Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
«Колледж градостроительства, транспорта и технологий № 41»
(ГБПОУ КГТиТ № 41)
Подразделение «Давыдково»
Юридический адрес: Бобруйская ул., д. 7, Москва, 121351
Фактический адрес: ул. Ватутина, вл. 8, Москва, 121357
тел/факс: (499) 449-36-98,e-mail: [email protected]
ОКПО 76401776, ОГРН 1057731005672,ИНН/КПП 7731281039/773101001
РАССМОТРЕНО: Методическим советом Подразделения «Давыдково» ГБПОУ КГТиТ №41 Председатель МС ___________ Степанова-Молодова Г.М. Протокол №_____ от 30.08.2018 | УТВЕРЖДЕНО: Директор ГБПОУ КГТиТ №41 ___________ /Ю.В. Щенникова/ 30.08.2018 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ
«Мир природы и человека»
Начальное общее образование, 3е класс
Количество часов – 1 час в неделю, всего – 34 часа
Учитель – составитель Зыбарева Н.Н.
2018 / 2019 уч.год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), реализующей ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, утвержденного приказом министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года № 1598. Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 3 класса детализирует и раскрывает содержание ФГОС начального общего образования в образовательной области «Естествознание», ФГОС для ОВЗ (вариант 1) в образовательной области «Язык и речевая практика», определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета, в соответствии с целями изучения предмета «Мир природы и человека».
Цель: углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы; формирование основы для изучения в дельнейшем предметов «Естествознание» и «География».
Задачи:
уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных ее элементах;
на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
сформировать знания учащихся о природе своего края;
сформировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе;
Место и роль предмета:
В начальном обучении предмет «Мир природы и человека» занимает важное место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Мир природы и человека» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в овладении способностью ориентироваться в окружающем природном и социальном мире во многом определяют успешность всего школьного обучения.
Количество учебных часов:
В Федеральном базисном образовательном плане для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)отводится на изучение предмета «Мир природы и человека» в 3 классе отводится 34 часа в год (34 недели по 1 часу в неделю),
Формы организации учебного процесса:
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Технологии обучения:
Игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного подхода; приемы рефлексивных технологий.
Методы обучения:
Основной формой обучения является урок; методами обучения – метод наблюдения, беседа, объяснения, повторения, сравнения, работа с учебником, дидактические игры; приемы обучения – осуществление индивидуального и дифференцированного подхода с учетом возрастных особенностей, уровнем развития, интеллектуальных возможностей. За чтением осуществляется повседневный и текущий контроль.
Виды и формы контроля:
текущий и тематического в форме устного, фронтального опроса, творческие задания.
итоговый контроль - в форме итогового устного опроса за четверть и по итогам года.
Межпредметная интеграция предмета «Мир природы и человека» осуществляется с:
Русским языком: формирование навыка правильного письма слов, составление предложений по картине или ряду сюжетных картинок.
Чтением: чтение текстов о природе. Полные ответы на вопросы. Умение дополнить ответ товарища. Использование в речи вновь усвоенных слов и предложений.
Изобразительным искусством: работа над художественными произведениями.
Физкультура: использование физкультурных минуток на уроках.
Математика: использование порядковых числительных в работе.
Содержание учебного предмета
Сезонные изменения в неживой природе
Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времён года.
Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света.
Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный — тёплый ветер.
Продолжение наблюдений за погодой, их описание.
Календарь. Знакомство с календарём. Названия месяцев.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения за растениями сада и леса в разное время да: яблоня, осина, липа, акация, орешник. Увядание и появление цветов и трав (медуница).
Птицы зимующие и перелётные: клёст, снегирь, соловей. Насекомые в осенний период.
Домашние животные в разное время года.
Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.
Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года
Неживая природа
Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные представления). Изменение температуры воздуха.
Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра.
Живая природа
Растения
Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы.
Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.
Растения сада. Фруктовые деревья (2—3 названия); ягодные кустарники (2—3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды.
Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники.
Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные.
Грибы. Грибы съедобные и несъедобные.
Травы полезные и травы опасные.
Животные
Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детёныши. Приспособление диких животных к природным условиям.
Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детёныши. Уход за домашними животными. Сравнение диких и домашних животных. Сходства и различия: кабан — свинья, заяц — кролик.
Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни. Строение гнёзд, забота о потомстве. Птицы перелётные и зимующие: ласточка, дрозд, галка, дятел.
Хищные птицы: ястреб, коршун.
Певчие птицы: соловей, жаворонок.
Человек
Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких.
Температура тела человека. Градусник и его назначение.
Профилактика простудных заболеваний.
Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс.
Окружающая среда и здоровье человека.
Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.
Планируемые результаты
Личностные учебные действия
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории культуре других народов;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 1
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению материальным и духовным ценностям;
формирование готовности к самостоятельной жизни.
Коммуникативные учебные действия
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
Регулятивные учебные действия
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность
соотносить свои действия и результаты одноклассников с заданными образцами, принимать оценку деятельности,
корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
уметь поддерживать беседу, ориентироваться в заданной теме;
Предметные результаты:.
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Минимальный уровень:
относить изученные объекты к определенным группам (корова - домашнее животное);
называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе (фрукты; птицы; зимняя одежда);
знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость его выполнения;
знать основные правила личной гигиены;
иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
Достаточный уровень:
узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;
относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (волк ― дикое животное, зверь (млекопитающее), животное, санитар леса);
знать правила гигиены органов чувств;
проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира;
Критерии оценки
При оценке итоговых результатов освоения программы по предмету «Мир природы и человека» должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.
Текущее оценивание- наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся, формируемых на уроках. Это даёт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.
При оценке устных ответов принимается во внимание:
а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
б) полнота ответа;
в) умение практически применять свои знания;
г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускаются единичные ошибки, которые сам же исправляет.
Оценка «4» ставится, если ученик даст ответ, в целом соответствующий оценке «5», но допускает неточности в подтверждение правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает одну-две ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировании правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
Оценка «1» в 1-4 классах за устные ответы не ставится.
Материально - техническое обеспечение образовательного процесса
Наглядные пособия
Натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители).
Раздаточный материал: разрезные карточки, лото, раздаточный словарный материал, карточки с моделями букв.
Демонстрационные пособия:
наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв;
таблицы к основным разделам предметного материала;
наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе по русскому языку, буквенный и слоговой материал;
набор таблиц орфограмм в соответствии с программой по русскому языку;
изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы);
Оборудование для мультимедийных демонстраций: компьютер, медиапроектор, интерактивная доска