Комитет по образованию Администрации города Новоалтайска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 города Новоалтайска Алтайского края
«Рассмотрено» Руководитель методического объединения МБОУ СОШ №3 _____________/____________/ ФИО Протокол № ___ от «__»__________20__г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №3 _____________/______________/ ФИО «__»____________20___г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ №3 _____________/______________/ ФИО Приказ № ___ от «__»__________20_г. |
Рабочая программа
учебного курса
«Технология» 2 а класса 1ступени, базовый уровень
на 2019-2020 учебный год
Составитель
Киселева Лариса Алексеевна,
учитель начальной школы
высшая категория
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии авторской программой
«Технология» Е. А. Лутцевой, Т. П. Зуевой.
Новоалтайск 2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе учебного плана, Примерной программы начального общего образования, авторской программы Е. А. Лутцевой, Т. П. Зуевой. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций /Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева. — 2-е изд. — М: Просвещение, 2014. — 157 с. — ISBN 978-5-09-033721-2.
Цель изучения курса технологии — развитие социально значимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка), приобретение первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности, расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека.
Основные задачи курса:
- стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
- формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
- формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения; творческого мышления;
- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;
- формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
- ознакомление с миром профессий, их социальным значением, историей возникновения и развития;
- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
Наша школа работает с УМК «Школа России», т.к. он вошел в федеральный перечень на 2012 г.. Концепция УМК «Школа России» в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС. При этом, в УМК сохранены лучшие традиции российской школы, доказавшие свою эффективность.
Организация учебной деятельности учащихся реализуется технологиями:
- системно – деятельностный подход, с целью овладения универсальными учебными действиями (УУД);
- ориентация на здоровьесбережение младших школьников.
Организуются формы обучения:
парная;
групповая;
фронтальная;
индивидуальная.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
• воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций;
• бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности человека;
• внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, общительность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, уважительное отношение к своему и чужому труду и его результатам, самооценка;
• учебная и социальная мотивация.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
-развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
-формировать установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
• учиться определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
• учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
• проговаривать последовательность действий на уроке;
• высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями учебника;
• самостоятельно объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
• самостоятельно организовывать рабочее место;
• под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения проблемы;
• выполнять практическую работу по плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
• выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
• учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;
• определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Обучающийся получит возможность научиться:
формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
-слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
• наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, сравнивать их;
• сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения;
• группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному);
• анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного с помощью учителя;
• понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для
открытия нового знания и умения;
• ориентироваться в материале на страницах учебника;
• находить ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
• делать выводы о результате совместной работы всего класса;
• преобразовывать информацию из одной формы в другую – в изделия, художественные образы;
• самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- делать выводы о результате совместной работы всего класса;
- с помощью учителя анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;
преобразовывать информацию из одной формы в другую — в изделия, художественные образы.
– работать с учебной и научно-популярной литературой, находить и использовать информацию для практической работы.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
• учиться слушать и слышать учителя и одноклассников;
• совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему;
• уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
• развивать навыки сотрудничества;
• учиться выполнять предлагаемые задания в паре, в группе.
Обучающийся получит возможность научиться:
– проявлять инициативу в коллективных творческих работах;
– следить за действиями других участников совместной деятельности;
– принимать другое мнение и позицию;
– строить понятные для партнера высказывания.
П
1
редметные результаты (по разделам):
1.Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Обучающийся научится:
– воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметно преобразующей деятельности человека;
– называть профессии своих родителей;
– организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы;
– соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами;
–отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы.
Обучающийся получит возможность научиться:
– уважительно относиться к труду людей;
– называть некоторые профессии людей своего региона
2.Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Обучающийся научится:
– узнавать общие названия изученных видов материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей) и их свойства (цвет, фактура, толщина и др.);
– узнавать и называть технологические приемы ручной обработки материалов, использовавшихся на уроках;
– выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов технологические приемы их ручной обработки;
– узнавать последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- узнавать способы разметки на глаз, по шаблону;
Обучающийся получит возможность научиться:
– определять последовательность реализации предложенного учителем замысла;
– комбинировать художественные технологии в одном изделии;
– изготавливать простейшие плоскостные и объемные изделия по рисункам, схемам;
- с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, используя шаблон.
3.Конструирование и моделирование
Обучающийся научится:
– выделять детали конструкции, называть их форму и способ соединения;
– изменять вид конструкции;
– анализировать конструкцию изделия по рисунку, схеме;
– изготавливать конструкцию по рисунку или заданным условиям.
Обучающийся получит возможность научиться:
– создавать мысленный образ конструкции и воплощать этот образ в материале.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
№ | Наименование разделов | Всего часов | Виды учебной деятельности | Предметные УУД |
1 | Художественная мастерская | (10 ч) | Совмест но – распределенная (групповая); игровая | Знать (на уровне представлений): -о роли и месте человека в окружающем мире; о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения; - об отражении форм и образов природы в работах мастеров художников, о разнообразных предметах рукотворного мира; - о профессиях, знакомых детям. Уметь: -самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы; -готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы; -самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструкционную карту, соблюдая общие правила поведения, делать выбор, какое мнение принять в ходе обсуждения – свое или высказанное другим; - соблюдать правила гигиены труда; - применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские). |
2 | Чертежная мастерская | 7 ч | Совмест но – распределенная (групповая); игровая | Знать: - общие названия изученных видов материалов (природные, бумага, картон, ткань) и их свойства; - последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка; - способы разметки по шаблону; - способы отделки: раскрашивание, аппликация, прямая строчка; -названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила безопасной работы ими. Уметь: -различать материалы и инструменты по их назначению; - качественно выполнять операции и приемы по изготовлению несложных изделий: -экономно размечать сгибанием, по шаблону; - точно резать ножницами; - собирать изделия с помощью клея; - эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием, аппликацией, прямой строчкой; |
3 | Конструкторская мастерская | 9 ч | Совмест но – распределенная (групповая); игровая | Знать: -неподвижный и подвижный способы соединения деталей; -отличия макета от моделей. Уметь: - конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку, с опорой на технологическую карту; - определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами. |
4 | Рукодельная мастерская | 8 ч | Совмест но – распределенная (групповая); игровая | Знать: -общие названия изученных видов материалов (природные, бумага, картон, ткань) и их свойства; -последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка; - способы разметки по шаблону; - способы отделки: раскрашивание, аппликация, прямая строчка; -названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила безопасной работы ими. Уметь: - различать материалы и инструменты по их назначению; - качественно выполнять операции и приемы по изготовлению несложных изделий: -экономно размечать сгибанием, по шаблону; - точно резать ножницами; -собирать изделия с помощью клея; - эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием, аппликацией, прямой строчкой; - безопасно работать и хранить инструменты (ножницы, иглы); - с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с опорой на технологическую карту, образец, используя шаблон |
| | | | |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по технологии
Количество часов в неделю – 1
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год.
Сроки реализации программы: один год (2019– 2020 г.г.)
№ п/п | Тема | Всего часов |
Художественная мастерская (10 ч) |
1. | Что ты уже знаешь? | 1 |
2. | Зачем художнику знать о тоне, форме и размере? | 1 |
3. | Какова роль цвета в композиции? | 1 |
4. | Какие бывают цветочные композиции? | 1 |
5. | Как увидеть белое изображение на белом фоне? | 1 |
6. | Что такое симметрия? Как получить симметричные детали? | 1 |
7. | Можно ли сгибать картон? Как? | 1 |
8. | Наши проекты. «Африканская саванна» | 1 |
9. | Как плоское превратить в объемное? | 1 |
10. | Как согнуть картон по кривой линии? Проверим себя | 1 |
Чертежная мастерская (7 ч) |
11. | Что такое технологические операции и способы? | 1 |
12. | Что такое линейка и что она умеет? | 1 |
13. | Что такое чертеж и как его прочитать? | 1 |
14. | Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников? | 1 |
15. | Можно ли разметить прямоугольник по угольнику? | 1 |
16. | Можно ли без шаблона разметить круг? | 1 |
17. | Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Проверим себя | 1 |
Конструкторская мастерская (9 ч) |
18. | Какой секрет у подвижных игрушек? | 1 |
19. | Как из неподвижной игрушки сделать подвижную? | 1 |
20. | Еще один способ сделать игрушку подвижной | 1 |
21. | Что заставляет вращаться пропеллер? | 1 |
22. | Можно ли соединить детали без соединительных материалов? | 1 |
23. | День защитника Отечества. Изменяется ли вооружение в армии? | 1 |
24. | Как машины помогают человеку? | 1 |
25. | Поздравляем женщин и девочек | 1 |
26. | Что интересного в работе архитектора? Наши проекты. «Макет города». Проверим себя | 1 |
Рукодельная мастерская (8 ч) |
27. | Какие бывают ткани? | 1 |
28. | Какие бывают нитки. Как они используются? | 1 |
29. | Что такое натуральные ткани? Каковы их свойства? | 1 |
30. | Строчка косого стежка. Есть ли у нее ≪дочки≫? | 1 |
31. | Строчка косого стежка. Есть ли у нее ≪дочки≫? | 1 |
32. | Как ткань превращается в изделие? Лекало | 1 |
33. | Как ткань превращается в изделие? Лекало. Проверим себя | 1 |
34 | Что узнали, чему научились | 1 |
| итого | 34 ч |
Критерии цифровой отметки практической работы
Отметка «5» ставится, если ученик тщательно спланировал труд и рационально организовал рабочее место; правильно выполнял приемы труда, самостоятельно и творчески выполнял работу; изготовил изделие с учетом установленных требований; полностью соблюдал правила техники безопасности.
Отметка «4» ставится, если учеником допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места; в основном правильно выполняются приемы труда; работа выполнялась самостоятельно; норма времени выполнена или недовыполнена на 10-15 %; изделие изготовлено с незначительными отклонениями; полностью соблюдались правила техники безопасности.
Отметка «3» ставится, если имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места: отдельные приемы труда выполнялись неправильно; самостоятельность в работе была низкой; норма времени недовыполнена на 15-20 %; изделие изготовлено с нарушением отдельных требований; не полностью соблюдались правила техники безопасности.
Отметка «2» ставится, если имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места; неправильно выполнялись многие приемы труда; самостоятельность в работе почти отсутствовала; норма времени недовыполнена на 20-30 %; изделие изготовлено со значительными нарушениями требований; не соблюдались многие правила техники безопасности.
Критерии цифровой отметки творческого проекта
оригинальность темы и идеи проекта;
конструктивные параметры (соответствие конструкции изделия; прочность, надежность; удобство использования);
технологические критерии (соответствие документации; оригинальность применения и сочетание материалов; соблюдение правил техники безопасности);
эстетические критерии (композиционная завершенность; дизайн изделия; использование традиций народной культуры);
экономические критерии (потребность в изделии; экономическое обоснование; рекомендации к использованию; возможность массового производства).
экологические критерии (наличие ущерба окружающей среде при производстве изделия; возможность использования вторичного сырья, отходов производства; экологическая безопасность).
информационные критерии (стандартность проектной документации; использование дополнительной информации).
Характеристика цифровой оценки (отметки) творческого проекта:
Отметка «5» - проект выполнен в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;
Отметка «4» - проект выполнен в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении проекта небольшие отклонения; общий вид изделия эстетичен;
Отметка «3» - проект выполнен в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от заданной темы (если не было на то установки); оформлен небрежно или не закончен в срок;
Отметка «2» -нарушена технологическая последовательность, при выполнении проекта допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.
Отметка «1» - ученик самостоятельно не справился с проектом; отказался выполнять.
МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения |
Технические средства |
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. |
Книгопечатная продукция Методические пособия для учителя Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций /Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева. — 2-е изд. — М: Просвещение, 2014. — 157 с. — ISBN 978-5-09-033721-2. |
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ В ТЕМАТИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ
Дата внесения изменений | Содержание | Реквизиты документа (дата,№ приказа) | Подпись лица, внесшего запись |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |