СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 1 - 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку (1 - 4 класс) "Школа 21 века"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 1 - 4 класс»

Содержание



  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета русский язык в предметной области «Русский язык и литературное чтение»…………………………………………………………2

  2. Содержание учебного предмета русский язык в предметной области «Русский язык и литературное чтение»………………………………………………………………..……..……11

  3. Тематическое планирование учебного предмета русский язык в предметной области «Русский язык и литературное чтение»…….…………………………...……………..……….18






































1.Планируемые результаты освоения учебного предмета русский язык предметной области "Русский язык и литературное чтение"

Рабочая программа по русскому языку для 1-4-го класса представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования отражают (ФГОС):

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

  • формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования отражают (ФГОС):

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом специфики предметной области отражают (ФГОС):

  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

  • понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

  • сформированость позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

  • овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

  • овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

В результате изучения предмета «Русский язык» учащиеся при получении начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально­ценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

В процессе изучения учащиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.

У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.

Выпускник на уровне начального общего образования:

  • научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;

  • сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;

  • получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка – фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объеме содержания предмета научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.

В результате изучения предмета у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения предмета русского языка на следующем уровне образования.



Раздел «Фонетика и графика»

Выпускник научится:

  • различать звуки и буквы;

  • характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;

  • пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность:

  • научиться пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.



Раздел «Орфоэпия»

Выпускник получит возможность научиться:

  • соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);

  • находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.



Раздел «Состав слова (морфемика)»

Выпускник научится:

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;

  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;



Раздел «Лексика»

Выпускник научится:

  • выявлять слова, значение которых требует уточнения;

  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Выпускник получит возможность научиться:

  • подбирать синонимы и антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

  • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

  • оценивать уместность использования слов в тексте;

  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.



Раздел «Морфология»

Выпускник научится:

  • распознавать грамматические признаки слов;

  • с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).

Выпускник получит возможность научиться:

  • проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;

  • находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.



Раздел «Синтаксис»

Выпускник научится:

  • различать предложение, словосочетание, слово;

  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

  • классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;

  • определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;

  • находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

  • выделять предложения с однородными членами.

Выпускник получит возможность научиться:

  • различать второстепенные члены предложения —определения, дополнения, обстоятельства;

  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;

  • различать простые и сложные предложения.



Раздел «Орфография и пунктуация»

Выпускник научится:

  • применять правила правописания (в объёме содержания курса);

  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю;

  • безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;

  • писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

  • проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

  • подбирать примеры с определённой орфограммой;

  • при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;

  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах.



Раздел «Развитие речи»

Выпускник научится:

  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);

  • выражать собственное мнение и аргументировать его;

  • самостоятельно озаглавливать текст;

  • составлять план текста;

  • сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Выпускник получит возможность научиться:

  • создавать тексты по предложенному заголовку;

  • подробно или выборочно пересказывать текст;

  • пересказывать текст от другого лица;

  • составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

  • анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

  • корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

  • анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;

  • оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);

  • соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms­ сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

Планируемые результаты обучения к концу 1 класса по ведущим содержательным линиям «Начальная школа 21 века» :

Ученик научится:

называть, приводить примеры:

  • звуков: гласных, согласных (мягких, твёрдых);

  • слов, называющих предметы;


различать:

  • звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;

  • звук, слог, слово;

  • слово и предложение;


кратко характеризовать:

  • качественные признаки звуков;

• условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твердых согласных;


решать учебные и практические задачи:

  • выделять предложение и слово из речевого потока;

  • проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава четырех-пяти звуковых слов;

  • выделять в словах слоги;

  • правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность;

  • правильно писать ча — ща, чу — щу и жи — ши под ударением;

  • переносить слова;

  • писать заглавную букву в начале предложения и в именах собственных;

  • правильно писать словарные слова, определенные программой;

  • ставить точку в конце предложения;

  • грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения ( в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают);

  • безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 15-30 слов;

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета.


Ученик получит возможность научиться

  • выявлять слова, значение которых требует уточнения, и уточнять их значение по тексту или с помощью толкового словаря;

  • использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;

  • различать слова, называющие предметы, действия предметов и признаки; задавать к ним вопросы;

  • выбирать языковые средства для эффективного решения коммуникативных задач;

  • участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству;

  • соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию



Планируемые результаты обучения к концу 2 класса по ведущим содержательным линиям «Начальная школа 21 века» :

Ученик научится:

различать, сравнивать, кратко характеризовать:

  • парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки, парные и непарные по звонкости – глухости согласные звуки;

  • изменяемые и неизменяемые слова;

  • формы слова и однокоренные слова;

  • однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;

  • предложения по цели высказывания;

  • предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией;

выделять, находить:

  • в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку;

  • лексическое значение слова в толковом словаре;

  • основную мысль текста;

решать учебные и практические задачи:

  • делить слова на слоги;

  • использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;

  • подбирать однокоренные слова;

  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

  • безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 45-60 слов

  • проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

  • подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать собственный текст;

  • исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);

применять правила правописания:

  • перенос слов;

  • проверяемые безударные гласные в корнях слов;

  • парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;

  • непроизносимые согласные;

  • непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);

  • разделительные твердый и мягкий знаки;

  • правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-

  • раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений);

Ученик получит возможность научиться:

  • устанавливать значение суффиксов и приставок (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);

  • определять способы образования слов (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный);

  • различать однозначные и многозначные слова;

  • наблюдать за использованием в тексте слов в переносном значении и омонимов;

  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

  • наблюдать за использованием в текстах устаревших слов и фразеологизмов;

  • применять правило правописания суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;

  • применять правило правописания суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив, -лив;

  • подбирать примеры слов с определенной орфограммой;

  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;

  • определять по предложенным заголовкам содержание текста;

  • составлять план текста;

  • определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;

  • соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).

Планируемые результаты обучения к концу 3 класса по ведущим содержательным линиям «Начальная школа 21 века» :

Ученик научится:

различать, сравнивать, кратко характеризовать:

  • имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;

  • виды предложений по цели высказывания и интонации;

  • главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;

выделять, находить

  • собственные имена существительные;

  • личные местоимения 1, 2, 3-го лица;

  • грамматическую основу простого двусоставного предложения;

  • в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);

решать учебные и практические задачи

  • определять род изменяемых имен существительных;

  • устанавливать форму числа (единственное или множественное) имени существительного;

  • задавать падежные вопросы и определять падеж имени существительного;

  • определять принадлежность имен существительных к 1, 2, 3-ему склонению;

  • устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в предложении;

  • находить предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;

  • использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;

  • подбирать примеры слов с определенной орфограммой;

  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

  • безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 65–80 слов;

  • проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

  • составлять план собственного и предложенного текста;

  • определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;

  • корректировать тексты с нарушенным порядком предложений и абзацев;

  • составлять собственные тексты в жанре письма;

применять правила правописания:

  • приставки, оканчивающиеся на зс;

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);

  • буквы оё после шипящих в корнях слов;

  • буквы и, ы после ц в различных частях слов;

  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;

  • безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных;

  • буквы о, е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц;

  • безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных;

  • раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

  • знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов.

Ученик получит возможность научиться:

  • проводить по предложенному в учебнике алгоритму фонетический разбор слова и разбор слова по составу (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);

  • устанавливать род неизменяемых имен существительных (наиболее употребительные слова);

  • склонять личные местоимения;

  • различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы;

  • находить второстепенные члены предложения: определение, обстоятельство, дополнение;

  • самостоятельно составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;

  • разбирать по членам простое двусоставное предложение;

  • применять правило правописания соединительных гласных ое в сложных словах;

  • применять правило правописания суффиксов имен существительных–ок, -ец, -иц,сочетаний ичк, ечк, инк, енк;

  • применять правило правописания безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных на-ий, -ия, -ие;

  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;

  • писать подробные изложения;

  • создавать собственные тексты (писать сочинения) с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи;

  • соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).

Планируемые результаты обучения к концу 4 класса по ведущим содержательным линиям «Начальная школа 21 века» :

Ученик научится:

различать, сравнивать, кратко характеризовать

  • имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;

  • слово, словосочетание и предложение;

выделять, находить

  • начальную форму глагола;

  • глаголы в формах настоящего, прошедшего и будущего времени;

  • глаголы в формах 1, 2, 3-его лица;

решать учебные и практические задачи

  • определять спряжение глагола;

  • устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

  • разбирать по членам простое двусоставное предложение;

  • использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;

  • подбирать примеры слов с определенной орфограммой;

  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

  • безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 80–100 слов;

  • проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

применять правила правописания

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);

  • нес глаголами;

  • мягкий знак после шипящих на конце глаголов;

  • мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;

  • безударные личные окончания глаголов.

Ученик получит возможность научиться:

  • проводить по предложенному в учебнике алгоритму морфологический анализ имени существительного, имени прилагательного, глагола и наречия;

  • проводить по предложенному в учебнике алгоритму синтаксический анализ простого двусоставного предложения;

  • определять вид глагола;

  • находить наречие и имя числительное в тексте;

  • применять правило правописания суффиксов глаголов–ива/-ыва, -ова/-ева;

  • применять правило правописания гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени;

  • применять правило правописания буква, она конце наречий;

  • применять правило правописания мягкого знака на конце наречий;

  • применять правило правописания слитного и раздельного написание числительных;

  • применять правило правописания мягкого знака в именах числительных;

  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;

  • применять правило постановки запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи);

  • письменно пересказывать текст (писать изложения) подробно, выборочно, от другого лица;

  • соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).


2.Содержание учебного предмета русский язык учебного предмета русский язык предметной области "Русский язык и литература"



1 класс.

(165 часов)


Фонетика и орфоэпия.

Звуки речи. Смыслоразличительные качества звуков. Единство звукового состава слова и его значения. Звуковой анализ слова. Интонационное выделение звуков в слове. Число и последовательность звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние, фиксация фишкой). Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак-рак). Гласные и согласные звуки. Твёрдость и мягкость согласных звуков как словоразличительная функция. Работа с моделями: построение модели звукового состава слова, отражающей качественные характеристики звуков (гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки). Подбор слов, соответствующих заданной модели.

Слог как минимальная произносительная единица. Ударение, способы его выделения.


Графика и орфография.

Запись, выкладывание из разрезной азбуки, печатание и письмо под диктовку отдельных слов, предложений (3-5 слов со звуками в сильной позиции). Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с произношением. Сравнительный анализ буквенных записей с разными позициями согласных звуков.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

  • раздельное написание слов;

  • обозначения гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши);

  • прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

  • перенос слов по слогам без стечения согласных;

  • знаки препинания в конце предложения.

Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.


Слово и предложение. Пунктуация.

Слово как объект изучения, материал для анализа. Значение слова. Слова, называющие предметы. Слова, называющие действия предметов и признаки; родственные слова; синонимы; антонимы; омонимы (ознакомление без введения терминологии).

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения. Знаки препинания в конце предложения (ознакомление).


Развитие речи.

Осознание цели и ситуации устного общения. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Сочинение небольших рассказов повествовательного характера. Восстановление деформированного текста повествовательного характера.

2 класс.

(170 часов)


I. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний)(64 часа)

1.1. Фонетика и графика 

Повторение изученного в 1-ом классе: различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Обозначение на письме мягкости согласных звуков.

Определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.

Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа двор, день; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я, в словах с непроизносимыми согласными.

Деление слов на слоги.

Использование алфавита при работе со словарями и справочниками.

1.2. Орфоэпия. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

1.3. Слово и предложение 

Понимание слова как единства звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением — имена существительные. Слова, называющие признаки — имена прилагательные. Слова, обозначающие действия — глаголы.

Предложение. Отличие предложения от слова. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные предложения; по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные предложения.

1.4. Состав слова (морфемика) 

Окончание как часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Корень как часть слова. Чередование согласных в корнях. Родственные (однокоренные) слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Приставка как часть слова; значения приставок. Суффиксальный, приставочный и приставочно-суффиксальный способы образования слов. Основа слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.

1.5. Лексика

Слово и его лексическое значение. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

Различение однозначных и многозначных слов.

Представление о прямом и переносном значении слова.

Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов и омонимов.

Слова исконные и заимствованные.

Устаревшие слова.

Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов.



II. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма)(68 ч)

Повторение правил правописания, изученных в 1-ом классе.

Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

  • перенос слов;

  • проверяемые безударные гласные в корнях слов;

  • парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;

  • непроизносимые согласные;

  • непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);

  • разделительные твердый и мягкий знаки;

  • правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-

  • правописание суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;

  • правописание суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив, лив;

  • раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений).

Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.



III. «Развитие речи» (33 ч)

3.1. Устная речь

Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.

3.2. Письменная речь

Текст. Смысловое единство предложений в тексте (основная мысль) Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Определение по заголовкам содержания текста.

Выражение в тексте законченной мысли. Подбор вариантов окончания текстов. Начало текста (зачин), подбор зачинов к предложенным текстам.

Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения.

Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев.

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев.

План текста. Составление планов предложенных текстов. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.



IV. Повторение (5 ч)

Обобщение полученных знаний за год


3 класс

(170 часов)

I. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (62 ч)

1.1. Фонетика и графика. Повторение изученного в 1-ом и 2-ом классах на основе фонетического разбора слова.

1.2. Орфоэпия. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

1.3. Состав слова (морфемика). Повторение изученного во 2-ом классе на основе разбора слова по составу.

1.4. Синтаксис 

Предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. Различение главных и второстепенных членов предложения (дополнение, определение, обстоятельство).

Наблюдение за однородными членами предложения. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.

1.5. Морфология 

Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное: общее значение и употребление в речи. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Род неизменяемых имен существительных (на примере наиболее употребительных слов). Изменение имен существительных по числам. Изменение имен существительных по падежам. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-ему склонению. Различение собственных и нарицательных имен существительных. Наблюдение за одушевленными и неодушевленными именами существительными. Словообразование имен существительных.

Имя прилагательное: общее значение и употребление в речи. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных. Словообразование имен прилагательных.

Местоимение: общее значение и употребление в речи. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.

II. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (53 ч)

Повторение правил правописания, изученных в 1–2-ом классах.

Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

  • приставки, оканчивающиеся на зс;

  • соединительные гласные ое в сложных словах;

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);

  • буквы оё после шипящих в корнях слов;

  • буквы и, ы после ц в различных частях слов;

  • суффиксы имен существительных–ок, -ец, -иц, сочетания ичк, ечк, инк, енк;

  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;

  • безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных;

  • безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных на-ий, -ия, -ие;

  • буквы о, е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц;

  • безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных;

  • раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

  • знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов.

Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.

III. «Развитие речи» (30 ч)

3.1. Устная речь

Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение контролировать (устно координировать) действия партнера при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

3.2. Письменная речь

Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2-ом классе: озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.

Знакомство с изложением (подробный и выборочный пересказ текста) и сочинением как видами письменной работы.

Знакомство с жанром письма.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи (с опорой на материал раздела «Лексика», изученного во 2 классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных cлов, устаревших слов и фразеологизмов.

IV. Резервные уроки (25 ч)

Систематизация и обобщение полученных знаний по разделам «Правописание», «Синтаксис», «Морфология» с учетом индивидуальных особенностей учащихся при усвоении материала.

Проведение комплексных контрольных работ

4 класс

(170 часов)

I. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний)(54 ч)

1.1. Фонетика и графика. Повторение изученного на основе фонетического разбора слова.

1.2. Орфоэпия. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

1.3. Состав слова (морфемика). Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа.

1.4. Морфология. Повторение основных признаков имени существительного и имени прилагательного на основе морфологического разбора.

Глагол: общее значение, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного видов. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Наклонение глаголов. Личные формы глагола. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Словообразование глаголов. Глагол в предложении.

Наречие: значение и употребление в речи. Морфологический разбор наречий

Имя числительное: общее значение

1.5. Синтаксис

Синтаксический анализ простого предложения.

Словосочетание: различение слова, словосочетания и предложения. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в словосочетании. Связи слов в словосочетании.

Различение простых и сложных предложений.

II. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (52 ч)

Повторение правил правописания, изученных во 1, 2, 3-ем классах.

Формирование орфографической зоркости, речевого слуха, навыков письма: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой)

  • нес глаголами;

  • мягкий знак после шипящих на конце глаголов;

  • мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;

  • безударные личные окончания глаголов;

  • суффиксы глаголов–ива/-ыва, -ова/-ева;

  • гласные в окончаниях глаголов прошедшего времени;

  • буквы а, она конце наречий;

  • мягкий знак на конце наречий;

  • слитное и раздельное написание числительных;

  • мягкий знак в именах числительных;

  • запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи).

Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.

III. «Развитие речи»(29 ч)

3.1. Устная речь

Адекватное использование речевых средств для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться, приходить к общему решению, осуществлять взаимный контроль, оказывать необходимую взаимопомощь в сотрудничестве при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

3.2. Письменная речь

Знакомство с основными видами сочинений и изложений: изложения подробные, сжатые, выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, сочинения-описания (без заучивания учащимися определений). Пересказ текста (изложение) от другого лица.

Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи в процессе написания изложений и сочинений. Озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.

Корректирование текстов, в которых допущены нарушения норм письменной речи.

IV. Резервные уроки (35 ч)

Систематизация и обобщение полученных знаний по разделам «Правописание», «Синтаксис», «Морфология» с учетом индивидуальных особенностей учащихся при усвоении материала.

Проведение контрольных работ





3.Тематическое планирование учебного предмета русский язык в предметной области «Русский язык и литературное чтение»

1 класс

п/п

урока в теме

Наименование разделов и тем

Контрольные мероприятия по оценке достижения планируемых результатов

Добуквенный период 18 часов

1

1

Знакомство с прописями.


2

2

Гигиенические требования при письме.


3

3

Развитие мелкой моторики.


4

4

Ориентировка на странице прописей


5

5

Отработка алгоритма действий на страницах прописи.


6

6

Ориентация в пространстве листа.


7

7

Отработка алгоритма действий на страницах прописи.


8

8

Тренировка в проведении наклонных параллельных линий.


9

9

Отработка алгоритма действий на страницах прописи.


10

10

Проведение наклонных и прямых параллельных линий


11

11

Отработка навыков проведения коротких вертикальных линий.


12

12

Тренировка в проведении прямых и наклонных параллельных линий.


13

13

Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке.


14

14

Ориентация на рабочей строке прописи. Проведение овалов.


15

15

Отработка умения находить середину надстрочного пространства. Проведение заданных линий на рабочей строке.


16

16

Проведение овалов.


17

17

Отработка проведения левосторонних и правосторонних полуовалов


18

18

Проведение полуовалов. Ориентация на рабочей строке прописи.


Основной период 106 часов

19

1

Письмо заглавной и строчной букв А (а)


20

2

Умения ориентироваться на рабочих строчках двух видов.


21

3

Письмо заглавной и строчной букв Я (я)


22

4

Вписывание изученных букв с опорой на звуковые модели слов. Закрепление написания букв А, а, Я, я.


23

5

Прописывание на рабочей строке элементов букв


24

6

Письмо заглавной и строчной буквы О (о)


25

7

Письмо заглавной и строчной буквы Ё (ё)


26

8

Тренировка в написании букв.


27

9

Вписывание изученных букв с опорой на звуковые модели слов.


28

10

Письмо заглавной и строчной буквы У (у)


29

11

Письмо заглавной и строчной буквы Ю (ю)


30

12

Тренировка в написании букв. Вписывание изученных букв с опорой на звуковые модели слов.


31

13

Письмо заглавной и строчной буквы Э (э)


32

14

Тренировка в написании букв.


33

15

Письмо заглавной и строчной буквы Е (е)


34

16

Письмо изученных букв. Вписывание изученных букв с опорой на звуковые модели слов.


35

17

Письмо строчной буквы ы


36

18

Письмо заглавной и строчной буквы И (и)


37

19

Отработка написания изученных букв.


38

20

Отработка написания изученных букв


39

21

Письмо заглавной и строчной буквы М (м)


40

22

Отработка написания изученных букв.


41

23

Письмо заглавной и строчной буквы Н (н). Письмо слогов и слов .


42

24

Отработка написания изученных букв.


43

25

Отработка написания изученных букв.


44

26

Отработка написания изученных букв. Письмо слогов и слов .


45

27

Письмо заглавной и строчной буквы Р (р).


46

28

Отработка написания изученных букв. Письмо слогов и слов.


47

29

Тренировка в написании букв Преобразование печатных букв в письменные.


48

30

Отработка написания изученных букв


49

31

Письмо заглавной и строчной буквы Л (л)


50

32

Отработка написания изученных букв


51

33

Тренировка в написании букв Преобразование печатных букв в письменные.


52

34

Отработка написания изученных букв


53

35

Письмо заглавной и строчной буквы Й(й)


54

36

Отработка написания изученных букв


55

37

Тренировка в написании букв. Преобразование печатных букв в письменные.


56

38

Отработка написания изученных букв. Письмо слогов и слов.


57

39

Отработка написания изученных букв


58

40

Письмо заглавной и строчной буквы Г (г).


59

41

Отработка написания изученных букв. Письмо слов и предложений.


60

42

Отработка написания изученных букв


61

43

Письмо заглавной и строчной буквы К (к)


62

44

Отработка написания изученных букв


63

45

Отработка написания изученных букв. Письмо слов и предложений.


64

46

Дифференциация букв Г ,г-К к. Работа с деформированными предложениями


65

47

Отработка написания изученных букв. Составление и запись слов.


66

48

Отработка написания изученных букв


67

49

Отработка написания изученных букв.Составление и запись текста.


68

50

Письмо заглавной и строчной буквы З (з).


69

51

Отработка написания изученных букв. Составление и запись слов.


70

52

Письмо заглавной и строчной буквы С (с).


71

53

Отработка написания изученных букв. Составление и запись текста.


72

54

Тренировка в написании букв Преобразование печатных букв в письменные.


73

55

Дифференциация букв З ,з –С ,с


74

56

Отработка написания изученных букв.


75

57

Письмо заглавной и строчной буквы Д (д).


76

58

Отработка написания изученных букв. Восстановление деформированных предложений.


77

59

Отработка написания изученных букв. Преобразование печатных букв в письменные.


78

60

Письмо заглавной и строчной буквы Т (т).


79

61

Запись слов в порядке следования моделей. Самостоятельная запись слов.


80

62

Дифференциация букв Д, д-Т ,т.


81

63

Преобразование печатных букв в письменные.


82

64

Письмо заглавной и строчной буквы Б (б).


83

65

Преобразование печатных букв в письменные.


84

66

Письмо заглавной и строчной буквы П (п).


85

67

Письмо слов и предложений.


86

68

Отработка написания изученных букв.


87

69

Письмо слов и предложений.


88

70

Отработка написания изученных букв


89

71

Письмо заглавной и строчной буквы В (в).


90

72

Отработка написания изученных букв. Письмо слогов и слов.


91

73

Письмо заглавной и строчной буквы Ф (ф).


92

74

Отработка написания изученных букв. Запись слов на нужной строке.


93

75

Отработка написания изученных букв


94

76

Письмо заглавной и строчной буквы Ж (ж).


95

77

Отработка написания изученных букв. Изменение слов по образцу. Их запись.


96

78

Отработка написания изученных букв. Изменение слов по образцу.


97

79

Письмо заглавной и строчной буквы Ш (ш).


98

80

Отработка написания изученных букв.


99

81

Написание буквосочетаний жи, ши.


100

82

Отработка написания изученных букв. Письмо слогов и слов


101

83

Отработка написания изученных букв


102

84

Письмо заглавной и строчной буквы Ч (ч).


103

85

Отработка написания изученных букв. Письмо слогов и слов.


104

86

Отработка написания изученных букв. Написание буквосочетаний ча, чу.


105

87

Написание буквосочетаний ча, чу.


106

88

Письмо заглавной и строчной буквы Щ (щ).


107

89

Отработка написания изученных букв.


108

90

Закрепление написания буквосочетаний ща, щу


109

91

Письмо заглавной и строчной буквы Х (х).


110

92

Отработка написания изученных букв. Письмо слогов и слов.


111

93

Письмо заглавной и строчной буквы Ц (ц).


112

94

Отработка написания изученных букв. Изменение исходных слов и запись получившихся.


113

95

Письмо строчной буквы ь.


114

96

Отработка написания изученных букв. Письмо слов, предложений


115

97

Письмо слов с разделительным мягким знаком.


116

98

Отработка написания изученных букв. Письмо слов, предложений


117

99

Письмо слов, предложений


118

100

Письмо строчной буквы ъ.


119

101

Письмо слов с разделительным твёрдым знаком.


120

102

Отгадывание и списывание загадок


121

103

Преобразование печатных букв в письменные. Отработка написания изученных букв.


122

104

Письмо слов и предложений с изученными буквами.


123

105

Письмо слов и предложений.


124

106

Закрепление написания всех букв русского алфавита


Русский язык 41 час

125

1

Речевой этикет: слова просьбы, слова благодарности. Слова отвечающие на вопросы КТО? ЧТО?


126

2

Речевой этикет: использование слов ТЫ, ВЫ при общении, узнаём возраст. Отработка порядка действий при списывании


127

3

Речевые ситуации, в которых необходимо указывать свой адрес. Слова, отвечающие на вопросы КТО? ЧТО? КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?


128

4

Речевые ситуации, в которых используется сравнение, в которых необходимо описать человека. Звуковой анализ слова. Работа со звуковыми моделями.


129

5

Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке. Работа со звуковыми моделями.


130

6

Построение модели звукового состава слова. Подбор слов, соответствующих заданной модели.


131

7

Речевая ситуация: приглашение на экскурсию. Понимание слова как единства значения и звучания.


132

8

Речевая ситуация: обсуждение профессий родителей. Выявление слов, значение которых требует утонения.


133

9

Речевая ситуация: обсуждение выбора будущей профессии. Слова, отвечающие на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?


134

10

Речевая ситуация: обсуждение поступков. Правила правописания сочетаний ЖИ-ШИ


135

11

Речевая ситуация: обсуждение поступков. Повторение правила правописания сочетаний ЖИ-ШИ


136

12

Речевая ситуация: описание своего характера и своих поступков. Слова, отвечающие на вопросы КТО? ЧТО? ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?


137

13

Речевая ситуация: обсуждение интересов. Слова, отвечающие на вопросы КТО? ЧТО?


138

14

Речевая ситуация: несовпадение интересов и преодоление конфликта. Знакомство с родственными словами


139

15

Речевая ситуация: обсуждение интересов. Слова, отвечающие на вопросы КТО? ЧТО? ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?


140

16

Письменная речь: объявление. Повторение постановки знаков препинания в конце предложения.


141

17

Устная речь: вымышленные истории. Слова сходные по звучанию.


142

18

Речевой этикет: выражение просьбы и вежливого отказа в различных ситуациях общения. Повторение правила переноса слов.


143

19

Письменная речь: объявления. Словообразовательные связи между словами.


144

20

Описание внешности животного. Повторение правила написание сочетания ЖИ-ШИ и работы со звуковыми моделями.


145

21

Речевой этикет: выражение просьбы в различных ситуациях обращения. Отработка порядка действия при списывании и звуковом анализе.


146

22

Описание внешности и повадок животного. Отработка умения задавать вопросы к словам (КТО?,ЧТО?,КАКОЙ,КАКАЯ?,КАКИЕ?).


147

23

Общение человека и животного. Звуковые модели слов.


148

24

Речевой этикет: дружба. Слова, которые обозначают число или количество


149

25

С чего начинается дружба. Слова, отвечающие на вопросы КТО? ЧТО СДЕЛАЛ?


150

26

Речевая ситуация: обсуждение проблемного вопроса. Правила написания сочетаний чу, щу, ча, ща


151

27

Речевая ситуация: выбор адекватных речевых средств при общении. Повторение правила написание сочетаний чу, щу, ча, ща


152

28

Речевой этикет: слова извинения в различных ситуациях общения. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с произношением.


153

29

Точность и правильность речи. Повторение функции Ь.


154

30

Речевая ситуация: поздравление с днём рождения. Функции Ь знака: показатель мягкости.


155

31

Речевая ситуация: составление краткого рассказа об увиденном. Слова Я, ТЫ, МЫ,ОН, ОНА, ОНО


156

32

Речевая ситуация: уточнение значения незнакомых слов. Знакомство с правилом правописания сочетаний ЧК, ЧН


157

33

Речевая ситуация: описание костюма. Уточнение значения близких по значению слов. Правописание сочетаний ЧК, ЧН


158

34

Речевая ситуация: составление краткого рассказа об увиденном. Отработка умения задавать вопросы к словам.


159

35

Речевая ситуация: составление краткого рассказа об увиденном .Повторение правил переноса слов.


160

36

Научная и разговорная речь. Наблюдение за местом возможной ошибки в написании слов. Функции Ь знака: разделительный.


161

37

Научная и разговорная речь. Наблюдение за местом возможной ошибки в написании слов


162

38

Письменная речь: Письмо под диктовку слов и предложений , написание которых не расходится с произношением.


163

39

Речевая ситуация: составление краткого рассказа об увиденном. Комплексное повторение пройденного.


164

40

Комплексное повторение пройденного. Наблюдение за использованием в тексте многозначных слов.


165

41

Годовая контрольная работа (диктант с гр.заданием)


ГКР







2 класс

п/п

урока в разделе

Наименование разделов и тем

Контрольные мероприятия по оценке достижения планируемых результатов

1

1.1

Вводный урок.


2

1.2

Звуки речи и буквы.


3

1.3

Гласные и согласные звуки и их буквы.


4

1.4

Обозначение звуков речи на письме.


5

1.5

Ударные и безударные гласные звуки в слове.


6

1.6

Согласные звуки.


7

1.7

Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие.


8

1.8

Звонкие согласные звуки в конце слова.


9

1.9

Входная контрольная работа

Контрольная

работа

10

2.1

Учимся писать сочетания жи-ши


11

2.2

Учимся писать сочетания ча-ща.


12

2.3

Учимся писать сочетания чу-щу.


13

1.10

Разделительный мягкий знак (ь)


14

1.11

Слог.


15

2.4

Учимся переносить слова. Урок 1


16

2.5

Учимся переносить слова. Урок 2


17

2.6

Контрольный диктант по теме: «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, перенос слова».

Контрольная работа

18

2.7

Работа над ошибками.


19

1.12

Слоги ударные и безударные. Роль ударения.


20

1.13

Слово.


21

1.14

Слова, называющие предметы


22

1.15

Слова, называющие признаки и действия предметов


23

1.16

Слово и предложение.


24

1.17

Восклицательные и невосклицательные предложения.


25

1.18

Слова в предложении


26

1.19

Окончание как часть слова


27

1.20

Изменения формы слова с помощью окончания.


28

1.21

Неизменяемые слова


29

2.8

Вспоминаем правило написания прописной буквы Урок 1.


30

2.9

Вспоминаем правило написания прописной буквы. Урок 2


31

1.22

Корень как часть слова.


32

2.10

Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. Запоминание и воспроизведение правила.


33

2.11

Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова.


34

2.12

Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. Отработка алгоритма правописания.


35

2.13

Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. Закрепление.


36

1.23

Корень как общая часть родственных слов.


37

2.14

Учимся писать буквы безударных гласных в коне слова. Запоминание и воспроизведение правила.


38

2.15

Учимся писать буквы безударных гласных в коне слова.


39

2.16

Учимся писать буквы безударных гласных в коне слова. Отработка алгоритма правописания.


40

2.17

Учимся писать буквы безударных гласных в коне слова. Закрепление.


41

2.18

Контрольный диктант за 1 четверть

Контрольный диктант

42

2.19

Работа над ошибками.


43

2.20

Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова


44

1.24

Однокоренные слова.


45

2.21

Учимся писать буквы согласных в корне слова.


46

2.22

Учимся писать буквы согласных в корне слова. Наблюдение за чередованием


47

2.23

Учимся писать буквы согласных в корне слова. Закрепление.


48

1.25

Корень слова с чередованием согласных


49

2.24

Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова.


50

2.25

Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова. Закрепление.


51

2.26

Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова.


52

2.27

Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова. Применение алгоритма проверки парных по звонкости – глухости


53

2.28

Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова.


54

1.26

Суффикс как часть слова


55

1.27

Значение суффиксов.


56

2.29

Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне. Правила правописания


57

2.30

Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне. Применение алгоритма проверки


58

2.31

Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне. Закрепление.


59

2.32

Контрольный диктант по теме «правописание согласных в корне слова»

Контрольный диктант

60

1.28

Работа над ошибками. Значения суффиксов


61

2.33

Учимся писать суффиксы – ёнок-, -онок- .


62

2.34

Учимся писать суффиксы –-ик,-ек.


63

2.35

Учимся писать суффиксы –-ик,-ек.


64

1.29

Значения суффиксов.


65

2.36

Учимся писать суффикс – -ость.


66

1.30

Образование слов при помощи суффиксов.


67

2.37

Учимся писать суффиксы имен прилагательных.


68

1.31

Образование слов при помощи суффиксов.


69

1.32

Контрольный диктант.

Контрольная

работа

70

1.33

Работа над ошибками. Учимся писать корни и суффиксы в словах.


71

2.38

Итоговая контрольная работа за 1 полугодие.

Контрольная

работа

72

2.39

Учимся писать корни и суффиксы.


73

1.34

Приставка как часть слова.


74

1.35

Значение приставок.


75

2.40

Учимся писать приставки. Урок 1


76

2.41

Учимся писать приставки. Урок 2


77

2.42

Различаем приставки с буквами о, а


78

1.36

Образование слов при помощи приставок.


79

2.43

Учимся писать разделительный твёрдый знак(ъ).


80

2.44

Различаем разделительные ь и ъ .


81

1.37

Как образуются слова


82

2.45

Различаем разделительные ь и ъ .


83

1.38

Основа слова.


84

2.46

Учимся различать предлоги и приставки. Урок 1


85

2.47

Учимся различать предлоги и приставки. Урок 2


86

1.39

Повторяем состав слова.


87

1.40

Повторяем правописание частей слова.


88

1.41

Контрольный диктант.

Контрольная

работа

89

1.42

Работа над ошибками.


90

1.43

Слово и его значение.


91

1.44

Значение слова.


92

2.48

Повторяем правописание частей слова. Урок 1


93

2.49

Повторяем правописание частей слова. Урок 2


94

2.50

Повторяем правописание частей слова. Урок 3


95

3.1

Заголовок текста.


96

1.45

Как сочетаются слова.


97

1.46

Значение слова в словаре и тексте.


98

2.51

Повторяем правописание частей слова.


99

3.2

Один текст – разные заголовки.


100

3.3

Учимся озаглавливать текст.


101

1.47

Слово в толковом словаре и тексте.


102

1.48

Слова однозначные и многозначные


103

2.52

Учимся находить и проверять орфограммы в слове.


104

3.4

Учимся озаглавливать текст


105

3.5

Как строится текст. Окончание текста.


106

3.6

Как появляются многозначные слова.


107

1.49

Как определить значение многозначного слова.


108

2.53

Учимся находить и проверять орфограммы в слове


109

3.7

Учимся заканчивать текст.


110

1.50

Слова – синонимы.


111

1.51

Сочетание синонимов с другими словами.


112

2.54

Учимся применять орфографические правила


113

3.8

Как строится текст. Начало текста.


114

3.9

Сочиняем начало текста.


115

1.52

Как используются синонимы.


116

1.53

Синонимы в тексте.


117

2.55

Учимся применять орфографические правила.


118

2.56

Контрольный диктант «Состав слов а и его значение».

Контрольная

работа

119

3.10

Учимся составлять текст.


120

3.11

Последовательность предложений в тексте.


121

1.54

Слова - антонимы.


122

1.55

Сочетание антонимов с другими словами.


123

2.57

Учимся применять орфографические правила.


124

3.12

Связь предложений в тексте.


125

1.56

Слова – омонимы.


126

1.57

Слова исконные и заимствованные.


127

1.58

Контрольный диктант

Контрольная

работа

128

2.58

Учимся применять орфографические правила.


129

3.13

Абзац.


130

3.14

Учимся выделять абзацы.


131

1.59

Значение заимствованных слов


132

2.59

Учимся применять орфографические правила.


133

3.15

Последовательность абзацев.


134

3.16

Учимся составлять текст из абзацев.


135

1.60

Устаревшие слова.


136

1.61

Устаревшие слова, слова – синонимы, новые слова.


137

2.60

Учимся применять орфографические правила.


138

2.61

Учимся составлять текст.


139

2.62

Учимся составлять текст по заголовку и ключевым словам.


140

1.62

Повторение: что ты знаешь о лексическом значении и составе слова?


141

2.63

Учимся применять орфографические правила.


142

3.17

План текста


143

3.18

Учимся составлять план текста


144

1.63

Фразеологизмы.


145

2.64

Учимся применять орфографические правила.


146

3.19

Составляем текст по плану.


147

3.20

Учимся писать письма по плану.


148

1.64

Значение фразеологизмов.


149

2.65

Учимся применять орфографические правила.


150

3.21

Составляем текст по плану.


151

3.22

Текст – описание.


152

2.66

Учимся применять орфографические правила.


153

3.23

Особенности текста – описания.


154

3.24

Учимся сочинять текст – описание.


155

2.67

Учимся применять орфографические правила.


156

3.25

Учимся сочинять яркий текст – описание.


157

3.26

Текст – повествование.


158

3.27

Особенности текста – повествования.


159

2.68

Учимся применять орфографические правила.


160

3.28

Учимся сочинять текст – повествование.


161

3.29

Описание и повествование в тексте.


162

3.30

Текст – рассуждение


163

3.31

Особенности текста – рассуждения.


164

3.32

Описание. Повествование. Рассуждение.


165

3.33

Контрольный диктант по теме «правописание изученных орфограмм».

Контрольная

работа

166

4.1

Работа над ошибками. Повторение


167

4.2

Повторение


168

4.3

Повторение


169

4.4

Годовая контрольная работа.

Годовая контрольная

работа

170

4.5

Работа над ошибками. Повторение




3 класс

п/п

урока в разделе

Наименование разделов и тем

Контрольные мероприятия по оценке достижения планируемых результатов

1

4.1

Повторяем фонетику


2

2.1

Правило написания большой буквы


3

1.1

Фонетический анализ слова


4

2.2

Правила переноса слов


5

3.1

Текст, его признаки и типы


6

1.2

Фонетический анализ слова


7

4.2

Входной диктант

Входной диктант

8

2.3

Правила обозначения гласных после шипящих


9

1.3

Состав слова


10

2.4

Правописание безударных гласных в корне слова.


11

3.2

Признаки и типы текстов


12

1.4

Разбор слова по составу


13

2.5

Правила правописания согласных в корне слова


14

1.5

Словообразование


15

4.3

Диктант. Тема: повторение изученных орфограмм.

Диктант.

16

2.6

Работа над ошибками. Правило написания непроизносимых согласных.


17

3.3

Текст и его заглавие


18

1.6

Разбор слова по составу и словообразование


19

2.7

Правописание суффиксов.


20

2.8

Правописание приставок.


21

4.4

Повторение


22

3.4

Заглавие и начало текста


23

3.5

Предложение и его смысл. Слова в предложении.


24

3.6

Виды предложений по цели высказывания и интонации


25

3.7

Последовательность абзацев в тексте.


26

3.8

Деление теста на абзацы.


27

1.7

Главные члены предложения


28

2.9

Написание разделительного твердого и разделительного мягкого знаков


29

1.8

Главные члены предложения


30

2.10

Учимся писать приставки


31

2.11

Учимся писать приставки, оканчивающиеся на з//с


32

1.9

Подлежащее


33

1.10

Сказуемое


34

3.9

Учимся писать письма


35

1.11

Подлежащее и сказуемое


36

4.5

Диктант. Простое предложение. Главные члены предложения.

Диктант

37

2.12

Работа над ошибками


38

1.12

Второстепенные члены предложения


39

1.13

Второстепенные члены предложения. Обстоятельство. Урок 1


40

1.14

Второстепенные члены предложения. Обстоятельство. Урок 2


41

4.6

Повторение орфограмм, изученных во втором классе.


42

2.13

Учимся писать приставку с-


43

1.15

Обстоятельство.


44

3.10

Учимся писать письма


45

1.16

Второстепенные члены предложения. Определение.


46

1.17

Определение.


47

2.14

Учимся писать слова с двумя корнями


48

1.18

Определение


49

2.15

Запоминаем соединительные гласные о, е


50

3.11

Учимся писать письма


51

1.19

Второстепенные члены предложения . Дополнение.


52

1.20

Дополнение.


53

2.16

Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова. Урок 1


54

2.17

Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова. Урок 2


55

4.7

Диктант. Тема: главные и второстепенные члены предложения.

Диктант.

56

3.12

Работа над ошибками . Учимся писать письма


57

1.21

Однородные члены предложения


58

2.18

Учимся обозначать звук [ ы ] после звука [ ц ]


59

1.22

Однородные члены предложения.


60

2.19

Знаки препинания при однородных членах предложения


61

3.13

Учимся писать письма


62

1.23

Однородные члены предложения


63

2.20

Учимся ставить знаки препинания.


64

1.24

Однородные члены предложения


65

3.14

Учимся ставить знаки препинания.


66

3.15

Учимся писать письма


67

4.8

Повторяем фонетику и состав слова


68

4.9

Повторение изученных орфограмм


69

4.10

Диктант. Тема: фонетика, состав слова, синтаксис.

Диктант.

70

1.25

Работа над ошибками . Части речи


71

4.11

Повторение.


72

1.26

Самостоятельные и служебные части речи


73

4.12

Повторение.


74

1.27

Имя существительное.


75

4.13

Повторение.


76

3.16

Учимся писать изложение


77

1.28

Род имен существительных. Урок 1.


78

1.29

Род имен существительных. Урок 2


79

4.14

Повторение орфограмм, изученных в первом полугодии.


80

3.17

Работа с текстом


81

3.18

Учимся писать изложение


82

1.30

Число имен существительных


83

2.21

Правописание мягкого знака после шипящих имен существительных. Урок 1


84

2.22

Правописание мягкого знака после шипящих имен существительных. Урок 2


85

1.31

Число имен существительных


86

1.32

Изменение имен существительных по числам. Урок 1


87

1.33

Изменение имен существительных по числам. Урок 2


88

4.15

Диктант. Тема Части речи, род, число существительных.

Диктант.

89

3.19

Работа над ошибками . Учимся писать изложение


90

1.34

Изменение имен существительных по падежам


91

1.35

Падеж имен существительных. Косвенные падежи.


92

1.36

Падеж имен существительных. Падежные предлоги.


93

2.23

Учим слова с удвоенными согласными в корне слова


94

3.20

Учимся писать письма


95

1.37

Падеж имен существительных


96

2.24

Учимся писать суффикс –ок- в именах существительных


97

1.38

Падеж имен существительных


98

2.25

Учимся писать суффиксы –ец- и –иц- и сочетания –ичк- и –ечк-


99

3.21

Работаем с текстом


100

1.39

Склонение имен существительных


101

2.26

Учимся писать сочетания –инк- и –енк-


102

4.16

Диктант. Тема: Ь после шипящих на конце имен существительных; удвоенные согласные; суффиксы существ.

Диктант

103

1.40

Работа над ошибками. Склонение.


104

1.41

Склонение имен существительных


105

2.27

Правописание безударных окончаний имен сущ. 1-го склонения


106

3.22

Работа с текстом


107

1.42

Склонение имен существительных


108

4.17

Тест. Тема: род, число, падеж, склонение имен существительных


109

2.28

Правописание безударных окончаний имен существительных 1-го склонения


110

1.43

Имена существительные одушевленные и неодушевленные


111

2.29

Учимся писать безударные окончания имен существительных 2-го склонения


112

3.23

Учимся писать изложение


113

1.44

Имена существительные одушевленные и неодушевленные


114

2.30

Учимся писать безударные окончания имен существительных 2-го склонения


115

1.45

Имена существительные собственные и нарицательные


116

2.31

Правописание гласных в окончаниях имен сущ после шипящих и ц.


117

3.24

Учимся писать изложение


117

1.46

Способы образования имен существительных. Урок 1


119

1.47

Способы образования имен существительных. Урок 2


120

2.32

Правописание безударных окончаний имен существительных 3-го склонения


121

2.33

Правописание безударных окончаний имен существительных 1, 2, 3 склонения


122

2.34

Учимся писать безударные окончания имен существительных .


123

3.25

Учимся писать изложение


124

4.18

Повторяем фонетику и состав слова


125

2.35

Повторяем правописание безударных окончаний имен существительных


126

4.19

Диктант. Тема: Орфограммы, изученные в 3 четверти.

Диктант

127

1.48

Работа над ошибками. Имя прилагательное.


128

1.49

Имя прилагательное


129

2.36

Правописание окончаний имен существительных множественного числа


130

4.20

Повторение.


131

1.50

Имя прилагательное


132

2.37

Повторяем правописание безударных окончаний имен существительных


133

1.51

Имя прилагательное


134

2.38

Правописание имен существительных на –ий, -ия, -ие. Урок 1


135

2.39

Правописание имен существительных на –ий, -ия, -ие. Урок 2


136

2.40

Повторение правил правописания безударных окончаний имен существительных


137

1.52

Качественные имена прилагательные. Урок 1


138

1.53

Качественные имена прилагательные. Урок 2


139

3.26

Изложение с элементами сочинения


140

2.41

Правописание окончаний имен прилагательных


141

3.27

Учимся писать изложение


142

2.42

Правописание окончаний имен прилагательных


143

1.54

Краткая форма качественных прилагательных


144

2.43

Правописание окончаний имен прилагательных


145

3.28

Учимся писать сочинение


146

1.55

Относительные имена прилагательные


147

2.44

Правописание относительных прилагательных


148

1.56

Как образуются относительные прилагательные


149

2.45

Правописание относительных прилагательных


150

3.29

Учимся писать сочинение


151

2.46

Правописание относительных прилагательных


152

1.57

Притяжательные имена прилагательные


153

2.47

Правописание притяжательных прилагательных


154

4.21

Диктант.

Диктант.

155

4.22

Работа над ошибками. Повторение изученного.


156

4.23

Повторение


157

4.24

Повторяем фонетику и состав слова


158

2.48

Правописание краткой формы имён прилагательных


159

1.58

Местоимение


160

3.30

Работа с текстом


161

1.59

Личные местоимения. Урок 1


162

1.60

Личные местоимения. Урок 2


163

2.49

Правописание местоимений с предлогами


164

1.61

Как изменяются местоимения


165

2.50

Правописание местоимений.


166

1.62

Как изменяются местоимения


167

2.51

Повторяем правила правописания. Урок 1


168

2.52

Повторяем правила правописания. Урок 2


169

4.25

Годовой контрольный диктант

Годовой контрольный диктант

170

2.53

Работа над ошибками.






28