий

15

Составление ряда из предметов, изображений.

1

Комбинированный

Текущий

16

Определение месторасположения предметов в ряду.

1

Комбинированный

Текущий


Итого:

За год:

16

68





Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  • Ноутбук, проектор, колонки

  • Диск «Большая детская энциклопедия»

  • Диск «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»

  • Счетные палочки

  • Счетный материал

  • Геометрические фигуры

  • Линейка-трафарет

  • Лента цифр

  • Раздаточный материал

  • Пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10)

  • Мозаики

  • Пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов

  • Карточки с изображением цифр

  • Циферблат часов

  • Калькулятор