СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 1-4 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 1-4 классы»

Государственное образовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Благовский учебно-воспитательный комплекс им.А.М.Крюкова»




УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГОУ ЛНР

«Благовский учебно-воспитательный

комплекс им.А.М.Крюкова»

Шаповалова Галина Николаевна

_________________










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку


в__1 – 4 классах


базовый уровень





Составители рабочей программы:

Березниченко Оксана Петровна

Буймирская Наталья Владимировна

Березниченко Людмила Прокофьевна

Феденко Любовь Павловна







2018

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по учебному предмету «Русский язык» (1-4 классы, базовый уровень) для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики(Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики № 483 от 27.12.2016), составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОН ЛНР от 21.05.2018 № 495 – од «Об утверждении государственных образовательных стандартов Луганской Народной Республики).

Программа разработана на основе учебников:

«Русский язык. 1 класс» В. П. Канакина, В.Г. Горецкий, – М.: Просвещение, 2016,

«Русский язык. 2 класс» в 2-х частях.В.П.Канакина,В.Г.Горецкий.М.:Просвещение,2016 ;

«Русский язык.3 класс. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2016,в 2 ч.

«Русский язык 4 класс.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. – М.: Просвещение, 2016,в 2 ч.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

- познавательная цель, которая предполагает ознакомление учащихся с

основными положениями науки о языке и формирование на этой основе

знаково-символического восприятия, логического мышления и воображения

учащихся;

- социокультурная цель изучения русского языка включает формирование

коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи,монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного,

безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей необходима особая организация

работы по освоению предметного содержания русского языка – необходима

реализация системно-деятельностного подхода к процессу лингвистического

образования младших школьников.

Общая характеристика учебного предмета

В результате изучения курса русского языка учащиеся при получении

начального общего образования научатся осознавать язык как основное

средство человеческого общения и явление национальной культуры; у них

начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к

русскому языку и стремление к его грамотному использованию. Русский языкстанет для учеников основой всего процесса обучения, средством развития ихмышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

В процессе изучения учащиеся получат возможность реализовать в

устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ)

потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с цельюпоиска необходимой информации в различных источниках для выполненияучебных заданий.

У выпускников, освоивших основную образовательную программу

начального общего образования, будет сформировано отношение к правильнойустной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Ониполучат начальные представления о нормах русского и родного литературногоязыка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевогоэтикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условияхобщения, что станет основой выбора адекватных языковых средств дляуспешного решения коммуникативной задачи при составлении несложныхустных монологических высказываний и письменных текстов. У них будутсформированы коммуникативные учебные действия, необходимые дляуспешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнера, учетразличных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве,стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции,умение задавать вопросы.

Выпускник на уровне начального общего образования:

- научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений

собственного уровня культуры;

- сможет применять орфографические правила и правила постановки

знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и

предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;

- получит первоначальные представления о системе и структуре

русского языка: познакомится с разделами изучения языка – фонетикой и

графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и

синтаксисом; в объеме содержания курса научится находить, характеризовать,сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, частьслова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужитосновой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действийс языковыми единицами.

В результате изучения курса у выпускников, освоивших основную

образовательную программу начального общего образования, будет

сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу испособам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной

учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и

родного языка на следующем уровне образования.

Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамотенаправлено на формирование навыка чтения и основ элементарного

графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию

словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление

грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте

решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координацииустной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечиваетрешение основных задач трёх его периодов: добукварного(подготовительного),букварного (основного) и послебукварного(заключительного).

Добукварный период является введением в систему языкового и

литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивациик учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особоевнимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоят идругие задачи – приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его

значением, с осмысления его номинативной функции в различных

коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания

(значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников

формируются первоначальные представления о предложении, развивается

фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словахразличной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковойанализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить вслове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясьна знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапеформируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдыхи мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие ихбуквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради,ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затемовладевают письмом букв.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных

звуков и их буквенных обозначений, последующих гласных звуков и букв, их

обозначающих; происходит знакомство с гласными звуками, обозначающими

два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая

особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению,усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения:орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю);работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмовсех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов,предложений, небольших текстов.

Послебукварный(заключительный) период — повторительно-

обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется

постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать

про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного,

правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов.

Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения

приветствия, благодарности, прощания и т. д.) на основе чтения и

разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и

грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых

умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот периоддети начинают читать литературные тексты.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка

и литературного чтения.

Систематический курс «Русский язык» представлен в начальной школе

как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между

собой. Это предполагает пристальное внимание к значению и функциям всех

языковых единиц.

После периода обучения грамоте решаются задачи совершенствования

графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному

виду учебной работы.

Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются

параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса.

Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русскогоправописания (без введения терминологии).

Систематический курс русского языка представлен в примерной

программе следующими содержательными линиями:

1.система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и

орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и

синтаксис);

2. орфография и пунктуация;

3. развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее

изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура

программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию

тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание

сложности материала и организует комплексное изучение грамматической

теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников

первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётомвозрастных особенностей младших школьников, а также способствуетусвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии ипунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служатрешению практических задач общения и формируют навыки, определяющиекультурный уровень учащихся как будущих членов общества.

Примерная программа направлена на формирование у младших

школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и

основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения

русского языка как государственного языка, языка межнационального общения.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения,

средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и

творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи визучении русского языка во многом определяют результаты обучения подругим школьным предметам.


Место предмета в учебном плане


Согласно утвержденному учебному плану на изучение русского языка в1 классе отводится 132 часа-4 часа в неделю,33 учебные недели (3 часа – из обязательной части учебного плана и 1 час – из части учебного плана, которая формируется участниками образовательных отношений (увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части).

Во 2 - 4 классе на уроки русского языка отводится 170 ч. – 5 ч. в неделю, 34 учебные недели: 4 часа – из обязательной части учебного плана и 1 час – из части учебного плана, которая формируется участниками образовательных отношений (увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части).

Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Русский язык»

Учебный предмет «Русский язык» обеспечивает достижение

выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты освоения предмета:

У выпускника будут сформированы:

- представление о русском языке как языке его страны;

- осознание языка как средства общения;

- элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного

мотивов изучения русского языка, представление о его богатых возможностях,осознание себя носителем этого языка;

- понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры

человека;

- желание умело пользоваться русским языком.

Выпускник получит возможность для формирования:

- чувства причастности к своей стране и её языку;

- понимания значимости хорошего владения русским языком, развития

коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения;

- выраженного познавательного интереса к русскому языку;

- сознательного отношения к качеству своей речи.

Метапредметные результаты освоения предмета «Русский язык»

Регулятивные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- понимать поставленную учебную задачу;

- планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том

числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи;

- действовать по намеченному плану, а также по инструкциям,

содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т. д.;

- использовать речь для регуляции своих действий;

- контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить

необходимые коррективы;

- оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и

способы преодоления;

- адекватно воспринимать оценку учителя.

Выпускник получит возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и

осуществлять действия для реализации замысла;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности,

понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и

выполнять их.

Познавательные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя,

одноклассников), решая её;

- находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию,

представленную в явном виде;

- самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника,

в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-

познавательных задач;

- находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации

определённых понятий, правил, закономерностей;

- пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками;

- применять разные способы фиксации информации (словесный,

схематичный и др.);

- понимать информацию, представленную в изобразительной,

схематичной, табличной форме;

- переводить её в словесную форму;

- владеть общими способами решения конкретных лингвистических

задач;

- ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических

задач разными способами;

- осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию, группировку

языкового материала по заданным критериям, понимать проводимые аналогии;

- строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-

следственные связи, делать выводы, формулировать их;

- подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения

комплекса существенных признаков.

Выпускник получит возможность научиться:

- осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных

доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);

- находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил,

закономерностей в самостоятельно выбранных источниках;

- делать небольшие выписки из прочитанного для практического

использования;

- осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или

речевой задачи;

- анализировать и характеризовать языковой материал по

самостоятельно определённым параметрам;

- проводить сравнение и классификацию языкового материала,

самостоятельно выбирая основания для этих логических операций.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила

речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться

понять его точку зрения и т.д.);

- задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

- понимать зависимость характера речи (отбора содержания и его

организации, выбора языковых средств) от задачи ситуации общения

(сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать

действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; в устной илиписьменной форме; адресат взрослый или сверстник и т.д.);

- выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на

задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь оясности, точности выражения мысли;

- осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться

проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;

- вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в

совместной деятельности, распределять роли (договариваться), оказывать

взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное

отношение к партнёрам;

- воспроизводитьинформацию, доносить её до других;

- создавать небольшие монологические высказывания с ориентацией на

партнёра, с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая

для них соответствующие языковые средства.

Выпускник получит возможность научиться:

- начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;

- оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во

внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

- инициировать совместную деятельность, распределять роли,

договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем;

- создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме)

для решения различных коммуникативных задач, адекватно строить их и

использовать в них разнообразные средства языка;

- применять приобретённые коммуникативные умения в практике

свободного общения.

Предметные результаты освоения программы «Русский язык»

Общие результаты освоения программы:

Выпускники начальной школы:

- овладеют начальными представлениями о языке как средстве общения, о

принятых правилах культуры речевого поведения, о разновидностях речи, о

системе средств русского языка (фонетических, графических, лексических,

словообразовательных, грамматических), об особенностях общения в устной иписьменной форме, о нормах литературного языка и правилах письма;

- освоят основные понятия и правила из области фонетики, графики,

морфемики, грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста (в объёмеизученного);

- приобретут умение находить, сравнивать, классифицировать,

характеризовать различные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения)по указанным параметрам, конструировать из этих единиц единицы болеевысокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты);

- овладеют основными орфографическими и пунктуационными умениями

и в целом основами грамотного письма (в пределах изученного);

- приобретут опыт изучающего и поискового (при работе со словарями,

справочниками) чтения, а также правильного речевого поведения, создания

собственных высказываний разных видов (в освоенных пределах) с учётом

задач и ситуации общения.

Содержательная линия «Система языка»

Раздел «Фонетика и графика»

Выпускник научится:

– различать звуки и буквы;

– характеризовать звуки русского языка: гласные

ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и

мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;

– пользоваться русским алфавитом на основе знания

последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска

необходимой информации в различных словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться: пользоваться русским

алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для

упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях исправочниках.

Раздел «Орфоэпия»

Выпускник получит возможность научиться:

– соблюдать нормы русского и родного литературного языка в

собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в

объёме представленного в учебнике материала);

– находить при сомнении в правильности постановки ударения или

произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо

обращаться за помощью к учителю, родителям и др.

Раздел «Состав слова (морфемика)»

Выпускник научится:

– различать изменяемые и неизменяемые слова;

– различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

– находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами

окончание, корень, приставку, суффикс.

Выпускник получит возможность научиться:

– выполнять морфемный анализ слова в соответствии с

предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его

выполнения;

– использовать результаты выполненного морфемного анализа для

решения орфографических и/или речевых задач.

Раздел «Лексика»

Выпускник научится:

– выявлять слова, значение которых требует уточнения;

– определять значение слова по тексту или уточнять с помощью

толкового словаря

– подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.

Выпускник получит возможность научиться:

– подбирать антонимы для точной характеристики предметов при

их сравнении;

– различать употребление в тексте слов в прямом и переносном

значении (простые случаи);

– оценивать уместность использования слов в тексте;

– выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения

коммуникативной задачи.

Раздел «Морфология»

Выпускник научится:

– распознавать грамматические признаки слов;

– с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на

какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группеосновных частей речи (имена существительные, имена прилагательные,глаголы).

Выпускник получит возможность научиться:

– проводить морфологический разбор имён существительных, имён

прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оцениватьправильность проведения морфологического разбора;

– находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и

наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к

которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

Раздел «Синтаксис»

Выпускник научится:

– различать предложение, словосочетание, слово;

– устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между

словами в словосочетании и предложении;

– классифицировать предложения по цели высказывания, находить

повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;

– определять восклицательную/невосклицательную интонацию

предложения;

– находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены

предложения;

– выделять предложения с однородными членами.

Выпускник получит возможность научиться:

– различать второстепенные члены предложения — определения,

дополнения, обстоятельства;

– выполнять в соответствии с предложенным в учебнике

алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения,

синтаксический), оценивать правильность разбора;

– различать простые и сложные предложения.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Выпускник научится:

– применять правила правописания (в объёме содержания курса);

– определять (уточнять) написание слова по орфографическому

словарю учебника;

– безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;

– писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с

изученными правилами правописания;

– проверять собственный и предложенный текст, находить и

исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Выпускник получит возможность научиться:

– осознавать место возможного возникновения орфографической

ошибки;

– подбирать примеры с определённой орфограммой;

– при составлении собственных текстов перефразировать

записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;

– при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и

определять способы действий, помогающие предотвратить её в последующих

письменных работах.

Содержательная линия «Развитие речи»

Выпускник научится:

– оценивать правильность (уместность) выбора языковых

и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе,

в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

– соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и

правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики,

поддерживать разговор);

– выражать собственное мнение и аргументировать его;

– самостоятельно озаглавливать текст;

– составлять план текста;

– сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие

небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Выпускник получит возможность научиться:

– создавать тексты по предложенному заголовку;

– подробно или выборочно пересказывать текст;

– пересказывать текст от другого лица;

– составлять устный рассказ на определённую тему с

использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

– анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком

предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

– корректировать тексты, в которых допущены нарушения

культуры речи;

– анализировать последовательность собственных действий при

работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным

алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи:

соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением,

задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);

– соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном

общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и

способы связи).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное

восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в

предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его

содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и

условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи.

Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями

начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями в

соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение).

Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового

общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с

просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью

нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в

тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте

информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и

структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в

системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с

учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание,письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменноеизложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное,выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) поинтересной детям тематике (на основе впечатлений, литературныхпроизведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагментавидеозаписи и т. п.).

Обучение грамоте. Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове.

Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных,

согласных твердых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная

произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места

ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение

позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как

показатель твердости – мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я.

Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву,

обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми

словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка.

Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов,

чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.

Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших

текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми

словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство

самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие

мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения

ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве

классной доски.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных

букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдениемгигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмопод диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с ихпроизношением. Усвоение приемов и последовательности правильногосписывания текста.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между

словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения,

материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение

слов, изменение их порядка.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

- раздельное написание слов;

- обозначение гласных после шипящих (ча– ща, чу – щу, жи– ши);

- прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах

собственных;

- перенос слов по слогам без стечения согласных;

- знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном

чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов

повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам

собственных игр, занятий, наблюдений.

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков.

Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягкихи твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости –мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определениепарных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков. Определениекачественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный –безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласныйзвонкий – глухой, парный – непарный.Деление слов на слоги. Ударение,произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормамисовременного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и

мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительныхъ и ь.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в

словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словахс непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между

словами, знака переноса, абзаца.

Знание алфавита: правильное название букв, знание их

последовательности. Использование алфавита при работе со словарями,

справочниками, каталогами.

Лексика (изучается во всех разделах курса). Понимание слова как

единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует

уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с

помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначныхсловах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием вречи синонимов и антонимов.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные

(однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм

одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов,

однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с

однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.

Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении

суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью

суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и

служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение

опознавать имена собственные. Различение имен существительных,

отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных

мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам.

Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором

употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых

(синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен

существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имен

существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение

прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий,

-ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имен прилагательных.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола.

Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?».

Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам внастоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и IIспряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов

прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные

местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-голица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Числительное. Общее представление о числительных. Значение и

употребление в речи количественных и порядковых числительных.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами.

Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и

местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союзы и, а, но, их роль в речи.

Частица не, ее значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание

их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания:

повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной

окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого.

Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление

связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и

предложении.

Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными

членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации

перечисления в предложениях с однородными членами.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости,

использование разных способов выбора написания в зависимости от места

орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

- сочетания жи– ши, ча– ща, чу – щув положении под ударением;

(для предупреждения ошибок при письме целесообразно предусмотреть случаитипа “желток”, “железный”.)

- сочетания чк– чн, чт, щн;

- перенос слов;

- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

- проверяемые безударные гласные в корне слова;

- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

- непроизносимые согласные;

- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на

ограниченном перечне слов);

- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

- разделительные ъ и ь;

- мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь,

нож, рожь, мышь);

- безударные падежные окончания имен существительных (кроме

существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);

- безударные окончания имен прилагательных;

- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

- не с глаголами;

- мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица

единственного числа (пишешь, учишь);

- мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

- безударные личные окончания глаголов;

- раздельное написание предлогов с другими словами;

- знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и

восклицательный знаки;

- знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными

членами;

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где

происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение

собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями

ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь вниманиеи т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытовогообщения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение спросьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенностиречевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русскимязыком.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на

определенную тему с использованием разных типов речи (описание,

повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте.

Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание,

корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к данным текстам. Создание

собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с

учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи;использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания

определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами

сочинения; сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-

рассуждения.















Тематическое планирование

Класс: 1

Предмет: русский язык

Количество часов по плану: всего –132

В неделю - 4 ч;


п/п

Содержание программного материала (разделы, темы программы)

Количество часов


Обучение грамоте

85

1

Добукварный период

11

2

Букварный период

56

3

Послебукварный период

18


Русский язык

47

4

Наша речь

Наша речь. Речь устная и речь письменная

2

5




Текст, предложение, диалог

Текст (общее представление). Предложение. Составление предложений. Диалог.

3

6

Слово

Роль слова в речи. Слова-названия предметов, признаков и действий. «Вежливые слова».Однозначные и многозначные слова.

4

7

Слово и слог. Ударение

Слог-минимальная частица слова. Деление слов на слоги. Перенос слов. Правило переноса слов. Ударение. Безударные слоги.

6

8

Звуки и буквы

Звуки и буквы. Русский алфавит, или Азбука .Гласные звуки .Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е,е, ю,я и их функции в словах. Слова с буквой э. Обозначение ударного гласного буквой. Особенности проверяемых и проверочных слов. Правописание гласных в ударных и безударных слогах. Непроверяемые безударные гласные. Слова с удвоенными согласными. Согласные звуки и буквы. Слова с буквами И,и,й. Твердые и мягкие согласные звуки. Парные и непарные согласные. Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос слов с мягким знаком. Глухие и звонкие согласные звуки. Правописание парных согласных звуков в конце слов. Шипящие парные звуки. Буквосочетания чк,чн,чт. Буквосочетания жи-ши,ча-ща,чу-щу. Заглавная буква в словах.

32















































Тематическое планирование

Класс: 2

Предмет: русский язык

Количество часов по плану: всего – 170;

В неделю - 5 ч;


п/п

Содержание программного материала (разделы, темы программы)

Количество часов

1

Наша речь

Виды речи. Требования к речи. Диалог и монолог.

4 ч

2

Текст

Текст. Признаки текста. Тема и главная мысль текста. Части текста. Построение текста.

3 ч

3

Предложение

Предложение. Знаки препинания в конце предложения. Как из слов составить предложение? Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. Распространённые и нераспространённые предложения. Связь слов в предложении.

14 ч

4

Слова, слова, слова…

Слово и его значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы и антонимы. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова. Слог. Ударение. Перенос слов.

22 ч

5

Звуки и буквы

Звуки и буквы. Алфавит. Использование алфавита. Заглавная буква. Гласные звуки. Ударные и безударные гласные звуки. Слова с непроверяемыми безударными гласными в корне. Согласные звуки. Согласный звук [Й] и буква И краткое. Слова с удвоенными согласными. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Мягкий знак. Правописание мягкого знака в словах, в конце и середине слова перед другими согласными. Наши проекты. И в шутку и в серьёз.

32 ч

6

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ, ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. Звонкие и глухие согласные. Парные согласные в корне слова. Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Слова с разделительным мягким знаком. Разделительный мягкий знак.

27 ч

7

Части речи

Части речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей. Заглавная буква в написаниях кличек животных. Заглавная буква в географических названиях. Единственное и множественное число имён существительных. Глагол. Значение глагола в речи. Единственное и множественное число глаголов. Правописание частицы НЕ с глаголами. Роль глаголов в тексте – повествовании. Часть речи прилагательное. Роль имен прилагательных в предложении. Связь имени прилагательного с именем существительным. Прилагательные близкие и противоположные по значению. Число имён прилагательных. Местоимение. Роль местоимений в предложении. Понятие о предлоге. Правописание предлогов. Раздельное написание предлогов со словами. Что такое местоимение. Текст – рассуждение.

54 ч

8

Повторение

Звуки. Буквы. «Предложение». «Слово и его значение». «Слово и его значение». «Части речи». Имя существительное. Имя прилагательное. Местоимение. Предлоги. Слог. Ударение

14 ч


















Тематическое планирование


Класс: 3

Предмет: русский язык

Количество часов по плану: всего – 170;

В неделю - 5 ч;


№ п/п

Содержание программного материала

(разделы, темы программы)

Количество часов

1.

Язык и речь

Наша речь. Виды речи. Наш язык.


2

2.

Текст. Предложение. Словосочетание.

Текст. Типы текстов. Предложение. Составление предложений. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по интонации. Предложения с обращением. Главные члены предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Простое и сложное предложение. Словосочетания.

14

3.

Слово о языке и речи.

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Как возникли фразеологизмы. Части речи. Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Имя числительное. Однокоренные слова. Звуки и буквы. Гласные звуки. Согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный (Ь) мягкий знак. Проект «Рассказ о слове».

18

4.

Состав слова.

Корень слова. Нахождение корня в слове. Составление предложений из слов. Сложные слова. Окончание слова. Приставка слова. Значение приставок. Суффикс. Значение суффиксов. Определение частей слова. Основа слова. Работа над составом слова. Состав слова. Определение частей слова. Проект «Семья слов».

16

5.

Правописание частей слова.

Орфограммы в слове. Правописание гласных и согласных в значимых частях слов. Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с глухими согласными в корне. Правописание слов со звонкими согласными в корне. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Слова с удвоенными согласными. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным твердым знаком. Разделительный твердый знак. Разделительный мягкий знак. Как писать объявления. Правописание частей слова (повторение). Работа со словарем. Проект «Составляем орфографические слова».

29

6.

Части речи.

Части речи.

Имя существительное

Имя существительное как часть речи. Имя существительное, его роль в речи. Начальная форма имен существительных. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Работа с текстом. Определение имен существительных. Собственные и нари­цательные имена существительные. Число имен существительных. Род имен существительных. Род и число имен существительных. Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих. Ознакомление с падежами имен существительных. Падеж имен существительных. Вопросы падежей имен существительных. Практические упражнения по определению падежей имен существительных. Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж. Винительный падеж. Творительный падеж. Предложный падеж. Все падежи имен существительных. Определение падежей имен существительных. Признаки падежей. Проект «Зимняя страничка».

88

1

34

7.

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи. Значение имен прилагательных в речи. Употребление имен прилагательных в речи. Правописание сложных имен прилагательных. Роль имен прилагательных в тексте. Род имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по родам. Связь имен прилагательных с именами существительными. Число имен прилагательных. Определение числа имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по падежам. Определение имен прилагательных в тексте. Начальная форма имени прилагательного. Связь имен прилагательных с именами существительными. Проект «имена прилагательные в загадках».

23

8.

Местоимение

Местоимение. Личные местоимения. Изменения местоимений по родам.

4

9.

Глагол

Глагол как часть речи. Значения глаголов в речи. Употребление глаголов в речи. Неопределенная форма глаголов. Число глаголов. Определение числа глаголов. Времена глаголов. Изменения глаголов по временам. Практические задания по определению времен глаголов. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы не с глаголами. Времена глаголов. Глаголы прошедшего времени. Глаголы настоящего времени. Глаголы будущего времени.

26

10.

Повторение

Текст, предложение, словосочетание. Слово. Состав слова. Части речи.


3





















Тематическое планирование


Класс: 4

Предмет: русский язык

Количество часов по плану: всего – 170

В неделю - 5 ч;


п/п

Содержание программного материала

(разделы, темы программы)

Количество часов


Повторение

 Знакомство с учебником «Русский язык». Язык и речь. Наша речь и наш язык.

 Текст. Составление плана. Текст и его план. Признаки текста. Типы текстов. Предложение. Виды предложений. Виды предложений по интонации. Диалог. Обращение. Члены предложения. Основа предложения. Словосочетание.

14



Предложение

Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами. Простые и сложные предложения. Простое предложение с однородными членами и сложное предложение.

8



Слово в языке и речи

Слово и его значение. Многозначные слова. Слова в прямом и переносном значениях. Заимствованные слова. Синонимы, антонимы, омонимы. Фразеологизмы. Состав слова. Значимые части слова. Роль окончаний в слове. Состав слова. Приставки и суффиксы. Правописание гласных и согласных в корне слова. Разбор слова по составу. Правописание гласных и согласных в корне слова. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок в словах. Правописание слов с разделительными твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками. Части речи: самостоятельные и служебные. Наречие как часть речи. Признаки наречия. Наречие как часть речи. Правописание наречий. Обобщение. Слово в языке и речи.

19


Имя существительное

    Определение падежа имени существительного. Начальная форма имени существительного. Изменение по падежам имен существительных. Признаки падежных форм имен существительных. Различение имён существительных, употреблённых в именительном, родительном, винительном падежах. Различение имён существительных, употреблённых в предложном падеже. Несклоняемые имена существительные. Склонение имен существительных. 1 склонение. Падежные окончания существительного 1 склонения. Второе склонение имени существительного. Падежные окончания существительного 2 склонения. Третье склонение имени существительного. Падежные окончания существительного 3 склонения. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе. Склонение имен существительных. Именительный и винительный падежи. Падежные окончания имён существительных в родительном падеже. Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых существительных. Падежные окончания имён существительных в дательном падеже. Падежные окончания имён существительных в родительном и дательном падежах. Падежные окончания имён существительных в творительном падеже. Падежные окончания имён существительных в предложном падеже. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в предложном падеже. Правописание безударных окончаний существительных во всех падежах. Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. Правописание безударных окончаний существительных. Склонение имен существительных. Морфологический разбор имени существительного как части речи. Склонение имён существительных во множественном числе. Проект «Говорите правильно». Падежные окончания имён существительных. Падежные окончания имён существительных множественного числа в родительном падеже. Падежные окончания имён существительных множественного числа в родительном падеже. Падежные окончания имён существительных множественного числа в дательном, творительном, предложном падежах.

44


Имя прилагательное

      Значение и употребление имён прилагательных в речи. Словообразование имён прилагательных. Число имён прилагательных. Начальная форма имени

прилагательного. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный падеж. Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Родительный падеж. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Дательный падеж. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный и винительный падежи. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Творительный и предложный падежи. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина». Общее представление о склонении имён прилагательных женского рода и их падежных окончаниях. Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Родительный, дательный, творительный, предложный падежи. Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Винительный и творительный падежи. Правописание имён прилагательных женского рода в единственном числе. Правописание имён прилагательных во множественном числе. Склонение имён прилагательных во множественном числе. Именительный и винительный падежи. Склонение имён прилагательных во множественном числе. Именительный и винительный падежи. Склонение имён прилагательных во множественном числе. Родительный и предложный падежи. Склонение имён прилагательных во множественном числе. Дательный и творительный падежи. Склонение имен прилагательных. Обобщение. Имя прилагательное.

30


Местоимение

    Личные местоимения. Роль местоимений в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Изменение личных местоимений по падежам. Склонение личных местоимений 1 и 2-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. Обобщение. Местоимение.

8


Глагол

Значение глаголов в языке и речи. Роль глаголов в предложении. Грамматические признаки глагола. Время глаголов. Неопределённая форма глагола. Образование временных форм от глаголов в неопределённой форме. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Формы лица и числа глаголов. 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. I и II спряжение глаголов. Спряжение глаголов в настоящем времени. Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени. I и II спряжение глаголов будущего времени. Проект «Пословицы и поговорки». Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Возвратные глаголы Правописание возвратных глаголов. Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени. Правописание невозвратных глаголов. Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание глаголов. Глагол. Морфологический разбор. Обобщение. Глагол.

29



Связная речь

      Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации.

      Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста. План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно). Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.

      Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учетом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).

      Изложение. Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.

      Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др.

      Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.

      Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе.

В течение года


Повторение

Язык и речь. Текст. Предложение и словосочетание. Лексическое значение слова. Состав слова. Части речи. Имя существительное. Местоимение. Глагол. Имя прилагательное.

18


Итого

170


























РАССМОТРЕНО.

Протокол заседания

методического объединения

учителей начальных классов,

воспитателей ГПД,

воспитателей ДО

от____________№ 1

Руководитель МО

________ Буймирская Н.В.




СОГЛАСОВАНО.

Зам.директора по УВР

______ Пономарёва Т.Г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!