Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Глубокинская школа
Краснинского района Смоленской области
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
Протокол № 1 от 30.08. 2020 года
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
__________Горбатенкова Г.Е.
Приказ № 95 от 31.08. 2020 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
10 -11 классы
Учитель: Колабская Светлана Александровна
высшая квалификационная категория
2020-2021 учебный год
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения программы
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историкокультурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты освоения программы
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
1. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных
задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с
использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты освоения программы
В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;
сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;
преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
соблюдать культуру публичной речи;
соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).
Содержание учебного предмета
10 класс
Введение. Слово о русском языке
Язык как знаковая система и общественное явление. Русский язык как государственный, межнационального общения, рабочий язык ООН. Языки естественные и искусственные. Основные функции языка.
Лексика. Фразеология. Лексикография
Представление о лексическом значении слова. Прямое и переносное значение слова. Изобразительно-выразительные средства русского языка: эпитеты, метафоры, метонимия, сравнение, перифраза. Омонимы. Разновидности омонимов: омофоны, омографы, омоформы. Паронимы. Паронимический ряд. Синонимы, антонимы и их употребление. Происхождение лексики русского языка. Исконно-русская лексика и заимствованная. Старославянизмы и их особая роль в лексической системе языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления: диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.
Фонетика. Графика. Орфоэпия
Звуки и буквы. Фонетический разбор слова. Чередование звуков.
Морфемика и словообразование
Состав слова. Морфемный анализ слова. Способы словообразования в русском языке: морфологические и неморфологические. Словообразовательный анализ. Формообразование. Основные способы образования грамматических форм в русском языке.
Морфология и орфография
Принципы русской орфографии: морфологический, традиционный, фонетический. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц: правописание гласных Ы-И после Ц в различных частях слова. Употребление букв Э, Е и сочетание ЙО в различных морфемах. Правописание звонких и глухих, позиционные чередования. Правописание непроизносимых и двойных согласных на стыке морфем. Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки на –З-, -С-. Гласные в приставках, зависящие от ударения. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-. Условия написания приставок. Правописание гласных И и Ы после приставок. Написание гласного И после приставок _МЕЖ, -СВЕРХ-, после заимствованных приставок (ДЕЗ-, СУБ-, ИН- и т.д.) Употребление Ъ и Ь . Употребление прописных букв. Правила переноса слов.
Части речи. Имя существительное
Определение. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Падежные окончания И-Е у существительных 1,2,3 склонения. Гласные в суффиксах имен существительных: правописание суффиксов –ЕК-, -ИК-, -ЕНК-, ИНК-, -ЕЦ-, -ИЦ-, -ИЧК-, -ЕЧК-, ОНЬК-,-ЕНЬК-, -ЫШК-, -УШК-, -ЮШК-, -ЧИК-, -ЩИК-. Правописание сложных имен существительных: слитное, дефисное.
Части речи. Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Определение. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: качественные, относительные, притяжательные. Особенности образования прилагательных. Правописание окончаний имен прилагательных. Правописание суффиксов имен прилагательных –К-, -СК-, -ЕВ-, -ИВ-, -ЧИВ-, -ЛИВ-, -ОВ-, -ОВАТ-, -ОВИТ-, -ЕНЬК-, -ОНЬК-. Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных: слитное, дефисное.
Части речи. Имя числительное
Определение. Лексико-грамматические разряды имен числительных: количественные, порядковые, собирательные. Склонение и правописание имен числительных: слитное, раздельное, дефисное. Употребление имен числительных в речи: «один», «оба», собирательных числительных.
Части речи. Местоимение
Местоимение как часть речи. Морфологические особенности местоимений. Правописание местоимений. Особенности функционирования местоимений.
Части речи. Глагол
Глагол как часть речи. Определение. Инфинитив. Категория вида глагола. Переходность – непереходность глагола. Возвратные глаголы. Категория наклонения. Категория времени глагола. Спряжение глаголов. Морфологический разбор глагола. Правописание глаголов: личные окончания, употребление буквы Ь в глагольных формах, правописание суффиксов.
Части речи. Причастие
Причастие как глагольная форма. Определение. Признаки глагола. Признаки прилагательного. Морфологический разбор причастий. Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Правописание окончаний и суффиксов причастий. Правописание Н, НН в причастиях и отглагольных прилагательных.
Части речи. Деепричастие
Определение. Признаки глагола. Признаки наречия. Образование деепричастий несовершенного вида. Образование деепричастий совершенного вида. Морфологический разбор деепричастий.
Части речи. Наречие
Наречие как часть речи. Определение. Обстоятельственные и определительные наречия. Образование степеней сравнения наречия. Правописание наречий: гласные на конце наречий, слитное, раздельное, дефисное написание.
Части речи. Слова категории состояния
Слова категории состояния. Омонимичность наречиям и кратким прилагательным. Степени сравнения слов категории состояния. Морфологический разбор наречий.
Служебные части речи
Предлог как служебная часть речи. Функции предлога в речи. Производные и непроизводные предлоги. Простые и сложные предлоги. Правописание предлогов: слитное, дефисное, раздельное написание. Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Виды союзов по происхождению (производные и непроизводные), по структуре (простые и составные), по синтаксическим функциям (сочинительные и подчинительные). Правописание союзов. Правописание союзов и сходных с ними по звучанию слов других частей речи. Функции частиц в речи. Разряды частиц. Правописание частиц: раздельное написание частиц со словами, дефисное написание частиц со словами. Частицы НЕ и НИ. Употребление частиц НЕ и НИ. Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.
Содержание учебного предмета
11 класс
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи.
Развитие навыков монологической и диалогической речи.
Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста.
Информационная переработка текста.
Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
Учебно-научный, деловой, публицистический стили, разговорная речь, язык художественной литературы. Их особенности.
Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Написание доклада, реферата, тезисов, рецензии. Составление деловых документов различных жанров (расписки, доверенности, резюме).
Культура публичной речи.
Культура разговорной речи.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций
Русский язык в современном мире.
Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).
Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике.
Литературный язык и язык художественной литературы.
Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.
Синонимия в системе русского языка.
Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование.
Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции
Взаимосвязь языка и культуры.
Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов.
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.
Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения.
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.
Словосочетание
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.
Предложение
Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.
Простое предложение
Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов простого предложения.
Простое осложненное предложение
Синтаксический разбор простого предложения.
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.
Параллельные синтаксические конструкции.
Знаки препинания при сравнительном обороте.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.
Сложное предложение
Понятие о сложном предложении.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
Период. Знаки препинания в периоде.
Синонимия разных типов сложного предложения.
Предложения с чужой речью
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Употребление знаков препинания
Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
КУЛЬТУРА РЕЧИ
Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Культура речи и её основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Соблюдение норм речевого поведения в различных ситуациях и сферах общения. Основные коммуникативные качества речи и их оценка. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление. Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Культура публичной речи. Культура разговорной речи. Культура письменной речи.
СТИЛИСТИКА
Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства.
Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Особенности литературно-художественной речи.
Текст. Закономерности построения текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Информационная переработка текста. Анализ текстов разных стилей и жанров.
ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ
М.В. Ломоносов. А.Х. Востоков. Ф.И. Буслаев. В.И. Даль. Я.К. Грот. А.А. Шахматов. Л.В. Щерба. Д.Н. Ушаков. В.В. Виноградов. С.И. Ожегов.
Тематическое планирование
10 класс
№ п/п | Тема | Количество часов |
Всего часов часов | Из них развитие речи | Из них контрольные работы |
1. | Общие сведения о языке. Роль языка в мире. История развития языка. Периоды развития языка. Устаревшие формы слов. | 8 | 3 | 1 |
2. | Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография. Фонетический разбор слова (Слоги, звуки, их характеристика). Нормы литературного произношения и ударения. Принципы русской орфографии. Правила орфографии. | 9 | | 1 |
3. | Лексика. Фразеология. Сферы употребления русской лексики. Исконно русская и заимствованная лексика. Русская фразеология. Словари. | 13 | 1 | 1 |
4. | Морфемика и словообразование. Морфемы. Способы словообразования. Выразительные словообразовательные средства. | 11 | 4 | |
5. | Морфология. Орфография. Части речи, их морфологические признаки. Трудные вопросы правописания: -н и –нн в суффиксах; не и ни с разными частями речи; ь на конце слов разных частей речи. Правописание наречий, глаголов, причастий. | 16 | 2 | 1 |
6. | Синтаксис и пунктуация. Принципы русской пунктуации. Типы и виды словосочетаний. Простое и осложнённое предложение. Сложное предложение. Прямая и косвенная речь. Авторская пунктуация. | 18 | | 1 |
7. | Текст. Способы связи между частями текста. Абзац. Типы речи, стили текста. Конспект. Аннотация. | 15 | 6 | 1 |
8. | Обобщение и повторение материала | 12 | 2 | |
| | 102 | 16 | 6 |
9 | Резервный урок. Текст | 1 | | |
Тематическое планирование
11 класс
№ п/п | Тема | Количество часов |
Всего часов часов | Из них развитие речи | Из них контрольные работы |
1 | Повторение. Разделы языка | 6 | | 1 |
2 | Синтаксис. Пунктуация. Основные принципы русской пунктуации | 1 | | 1 |
3 | Синтаксис. Словосочетание | 3 | 1 | |
4 | Синтаксис. Простое предложение | 3 | | |
5 | Синтаксис. Простое осложнённое предложение | 14 | | 1 |
6 | Синтаксис. Сложное предложение | 10 | 2 | 1 |
7 | Текст. Прямая речь и диалог | 6 | 1 | 1 |
8 | Культура речи. Стилистика | 16 | | |
9 | Из истории русского языкознания | 1 | | |
10 | Обобщение и повторение материала | 42 | 2 | 2 |
| | 102 | 6 | 7 |
Календарно-тематическое планирование
10 класс
№ | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
1 | Общие сведения о языке. Роль языка в обществе. | 1 | 02.09.2019 |
2 | «Язык каждого народа создан самим народом» (К.Д. Ушинский). | 1 | 05.09 |
3 | История развития русского языка. | 1 | 06.09 |
4 | Периоды в истории развития русского языка в современном мире. | 1 | 09.09 |
5-6 | Развитие речи. Стилистические функции устаревших форм слова. | 2 | 12.09 13.09 |
7 | Развитие речи. Подготовка к сжатому изложению. | 1 | 16.09 |
8 | Входной контроль. Развитие речи. Контрольное сжатое изложение. | 1 | 19.09 |
9 | Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография. Повторение материала. | 1 | 20.09 |
10-11 | Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. | 2 | 23.09 26.09 |
12-14 | Принципы русской орфографии. | 3 | 27.09 30.09 03.10 |
15-16 | Фонетический разбор. | 2 | 04.10 07.10 |
17 | Тематический контроль по теме «Фонетика. Орфоэпия. Орфография». | 1 | 10.10 |
18 | Лексика и фразеология. Повторение материала. | 1 | 11.10 |
19-20 | Развитие речи. Сферы употребления русской лексики. | 2 | 14.10 17.10 |
21-22 | Исконно русская и заимствованная лексика. | 2 | 18.10 21.10 |
23-25 | Русская фразеология. | 3 | 24.10 25.10 07.11 |
26-27 | Словари русского языка. | 2 | 08.11 11.11 |
28 | Самостоятельная работа по теме «Лексика». | 1 | 14.11 |
29 | Контрольный диктант по теме «Лексика. Фонетика. Орфография». | 1 | 15.11 |
30 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | 1 | 18.11 |
31 | Морфемика и словообразование. Повторение материала. | 1 | 21.11 |
32-33 | Способы словообразования. | 2 | 22.11 25.11 |
34-37 | Развитие речи. Выразительные словообразовательные средства. | 4 | 28.11 29.11 02.12 05.12 |
38-41 | Комплексный анализ текста. | 4 | 06.12 09.12 12.12 13.12 |
42 | Морфология и орфография. Части речи. Контрольное тест. | 1 | 16.12 |
43-44 | Трудные вопросы правописания -н и –нн- в суффиксах разных частей речи. | 2 | 19.12 20.12 |
45-46 | Правописание не и ни с разными частями речи. | 2 | 23.12 26.12 |
47 | Различение частиц не и ни. | 1 | 27.12 |
48-49 | Правописание наречий. | 2 | 30.12 10.01 |
50 | Мягкий знак на конце слов после шипящих. | 1 | 13.01 |
51 | Правописание глаголов. | 1 | 16.01 |
52-53 | Правописание причастий. | 2 | 17.01 20.01 |
54-55 | Обобщающее повторение «Слитное, раздельное, дефисное написание слов различных частей речи». | 2 | 23.01 24.01 |
56 | Развитие речи. Подготовка к сжатому изложению с творческим заданием. | 1 | 27.01 |
57 | Развитие речи. Контрольное сжатое изложение с творческим заданием. | 1 | 30.01 |
58 | Синтаксис и пунктуация. Принципы русской пунктуации. | 1 | 31.01 |
59-60 | Типы и виды словосочетаний. | 2 | 03.02 06.02 |
61-63 | Простое предложение. | 3 | 07.02 10.02 13.02 |
64-66 | Осложнённое предложение. | 3 | 14.02 17.02 20.02 |
67-69 | Сложное предложение. | 3 | 21.02 24.02 27.02 |
70 | Тестирование по теме «Сложное предложение». | 1 | 28.02 |
71-72 | Прямая и косвенная речь. | 2 | 02.03 05.03 |
73 | Авторская пунктуация. | 1 | 06.03 |
74 | Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация простого и сложного предложения». | 1 | 09.03 |
75 | Анализ работ. Работа над ошибками. | 1 | 12.03 |
76 | Развитие речи. Текст. Способы и средства связи между частями текста. | 1 | 13.03 |
77 | Развитие речи. Абзац. Типы речи. Повествование. | 1 | 16.03 |
78-80 | Развитие речи. Рассуждение. Описание. | 3 | 19.03 20.03 30.03 |
81 | Развитие речи. Речеведческий анализ текста. | 1 | 02.04 |
82 | Развитие речи. Виды сокращений текста (план, тезис, выписки). | 1 | 03.04 |
83 | Конспект. Тематический конспект. | 1 | 06.04 |
84-85 | Развитие речи. Аннотация. Рецензия. Реферат. | 2 | 09.04 10.04 |
86 | Промежуточная аттестация. | 1 | 13.04 |
87 | Функциональные стили речи. Научный стиль. Научно-популярный подстиль. | 1 | 16.04 |
88 | Научный стиль и его лексические особенности. | 1 | 17.04 |
89 | Научный стиль, морфологические, синтаксические особенности. | 1 | 20.04 |
90 | Повторительно- обобщающий урок по теме «Текст, стили речи». Тест. | 1 | 23.04 |
91 | Повторение. Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография. | 1 | 24.04 |
92 | Повторение. Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография. | 1 | 27.04 |
93 | Повторение. Лексика. Фразеология. | 1 | 30.04 |
94 | Повторение. Лексика. Фразеология. | 1 | 07.05 |
95 | Повторение. Морфемика и словообразование. | 1 | 08.05 |
96 | Повторение. Морфемика и словообразование. | 1 | 14.05 |
97 | Повторение. Морфология. Орфография. | 1 | 15.05 |
98 | Повторение. Морфология. Орфография. | 1 | 18.05 |
99 | Повторение. Синтаксис и пунктуация | 1 | 21.05 |
100 | Повторение. Синтаксис и пунктуация | 1 | 22.05 |
101 | Повторение. Развитие речи. Текст | 1 | 25.05 |
102 | Повторение. Развитие речи. Текст | 1 | 28.05 |
103 | Резервный урок. Повторение. Развитие речи. Текст | 1 | 29.05 |
Календарно-тематическое планирование
11 класс
№п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
1 | Повторение и обобщение изученного материала по фонетике, графике, орфоэпии и орфографии. | 1 | 01.09 |
2-3 | Повторение по теме «Морфемика и словообразование» | 2 | 02.09, 03.09 |
4-5 | Повторение по теме «Морфология» | 2 | 08.09, 09.09 |
6 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторяем изученное» | 1 | 10.09 |
7 | Синтаксис. Пунктуация. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ предложения | 1 | 15.09 |
8 | Словосочетание как синтаксическая единица | 1 | 16.09 |
9 | Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания | 1 | 17.09 |
10 | Развитие речи. Контрольное сжатое изложение | 1 | 22.09 |
11 | Предложение как единица синтаксиса. Простое предложение. Виды предложений по структуре | 1 | 23.09 |
12 | Постановка тире в простом предложении | 1 | 24.09 |
13 | Распространённые и нераспространённые предложения, полные и неполные предложения | 1 | 29.09 |
14 | Простое осложненное предложение. Синтаксический разбор простого предложения | 1 | 30.09 |
15 | Предложение с однородными членами | 1 | 01.10 |
16 | Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися, повторяющимися и парными союзами | 1 | 07.10 |
17 | Обобщающие слова при однородных членах предложения | 1 | 08.10 |
18 | Обособленные члены предложения. Обособленные и необособленные определения | 1 | 09.10 |
19-20 | Обособленные приложения | 2 | 14.10, 15.10 |
21 | Обособленные обстоятельства и дополнения | 1 | 16.10 |
22 | Уточняющие, пояснительные, присоединительные члены предложения | 1 | 21.10 |
23 | Знаки препинания при сравнительных оборотах | 1 | 22.10 |
24 | Знаки препинания при обращениях | 1 | 23.10 |
25 | Вводные слова и вставные конструкции | 1 | 03.11 |
26 | Тестирование «Готовимся к ЕГЭ». Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова | 1 | 05.11 |
27 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Простое осложнённое предложение» | 1 | 10.11 |
28 | Сложные предложения, знаки препинания в сложносочиненном предложении | 1 | 11.11 |
29 | Контрольный диктант по теме «Простое осложнённое предложение» | 1 | 12.11 |
30 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным | 1 | 17.11 |
31 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными | 1 | 18.11 |
32 | Тестирование «Готовимся к ЕГЭ» | 1 | 19.11 |
33 | Развитие речи. Контрольное сочинение публицистического стиля | 1 | 24.11 |
34 | Развитие речи. Стили речи. Стилевые особенности | 1 | 25.11 |
35 | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении | 1 | 26.11 |
36 | Сложные предложения с разными видами связи. Сложное синтаксическое целое. Абзац | 1 | 01.12 |
37 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Сложное предложение» | 1 | 02.12 |
38 | Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи | 1 | 03.12 |
39 | Контрольное тестирование по теме «Простое и сложное предложение» | 1 | 08.12 |
40 | Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах | 1 | 09.12 |
41 | Сочетание знаков препинания. Факультативные знаки препинания | 1 | 10.12 |
42 | Авторская пунктуация | 1 | 15.12 |
43 | Развитие речи. Контрольное изложение | 1 | 16.12 |
44 | Культура речи как раздел науки о языке. Соблюдение норм речевого поведения | 1 | 17.12 |
45 | Основные коммуникативные качества речи и их оценка. | 1 | 22.12 |
46 | Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Культура публичной речи. | 1 | 23.12 |
47 | Культура разговорной речи. Культура письменной речи. | 1 | 24.12 |
48 | Стилистика. Функциональные стили. Научный стиль. Информационная переработка текста | 1 | 29.12 |
49 | Официально-деловой стиль. Анализ текста | 1 | 30.12 |
50-51 | Публицистический стиль. Анализ текста | 2 | 12.01, 13.01 |
52-53 | Разговорный стиль. Особенности литературно-художественного стиля | 2 | 14.01, 19.01 |
54-55 | Особенности литературно-художественного стиля | 2 | 20.01, 21.01 |
56-57 | Текст. Закономерности построения текста. Функционально-смысловые типы речи | 2 | 26.01, 27.01 |
58-59 | Комплексный анализ текста | 2 | 28.01, 02.02 |
60 | Из истории русского языкознания | 1 | 03.02 |
61-64 | Развитие речи. Основные этапы работы над сочинением на ЕГЭ по русскому языку | 4 | 04.02, 09.02, 10.02, 11.02 |
65- 66 | Развитие речи. Сочинение-рецензия по тексту | 2 | 16.02, 17.02 |
67-68 | Комплексный анализ текста | 2 | 18.02, 24.02 |
69-71 | Тестирование «Готовимся к ЕГЭ». Знаки препинания в простом и сложном предложениях | 3 | 25.02, 02.03, 03.03 |
72 | Контрольная работа по теме «Простое и сложное предложение» | 1 | 04.03 |
73 | Анализ контрольных работ. Работа над ошибками | 1 | 09.03 |
74-76 | Тестирование «Готовимся к ЕГЭ». Работа над сочинением | 3 | 10.03, 11.03,16.03 |
77-79 | Повторение. Орфография | 3 | 17.03, 18.03, 01.04 |
80-83 | Тестирование «Готовимся к ЕГЭ». Работа над сочинением | 3 | 06.04. 07.04, 08.04 |
84-86 | Повторение. Синтаксис и пунктуация | 3 | 13.04, 14.04, 15.04 |
87 | Промежуточная аттестация | 1 | 20.04 |
88 | Анализ промежуточных работ. Работа над ошибками | 1 | 21.04 |
88-90 | Тестирование «Готовимся к ЕГЭ». Работа над сочинением | 3 | 22.04, 27.04. 28.04 |
91-93 | Повторение. Стилистика | 3 | 29.04, 04.05, 05.05 |
94-96 | Тестирование «Готовимся к ЕГЭ». Работа над сочинением | 3 | 06.05, 11.05, 12.05 |
97-99 | Повторение. Культура речи и языкознание | 3 | 13.05, 18.05, 19.05 |
100-102 | Тестирование «Готовимся к ЕГЭ» | 3/2 | 20.05, 25.05 |