Рабочая программа на 2017 - 2018 учебный год
Ф. И. О. учителя Запольских Людмила Александровна
Предмет Русская словесность
Классы 7 А, 7 Г
Программа Русская словесность. От слова к словесности. 5 - 9 классы (автор Р. И. Альбеткова) / Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5 - 11 классы, 10 - 11 классы / Сост. Е. И. Харитонова. - М.: Дрофа, 2014
Учебник Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений:. - М.: Дрофа, 2014
Методические материалы: Альбеткова Р. И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. От слова к словесности» 7 класс. - М.: Дрофа, 2001; Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности. 7 класс: рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 2009; Львова С. И. Уроки словесности. 5—9 кл.: Пособие для учителя. — М., 2007; словари и справочники; методические газеты и журналы
Цифровые образовательные ресурсы и электронные учебники - Видеоматериалы
Количество часов: всего по учебному плану - 35, контрольных уроков -
Пояснительная записка.
Рабочая программа по элективному курсу для 7 класса разработана на основе программы «Русская словесность. От слова к словесности» под редакцией Р.И.Альбетковой.-М.:Дрофа, 2010 к учебнику Альбетковой Р. И. Русская словесность. От слова к словесности. Программа по основам русской словесности для 5-9 классов соотнесена с программами по русскому языку и литературе. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение с т р о я яз ы к а, то программа по словесности — изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определенных писателей, то программа по словесности — прежде всего как явления искусства слова.
Основная цель русской словесности в 7 классе: помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества.
Эта цель обуславливает следующие задачи:
На уроках словесности ученик должен изучить законы употребления языка, его лексические, фонетические, словообразовательные, грамматические средства, формы словесного выражения содержания, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных родов и видов — все, что выработано народом - творцом словесности — на протяжении веков его развития.
На уроках словесности, читая художественное произведение и рассматривая его в жанровородовой специфике, ученик должен овладеть умением самостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань, идя от словесной организации к образу, сюжету, композиции, идее, учится осмысливать все компоненты содержания и формы во взаимосвязи и воспринимать произведение как целостное явление искусства слова.
3. На уроках словесности школьник должен научиться использовать опыт изучения языка как материала словесности и различных видов произведений словесности для выражения собственных мыслей и чувств, учится творческом у употреблению родного языка.
Программа строится на том же количестве часов, которое отводится в настоящее время на курс русской словесности в 7 классе, и содержит в основном традиционные для школы разделы и понятия.
Для достижения поставленных целей используется учебный комплекс:
Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности: учебник для 7 кл. общеобразоват. учреждений. – М, Дрофа, 2013
2.Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности: Рабочая тетрадь. М.,2012
Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений РФ на изучение русской словесности в 7 классе отводится 35 уроков из расчета 1 час в неделю.
Формы организации учебного процесса: дифференцированная и индивидуальная, самостоятельная, парная и групповая работа, индивидуальный, фронтальный, комбинированный опросы, элементы программированного обучения (алгоритмы, перфокарты), зачеты.
Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений и навыков: тесты, контрольные, самостоятельные работы, словарные, объяснительные, комментированные диктанты, диктанты «Проверь себя», задания творческого характера.
В данных классах на уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, технологии уровневой дифференциации обучения, игровые технологии, обучение с применением опорных конспектов и ИКТ.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса.
К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приёмы словесного выражения содержания;
- определять тему и основную мысль произведения;
- различать разговорный язык и разновидности литературного языка, их употребление;
- создавать тексты официально-делового, научного и публицистического стилей;
- рассказывать о событии с использованием диалога;
- создавать собственный сказ, устный монолог в научном стиле;
- употреблять стилистически окрашенные слова в речи;
- создавать стилизацию и пародии;
- различать роды словесности, определять вид и жанр произведения;
- видеть особенности словесного выражения содержания в разных родах и видах народной словесности, своеобразие стиля в различных библейских текстах;
- понимать характер литературного героя с учётом всех средств его изображения;
- писать сочинение: характеристика героя и сравнительная характеристика нескольких героев;
- писать сочинение-эссе по лирическому произведению;
- создавать режиссёрский план эпизода, сценки с использованием языковых средств драматического рода словесности;
- писать сочинение: анализ эпизода пьесы; сочинение-рассуждение о героях баллады и поэмы;
- использовать мотивы народной словесности в собственном литературном творчестве;
- выразительно читать эпические и лирические произведения.
В ходе освоения содержания образования по русскому языку учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
- выполнение различных заданий исследовательского характера;
- умение работать самостоятельно, в группе, вместе с классом;
- изложение своих мыслей ясно, точно, и грамотно в устной и письменной речи;
- поиск, систематизация, анализ и классификация информации, использование разнообразных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Поурочное планирование по русской словесности 7 класс
( автор программы Альбеткова Р. И. )
Учеб. неде ля | Тема урока | Демонстрация (наглядность, TCO) | Педагогические условия реализации | Проектная и исследовательская деятельность | Формы контроля |
Слово и словесность (1ч) |
1 | Значение языка в жизни человека. | Учебник, словари лингвистические, литературоведческие | Знать, что такое словесность; уметь работать со словарями различных типов; уметь сравнивать произведения искусства слова и изобразительного искусства. Работа со словарями различного типа. | | |
Разновидности употребления языка (3ч) |
2. | Разговорный язык, его особенности и разновидности | Учебник | Уметь отличать разговорный язык от книжного, узнавать черты каждой из разновидностей разговорного языка и функциональных стилей литературного языка. Составление схемы соотношения разговорного языка и литературного | | |
3. | Стили литературного языка. | Учебник | Уметь давать характеристику стилям речи, отличать их. | Устные сообщения | |
4 | Язык художественной литературы | Учебник | Знать особенности языка художественной литературы. | | |
Формы словесного выражения (4ч) |
5. | Формы словесного выражения в нехудожественных видах письменности | Учебник | Уметь видеть содержание, выраженное в определенной словесной форме. | | |
6 | Формы словесного выражения в художественном произведении. | Учебник | Знать разные формы словесного выражения в художественной словесности, как-то: повествование, описание, рассуждение; сказ; ритм; интонация. | | |
7 | Стихи и проза, их различие. | Учебник аудиозапись | Выразительные возможности всех форм словесного выражения; выразительные возможности стихотворной и прозаической форм словесности. | | |
8. | Значение традиций в стихотворной речи | Учебник | Выразительные возможности стихотворной формы словесности | | |
Стилистическая окраска слова. Стиль. (3ч) |
9. | Стилистические возможности лексики и фразеологии. | Учебник | Знать стилистические возможности лексики и фразеологии, уметь их использовать в анализе текста. | | |
10 | Стилистические возможности грамматики | Учебник | Знать стилистические возможности частей речи Определение стилистических возможностей существительных, прилагательных, глаголов; понятие о стилизации и пародии | | |
11. | Стилизация и пародия | Учебник | Знать, что такое стилизация и пародия Наблюдение за примерами стилизации и пародии у Зощенко и Гоголя. Выразительное чтение. | | |
Роды, виды и жанры произведений словесности. (1ч) |
12. | Три рода словесности. Понятия рода, вида, и жанра. | Учебник | Знать: различение родов словесности. Уметь: определять виды и жанры произведения. Работа с текстом | | |
Устная народная словесность, её виды и жанры. (3ч) |
13. | Эпические виды народной словесности | Презентации | Знать жанровые особенности произведений устного народного творчества. Терминологический диктант. | | |
14. | Лирические виды народной словесности. | Презентации | Знать особенности лирических жанров фольклора. | | |
15. | Драматические виды народной словесности. | Презентации | Театр Петрушки, раек, народная драма - Драматические виды фольклора. Знать особенности драматического вида устной народной словесности | | |
Духовная литература, ее жанры. (2ч) |
16. | Библия. и жанры библейских книг. | Презентации | Жанры Библии: повесть, притча, проповедь, молитва, послания, псалмы. Знать уникальность жанров Библии. | | |
17. | Использование библейских жанров и стиля в русской литературе. | Учебник Иллюстрации | Наблюдение за использованием библейских жанров в русской литературе. Знать произведения русской литературы, в которых используются библейские жанры. | | |
Эпические произведения, их виды(7ч) |
18. | Виды эпических произведений | Учебник | Знать: виды эпических произведений. Уметь: определять виды эпических произведений Работа с текстом | | |
19. | Басня. | Видеофрагменты | Знать басни и их особенности. Чтение наизусть. | | |
20 | Рассказ, повесть, роман. | Учебник | Знать характеристики романа, повести, рассказа, новеллы и т.д. | | |
21 | Литературный герой в рассказе и повести. | Чехов «Злоумышленник», Пушкин «Метель» | Знать особенности словесного выражения героя в эпическом произведении: повествование, описание. | | |
22. | Пейзаж, интерьер. | Учебник Иллюстрации | Роль пейзажа, интерьера для характеристики героя и рассуждения о герое. | | |
23 | Сюжет рассказа и повести, созданный средствами языка. | Учебник | Показать многообразие сюжетов, дать ответ на вопрос: почему так разнообразны способы построения сюжетов? Знать, что такое сюжет и фабула; уметь находить различие в них; знать этапы сюжета и его назначение. | | |
24 | Композиция рассказа и повести. | Иллюстрации | Знать определение композиции, знать роль внесюжетных элементов и образов; знать роль деталей в художественном произведении | | |
Лирические произведения, их виды (3ч) |
25 | Виды лирических произведений | Учебник | Своеобразие языка лирических произведений, изображение явлений и выражение мыслей и чувств поэта посредством языка в лирике. Уметь читать лирические произведения в их родовой специфике; уметь анализировать стихи. | | |
26. | Композиция лирического стихотворения. | Учебник аудиозапись | Уметь видеть Композицию стихотворения; лирический герой как личность, чьи мысли и чувства выражены в стихотворении. Единицы композиции - слова, строки и строфы; лирический герой. | Анализ стихотворения. | |
27. | Анализ лирического стихотворения. | Учебник | Знать порядок (схему) анализа, учить видеть средства изобразительности | | |
Драматические произведения, их виды (4ч) |
28. | Виды драматического рода словесности | Учебник | Уметь понимать произведения этого рода. | | |
29. | Герои драматического произведения. | Учебник аудиозапись | Знать языковые способы изображения героев драматического произведения: диалог, монолог, слова автора (ремарки). | | |
30-31 | Особенности драматического конфликта, сюжета и композиции. | Учебник | Знать особенности драматического конфликта, сюжета, композиции. | | |
Лиро-эпические произведения, их виды (2ч) |
32 | Лиро-эпические виды и жанры. | Учебник | Знать жанры лиро-эпических произведений | | |
33 | Повести в стихах и стихотворения в прозе. | Учебник | Знать жанры лиро-эпических произведений | | |
Взаимовлияние произведений словесности (2ч) |
34. | Использование чужого слова в произведении. | Учебник | Понимать смысл использования чужого слова в произведениях, уметь передать этот смысл. | | |
35 | Использование сюжетов народной словесности в произведениях русских писателей | Учебник | | | |
| | | | | |
Тематическое планирование по русской словесности 7 класс
№ | Темы | Количество часов | Требования к уровню подготовки обучающихся |
Всего | РР | К/р | Проекты | Знать/ понимать | Уметь | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности |
1. | Слово и словесность | 1 | | | | Словесность как словесное творчество | Понимать значение языка в жизни человечества. Работать с учебником | Воспринимать и понимать текст. Использовать языковые средства выразительности в речи. Участвовать в диалоге по прочитанным произведениям. Понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою Найти нужную информацию по изученным темам Выражать свое отношение к произведениям словесности |
2 | Разновидности употребления языка | 3 | | | | Познакомить с разновидностями разговорного и литературного языка. | Различать литературный и разговорный язык |
3. | Формы словесного выражения | 4 | | | | Образную природу словесного искусства | Определять роль изобразительно-выразительных средств |
4 | Стилистическая окраска слова. Стиль. | 3 | | | | Что такое слово, его происхождение Основные понятия лексики | Анализировать текст с точки зрения лексики, Работать со словарем, обогащать словарный запас |
5. | Роды, виды и жанры произведений словесности. | 1 | | | | Образную природу словесного искусства | Определять тему, основную мысль, способ связи предложений в тексте |
6. | Устная народная словесность, её виды и жанры. | 3 | | | Презентации | Фольклорные жанры и их языковые особенности | Отличать фольклорные жанры |
7. | Духовная литература, ее жанры. | 2 | | | Презентации | Библия и жанры библейских книг | Анализировать текст с точки зрения формы |
8 | Эпические произведения, их виды | 7 | | | | Особенности литературного эпического произведения | Сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их с точки зрения словесного искусства |
9. | Лирические произведения, их виды | 3 | | | Презентации | Отличие стихов от прозы | Анализировать и создавать эпические, лирические, драматические произведения |
10. | Драматические произведения, их виды | 4 | | | | Особенности литературного драматического произведения | Владеть различными видами пересказа Строить устные и письменные высказывания |
11. | Лиро-эпические произведения, их виды | 2 | | | | Особенности литературного лирического произведения | Анализировать текст. |
12 | Взаимовлияние произведений словесности | 2 | | | | Использование чужого слова в произведении | Презентовать результаты своего литературного творчества |
| Итого | 35 | | | | | | |
Контрольно-измерительные материалы по словесности
7 класс
Итоговая контрольная работа
Цель: выявить уровень освоенности изученных терминов.
Терминологический диктант
АЛЛЕГОРИЯ (от греч. - иносказание) — литературный прием, основой которого является иносказание: изображение отвлеченного понятия или суждения при помощи конкретного образа, наделенного жизненными реалиями.
АЛЛИТЕРАЦИЯ (от лат. - созвучие) — один из старейших приемов звукописи в поэзии и прозе, достигающий их выразительности за счет повторения согласных звуков, чаще всего в начале слова
АМФИБРАХИЙ (от греч. - с двух сторон краткий) — в русском силлабо-тоническом стихосложении - размер, образуемый стопами из трех слогов, где на втором месте находится ударный слог, а на первом и третьем - безударные.
АНАПЕСТ - стихотворный размер, основанный на трехсложной стопе с ударением на последнем слоге.
АССОНАНС (от фр. - созвучие, лат. - откликаюсь) — Повторение в поэтическом произведении гласных звуков, преимущественно ударных; всякое повторение одинаковых или похожих гласных звуков в тексте
БАЛЛАДА (фр., от прованс. - танцевальная песня) — жанр лирической поэзии, носящий повествовательный, сюжетный характер.
ВЕРЛИБР (от фр. - свободный стих) — стих, не имеющий размера и рифмы и отличающийся от прозы членением на строки, графически расположенные как стихотворные и соотносимые между собой при помощи ритма и звуков.
ДАКТИЛЬ — (от греч. - палец) в силлабо-тоническом стихосложении - трехсложный размер, образуемый стопами из трех слогов, первый из которых обязательно является ударным.
ИНВЕРСИЯ (от лат. - переворачивание, перестановка) — нарушение или изменение общепринятого порядка слов в речи; перестановка частей фразы придает речи своеобразный выразительный оттенок.
КОМПОЗИЦИЯ (от лат. - складывание, построение) — одна из формальных сторон литературного произведения: соответствующее расположение деталей в крупных частях текста и их взаимное соотношение.
КУЛЬМИНАЦИЯ (от лат. - вершина) — момент наивысшего напряжения в развитии действия словесно-художественного произведения, когда происходит перелом, решающее столкновение изображенных характеров и обстоятельств, после которого сюжет произведения движется к завершению.
МЕТАФОРА (от греч. - перенос) — один из основных тропов художественной речи, основанный на сходстве или контрасте различных явлений; нередко используется в обыденной речи. Метафорическим слово или словосочетание становится тогда, когда оно употребляется не в прямом, а в переносном значении. В основе метафоры лежит сравнение предмета с другим на основании общих для обоих признаков.
НОВЕЛЛА (от итал. - новость) — жанр повествовательной литературы, небольшой по объему рассказ, отличающийся от обычного рассказа острым, нередко парадоксальным сюжетом, четкостью композиции, отсутствием описательности, словесной отточенностью и неожиданной концовкой. Жанр сложился в Италии в эпоху Возрождения.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ — перенесение человеческих чувств, мыслей и речи на неодушевленные предметы и явления, а также при описании животных.
ПАРОДИЯ (от греч. - перепев) — комическое воспроизведение и высмеивание стилистических приемов какого-либо писателя, карикатурное подчеркивание особенностей его творческой манеры, подражание его конкретному произведению или группе художественных, публицистических, литературно-критических и литературоведческих текстов.
ПРИТЧА — небольшой рассказ в стихах или прозе в аллегорической, назидательной форме.
СТРОФА (от греч. - кружение, поворот) — сочетание стихов (строк), объединенных между собой каким-либо формальным признаком (рифмовкой, количеством и т.п.), который периодически повторяется и составляет ритмико-синтаксическое целое, отделенное от смежных стихосочетаний графически выделенной и заметной на слух паузой.
ХОРЕЙ (от греч. - хор, пляска, хоровод) — в русском силлабо-тоническом стихосложении - размер, образуемый стопами из двух слогов, где ударный слог предшествует безударному.
ЦИТАТА (от лат. - привожу, вызываю) — дословное включение автором в собственный текст фрагмента из другого текста.
ЭПИГРАММА (от греч. - надпись) — родившаяся из античных надписей на памятниках, подарках и т.д., объясняющих их значение; форма коротких сатирических стихотворений с почти непременной остротой в конце.
ЭПИГРАФ (от греч. - надпись) — короткий текст, представляющий собой изречение, точную или измененную цитату, предпосланную автором сочинению или его части.
ЭПИТЕТ (от греч. - приложение) — образное определение какого-либо предмета, явления или лица, выраженное обычно метафорическим прилагательным, но иногда и наречием, именем существительным, числительным, глаголом.
ЭПИЗОД (от греч. - вставка, привходящее, постороннее) — небольшая и относительно самостоятельная часть литературно-художественного произведения (романа, повести, рассказа, очерка, пьесы, поэмы), фиксирующая один законченный момент действия, происходящего между двумя и более персонажами в одном месте и на протяжении ограниченного временного промежутка, или повествующая о поступке одного из героев. Небольшие происшествия или крупное событие часто определяют развитие фабулы.
ЯМБ (от греч. - музыкальный инструмент) — в русском силлабо-тоническом стихосложении - размер, образуемый стопами из двух слогов, где ударный слог следует за безударным
Критерии оценивания:
Баллы | Степень выполнения задания |
1 | Менее чем на балл «2» (4 и менее слов) |
2 | Выполнено не менее 20 % предложенных заданий (5 слов) |
3 | Выполнено не менее 30 % предложенных заданий (7 слов) |
4 | Выполнено не менее 40 % предложенных заданий (10 слов) |
5 | Выполнено не менее 50 % предложенных заданий (12 слов) |
6 | Выполнено не менее 60 % предложенных заданий (14 слов) |
7 | Выполнено не менее 70 % предложенных заданий (17 слов) |
8 | Выполнено не менее 80 % предложенных заданий (19 слов) |
9 | Выполнено не менее 90 % предложенных заданий (22 слова) |
10 | Выполнены все предложенные задания |
Оценка «5» за диктант ставится, если набрано 9-10 баллов.
Оценка «4» ставится, если набрано 6-8 баллов.
Оценка «3» ставится, если набрано 3-5 баллов.
Оценка «2» ставится, если набрано 1-2 балла.