СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Мир природы и человека»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "Мир природы и человека" 3 класс, ФГОС НОО для обучающихся  с нарушением интеллекта (Вариант 1)

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Мир природы и человека»»

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

«Колледж градостроительства, транспорта и технологий № 41»

(ГБПОУ КГТиТ № 41)

Подразделение «Давыдково»

Юридический адрес: Бобруйская ул., д. 7, Москва, 121351

Фактический адрес: ул. Ватутина, вл. 8, Москва, 121357
тел/факс: (499) 449-36-98,e-mail: [email protected]

ОКПО 76401776, ОГРН 1057731005672,ИНН/КПП 7731281039/773101001


РАССМОТРЕНО:


Методическим советом

Подразделения «Давыдково»

ГБПОУ КГТиТ №41


Председатель МС ___________

Степанова-Молодова Г.М.

Протокол №_____ от 30.08.2018

УТВЕРЖДЕНО:


Директор ГБПОУ КГТиТ №41


___________ /Ю.В. Щенникова/


30.08.2018












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ


«Мир природы и человека»




Начальное общее образование, 3е класс

Количество часов – 1 час в неделю, всего – 34 часа

Учитель – составитель Зыбарева Н.Н.









2018 / 2019 уч.год



Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), реализующей ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, утвержденного приказом министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года № 1598. Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  3 класса   детализирует и раскрывает содержание ФГОС начального общего образования в образовательной области «Естествознание», ФГОС для ОВЗ (вариант 1) в образовательной области «Язык и речевая практика», определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета, в соответствии с целями изучения предмета «Мир природы и человека».

Цель: углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы; формирование основы для изучения в дельнейшем предметов «Естествознание» и «География».

Задачи:

  • уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных ее элементах;

  • на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;

  • выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;

  • сформировать знания учащихся о природе своего края;

  • сформировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе;

Место и роль предмета:

В начальном обучении предмет «Мир природы и человека» занимает важное место, так как направлен на формирование функцио­нальной грамотности и коммуникативной компетенции млад­ших школьников, при этом значение и функции предмета «Мир природы и человека» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в овладении способностью ориентироваться в окружающем природном и социальном мире во многом опреде­ляют успешность всего школьного обучения.

Количество учебных часов:

В Федеральном базисном образовательном плане для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)отводится на изучение предмета «Мир природы и человека» в 3 классе отводится 34 часа в год (34 недели по 1 часу в неделю),

Формы организации учебного процесса:

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.

Технологии обучения:

Игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного подхода; приемы рефлексивных технологий.

Методы обучения:

Основной формой обучения является урок; методами обучения – метод наблюдения, беседа, объяснения, повторения, сравнения, работа с учебником, дидактические игры; приемы обучения – осуществление индивидуального и дифференцированного подхода с учетом возрастных особенностей, уровнем развития, интеллектуальных возможностей. За чтением осуществляется повседневный и текущий контроль.

Виды и формы контроля:

  • текущий и тематического в форме устного, фронтального опроса, творческие задания.

  • итоговый контроль - в форме итогового устного опроса за четверть и по итогам года.

Межпредметная интеграция предмета «Мир природы и человека» осуществляется с:

  • Русским языком: формирование навыка правильного письма слов, составление предложений по картине или ряду сюжетных картинок.

  • Чтением: чтение текстов о природе. Полные ответы на вопросы. Умение дополнить ответ товарища. Использование в речи вновь усвоенных слов и предложений.

  • Изобразительным искусством: работа над художественными произведениями.

  • Физкультура: использование физкультурных минуток на уроках.

  • Математика: использование порядковых числительных в работе.

Содержание учебного предмета

Сезонные изменения в неживой природе

  • Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времён года.

  • Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света.

  • Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.

  • Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный — тёплый ветер.

  • Продолжение наблюдений за погодой, их описание.

  • Календарь. Знакомство с календарём. Названия месяцев.

Растения и животные в разное время года

  • Наблюдения за растениями сада и леса в разное время да: яблоня, осина, липа, акация, орешник. Увядание и появление цветов и трав (медуница).

  • Птицы зимующие и перелётные: клёст, снегирь, соловей. Насекомые в осенний период.

  • Домашние животные в разное время года.

  • Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.

  • Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года

Неживая природа

  • Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные представления). Изменение температуры воздуха.

  • Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра.

Живая природа

Растения

  • Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы.

  • Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.

  • Растения сада. Фруктовые деревья (2—3 названия); ягодные кустарники (2—3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды.

  • Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники.

  • Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные.

  • Грибы. Грибы съедобные и несъедобные.

  • Травы полезные и травы опасные.

Животные

  • Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детёныши. Приспособление диких животных к природным условиям.

  • Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детёныши. Уход за домашними животными. Сравнение диких и домашних животных. Сходства и различия: кабан — свинья, заяц — кролик.

  • Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни. Строение гнёзд, забота о потомстве. Птицы перелётные и зимующие: ласточка, дрозд, галка, дятел.

  • Хищные птицы: ястреб, коршун.

  • Певчие птицы: соловей, жаворонок.

Человек

  • Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких.

  • Температура тела человека. Градусник и его назначение.

  • Профилактика простудных заболеваний.

  • Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс.

  • Окружающая среда и здоровье человека.

  • Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.

Планируемые результаты

Личностные учебные действия

  • осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории культуре других народов;

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 1

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению материальным и духовным ценностям;

  • формирование готовности к самостоятельной жизни.

Коммуникативные учебные действия

  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Регулятивные учебные действия

  • адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность

  • соотносить свои действия и результаты одноклассников с заданными образцами, принимать оценку деятельности,

  • корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия

  • устанавливать видо-родовые отношения предметов;

  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

  • уметь поддерживать беседу, ориентироваться в заданной теме;

Предметные результаты:.

Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Минимальный уровень:

  • относить изученные объекты к определенным группам (корова - домашнее животное);

  • называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе (фрукты; птицы; зимняя одежда);

  • знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость его выполнения;

  • знать основные правила личной гигиены;

  • иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;

Достаточный уровень:

  • узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;

  • относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (волк ― дикое животное, зверь (млекопитающее), животное, санитар леса);

  • знать правила гигиены органов чувств;

  • проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира;

Критерии оценки

При оценке итоговых результатов освоения программы по предмету «Мир природы и человека» должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.

Текущее оценивание- наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая со­путствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель - анализ хода формиро­вания знаний и умений учащихся, формируемых на уроках. Это даёт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недос­татки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.

При оценке устных ответов принимается во внимание:

а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;

б) полнота ответа;

в) умение практически применять свои знания;

г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускаются единичные ошибки, которые сам же исправляет.

Оценка «4» ставится, если ученик даст ответ, в целом соответствующий оценке «5», но допускает неточности в подтверждение правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает одну-две ошибки, которые исправляет с помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировании правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.

Оценка «1» в 1-4 классах за устные ответы не ставится.

Материально - техническое обеспечение образовательного процесса

Наглядные пособия

  1. Натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители).

  2. Раздаточный материал: разрезные карточки, лото, раздаточный словарный материал, карточки с моделями букв.

  3. Демонстрационные пособия:

  • наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв;

  • таблицы к основным разделам предметного материала;

  • наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе по русскому языку, буквенный и слоговой материал;

  • набор таблиц орфограмм в соответствии с программой по русскому языку;

  • изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы);

Оборудование для мультимедийных демонстраций: компьютер, медиапроектор, интерактивная доска