Рабочая программа по родному языку (русскому языку )
(базовый уровень)
1 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1 класса общеобразовательной школы разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа «Родной (русский) язык» является составляющей предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке».
Место учебного предмета в учебном плане
В 1 классе на изучение курса родного русского языка отводится 16 ч (1 ч в неделю, 16 учебных недель во 2 полугодии).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы:
Секреты речи и текста
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нем наиболее существенные факты.
Язык в действии
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя;
понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника – в памятках) при работе с учебным материалом;
высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Познавательные УУД:
целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя;
понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию;
преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму под руководством учителя;
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);
осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).
Коммуникативные УУД:
слушать собеседника и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
принимать участие в диалоге;
задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
принимать участие в работе парами и группами;
признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Личностные результаты
Ученик получит возможность научиться:
испытывать чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
положительному отношению к урокам русского языка;
уважительному отношению к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
первоначальным навыкам сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. Секреты речи и текста (8 ч)
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).
Раздел 2. Язык в действии (8 ч)
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения.
Звукопись в стихотворном художественном тексте.
Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№п/п | Наименование темы (раздела) | Количество часов на изучение |
1. | Секреты речи и текста | 8ч |
2. | Язык в действии | 8ч |
| Итого | 16 ч |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
план | коррекция |
Раздел 1. Секреты речи и текста – 8 часов |
1 | Как люди общаются друг с другом. Предмет и слово. Слова, называющие предметы. Слова, называющие действия. Слова, называющие признаки. | 1 | | |
2 | Связь слов и высказываний. Служебные слова. Общение. Устная и письменная речь. | 1 | | |
3 | Гласные и согласные звуки. Ударение. Звонкие и глухие согласные звуки. Твердые и мягкие согласные звуки. Вежливые слова. | 1 | | |
4 | Вежливые слова. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно отблагодарить?) | 1 | | |
5 | Как люди приветствуют друг друга Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми | 1 | | |
6 | Зачем людям имена Имена в малых жанрах фольклора | 1 | | |
7 | Спрашиваем и отвечаем. | 1 | | |
8 | Цели и виды вопросов (вопрос уточнение, вопрос как запрос на новое содержание) | 1 | | |
Раздел 2. Язык в действии – 8 часов |
9 | Выделяем голосом важные слова. | 1 | | |
10 | Роль логического ударения. | 1 | | |
11 | Роль логического ударения. | 1 | | |
12 | Как можно играть звуками | 1 | | |
13 | Звукопись в стихотворном художественном тексте | 1 | | |
14 | Где поставить ударение | 1 | | |
15 | Где поставить ударение | 1 | | |
16 | Смыслоразличительная роль ударения | 1 | | |
7