Управление образования Администрации г.о. Троицк в г. Москве
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
«Рассмотрено» на заседании ШМО Руководитель ШМО ______ Бадрудинов А.С. Протокол №____ от«___» _________ 20__г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _______ Мацегора С.В. «___» ________20__г. | «Утверждаю» Директор МАОУ СОШ № 2 _________ Зюзикова Ю.М. Приказ № ______ от«___» _________ 20__г. | | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
10а класс
Количество часов: всего 35 часов; в неделю 1 час
Составитель: Новиков Александр Ибрагимович
высшая квалификационная категория
г. Троицк
2016-2017 учебный год
Настоящая рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897; с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015г. №1577
Федеральный закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
Федеральный закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды»;
Федеральный закон Российской Федерации «О пожарной безопасности»;
Федеральный закон Российской Федерации «О гражданской обороне»;
Федеральный закон Российской Федерации «О безопасности дорожного движения»»
Образовательная программа МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» (утверждена приказом директора от « 30 » « августа » 2016 г.)
Учебный план МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» (утвержден приказом директора от « 30 » « августа » 2016 г.)
Примерная программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», авторы: В.Н. Латчук, В.В. Марков, 2009 г., Дрофа.
Учебно-методический комплекс
1. Программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс»
2. Учебник по предмету ОБЖ для 10 класса. Авторы: В.Н. Латчук, В.В. Марков
2009 г., Дрофа.
3. Пособия для учителя:
- Методическое пособие. В.Н. Латчук, В.В.Марков;
- Рабочая тетрадь для учителя. В.Н. Латчук, В.В. Марков;
4. Пособия для учащихся:
- Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 10-11 класс
В.М. Евлахов
- Мишин Б.И.. Личная безопасность школьника. Памятка. М., НЦ ЭНАС, 2002 г.
- Никитина Т.И., Крюкова М.А.Экстренная психологическая помощь. М., НЦ
ЭНАС, 2003 г.
Содержание учебного предмета
Структура содержания общеобразовательного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10 классе определена следующими разделами:
- безопасность и щита человека в опасных и ЧС;
- основы медицинских знаний и здорового образа жизни;
- основы военной службы.
Раздел 1. Безопасность и защита человека в опасных и ЧС.
Основные причины вынужденной автономии. Первоочередные действия потерпевших бедствие. Существование человека в условиях природной среды. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Правила поведения в условиях ЧС природного и техногенного характера. Законодательные и нормативные правовые акты РФ в области обеспечения безопасности личности общества и государства. ГО как система мер по защите населения в военное время. Современные средства поражения и их поражающие факторы. Основные мероприятия РСЧС и ГО по защите населения в мирное и военное время. Организация и ведение аварийно-спасательных и неотложных работ в зонах ЧС.
Раздел 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Основные инфекционные заболевания и их профилактика. Значение двигательной активности для здоровья человека.
Раздел 3. Основы военной службы.
Вооруженные Силы РФ – защитники нашего Отечества. История создания ВС. Организационная структура ВС, виды и рода войск, история их создания и предназначение. Функции и основные задачи ВС РФ. Боевые традиции ВС РФ. Символы воинской чести.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Ученик научится:
- использовать индивидуальные средства защиты;
- оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях, при обморожениях, при растяжении и переломах, при тепловом и солнечном ударах, при поражении электрическим током;
- проводить искусственную вентиляцию легких и непрямой массажа сердца;
- выполнять физические упражнения для развития общей выносливости, ловкости
вестибулярной устойчивости;
- владеть стрелковым оружием (автоматом Калашникова);
- организовывать и готовиться к проведению туристического похода, соблюдать правила безопасного поведения в туристическом походе.
В соответствии с ФГОС устанавливаются требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
Основными личностными результатами, формируемыми при изучении ОБЖ в 10-м классе, являются:
- усвоение и соблюдение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных, экстремальных и опасных ситуациях, а также правил поведения на дорогах и на транспорте;
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание патриотизма, чувства ответственности перед Родиной, готовности служить ей и защищать ее;
- уважение к государственным символам РФ – гербу, флагу, гимну;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества, учитывающего социальное, культурное, языковое и духовное многообразие современного мира, осознание своего места в этом мире;
- осознание себя в качестве активного и ответственного гражданина, уважающего закон и правопорядок, правильно понимающего и выполняющего свои конституционные права и обязанности, принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, обладающего чувством собственного достоинства;
- готовность и способность вести диалог с другими людьми, сформированность коммуникативных и сотрудничества со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, исследовательской, учебной, творческой и других видов деятельности.
Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении ОБЖ в 10-м классе, являются:
- умение самостоятельно определять цели своей деятельности, формулировать и ставить перед собой задачи в учебной и внеучебной работе, составлять планы и контролировать их выполнение, использовать необходимые ресурсы для достижения целей, выбирать правильное решение в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, разрешать конфликты, находя решение на основе согласования позиций и учета интересов;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, умениями в разрешении проблем, способность и готовность к самостоятельному поиску способов решения практических задач, применению резличных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, достаточная компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий для решения задач обеспечения безопасности.
Основными предметными результатами, формируемыми в 10-м классе, являются:
- сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как о жизненно важной социально-нравственной позиции человека и средстве, повышающем защищенность личности , общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая негативное влияние человеческого фактора;
- знание основ государственной системы РФ, российского законодательства, направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз;
- сформированность представлений и убеждений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера и асоциального поведения;
- сформированность представлений о здоровом и разумном образе жизни как о средстве обеспечения духовного, социального и физического благополучия личности;
- знание наиболее распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
- знание факторов, отрицательно влияющих на здоровье человека, исключение из своей жизни вредных привычек.
Тематическое планирование для 10-го класса
№ урока | Тема | Кол-во часов | Форма контроля |
1 | Основные причины вынужденной автономии в природе | 1 | |
2 | Автономное существование человека в природе | 1 | опрос |
3 | Правила безопасного поведения в лифте, подъезде, дома, на улице | 1 | опрос |
4 | Правила безопасного поведения в общественных местах, на транспорте и при проведении массовых мероприятий | 1 | опрос |
5 | Понятие преступления. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних | 1 | опрос |
6 | Уголовная ответственность за хулиганство, вандализм и приведение в негодность ТС | 1 | опрос |
7 | Контрольная работа | 1 | Письменная работа |
8 | Правила поведения в ЧС природного характера | 1 | опрос |
9 | Правила поведения в ЧС техногенного характера | 1 | опрос |
10 | Законодательная база РФ в области обеспечения безопасности | 1 | опрос |
11 | Предназначение и задачи ГО. Структура и органы управления | 1 | опрос |
12 | Организация защиты учащихся ОУ от ЧС в мирное и военное время | 1 | опрос |
13 | Контрольная работа | 1 | Письменная работа |
14 | Ядерное оружие и его боевые свойства | 1 | |
15 | Химическое и бактериологическое оружие | 1 | опрос |
16 | Современные обычные средства поражения | 1 | опрос |
17 | Оповещение и информирование населения о ЧС, возникающих в мирное и военное время | 1 | опрос |
18 | Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС | 1 | опрос |
19 | Назначение и устройство фильтрующего противогаза ГП-5 (ГП-7) | 1 | опрос |
20 | Правила использования фильтрующего противогаза | 1 | опрос |
21 | Предназначение и состав индивидуальной аптечки АИ-2. ИПП | 1 | опрос |
22 | Организация и ведение аварийно-спасательных и неотложных работ в зонах ЧС | 1 | опрос |
23 | Контрольная работа | 1 | Письменная работа |
24 | Основные инфекционные заболевания и их профилактика | 1 | |
25 | Значения двигательной активности для здоровья человека | 1 | опрос |
26 | История создания ВС России | 1 | опрос |
27 | Организационная структура ВС РФ. Виды ВС и рода войск. История их создания и предназначение | 1 | опрос |
28 | Функции и основные задачи ВС РФ. Их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности | 1 | опрос |
29 | Другие войска, воинские формирования и органы, их состав и предназначение | 1 | опрос |
30 | Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества | 1 | опрос |
31 | Контрольная работа | 1 | Письменная работа |
32 | Боевое знамя части – символ воинской чести, доблести и славы | 1 | |
33 | Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе | 1 | опрос |
34 | Ритуалы ВС РФ | | |
35 | Резерв | | |
Учебные военные сборы (практические занятия во внеурочное время) |
1 | Тактическая подготовка | 4 | зачет |
2 | Огневая подготовка | 9 | зачет |
3 | РХБЗ | 3 | зачет |
4 | ОВУ | 7 | зачет |
5 | Строевая подготовка | 4 | зачет |
6 | Физическая подготовка | 5 | зачет |
7 | Военно-медицинская подготовка | 2 | зачет |
8 | Основы безопасности военной службы | 1 | зачет |