Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Лохвицы филиал Некрасовский
РАССМОТРЕНА на заседании МО Руководитель МО ______/О.Н.Талалай/ Протокол от___________ №____ | СОГЛАСОВАНО зам. директора по УВР ________С.В.Даненко ______/_______________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ СОШ с. Лохвицы филиал Некрасовский ____________ И.И. Болдырева Приказ от _______________ №___ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку для 1 класса
2020-2021 учебный год
Разработана Назаренко Ольгой Владимировной,
учителем начальных классов
первой квалификационной категории
на 2019 -2020 год
с. Некрасовка
2020 год
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса составлена на основании нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями).
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 года №189 «Об утверждении Сан Пин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями).
- Приказа Министерства просвещения РФ № 345 от 28 декабря 2018 года «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Приказа Министерства просвещения РФ № 233 от 08.05.2019 года «О внесении изменений в федеральный перечень учебников , рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, сформированных приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 года № 345.
- Приказа Министерства просвещения РФ № 632 от 22.11.2019 года «О внесении изменений в федеральный перечень учебников , рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, сформированных приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 года № 345.
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов (модулей) групповых занятий МОАУ СОШ с. Лохвицы филиал Некрасовский (протокол № 7 педагогического совета от 28.05.2019).
- Основная образовательная программа начального общего образования МОАУ СОШ с. Лохвицы филиал Некрасовский на 2018-2023 годы.
- Учебный план МОАУ СОШ с. Лохвицы филиал Некрасовский на 2020-2021 учебный год.
Рабочая программа по русскому языку в 1 классе , согласно учебному плану, рассчитана на 132 ч (4 ч в неделю,): из них 82 ч уроки обучения письму в период обучения грамоте и 50ч – уроки русского языка
При реализации рабочей программы используется учебник В.П. Канакина В.Г.Горецкий Русский язык.1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2018., В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова Прописи: учебное пособие для общеобразовательных организаций в четырех частях. – М.: Просвещение», 2019.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
- положительное отношение к урокам русского языка;
- уважительное отношение к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
- интерес к языковой и речевой деятельности;
- представление об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
- первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности.
Метапредметные результаты
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
- умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
- умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
- освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
- умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве — Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
Предметные результаты
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
- понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
- первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.
- понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова.
- овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета.
- формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с цепями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
раздельное написание слов;
обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
перенос слов по слогам без стечения согласных;
знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Обучение письму (82 ч).
Подготовительный период (15 ч.)
Букварный (основной) период (55 ч)
Послебукварный период (12 ч)
Русский язык (50 ч)
Наша речь (2ч).
Язык и речь.
Текст, предложение, диалог (3ч).
Текст и предложение. Диалог.
Слова, слова, слова… (4ч).
Слово.
Слово и слог. Ударение. (6ч).
Слово и слог. Перенос слов. Ударение.
Звуки и буквы (34ч).
Звуки и буквы. Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Согласные звуки. Буквы Й и И. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Шипящие согласные звуки. Наши проекты «Скороговорки». Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Заглавная буква в словах. Наши проекты «Сказочная страничка».
Повторение (1ч).
Формы организации учебных занятий: урок.
Основные виды учебной деятельности: работа с учебником, письмо, практические занятия, тестирование.
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, контрольных работ, контрольных списываний, тестовых заданий.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Раздел /тема | Кол-во часов |
Обучение письму (82 ч) |
| РазделI. Подготовительный период | 15 |
| Знакомство с прописью. Гигиенические правила письма.(с.4-5) | 1 |
| Рабочая строка. Прямые наклонные вертикальные и горизонтальные линии. (с.6-9) | 1 |
| Полуовал. Линия с четвертным овалом. (с.10-13) | 1 |
| Межстрочное пространство. Верхняя и нижняя линии строки. Овал. Полуовал. (с.14-15) | 1 |
| Плавные линии. Большая и маленькая линия с закруглением внизу. (с.16-17) | 1 |
| Маленькая и большая линия с закруглением внизу и вверху.(с.с.18-20) | 1 |
| Письмо элементов букв. Маленькая и большая наклонная линия (К)(с.22-24) | 1 |
| Письмо элементов букв. Большая и маленькая наклонная линия с закруглением вверху и внизу. (с. 25-27) | 1 |
| Письмо наклонных линий с петлей внизу и вверху. (с.28-29) | 1 |
| Письмо наклонных линий с петлей вверху и внизу. (с.30-31) | 1 |
| Написание строчной и заглавной буквы а, А. Ударные и безударные гласные звуки. ( c.3-4) | 1 |
| Написание строчной и заглавной букв о,О. (с.5-6) | 1 |
| Написание строчной и заглавной буквы и, И. (с.7-8) | 1 |
| Написание строчной буквы ы. (с. 9-10) | 1 |
| Написание строчной и заглавной буквы у, У. (с.11-13) | 1 |
| Раздел II. Букварный (основной) период | 55 |
| Написание строчной буквы н. Гласные и согласные звуки. (с.13-14) | 1 |
| Написание заглавной буквы Н. 9с. 15) | 1 |
| Написание строчной буквы с. Соотношение предложения с его схемой.(с.16) | 1 |
| Написание заглавной буквы С. (с.17) | 1 |
| Написание строчной буквы к. Ударение в слове. Его смыслоразличительная роль. (с.18) | 1 |
| Написание заглавной буквы К. (с.19) | 1 |
| Написание строчной буквы т. (с.20) | 1 |
| Написание заглавной буквы Т. Звонкие и глухие согласные. (с.20-21) | 1 |
| Написание строчной буквы л. (с.23) | 1 |
| Написание заглавной буквы Л. (с.24-25) | 1 |
| Написание строчной буквы р. (с.26) | 1 |
| Написание заглавной буквы Р.(с.27) | 1 |
| Написание строчной буквы в. Твёрдые и мягкие парные звуки.(с.28) | 1 |
| Написание заглавной буквы В.(с.29-30) | 1 |
| Написание строчной буквы е. (с.31) | 1 |
| Написание заглавной буквы Е. Признаки предметов. (с.32) | 1 |
| Написание строчной буквы п. (с.3) | 1 |
| Написание заглавной буквы П. (с.4-5) | 1 |
| Написание строчной буквы м. (с.6) | 1 |
| Написание заглавной буквы М. (с.7-8) | 1 |
| Написание строчной буквы з. (с.9) | 1 |
| Написание заглавной буквы З. (с.10-11) | 1 |
| Написание строчной буквы б (с.12) | 1 |
| Написание заглавной буквы Б. (с.13-15) | 1 |
| Написание строчной буквы д. (с.16) | 1 |
| Написание заглавной буквы Д. (с.17-19) | 1 |
| Написание строчной буквы я. (с.20) | 1 |
| Написание заглавной буквы Я. (с.21-23) | 1 |
| Написание строчной буквы г. (с.24) | 1 |
| Написание заглавной буквы Г. (с.25-26) | 1 |
| Написание строчной буквы ч. Алгоритм списывания с письменного шрифта. (с.27-28) | 1 |
| Написание заглавной буквы Ч. (с.29) | 1 |
| Написание буквы ь. Письмо под диктовку слов и предложений. (с. 30) | 1 |
| Написание буквы ь в конце слова, в середине слова.(с. 31-32) | 1 |
| Написание строчной буквы ш. (с.3) | 1 |
| Написание заглавной буквы Ш. (с. 4-5) | 1 |
| Написание строчной буквы ж. (с. 6))Кнакомления с новым материалом | 1 |
| Написание заглавной буквы Ж. (с. 7-9) | 1 |
| Написание строчной буквы ё. (с.10-11) | 1 |
| Написание заглавгой буквы ё. (с.12) | 1 |
| Написание строчной буквы й. (с. 13-14) | 1 |
| Написание строчной буквы х. (с.15) | |
| Написание заглавной буквы Х. (с.16-18) | 1 |
| Написание строчной буквы ю. (с.19) | 1 |
| Написание заглавной буквы Ю. (с.20-21) | 1 |
| Написание строчной буквы ц. (с. 22) | 1 |
| Написание заглавной буквы Ц. (с.23-24) | 1 |
| Написание строчной буквы э. (с.25) | 1 |
| Написание заглавной буквы Э. (с.26) | 1 |
| Написание строчной буквы щ. (с.27-28) | 1 |
| Написание заглавной буквы Щ. (с. 29) | 1 |
| Написание строчной буквы ф. (с.30) | 1 |
| Написание заглавной буквы Ф. (с.31) | 1 |
| Письмо букв Ь и Ь. (с.32) | 1 |
| Письмо изученных букв под диктовку. | 1 |
| Раздел III. Послебукварный период | 12 |
| Правописание сочетаний чк, чн, щн. | 1 |
| Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в начале предложения. Письмо слов и предложений с изученными буквами. | 1 |
| Письмо под диктовку слов и предложений с изученными буквами. | 1 |
| Сопоставление текста и отдельных предложений. Списывание с печатного текста. | 1 |
| Письмо под диктовку с орфографическим проговариванием. | 1 |
| Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. | 1 |
| Правописание сочетаний жи-ши. | 1 |
| Правописание сочетаний ча-ща. | 1 |
| Правописание сочетаний чу-щу. | 1 |
| Алфавит и его значение. | 1 |
| Алфавит. Нахождение случаев расхождения звукового и буквенного состава слов. | 1 |
| Закрепление изученного. Объединение слов в предложения. Выделение предложения из текста. | 1 |
Русский язык (50 ч) |
| Наша речь | 2 |
83 | Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Её значение в жизни людей. | 1 |
84 | Язык и речь. Устная и письменная речь. Русский язык – родной язык русского народа. | 1 |
| Текст, предложение, диалог. | 3 |
85 | Текст и предложение. Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста. | 1 |
86 | Предложение. Связь слов в предложении. Оформление предложений в письменной речи. | 1 |
87 | Диалог. Оформление предложений в диалогической речи. Знаки препинания конца предложений. | 1 |
| Слова, слова, слова… | 4 |
88 | Слово как единица языка и речи. Слово как единство звучания и значения. Роль слов в речи. Составление текста по рисунку и опорным словам. | 1 |
89 | Слова-названия предметов, признаков, действий, предметов и явлений. Вопросы, на которые отвечают эти слова. | 1 |
90 | Тематические группы слов. Слова - названия предметов, отвечающие на вопрос что? кто? Вежливые слова. | 1 |
91 | Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка. | 1 |
| Слово и слог. Ударение. | 6 |
92 | Слово как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги. | 1 |
93 | Слово и слог. Выделение слогов в слове. Анализ слоговых моделей слов. | 1 |
94 | Перенос слов. Правило переноса слов с одной строки на другую. | 1 |
95 | Правила переноса части слова с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов. | 1 |
96 | Ударение и способы его выделения. Ударные и безударные слоги. Работа с орфоэпическим словарём. | 1 |
97 | Ударение. Слогообразующая роль ударения. Коллективное составление содержания основной части сказки. | 1 |
| Звуки и буквы | 34 |
98 | Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. | 1 |
99 | Звуки и буквы. Условные обозначения звуков. | 1 |
100 | Русский алфавит, или Азбука. Значение алфавита. | 1 |
101 | Алфавит. Алфавитный порядок слов. Использование алфавита при работе со словарями. | 1 |
102 | Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Составление развёрнутого ответа на вопрос. | 1 |
103 | Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. | 1 |
104 | Слова с буквой э. Словарь иностранных слов. | 1 |
105 | Ударные и безударные гласные звуки. Наблюдение над обозначением гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах. | 1 |
106 | Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах. Особенности проверочного и проверяемого слова. | 1 |
107 | Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах. Подбор проверочного слова путём изменения формы слова. | 1 |
108 | Обозначение гласных звуков буквами в безударных слогах двусложных слов. Знакомство с орфографическим словарём. | 1 |
109 | Слова, в которых написание буквы, обозначающей безударный гласный звук, проверить нельзя. Проверочная работа. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам. | 1 |
110 | Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Проверочный словарный диктант. | 1 |
111 | Согласные звуки и буквы. Удвоенные согласные. Перенос слов с удвоенными согласными. | 1 |
112 | Буквы й и и . Звук [й’ ] и звук [и ] . Перенос слов с буквой й. | 1 |
113 | Твёрдые и мягкие согласные звуки. Согласные буквы. Смыслоразличительная роль согласных звуков. | 1 |
114 | Парные твёрдые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме буквами е, ё, ю, я, и, ь. Непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки. | 1 |
115 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме буквами е, ё, ю, я, и, ь. | 1 |
116 | Мягкий знак (ь) как показатель мягкости согласного звука. | 1 |
117 | Обозначение мягкости согласного звука на конце и в середине слова буквой ь «мягкий знак». Перенос слов с мягким знаком. | 1 |
118 | Правописание слов с мягким знаком. Составление текста из деформированных предложений с опорой на рисунок. | 1 |
119 | Особенности глухих и звонких согласных звуков. | 1 |
120 | Парные и непарные по глухости-звонкости согласные звуки. Произношение парных по глухости-звонкости согласных на конце слова. | 1 |
121 | Наблюдение над обозначением парных по глухости-звонкости согласных звуков буквами на конце слова. Работа с текстом. (Упр.19) | 1 |
122 | Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук (изменение формы слова). | 1 |
123 | Проверочный диктант «Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова». | 1 |
124 | Шипящие согласные звуки. Буквы шипящих согласных звуков. Проект «Скороговорки». | 1 |
125 | Слова с буквосочетаниями чк, чт, чн. | 1 |
126 | Контрольное списывание. | 1 |
127 | Правило правописания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. | 1 |
128 | Правописание слов с изученными буквосочетаниями. | 1 |
129 | Проверка знаний. Чему научились? | 1 |
130 | Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, в географических названиях. Составление ответов на вопросы. | 1 |
131 | Заглавная буква в кличках животных. Проект: «Сказочная страничка» (в названиях сказок — изученные правила письма). | 1 |
132 | Повторение и закрепление изученного материала. | 1 |
| Итого | 132 ч |
21