2. Пояснительная записка.
Рабочая программа 5 класс составлена в соответствии с основным положением Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, на основе рабочей программы: Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5- 9 классы. Природоведение. Биология. География. (Т.М. Лифанова и др.) –М.: Просвещение, 2018г., Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» для 5-6 классов (авторы Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина). Рабочая программа создана к завершённым линиям учебников «Природоведение. 5-6 классы», которая реализует требования Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Природоведение –новый учебный предмет- является обобщением знаний учащихся об окружающем мире, полученных в младших классах. Это подготовка к дальнейшему усвоению знаний по естествознанию и географии в 6-9 классах.
Природоведение- интегрированный естественно-научный курс, который сочетает в себе элементы биологии, географии и других естественных наук.
Курс «Природоведение» ставит своей целью освоение знаний о многообразии природных объектов, развитие интереса к изучению природы, воспитание положительного эмоционально- личностного отношения к природе и применение практических сведений в повседневной жизни учащимися с нарушениями интеллекта.
Основными задачами курса «Природоведение» являются:
-
Сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе;
-
Демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
-
Формирование географических представлений о формах поверхности, водоёмах, населении, городах и др.;
-
Формирование предметных и общеучебных умений и навыков;
-
Воспитание патриотических чувств, видения красоты природы, бережного отношения к природе, её ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
-
Воспитание социально значимых качеств личности;
-
Формирование умений применять полученные знания в повседневной жизни (уход за домашними животными, выращивание комнатных и культурных растений);
-
Формирование умений оказывать первую доврачебную помощь, соблюдать санитарно-гигиенические требования и правила здорового образа жизни.
Предметная линия «Природоведение» авторы: Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. Природоведение. Учебник 5 класс. М.: Просвещение, 2019г. Учебник для ОО, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.
Данная линия учебников предназначена для обучающихся с интеллектуальными нарушениями и обеспечивает реализацию требований адаптированной основной общеобразовательной программы.
Рабочая тетрадь. Природоведение. 5 класс. Т.М. Лифанова, О.А. Дубровина. Учебное пособие для ОО реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва «Просвещение» 2019г.
По учебному плану в 5 классе (по ОВЗ) на изучение природоведения отводится 3 часа в неделю, из них 1 час – на самоподготовку. На год- 102 часа., из них – 34 часа – на самоподготовку.
3. Требования к уровню подготовки учащихся:
5 класс. Неживая природа.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
- узнавание и называние учебных объектов (формы поверхности, водоёмы, небесные тела, основные достопримечательности нашей страны) на иллюстрациях, фотографиях;
- представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
_ отнесение изученных объектов к определённым группам (нефть- горючее полезное ископаемое);
- называние сходных объектов, отнесённых к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);
- Соблюдение правил гигиены и здорового образа жизни, понимание их значения в жизни человека;
- Соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);
- Выполнение несложных заданий под контролем учителя;
- Адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.
Достаточный уровень:
- Узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об узучаемых объектах по заданию учителя;
- Представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
- Отнесение изученных объектов к определённым группам с учётом различных оснований для классификации (золото- полезные ископаемые, металлы, цветные металлы, драгоценные (благородные) металлы);
- Называние сходных по определённым признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;
- Выделение существенных признаков групп объектов;
- знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;
-Участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
- выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
- совершение действий по соблюдению санитарно- гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;
-выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
- Осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико- ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Личностные результаты.
-
Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину.
-
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов, населяющих территорию нашей страны.
-
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности. Формирование интереса к предметам и явлениям живой и неживой природы, к своей страны, её населению, традициям, обычаям, культурным и историческим достопримечательностям.
-
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Формирование умения обращаться за помощью к учителю или одноклассникам в случае возникновения затруднений при выполнении практических работ, заданий в тетради на печатной основе, работе со статьёй учебника, наглядным материалом (иллюстрациями, образцами полезных ископаемых, гербариями и пр.). Формирование готовности обращаться к взрослым и сверстниками в бытовых ситуациях на прогулке, в парке, в столовой.
-
Формирование к готовности к самостоятельной жизни. Формирование знаний о правилах поведения в быту и в природе (соблюдение правил пользования водой в быту, правила проветривания помещений).
-
Формирование стремления соблюдать и вести здоровый образ жизни.
-
Овладение социально- бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. Формирование знаний безопасного (правильного) поведения в природе и в быту (например, соблюдение техники безопасности при пользовании газовой плитой, проветривание помещений, мер, принимаемых для очистки воды и поддержания чистоты воздуха, измерение температуры воды, воздуха).
-
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Знакомство с многонациональным населением страны, традициями и обычаями нашей страны, достижениями науки (полёты в космос, переработка полезных ископаемых), формирование стремления поддерживать и соблюдать традиции своего региона и своей страны, формирование бережного отношения к природным богатствам (ресурсам) нашей страны – экологическое воспитание.
-
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Развитие навыков социальной адаптации через знакомство со своим краем (природа, достопримечательности, население, традиции, обычаи и др.)
3. Содержание программы учебного курса.
Введение.- 4 часа (2+2 с)
Что такое природоведение? Знакомство с учебником и рабочей тетрадью. Зачем надо изучать природу. Живая и неживая природа. Живая природа: растения, животные, человек.
Вселенная.- 10 час (6+4 с)
Небесные тела: планеты звёзды. Солнечная система. Солнце. Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Полёты в космос. Современные исследования. Смена дня и ночи. Смена времён года.
Сезонные изменения в природе.
Практические работы.
Зарисовки звёздного неба, формы Земли и Луны, космического корабля.
Экскурсия (планетарий, музей космонавтики, обсерватория) или наблюдение за звёздным небом.
Межпредметные связи.
Мир природы и человека, русский язык, математика, изобразительная деятельность.
Наш дом- Земля.- 65 час. (44+21 с)
Планета Земля. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера – 1 ч.
Воздух-14 час ( 9+5 С)
Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле. Свойства воздуха: прозрачность , бесцветность, объём , упругость. Использование упругости воздуха. Теплопроводность воздуха.. Использование этого свойства воздуха в быту. Давление. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.
Движение воздуха. Тёплый воздух легче холодного, тёплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в природе. Направление ветра. Ураган, способы защиты.
Температура воздуха. Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха.
Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара.
Чистый и загрязнённый воздух. Примеси в воздухе(водяной пар, дым, пыль). Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе.
Полезные ископаемые.- 19 час (14+5 С)
Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства. Значение. Способ добычи.
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит, известняки, песок, глина. Внешний вид, свойства, добыча и использование.
Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: цвет, пористость, хрупкость, горючесть. Образование торфа, добыча и использование.
Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твёрдость, хрупкость. Добыча и использование.
Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин, и другие металлы.
Природный газ. Свойства газа: запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.
Чёрные металлы ( различные виды стали и чугуна). Свойства чёрных металлов: цвет, блеск, твёрдость, упругость, пластичность, теплопроводность, ржавление. Распознавание стали и чугуна.
Цветные металлы. Отличие чёрных металлов от цветных. Применение цветных металлов. Алюминий. Внешний вид и свойства алюминия: цвет, твёрдость, пластичность, теплопроводность, устойчивость к ржавлению. Распознавание алюминия. Медь. Свойства меди: цвет, блеск, твёрдость, теплопроводность. Распознавание меди. Её применение.
Благородные (драгоценные) металлы: золото, серебро, платина. Внешний вид, использование.
Охрана недр.
Вода-19 час (14+ 5 С)
Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов.
Свойства воды как жидкости: непостоянство формы, Способность растворять некоторые твёрдые вещества (соль, сахар и др.). Учёт и использование свойств воды.
Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы. Использование растворов. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода..
Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды.
Три состояния воды. Температура плавления льда и кипения воды.
Расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании.
Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Наводнение (способы защиты от наводнения).
Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Экономия питьевой воды.
Вода в природе: осадке, воды суши.
Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека.
Охрана воды.
Поверхность суши. Почва – 12 час (6/6)
Равнины, холмы, овраги. Горы.
Почвы- верхний слой земли. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы.
Перегной- органическая часть почвы. Глина, песок и соли- минеральная часть почвы.
Разнообразие почв. Песчаная и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и линистых почв: способность впитывать воду, пропускать её и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.
Основное свойство почвы- плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном хозяйстве.
Эрозия почв. Охрана почв.
Лабораторная работа. Давление и движение воздуха.
Практические работы:
-
Проведение опытов, демонстрирующих свойства воды, воздуха, почвы.
-
Зарисовка форм поверхности суши.
-
Составление таблицы «Полезные ископаемые».
-
Заполнение схемы «Воды суши».
-
Изготовление макетов форм поверхности суши.
-
Изготовление плакатов по темам «Охрана воды, воздуха, почвы».
Экскурсии (1 час.).
Экскурсии к местным природным объектам (почвенные обнажения, формы поверхности Земли, водоёмы).
Межпредметные связи
Мир природы и человека, русский язык, ручной труд, изобразительная деятельность.
Есть на Земле страна Россия- 23 час (16+7 С)
Россия- Родина моя. Место России на карте мира.
Важнейшие географические объекты, расположенные на территории нашей страны.: Чёрное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, озеро Байкал, реки Волга, Енисей или другие объекты в зависимости от региона.
Москва –столица России.
Санкт- Петербург.
Крупные города, их достопримечательности. Нижний Новгород, Казань, Волгоград, Новосибирск, Владивосток или другие города европейской и азиатской частей России (по усмотрению учителя).
Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности. Ярославль, Владимир, города Золотого кольца.
Население нашей страны. Городское и сельское население. Народы России.
Ваш город (посёлок, село, деревня). Важнейшие географические объекты региона. Поверхность , водоёмы. Занятия населения. Достопримечательности.
Обобщение раздела «Неживая природа» (2 часа).
Практические работы:
-
Зарисовка государственного флага России.
-
Подбор иллюстраций (достопримечательности городов, представителей народов нашей страны, изделия народных промыслов и т.п.).
-
Изготовление альбома «Россия- наша Родина».
-
Нахождение России на политической карте.
-
Составление рассказа о своём городе, посёлке, селе, деревне.
-
Изготовление альбома «Наш город (посёлок, село, деревня)».
Экскурсии
-
Экскурсия по городу или посёлку (природные объекты, промышленные или сельскохозяйственные предприятия, краеведческий музей, достопримечательности своей местности).
-
Межпредметные связи
-
Русский язык и чтение, ручной труд, изобразительная деятельность.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№п.п | Наименование разделов и тем | Учебные часы | К.раб | Пр. раб |
1 | Введение | 2 | | |
2 | Вселенная | 6 | | |
3 | Наш дом- Земля | 47 | | |
| Воздух | 9 | | |
| Полезные ископаемые | 16 | 1 | |
| Вода | 16 | | 1 |
| Поверхность суши. Почва. | 6 | | |
4 | Есть на Земле страна Россия | 13 | | |
| ИТОГ | 68 | 1 | 1 |
Календарно-тематическое планирование.
№ п.п | Содержание(Название раздела, темы) | Кол-во часов по разделу, теме | Дата по плану | Дата фактически |
| Введение | 2 | | |
1 | Что такое природоведение? | 1 | | |
2 | Предметы и явления неживой и живой природы | 1 | | |
| Вселенная | 6 | | |
3 | Небесные тела: планеты, звёзды. Экскурсия (планетарий, музей космонавтики, обсерватория) или наблюдение за звёздным небом. | 1 | | |
4 | Солнечная система. Солнце. | 1 | | |
5 | Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. | 1 | | |
6 | Полёты в космос. Практическая работа: Зарисовка звёздного неба, формы Земли и Луны, космического корабля. | 1 | | |
7 | Смена дня и ночи | 1 | | |
8 | Смена времён года. Сезонные изменения в природе. | 1 | | |
| Наш дом-Земля | 44 | | |
9 | Планета Земля. Оболочки Земли | 1 | | |
| Воздух | 9 | | |
10 | Воздух. Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле. | 1 | | |
11 | Свойства воздуха. | 1 | | |
12 | Давление и движение воздуха. Лабораторная работа: Давление и движение воздуха | 1 | | |
13 | Температура воздуха. Термометр. | 1 | | |
14 | Движение воздуха в природе. Ветер. | 1 | | |
15 | Состав воздуха. Кислород, его значение и применение. Практическая работа: Проведение опытов, демонстрирующих свойства воздуха. | 1 | | |
16 | Состав воздуха. Углекислый газ и азот. | 1 | | |
17 | Значение и охрана воздуха. | 1 | | |
18 | Значение воздуха для жизни на Земле и его охрана. Практическая работа: Изготовление плакатов по теме: «Охрана воздуха». | 1 | | |
| Полезные ископаемые | 14 | | |
19 | Полезные ископаемые. Виды, значение, способы добычи. | 1 | | |
| Полезные ископаемые , используемые в качестве строительных материалов | | | |
20 | Гранит, известняк. | 1 | | |
21 | Песок, глина | 1 | | |
| Горючие полезные ископаемые | | | |
22 | Горючие полезные ископаемые. Торф. | 1 | | |
23 | Каменный уголь. Свойства. | 1 | | |
24 | Добыча и использование каменного угля. | 1 | | |
25 | Нефть: внешний вид и свойства. | 1 | | |
26 | Добыча и использование нефти | 1 | | |
27 | Природный газ. Свойства, добыча, использование. Правила обращения с газом в быту. | 1 | | |
| Полезные ископаемые, используемые для получения металлов | | | |
28 | Чёрные металлы. Сталь. Чугун. | 1 | | |
29 | Цветные металлы. | 1 | | |
30 | Благородные (драгоценные) металлы. | 1 | | |
31 | Охрана полезных ископаемых. | 1 | | |
32 | Полезные ископаемые. Обобщающий урок. Практическая работа: Заполнение таблицы «Полезные ископаемые». | 1 | | |
| Вода | 14 | | |
33 | Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. | 1 | | |
34 | Свойства воды. | 1 | | |
35 | Растворимые и нерастворимые вещества. Питьевая вода. | 1 | | |
36 | Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. | 1 | | |
37 | Три состояния воды. Температура и её измерение. | 1 | | |
38 | Расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. | 1 | | |
39 | Свойства воды. Лабораторная работа: Проведение опытов, демонстрирующих свойства воды. | 1 | | |
40 | Работа воды в природе. | 1 | | |
41 | Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. | 1 | | |
42 | Вода в природе | 1 | | |
43 | Воды суши: ручьи, реки | 1 | | |
44 | Озёра, болота, пруды. Практическая работа: Заполнение схемы «Воды суши». | 1 | | |
45 | Моря и океаны. Использование и охрана воды. | 1 | | |
46 | Охрана воды. Практическая работа: Изготовление плакатов по теме: «Охрана воды». | 1 | | |
| Поверхность суши. Почва. | 6 | | |
47 | Равнины, холмы, овраги | 1 | | |
48 | Горы. Практическая работа: Изготовление макетов форм поверхности суши. | 1 | | |
49 | Почва- верхний слой земли. Состава почвы. Практическая работа: Проведение опытов, демонстрирующих свойства почвы. | 1 | | |
50 | Разнообразие почв. Экскурсия к местным природным объектам (почвенные обнажения, формы поверхности Земли, водоёмы). | 1 | | |
51 | Основное свойство почвы- плодородие. Обработка почвы. | 1 | | |
52 | Охрана почвы. Практическая работа: Изготовление плакатов по теме: «Охрана почвы» | 1 | | |
| Есть на Земле страна Россия | 16 | | |
53 | Место России на земном шаре. Знакомство с картой. Практическая работа: Зарисовка государственного флага России. | 1 | | |
54 | Моря и океаны, омывающие берега России | 1 | | |
55 | Равнины и горы на территории нашей страны | 1 | | |
56 | Реки и озёра России. | 1 | | |
57 | Москва- столица России. Практическая работа: Нахождение России на политической карте. | 1 | | |
58 | Санкт- Петербург | 1 | | |
59 | Ярославль, Владимир. Города Золотого кольца. | 1 | | |
60 | Нижний Новгород, Казань, Волгоград | 1 | | |
61 | Новосибирск, Владивосток | 1 | | |
62 | Население и народы России. Практическая работа: Подбор иллюстраций (достопримечательности городов, представителей народов нашей страны, изделия народных промыслов и т.д. ). | 1 | | |
63-64 | Ваш город. Важнейшие географические объекты региона. Практическая работа: Составление рассказа о своём городе, посёлке, селе, деревне. Практическая работа: Изготовление альбома «Наш город (посёлок, село, деревня)» | 2 | | |
65-66 | Экскурсии по городу или посёлку (природные объекты, промышленные или сельскохозяйственные предприятия, краеведческий музей, достопримечательности своей местности) | 2 | | |
67 | Обобщающий урок по разделу «Есть на земле страна Россия». Практическая работа: Изготовление альбома «Россия- наша Родина» | 1 | | |
68 | Неживая природа. Обобщающий урок. | 1 | | |
| | | | |
| | | | |
Календарно-тематическое планирование
№ п.п | Содержание (название раздела, темы) | Кол-во часов по разделу, теме | Дата по плану | Дата фактически |
| Введение | 4(2/2С) | | |
1 | Что такое природоведение? | 1 | | |
2 с. | Описание природы, которая нас окружает | 1 с. | | |
3 | Предметы и явления неживой и живой природы | 1 | | |
4.с | Наблюдения за живой природой и неживой природой | 1с. | | |
| Вселенная | 10 (6/4С) | | |
5 | Небесные тела: планеты, звёзды. Экскурсия (планетарий, музей космонавтики, обсерватория) или наблюдение за звёздным небом. | 1 | | |
6с. | Наблюдение за звёздным небом. | 1с. | | |
7 | Солнечная система. Солнце | 1 | | |
8с. | Описание Солнца. | 1с. | | |
9. | Исследование космоса. Спутники. Космические корабли | 1 | | |
10 | Полёты в космос Практическая работа: Зарисовка звёздного неба, формы Земли и Луны, космического корабля | 1 | | |
11с. | Сообщение о Ю.А. Гагарине | 1с. | | |
12 | Смена дня и ночи | 1 | | |
13 | Смена времён года. Сезонные наблюдения в природе | 1 | | |
14с. | Наблюдения за сменой времён года . Описание времени года | 1с. | | |
| Наш дом- Земля | 65(44/21С) | | |
15 | Планета Земля. Оболочки Земли | 1 | | |
| Воздух | 14 (9+5С) | | |
16с | Описание Земли. | 1с. | | |
17 | Воздух. Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле | 1 | | |
18 | Свойства воздуха | 1 | | |
19с | Свойства воздуха | 1с. | | |
20 | Давление и движение воздуха Лабораторная работа: Давление и движение воздуха | 1 | | |
21 | Температура воздуха. Термометр | 1 | | |
22с | Измерение температуры воздуха за неделю. Измерение температуры тела | 1с. | | |
23 | Движение воздуха в природе. Ветер | 1 | | |
24с | Что полезного может сделать ветер. | 1 с. | | |
25 | Состав воздуха. Кислород, его значение и применение. Практическая работа: Проведение опытов, демонстрирующих свойства воздуха | 1 | | |
26с | Применение воздуха. | 1с. | | |
27 | Состав воздуха. Углекислый газ и азот. | 1 | | |
28 | Значение и охрана воздуха. | 1 | | |
29 | Значение воздуха для жизни на Земле и его охрана. Практическая работа: Изготовление плакатов по теме: «Охрана воздуха». | 1 | | |
| Полезные ископаемые | 19(14+5с) | | |
30 | Полезные ископаемые. Виды, значение, способы добычи | 1 | | |
| Полезные ископаемые , используемые в качестве строительных материалов | | | |
31 | Гранит, известняк. | 1 | | |
32 | Песок и глина | 1 | | |
33с | Сравнить песок и глину по внешнему виду и свойствам. | 1с. | | |
| Горючие полезные ископаемые | | | |
34 | Горючие полезные ископаемые. Торф. | 1 | | |
35с. | Как люди используют торф | 1с. | | |
36 | Каменный уголь. Свойства | 1 | | |
37с. | Изучить свойства каменного угля | 1с. | | |
38 | Добыча и использование каменного угля. | 1 | | |
39 | Нефть: внешний вид и свойства. | 1 | | |
40 | Добыча и использование нефти | 1 | | |
41с | Что изготовляют из нефти | 1с | | |
42 | Природный газ. Свойства, добыча, использование. Правила обращения с газом в быту. | 1 | | |
43с | Нарисовать рисунки по теме Правила обращения с газом в быту | 1с. | | |
| Полезные ископаемые, используемые для получения металлов | | | |
44 | Чёрные металлы. Сталь. Чугун | 1 | | |
45 | Цветные металлы | 1 | | |
46 | Благородные (драгоценные) металлы. | 1 | | |
47 | Охрана полезных ископаемых | 1 | | |
48 | Полезные ископаемые. Обобщающий урок. Практическая работа: Заполнение таблицы «Полезные ископаемые». | 1 | | |
| Вода | 19(14+5с) | | |
49 | Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. | 1 | | |
50 | Свойства воды | 1 | | |
51 | Растворимые и нерастворимые вещества. Питьевая вода. | 1 | | |
52с | Провести наблюдения: сколько ты используешь воды за 1 день и как | 1с | | |
53 | Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. | 1 | | |
54 | Три состояния воды. Температура и её измерение | 1 | | |
55с | Измерить температуру тела и воды | 1с | | |
56 | Расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. | 1 | | |
57 | Свойства воды. Лабораторная работа: Проведение опытов, демонстрирующих свойства воды | 1 | | |
58 | Работа воды в природе | 1 | | |
59 | Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. | 1 | | |
60 | Вода в природе | 1 | | |
61с | Провести наблюдение: как используется вода | 1с | | |
62 | Воды суши: ручьи, реки | 1 | | |
63 | Озёра, болота, пруды. Практическая работа: Заполнение схемы «Воды суши». | 1 | | |
64с | Нарисовать рисунок нашей реки. Описать её. | 1с | | |
65 | Моря и океаны. Использование и охрана воды | 1 | | |
66с | Нарисовать рисунки Как надо охранять воды | 1с | | |
67 | Охрана воды. Практическая работа: Изготовление плакатов по теме: «Охрана воды». | 1 | | |
| Поверхность суши. Почва. | 12(6+6с) | | |
68 | Равнины, холмы, овраги | 1 | | |
69 | Горы. Практическая работа: Изготовление макетов форм поверхности суши. | 1 | | |
70с | Нарисовать формы поверхности суши | 1с | | |
71 | Почва- верхний слой земли. Состава почвы. Практическая работа: Проведение опытов, демонстрирующих свойства почвы. | 1 | | |
72с | Провести опыты состав почвы | 1с | | |
73 | Разнообразие почв. Экскурсия к местным природным объектам (почвенные обнажения, формы поверхности Земли, водоёмы). | 1 | | |
74с | Описать и нарисовать рисунки о поверхности почвы | 1с | | |
75 | Основное свойство почвы- плодородие. Обработка почвы. | 1 | | |
76с | Как правильно нужно обрабатывать почву | 1с | | |
77 | Охрана почвы. Практическая работа: Изготовление плакатов по теме: «Охрана почвы» | 1 | | |
78с | Придумать предложения со словом почва | 1с | | |
79с | Нарисовать рисунок почвы нашей местности | 1с | | |
| Есть на Земле страна Россия | 23(16+7с) | | |
80 | Место России на земном шаре. Знакомство с картой. Практическая работа: Зарисовка государственного флага России | 1 | | |
81 | Моря и океаны, омывающие берега России | 1 | | |
82 | Равнины и горы на территории нашей страны | 1 | | |
83 | Реки и озёра России. | 1 | | |
84с | Рассказать стихи о России , её природе. | 1 | | |
85 | Москва- столица России. Практическая работа: Нахождение России на политической карте. | 1 | | |
86 | Санкт- Петербург | 1 | | |
87 | Ярославль, Владимир. Города Золотого кольца | 1 | | |
88 | Нижний Новгород, Казань, Волгоград | 1 | | |
89 | Новосибирск, Владивосток | 1 | | |
90 | Население и народы России. Практическая работа: Подбор иллюстраций (достопримечательности городов, представителей народов нашей страны, изделия народных промыслов и т.д. ). | 1 | | |
91с | Составить рассказ о нашем селе, и его достопримечательности. | 1с | | |
92-93 | Ваш город. Важнейшие географические объекты региона. Практическая работа: Составление рассказа о своём городе, посёлке, селе, деревне. Практическая работа: Изготовление альбома «Наш город (посёлок, село, деревня)» | 2 | | |
94с | Нарисовать рисунок нашего села | 1с | | |
95с | Сделать фотографии нашего села | 1с | | |
96-97 | Экскурсии по городу или посёлку (природные объекты, промышленные или сельскохозяйственные предприятия, краеведческий музей, достопримечательности своей местности | 2 | | |
98с | Экскурсия в школьный музей. | 1с | | |
99с | Экскурсия в ФАП | 1с | | |
100 | Обобщающий урок по разделу «Есть на земле страна Россия». Практическая работа: Изготовление альбома «Россия- наша Родина» | 1 | | |
101с | Составить рассказ о нашем селе. | 1с | | |
102 | Неживая природа. Обобщающий урок. | 1 | | |