СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родной (татарской) литературе в 6 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родной (татарской) литературе в 6 классе»


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА “РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (ТАТАРСКАЯ)” В 6 КЛАССЕ

Личностные результаты:

• воспитание российской гражданской идентичности: любовь и уважение Отечеству, чувство гордости за свою Родину, знание истории языка, культуры родного края, основ культурного наследия Татарстана, народов России и всего человечества, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства долга и ответственности перед Родиной;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего культурное, социальное, духовное многообразие явлений;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; культурным, языковым, религиозным ценностям народов России и всего мира;

• формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом познавательных интересов;

• самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего эмоционального состояния; соблюдение норм поведения в социуме; владение умениями совместной деятельности в полиэтническом коллективе; оценка своей деятельности с точки зрения нравственных норм и эстетических ценностей; использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина полиэтнического, поликонфессионального государства;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом религиозных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного отношения к окружающей среде;

• осознание значения семьи и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического осознания через освоение художественного и культурного наследия народов Татарстана, России и всего мира.


Метапредметные результаты

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижений целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• умение читать и понять суть художественного произведения, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей, потребностей;

• умение строить связанное речевое высказывание в зависимости от типа коммуникации и ситуации;

• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.



Предметные результаты:

• понимание ключевых проблем изученных произведений татарского фольклора, фольклора народов России и всего мира; татарской классической и современной литературы, литературных взаимосвязей и взаимовлияний;

• осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров; проведение смыслового анализа текста; использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при обсуждении художественного произведения;

• умение пересказать содержание прозаического произведения или отрывка, используя цитаты из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;

• умение устанавливать связи между фольклорными и художественными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);

• владение навыками сопоставления произведений татарской литературы с произведениями литератур других народов и этносов самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для самостоятельного анализа;

• владение монологической и диалогической речью; умение вступать в речевое общение; участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение); создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию;

• использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

• использование приобретенных знаний и умений за рамками учебного процесса, то есть в практической деятельности и повседневной жизни.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

«РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА ( ТАТАРСКАЯ)» В 6 КЛАССЕ


Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образованияс учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.

Работая с литературным текстом ученик научится:

  • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

  • определять главную тему, общую цель или назначение текста;

  • выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

  • формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

  • предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

  • объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

  • сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;

  • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

  • определять назначение разных видов текстов;

  • ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

  • различать темы и подтемы специального текста;

  • выделять не только главную, но и избыточную информацию;

  • прогнозировать последовательность изложения идей текста;

  • сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

  • выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

  • формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

  • понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Ученик получит возможность научиться:

  • анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.


Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Ученик научится:






  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

  • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

  • интерпретировать текст:

  • сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

  • обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

  • делать выводы из сформулированных посылок;

  • выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Ученик получит возможность научиться:

  • выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).


Работа с текстом: оценка информации

Ученик научится:

  • откликаться на содержание текста:

  • связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

  • оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

  • находить доводы в защиту своей точки зрения;

  • откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;

  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

  • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

  • использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Ученик получит возможность научиться:

  • критически относиться к рекламной информации;

  • находить способы проверки противоречивой информации;

  • определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.


Изучая устное народное творчество,

Ученик научится:

  • осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

  • выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

  • видеть черты татарского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;

  • учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

  • целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

  • определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

  • выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

  • пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

  • выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

  • видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

Ученик получит возможность научиться:

  • сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом татарского и своего народов);

  • рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;

  • сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

  • сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

  • выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

  • устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).



Изучая татарскую литературу XX в. , ученик научится:

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

  • определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

  • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

  • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

  • работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

  • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

  • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

  • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

  • создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

  • сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

  • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).






Содержание учебного предмета

« родная литература (татарская)» в 6 классе


1. Мифтан – чынбарлыкка. / От мифа к реальности.

Происхождение мифов, их классификация. Мифы разных народов: «Шүрәле» /«Шурале», «Су иясе» /«Водяная», «Өй иясе» /«Домовой», «Дедал и


Икар», «Албасты» / «Демон». Пьеса «Албасты» / «Демон» Р. Батуллы.

Пословицы и поговорки. Отражение в них народной психологии и идеалов.

Повторить мифы, пословицы и поговорки. Тест.


2. Милли моңнар. / Народные мелодии.

Народные песни. Их виды: исторические песни, обрядовые песни, игровые песни и др. Историческая песня «Көзге ачы җилләрдә» / «Осенние холодные ветра», игровая песня «Кария - Закария». Ритм, рифма игровых песен.

Стихотворения «Туган тел» / «Родной язык», «Туган авыл» / «Родная деревня» Г. Тукая. Роль мотивов народных песен.

Повторение пройденного. Тест.


3. Кеше кадере. / Ценность человека.

Изучение стихотворения «Өч матур сүз»/ «Три прекрасных слова» Н. Исанбет, басни «Әтәч белән Сандугач» /«Петух и соловей», стихотворения «Ана» / «Мать» М. Гафури.

Изучение поэмы-сказки «Шүрәле» /«Шурале» Г.Тукая. Идейно-эстетический идеал автора, мифологический сюжет произведения.

Сценическая жизнь поэмы–сказки. Балет по поэме «Шурале» Г.Тукая (композитор Ф.Яруллин).

Творчество М. Джалиля. Изучение стихотворения из цикла «Моабитские тетради»: «Чәчәкләр»/ «Цветы», «Тик булса иде ирек» /«Была бы свобода». Надежда поэта.

Жизнь и творчество А. Еники. Тема родной земли в рассказе «Туган туфрак» /«Родная земля». Замысел автора. Образ главной героини Клары. Образ старика, хранителя ценностей прошлого.

Повторение раздела. Тест.


4. Кыш – табигать могҗизасы. / Чудо природы – зима.

Творческое наследие Г. Ибрагимова. Ознакомление с его рассказом-описанием «Кар ява» / «Снег идет».

Бережное отношение к природе в стихотворениях «Кызыклы хәл» / «Интересный случай» К. Наджми, «Чыршы күлмәкләре» / «Платья ёлки» М. Файзуллиной, «Нәни чыршы» /«Маленькая ёлка» Р. Валиевой.

Проектная работа «Берегите ёлок».

Творчество Т. Миннуллина. Ознакомление с пьесой «Акбай һәм Кыш бабай» / «Акбай и Дед Мороз». Особенности конфликта.

Повторение пройденного. Тест.


5. Аң-белем. / Образование и просвещение.

Научное и литературное творчество Каюма Насыри(1825-1902). Его деятельность по изучению фольклора, этнографии, литературы, истории татар. Фантастический сюжет повести К.Насыри «Әбүгалисина» / «Авиценна». Отражение просветительских идеалов автора.

Музей К. Насыри в деревне Ачасыр Зеленодольского района РТ.


Жизнь и творчество Г. Сабитова. Ознакомление с его рассказом «Чүкеч» / «Молоток». Осознанный выбор профессии.

Изучение стихотворения Г. Зайнашевой «Кем булырга?» / «Кем быть?».

Изучение рассказа «Сәйдәшнең яшьлеге» / «Молодость Сайдаша» М. Латифуллина.

Творчество А. Алиша. Ознакомление с его рассказом «Әни ялга киткәч» / «Когда мама уехала отдыхать».

Творчество Ф. Яруллина. Изучение рассказа «Кояштагы тап» /«Пятно на солнце».

Творчество Р. Файзуллина. Тема матери в литературе. Стихотворение «Бердәнбер» / «Единственная».

Повторение пройденного материала. Обобщение. Тест.


6. Дуслык кадере. / Цена дружбы.

Жизнь и творчество Дардеменда. Рассказ «Ике туган» / «Два брата». Содержание текста, Роль образов природы.

Жизнь и творчество Х. Такташа. Ознакомление с произведением «Мокамай». Эстетический идеал поэта. Цена дружбы.

Многогранная деятельность Р. Хариса. Ознакомление с пьесой «Серле алан» / «Секретная поляна».

Ознакомление со стихотворениями «Дуслык балы» /«Мед дружбы» Ш. Галиева, «Дуслык, чын дуслык» / «Дружба, настоящая дружба» Э. Шарифуллиной. Взаимоотношения между людьми.

Повторение материала, тест.


7. Сатира.

Творчество Ф. Шафигуллина. Ознакомление с его произведениями «Ике тиен акча» / «Две копейки», «Акбай һәм Карабай» / «Акбай и Карабай». Сатирический стиль в произведениях Ф.Шафигуллина.

Музей-квартира писателя в г. Зеленодольске РТ.

Ознакомление с переводами Василия Радлова. Просветительские идеи ученого. Ознакомление с его рассказом «Шаян кеше» / «Шутник».

Чтение стихотворения Ш. Галиева «Атлап чыктым Иделне» / «Перешагнул через Волгу», «Курыкма, тимим» / «Не бойся, не трону».

Повторение материала.Тест.


8. Ел фасыллары. / Времена года.

Изучение стихотворения Р. Ахметзянова «Иртә әле» / «Рано ещё», рассказа Г. Рахима «Апрель».

Жизнь и творчество Г. Баширова. Изучение отрывка из повести «Туган ягым – яшел бишек» / «Родная сторона – колыбель моя»: «Язгы сабан туйлары» / «Весенние сабантуи».

Ознакомление с картиной Л. Фаттахова «Сабантуй». Чтение детского журнала «Сабантуй».

Повторение и обобщение изученного в 6 классе.


Календарно- тематическое планирование по учебному предмету

«Родная литература (татарская)»


Учебник:

А.Р.Мотыйгуллина, Р.Г.Ханнанов, Э.Х.Гизатуллина, “ Татар

әдәбияты” 6 класс, Казан: “Магариф−Вакыт”, 2014 год.




Тема урока, содержание


Время проведения


Примечание

План

Факт


Мифлар дөньясыннан — чынбарлыкка

От мифа к реальности. Устное народное творчество


1

Халык зур ул, әдип ул, шагыйрь ул...

Народ и великий, и ученый, и поэт он… Халык авыз иҗаты (әкият, табышмак, мәкаль).Устное народное творчество

«Шүрәле»/” Шурале”, «Шүрәлене ничек алдарга?»../ «Как обмануть Шурале?»




2

Су асты галәмәтләре./ Приключения под водой.

Сущность мифических образов.

«Су иясе»/Водяная, «Өй иясе»/Домовой, «Дедал белән Икар» мифлары.

«Албасты»/Демон- мифы, Батулланың «Албасты» пьесасы/ пьеса Р.Батуллы “Демон”




3

Мәкальләр, әйтемнәр./ Пословицы и поговорки.

Отражение в них народной психологии и идеалов.

Повторить информацию о мифах, пословицах и поговорках.





Халык моңнары: җырлата да, елата да...

Народные песни.


4

Халык җырлары — иң кадерле мирас./ Народные песни

Халык авыз иҗатында җыр жанры, йола җырлары/ Народные песни. Их виды:

исторические песни, обрядовые

песни, игровые песни

Сөмбелә, Чуклеме бәйрәмнәре./ Песня в структуре празников:

«Каравон» (русский), «Сумбеля»

(татарской), «Чуклеме»

(чувашский)

Халык җырларында —тарих чагылышы./ Исторические отражения в народных песнях Тарихи җырлар, «Көзге ачы җилләрдә» җыры./ Историческая песня / «Осенние холодные ветра»




5

Уйныйбыз да, җырлыйбыз да. / И поём. И пляшем..

Уен җырлары: «Кәрия-Зәкәрия», «Әпипә»./ Игровая песня «Кария -Закария». Ритм, рифма игровых песен.

Шигърияттә —халык көе./ народная музыка в поэзии

Г.Тукайның «Туган тел»/ “ Родной язык”, «Туган авыл» / “ Родная деревня”шигырьләре




6

Җырсыз кеше — канатсыз кош/ Человек без песни- птица без крыльев

Татарстан Республикасының Дәүләт гимны./ Изучение Государственного

Гимна Республики Татарстан






Кадерле син, Кеше туганым!

Ценность человека.


7

Иң кадерле кешеләр./ О самых близких людях Н.Исәнбәт «Өч матур сүз» шигыре./ Изучение

стихотворения «Три прекрасных слова»

Н.Исанбет

М.Гафури- «Ана» шигыре/ «Мать» М.Гафури.




8

Мәсәлләр / Басни

М.Гафури, Г.Шамуков, И.И.Крылов мәсәлләре,«сынландыру», «мәсәл»./ “Олицетворение” в баснях М.Гафури, Г.Шамукова




9

Барыбызга да таныш Шүрәле/ Всем известный Шурале

Г.Тукай иҗаты, «Шүрәле» әкият-поэмасы. / Изучение поэмы-сказки «Шүрәле» / «Шурале» Г.Тукая . Ф.Яруллин«Шүрәле» балеты./ Сценическая жизнь «Шурале» Г.Тукая. Балет (композитор Ф.Яруллин).




10

Чәчәкләр — матурлык һәм үлемсезлек символы. / Цветы- символ красоты и жизни

М.Җәлил иҗаты, «Чәчәкләр», «Тик булса иде ирек» шигырьләре./ Творчество М.Джалиля. Изучение стихотворений из цикла «Моабитские тетради»: «Цветы», «Была бы свобода».




11

Рәхәт булса да торган җир, сагындыра туган ил./ Нет краше родины нашей

Ә.Еники иҗаты, «Туган туфрак» хикәясе./ Жизнь и творчество А. Еники, рассказ «Родная земля». Замысел автора.





Энҗе карлар явып үткән... ( 6 сәгать)

Чудо природы – зима


12

Энҗе карлар ява./Снегопад

Г.Ибраһимов «Кар ява» хикәясе/ Рассказ-описание «Снег идет» Г. Ибрагимова.




13

Мәрхәмәтле булыйк! / Будем добродушнее

К.Нәҗми «Кызыклы хәл» шигыре./ Бережное отношение к природе в стихотворении «Интересный случай» К.Нажми




14

Чыршыларны саклыйк! / Сохраним елочек!

М.Фәйзуллина «Чыршы күлмәкләре» шигыре / «Платья ёлки» М.Файзуллиной,

Табигать — безнең байлыгыбыз./ Природа- наше богатство

Р.Вәлиева «Нәни чыршы» шигыре./ «Маленькая ёлка» Р. Валиевой




15

Т.Миңнуллин «Акбай һәм Кыш бабай» пьесасы./ Творчество Т.Миннуллина. Ознакомление с пьесой « «Акбай и Дед Мороз». Особенности конфликта.





Акыл — тузмас кием, белем — кипмәс кое

Образование и просвещение


16

Күп укыган —күп белер. / Кто много читает,тот много знает

К. Насыйри «Әбүгалисина» әсәре./ Научная и литературная деятельность Каюма Насыри. Фантастический сюжет повести К. Насыри «Авиценна».




17

Ни чәчсәң —шуны урырсың./ Что посеешь, то и пожнешь.

К.Насыйри «Әбүгалисина» әсәре./ Просветительские идеи автора в произведении «Авиценна».

К.Насыйри музейлары.




18

Тырышкан — табар, ташка кадак кагар. / Без труда не вытащишь рыбку из пруда

Г.Сабитов иҗаты, «Чүкеч» хикәясе,

«хикәяләү» төшенчәсе./

Жизнь и творчество Г. Сабитова. Ознакомление с его рассказом «Чүкеч» / «Молоток».




19

Эшләгәнең — кешегә, өйрәнгәнең —

үзеңә. / Старание и труд все перетрут.

А.Алиш «Әни ялга киткәч» хикәясе / Творчество А. Алиша. Рассказ «Когда мама уехала отдыхать».




20

Эш кешене тәрбияли, ялкаулык —боза. / Труд кормит, а лень портит.

Ф.Яруллин «Кояштагы тап» хикәясе,«притча» төшенчәсе / Творчество Ф. Яруллина. Изучение рассказа «Пятно на солнце»




21

Иң элек син Кеше бул, балам! / Самое главное- быть Человеком!

Г.Зәйнашева «Кем булырга» шигыре. / Осознанный выбор профессии. Изучение стихотворения Г.Зайнашевой «Кем быть?».

Р.Фәйзуллин «Бердәнбер» шигыре./

“ Единственная” Р.Файзуллина




22

Моңнар чишмәсе -Салих Сәйдәшев. / С.Сайдашев- знаменитый татарский композитор.

М.Латыйфуллин «Сәйдәшнең юл башы» хикәясе/ Изучение рассказа «Молодость Сайдаша» М. Латифуллина





Илдә илле дустың булсын

Цена дружбы.



30.11

23

Туган туганга кирәк./ Родные дороже всех

Дәрдемәнд «Ике туган» әсәре. / Жизнь и творчество Дардеменда. Рассказ «Два брата».




24

Шагыйрь үткән юл. /Жизнь и творчество Х.Такташа.

Һ.Такташ «Мокамай» поэмасы./ Ознакомление с произведением «Мокамай».. «Поэма» төшенчәсе./ значение слова «поэма».




25

Әкияттәге ике бала кебек... / Как в сказке...

«Мокамай» поэмасы. / Цена дружбы в поэме

Эстетический идеал.




26

Бәхетне, шатлыкны сакларга кирәк. / Надо хранить всё хорошее

Р.Харис «Серле алан» пьесасы. / Творчество Р.Хариса. Ознакомление с пьесой «Секретная поляна».

Понятия «диалог»,«монолог»,

«символический образ» .




27

Дус булуга ни җитә. / Дружбе нет цены...

Э.Шәрифуллина «Дуслык, чын дуслык» шигыре. Ш.Галиев «Дуслык балы» шигыре. / Ознакомление со стихотворениями «Мед дружбы» Ш.Галиева, «Дружба, настоящая дружба» Э.Шарифуллиной.





Көлке көлә килә.../ Сатира.


28

Шәүкәт Галиев — юмор остасы. / Ш.Галиев- мастер юмора

Ш.Галиев «Курыкма, тимим!», «Атлап чыктым Иделне» шигырьләре. / Стихотворения Ш.Галиева «Перешагнул через Волгу», «Не бойся, не трону».




29

Ф.Шәфигуллин «Ике тиен акча» хикәясе. Ф.Шәфигуллин «Акбай белән Карабай» хикәясе/ Творчество Ф.Шафигуллина. Ознакомление с его произведениями «Две копейки», «Акбай и Карабай».




30

В.Радлов «Шаян кеше» хикәясе./ В. Радлов. Просветительские идеи. Ознакомление с его рассказом «Шутник».





Һәр фасылың гүзәл, табигать!

Времена года


31

Җәйге иртә./ Летнее утро

Р.Әхмәтҗанов «Иртә әле...» шигыре, «пейзаж» төшенчәсе./ Изучение стихотворения Р.Ахметзянова «Рано ещё». Описание пейзажа




32

Дөнья матур булсын өчен, әни кирәк./ Пусть всегда будет мама!

Г.Рәхим «Апрель» хикәясе, «портрет» төшенчәсе / Рассказ Г.Рахима «Апрель».




33

Көтеп алган Сабантуй./ Сабантуй- любимый народный праздник

Г.Бәширов «Язгы сабан туйлары» әсәре./ Жизнь и творчество Г. Баширова. Изучение отрывка из повести «Родная сторона – колыбель моя»: «Весенние сабантуи».




34

Л.Фәттахов «Сабантуй» картинасы./ Ознакомление с картиной Л. Фаттахова «Сабантуй».




35

Кабатлау, йомгаклау.













22