Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Русский язык» составлена в соответствии с Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью ГКОУ «Варнавинская школа-интернат».
-требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
3.Учебный план АООП (вариант 1) ГКОУ «Варнавинская ШИ».
4.СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
Основой для разработки рабочей программы является авторская программа А.К. Аксёновой, С.В. Комаровой, Э.В. Якубовской «Русский язык», из сборника программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 0-4 классов под редакцией И.М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2013.Данная программа допущена Министерством образования и науки Российской Федерации. В школе-интернате имеются учебники и учебно – методические пособия для реализации данной программы.
Программа по русскому языку направлена на развитие речи школьников, особенно её коммуникативной функции, всестороннее развитие личности, учитывает особенности познавательной деятельности. Программа предполагает реализацию дифференцированного и деятельностного подхода к обучению и воспитанию ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Основная цель предмета: развитие устной и письменной речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями, способствующее их адаптации в современном обществе; формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков, воспитание интереса к родному языку.
Обучение в первом классе соответствует первому этапу обучения русскому языку и представлено уроками обучения грамоте, и носит элементарно-практический характер.
Задачи этого периода:
1.Формирование у обучающихся интереса к языку и первоначальных языковых обобщений.
2.Развитие зрительного и пространственного восприятия и моторных умений.
3.Выработка достаточно прочных навыков грамотного письма.
4.Развитие у обучающихся умения последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
5.Повышение уровня общего развития обучающихся.
Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.
Добукварный период — период подготовки детей к обучению грамоте, определяющий их способность в овладении письмом и чтением во время букварных занятий. В это время у учащихся с нарушением интеллекта формируются и развиваются: фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза, диалогической речи и графические умения — необходимые условия для успешного усвоения грамоты. Для детей, не посещавших дополнительный класс, в добукварный период начинается школьное обучение. Поэтому, кроме образовательных задач, перед учителем стоят не менее важные задачи содействия в адаптации детей к школе, школьному коллективу и правилам поведения в нем. В добукварный период уроки носят интегрированный характер. На каждом уроке учитель реализует несколько направлений коррекционной работы, предлагаются упражнения, направленные на подготовку учащихся к овладению навыком чтения и письма.
В букварный период у школьников с умственной отсталостью формируются первоначальные каллиграфические, графические и некоторые орфографические умения. Формирование первоначальных навыков письма проходит параллельно с формированием у них речевого слуха, коррекцией нарушений звуковой стороны речи, коррекцией недостатков сенсомоторной сферы: зрительного восприятия, пространственной ориентировки, мелкой моторики кистей рук. Именно в этот период закладываются основы школьных поведенческих навыков. Коммуникативные навыки первоклассников получают дальнейшее развитие, они учатся элементарному общению с учителем и одноклассниками, приобретают умение адекватно воспринимать речь окружающих и выполнять инструкции педагога, у них развивается способность различать тональность и мелодику звучащей речи, подражать взрослому в использовании интонационных средств выразительности.
Общая характеристика учебного предмета
Основными критериями отбора материала по русскому языку, рекомендованного для изучения в первом классе в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ПрАООП (вариант 1) являются его доступность и практическая значимость. Доступность проявляется в существенном ограничении объема и содержания материала, практическая значимость заключается в тесной связи изучения курса с жизненным опытом обучающихся, формированием у них готовности к использованию полученных знаний на практике, при решении соответствующих возрасту жизненных задач из ближайшего социального окружения. Программа обучения носит элементарно-практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, является принцип коммуникативной направленности.
Урок письма в первом классе проводится вслед за уроком чтения, что позволяет использовать уже полученные на уроках чтения знания. При обучении письму важно научить первоклассников правильному начертанию букв, соединению их в слоги и слова. Упражнения в написании слогов, слов, предложений опираются на звуко-буквенный анализ, предварительную условно-графическую запись и составление слогов, слов из букв.
Заглавные буквы изучаются параллельно со строчными. Параллельное изучение заглавной и строчной буквы продиктовано тем, что и при чтении, и при письме учащимся практически с первых уроков говорится о том, что предложение пишется с большой буквы. Сначала на это указывается в схемах предложений, потом и в записях предложений. Достаточно часто встречается большая буква в именах собственных.
Написание букв А, У, Н, В, Ш, И, К, Б, Ю, Чч, Ц, Щ (в рукописном варианте) предлагается изучать в упрощенном виде: уменьшается количество элементов буквы, сами элементы становятся более простыми. Написания остальных букв остаются без изменений. Это наглядно показано в Прописях (авторы Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И.), обеспечивающих учебно-методическую базу данного предмета. Также в прописях дана наклонная линия (косая), для того чтобы дети не забывали о наклонном положении тетради при письме и, соответственно, для выработки у них правильного наклонного письма.
Первоклассникам предлагаются образцы написания по точкам, пунктирным линиям, тонким линиям. Начало и направление движения руки в процессе написания элементов букв и буквенных сочетаний показано стрелочками в прописях и демонстрируется учитель на доске.
Достаточно большое количество упражнений в период обучения письму направлено на перевод печатных букв в рукописные. По мере усложнения материала первоклассники начинают списывать слоги, слова и предложения. Эти задания способствуют выработке умения соотносить печатный и письменный шрифт, тренируют навык чтения слов, написанных печатными и письменными буквами.
Важнейшим условием овладения письмом является достаточная степень развития навыков звукового или звуко-буквенного анализа. Учителю необходимо стремиться к осознанному осуществлению детьми процесса звуко-буквенного анализа, выделения звуков и перевода их в графемы. После предварительного анализа учащиеся пишут буквы, слоги, слова и предложения, проговаривая их вслух.
В процессе обучения письму детей данной категории важно направить все усилия на преодоление имеющихся недостатков и максимальную коррекцию имеющихся нарушений. Большое внимание уделяется пониманию смысла речевого материала, с которым работают учащиеся. Этой цели подчиняется не только работа со словом, предложением, текстом, но и со звуком, слогом.
Для обеспечения благоприятных условий необходимо соблюдать общие гигиенические требования: правильное расположение тетради на парте, правильная посадка, правильное держание ручки в руке и т.д. Поскольку двигательный навык письма формируется у умственно отсталых первоклассников крайне медленно и требует большого напряжения всех сил ребенка, это вызывает необходимость проведения на уроке, как минимум, двух динамических пауз, выполнения с детьми гимнастики для пальцев и кистей рук, зрительной гимнастики, упражнений, направленных на ориентировку на листе бумаги. На уроках письма обязательно выполнение упражнения для развития тонкой моторики: штриховка, раскрашивание, обводка, дорисовывание по образцу и по точкам, рисование узора и бордюра по образцу. Выполняя эти задания, учащиеся отрабатывают двигательные навыки, координируют движения, тренируют зрительное восприятие.
Описание места предмета в учебном плане
Предмет «Русский язык» входит в образовательную область «Язык и речевая практика». В соответствии с Учебным планом ГКОУ «Варнавинская ШИ» рабочая программа в 1 классе рассчитана на 102 ч. в год (3ч. в неделю):
102 ч. в год (3ч. в неделю) – обязательная часть Учебного плана,
34 ч. (1час в неделю) – часть Учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений
Планируемые результаты
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам:
-осознание себя как гражданина России;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
-положительного отношения к урокам русского языка;
-уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа;
-интереса к языковой и речевой деятельности;
-представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Русский язык»на конец обучения в 1классе:
Минимальный уровень: | Достаточный уровень: |
различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы; списывать с печатного текста отдельные слоги и слова. | различать звуки на слухи в собственном произношении; писать строчные и прописные буквы; списать с печатного и рукописного текста прочитанные и разобранные слова и предложения; писать на слух отдельные буквы, слоги и слова, написание которых не расходится с произношением (последние – после звуко-слогового проговаривания). |
Состав базовых учебных действий обучающихся.
Личностные базовые учебные действия:
-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-самостоятельность в выполнении учебных заданий;
-понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении;
-стремление к безопасному поведению в природе и обществе.
Регулятивные базовые учебные действия:
-входить и выходить из учебного помещения со звонком;
-ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
-пользоваться учебной мебелью;
-адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)
-работать с учебными принадлежностями(инструментами)
-организовывать рабочее место;
-передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
-активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;
- оценивать действия одноклассников;
-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные базовые учебные действия:
-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
-устанавливать видо - родовые отношения предметов;
-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
-пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
-уметь писать;
- наблюдать;
- работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.
Коммуникативные базовые учебные действия:
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
Содержание учебного предмета
Добукварный период
Развитие слухового внимания, фонематического слуха, звукового анализа
Различение звуков окружающей действительности, узнавание их: определение источника звука («Кто позвал?», «По звуку отгадай предмет»), направления звука («Укажи, где пищит мышка»), силы звука («Найди спрятанный предмет, ориентируясь на силу хлопков») и т.д.
Имитация голосов животных (кто как голос подает), узнавание животного по его голосу.
Дифференциация неречевых звуков: сходные звуки игрушек, сходные звуки музыкальных детских инструментов и др.
Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками: у-у-у — воет волк, ш-ш-ш — шипит гусь, р-р-р — рычит собака, с-с-с — свистит свисток и др.
Слово. Практическое знакомство со словом («Назови предметы», «Повтори все слова, которые сказали»). Фиксация слова условно-графическим изображением. «Чтение» зафиксированных слов, соотнесение их с конкретными предметами («Покажи, где слово и где предмет»). Называние окружающих предметов, предметов, изображенных на картинке, «запись» слов условно-графической схемой.
Дифференциация сходных по звучанию слов: Раз-два-три — без ошибок повтори: дом — дым, удочка — уточка, бабушка — бабочка и др.
Выделение слова из ряда предложенных на слух (2—3), фиксация каждого слова картинкой и схемой. «Чтение» слов.
Предложение. Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действия: Варя рисует. Юра прыгает. Фиксация предложения условно-графическим изображением. «Чтение» предложения.
Составление предложений (из 2 слов, затем — из 3) по картинке, запись их условно-графической схемой. «Чтение» каждого предложения.
Деление предложений на слова, фиксация их в условно-графической схеме с последующим выделением каждого слова.
Дифференциация сходных по звучанию предложений (На полке мишка. На полу мышка; У Веры шары. У Иры шар; Это гриб. Это грибок) с обязательным выбором соответствующей картинки.
Слог (часть слова). Деление двусложных слов на части (слоги) (И-ра, А-ля, Ва-ся). Фиксация части слова условно-графическим изображением. «Чтение» слов по слогам, соотнесение каждого прочитанного слова с картинкой.
Дифференциация оппозиционных слогов в игре: ма — на, СА — за, да — та и т.д.
Звук. Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные упражнения в игре: «Покатай ватный шарик по парте», «Посчитай, сколько Егорок стало на горке» (сначала на выдохе — два Егорки, потом — три). Отработка четкого звукопроизношения на материале коротких стихотворений, чистоговорок и т.д.
Дифференциация оппозиционных звуков: [м] — [н], [б] — [п], [д] — [т], [с] — [з], [с] — [ш] и т.д. (с учетом произносительных навыков учащихся).
Развитие умения слышать часто повторяющийся звук в двустишиях, чистоговорках. Выделение звуков [а], [у], [м], [о], [н], [с] в начале слова при акцентированном произнесении этих звуков учителем. Обозначение звука условным значком. Подбор слов, начинающихся с заданного звука, с опорой на натуральные предметы или картинки.
Развитие зрительных и пространственных восприятий
Различение и называние шести основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный). Классификация предметов по цвету. Выкладывание ряда цветных полосок (2—3) по образцу, по памяти, по словесной инструкции. Различение коротких и длинных полосок. Составление из цветных полосок изображений знакомых предметов (лесенка, стол, стул, флажок и др.) вместе с учителем или по заданному образцу. Выкладывание из цветных полосок буквенных знаков: А, У, М, Х, С, Н, И, П, Т, Ш (без называния букв).
Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, круг; их последовательное введение. Составление по образцу комбинаций из разных фигур (2—3) разного цвета. Составление из геометрических фигур изображений знакомых предметов (елочка, тележка, грузовик, дом и т. д.). Практическое усвоение пространственного расположения фигур: вверху — внизу, справа — слева. Разложение предмета, составленного из геометрических фигур, на части: елочка — три треугольника, дом — треугольник и квадрат.
Выработка умения показывать и называть предметы, их изображения последовательно слева направо.
Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей в сопровождении речи. Складывание и раскладывание матрешки, выкладывание из кубиков (4—6) картинки по образцу, составление картинки из пазлов (2—4).
Исключение лишнего предмета из ряда предложенных (2—3) по заданной характеристике — цвету, форме или величине.
Развитие моторных умений
Упражнения для развития и координации движений кисти руки: сжимание и разжимание пищащих резиновых игрушек, сжимание пальцев в кулачок, разжимание их, приветствие пальчиков друг с другом, изображение из пальчиков животных и других предметов. Разучивание коротких стихотворных текстов, сопровождение их движениями пальцев. Игра с мозаикой.
Формирование графических умений: развитие умения держать ручку, карандаш. Работа мелом на доске, карандашом и ручкой на листе бумаги, в альбоме. Вычерчивание горизонтальных, вертикальных, наклонных прямых линий; расположение их на листе бумаги. Работа с трафаретом, шаблоном, проведение линий по контору. Умение менять направление карандаша в зависимости от трафарета, шаблона или контура. Соблюдение пределов контура при штриховке фигуры.
Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв в пределах строки тетради: вертикальная прямая палочка — заборчик, прямая палочка с закруглением внизу — крючок для вешалки, палочка с закруглением вверху и внизу — уточка, овал — слива, полуовал — месяц и др.
Печатание букв А, У, М, О, Н, С (без обязательного их называния) по трафарету, по образцу.
Букварный период (письмо)
1-й этап
Усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии. Соотнесение графических образов печатных и рукописных букв.
Умение правильно и отчетливо произносить изучаемые звуки, слышать их в словах, выделять первый звук в начале слова (в сильной позиции), подбирать слова, начинающиеся с изучаемого звука, с опорой на картинки или задание учителя.
Изучение рукописного варианта строчных и прописных букв, разбор элементов букв. Написание элементов букв и самих букв, строчных и прописных. Образование и запись слогов, состоящих из одной гласной, в словах (а-у, у-а), закрытых (ам, ум, ах, ох) и открытых двубуквенных (ма, му, ха, хи) слогов. Сравнение закрытых и открытых слогов.
Дифференциация и запись сходных звуков изолированно и в слогах: [м] - [н], ма — на. Запись слов из двух усвоенных слогов (ма-ма, му-ха, у-ха и др.). Соотнесение записанного слова с предметом или с картинкой.
Составление и запись слов, состоящих из трехбуквенного закрытого слога: мох, сом, сын и т.д.
Составление и запись предложений из 1-2 слов.
Разучивание чистоговорок, загадок, коротких стихотворений с голоса учителя.
Списывание букв и слогов с печатного и рукописного шрифтов. Списывание слов после предварительного анализа и четкого их протяжного проговаривания (интонирования). Выкладывание звуко-буквенной схемы слова.
Запись под диктовку букв и слогов.
2-й этап
Повторение пройденных букв. Изучение новых букв в рукописном варианте: Шш, Пп, Тт, Кк, Зз, Рр, й, Жж, Бб, Дд, Гг, ь.
Умение составлять схему слова, слога. Записывать слоги и слова с опорой на схему после предварительного анализа.
Соотнесение буквы печатного и рукописного шрифта.
Дифференциация и запись букв, слогов, слов, с парными согласными, сходными по звучанию согласными, сонорными: ([с] - [з], [х] - [к], [р] - [л], [п] - [б]; са - за, ша - жа, коза - коса и др.); слогов и слов с мягкими и твердыми согласными (мы - ми, лы - ли, ны - ни, мыл - мил и т.д.); а также с и - й (мои - мой).
Образование и запись открытых и закрытых двубуквенных слогов с твердыми и мягкими согласными, трех-четырехбуквенных слогов типа кот, кит, соль и т.д.
Составление и запись слов из усвоенных слоговых структур. Четкое проговаривание каждого слога в слове. Соотнесение слова с иллюстративным материалом. Работа со звуко-буквенной схемой. Обозначение букв красными и синими кружками (квадратиками).
Списывание с печатного и рукописного текстов букв, слогов, слов, состоящих из усвоенных слоговых структур. Письмо по образцу предложений, состоящих из 2 слов. Большая буква в начале и точка в конце предложения.
Письмо на слух букв и слогов. Интонирование каждого звука слова, обозначение звука в схеме или буквой из разрезной кассы с последующей записью слова в тетрадь. Самостоятельное составление изученных слогов с последующей записью. Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.
3-й этап
Повторение пройденных букв, изучение новых рукописных букв: Ее, Яя, Юю, Ёё, Чч, Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ.
Составление схем слогов, слов и предложений. Запись слов и предложений с опорой на схемы после предварительного анализа.
Дифференциация и запись букв, слогов и слов схожих по произношению, оппозиционных: звонких и глухих, твердых и мягких, свистящих и шипящих: [ф] - [в], [с] - [ц], [ч] - [щ]; ма - мя, му - мю, су - цу, ша - ща; цвет - свет, плач - плащ и др.
Образование и запись усвоенных ранее слоговых структур. Образование и запись слогов со стечением 2 согласных в начале и в конце слова. Образование и запись слов, состоящих из 1-3 слогов.
Списывание с рукописного и печатного текстов усвоенных букв, слогов, слов и предложений из 3-4 слов. Вставка пропущенной буквы или слога при списывании. Прописная буква в именах людей.
Письмо на слух букв и слогов, слов, предложений после предварительного анализа.
Самостоятельное составление слов из разбросанных букв или слогов с опорой на картинку.
Контрольное списывание.
Система оценки достижений предметных результатов, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и формы контроля
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
В 1 классе используется качественная оценка, направленная на поощрение и стимулирование работы обучающегося без фиксирования балльной отметкой в Классном журнале. В это время контроль знаний, умений и навыков осуществляется через мониторинговые исследования по всем предметам с целью выявления уровня сформированности предметных результатов. Проводится мониторинг в начале года, в конце 1 полугодия, а также итоговый (по результатам промежуточной аттестации обучающихся) в форме контрольной работы. Данные мониторинга заносятся в диагностическую карту обучающегося, выявляется динамика формирования знаний, умений и навыков по предмету.
Планируемые предметные результаты на конец периода обучения грамоте
Достаточный уровень
различать звуки на слух и в собственном произношении;
читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;
писать строчные и прописные буквы;
списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слова и предложения;
писать на слух отдельные буквы, слоги и слова, написание которых не расходится с произношением (последние - после звуко-слогового проговаривания).
Минимальный уровень
различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы;
читать по слогам отдельные слова, соотносить их с предметными картинками;
слушать небольшую сказку, рассказ и с помощью учителя отвечать на вопросы по содержанию, опираясь на наглядные средства;
списывать с печатного текста отдельные слоги и слова.
Тематическое планирование
Добукварный период (3ч. в неделю)
№ | Кол-во ч. | Тема | Дата | Виды работ |
I четверть |
| 1 | Дорисовывание праздничного букета по образцу и пунктирным линиям | 2.09 | Беседа с опорой на иллюстрацию «Праздник школы» |
| 1 | Дорисовывание травы, ягод, солнышка по образцу и пунктирным линиям | 4.09 | Имитация звуков животного мира (чириканье воробья, писк комара, жужжание шмеля, лай собаки, мяуканье кошки и т.п.) |
| 1 | Дорисовывание картины осени (дорисовывание недостающих элементов, выбор нужных цветов) | 6.09 | Беседа по картине «Волшебница-осень» (осенние краски) |
| 1 | Дорисовывание элементов рисунка произвольными линиями и рисование яичка по трафарету | 8.09 | Имитация голосов животных Рассказывание сказки «Курочка Ряба» с опорой на иллюстрации и вопросы учителя |
| 1 | Рисование Колобка по трафарету внутри дорожки | 11.09 | Имитация звуков животного мира Рассказывание сказки «Колобок» с опорой на иллюстрации и вопросы учителя |
| 1 | Обводка композиции из геометрических фигур по контуру, с использованием шаблонов или трафаретов | 13.09 | Называние предметов, изображённых на картинках, «чтение» условно-графической схемы слов |
| 1 | Знакомство с понятием «вертикальные и горизонтальные линии» | 15.09 | Подбор слов к картинкам в точном соответствии с количеством условно-графических изображений Обводка репки по контуру. Соотнесение величины репки в сказке и ее дорисованного изображения |
| 1 | Рисование вертикальных и горизонтальных линий разных цветов по заданию учителя | 18.09 | «Чтение» условно-графической записи слов по порядку и в разбивку Рассказывание сказки «Теремок» с опорой на иллюстрации и вопросы учителя Рисование кривых линий |
| 1 | Штриховка геометрических фигур наклонными линиями | 20.09 | Знакомство с понятием «наклонные линии» (использование терминов в речи учителя, а в речи детей – «палочка стоит», «палочка лежит») |
| 1 | Письмо палочек | 22.09 | Беседа на тему «Домашние животные и их детёныши» |
| 1 | Письмо палочек с закруглением внизу. | 25.09 | Беседа по теме «Зоопарк» Штриховка горизонтальными линиями по точкам |
| 1 | Письмо палочек с закруглением вверху. | 27.09 | Рассматривание картинок, придумывание и проговаривание имён детей Составление по картинкам предложений из двух слов, их «чтение» и последующее выделение каждого слова на слух и в условно-графической схеме |
| 1 | Письмо палочек с закруглением внизу и вверху. | 29.09 | Беседа на тему «Дежурство в классе» с опорой на иллюстрацию |
| 1 | Письмо элементов букв. | 2.10 | Беседа на тему «У нас соревнования» с опорой на иллюстрацию Деление слов, обозначающих имена, на слоги и «чтение» их в условно-графической записи слитно и по слогам |
| 1 | Письмо элементов букв. | 4.10 | Рассказывание учителем сказки «Петушок и бобовое зёрнышко» с опорой на серию сюжетных картинок Обводка и дорисовывание бордюра |
Букварный период (письмо – 3 часа в неделю)
№ п/п | Кол- во ч | Тема | Дата | Виды работ |
| 1 | Письмо строчной буквыа. | 6.10 | Знакомство с Прописями, тетрадным листом, разлиновкой, условными обозначениями. Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы а. |
| 1 | Письмо заглавной буквыА. | 9.10 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы А. |
| 1 | Письмо строчной буквыу. | 11.10 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы у. |
| 1 | Письмо заглавной буквыУ. | 13.10 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы У. |
| 1 | Письмо звукоподражательных слов Ау, Уа, ау, уа. | 16.10 | Правила соединения букв. Написание звукоподражательных слов с большой буквы с восклицательным знаком в конце Ау! Уа! Правила соединения букв. |
| 1 | Письмо строчной и заглавной буквы Мм. | 18.10 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Мм. Написание слогов с изученными буквами. Правила соединения букв. |
| 1 | Письмо открытых и закрытых слогов с изученными буквами. | 20.10 | Закрепление написания изученных букв и слогов. Правила соединения букв в слогах. |
| 1 | Закрепление написания открытых и закрытых слогов с буквами Аа, Уу, Мм. | 23.10 | Письмо закрытых слогов ам, ум. Правила соединения букв. Написание слогов и слова мама. |
| 1 | Письмо строчной и заглавной буквы Оо. | 25.10 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквыОо. Написание слогов с буквой Оо. |
| 1 | Письмо обратных и прямых слогов с буквами Аа, Уу, Мм, Оо. | 27.10 | Написание букв и слогов. Перекодирование букв и слогов из печатного шрифта в рукописный. |
II четверть |
| 1 | Письмо строчной буквы х. | 8.11 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы х. Написание слогов с буквой х. |
| 1 | Письмо заглавной буквы Х. | 10.11 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Х. Написание слогов с буквой Х. |
| 1 | Письмо изученных слогов и слов. | 13.11 | Правила соединения букв. Написание звукоподражательных слов (Ау!, Му!, Ох!) и слов из трёх-четырёх букв (уха, муха). Списывание рукописного варианта слогов и слов. |
| 1 | Письмо строчной и заглавной буквы Сс. | 15.11 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквыСс. Написание слогов с буквой Сс. |
| 1 | Закрепление написания обратных и прямых слогов с изученными буквами. | 17.11 | Правила соединения букв. Написание звукоподражательных слов, слов из трёх-четырёх букв. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. |
| 1 | Письмо строчной буквы н. | 20.11 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы н. Написание слогов с буквой н. |
| | Письмо заглавной буквы Н. | 22.11 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Н. Написание слогов с буквой Н. |
| 1 | Письмо изученных слогов и слов. | 24.11 | Написание слогов. Написание звукоподражательных слов-предложений с большой буквы и восклицательным знаком в конце. Написание имени с большой буквы. Написание слов из трёх-четырёх букв. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Работа со схемой предложения. |
| 1 | Письмо строчной буквы ы. | 27.11 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы ы. Написание слогов и слов с буквой ы. |
| 1 | Письмо изученных слогов и слов. | 29.11 | Написание слогов. Написание слов из трёх-четырёх букв. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Работа со схемой предложения. |
| 1 | Письмо строчной и заглавной буквы Лл. | 1.12 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы л. Написание слогов и слов с буквой л. |
| | Письмо строчной и заглавной буквы Лл. | 4.12 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Л. Написание слогов и слов с буквой Л. |
| 1 | Письмо изученных слогов и слов. | 6.12 | Написание слогов. Написание слов из трёх-четырёх букв. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Работа со схемой предложения. Написание имён с большой буквы. |
| 1 | Письмо строчной буквы в. | 8.12 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы в. Написание слогов и слов с буквой в. |
| 1 | Письмо заглавной буквы В. | 11.12 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы В. Написание слогов и слов с буквой В. |
| 1 | Письмо изученных слогов и слов. | 13.12 | Написание слогов. Написание слов из трёх-четырёх букв. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Работа со схемой предложения. Написание имён с большой буквы. |
| 1 | Письмо строчной буквы и. | 15.12 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы и. Написание слогов и слов с буквой и. |
| 1 | Письмо заглавной буквы И. | 18.12 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы И. Написание слогов и слов с буквой И. |
| 1 | Письмо изученных слогов и слов. | 20.12 | Написание слогов. Написание слов из трёх-четырёх букв. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Актуализация и проверка полученных знаний. Написание имён с большой буквы. Письмо под диктовку букв, слогов, слов, предложений. |
| 1 | Письмо строчной буквы ш. | 22.12 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы ш. Написание слогов и слов с буквой ш. |
| 1 | Письмо заглавной буквы Ш. | 25.12 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Ш. Написание слогов и слов с буквой Ш.Написание имён с большой буквы. Письмо под диктовку слогов и слов. |
| 1 | Письмо изученных слогов и слов. | 27.12 | Написание слогов и слов. Написание слов из трёх-четырёх букв. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Написание имён с большой буквы. Составление и письмо слов. |
III четверть |
| 1 | Практические упражнения в написании слов со слогом ШИ. | 10.01 | Написание слогов и слов. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. |
| 1 | Письмо строчной буквы п. | 12.01 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы п. Написание слогов с буквой п. |
| 1 | Письмо заглавной буквы П. | 15.01 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы П. Написание слогов с буквой П. |
| 1 | Письмо изученных слогов и слов. | 17.01 | Вставка пропущенной буквы слово. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Работа со схемой предложения. Написание имён собственных с большой буквы. Письмо под диктовку слогов и слов. |
| 1 | Письмо строчной буквы т. | 19.01 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы т. Написание слогов с буквой т. |
| 1 | Письмо заглавной буквы Т. | 22.01 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Т. Написание слогов с буквой Т. |
| 1 | Письмо изученных слогов и слов. | 24.01 | Дифференциация схожих по написанию букв. Написание слогов и слов. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Работа со схемой предложения. Написание имён с большой буквы. Письмо под диктовку слогов и слов. |
| 1 | Письмо строчной буквы к. | 26.01 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы к. Написание слогов и слов с буквой к. |
| | Письмо заглавной буквы К. | 29.01 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы К. Написание слогов и слов с буквой К. |
| 1 | Письмо изученных слогов и слов. | 31.01 | Написание слогов и слов. Вставка пропущенной буквы в слово. Практические упражнения в записи слов ед. и мн. числа ((утка – утки). Практические упражнения в написании имён собственных. |
| 1 | Письмо строчной буквы з. | 2.02 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы з. Написание слогов и слов с буквой з. |
| | Письмо заглавной буквы З. | 5.02 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы З. Написание слогов и слов с буквой З. |
| 1 | Дифференциация звуков З и С. Письмо изученных слогов и слов. | 7.02 | Написание слогов и слов. Дифференциация схожих по написанию букв. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Работа со схемой предложения. Письмо под диктовку слогов и слов. Практические упражнения в записи слогов (за – са), слов (коза – коса). Практические упражнения в написании имён собственных. |
| 1 | Письмо строчной буквы р. | 9.02 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы р. Написание слогов и слов с буквой р. |
| 1 | Письмо заглавной буквы Р. | 12.02 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Р. Написание слогов и слов с буквой Р. |
| 1 | Дифференциация звуков Р и Л. Письмо изученных слогов и слов. | 14.02 | Написание слогов и слов. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Работа со схемой предложения. Письмо под диктовку слогов и слов. |
| 1 | Письмо строчной буквы й. | 16.02 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы й. Написание слогов и слов с буквой й. |
| 1 | Дифференциация звуков и и й. Письмо изученных слогов и слов. | 26.02 | Написание слогов и слов. Дифференциация схожих по написанию букв. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. |
| 1 | Письмо строчной и заглавной буквы ж Ж. | 28.02 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Жж. Написание слогов и слов с буквой Жж. |
| 1 | Дифференциация звуков Ж и Ш. Письмо изученных слогов и слов. | 2.03 | Написание слогов и слов. Дифференциация схожих по написанию букв. Вставка пропущенной буквы в слово. Практические упражнения в написании слогов жи – ши, слов с этими слогами. Составление и запись предложений с опорой на схему. |
| 1 | Письмо строчной буквы б. | 5.03 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы б. Написание слогов и слов с буквой б. |
| 1 | Письмо заглавной буквы Б. | 7.03 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Б. Написание слогов и слов с буквой Б. |
| 1 | Дифференциация звуков Б и П Письмо изученных слогов и слов. | 9.03 | Написание слогов и слов. Дифференциация схожих по написанию букв. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Вставка пропущенных букв в слова. Составление и запись предложений с опорой на схему. |
| 1 | Письмо строчной буквы д. | 12.03 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы д. Написание слогов и слов с буквой д. |
| 1 | Письмо строчной и заглавной буквы Дд. | 14.03 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Д. Написание слогов и слов с буквой Д. |
| 1 | Дифференциация звуков Д и Т Письмо изученных слогов и слов. | 16.03 | Написание слогов и слов. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Вставка пропущенного слова в предложение с опорой на иллюстрацию, начало предложения и схему слова. |
| 1 | Письмо строчной буквы г. | 19.03 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы г. Написание слогов и слов с буквой г. |
| | Письмо заглавной буквы Г. | 21.03 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Г. Написание слогов и слов с буквой Г. Дополнение и запись предложения с опорой на схему и иллюстрацию. |
| 1 | Дифференциация звуков Г и К Письмо изученных слогов и слов. | 23.03 | Написание слогов и слов. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт. Вставка пропущенных букв в слова. Запись предложений. |
IV четверть |
| 1 | Письмо строчной буквы ь. | 2.04 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы ь. Написание слов с буквой ь. Дополнение и запись предложения с опорой на схему и иллюстрацию. |
| 1 | Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов. | 4.04 | Написание слогов и слов. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Вставка пропущенных букв в слова. Запись предложений. Письмо под диктовку слогов, слов. |
| 1 | Письмо строчной и заглавной буквы Ее. | 6.04 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Ее. Написание слов с буквой Ее. Дополнение и запись предложения с опорой на схему и иллюстрацию. |
| 1 | Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов. | 9.04 | Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Вставка пропущенных букв в слова. Запись предложений. Работа со схемой предложения. Письмо под диктовку слогов, слов. |
| 1 | Письмо строчной и заглавной буквы Яя. | 11.04 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Яя. Написание слов с буквой Яя. Дополнение и запись предложения с опорой на схему и иллюстрацию. |
| 1 | Дифференциация букв А и Я. Письмо изученных букв, слогов, слов. | 13.04 | Написание слогов и слов. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Вставка пропущенных букв в слова. Запись предложений. Письмо под диктовку слогов, слов. |
| 1 | Письмо строчной и заглавной буквы Юю. | 16.04 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Юю. Написание слов с буквой Юю. Дополнение и запись предложения с опорой на схему и иллюстрацию. |
| 1 | Дифференциация букв У и Ю. Письмо изученных букв, слогов, слов. | 18.04 | Написание слогов и слов. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Вставка пропущенных букв в слова. Запись предложений. Письмо под диктовку слогов, слов. |
| 1 | Письмо строчной и заглавной буквы Ёё. | 20.04 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Ёё. Написание слов с буквой Ёё. Дополнение и запись предложения с опорой на схему и иллюстрацию. |
| 1 | Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов. | 23.04 | Вставка пропущенных букв в слова. Запись предложений. Вставка пропущенных слов в предложения. Работа со схемой предложения. Письмо под диктовку слогов, слов. |
| 1 | Письмо строчной буквы ч. | 25.04 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы ч. Написание слогов и слов с буквой ч. |
| 1 | Письмо заглавной буквы Ч. | 27.04 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Ч. Написание слогов и слов с буквой Ч. |
| 1 | Письмо изученных букв, слогов, слов. Практические упражнения в написании слов с ча и чу. | 30.04 | Написание слогов и слов. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Вставка пропущенных букв в слова. Запись предложений. Письмо под диктовку слогов, слов. |
| 1 | Письмо строчной и заглавной буквы Фф. | 2.05 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Фф. Написание слогов и слов с буквой Фф. Дополнение и запись предложения с опорой на схему и иллюстрацию. |
| 1 | Дифференциация слогов и слов с В и Ф. Письмо изученных букв, слогов, слов. | 4.05 | Написание слогов и слов. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Вставка пропущенных букв в слова. Запись предложений. Вставка пропущенных слов в предложения. Работа со схемой предложения. Письмо под диктовку слогов, слов. |
| 1 | Письмо строчной и заглавной буквы Цц. | 7.05 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Цц. Написание слогов и слов с буквой Цц. Дополнение и запись предложения с опорой на схему и иллюстрацию. |
| 1 | Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов. | 11.05 | Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Вставка пропущенных букв в слова. Вставка пропущенных слов в предложения. Письмо под диктовку слогов, слов. |
| 1 | Письмо строчной и заглавной буквы Ээ. | 14.05 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Ээ. Написание слогов и слов с буквой Ээ. |
| 1 | Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов. | 16.05 | Списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Вставка пропущенных букв в слова. Запись предложений. Вставка пропущенных слов в предложения. Письмо под диктовку слогов, слов. |
| 1 | Письмо строчной буквы щ. | 18.05 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы щ. Написание слогов и слов с буквой щ. |
| 1 | Письмо заглавной буквы Щ. | 21.05 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы Щ. Написание слогов и слов с буквой Щ. |
| 1 | Практические упражнения в написании слов с ча, ща, чу, щу. | 23.05 | Написание слогов и слов. Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Вставка пропущенных букв в слова. Вставка пропущенных слов в предложения. Письмо под диктовку слогов, слов. |
| 1 | Письмо строчной буквы ъ. | 25.05 | Дифференциация печатного и рукописного варианта буквы ъ. Написание слов с буквой ъ. Дополнение и запись предложения с опорой на схему и иллюстрацию. |
| 1 | Написание слов с ь и ъ знаком. | 28.05 | Написание слов с буквой ъ. Написание слов с ь и ъ знаком. Дополнение и запись предложения с опорой на схему и иллюстрацию. |
| 1 | Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов. | 30.05 | Перекодирование печатного шрифта в рукописный шрифт, списывание слов с печатного и рукописного шрифта. Вставка пропущенных слов в предложения. Работа со схемой предложения. Письмо под диктовку слогов, слов. |
Метериально-техническое обеспечение
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса, реализуемого на основе примерной рабочей программы по русскому языку для первого класса по достижению планируемых результатов освоения АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), представлено следующими объектами и средствами:
1. Учебно-методическое обеспечение:
- Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Первый класс. Русский язык. Чтение (обучение грамоте). Примерная рабочая программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
- Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Обучение грамоте. Методические рекомендации для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
2. Учебник:
- Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Букварь. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – В 2-х ч.
3. Рабочая тетрадь:
- Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Прописи для 1 класса общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – В 3-х ч.
4. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:
- электронная форма учебника: Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Букварь. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – В 2-х ч.
5. Технические средства:
- компьютер, персональный компьютер (ноутбук, планшет).
6. Учебно-практическое оборудование:
- касса букв и слогов;
- раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки, природный материал, геометрические фигуры и тела);
- наборы предметных и сюжетных картинок;
- карточки для индивидуальной работы (схемы слов, предложений и т.п.);
- слоговые таблицы;
- дидактические игры;
- образца написания букв;
- мозаика, шнуровки, шаблоны, трафареты;
- конструктор.