Приказ от _______. № _____-ОД
Рабочая программа по предмету право, предметная область Общественные науки, составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и с учетом примерной программы по праву для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень), А.Ф.Никитина, 2007
Рабочая программа составлена в рамках УМК по праву, автор Никитин А.Ф. Право. 10-11 класс Базовый уровень – М.; Дрофа, 2010
• воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
• развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
• освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
• овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
• формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Основные содержательные линии программы реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их интегрированное изучение, на основе проблемно-хронологического подхода. Приоритет отдается учебному материалу, связанному с воспитательными и развивающими задачами, важными с точки зрения социализации школьников, приобретения ими общественно значимых знаний, умений, навыков.
же различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
Требования к предметным результатам освоения углублённого курса права включают требования к результатам освоения базового курса, а также дополнительно отражают:
Связь и взаимозависимость государства и права. Основные теории происхождения государства и права: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, органическая, психологическая, расовая, материалистическая.
Развитие права в России до XIX в. Влияние на правовую мысль Киевской Руси религиозно-символического мышления. Первые памятники философско-правовой мысли. Русская Правда. Судебник 1497 г. Соборное уложение 1649 г. Государственно-правовые реформы Петра I. «Наказ» Екатерины II. Российское право в XIX — начале XX в. Совершенствование правовой системы в царствование Александра I. Деятельность М. М.Сперанского. Совершенствование системы управления, издание Полного собрания законов и Свода законов Российской империи Николаем I. Отмена крепостного права. Реформы местного самоуправления и судебная. Развитие правовой системы в начале XX в. Манифест 17 октября 1905 г. Деятельность Государственной думы. Основные государственные законы — конституционные законы России.
Советское право 1917—1953 гг. Замена права «революционным правосознанием». Революционный террор. Репрессии 30-х гг. «Сталинская» Конституция СССР 1936 г.
Советское право 1954—1991 гг. Критика Культа личности. Консервация административно-командной системы управления. Рост правонарушений. Начало правозащитного, диссидентского движения. Принятие Конституции СССР 1977 г. Кризис общества «развитого социализма».
Реформа российского права после 1991 г. Распад СССР. Попытки превратить Россию в модернизированное государство с рыночной экономикой. «Изъятие» у населения сберегательных вкладов, аферы финансовых пирамид. Проведение приватизации в стране. Принятие Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ и др.
Понятие государства. «Общественный», «классовый», «политико-правовой» подходы к рассмотрению сущности государства. Признаки и функции государства. Форма правления, форма государственного устройства, политический режим.
Понятие права. Система права. Законодательство. Отрасли и институты права. Признаки права. Объективное и субъективное право. Назначение права. Формы реализации (источники) права. Правовая норма, ее структура. Виды норм права.
Понятие и признаки правового государства. Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей. Гарантированность прав человека.
Понятие конституции, ее виды. Конституционное право России, его принципы и источники. Конституционная система. Понятие конституционализма.
Конституционный кризис начала 90-х гг. Принятие Конституции Российской Федерации и ее общая характеристика. Достоинства и недостатки Основного закона России.
Основы конституционного строя. Содержание вступительной части Конституции. Российская Федерация — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Социальное государство. Светское государство. Человек, его права и свободы — высшая ценность. Многонациональный народ России — носитель суверенитета и источник власти. Субъекты осуществления государственной власти. Прямое действие Конституции РФ.
'Федеративное устройство России. Равенство субъектов федерации. Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации. Виды субъектов РФ. Федеральное законодательство! и законы субъектов РФ. Проблема сепаратизма.
Президент Российской Федерации. Статус главы государства. I Гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Полномочия Президента РФ. Условия досрочного прекращения полномочий Президента или отрешения его от должности.
Федеральное Собрание Российской Федерации. Парламенты I в европейской политической традиции. Парламентаризм. Две палаты Федерального Собрания — Совет Федерации и Государственная ] Дума, их состав и способы формирования. Комитеты и комиссии 1 обеих палат. Предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы. Порядок принятия и вступления в силу законов Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации, его состав и порядок формирования. Полномочия Правительства РФ. Досрочное прекращение полномочий Правительства РФ. Судебная власть в РФ. Судебная система: федеральные суды и суды субъектов РФ. Принципы судопроизводства. Присяжные заседатели. Прокуратура РФ как единая централизованная система. Функции прокуратуры. Генеральный прокурор РФ*.
Местное самоуправление. Решение вопросов местного значения. Муниципальная собственность. Самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Структура и формирование местного самоуправления.
Права, свободы и обязанности человека и гражданина. Значение Всеобщей декларации прав человека. Виды прав человека. Положения философии прав человека.
Международные договоры о правах человека: Содержание Международного Билля о правах человека. Виды международных документов о правах человека.
Гражданские права. Равенство прав и свобод людей. Право на жизнь. Запрет рабства и пыток. Равенство перед законом. Принцип презумпции невиновности. Право на свободу передвижения. Право на свободу мысли, совести и религии.
Политические права. Право на свободу убеждений. Право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство избранных представителей.
Экономические, социальные и культурные права. Право владеть имуществом. Право на социальное обеспечение и на осуществление прав в экономической, социальной и культурной областях. Право на труд, на свободный выбор работы. Право на отдых. Право на образование. Право участвовать в культурной и научной жизни общества.
Права ребенка. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка.
Избирательные права граждан. Активное избирательное право. Пассивное избирательное право. Принципы демократических выборов. Избирательное законодательство*.
Избирательный процесс. Основные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.
Понятие и источники гражданского права. Гражданский кодекс РФ, его содержание и особенности.
Обязательственное право. Понятие обязательства. Понятие сделки, договора. Стороны договора. Виды договоров.
Право собственности. Понятие собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Объекты собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита права собственности. Прекращение права собственности.
Гражданская правоспособность и дееспособность. Признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным. Гражданские права несовершеннолетних. Эмансипация.
Предприниматель и предпринимательская деятельность. Виды предприятий.
Нематериальные блага, пути их защиты. Причинение и возмещение вреда.
Понятие налога, сбора, пошлины. Налоговое право. Система налогового законодательства. Права и обязанности налогоплательщика. Субъекты и объекты налоговых правоотношений. Налоговые органы. Аудит.
Налоги с физических лиц. Налоговая; дееспособность. Подоходный налог. Налог на имущество. Декларация о доходах.
Ответственность за уклонение от уплаты налогов. Административная и уголовная ответственность.
Понятие и источники семейного права. Семейный кодекс РФ. Понятие семьи. Члены семьи. Семейные правоотношения.
Брак, условия его заключения. Порядок регистрации брака.
Права и обязанности супругов. Личные права. Имущественные права и обязанности. Брачный договор. Прекращение брака.
Права и обязанности родителей и детей. Лишение родительских прав. Алименты. Усыновление. Опека, попечительство.
Понятие и источники трудового права. Трудовой кодекс РФ. Трудовые правоотношения. Права и обязанности работника и работодателя.
Трудовой договор. Трудовая книжка. Основания прекращения трудового договора. Коллективный договор. Стороны и порядок заключения коллективного договора.
Оплата труда. Заработная плата в производственной сфере. Системы оплаты труда: повременная, сдельная, дополнительная. Охрана труда. Государственный надзор и контроль за соблюдением законов об охране труда. Охрана труда и здоровья женщин и несовершеннолетних.
Индивидуальные и коллективные трудовые споры. Комиссия по трудовым спорам (КТС). Забастовки. Дисциплина труда. Правила внутреннего трудового распорядка. Дисциплинарная и материальная ответственность работников. Порядки возмещения ущерба.
Понятие и источники административного права. Административное правовое регулирование. Административная ответственность. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Административные правонарушения. Признаки и виды административных правонарушений.
Административные наказания, их виды. Подведомственность дел об административных правонарушениях.
Понятие и источники уголовного права. Принципы российского уголовного права. Уголовный кодекс РФ, его особенности.
Понятие преступления. Состав преступления. Категории преступлений. Неоднократность преступлений. Совокупность преступлений. Рецидив преступлений. Основные группы преступлений.
Уголовная ответственность. Уголовное наказание, его цели. Виды наказания. Наказания основные и дополнительные. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Понятие правовой культуры. Содержание правовой культуры. Пути совершенствования правовой культуры.
№ п/п | Тема урока | Основное содержание курса | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты (личностные УУД) | Дата проведения |
план | факт |
| Раздел 1. Из истории государства и права | | | | | | |
1 | Происхождение государства и права. Право Древнего мира. | Патриархальная, теологическая, органическая, психологическая, расовая, материалистическая теории. | Умение объяснять связь государства и права. Рассказывать о теориях происхождения государства и права и характеризует их содержание. Характеризует важнейшие элементы процесса появления государства и права. Рассказывает о становлении права в эпоху Древнего мира. | Познавательные – осуществляют поиск информации, необходимой для выполнения заданий; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о науке и образовании. Коммуникативные - участвуют в коллективном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера. Регулятивные – умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке. | Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны | | |
2 | Право средневековой Европы | Саллическая, Бургундская, Алеманнская, Баварская правды | Умение характеризовать особенности средневекового права, объясняет особенности взаимоотношений средневекового права и церкви. Называть документы, в которых были зафиксированы права и свободы человека. | Коммуникативные – применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения, участвуют в коллективном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера. Регулятивные – умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке. | Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства | | |
3 | Становление права Нового времени | Конституция, буржуазное право | Умение объяснять влияние социально-экономических потребностей на развитие буржуазного права. Характеризовать Конституцию США. Анализировать достоинства и недостатки буржуазного права Выполнять тестовые задания | Познавательные – осуществляют поиск информации, необходимой для выполнения заданий; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о науке и образовании. Коммуникативные - участвуют в коллективном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера. Регулятивные – умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке. | Заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; | | |
4 | Развитие права в России. IX-начало ХIХ в. | Русская правда, Судебник, Соборное уложение, Феофан Прокопович, А. Н. радищев, Н. М. карамзин | Умение называть факторы, повлиявшие на процесс становления права в Русском государстве. Характеризовать роль православия в становлении права в нашем государстве. Характеризовать важнейшие памятники государственно-правовой мысли Руси-России. Объясняет, почему в России право совести и правды ставилось выше закона | Личностные – понимают значение знаний для человека и принимают его. Коммуникативные – применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения, участвуют в коллективном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера. Регулятивные – умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке. | Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; | | |
5 | Российское право в ХIХ – начале ХХ в. | П. И. Пестель, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, М. М. Сперанский | Умение характеризовать проекты политико-правовых реформ времен правления Александра I, объясняет отличия взглядов западников и славянофилов на историю Российского государства и права. Рассказывает об изменениях в политико-правовой системе России в начале ХХ в. Выполнять тестовые задания | Познавательные – осуществляют поиск информации, необходимой для выполнения заданий; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о науке и образовании. Коммуникативные - участвуют в коллективном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера. Регулятивные – умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке. | Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; | | |
6 | Советское право в 1917 – 1953 гг. | Советские кодексы, Конституция 1936 г., Верховный совет СССР, комиссар | Умение характеризовать революционное правосознание. Рассказывать о нарушениях законности в нашей стране в 1920-1950-х гг. | Личностные – понимают значение знаний для человека и принимают его. Коммуникативные – применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения. участвуют в коллективном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера. Регулятивные – умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке. | Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями. | | |
7 | Советское право в 1954 – 1991 гг. | КПСС, ГУЛАГ, диссиденты, Конституция СССР | Умение характеризовать изменения, происходившие в период «оттепели» в политико-правовой области. Объяснять понятия: «правозащитное, диссидентское движение». | Познавательные – осуществляют поиск информации, необходимой для выполнения заданий; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о науке и образовании. Коммуникативные - участвуют в коллективном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера. Регулятивные – умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке. | Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на Стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; | | |
8 | Современное российское право. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. | Конституция РФ, реформы, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ. | Умение характеризовать роль Конституции РФ 1993 г. в переходе России к демократической модели развития. Называть важнейшие правовые акты, принятые за последние 15 лет. | Личностные – понимают значение знаний для человека и принимают его. Коммуникативные – применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения. участвуют в коллективном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера. Регулятивные – умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке. | Заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; | | |
| Раздел 2. Вопросы теории государства и права | | | | | | |
9 | Государство, его признаки и формы | Государство, народ, территория, власть, армия, суды, налоги, правоохранительные органы. | Умение объяснять понятие «государство», характеризует основные теоретические подходы в рассмотрении сущности государства. Называет признаки государства, формы правления, формы государственного устройства. Характеризовать политические режимы. Выполняет тестовые задания. Высказывают собственное мнение по вопросу необходимости государства в современном обществе. | Познавательные – осуществляют поиск информации, необходимой для выполнения заданий; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о науке и образовании. Коммуникативные - участвуют в коллективном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера. Регулятивные – умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке. | Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; | | |
10 | Понятие права. Правовая норма. Источники права. Право в системе социальных норм. Система российского права | Право, признаки права, отрасль права, институт права, виды права, нормы права. | Характеризует понятия: право, элементы права, источники права, правовая норма, система права. | Личностные – понимают значение знаний для человека и принимают его. Коммуникативные – применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения. участвуют в коллективном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера. Регулятивные – умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке. | Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями. | | |
11 | Понятие и признаки правового государства | Гражданское общество, демократические выборы, всенародное голосование. | Характеризует основные признаки правового государства. Выполняет тестовые задания. | Познавательные – осуществляют поиск информации, необходимой для выполнения заданий; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о науке и образовании. Коммуникативные - участвуют в коллективном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера. Регулятивные – умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке. | Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на Стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; | | |
12 | Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей | Законность, правопорядок, разделение властей. | Объясняет принцип верховенство закона в правовом государстве и содержание понятий «законность» и «правопорядок. Характеризует понятие «разделение властей». Выполняет тестовые задания. | Личностные – понимают значение знаний для человека и принимают его. Коммуникативные – применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения. участвуют в коллективном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера. Регулятивные – умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке. | Заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; | | |
13 | Право и другие сферы общества | Право, мораль, религия, культура, политика, экономика. | Характеризует взаимосвязь право и морали, называет их сходство и различие. Анализирует соотношение права и политики и влияние права на экономику и культуру. Выполняет тестовые задания. | Познавательные – осуществляют поиск информации, необходимой для выполнения заданий; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о науке и образовании. Коммуникативные - участвуют в коллективном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера. Регулятивные – умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке. | Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; | | |
| Раздел 3. Конституционное право | | | | | | |
14 | Понятие конституции, ее виды. Конституционализм. Конституция в России | Конституция, виды, принципы, источники. | Характеризует понятие «конституция». Называет виды и источники конституций. Характеризует конституционное право и конституционализм. Рассказывают о становлении конституционализма в России. | Личностные – понимают значение знаний для человека и принимают его. Коммуникативные – применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения. участвуют в коллективном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера. Регулятивные – умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке. | Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями. | | |
15 | Общая характеристика Конституции РФ | Конституции РСФСР, СССР, РФ | Характеризует причины конституционной реформы в России в начале 1990-х гг. Рассказывает о порядке принятия Конституции РФ. Анализирует ее достоинства и недостатки. Выполняет тестовые задания. | Познавательные – осуществляют поиск информации, необходимой для выполнения заданий; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о науке и образовании. Коммуникативные - участвуют в коллективном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера. Регулятивные – умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке. | Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на Стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; | | |
16 | Основы конституционного строя. Конституционное судопроизводство | Элементы, органы власти, Совет Федерации, КС РФ, ВС РФ, Правительство, ГД | Рассказывает о содержании преамбулы Конституции РФ. Характеризует основные положения Конституции РФ о ценностях, демократии, государственной власти и т.д. Объясняет понятие «прямое действие Конституции». | Личностные – понимают значение знаний для человека и принимают его. Коммуникативные – применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения. участвуют в коллективном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера. Регулятивные – умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке. | Заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; | | |
17 | Гражданство в РФ | Основания приобретения гражданства. | Характеризует содержание понятий «гражданство», «гражданин», рассказывает об основаниях для приобретения гражданства (принцип крови, принцип почвы). Выполняет тестовые задания. Обсуждает проблему: двойное гражданство: выгоды и трудности. | Познавательные – осуществляют поиск информации, необходимой для выполнения заданий; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о науке и образовании. Коммуникативные - участвуют в коллективном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера. Регулятивные – умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке. | Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; | | |
18 | Федеративное устройство | Унитарное государство, федерация, конфедерация. | Объясняет государственное устройство России. Характеризует различные формы территориально-государственного устройства: федерация, конфедерация, унитарное государство. Называет виды субъектов РФ и их количество. Характеризует понятие «сепаратизм». Выполняет тестовые задания. | Личностные – понимают значение знаний для человека и принимают его. Коммуникативные – применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения. участвуют в коллективном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера. Регулятивные – умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке. | Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; | | |
19 | Президент Российской Федерации | Глава государства, Гарант Конституции, Верховный Главнокомандующий ВС. | Характеризует статус Президента РФ согласно Конституции РФ, его полномочия, вступления в должность и отрешения от должности. | Познавательные – осуществляют поиск информации, необходимой для выполнения заданий; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о науке и образовании. Коммуникативные - участвуют в коллективном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера. Регулятивные – умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке. | Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями. | | |
20 | Федеральное собрание. Совет Федерации. Государственная Дума | Виды парламентов, Федеральное собрание, функции, ГД | Характеризует понятие «парламентаризм» и законодательный орган РФ – Федеральное собрание, его структуру, полномочия палат, процедуру комплектования, полномочия. | Личностные – понимают значение знаний для человека и принимают его. Коммуникативные – применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения. участвуют в коллективном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера. Регулятивные – умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке. | Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на Стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; | | |
21 | Законотворческий процесс в Российской Федерации | Стадии, законопроект, процесс. | Рассказывает о процедуре создания законов в РФ и полномочиях субъектов законодательной деятельности. | Познавательные – осуществляют поиск информации, необходимой для выполнения заданий; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о науке и образовании. Коммуникативные - участвуют в коллективном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера. Регулятивные – умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке. | Заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; | | |
22 | Исполнительная и судебная власть в РФ | Правосудие, КС РФ, ВС РФ, Прокуратура, следственный комитет. | Рассказывает о высших органах исполнительной и законодательной власти в РФ, процедуре их формирования, полномочиях и функциях. Выполняют тестовые задания. | Личностные – понимают значение знаний для человека и принимают его. Коммуникативные – применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения. участвуют в коллективном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера. Регулятивные – умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке. | Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны | | |
23 | Местное самоуправление | Сфера деятельности, муниципальная собственность. | Характеризует роль местного самоуправления в системе власти России. Объясняют способы участия граждан в местном самоуправлении, называют круг вопросов, решаемых местным самоуправлением | Познавательные – осуществляют поиск информации, необходимой для выполнения заданий; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о науке и образовании. Коммуникативные - участвуют в коллективном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера. Регулятивные – умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке. | Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций | | |
| Раздел 4. Права человека | | | | . | | |
24 | Права и свободы человека и гражданина | Права и свободы, Генеральная ассамблея ООН. | Характеризует важнейшие нормативные документы (международные и российские), определяющие права человека. Анализирует соотношение прав и обязанностей. Обсуждает проблему: должен ли народ отвечать за деяния своих лидеров? | Личностные – понимают значение знаний для человека и принимают его. Коммуникативные – применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения. участвуют в коллективном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера. Регулятивные – умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке. | Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства | | |
25 | Международные договоры о правах человека | Декларация, билль о правах человека, конвенция, пакт. | Называет международные договоры, которые входят в Международный билль о правах. Характеризует содержание Факультативного протокола к международному пакту о гражданских и политических правах. Объясняет классификацию международных договоров. | Познавательные – осуществляют поиск информации, необходимой для выполнения заданий; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о науке и образовании. Коммуникативные - участвуют в коллективном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера. Регулятивные – умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке. | Заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций | | |
26 | Гражданские права. Имущественные права. Неимущественные права: честь, достоинство, имя | Декларация, права человека. | Характеризует гражданские права гражданина РФ, приводя конкретные примеры. Обсуждают проблему: может ли смертная казнь остановить рост тяжких преступлений? | Личностные – понимают значение знаний для человека и принимают его. Коммуникативные – применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения. участвуют в коллективном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера. Регулятивные – умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке. | Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны | | |
27 | Политические права | Конституция РФ, права человека. | Характеризует политические права гражданина РФ, приводя конкретные примеры. | Познавательные – осуществляют поиск информации, необходимой для выполнения заданий; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о науке и образовании. Коммуникативные - участвуют в коллективном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера. Регулятивные – умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке. | Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций | | |
28 | Экономическиесоциальные и культурные права. Право на интеллектуальную собственность. | Конституция РФ, права человека. | Характеризует экономические, социальные и культурные права гражданина РФ, приводя конкретные примеры. | Личностные – понимают значение знаний для человека и принимают его. Коммуникативные – применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения. участвуют в коллективном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера. Регулятивные – умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке. | Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями. | | |
29 | Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения | Экология, экологическое право. | Характеризует российское экологическое право и содержание экологической угрозы. Называет основные направления пути выхода из экологического кризиса. Обсуждает проблему: экономическое развитие и защита окружающей среды. | Познавательные – осуществляют поиск информации, необходимой для выполнения заданий; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о науке и образовании. Коммуникативные - участвуют в коллективном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера. Регулятивные – умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке. | Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на Стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства | | |
30 | Права ребенка | Конвенция о правах ребёнка, ЮНИСЕФ. | Характеризует содержание Конвенции о правах ребенка. Анализирует трудности, с которыми сталкивается общество в процессе реализации права детей на свободу ассоциаций и собраний. Выполняет тестовые задания. | Личностные – понимают значение знаний для человека и принимают его. Коммуникативные – применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения. участвуют в коллективном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера. Регулятивные – умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке. | Заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций | | |
31 | Нарушения прав человека | Геноцид, Апартеид, Расизм, дискриминация. | Характеризует понятия «грубое нарушение прав человека», «геноцид», «апартеид», «расизм», приводя конкретные примеры. | Познавательные – осуществляют поиск информации, необходимой для выполнения заданий; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о науке и образовании. Коммуникативные - участвуют в коллективном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера. Регулятивные – умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке. | Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны | | |
32 | Защита прав человека в мирное время | ООН, СБСЕ, амнистия, правозащитники. | Умение объяснять содержание деятельности Комиссии по правам человека ООН, Совета по правам человека. Рассказывает об общественных организациях, наблюдающих за соблюдением прав человека. | Личностные – понимают значение знаний для человека и принимают его. Коммуникативные – применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения. участвуют в коллективном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера. Регулятивные – умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке. | Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций | | |
33 | Международная защита прав человека в условиях военного времени | Гаага, Женевская конвенция, комбатанты, военные преступники. | Умение рассказать о содержании гуманитарного права, называет социальные группы, которое оно защищает. Характеризует современное положение в области гуманитарного права. | Познавательные – осуществляют поиск информации, необходимой для выполнения заданий; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о науке и образовании. Коммуникативные - участвуют в коллективном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера. Регулятивные – умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке. | Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на Стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства | | |
34 | Итоговое повторение | Повторение пройденного материала. | Итоговое повторение | Личностные – понимают значение знаний для человека и принимают его. Коммуникативные – применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения. участвуют в коллективном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера. Регулятивные – умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке. | Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций | | |
| | ИТОГО | 34 | | | |