ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА “РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (ТАТАРСКАЯ)” В 6 КЛАССЕ
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: любовь и уважение Отечеству, чувство гордости за свою Родину, знание истории языка, культуры родного края, основ культурного наследия Татарстана, народов России и всего человечества, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства долга и ответственности перед Родиной;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего культурное, социальное, духовное многообразие явлений;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; культурным, языковым, религиозным ценностям народов России и всего мира;
• формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом познавательных интересов;
• самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего эмоционального состояния; соблюдение норм поведения в социуме; владение умениями совместной деятельности в полиэтническом коллективе; оценка своей деятельности с точки зрения нравственных норм и эстетических ценностей; использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина полиэтнического, поликонфессионального государства;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом религиозных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического осознания через освоение художественного и культурного наследия народов Татарстана, России и всего мира.
Метапредметные результаты
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижений целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• умение читать и понять суть художественного произведения, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей, потребностей;
• умение строить связанное речевое высказывание в зависимости от типа коммуникации и ситуации;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
• понимание ключевых проблем изученных произведений татарского фольклора, фольклора народов России и всего мира; татарской классической и современной литературы, литературных взаимосвязей и взаимовлияний;
• осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров; проведение смыслового анализа текста; использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при обсуждении художественного произведения;
• умение пересказать содержание прозаического произведения или отрывка, используя цитаты из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;
• умение устанавливать связи между фольклорными и художественными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);
• владение навыками сопоставления произведений татарской литературы с произведениями литератур других народов и этносов самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для самостоятельного анализа;
• владение монологической и диалогической речью; умение вступать в речевое общение; участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение); создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию;
• использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
• использование приобретенных знаний и умений за рамками учебного процесса, то есть в практической деятельности и повседневной жизни.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
«РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА ( ТАТАРСКАЯ)» В 6 КЛАССЕ
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образованияс учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.
Работая с литературным текстом ученик научится:
определять главную тему, общую цель или назначение текста;
выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
определять назначение разных видов текстов;
ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
различать темы и подтемы специального текста;
выделять не только главную, но и избыточную информацию;
прогнозировать последовательность изложения идей текста;
сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Ученик получит возможность научиться:
анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Ученик научится:
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
интерпретировать текст:
сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
делать выводы из сформулированных посылок;
выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Ученик получит возможность научиться:
выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
Ученик научится:
связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
находить доводы в защиту своей точки зрения;
откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Ученик получит возможность научиться:
критически относиться к рекламной информации;
находить способы проверки противоречивой информации;
определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.
Изучая устное народное творчество,
Ученик научится:
осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
видеть черты татарского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;
учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.
Ученик получит возможность научиться:
сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом татарского и своего народов);
рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;
сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Изучая татарскую литературу XX в. , ученик научится:
осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Содержание учебного предмета
« родная литература (татарская)» в 6 классе
1. Мифтан – чынбарлыкка. / От мифа к реальности.
Происхождение мифов, их классификация. Мифы разных народов: «Шүрәле» /«Шурале», «Су иясе» /«Водяная», «Өй иясе» /«Домовой», «Дедал и
Икар», «Албасты» / «Демон». Пьеса «Албасты» / «Демон» Р. Батуллы.
Пословицы и поговорки. Отражение в них народной психологии и идеалов.
Повторить мифы, пословицы и поговорки. Тест.
2. Милли моңнар. / Народные мелодии.
Народные песни. Их виды: исторические песни, обрядовые песни, игровые песни и др. Историческая песня «Көзге ачы җилләрдә» / «Осенние холодные ветра», игровая песня «Кария - Закария». Ритм, рифма игровых песен.
Стихотворения «Туган тел» / «Родной язык», «Туган авыл» / «Родная деревня» Г. Тукая. Роль мотивов народных песен.
Повторение пройденного. Тест.
3. Кеше кадере. / Ценность человека.
Изучение стихотворения «Өч матур сүз»/ «Три прекрасных слова» Н. Исанбет, басни «Әтәч белән Сандугач» /«Петух и соловей», стихотворения «Ана» / «Мать» М. Гафури.
Изучение поэмы-сказки «Шүрәле» /«Шурале» Г.Тукая. Идейно-эстетический идеал автора, мифологический сюжет произведения.
Сценическая жизнь поэмы–сказки. Балет по поэме «Шурале» Г.Тукая (композитор Ф.Яруллин).
Творчество М. Джалиля. Изучение стихотворения из цикла «Моабитские тетради»: «Чәчәкләр»/ «Цветы», «Тик булса иде ирек» /«Была бы свобода». Надежда поэта.
Жизнь и творчество А. Еники. Тема родной земли в рассказе «Туган туфрак» /«Родная земля». Замысел автора. Образ главной героини Клары. Образ старика, хранителя ценностей прошлого.
Повторение раздела. Тест.
4. Кыш – табигать могҗизасы. / Чудо природы – зима.
Творческое наследие Г. Ибрагимова. Ознакомление с его рассказом-описанием «Кар ява» / «Снег идет».
Бережное отношение к природе в стихотворениях «Кызыклы хәл» / «Интересный случай» К. Наджми, «Чыршы күлмәкләре» / «Платья ёлки» М. Файзуллиной, «Нәни чыршы» /«Маленькая ёлка» Р. Валиевой.
Проектная работа «Берегите ёлок».
Творчество Т. Миннуллина. Ознакомление с пьесой «Акбай һәм Кыш бабай» / «Акбай и Дед Мороз». Особенности конфликта.
Повторение пройденного. Тест.
5. Аң-белем. / Образование и просвещение.
Научное и литературное творчество Каюма Насыри(1825-1902). Его деятельность по изучению фольклора, этнографии, литературы, истории татар. Фантастический сюжет повести К.Насыри «Әбүгалисина» / «Авиценна». Отражение просветительских идеалов автора.
Музей К. Насыри в деревне Ачасыр Зеленодольского района РТ.
Жизнь и творчество Г. Сабитова. Ознакомление с его рассказом «Чүкеч» / «Молоток». Осознанный выбор профессии.
Изучение стихотворения Г. Зайнашевой «Кем булырга?» / «Кем быть?».
Изучение рассказа «Сәйдәшнең яшьлеге» / «Молодость Сайдаша» М. Латифуллина.
Творчество А. Алиша. Ознакомление с его рассказом «Әни ялга киткәч» / «Когда мама уехала отдыхать».
Творчество Ф. Яруллина. Изучение рассказа «Кояштагы тап» /«Пятно на солнце».
Творчество Р. Файзуллина. Тема матери в литературе. Стихотворение «Бердәнбер» / «Единственная».
Повторение пройденного материала. Обобщение. Тест.
6. Дуслык кадере. / Цена дружбы.
Жизнь и творчество Дардеменда. Рассказ «Ике туган» / «Два брата». Содержание текста, Роль образов природы.
Жизнь и творчество Х. Такташа. Ознакомление с произведением «Мокамай». Эстетический идеал поэта. Цена дружбы.
Многогранная деятельность Р. Хариса. Ознакомление с пьесой «Серле алан» / «Секретная поляна».
Ознакомление со стихотворениями «Дуслык балы» /«Мед дружбы» Ш. Галиева, «Дуслык, чын дуслык» / «Дружба, настоящая дружба» Э. Шарифуллиной. Взаимоотношения между людьми.
Повторение материала, тест.
7. Сатира.
Творчество Ф. Шафигуллина. Ознакомление с его произведениями «Ике тиен акча» / «Две копейки», «Акбай һәм Карабай» / «Акбай и Карабай». Сатирический стиль в произведениях Ф.Шафигуллина.
Музей-квартира писателя в г. Зеленодольске РТ.
Ознакомление с переводами Василия Радлова. Просветительские идеи ученого. Ознакомление с его рассказом «Шаян кеше» / «Шутник».
Чтение стихотворения Ш. Галиева «Атлап чыктым Иделне» / «Перешагнул через Волгу», «Курыкма, тимим» / «Не бойся, не трону».
Повторение материала.Тест.
8. Ел фасыллары. / Времена года.
Изучение стихотворения Р. Ахметзянова «Иртә әле» / «Рано ещё», рассказа Г. Рахима «Апрель».
Жизнь и творчество Г. Баширова. Изучение отрывка из повести «Туган ягым – яшел бишек» / «Родная сторона – колыбель моя»: «Язгы сабан туйлары» / «Весенние сабантуи».
Ознакомление с картиной Л. Фаттахова «Сабантуй». Чтение детского журнала «Сабантуй».
Повторение и обобщение изученного в 6 классе.
Календарно- тематическое планирование по учебному предмету
«Родная литература (татарская)»
Учебник:
А.Р.Мотыйгуллина, Р.Г.Ханнанов, Э.Х.Гизатуллина, “ Татар
әдәбияты” 6 класс, Казан: “Магариф−Вакыт”, 2014 год.
№ | Тема урока, содержание | Время проведения | Примечание |
План | Факт |
Мифлар дөньясыннан — чынбарлыкка От мифа к реальности. Устное народное творчество |
1 | Халык зур ул, әдип ул, шагыйрь ул... Народ и великий, и ученый, и поэт он… Халык авыз иҗаты (әкият, табышмак, мәкаль).Устное народное творчество «Шүрәле»/” Шурале”, «Шүрәлене ничек алдарга?»../ «Как обмануть Шурале?» | | | |
2 | Су асты галәмәтләре./ Приключения под водой. Сущность мифических образов. «Су иясе»/Водяная, «Өй иясе»/Домовой, «Дедал белән Икар» мифлары. «Албасты»/Демон- мифы, Батулланың «Албасты» пьесасы/ пьеса Р.Батуллы “Демон” | | | |
3 | Мәкальләр, әйтемнәр./ Пословицы и поговорки. Отражение в них народной психологии и идеалов. Повторить информацию о мифах, пословицах и поговорках. | | | |
Халык моңнары: җырлата да, елата да... Народные песни. |
4 | Халык җырлары — иң кадерле мирас./ Народные песни Халык авыз иҗатында җыр жанры, йола җырлары/ Народные песни. Их виды: исторические песни, обрядовые песни, игровые песни Сөмбелә, Чуклеме бәйрәмнәре./ Песня в структуре празников: «Каравон» (русский), «Сумбеля» (татарской), «Чуклеме» (чувашский) Халык җырларында —тарих чагылышы./ Исторические отражения в народных песнях Тарихи җырлар, «Көзге ачы җилләрдә» җыры./ Историческая песня / «Осенние холодные ветра» | | | |
5 | Уйныйбыз да, җырлыйбыз да. / И поём. И пляшем.. Уен җырлары: «Кәрия-Зәкәрия», «Әпипә»./ Игровая песня «Кария -Закария». Ритм, рифма игровых песен. Шигърияттә —халык көе./ народная музыка в поэзии Г.Тукайның «Туган тел»/ “ Родной язык”, «Туган авыл» / “ Родная деревня”шигырьләре | | | |
6 | Җырсыз кеше — канатсыз кош/ Человек без песни- птица без крыльев Татарстан Республикасының Дәүләт гимны./ Изучение Государственного Гимна Республики Татарстан | | | |
Кадерле син, Кеше туганым! Ценность человека. |
7 | Иң кадерле кешеләр./ О самых близких людях Н.Исәнбәт «Өч матур сүз» шигыре./ Изучение стихотворения «Три прекрасных слова» Н.Исанбет М.Гафури- «Ана» шигыре/ «Мать» М.Гафури. | | | |
8 | Мәсәлләр / Басни М.Гафури, Г.Шамуков, И.И.Крылов мәсәлләре,«сынландыру», «мәсәл»./ “Олицетворение” в баснях М.Гафури, Г.Шамукова | | | |
9 | Барыбызга да таныш Шүрәле/ Всем известный Шурале Г.Тукай иҗаты, «Шүрәле» әкият-поэмасы. / Изучение поэмы-сказки «Шүрәле» / «Шурале» Г.Тукая . Ф.Яруллин«Шүрәле» балеты./ Сценическая жизнь «Шурале» Г.Тукая. Балет (композитор Ф.Яруллин). | | | |
10 | Чәчәкләр — матурлык һәм үлемсезлек символы. / Цветы- символ красоты и жизни М.Җәлил иҗаты, «Чәчәкләр», «Тик булса иде ирек» шигырьләре./ Творчество М.Джалиля. Изучение стихотворений из цикла «Моабитские тетради»: «Цветы», «Была бы свобода». | | | |
11 | Рәхәт булса да торган җир, сагындыра туган ил./ Нет краше родины нашей Ә.Еники иҗаты, «Туган туфрак» хикәясе./ Жизнь и творчество А. Еники, рассказ «Родная земля». Замысел автора. | | | |
Энҗе карлар явып үткән... ( 6 сәгать) Чудо природы – зима |
12 | Энҗе карлар ява./Снегопад Г.Ибраһимов «Кар ява» хикәясе/ Рассказ-описание «Снег идет» Г. Ибрагимова. | | | |
13 | Мәрхәмәтле булыйк! / Будем добродушнее К.Нәҗми «Кызыклы хәл» шигыре./ Бережное отношение к природе в стихотворении «Интересный случай» К.Нажми | | | |
14 | Чыршыларны саклыйк! / Сохраним елочек! М.Фәйзуллина «Чыршы күлмәкләре» шигыре / «Платья ёлки» М.Файзуллиной, Табигать — безнең байлыгыбыз./ Природа- наше богатство Р.Вәлиева «Нәни чыршы» шигыре./ «Маленькая ёлка» Р. Валиевой | | | |
15 | Т.Миңнуллин «Акбай һәм Кыш бабай» пьесасы./ Творчество Т.Миннуллина. Ознакомление с пьесой « «Акбай и Дед Мороз». Особенности конфликта. | | | |
Акыл — тузмас кием, белем — кипмәс кое Образование и просвещение |
16 | Күп укыган —күп белер. / Кто много читает,тот много знает К. Насыйри «Әбүгалисина» әсәре./ Научная и литературная деятельность Каюма Насыри. Фантастический сюжет повести К. Насыри «Авиценна». | | | |
17 | Ни чәчсәң —шуны урырсың./ Что посеешь, то и пожнешь. К.Насыйри «Әбүгалисина» әсәре./ Просветительские идеи автора в произведении «Авиценна». К.Насыйри музейлары. | | | |
18 | Тырышкан — табар, ташка кадак кагар. / Без труда не вытащишь рыбку из пруда Г.Сабитов иҗаты, «Чүкеч» хикәясе, «хикәяләү» төшенчәсе./ Жизнь и творчество Г. Сабитова. Ознакомление с его рассказом «Чүкеч» / «Молоток». | | | |
19 | Эшләгәнең — кешегә, өйрәнгәнең — үзеңә. / Старание и труд все перетрут. А.Алиш «Әни ялга киткәч» хикәясе / Творчество А. Алиша. Рассказ «Когда мама уехала отдыхать». | | | |
20 | Эш кешене тәрбияли, ялкаулык —боза. / Труд кормит, а лень портит. Ф.Яруллин «Кояштагы тап» хикәясе,«притча» төшенчәсе / Творчество Ф. Яруллина. Изучение рассказа «Пятно на солнце» | | | |
21 | Иң элек син Кеше бул, балам! / Самое главное- быть Человеком! Г.Зәйнашева «Кем булырга» шигыре. / Осознанный выбор профессии. Изучение стихотворения Г.Зайнашевой «Кем быть?». Р.Фәйзуллин «Бердәнбер» шигыре./ “ Единственная” Р.Файзуллина | | | |
22 | Моңнар чишмәсе -Салих Сәйдәшев. / С.Сайдашев- знаменитый татарский композитор. М.Латыйфуллин «Сәйдәшнең юл башы» хикәясе/ Изучение рассказа «Молодость Сайдаша» М. Латифуллина | | | |
Илдә илле дустың булсын Цена дружбы. | | 30.11 |
23 | Туган туганга кирәк./ Родные дороже всех Дәрдемәнд «Ике туган» әсәре. / Жизнь и творчество Дардеменда. Рассказ «Два брата». | | | |
24 | Шагыйрь үткән юл. /Жизнь и творчество Х.Такташа. Һ.Такташ «Мокамай» поэмасы./ Ознакомление с произведением «Мокамай».. «Поэма» төшенчәсе./ значение слова «поэма». | | | |
25 | Әкияттәге ике бала кебек... / Как в сказке... «Мокамай» поэмасы. / Цена дружбы в поэме Эстетический идеал. | | | |
26 | Бәхетне, шатлыкны сакларга кирәк. / Надо хранить всё хорошее Р.Харис «Серле алан» пьесасы. / Творчество Р.Хариса. Ознакомление с пьесой «Секретная поляна». Понятия «диалог»,«монолог», «символический образ» . | | | |
27 | Дус булуга ни җитә. / Дружбе нет цены... Э.Шәрифуллина «Дуслык, чын дуслык» шигыре. Ш.Галиев «Дуслык балы» шигыре. / Ознакомление со стихотворениями «Мед дружбы» Ш.Галиева, «Дружба, настоящая дружба» Э.Шарифуллиной. | | | |
Көлке көлә килә.../ Сатира. |
28 | Шәүкәт Галиев — юмор остасы. / Ш.Галиев- мастер юмора Ш.Галиев «Курыкма, тимим!», «Атлап чыктым Иделне» шигырьләре. / Стихотворения Ш.Галиева «Перешагнул через Волгу», «Не бойся, не трону». | | | |
29 | Ф.Шәфигуллин «Ике тиен акча» хикәясе. Ф.Шәфигуллин «Акбай белән Карабай» хикәясе/ Творчество Ф.Шафигуллина. Ознакомление с его произведениями «Две копейки», «Акбай и Карабай». | | | |
30 | В.Радлов «Шаян кеше» хикәясе./ В. Радлов. Просветительские идеи. Ознакомление с его рассказом «Шутник». | | | |
Һәр фасылың гүзәл, табигать! Времена года |
31 | Җәйге иртә./ Летнее утро Р.Әхмәтҗанов «Иртә әле...» шигыре, «пейзаж» төшенчәсе./ Изучение стихотворения Р.Ахметзянова «Рано ещё». Описание пейзажа | | | |
32 | Дөнья матур булсын өчен, әни кирәк./ Пусть всегда будет мама! Г.Рәхим «Апрель» хикәясе, «портрет» төшенчәсе / Рассказ Г.Рахима «Апрель». | | | |
33 | Көтеп алган Сабантуй./ Сабантуй- любимый народный праздник Г.Бәширов «Язгы сабан туйлары» әсәре./ Жизнь и творчество Г. Баширова. Изучение отрывка из повести «Родная сторона – колыбель моя»: «Весенние сабантуи». | | | |
34 | Л.Фәттахов «Сабантуй» картинасы./ Ознакомление с картиной Л. Фаттахова «Сабантуй». | | | |
35 | Кабатлау, йомгаклау. | | | |
22