СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету: «окружающий природный мир» (вариант ii) 1 дополнительный класс на 2022-2023 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ:

 «ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР»

 (ВАРИАНТ II)

1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету: «окружающий природный мир» (вариант ii) 1 дополнительный класс на 2022-2023 учебный год»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«УСПЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №3 ЛУТУГИНСКОГО РАЙОНА»






РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей

общественно-гуманитарного цикла

Протокол от «30» августа 2022г.

№ 1

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР

_________ Е.В. Жарикова

«30» августа 2022 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор

____________ И.Р. Стрелковак

Приказ от «31» августа 2022 г.

№ 85





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ:

«ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР»

(ВАРИАНТ II)

1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД










Составитель: Матевосян Н.Н..

учитель начальных классов




2022




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире. Программа представлена следующими разделами:

«Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».

В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и жи-вотного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ни-ми. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные при-спосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.

Формирование представлений должно происходить по принципу «от частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объ-единять в группы (съедобные / несъедобные грибы). Ребенок получает представление о значении грибов в природе и жизни человека, о способах их переработки (варка, жарка, засол, консервиро-вание). Формирование представления о грибах предполагает постановку следующих задач в СИПР: узнавание гриба, различение частей гриба, различение грибов (подосиновик, сыроежка и др.), различение съедобных и несъедобных грибов, знание значения грибов, способов переработки грибов.

Данная рабочая программа разработана на основе образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

     

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:

     Учебный курс «Окружающий природный мир» занимает особое место среди учебных предметов. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем процесса взаимодействия человека и окружающего мира природы.

     В ходе ознакомления с окружающим миром имеются большие возможности расширить и уточнить представления маленького ребёнка с особенностями развития о том мире, в котором он живёт. Выделить и сделать объектом его внимания те условия существования, которые будут окружать его на протяжении всей жизни. На первом году обучения в содержание работы по предмету входит пробуждение и развитие у детей интереса к восприятию объектов природы в процессе наблюдения. В этот период идёт накопление представлений об отдельных объектах и явлениях природы из ближайшего окружения детей. При этом задачи ограничиваются узнаванием, различением некоторых конкретных растений, животных, явлений и пр.

Программа построена на основе концентрического принципа размещения материала. Концентризм создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала и разъединения сложных грамматических понятий и умений на составляющие элементы, где каждый отрабатывается отдельно. В результате постепенно увеличивается число связей, лежащих в основе понятия, расширяется языковая и речевая база для обработки умений и навыков.

При обучении используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

В образовании детей с ОВЗ особое значение придается практической стороне специального образования - развитию жизненной компетенции. Компонент жизненной компетенции рассматривается как овладение знаниями и навыками, уже сейчас необходимыми обучающимся в обыденной жизни. Формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем.

Так как дети затрудняются, а чаще и вовсе не отождествляют изображения с реальной действительностью, занятия проводятся поэтапно: от изучения конкретных предметов, реальных жизненных ситуаций до их изображений.

Занятия проводятся в форме игры, беседы, наблюдения, экскурсии.

Ознакомление с окружающим природным миром обогащает чувственный опыт ребёнка. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания – ощущений, восприятия, представлений.


Технологии, используемые в образовательном процессе

- игровые,

- здоровьесберегающие,

- личностно-ориентированные,

- дифференцированного обучения,

- ИКТ


Виды деятельности обучающейся на уроке

игровая (сюжетно-ролевая, дидактическая, театрализованная, подвижная игра);

элементарная трудовая (хозяйственно-бытовой и ручной труд);

изобразительная (рисование, раскрашивание)


ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Цель образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: 

формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Задачи программы:

формирование первоначальных представлений о природе, об объектах и явлениях неживой природы;

формирование интереса к разнообразию окружающего мира;

формирование временных представлений;

формирование представлений  о растительном и животном мире;

формирование и расширение словарного запаса (пассивный словарь);

знакомство с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения;

формирование представлений  о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);

формирование элементарных экологических представлений (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);

развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности).

Программа представлена следующими разделами «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».

Наряду с вышеуказанными задачами решаются и специальные - коррекционные задачи:

- развивать наблюдательность и любознательность;

- формировать нравственное поведение детей в природе;

- воспитать эстетическое отношение к природе, способность видеть красоту родной природы;

-учить наблюдать, рассматривать, узнавать на ощупь, на слух объекты живой и неживой природы;

развивать ощущения, восприятия, представления;

- создать у детей предпосылки к развитию речи;

- иформировать умение высказывать свои потребности с помощью жестов и мимики;

- формировать навыки адекватного реагирования на речь взрослого;

- побуждать к эмоционально-звуковому выражению чувств;

- учить пониманию речи и жестов;

- развивать мышление и память в процессе общения с взрослым на основе обогащения представлений об окружающем.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


На его изучение отведено 17  часов,  0,5 часа  в неделю, 33 учебные недели.

Интеграция с другими предметами с  учётом  общих  целей изучения курса, определённых Федеральным государственным  стандартом «Окружающий социальный мир», «Человек».

Учебную работу на уроках «Окружающий природный мир» строится концентрически так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных этапах урока.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Учебный предмет «Окружающий природный мир» содержит следующие разделы:

Сезонные изменения в природе (сезонные изменения в неживой природе; растения и животные в разное время года; одежда людей, игры детей в разное время года);

Неживая природа;

Живая природа (растения; животные).


Раздел учебного курса

Количество часов на изучение раздела

Сезонные изменения в природе

6

Живая природа

8

Неживая природа

3

Всего

17

В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе - сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений.

Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др.

Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив и другой уход за растениями, и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.

Усвоение детьми систематических и последовательных знаний об окружающем мире природы, ее объектах и явлениях становится обязательным компонентом образования и воспитания детей, так как заложенные на их основе первичные представления о среде обитания человека позволят в дальнейшем обучении формировать правильное и гуманное мировоззрение, создадут необходимые условия для успешного усвоения в дальнейшем в школе всего цикла природоведческих дисциплин.


Формы организации познавательной деятельности учащихся:

индивидуальные;

Ведущей формой работы учителя с обучающимся на уроке является фронтальная работа при осу­ществлении дифференцированного и индивидуального под­хода.

Применяются следующие методы обучения: демонстра­ция, наблюдение, объяснение, сравнение, упражнение, беседа, самостоятельная работа и др.

Используются словесный, наглядный, практический методы обучения.

Практическая полезность курса обусловлена тем, что предполагает формирование умений пользоваться полученными знаниями для решения соответствующих возрасту житейских задач.

У детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью не развита познавательная деятельность, все мыслительные операции (анализ, синтез, сравнения, обобщения), имеются значительные пробелы в элементарных знаниях. Они затрудняются самостоятельно использовать имеющиеся у них знания. Перенос полученных знаний и умений, их применение в несколько изменившихся условиях, самостоятельный анализ ситуации, выбор решения даже простых жизненных задач - все это составляет трудность для детей данной категории. Поэтому важно не только дать этим детям определенную сумму знаний, но и выработать у них умение действовать в конкретных жизненных ситуациях, придать знаниям бытовую, ситуационную приспособленность.


Направления коррекционной работы:

 – налаживание эмоционального контакта с ребенком, на основе которого впоследствии строится взаимодействие педагога с ребенком в процессе совместной деятельности.

– поддержание собственной активности ребенка, так как развитие социально окружающего мира невозможно без активного и сознательного участия ребенка в процессе;

–  формирование положительного отношения ребёнка к заданию, преодоление деструктивного поведения;

– понимание темпа восприятия происходящих событий ребёнком;

–  поддержание интереса ребёнка к заданию;

– изменение мотивации деятельности ребёнка из ненаправленной в целенаправленную.

   На первых занятиях поддерживается четкая пространственно-временная структура. Каждое занятие имеет чётко выраженные начало и конец, отдельные задания внутри занятия отделяются друг от друга. Структурировано пространство помещения класса – определенные задания связаны с определенным местом или предметом в нём.

Сложные задания чередуются с простыми, напряжение с расслаблением. Для этого в канву занятий включаются тактильно-ритмические игры (или другие задания, которые нравятся детям).

     Содержание обучения на уроках «Окружающий природный мир» разнообразно, определяется многообразием дефектов развития, присущих детям класса. Нарушения памяти, внимания, мышления, моторики, зрительно-двигательной координации отражаются на результатах обучения, возможностях детей, требуют проведение игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушении.

    Занятия сопровождаются живой эмоциональной речью учителя, побуждающей учащихся к активной деятельности. Учитель стимулирует и организовывает двигательную активность каждого ребенка на уроке.


ПАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Планируемые личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Физические характеристики персональной идентификации:

- определяет свои внешние данные (с помощью);

-  определяет состояние своего здоровья (хорошо – плохо, болит – не болит).

Гендерная идентичность

определяет свою половую принадлежность (без обоснования);

Возрастная идентификация

- проявляет уважение к людям старшего возраста.

«Уверенность в себе»

- осознает, что может, а что ему пока не удается;

«Чувства, желания, взгляды»

- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);

- проявляет собственные чувства (позы, мимика, жесты и т.д.).

«Социальные навыки»

- умеет устанавливать контакты (на элементарном уровне);

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов;

- участвует в совместной деятельности (играх, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций);

Развитие мотивов учебной деятельности:

- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение);

Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь

- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;

Экологическая ответственность

- не мусорит на улице;

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:

- наблюдает за окружающими предметами и явлениями при указании на них;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:

- принимает участие в коллективных делах и играх;

     Планируемые предметные результаты:

узнавать изученные объекты и явления  неживой и живой природы;

сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков, проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

уметь работать с пиктограммами по теме «растения»;

совместно с учителем отбирать картинки с изображением  осени, зимы весны, лета;

показывать и брать предмет одежды, называемый учителем;

рассматривать лист, раскрашивать;

проводить элементарные наблюдения;

уметь рассматривать картинки  в книге, на мониторе;

узнавать изученные природные объекты;

узнавать и выделять объект (елка) среди 2-3х совместно с учителем;

узнавать изученные объекты;

узнавать изученных животных;

узнавать и определять объекты окружающей действительности;

различать объекты природы и рукотворного мира;

классифицировать предметы по характеру материала; бережно относиться к вещам

различать живые объекты природы (звери) на пиктограммах

понимать необходимость  соблюдения правил безопасного поведения   на улице;

проявлять уважение к взрослым;

Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

входить и выходить из учебного помещения со звонком;

ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

принимать цели и включаться в деятельность (с помощью);

следовать предложенному плану;

передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

понимать словесную (жестовую) инструкцию;

выполнять стереотипную инструкцию;

принимать помощь.


































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ















п/п

Название темы

Кол-во часов

Дата

по плану

факт

1

Человек, природа, живая и неживая природа Упражнения с природным материалом. Рассматривание картинок «Осень». Чтение потешек об осени учителем. Осень

1

03.10


2

Игра «Что нам осень принесла?» Фрукты (яблоко, груша), овощи (лук, картофель, морковь)

1



3

Дикие животные.

1

17.10


4

Домашние животные.

1



5

Зимние явления природы. Снег, лёд. Снег, метель, лед

1

31.10


6

Свойства предметов по характеру поверхности, материалу, форме, температуре (снег). Снег (мягкий, холодный)

1

14.11


7

Игра-путешествие «Сказочный лес». Цвета: белый, голубой, синий

1

05.12


8

Игры на звукоподражание. Звуки животных

1

19.12


9

Животные и птицы зимой

1



10

Воздух и вода. Значение для человека и животных. Природа и рукотворный мир

1



11

Кто живет в воде? Речные и морские рыбы

1

13,02


12

Одежда и обувь весной

1

27,02


13

Растения весной. Части растений (лист, ветки)

1

13,03


14

Животные весной. В гостях у Мухи - Цокотухи (насекомые)

1

27,03


15

Части суток. День-ночь

1

10,04


16

Скоро лето! Викторина "Когда это бывает?"

1

24,04


17

Игры на звукоподражание. Звуки животных

1

15,05






УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:


- объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий);

- наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся);

- муляжи овощей, фруктов;

- пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными;

различные календари;

- изображения сезонных изменений в природе;

- рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал;

- обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о природе;

- аудио- и видеоматериалы.

- пособия психофизического развития «Я играю и учусь», раздел «Покажи и назови», автор Ю.В. Захарова, раздел «Утро, день, вечер, ночь», автор И.В. Ковалец.

- пособие для детей с особенностями психофизического развития«Я и окружающий мир», авторы: Т.В. Демьяненок, Ю.Н. Кислякова, И.Ю. Оглоблина.