СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по природоведению в 5 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по природоведению в 5 классе специальной (коррекционной) школе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по природоведению в 5 классе.»

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Пояснительная записка.

  2. Общая характеристика учебного предмета.

  3. Описание места учебного предмета в учебном плане.

  4. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

  5. Содержание учебного предмета.

  6. Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета.

  7. Календарно - тематическое планирование.

8) Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

9) Приложения к программе.

1.Пояснительная записка


Настоящая программа по природоведению 5 класса создана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

-требованиями статьи 14,32 Закона РФ от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в РФ»;

-приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- приказом Министерства Просвещения РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

--постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

-постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- учебным планом СОГБОУ «Демидовская школа-интернат» на 2020-2021 учебный год.


Рабочая программа создана для обучающихся с ОВЗ и призвана оказать существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.


Задачи программы

― формирование элементарных научных знаний о живой и неживой приро­де;

― демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой при­родой;

― формирование специальных и общеучебных умений и навыков;

― воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной ра­боты;

― воспитание социально значимых качеств личности.

Программа учебного курса рассчитана на один год.

Рабочая программа составлена с учётом особенностей и возможностей овладения учащимися с интеллектуальными нарушениями учебного материала. При составлении программы учитывались следующие особенности детей: неустойчивое внимание, малый объем памяти, затруднения при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций, анализа, синтеза, сравнения.  В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим.


2 Общая характеристика учебного предмета

Программа по природоведению состоит из шести разделов:

«Вселенная», «Наш дом — Земля», «Есть на Земле страна Россия», «Расти­тель­ный мир», «Животный мир», «Человек».

При изучении раздела «Вселенная» учащиеся знакомятся с Сол­нечной системой: звездами и планетами, историей исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле и его влиянии на сезонные изменения в природе. Учитель может позна­комить школьников с названиями планет, но не должен требо­вать от них обязательного полного воспроизведения этих назва­ний.

В разделе «Наш дом ― Земля» изучаются оболочки Земли — атмосфера, литосфера и гидросфера, основные свойства воздуха, воды, полезных ископаемых и почвы, меры, принимаемые человеком для их охраны. Этот раздел программы предусматривает также знакомство с формами поверхности Земли и видами водоемов.

Раздел «Есть на Земле страна Россия» завершает изучение неживой природы в 5 классе и готовит учащихся к усвоению курса географии. Школьники знакомятся с наиболее значимыми географическими объектами, рас­по­ло­же­н­ными на территории нашей страны (например: Черное и Балтийское моря, Уральские и Кав­казские горы, реки Волга, Енисей, и др.). Изучение этого материала имеет оз­на­ко­ми­тель­ный характер и не требует от учащихся географической характе­ристики этих объектов и их нахождения на географической карте.

При изучении этого раздела уместно опираться на знания учащихся о своем родном крае.

Более подробное знакомство с произрастающими растениями и обитающими животными, как в целом в России, так, в частности, и в своей местности дети познакомятся при изучении последующих разделов

При изучении растительного и животного мира Земли углуб­ляются и систематизируются знания, полученные в начальных классах. Приводятся простейшие классификации растений и животных. Пе­дагогу необходимо обратить внимание учащихся на характерные признаки каждой группы растений и животных, показать взаимо­связь всех живых организмов нашей планеты и, как следствие этого, необходимость охраны растительного и животного мира. В содержании могут быть указаны представители флоры и фауны разных климатических поясов, но значительная часть времени должна быть отведена на изучение растений и животных нашей страны и своего края. При знакомстве с домашними животными, комнатными и декора­тивными растениями следует обязательно опираться на личный опыт учащихся, воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к объектам природы, умение видеть её красоту.

Раздел «Человек» включает простейшие сведения об организ­ме, его строении и функционировании. Основное внимание тре­буется уделять пропаганде здорового образа жизни, предупреж­дению появления вредных привычек и формированию необходимых санитарно-гигиенических навыков.

Завершают курс обобщающие уроки, которые систематизируют знания о живой и неживой природе, полученные в курсе «Природоведение».

В процессе изучения природоведческого материала учащиеся должны понять логику курса: Вселенная — Солнечная систе­ма — планета Земля. Оболочки Земли: атмосфера (в связи с этим изучается воздух), литосфера (земная поверхность, полезные ископаемые, почва), гидросфера (вода, водоемы).

От неживой природы зависит состояние биосфе­ры: жизнь растений, животных и человека. Человек — час­тица Вселенной.

Такое построение программы поможет сформировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) целостную картину окружающего мира, показать единство материального мира, познать свою Родину как часть планеты Земля.

Одной из задач курса «Природоведение» является формиро­вание мотивации к изу­чению предметов естествоведческого цик­ла, для этого программой предусматриваются эк­скурсии и разно­образные практические работы, которые опираются на личный опыт учащихся и позволяют использовать в реальной жизни зна­ния, полученные на уро­ках.

Большое количество экскурсий обусловлено как психофизическими особенностями учащихся (наблюдение изучае­мых предметов и явлений в естественных условиях способствует более прочному формированию природоведческих представлений и понятий), так и содержанием учебного материала (большинст­во изучаемых объектов и явлений, предусмотренных программой, доступно непосредственному наблюдению учащимися).

В тех случаях, когда изучаемый материал труден для вербаль­ного восприятия, программа предлагает демонстрацию опытов (свойства воды, воздуха, почвы). Технически несложные опыты ученики могут проводить самостоятельно под руководством учителя. Предлагаемые практические работы имеют раз­личную степень сложности: наиболее трудные работы, выполняются совместно с учителем.


  1. Описание места учебного предмета в учебном плане


Природоведение - это новый учебный предмет, который изучают в 5 классе 2 часа в неделю 34 учебных недели 68 часов в год. При ухудшении эпидемиологической ситуации данная программа может быть реализована дистанционно.

Курс «Природоведение» не только обобщает знания о приро­де, осуществляет пе­ре­ход от первоначальных представлений, по­лученных в начальных классах, к систематическим знаниям по геогра­фии и естествознанию, но и одновременно служит основой для них.

При организации процесса обучения в раках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: технологий коррекционно-развивающего обучения, игровой деятельности, личностно – ориентированного обучения, технологий индивидуализации и дифференциации обучения, технологий здоровьесбережения. По мере освоения учащимися программ включаются элементы проектной деятельности.

Все занятия, как правило, проводятся в игровой, занимательной форме. Ведущими методами обучения являются: словесные, наглядные, практические (рассказ, беседа, работа с книгой, демонстрация, наблюдение, упражнения, самостоятельная работа и др.)


4. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых задач;

  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

  • понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

  • готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Базовые учебные действия

Регулятивные УД:

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

  • работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные УД:

  • умение выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

  • устанавливать видо-родовые отношения предметов;

  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

  • пользоваться знаками, символами;

  • наблюдать;

  • работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).

Коммуникативные УД:

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);

  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

  • обращаться за помощью и принимать помощь;

  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

  • сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

  • договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;


Предметные результаты:


Минимальный уровень:

узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;

отнесение изученных объектов к определенным группам (осина – лиственное дерево леса);

называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);

соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека;

соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

выполнение несложных заданий под контролем учителя;

адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.

Достаточный уровень:

узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;

представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом раз­лич­ных оснований для классификации (клевер ― травянистое дикорастущее ра­стение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее ле­том);

называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;

выделение существенных признаков групп объектов;

знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;

участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;

выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;

осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.



  1. Содержание учебного предмета


№п/п

Раздел

Тема

Количество часов

1.

Введение.


Что такое природоведение. Зачем нужно изучать природу. Знакомство с учебником, тетрадью.

1

2.

Вселенная.

Небесные тела: планеты, звезды. Солнечная система. Солнце. Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования. Экскурсия (к местным природным объектам).

4

3.

Наш дом- Земля.

Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера. Соотношение воды и суши на Земле. Воздух и его охрана. Состав воздуха. Значение воздуха для жизни на Земле. Поверхность суши: равнины, холмы, овраги. Поверхность суши: горы. Почва (охрана почвы). Свойства почвы. Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых: нефть, уголь, газ, торф и др. Свойства, значение. Способы добычи. Вода. Свойства. Вода в природе: осадки, воды суши. Воды суши: ручьи, реки. Озера, болота, пруды. Сезонные изменения. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте.

13

4.

Растительный мир Земли.

Разнообразие растительного мира. Части растения. Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов). Экскурсия в парк, сад, лес, поле, (в зависимости от местных условий). Деревья, кустарники, травы. Части растения. Дикорастущие и культурные растения. Деревья. Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Береза, клен, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня. Деревья хвойные (сезонные изменения). Ель, сосна, лиственница. Кустарники (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Лещина, боярышник, жасмин, сирень, смородина, крыжовник, малина. Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник, одуванчик, ромашка, укроп, петрушка. Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика. Внешний вид. Места произрастания. Лекарственные растения. Алоэ, зверобой и др. правила сбора, использование. Комнатные растения. Герань, бегония, фиалка и др. уход. Значение. Береги растения. Почему нужно беречь растения. Красная книга. Контрольная работа по теме: «Растительный мир Земли».

14 (13+1 экскурсия).

5.

Животный мир Земли.

Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов. Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие). Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Значение. Охрана. Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана. Птицы, внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне. Экскурсия в зоопарк, парк, живой уголок, на ферму ( в зависимости от местных условий). Уход за животными в живом уголке или дома. Птицы живого уголка. Аквариумные рыбки. Правила ухода и содержания. Собаки и домашние кошки. Правила ухода и содержания. Охрана животных. Заповедники. Красная книга.

12

6.

Человек.

Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы. Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов. Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры и т.д.). Осанка (гигиена, костно-мышечная система). Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены. Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины. Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены. Скорая помощь. Помощь при ушибах, порезах ссадинах. Профилактика простудных заболеваний.

9

7.

Есть на Земле страна- Россия.

Россия- Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты. Население России. Городское и сельское население. Народы России. Столица Москва. Санкт-Петербург. Города России. Многообразие городов. Нижний Новгород, Казань, Волгоград. Города: Новосибирск, Владивосток. Золотое кольцо. Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности. Разнообразие растительного мира. Типичные представители растительного мира. Животный мир на территории нашей страны. Типичные представители животного мира России и своего края. Заповедники, заказники, охрана природы. Наш город (село, деревня). Достопримечательности. Растения и животные своей местности. Занятия населения. Ведущие предприятия. Контрольная работа по теме: «Есть на Земле страна- Россия».

14

8.

Повторение.

Повторение пройденного. Экскурсии по городу, поселку, в краеведческий музей. Знакомство с местными достопримечательностями, предприятиями.


1(экскурсия)



















6.Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета


Класс

Обучающиеся должны уметь:

Обучающиеся должны знать:

5 класс























- называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия;

- устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;

- связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;

- выполнять рекомендуемые практические работы;

- соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда;

- соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.












- обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства;

- что общего и в чем различие неживой и живой природы;

- расположение Российской Федерации на географической карте. Расположение столицы;

- чем занимается население страны (хозяйство);

- каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);

- основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;

- основные части тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.




-

.



Оценка предметных результатов проводится с помощью устных ответов и тестового контроля, направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Критериями оценивания являются:

  • соответствие достигнутых предметных, личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения адаптированной общеобразовательной программы;

  • динамика результатов предметной обученности, формирования базовых учебных действий.

Устный ответ:

Оценка «5»

    • Обнаруживает понимание материала

    • Самостоятельно формулирует ответы

    • Умеет привести примеры

    • Допускает единичные ошибки и сам исправляет.

Оценка «4»

  • Обнаруживает понимание материала

  • Самостоятельно формулирует ответы

  • Допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет их с помощью учителя (1-2 ошибки).

  • Допускает ошибки в речи (1-2 ошибки).

Оценка «3»

  • Обнаруживает знание и понимание основных положений темы.

  • Излагает материал недостаточно полно и последовательно.

  • Допускает ряд ошибок в речи.

  • Затрудняется самостоятельно подтвердить пример.

  • Нуждается в постоянной помощи учителя.


Тестовый контроль

Все тестовые задания разработаны с учётом групп обученности учащихся и предназначены для выявления уровня знаний по заданной теме. 1 группа – выполняет все задания тестов. 2 группа – сокращённый объём заданий. 3 группа – задания выбираются индивидуально для каждого ребенка. Оценка уровня знаний проводится после изучения темы.

Критерии оценивания:

1 группа

Оценка 5 ставится, если все ответы правильные и работа выполнена самостоятельно.

Оценка 4 ставится, если допущена 1 - 2 ошибки.

Оценка 3 ставится, если допущены более 2 ошибок.

Не справился с заданием, если допущены более 3 ошибок.

2 группа

Оценка 5 ставится, если все ответы правильные и работа выполнена с небольшой помощью.

Оценка 4 ставится, если допущена 1 - 2 ошибки.

Оценка 3 ставится, если допущены более 2 ошибок

3 группа

Оценка 5 не ставится

Оценка 4 ставится, если допущена 1 - 2 ошибки.

Оценка 3 ставится, если работа выполнена небрежно и допущены более 3 ошибок.






7.Календарно тематическое планирование

урока

Содержание (разделы, темы)

Кол-во

часов

Дата проведения

Прогнозируемый результат

Оборудование

Практическая часть

план

факт


Введение (1 час)








1

Что такое природоведение. Зачем нужно изучать природу.с.3

1



Знать, что изучает природоведение.

Учебник, рабочая тетрадь



Вселенная (4 часа)








2

Небесные тела: планеты, звезды.с.4,5


1



Называть небесные тела.

Иллюстрации, таблица «Планеты»

Запись определений в тетрадь, зарисовка звездного неба.

3

Солнце. Солнечная система.с.6-8

1



Уметь вести наблюдения.

Иллюстрации, презентация

Зарисовка в тетрадях.

4

Исследование космоса. Спутники.с.9,10

1



Значение космических спутников.

Иллюстрации, в/ф «Покорение космоса»

Просмотр и обсуждение в/ф.

5

Первый полет в космос. Современные исследования.

1



Знать имена первых космонавтов.

Презентация «Космические исследования»

Просмотр и обсуждение в/ф.


Наш дом – Земля (13 часов)








6

Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера.с.12,13

1



Знать отличие Земли от других планет.

Иллюстрации, презентация

Запись определений в тетрадь.

7

Воздух и его охрана. Состав воздуха.с.14,15

1



Уметь устанавливать связи между явлениями в природе, знать свойства воздуха.

Иллюстрации, воздушный шарик

Выполнение опыта на обнаружение воздуха вокруг нас.

8

Значение воздуха для жизни на Земле. С.16,17

1



Знать основные свойства воздуха

Иллюстрации.

Выполнение зарисовок на тему охраны воздуха.

9

Поверхность суши: равнины, холмы, овраги.с.18,19


1



Знать основные формы поверхности Земли.

Таблица «Формы рельефа»

Зарисовка форм поверхности суши.

10

Поверхность суши: горы.с.20,21


1



Знать основные формы поверхности Земли.

Иллюстрации, презентация «Горы»

Изготовление из пластилина макетов форм поверхности суши.

11

Почва (охрана почвы). Свойства почвы.с.22-24

1



Знать свойства почвы.

Иллюстрации, образцы почв.

Выполнение опытов на обнаружение свойств почвы

12

Полезные ископаемые.с.24-27


1



Уметь определять некоторые свойства полезных ископаемых

Коллекция полезных ископаемых.

Составление таблицы «Полезные ископаемые».

13

Виды полезных ископаемых: нефть, уголь, газ, торф и др. Свойства, значение. Способы добычи.с.28-30


1



Уметь определять некоторые свойства полезных ископаемых.


Коллекция полезных ископаемых.

Работа по определению свойств полезных ископаемых.

14

Вода. Свойства.с.31-33

1



Знать основные свойства воды.

Стакан, блюдце, ложка, мел, сахар

Работа по определению свойств воды


15

Вода в природе: осадки, воды суши.с.34-36

1



Различать виды состояния воды.

Иллюстрации, презентация.

Выполнение схемы «Три состояния воды»

16

Воды суши: ручьи, реки. С.37-39

1



Знать названия вод суши.

Иллюстрации, схемы

Заполнение схемы «Воды суши».

17

Озера, болота, пруды. Сезонные изменения.с.40-43


1



Различать виды вод суши.

Иллюстрации.

Записи в тетради.

18

Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека.с.43-46


1



Знать свойства морской воды.

Иллюстрации, физическая карта мира.

Нахождение на карте морей и океанов.



Растительный мир Земли (14 часов)








19

Разнообразие растительного мира. Части растения. С.47-49

1



Различать дикорастущие и культурные растения

Иллюстрации, презентация.

Выполнение зарисовок растений в разные времена года в тетрадях.

20

Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов).с.50-53

1



Знать простейшую классификацию растений

Гербарий, презентация

Демонстрация гербария, игра на классификацию растений

21

Экскурсия в парк

1



Уметь проводить наблюдения за природой

План экскурсии

Сбор гербария, сезонные наблюдения

22

Части растений.с.54,55


1



Знать части растений

Иллюстрации, презентация

Выделение составных частей (органов) растений, зарисовка в тетради

23

Деревья, кустарники, травы.с.56-58


1



Различать дикорастущие и культурные растения

Иллюстрации, таблица

Зарисовка в тетради дерева, кустарника, травы.


24

Деревья. Деревья лиственные.с.59-61

1



Уметь называть представителей растительного мира

Иллюстрации, таблица

Запись и зарисовка в тетради.

25

Деревья хвойные.с.62-64

1



Уметь называть представителей растительного мира

Иллюстрации, презентация

Запись и зарисовка в тетради.

26

Кустарники.с.64-66

1



Уметь называть представителей растительного мира

Иллюстрации, презентация, карточки

Запись и зарисовка в тетради

27

Травы .с.67-69

1



Знать простейшую классификацию растений.

Иллюстрации, презентация

Заполнение таблицы, зарисовка растений.

28

Декоративные растения.с.70-72

1



Знать названия растений

Иллюстрации, фотографии школьного цветника

Зарисовка растений.

29

Лекарственные растения.с.73,74

1



Знать названия растений, уметь определить растения

Коллекция лекарственных растений

Запись в тетради правила сбора и использования.

30

Комнатные растения.с.75-77

1



Знать названия растений, уметь ухаживать за ними

Растения класса.

Запись и зарисовка в тетради.

31

Охрана растений. Почему нужно беречь растения. Красная книга.с.78-80


1



Знать правила поведения в природе

Плакаты по охране природы.

Запись и зарисовка в тетради.

32

Контрольная работа по теме: «Растительный мир Земли»

1



Уметь работать самостоятельно

Тестовые задания

Выполнение тестовых заданий.


Животный мир Земли (12ч)








33

Разнообразие животного мира.с.81,82


1



Знать простейшую классификацию животных

Презентация, в/ф «Животный мир Земли»

Запись и зарисовка в тетради.

34

Среда обитания животных.

Животные суши и водоемов.с.83-85

1



Различать животных суши и водоемов

Иллюстрации, таблица

Игра на классификацию животных.

35

Понятие животные: насекомые, рыбы,

земноводные, пресмыкающиеся, птицы,

звери.с.86-88

1



Знать простейшую классификацию животных

Презентация, таблицы, карточки

Заполнение таблицы классификация животных.

36

Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Значение, охрана.с.89,90

1



Различать насекомых

Таблица «Насекомые»

Определение видов насекомых.

37

Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана.с.91,92

1



Знать признаки рыб

Иллюстрация, презентация

Работа в тетради.

38

Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охранас.93,94.

1



Знать признаки птиц

Таблица «Зимующие и перелетные птицы»

Наблюдения за сезонными изменениями птиц.

39

Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана.с.95-97

1



Знать простейшую классификацию животных.

Иллюстрация, презентация.

Запись и зарисовка в тетради.

40

Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне.с.98,99


1



Знать виды домашних животных

Иллюстрация, презентация.

Работа в тетради

41

Уход за животными в живом уголке или дома. Птицы живого уголка. Аквариумные рыбки. Правила ухода и содержания.с.100-102


1



Знать правила ухода и содержания домашних питомцев

Иллюстрация, презентация.

Наблюдения за животными живого уголка

42

Собаки. Правила ухода и содержания.с.107,108

1



Знать правила ухода и содержания

Иллюстрация, презентация.

Запись правил ухода за животным.

43

Кошки. Правила ухода и содержания.с.108-110


1



Знать правила ухода и содержания

Иллюстрация, презентация,

Запись правил ухода за животным.

44

Охрана животных. Заповедники. Красная книга.с.111-113

1



Уметь называть представителей животного мира

Иллюстрация, презентация, карточки

Работа в тетради


Человек (9 ч)








45

Как устроен наш организм.с.114-117

1



Знать части тела и органы.

Таблица «Строение тела человека»

Работа по таблице, зарисовка, запись в тетради.

46

Как работает наш организм.с.118,119

1



Знать , как работают органы.

Иллюстрации

Показ на таблице органов.

47

Здоровье человека.с.120-122

1



Знать правила сохранения здоровья человека, правила закаливания.

Иллюстрация, презентация, карточки

Правила здорового образа жизни в тетради.

48

Осанка.с.123-125

1



Знать правила сохранения осанки.

Иллюстрация, презентация, карточки

Запись правил в тетради.

49

Гигиена органов чувств.с.126-128

1



Знать основные органы чувств

Иллюстрации, карточки

Работа в тетради.

50

Здоровое (рациональное) питание.с.129-131


1



Уметь соблюдать правила питания

Иллюстрация, таблица

Работа по таблице

51

Дыхание. Органы дыхания.

Вред курения. Правила гигиены.с.132-134

1



Уметь соблюдать правила элементарной гигиены

Иллюстрация, таблица, карточки.

Уборка классного помещения (проветривание, влажная уборка).

52

Скорая помощь. Помощь при ушибах, порезах, ссадинах.с.135-137


1



Уметь оказывать простейшую медицинскую помощь

Аптечка, таблица «Виды кровотечений»

Упражнение в оказании первой медицинской помощи.

53

Профилактика простудных заболеваний.


1



Знать правила профилактики.

Памятки

Составление таблицы-памятки


Есть на Земле страна - Россия(14 ч)








54

Россия- Родина моя.с.139-143

1



Знать название своей страны

Символы страны

Физическая и политическая карты

Зарисовка государственного флага.

55

Население России. Городское и сельское население. Народы России.с.144-146

1



Знать названия некоторых народов, населяющих Россию

Презентация

Подбор иллюстраций, работа по карточкам

56

Москва- столица России.с.147,148

1



Знать названия страны и столицы

Презентация.

Работа в тетради.

57

Санкт- Петербург.с.149-151

1



Знать местоположение города на карте России

Карта России.

Работа в тетради.

58

Города России. Многообразие городов. Нижний Новгород, Казань, Волгоград.с.152-154

1



Знать главные достопримечательности города

Иллюстрации, карта

Подбор иллюстраций городов, карточки

59

Города России. Новосибирск,

Владивосток.с.154-156

1



Знать главные достопримечательности города

Презентация.

Работа в тетради.

60

Золотое кольцо России.

Сергиев Посад, Переславль-

Залесский, Ростов.с.157-159

1



Знать достопримечательности и местоположение города на карте России.

Карточки, иллюстрации.

Работа в тетради.


61

Золотое кольцо России.

Ярославль, Кострома, Суздаль,

Владимир.с.160,161

1



Знать местоположение города на карте России.

Презентация.

Работа в тетради.

62

Растительный мир России.с.162-164

1



Знать основные правила охраны природы, типичных представителей.

Презентация, карточки

Зарисовка представителей растительного мира России.

63

Животный мир России.с.165-168

1



Знать типичных представителей

Презентация, карточки.

Зарисовка представителей животного мира России.

64

Охрана природы. Заповедники

и заказники.с.169-171

1



Знать основные правила охраны природы

Иллюстрации

Презентация

65

Растения и животные своей местности.

1



Знать типичных представителей

Иллюстрации

Составление таблицы.

66

Занятия населения. Ведущие предприятия.

Итоговое тестирование.

1



Знать основные занятия населения

Иллюстрации

Нарисовать рисунок по теме урока

67

Наш город (село, деревня) Достопримечательности. Экскурсия в городской музей.

1



Знать правила поведения в природе

Карточки

Составить рассказ о городе по плану в учебнике.

68

Контрольная работа по теме «Есть на Земле страна- Россия»

1



Уметь работать самостоятельно

Карточки- тесты

Работа по карточкам

8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Список учебно-методической литературы:

Сборник Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 -9 классы под редакцией В.В. Воронковой. - Москва, «Просвещение», 2010 год переиздание 2014 г.

Т.М. Лифанова Е.Н. Соломина Природоведение 5 класс учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва «Просвещение» 2016

1.Дополнительная литература для учителя и обучающихся.


  1. Энциклопедия «Я познаю мир» Животные. АСТ-ПРЕСС

  2. Г.В. Семкин Атлас «Страна, в которой я живу». М. РОСМЭН 2006

  3. «Большая энциклопедия животного мира». М. РОСМЭН 2006

  4. «500 удивительных фактов. Животные». М. РОСМЭН 2005

  5. Юный натуралист. «Наблюдаем насекомых». Рут Томсон Маргарет Стефенс М.АСТ-ПРЕСС.1997

  6. Юный натуралист. «Мир ручьев, прудов и рек». Маргарет Стефенс М. АСТ-ПРСС 1997

  7. Твоя копилка знаний. Окружающий мир. М.РИК Русанова.

  8. Золотой фонд Энциклопедия. Биология. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия». М. 2003

  9. Золотой фонд. Энциклопедия. Естествознание. Составитель В.Д. Шолле. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия». М. 2003


2 Интернет ресурсы и ЦОР

  1. ЦОР к учебнику Т.С. Суханова В.И. Строганов

  2. Естествознание 5 класс. 2е издание М. «Вентана-Граф»2006

  3. Т.С. Суханова В.И. Строганов Естествознание 5 класс Издательский центр «Вентана-Граф»

  4. В.М. Константинов и др. Биология Животные 7 класс 2е издание М. «Вентана-Граф»2005

  5. В.М. Константинов В.Г. Бабенко В.С. Кучменко Биология Животные. 7 класс. Издательский центр «Вентана-Граф»

  6. Н.И.Сонин Биология. Живой организм 6 класс 2е издание М, «Дрофа» 2008

  7. Н.И. Сонин М.Н Сапин Биология Человек.8 класс. 10е издание М. «Дрофа» 2008.

  8. И.Н. Пономарева О.А. Корнилова Биология. Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс. Издательский центр «Вентана-Граф»

  9. Виртуальный живой уголок. ООО «Физикон» 2008 6-11 Кл.

  10. Н.И. Сонин В.Б. Захаров. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. 11 издание М. «Дрофа» 2008.

  11. И.Н. Пономарева О.А. Корнилова Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс 2е издание «Вентана-Граф» 2005.

  12. А.А. Плешков. Н.И. Сонин. Природоведение 5 класс. 2е издание М. «Дрофа» 2007.


3.Демонстрационный и раздаточный дидактический материал:


1.Глобус Земли

2. Модель «Планетная система»

3. Модель «Круговорот воды в природе».

4. Теллурий


Средства обучения:

  1. технические и электронные средства обучения:

  • автоматизированное рабочее место учителя с программным обеспечением,

  • телевизор, CD/DVD –проигрыватели,

  • аудиомагнитофон,

  • мультимедиапроектор; экран,

  • аудиозаписи музыки к литературным произведениям;

  • презентации по темам

  • магнитная классная доска









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!