СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русской словесности для 7 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое планирование по русской словесности для 7 класса (Альбеткова Р.И.)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русской словесности для 7 класса»



Рабочая программа на 2017 - 2018 учебный год



Ф. И. О. учителя Запольских Людмила Александровна

Предмет Русская словесность

Классы 7 А, 7 Г

Программа Русская словесность. От слова к словесности. 5 - 9 классы (автор Р. И. Альбеткова) / Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5 - 11 классы, 10 - 11 классы / Сост. Е. И. Харитонова. - М.: Дрофа, 2014

Учебник Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений:. - М.: Дрофа, 2014

Методические материалы: Альбеткова Р. И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. От слова к словесности» 7 класс. - М.: Дрофа, 2001; Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности. 7 класс: рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 2009; Львова С. И. Уроки словесности. 5—9 кл.: Пособие для учителя. — М., 2007; словари и справочники; методические газеты и журналы

Цифровые образовательные ресурсы и электронные учебники - Видеоматериалы

Количество часов: всего по учебному плану - 35, контрольных уроков -



Пояснительная записка.


Рабочая программа по элективному курсу для 7 класса разработана на основе программы «Русская словесность. От слова к словесности» под редакцией Р.И.Альбетковой.-М.:Дрофа, 2010 к учебнику Альбетковой Р. И. Русская словесность. От слова к словесности. Программа по основам русской словесности для 5-9 классов соотнесена с программами по русскому языку и литературе. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение с т р о я яз ы к а, то программа по словесности — изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определенных писателей, то программа по словесности — прежде всего как явления искусства слова.


Основная цель русской словесности в 7 классе: помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества.

Эта цель обуславливает следующие задачи:

  1. На уроках словесности ученик должен изучить законы употребления языка, его лексические, фонетические, словообразовательные, грам­матические средства, формы словесного выражения содержания, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных родов и видов — все, что выработано народом - творцом словесности — на протяжении веков его развития.

  2. На уроках словесности, читая художественное произведение и рассматривая его в жанровородовой специфике, ученик должен овладеть умением самостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань, идя от словесной организации к образу, сюжету, композиции, идее, учится осмысливать все компоненты содержания и формы во взаимосвязи и воспринимать произведение как целостное явление искусства слова.

3. На уроках словесности школьник должен научиться использовать опыт изучения языка как материала словесности и различных видов произведений словесности для выражения собственных мыслей и чувств, учится творческом у употреблению родного языка.


Программа строится на том же количестве часов, которое отводится в настоящее время на курс русской словесности в 7 классе, и содержит в основном традиционные для школы разделы и понятия.

Для достижения поставленных целей используется учебный комплекс:

  1. Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности: учебник для 7 кл. общеобразоват. учреждений. – М, Дрофа, 2013

2.Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности: Рабочая тетрадь. М.,2012

Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений РФ на изучение русской словесности в 7 классе отводится 35 уроков из расчета 1 час в неделю.


Формы организации учебного процесса: дифференцированная и индивидуальная, самостоятельная, парная и групповая работа, индивидуальный, фронтальный, комбинированный опросы, элементы программированного обучения (алгоритмы, перфокарты), зачеты.

Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений и навыков: тесты, контрольные, самостоятельные работы, словарные, объяснительные, комментированные диктанты, диктанты «Проверь себя», задания творческого характера.

В данных классах на уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, технологии уровневой дифференциации обучения, игровые технологии, обучение с применением опорных конспектов и ИКТ.


Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса.


К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • - самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приёмы словесного выражения содержания;

  • - определять тему и основную мысль произведения;

  • - различать разговорный язык и разновидности литературного языка, их употребление;

  • - создавать тексты официально-делового, научного и публицистического стилей;

  • - рассказывать о событии с использованием диалога;

  • - создавать собственный сказ, устный монолог в научном стиле;

  • - употреблять стилистически окрашенные слова в речи;

  • - создавать стилизацию и пародии;

  • - различать роды словесности, определять вид и жанр произведения;

  • - видеть особенности словесного выражения содержания в разных родах и видах народной словесности, своеобразие стиля в различных библейских текстах;

  • - понимать характер литературного героя с учётом всех средств его изображения;

  • - писать сочинение: характеристика героя и сравнительная характеристика нескольких героев;

  • - писать сочинение-эссе по лирическому произведению;

  • - создавать режиссёрский план эпизода, сценки с использованием языковых средств драматического рода словесности;

  • - писать сочинение: анализ эпизода пьесы; сочинение-рассуждение о героях баллады и поэмы;

  • - использовать мотивы народной словесности в собственном литературном творчестве;

  • - выразительно читать эпические и лирические произведения.

В ходе освоения содержания образования по русскому языку учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

  • - выполнение различных заданий исследовательского характера;

  • - умение работать самостоятельно, в группе, вместе с классом;

  • - изложение своих мыслей ясно, точно, и грамотно в устной и письменной речи;

  • - поиск, систематизация, анализ и классификация информации, использование разнообразных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Поурочное планирование по русской словесности 7 класс

( автор программы Альбеткова Р. И. )



Учеб.

неде

ля

Тема урока

Демонстрация

(наглядность, TCO)

Педагогические условия реализации

Проектная и

исследовательская деятельность

Формы контроля

Слово и словесность (1ч)

1

Значение языка в жизни человека.


Учебник, словари лингвистические, литературоведческие

Знать, что такое словесность; уметь работать со словарями различных типов; уметь сравнивать произведения искусства слова и изобразитель­ного искусства. Работа со словарями различного типа.



Разновидности употребления языка (3ч)

2.

Разговорный язык, его особенности и разновидности

Учебник

Уметь отличать разговорный язык от книжного, узнавать черты каждой из разновидностей разговорного языка и функциональных стилей литературного языка. Составление схемы соотношения разговорного языка и литературного



3.

Стили литературного языка.

Учебник

Уметь давать характеристику стилям речи, отличать их.

Устные сообщения


4

Язык художественной литературы

Учебник

Знать особенности языка художественной литературы.



Формы словесного выражения (4ч)

5.

Формы словесного выражения в нехудожественных видах письменности

Учебник

Уметь видеть содержание, выраженное в определенной словесной форме.



6

Формы словесного выражения в художественном произведении.

Учебник

Знать разные формы словесного выражения в художественной словесности, как-то: повествование, описание, рассуждение; сказ; ритм; интонация.



7

Стихи и проза, их различие.

Учебник

аудиозапись

Выразительные возможности всех форм словесного выражения; выразительные возможности стихотворной и прозаической форм словесности.



8.

Значение традиций в стихотворной речи

Учебник


Выразительные возможности стихотворной формы словесности



Стилистическая окраска слова. Стиль. (3ч)

9.

Стилистические возможности лексики и фразеологии.

Учебник

Знать стилистические возможности лексики и фразеологии, уметь их использовать в анализе текста.



10

Стилистические возможности грамматики

Учебник

Знать стилистические возможности частей речи

Определение стилистических возможностей существительных, прилагательных, глаголов; понятие о стилизации и пародии



11.

Стилизация и пародия

Учебник

Знать, что такое стилизация и пародия

Наблюдение за примерами стилизации и пародии у Зощенко и Гоголя. Выразительное чтение.



Роды, виды и жанры произведений словесности. (1ч)

12.

Три рода словесности. Понятия рода, вида, и жанра.

Учебник

Знать: различение родов словесности. Уметь: определять виды и жанры произведения. Работа с текстом



Устная народная словесность, её виды и жанры. (3ч)

13.

Эпические виды народной словесности

Презентации

Знать жанровые особенности произведений устного народного творчества. Терминологический диктант.



14.

Лирические виды народной словесности.

Презентации

Знать особенности лирических жанров фольклора.



15.

Драматические виды народной словесности.

Презентации

Театр Петрушки, раек, народная драма -

Драматические виды фольклора. Знать особенности драматического вида устной народной словесности



Духовная литература, ее жанры. (2ч)

16.

Библия. и жанры библейских книг.

Презентации

Жанры Библии: повесть, притча, проповедь, молитва, послания, псалмы. Знать уникальность жанров Библии.



17.

Использование библейских жанров и стиля в русской литературе.

Учебник

Иллюстрации

Наблюдение за использованием библейских жанров в русской литературе. Знать произведения русской литературы, в которых используются библейские жанры.



Эпические произведения, их виды(7ч)

18.

Виды эпических произведений

Учебник

Знать: виды эпических произведений. Уметь: определять виды эпических произведений Работа с текстом



19.

Басня.

Видеофрагменты

Знать басни и их особенности. Чтение наизусть.



20

Рассказ, повесть, роман.

Учебник

Знать характеристики романа, повести, рассказа, новеллы и т.д.



21

Литературный герой в рассказе и повести.

Чехов «Злоумышленник»,

Пушкин «Метель»

Знать особенности словесного выражения героя в эпическом произведении: повествование, описание.



22.

Пейзаж, интерьер.

Учебник

Иллюстрации

Роль пейзажа, интерьера для характеристики героя и рассуждения о герое.



23

Сюжет рассказа и повести, созданный средствами языка.

Учебник

Показать многообразие сюжетов, дать ответ на вопрос: почему так разнообразны способы построения сюжетов? Знать, что такое сюжет и фабула; уметь находить различие в них; знать этапы сюжета и его назначение.



24

Композиция рассказа и повести.


Иллюстрации

Знать определение композиции, знать роль внесюжетных элементов и образов; знать роль деталей в художественном произведении



Лирические произведения, их виды (3ч)

25

Виды лирических произведений

Учебник

Своеобразие языка лирических произведений, изображение явлений и выражение мыслей и чувств поэта посредством языка в лирике. Уметь читать лирические произведения в их родовой специфике; уметь анализировать стихи.



26.

Композиция лирического стихотворения.

Учебник

аудиозапись

Уметь видеть Композицию стихотворения; лирический герой как личность, чьи мысли и чувства выражены в стихотворении. Единицы композиции - слова, строки и строфы; лирический герой.

Анализ стихотворения.


27.

Анализ лирического стихотворения.

Учебник

Знать порядок (схему) анализа, учить видеть средства изобразительности



Драматические произведения, их виды (4ч)

28.

Виды драматического рода словесности

Учебник

Уметь понимать произведения этого рода.



29.

Герои драматического произведения.

Учебник

аудиозапись

Знать языковые способы изображения героев драматического произведения: диалог, монолог, слова автора (ремарки).



30-31

Особенности драматического конфликта, сюжета и композиции.

Учебник

Знать особенности драматического конфликта, сюжета, композиции.



Лиро-эпические произведения, их виды (2ч)

32

Лиро-эпические виды и жанры.

Учебник

Знать жанры лиро-эпических произведений



33

Повести в стихах и стихотворения в прозе.

Учебник

Знать жанры лиро-эпических произведений



Взаимовлияние произведений словесности (2ч)

34.

Использование чужого слова в произведении.

Учебник

Понимать смысл использования чужого слова в произведениях, уметь передать этот смысл.



35

Использование сюжетов народной словесности в произведениях русских писателей

Учебник











Тематическое планирование по русской словесности 7 класс

Темы

Количество часов

Требования к уровню подготовки обучающихся

Всего

РР

К/р

Проекты

Знать/ понимать

Уметь

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

1.

Слово и словесность

1




Словесность как словесное творчество

Понимать значение языка в жизни человечества. Работать с учебником

Воспринимать и понимать текст.


Использовать языковые средства выразительности в речи.


Участвовать в диалоге по прочитанным произведениям.


Понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою


Найти нужную информацию по изученным темам


Выражать свое отношение к произведениям словесности


2

Разновидности употребления языка

3




Познакомить с разновидностями разговорного и литературного языка.

Различать литературный и разговорный язык

3.

Формы словесного выражения

4




Образную природу словесного искусства

Определять роль изобразительно-выразительных средств

4

Стилистическая окраска слова. Стиль.

3




Что такое слово, его происхождение

Основные понятия лексики

Анализировать текст с точки зрения лексики, Работать со словарем, обогащать словарный запас

5.

Роды, виды и жанры произведений словесности.

1




Образную природу словесного искусства

Определять тему, основную мысль, способ связи предложений в тексте

6.

Устная народная словесность, её виды и жанры.

3



Презентации

Фольклорные жанры и их языковые особенности

Отличать фольклорные жанры

7.

Духовная литература, ее жанры.

2



Презентации

Библия и жанры библейских книг

Анализировать текст с точки зрения формы

8

Эпические произведения, их виды

7




Особенности литературного эпического произведения

Сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их с точки зрения словесного искусства

9.

Лирические произведения, их виды

3



Презентации

Отличие стихов от прозы

Анализировать и создавать эпические, лирические, драматические произведения

10.

Драматические произведения, их виды

4




Особенности литературного драматического произведения

Владеть различными видами пересказа Строить устные и письменные высказывания

11.

Лиро-эпические произведения, их виды

2




Особенности литературного лирического произведения

Анализировать текст.

12

Взаимовлияние произведений словесности

2




Использование чужого слова в произведении

Презентовать результаты своего литературного творчества


Итого

35








Контрольно-измерительные материалы по словесности

7 класс

Итоговая контрольная работа

Цель: выявить уровень освоенности изученных терминов.


Терминологический диктант

АЛЛЕГОРИЯ (от греч. - иносказание) — литературный прием, основой которого является иносказание: изображение отвлеченного понятия или суждения при помощи конкретного образа, наделенного жизненными реалиями.

АЛЛИТЕРАЦИЯ (от лат. - созвучие) — один из старейших приемов звукописи в поэзии и прозе, достигающий их выразительности за счет повторения согласных звуков, чаще всего в начале слова

АМФИБРАХИЙ (от греч. - с двух сторон краткий) — в русском силлабо-тоническом стихосложении - размер, образуемый стопами из трех слогов, где на втором месте находится ударный слог, а на первом и третьем - безударные. 

АНАПЕСТ - стихотворный размер, основанный на трехсложной стопе с ударением на последнем слоге. 

АССОНАНС (от фр. - созвучие, лат. - откликаюсь) — Повторение в поэтическом произведении гласных звуков, преимущественно ударных; всякое повторение одинаковых или похожих гласных звуков в тексте

БАЛЛАДА (фр., от прованс. - танцевальная песня) — жанр лирической поэзии, носящий повествовательный, сюжетный характер. 

ВЕРЛИБР (от фр. - свободный стих) — стих, не имеющий размера и рифмы и отличающийся от прозы членением на строки, графически расположенные как стихотворные и соотносимые между собой при помощи ритма и звуков. 

ДАКТИЛЬ — (от греч. - палец) в силлабо-тоническом стихосложении - трехсложный размер, образуемый стопами из трех слогов, первый из которых обязательно является ударным. 

ИНВЕРСИЯ (от лат. - переворачивание, перестановка) — нарушение или изменение общепринятого порядка слов в речи; перестановка частей фразы придает речи своеобразный выразительный оттенок. 

КОМПОЗИЦИЯ (от лат. - складывание, построение) — одна из формальных сторон литературного произведения: соответствующее расположение деталей в крупных частях текста и их взаимное соотношение. 

КУЛЬМИНАЦИЯ (от лат. - вершина) — момент наивысшего напряжения в развитии действия словесно-художественного произведения, когда происходит перелом, решающее столкновение изображенных характеров и обстоятельств, после которого сюжет произведения движется к завершению. 

МЕТАФОРА (от греч. - перенос) — один из основных тропов художественной речи, основанный на сходстве или контрасте различных явлений; нередко используется в обыденной речи. Метафорическим слово или словосочетание становится тогда, когда оно употребляется не в прямом, а в переносном значении. В основе метафоры лежит сравнение предмета с другим на основании общих для обоих признаков. 

НОВЕЛЛА (от итал. - новость) — жанр повествовательной литературы, небольшой по объему рассказ, отличающийся от обычного рассказа острым, нередко парадоксальным сюжетом, четкостью композиции, отсутствием описательности, словесной отточенностью и неожиданной концовкой. Жанр сложился в Италии в эпоху Возрождения. 

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ — перенесение человеческих чувств, мыслей и речи на неодушевленные предметы и явления, а также при описании животных. 

ПАРОДИЯ (от греч. - перепев) — комическое воспроизведение и высмеивание стилистических приемов какого-либо писателя, карикатурное подчеркивание особенностей его творческой манеры, подражание его конкретному произведению или группе художественных, публицистических, литературно-критических и литературоведческих текстов. 

ПРИТЧА — небольшой рассказ в стихах или прозе в аллегорической, назидательной форме. 

СТРОФА (от греч. - кружение, поворот) — сочетание стихов (строк), объединенных между собой каким-либо формальным признаком (рифмовкой, количеством и т.п.), который периодически повторяется и составляет ритмико-синтаксическое целое, отделенное от смежных стихосочетаний графически выделенной и заметной на слух паузой. 

ХОРЕЙ (от греч. - хор, пляска, хоровод) — в русском силлабо-тоническом стихосложении - размер, образуемый стопами из двух слогов, где ударный слог предшествует безударному.

ЦИТАТА (от лат. - привожу, вызываю) — дословное включение автором в собственный текст фрагмента из другого текста. 

ЭПИГРАММА (от греч. - надпись) — родившаяся из античных надписей на памятниках, подарках и т.д., объясняющих их значение; форма коротких сатирических стихотворений с почти непременной остротой в конце.

ЭПИГРАФ (от греч. - надпись) — короткий текст, представляющий собой изречение, точную или измененную цитату, предпосланную автором сочинению или его части. 

ЭПИТЕТ (от греч. - приложение) — образное определение какого-либо предмета, явления или лица, выраженное обычно метафорическим прилагательным, но иногда и наречием, именем существительным, числительным, глаголом. 

ЭПИЗОД (от греч. - вставка, привходящее, постороннее) — небольшая и относительно самостоятельная часть литературно-художественного произведения (романа, повести, рассказа, очерка, пьесы, поэмы), фиксирующая один законченный момент действия, происходящего между двумя и более персонажами в одном месте и на протяжении ограниченного временного промежутка, или повествующая о поступке одного из героев. Небольшие происшествия или крупное событие часто определяют развитие фабулы. 

ЯМБ (от греч. - музыкальный инструмент) — в русском силлабо-тоническом стихосложении - размер, образуемый стопами из двух слогов, где ударный слог следует за безударным 


Критерии оценивания:

 Баллы

 Степень выполнения задания

1

Менее чем на балл «2» (4 и менее слов)

2

Выполнено не менее 20 % предложенных заданий (5 слов)

3

Выполнено не менее 30 % предложенных заданий (7 слов)

4

Выполнено не менее 40 % предложенных заданий (10 слов)

5

Выполнено не менее 50 % предложенных заданий (12 слов)

6

Выполнено не менее 60 % предложенных заданий (14 слов)

7

Выполнено не менее 70 % предложенных заданий (17 слов)

8

Выполнено не менее 80 % предложенных заданий (19 слов)

9

Выполнено не менее 90 % предложенных заданий (22 слова)

10

Выполнены все предложенные задания

Оценка «5» за диктант ставится, если набрано 9-10 баллов.

Оценка «4» ставится, если набрано 6-8 баллов.

Оценка «3» ставится, если набрано 3-5 баллов.

Оценка «2» ставится, если набрано 1-2 балла.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс