СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету Речевая практика, 3 кл. для обучающихся с умственной отсталостью (ИН)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету Речевая практика, 3 кл. для обучающихся с умственной отсталостью (ИН)

УМК Устная речь. 3 класс: Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы./С.В. Комарова.-4 е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 95 с.: ил.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету Речевая практика, 3 кл. для обучающихся с умственной отсталостью (ИН)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» с. Быков

Долинского района Сахалинской области






РАССМОТРЕНО:

на заседании МО

учителей начальных классов

Протокол № 1

от «24»августа 2017 г.



СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

____________________

Попова Е.Н.


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ» с. Быков

___________________

Аушева Е.Ю.

от «1»сентября 2017 г.

Приказ 171/2-ОД







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по РЕЧЕВОЙ ПРАКТИКЕ

для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

на 2017-2018 уч.г.


Уровень образования: начальное общее образование

Срок реализации: 1 год

Класс: 3-а

Автор рабочей программы: Макаренко Л.В., учитель начальных классов

Рабочая программа разработана на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В.











с. Быков

2017 г.



Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, 3-а класс) разработана на основе:

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);

  • Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В. (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1-4 кл.: / Под ред. В.В. Воронковой.-М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011);

  • АОП обучающихся с УО (ИН) МБОУ «СОШ» с. Быков

Курс «Речевая практика» является важнейшей составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), поскольку овладение знаниями и умениями в области речевой коммуникации является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций.

Основная цель формирования речевой коммуникации у детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) неразрывно связана с целью реализации АОП и заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта, подготовки их к жизни в современном обществе.

Основная цель курса «Речевая практика» - развитие речевой коммуникации учащихся с интеллектуальной недостаточностью как способности использовать вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в различных ситуациях.

Задачи обучения:

  • учить школьников понимать и четко выполнять речевые инструкции, взаимодействовать друг с другом в ходе выполнения заданий, обращаться друг к другу и адекватно отвечать на вопрос или просьбу,

  • развитие интонационной выразительности речи детей, совершенствования их лексики, грамматического строя речи, формирование простейших умений в части построения связного монологического высказывания.

Адресность программы

Программа по предмету «Речевая практика» предназначена обучающемуся 3-а класса (с умственной отсталостью) для реализации в условиях инклюзивного образования в общеобразовательном классе возрастной нормы.

Общая характеристика предмета

На каждом году обучения программа курса «Речевая практика» включает в себя основные подразделы, содержание которых постепенно расширяется и усложняется.

Подраздел «Аудирование и понимание речи» направлен на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь. Умение слушать является межпредметным умением, уровень сформированности которого определяет эффективность усвоения той информации, которая заложена в устном высказывании. Воспитание этого умения влияет на выразительность речи учащихся, развивает внимательное отношение к слову, а в дальнейшем способствует правильному восприятию и лучшему пониманию информации по любому учебному предмету.

Материал, включенный в подраздел «Аудирование и понимание речи», реализуется на каждом уроке речевой практики в виде самостоятельных тренировочных упражнений (в т.ч. артикуляционной гимнастики) или сопровождает задания других подразделов. Например: выбор названной учителем картинки из двух данных (мишка – миска); выбор картинки по ее описанию; выполнение практических заданий по словесной инструкции, слушание и понимание текста, читаемого учителем и т.д.

Подраздел «Дикция и выразительность речи» ориентирует учителя на выработку у школьников четкости произносительной стороны говорения, его эмоциональной выразительности. Выбор формы и содержания упражнений определяется темой урока и задачами данного этапа в его структуре.

Подразделы «Базовые формулы речевого общения» и «Примерные темы речевых ситуаций» являются ведущими с точки зрения организации работы по развитию собственно устной разговорной речи. В содержание подразделов включен перечень базовых формул речевого этикета, над формированием которых осуществляется работа в дополнительном классе, а также примерные темы речевых ситуаций, связанных с учебной жизнью и бытом детей. Учащиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные ситуации, моделируя таким образом различные варианты речевого поведения в типичных сферах коммуникации людей.

Недостаточность жизненного опыта, бедность и несовершенство речевых умений учащихся определяет необходимость тщательной и организованной их подготовки к участию в ролевой игре по теме ситуации. В процессе подготовки уточняется и обогащается словарь, отрабатываются структурные варианты предложений. К связному высказыванию дети готовятся всей предшествующей работой. В их речевом арсенале накапливается достаточный объем словаря по теме, разные модели предложений, отдельные фрагменты речи (микротемы), являющиеся частью целого связного высказывания. Продуцирование учащимися связного высказывания опирается на наглядные средства в виде мелового рисунка на доске, картинно-символического плана к каждому предложению текста, картинного плана к отдельным микротемам и т.д.

В речевом общении формируются и проявляются личностные качества ребенка: умение правильно оценивать себя в речевой ситуации,

Урок речевой практики строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации, в связи с которой из каждого подраздела отбираются и реализуются в пределах урока программные направления.

Речевой материал, подготовленный учителем, должен подчиняться единой теме, определяемой заданной ситуацией. В выполняемых учениками упражнениях последовательно отрабатываются отдельные речевые задания, которые затем реализуются детьми в речевых ситуациях.

Учитывая низкий уровень речевого развития, характерный для детей с интеллектуальной недостаточностью, в рамках работы над всеми речевыми ситуациями следует уделять пристальное внимание таким видам работы, как называние детьми предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме (по теме ситуации, совместно с учителем). Составление предложений с отработанной лексикой по вопросам и с помощью учителя, с опорой на картинно-символическую схему.

Собственно ролевая игра по теме должна быть подготовлена в том числе за счет организации рассматривания атрибутов игре, разыгрывания мини-диалогов (учитель спрашивает, ученик отвечает) (Какой шар? – Большой. А этот шар? - Маленький.; Какая мышка? – Серая. А лягушка? – Зеленая»). Важно, чтобы учитель, являясь участником речевой ситуации, неформально стимулировал школьников к использованию новых слов, предложений в ролевой игре по теме ситуации.

Место учебного предмета в учебном плане

Курс «Речевая практика» рассчитан на очную форму обучения. В учебном плане МБОУ «СОШ» с. Быков на 2017-2018 уч. г. на изучение данного предмета в 3-а классе выделено 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год.

Планируемые результаты освоения курса

Определенные рабочей программой планируемые личностные результаты учитывают типологические, возрастные особенности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и возможности их личностного развития в процессе целенаправленной образовательной деятельности по изучению предмета. Однако, ввиду индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся с умственной отсталостью, планируемые личностные результаты, представленные в рабочей программе, следует рассматривать как возможные личностные результаты освоения учебного предмета, и использовать их как ориентиры при разработке учителем собственной рабочей программы с учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся.

Личностные результаты освоения учебного предмета «Речевая практика»

  • осознание  себя  как  ученика, заинтересованного  посещением  школы,  обучением, занятиями,  как  члена  семьи, одноклассника, друга;

  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  • положительное  отношение  к  окружающей действительности,  готовность  к

 организации  взаимодействия  с  ней  и эстетическому  ее  восприятию;

  • целостный, социально ориентированный взгляд  на  мир в  единстве его  природной

 и  социальной  частей;

  • понимание  личной  ответственности  за  свои  поступки  на основе  представлений  об  этических  нормах  и  правилах  поведения  в современном обществе;

  • готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;

Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

Минимальный уровень:

  • выполнять задания по словесной инструкции, данной учителем;

  • называть предметы и действия, соотносить их с кар­тинками;

  • правильно выражать свои просьбы, используя «веж­ливые» слова;

  • адекватно пользоваться правилами этикета при встре­че и прощании;

  • называть своё имя и фамилию, имена и отчества учи­теля и воспитателя, ближайших родственников;

  • участвовать в ролевых играх (пассивно или с ограни­ченными речевыми средствами).

Достаточный уровень:

  • выполнять различные задания по словесной инструк­ции учителя;

  • использовать громкую и шёпотную речь, менять темп и тон речи по указанию учителя и в зависимости от ситу­ации;

  • участвовать в ролевых играх, внимательно слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать;

  • правильно выражать свои просьбы, употребляя «веж­ливые» слова;

  • здороваться и прощаться, используя соответствующие выражения;

  • называть домашний адрес, имена и отчества учителей и воспитателей, ближайших родственников;

  • пересказывать их содержание, опираясь на картинно­-символический план.

Содержание учебного курса

«Речевая практика» в 3 - а классе

Аудирование

Содержание данного раздела нацелено на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь.

Повторение оппозиционных слоговых структур, слов - паронимов, предложений, различных по количеству слов. Слушание коротких сказок и рассказов в исполнении чтецов с мр3 - записи или просмотра видеофильмов. Выполнение словесной инструкции, данной в письменном виде. Включение письменного задания в ролевую ситуацию. Выбор одной из двух картинок той, которая соответствует услышанному предложению.

Общение и его значение в жизни

Общение с природой. Поведение животных, их повадки, позы. Речевое общение, для чего оно нужно людям. Правила речевого общения. Освоение правил речевого общения.

Дикция и выразительность речи

Ориентирует учителя на отработку у школьников четкости произношения, его эмоциональной выразительности.

Совершенствование речевого дыхания. Четкое выразительное произнесение чистоговорок, стихотворных диалогов по подражанию. Громкая, тихая, спокойная, шепотная речь. Использование нужной силы голоса в различных ролевых ситуациях. Вежливый тон голоса в разговоре. Передача различных чувств (радость, удивление, жалость, гнев, грусть, страх).

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания

В содержание раздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей, их играми, взаимоотношениями с окружающими. Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации. Отгадывание загадок, составление загадок с опорой на наглядный материал. Совершенствование умения участвовать в вопросно-ответных диалогах. Составление диалогов типа «вопрос–сообщение». Замена часто повторяющихся слов другими (местоимениями). Фиксация символами каждого предложения в процессе подготовки.

Культура общения

Проведение специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия.

Выражение просьбы, извинения. Речевое общение со старшими. Общение с друзьями. Дифференциация речевого поведения в соответствии с ситуацией. Речевое общение с малознакомыми людьми.

Тематическое планирование

с определением основных видов деятельности обучающихся

Тема

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся

1

Школьная жизнь


8 (экскурсий 1)

Составление предложений с опорой на схемы и слова, обмен впечатлениями о событиях во время летних каникул, беседа по картинкам, чтение стихотворений, конструирование диалогов и реплик-высказываний, повторение правил участия в беседе, составление памятки «Секреты вежливого общения», рассказывание знакомых сказок с опорой на иллюстрации в книге, полученной в библиотеке, моделирование диалогов с библиотекарем, отгадывание загадок, ролевые игры «Мы в библиотеке», составление описания школы по плану.

2

Это я!

8

Чтение четверостиший и стихотворений, обсуждение поставленного вопроса и содержания серии картин, соблюдение правил вежливого общения, обсуждение ситуаций, конструирование диалога с использованием карточек, проигрывание составленных диалогов с имитацией интонации, мимики и жестов, коллективное составление рассказа о правилах игры, обмен мнениями «Какая игра интересная?», игры с правилами по выбору учащихся, разучивание считалок с четким проговариванием последнего слова в строфе, рассматривание фотографий, составление описания внешности человека, «Узнай себя» игра, , работа с иллюстрациями учебника, выполнение рисунков по заданию учителя.

3

Играем в сказку


13

Отгадывание загадок, рассказывание сказок, прослушивание аудиозаписи с опорой на иллюстрацию, коллективное рассказывание сказки, беседа по картинкам, составление предложений по картинкам, инсценирование сказки,, просмотр мультфильмов по известным сказкам и отгадывание названий сказок, обсуждение смысла пословиц и поговорок, прослушивание аудиозаписи «Снегурочка», театрализованное представление сказки с элементами костюмов

4

Я дома


13


Рассматривание картинок, чтение стихотворений, работа в парах, составление предложений,, обсуждение и составление правил общения по телефону, слушание сказки Чуковского «Телефон», чтение по ролям диалогов сказки, дополнение диалогов репликами-приветствиями, прощания, благодарности , проигрывание ситуаций, ролевые игры на основе диалогов, содержащих просьбы.

5

Я и мои товарищи


7

Называние основных праздников (23 февраля, 8 марта, день рождения), коллективное составление рассказов по картинкам., проигрывание диалогов за столом, ролевая игра «Приём гостей»,обсуждение и проигрывание различных конкурсов на детских праздниках, участие в конкурсах и развлечениях на детских праздниках (игра «Угадай картинку», « Морская цепь», «Шариковые бега»

6

Я за порогом дома


9 (экскурсий 1)


Рассматривание картинок, чтение стихотворений, беседа по картинке, моделирование диалогов между продавцом и покупателем, проигрывание диалогов, ролевая игра «Магазин», «Кинотеатр» составление памятки «Вежливое общение», экскурсия в магазин, осуществление покупок. Моделирование диалогов между зрителями и кассиром, гардеробщиком, называние профессий людей, работающих в кинотеатре. Составление памятки «Секреты вежливого общения», участие в игре «Я дарю тебе билет»

7

Мир природы


9

Рассматривание серии картинок, ответы на вопросы по картинкам, составление предложений по картинкам, прослушивание видеозаписи и фрагментов с прогнозами погоды, чтение рассказов и стихотворений о природе, написание заметки о погоде, сравнение символов на картинках со знакомыми условными обозначениями природных явлений, свободные высказывания на вопросы учителя.

8

Итоговое занятие

1



Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1. Учебно-методическое обеспечение

Программа

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В. (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1-4 кл.: Под ред. В.В.Воронковой.-М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011);

Учебники

Устная речь. 3 класс: Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы./С.В. Комарова.-4 е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 95 с.: ил.


2. Техническое обеспечение.

Аудиторная доска с магнитной поверхностью, интерактивная доска, ПК, проектор.




Оценка достижений предметных результатов

АОП по предметной области «Язык и речевая практика»

Учебный предмет «Речевая практика»

Наименование раздела

Планируемый результат

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Сумма

Динамика

Аудирование и понимание речи

Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях







Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители







Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде







Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению)







Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений







Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио- носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ







Дикция и выразительность речи

Уровень развития артикуляционной моторики. Уровень сформированности правильного речевого дыхания







Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях.







Использование мимики и жестов в общении.







Общение и его значение в жизни

Усвоение правил речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.).







Навык использования условных знаков в общении людей.







Организация речевого общения

Использование базовых формул речевого общения







1.Обращение, привлечение внимания

Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.) Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Использование обращения в письме, в поздравительной открытке.







2.Знакомство, представление, приветствие

Навык обращения, привлечения внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам.







3.Приветствие и прощание

Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник)







4.Приглашение, предложение

Приглашение домой. Знание правил поведения в гостях.







5.Поздравление, пожелание

Использование формул «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.








6.Одобрение, комплимент

Использование формул «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др.







7.Использование формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре.

Понимание значения сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи).







8.Просьба, совет

Навык обращения с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Навык обращения с просьбой к незнакомому человеку, к сверстнику, к близким людям.







9.Благодарность

Использование в речи формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста».







10.Замечание, извинение.

Использование формулы «извините, пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.).







11.Сочувствие, утешение.

Выражение сочувствия заболевшему сверстнику, взрослому. Использование слов поддержки, утешения.







12. Одобрение, комплимент

Выражение одобрения как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»







Освоение программы

Ниже минимального уровня







Минимальный уровень







Достаточный уровень









Система оценки

Оценка достижений предметных результатов по практической составляющей производится путем фиксации фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:

0 – не выполняет, помощь не принимает;

1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи;

2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом;

3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу;

4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции;

5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.

Оценка достижений предметных результатов по знаниевой составляющей производится путем фиксации фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и невербальному) знания, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:

0 – не воспроизводит при максимальном объеме помощи;

1 – воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и пробелами;

2 – воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками;

3 – воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками;

4 – воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок;

5 – воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу.

На основании сравнения показателей за четверть текущей и предыдущей оценки учитель делает вывод о динамике усвоения АОП каждым обучающимся с УО по каждому показателю по следующей шкале:

0 – отсутствие динамики или регресс;

1 – динамика в освоении минимум одной операции, действия;

2 – минимальная динамика;

3 – средняя динамика;

4 – выраженная динамика;

5 – полное освоение действия.

Примечание

Оценка достижений предметных результатов производится путем установления среднего арифметического из двух оценок – знаниевой (что знает) и практической (что умеет) составляющих. В спорных случаях приоритетной является оценка за практические учебные умения.