ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«УСПЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №3 ЛУТУГИНСКОГО РАЙОНА»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей общественно-гуманитарного цикла Протокол от «30» августа 2022г. № 1 | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР _________ Е.В. Жарикова «30» августа 2022 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ____________ И.Р. Стрелковак Приказ от «31» августа 2022 г. № 85 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ:
«ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР»
(ВАРИАНТ II)
1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель: Матевосян Н.Н..
учитель начальных классов
2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире. Программа представлена следующими разделами:
«Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и жи-вотного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ни-ми. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные при-спосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.
Формирование представлений должно происходить по принципу «от частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объ-единять в группы (съедобные / несъедобные грибы). Ребенок получает представление о значении грибов в природе и жизни человека, о способах их переработки (варка, жарка, засол, консервиро-вание). Формирование представления о грибах предполагает постановку следующих задач в СИПР: узнавание гриба, различение частей гриба, различение грибов (подосиновик, сыроежка и др.), различение съедобных и несъедобных грибов, знание значения грибов, способов переработки грибов.
Данная рабочая программа разработана на основе образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:
Учебный курс «Окружающий природный мир» занимает особое место среди учебных предметов. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем процесса взаимодействия человека и окружающего мира природы.
В ходе ознакомления с окружающим миром имеются большие возможности расширить и уточнить представления маленького ребёнка с особенностями развития о том мире, в котором он живёт. Выделить и сделать объектом его внимания те условия существования, которые будут окружать его на протяжении всей жизни. На первом году обучения в содержание работы по предмету входит пробуждение и развитие у детей интереса к восприятию объектов природы в процессе наблюдения. В этот период идёт накопление представлений об отдельных объектах и явлениях природы из ближайшего окружения детей. При этом задачи ограничиваются узнаванием, различением некоторых конкретных растений, животных, явлений и пр.
Программа построена на основе концентрического принципа размещения материала. Концентризм создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала и разъединения сложных грамматических понятий и умений на составляющие элементы, где каждый отрабатывается отдельно. В результате постепенно увеличивается число связей, лежащих в основе понятия, расширяется языковая и речевая база для обработки умений и навыков.
При обучении используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
В образовании детей с ОВЗ особое значение придается практической стороне специального образования - развитию жизненной компетенции. Компонент жизненной компетенции рассматривается как овладение знаниями и навыками, уже сейчас необходимыми обучающимся в обыденной жизни. Формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем.
Так как дети затрудняются, а чаще и вовсе не отождествляют изображения с реальной действительностью, занятия проводятся поэтапно: от изучения конкретных предметов, реальных жизненных ситуаций до их изображений.
Занятия проводятся в форме игры, беседы, наблюдения, экскурсии.
Ознакомление с окружающим природным миром обогащает чувственный опыт ребёнка. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания – ощущений, восприятия, представлений.
Технологии, используемые в образовательном процессе
- игровые,
- здоровьесберегающие,
- личностно-ориентированные,
- дифференцированного обучения,
- ИКТ
Виды деятельности обучающейся на уроке
игровая (сюжетно-ролевая, дидактическая, театрализованная, подвижная игра);
элементарная трудовая (хозяйственно-бытовой и ручной труд);
изобразительная (рисование, раскрашивание)
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цель образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Задачи программы:
формирование первоначальных представлений о природе, об объектах и явлениях неживой природы;
формирование интереса к разнообразию окружающего мира;
формирование временных представлений;
формирование представлений о растительном и животном мире;
формирование и расширение словарного запаса (пассивный словарь);
знакомство с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения;
формирование представлений о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
формирование элементарных экологических представлений (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности).
Программа представлена следующими разделами «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».
Наряду с вышеуказанными задачами решаются и специальные - коррекционные задачи:
- развивать наблюдательность и любознательность;
- формировать нравственное поведение детей в природе;
- воспитать эстетическое отношение к природе, способность видеть красоту родной природы;
-учить наблюдать, рассматривать, узнавать на ощупь, на слух объекты живой и неживой природы;
развивать ощущения, восприятия, представления;
- создать у детей предпосылки к развитию речи;
- иформировать умение высказывать свои потребности с помощью жестов и мимики;
- формировать навыки адекватного реагирования на речь взрослого;
- побуждать к эмоционально-звуковому выражению чувств;
- учить пониманию речи и жестов;
- развивать мышление и память в процессе общения с взрослым на основе обогащения представлений об окружающем.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На его изучение отведено 17 часов, 0,5 часа в неделю, 33 учебные недели.
Интеграция с другими предметами с учётом общих целей изучения курса, определённых Федеральным государственным стандартом «Окружающий социальный мир», «Человек».
Учебную работу на уроках «Окружающий природный мир» строится концентрически так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных этапах урока.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный предмет «Окружающий природный мир» содержит следующие разделы:
Сезонные изменения в природе (сезонные изменения в неживой природе; растения и животные в разное время года; одежда людей, игры детей в разное время года);
Неживая природа;
Живая природа (растения; животные).
Раздел учебного курса | Количество часов на изучение раздела |
Сезонные изменения в природе | 6 |
Живая природа | 8 |
Неживая природа | 3 |
Всего | 17 |
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе - сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений.
Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др.
Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив и другой уход за растениями, и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.
Усвоение детьми систематических и последовательных знаний об окружающем мире природы, ее объектах и явлениях становится обязательным компонентом образования и воспитания детей, так как заложенные на их основе первичные представления о среде обитания человека позволят в дальнейшем обучении формировать правильное и гуманное мировоззрение, создадут необходимые условия для успешного усвоения в дальнейшем в школе всего цикла природоведческих дисциплин.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
индивидуальные;
Ведущей формой работы учителя с обучающимся на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода.
Применяются следующие методы обучения: демонстрация, наблюдение, объяснение, сравнение, упражнение, беседа, самостоятельная работа и др.
Используются словесный, наглядный, практический методы обучения.
Практическая полезность курса обусловлена тем, что предполагает формирование умений пользоваться полученными знаниями для решения соответствующих возрасту житейских задач.
У детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью не развита познавательная деятельность, все мыслительные операции (анализ, синтез, сравнения, обобщения), имеются значительные пробелы в элементарных знаниях. Они затрудняются самостоятельно использовать имеющиеся у них знания. Перенос полученных знаний и умений, их применение в несколько изменившихся условиях, самостоятельный анализ ситуации, выбор решения даже простых жизненных задач - все это составляет трудность для детей данной категории. Поэтому важно не только дать этим детям определенную сумму знаний, но и выработать у них умение действовать в конкретных жизненных ситуациях, придать знаниям бытовую, ситуационную приспособленность.
Направления коррекционной работы:
– налаживание эмоционального контакта с ребенком, на основе которого впоследствии строится взаимодействие педагога с ребенком в процессе совместной деятельности.
– поддержание собственной активности ребенка, так как развитие социально окружающего мира невозможно без активного и сознательного участия ребенка в процессе;
– формирование положительного отношения ребёнка к заданию, преодоление деструктивного поведения;
– понимание темпа восприятия происходящих событий ребёнком;
– поддержание интереса ребёнка к заданию;
– изменение мотивации деятельности ребёнка из ненаправленной в целенаправленную.
На первых занятиях поддерживается четкая пространственно-временная структура. Каждое занятие имеет чётко выраженные начало и конец, отдельные задания внутри занятия отделяются друг от друга. Структурировано пространство помещения класса – определенные задания связаны с определенным местом или предметом в нём.
Сложные задания чередуются с простыми, напряжение с расслаблением. Для этого в канву занятий включаются тактильно-ритмические игры (или другие задания, которые нравятся детям).
Содержание обучения на уроках «Окружающий природный мир» разнообразно, определяется многообразием дефектов развития, присущих детям класса. Нарушения памяти, внимания, мышления, моторики, зрительно-двигательной координации отражаются на результатах обучения, возможностях детей, требуют проведение игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушении.
Занятия сопровождаются живой эмоциональной речью учителя, побуждающей учащихся к активной деятельности. Учитель стимулирует и организовывает двигательную активность каждого ребенка на уроке.
ПАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (с помощью);
- определяет состояние своего здоровья (хорошо – плохо, болит – не болит).
Гендерная идентичность
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Уверенность в себе»
- осознает, что может, а что ему пока не удается;
«Чувства, желания, взгляды»
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства (позы, мимика, жесты и т.д.).
«Социальные навыки»
- умеет устанавливать контакты (на элементарном уровне);
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов;
- участвует в совместной деятельности (играх, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций);
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение);
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
Экологическая ответственность
- не мусорит на улице;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- наблюдает за окружающими предметами и явлениями при указании на них;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх;
Планируемые предметные результаты:
узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков, проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
уметь работать с пиктограммами по теме «растения»;
совместно с учителем отбирать картинки с изображением осени, зимы весны, лета;
показывать и брать предмет одежды, называемый учителем;
рассматривать лист, раскрашивать;
проводить элементарные наблюдения;
уметь рассматривать картинки в книге, на мониторе;
узнавать изученные природные объекты;
узнавать и выделять объект (елка) среди 2-3х совместно с учителем;
узнавать изученные объекты;
узнавать изученных животных;
узнавать и определять объекты окружающей действительности;
различать объекты природы и рукотворного мира;
классифицировать предметы по характеру материала; бережно относиться к вещам
различать живые объекты природы (звери) на пиктограммах
понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице;
проявлять уважение к взрослым;
Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
принимать цели и включаться в деятельность (с помощью);
следовать предложенному плану;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
понимать словесную (жестовую) инструкцию;
выполнять стереотипную инструкцию;
принимать помощь.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Дата |
по плану | факт |
1 | Человек, природа, живая и неживая природа Упражнения с природным материалом. Рассматривание картинок «Осень». Чтение потешек об осени учителем. Осень | 1 | 03.10 | |
2 | Игра «Что нам осень принесла?» Фрукты (яблоко, груша), овощи (лук, картофель, морковь) | 1 | | |
3 | Дикие животные. | 1 | 17.10 | |
4 | Домашние животные. | 1 | | |
5 | Зимние явления природы. Снег, лёд. Снег, метель, лед | 1 | 31.10 | |
6 | Свойства предметов по характеру поверхности, материалу, форме, температуре (снег). Снег (мягкий, холодный) | 1 | 14.11 | |
7 | Игра-путешествие «Сказочный лес». Цвета: белый, голубой, синий | 1 | 05.12 | |
8 | Игры на звукоподражание. Звуки животных | 1 | 19.12 | |
9 | Животные и птицы зимой | 1 | | |
10 | Воздух и вода. Значение для человека и животных. Природа и рукотворный мир | 1 | | |
11 | Кто живет в воде? Речные и морские рыбы | 1 | 13,02 | |
12 | Одежда и обувь весной | 1 | 27,02 | |
13 | Растения весной. Части растений (лист, ветки) | 1 | 13,03 | |
14 | Животные весной. В гостях у Мухи - Цокотухи (насекомые) | 1 | 27,03 | |
15 | Части суток. День-ночь | 1 | 10,04 | |
16 | Скоро лето! Викторина "Когда это бывает?" | 1 | 24,04 | |
17 | Игры на звукоподражание. Звуки животных | 1 | 15,05 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:
- объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий);
- наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся);
- муляжи овощей, фруктов;
- пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными;
различные календари;
- изображения сезонных изменений в природе;
- рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал;
- обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о природе;
- аудио- и видеоматериалы.
- пособия психофизического развития «Я играю и учусь», раздел «Покажи и назови», автор Ю.В. Захарова, раздел «Утро, день, вечер, ночь», автор И.В. Ковалец.
- пособие для детей с особенностями психофизического развития«Я и окружающий мир», авторы: Т.В. Демьяненок, Ю.Н. Кислякова, И.Ю. Оглоблина.