Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа»,
С. Щелканово Юхновского района Калужской области
Приложение
к ООП СОО МКОУ
Щелкановской СОШ
Рабочая
программа по предмету
«ОБЖ»
7-9 классы
Разработчик Бравин О. В.
Соответствие занимаемой должности
2022 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по основам безопасности и жизнедеятельности для 7-9 классов составлена на основе:
Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г №1897
Примерной основной образовательной программы основного общего образования
Основной образовательной программы МКОУ «Средняя общеобразовательная
школа», С. Щелканово Юхновского района Калужской области
Учебного плана на 2022-2023учебный год
Примерной рабочей программе к линии УМК под ред. Ю. Л. Воробьёва. 5— 9 классы : учебно-методическое пособие / Б. И. Мишин. — М. : Дрофа, 2017.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Основы безопасности жизнедеятельности : 7 класс.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.П. Фролов, М.В. Юрьева, В.П. Шолох и др.; под ред. Ю.Л. Воробьёва. – М.: Астрель, 2013
Основы безопасности жизнедеятельности : 8 класс.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.П. Фролов, М.В. Юрьева, В.П. Шолох и др.; под ред. Ю.Л. Воробьёва. – М.: Астрель, 2013
Основы безопасности жизнедеятельности : 9 класс.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробьёва. – М.: Астрель, 2008
В рамках основного общего образования курс «Основы безопасности жизнедеятельности» направлен на достижение следующих целей:
•воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, ответственности перед Родиной;
•формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил безопасного поведения на транспорте, на дорогах, в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
•формирование основ экологической культуры;
•осознание значения и ценности семьи в жизни человека и общества;
•воспитание уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи.
Этот курс предназначен для решения следующих задач:
•формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства через осознание значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
•формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
•формирование понимания личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
•формирование понимания роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций, от экстремизма и терроризма;
•формирование понимания необходимости подготовки граждан к защите Отечества;
•формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
•формирование антиэкстремистской и антитеррористической позиции;
•формирование понимания необходимости сохранения природы и окружающей среды; •знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций и их последствий для личности, общества и государства;
•знание и умение применять на практике правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
умение оказать первую помощь;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций;
умение принимать обоснованные решения в конкретной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
•овладение основами экологического планирования безопасной жизнедеятельности с учётом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.
В соответствии с учебным планом изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в системе основного общего образования ведётся из расчета 1 час в неделю ( 7 класс - 34 часа в год, 8 класс – 34 часа в год, 9 класс – 33 часа в год).
Содержание курсы
Основы комплексной безопасности
Человек и окружающая среда. Мероприятия по защите населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой, предельно допустимые концентрации вредных веществ в атмосфере, воде, почве.
Бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания. Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами.
Безопасность на дорогах. Правила безопасного поведения пешехода, пассажира и велосипедиста. Средства индивидуальной защиты велосипедиста.
Пожар, его причины и последствия. Правила поведения при пожаре. Первичные средства пожаротушения. Средства индивидуальной защиты.
Водоёмы. Правила поведения у воды и оказания помощи на воде. Правила безопасности в туристских походах и поездках.
Правила поведения в автономных условиях. Сигналы бедствия, способы их подачи и ответы на них.
Правила безопасности в ситуациях криминогенного характера (квартира, улица, подъезд, лифт, карманная кража, мошенничество, самозащита покупателя). Элементарные способы самозащиты. Информационная безопасность подростка. Игромания.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от них (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины, ураганы, бури, смерчи, сильный дождь (ливень), крупный град, гроза, сильный снегопад, сильный гололёд, метели, 12 снежные заносы, наводнения, половодье, сели, цунами, лесные, торфяные и степные пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии). Рекомендации по безопасному поведению. Средства индивидуальной защиты.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от них (аварии на радиационно опасных, химически опасных, пожароопасных и взрывоопасных объектах экономики, транспорте, гидротехнических сооружениях).
Рекомендации по безопасному поведению. Средства индивидуальной и коллективной защиты. Правила пользования ими. Действия по сигналу «Внимание всем!».
Эвакуация населения и правила поведения при эвакуации.
Основы противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской
Федерации
Терроризм, экстремизм, наркотизм — сущность и угрозы безопасности личности и общества. Пути и средства вовлечения подростка в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность. Ответственность несовершеннолетних за правонарушения.
Личная безопасность при террористических актах и при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве). Личная безопасность при похищении (попытке похищения) или захвате в заложники и при проведении мероприятий по
освобождению заложников. Личная безопасность при посещении массовых мероприятий.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Основы здорового образа жизни
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие и факторы здорового образа жизни (физическая активность, питание, режим дня, гигиена). Вредные привычки и их факторы (навязчивые действия, игромания, употребление алкоголя и наркотических веществ, курение табака и курительных смесей), их влияние на здоровье. Профилак тика вредных привычек и их факторов. Семья в современном обществе. Права и обязанности супругов. Защита прав ребёнка.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Основы оказания первой помощи. Первая помощь при кровотечении. Извлечение инородного тела из верхних дыхательных путей. Первая помощь при ушибах и растяжениях, вывихах и переломах. Первая помощь при ожогах, обморожениях и общем переохлаждении. Основные неинфекционные и инфекционные заболевания, их профилактика. Первая помощь при отравлениях. Первая помощь при тепловом (солнечном) ударе. Первая помощь при укусе насекомых и змей. Первая помощь при остановке сердечной деятельности. Первая помощь при коме. Особенности оказания первой помощи при поражении электрическим током.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, а также правил поведения на дорогах и транспорте;
формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание патриотизма, чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебной, исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование у школьников антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей;
умение согласовывать свои действия в опасных и чрезвычайных ситуациях с прогнозируемыми результатами, определять их способы, контролировать и корректировать их в соответствии с изменениями обстановки;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора учебной и познавательной деятельности;
овладения навыками принятия решений, осознанного выбора путей их выполнения, основами самоконтроля и самооценки в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
Познавательные УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни, опасных и чрезвычайных ситуациях;
смысловое чтение; Коммуникативные УУД:
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
Выпускник научится:
•классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности;
•использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве;
•использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и продуктов питания с применением бытовых приборов;
•классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций при применении бытовых приборов контроля качества окружающей среды и продуктов питания;
•безопасно применять бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания;
•безопасно использовать бытовые приборы;
•безопасно использовать средства бытовой химии;
•безопасно использовать средства коммуникации;
•классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера;
•предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
•безопасно вести себя в криминогенной ситуации на улице и применять необходимые способы самозащиты;
•безопасно вести себя в криминогенной ситуации в подъезде и применять необходимые способы самозащиты;
•безопасно вести себя в криминогенной ситуации в лифте и применять необходимые способы самозащиты;
•безопасно вести себя в криминогенной ситуации в квартире и применять необходимые способы самозащиты;
•безопасно вести себя при карманной краже и применять необходимые способы самозащиты;
•безопасно вести себя при попытке мошенничества и применять необходимые способы самозащиты;
•адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;
•адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;
•безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;
•безопасно применять первичные средства пожаротушения;
•соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода, велосипедиста, пассажира транспортного средства;
•классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на
воде;
•адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести себя у воды и на воде;
•использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде;
•классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в
туристских походах;
•готовиться к туристским походам;
•адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести себя в туристских походах;
•адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности;
•добывать и поддерживать огонь в автономных условиях;
•добывать и очищать воду в автономных условиях;
•добывать и готовить пищу в автономных условиях, сооружать и обустраивать временное жилище;
•подавать сигналы бедствия и отвечать на них;
•характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера для личности, общества и государства;
•предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях природного характера;
•классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера;
•безопасно использовать средства индивидуальной защиты;
•характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера для личности, общества и государства;
•предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного характера;
•классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
•безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;
•безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
•комплектовать минимально необходимый набор вещей, документов и продуктов питания на случай эвакуации;
•классифицировать и характеризовать явления
терроризма, экстремизма, наркотизма и их последствия для личности, общества и государства;
•классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма, наркотизма;
•адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва, при взрыве;
•адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении (попытке похищения) или захвате в заложники и при проведении мероприятий по освобождению заложников;
•классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения;
•классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого скопления людей;
•предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;
•адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления людей;
•оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;
•характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для личности, общества и государства;
•классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
•планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья;
•адекватно оценивать нагрузку, планировать распорядок дня с учётом нагрузок и профилактические занятия по укреплению здоровья;
•выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;
•безопасно использовать ресурсы Интернета;
•анализировать состояние своего здоровья;
•определять состояния, при которых необходимо оказание неотложной помощи;
•использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;
•классифицировать средства оказания первой помощи;
•оказывать первую помощь при кровотечении;
•извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей;
•оказывать первую помощь при ушибах, растяжениях, вывихах, переломах, ожогах, обморожениях и общем переохлаждении, отравлениях, тепловом (солнечном) ударе, укусе насекомых и змей.
Выпускник получит возможность научиться:
•безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста;
•классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических поездках;
•готовиться к туристическим поездкам;
•адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести себя в туристических поездках;
•анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей; анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
•безопасно вести себя в роли покупателя и применять права покупателя;
•анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма;
•предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность;
•анализировать влияние вредных привычек и факторов на состояние своего здоровья;
•характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и её влияние на здоровье человека;
•классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регулирующих права и обязанности супругов, защищающих права ребёнка;
•владеть основами самоконтроля и самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности;
•классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;
•оказывать первую помощь при неинфекционных и инфекционных заболеваниях, остановке сердечной деятельности, коме, поражении электрическим током;
•использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая интернет-ресурсы и другие базы данных;
•исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предложения и проводить несложные эксперименты для доказательства предложений по обеспечению личной безопасности;
•творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности.
Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся.
Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме. Письменные работы проводятся по значимым вопросам темы или раздела курса ОБЖ. Контрольные письменные работы проводятся после изучения разделов программы курса ОБЖ в конце четверти и учебного года. В курсе ОБЖ может использоваться зачетная форма проверки знаний.
Преподавание ОБЖ, как и других предметов, предусматривает индивидуально - тематический контроль знаний учащихся. Причем при проверке уровня усвоения материала по каждой достаточно большой теме обязательным является оценивание двух основных элементов: теоретических знаний и умений применять их при выборе практических.
Для контроля знаний по ОБЖ используются различные виды работ (тесты, экспресс - опросы, самостоятельные, проверочные, контрольные, практические, ситуационные задачи).
Критерии оценки
Оценка устных ответов учащихся.
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу ОБЖ, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса ОБЖ, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе программных требований к основным знаниям и умениям учащихся, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений, усвоение которых целесообразно считать обязательными результатами обучения.
Оценка письменных контрольных работ.
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка практических работ.
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий, самостоятельно и правильно выбирает необходимое оборудование; все приемы проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два- три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе выполнения приема были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; если приемы выполнялись неправильно.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.
Контрольно-измерительные материалы составляются в соответствии с требованиями государственного стандарта по ОБЖ, уровнем обученности учащихся. Проверочные работы состоят из вопросов и заданий, соответствующих требованиям базового уровня как по объему, так и глубине.